Хроника обновлений (за 2 месяца)
2.02.2025
— К звёздам! «Пионерская правда» 1981 г. №6(6525) (20.01.1981) в djvu — 485 кб
Московский клуб юных космонавтов
— Г.Альтов. Изобретать? «Пионерская правда» 1981 г. №14(6533) (17.02.1981) в djvu — 878 кб
— В.Привалов. Над планетой — космонавт-100! «Пионерская правда» 1981 г. №22(6541) (17.03.1981) в djvu — 216 кб
— В.Привалов. Международный экипаж «Пионерская правда» 1981 г. №24(6543) (24.03.1981) в djvu — 157 кб
Джанибеков — Гуррагча
— В.Привалов. Четверо среди звёзд «Пионерская правда» 1981 г. №25(6544) (27.03.1981) в djvu — 62 кб
— Евгений Велтистов «Пионерская правда» 1981 г. №25(6544) (27.03.1981) в djvu — 74 кб
писатель — о новых своих книгах
— Поздравляем героев! «Пионерская правда» 1981 г. №27(6546) (3.04.1981) в djvu — 110 кб
Джанибеков — Гуррагча вернулись на Землю
— 12 апреля — День космонавтики «Пионерская правда» 1981 г. №29(6548) (10.04.1981) в djvu — 1,06 Мб
Г.С.Титов. Земля — орбита, далее везде
В.Чепуров. Помнят «Гуси-лебеди» (Гагарин у пионеров)
Каштан космонавта (В.В.Ковалёнка)
Дамбын Цэмбэл. Путеводная звезда Гуррагчи
Б.Аксельрад. Почётный гость (Л.Д.Кизим)
— С далёкой планеты «Пионерская правда» 1981 г. №38(6557) (12.05.1981) в djvu — 407 кб
Детские рисунки
— Г.Альтов. На планете двух солнц «Пионерская правда» 1981 г. №38(6557) (12.05.1981) в djvu — 952 кб
Писатель объявляет очередной тур конкурса
— Вячеслав Фёдорович Рахманин, Владимир Сергеевич Судаков. К 50-летию принятия на вооружение ракет Р-12 с двигателем РД-214 «Двигатель» 2009 г. №2(62+243) (март — апрель) в djvu — 477 кб
— Алексей Геннадиевич Яковлев. Особенности эксплуатации ракетной кислородно-водородной двигательной установки «Двигатель» 2009 г. №2(62+243) (март — апрель) в djvu — 329 кб
— Александр Славароссов. Незабываемый проект академика С.П.Королёва «Двигатель» 2009 г. №2(62+243) (март — апрель) в djvu — 144 кб
РН Н1
— Виктор Марьяновский. Гитары славят подвиг «Смена» 1972 г. №17 (сентябрь) в djvu — 380 кб
Грушинский фестиваль. Пятый
— «Синие люди» «Смена» 1972 г. №18 (сентябрь) в djvu — 30 кб
отклики читателей на роман
— Евгений Шатько. Растительная жизнь «Смена» 1972 г. №19 (октябрь) в djvu — 64 кб
Юмореска
— *Приветствует астронавта (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «The Altus Times-Democrat», 8.05.1961 в jpg — 79 кб
Президент Кеннеди приветствует астронавта Алана Б. Шепарда-младшего после прибытия последнего в Белый Дом. На фотографии показан астронавт, его жена, миссис Кеннеди и президент.
— *[Чета Кеннеди и Шепарды] (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «Reading Eagle», 8.05.1961 в jpg — 229 кб
Коммандер Алан Б. Шепард-младший, первый астронавт Америки, и его жена показаны идущими этим утром через портик Белого Дома в Вашингтоне, округ Колумбия, с президентом и миссис Джон Ф. Кеннеди. Прибытие астронавта в Белый Дом стартовало серию событий по встрече героя пятничного полета в космос.
— полностью (на англ.) «Spaceport News» 1968 г. т.8, №4 (13.02.1969) в djvu — 1,52 Мб
— Тим Бодди. Сгорающий (Tim Boddy, Burning up) (на англ.) «New Scientist», том 265, №3528 (1 февраля), 2025 г., стр. 24-25 в pdf — 2,68 кб
Подпись к фотографии: "Эти жуткие снимки огненного неба показывают момент, когда ракета Starship компании SpaceX драматически вернулась на Землю в разрушенном виде в прошлом месяце. (...) Седьмой испытательный полет Starship стартовал с площадки SpaceX в Бока-Чика, штат Техас, 16 января [2025 года], но испытал на себе "быструю внеплановую разборку", как компания творчески называет взрывы после пожара в кормовой части корабля. (...) Хотя существует множество видеозаписей, демонстрирующих взрыв ракеты, снимки [Джеймса] Темпла — единственные известные снимки, сделанные профессиональным фотографом. Он говорит, что это было "сюрреалистично" — быть тем, кто их делал. (...) он был "в нужном месте в нужное время, чтобы запечатлеть эти снимки", — говорит он."
1.02.2025
— Булат Окуджава (стихи) «Юность» 1963 г. №2 в djvu — 214 кб
Это случится
Каравай
Аисты
Картина
Март
Ладони
— Е. Евтушенко. Встреча (стихи) «Юность» 1961 г. №4 в djvu — 331 кб
— Д.Сухарев. Тает! (стихи) «Юность» 1961 г. №4 в djvu — 18 кб
позже стали прекрасной песней
— Нандор Шуминский. Пуски европейской РН "Ариан-5" (Az Ariane-5 és az Európa hordozó rakéta indítási táblázata) (таблица) (на венгерском) «HADITECHNIKA» 2012 г. №5 (сентябрь — октябрь?) в pdf — 79 кб
— Миклош Сабо. Silverbird — малоизвестный секрет освоения космоса (Szabó Miklós. A Silbervogel — az Úrkutatás alig ismert titka) (на венгерском) «HADITECHNIKA» 2012 г. №5 (сентябрь — октябрь?) в pdf — 479 кб
Семьдесят лет назад, в 1942 году, был спроектирован и начал строиться первый немецкий космический бомбардировщик. Австро-германские космические исследования вёл малоизвестный д-р Эйген Зингер, его разработки могли бы стать основой орбитального штурмового самолета. Молодой австриец задумался над ним во время учебы в Граце, а затем в Венском университете, изучал жидкостные реактивные двигатели.
В 1928-1942 годах он добился значительных результатов в реализации своих идей о космических путешествиях. В 1933-36 годах, благодаря многочисленным международным публикациям, привлек внимание люфтваффе и был принят к реализации в 1941 году космический бомбардировщик с дальностью полета более 20 тысяч километров под названием Silverbird ("Серебряная птица"). В этом кратком напоминании мы постараемся представить основанную на математических расчетах конструкцию самолета и его историю.
— Ласло Араньи. Начнется ли еще одна космическая гонка? (Aranyi László. Újabb űrverseny kezdődik?) (на венгерском) «HADITECHNIKA» 2012 г. №5 (сентябрь — октябрь?) в pdf — 597 кб
Сначала неудача. 2010. В воскресенье, 12 сентября, датская космическая капсула осуществила первый пробный запуск, однако из-за неполадок с обогревом его пришлось отложить. История, какой бы смешной
она ни казалась, но это не так. Действительно, в поломке виноват фен (обогрев кислородного клапана). Ракета-носитель ожидала суборбитального полета, но клапан подачи жидкого кислорода заклинило после включения обогрева, электричество не подавалось. Старт был перенесен в район острова Борнхольм, где преобладали холода, и он не смог выдержать такое. Специалисты немедленно обратились к специалистам за помощью. Ниже приведен список работ, которые необходимо выполнить в 2011 году. Новая попытка запуска запланирована на июнь (2011)*
*Собственно, датская ракета и управлялась открытием/закрытием этого клапана. 3.06.2011 она взлетела, но только на 2,8 км, сошла с курса, парашюты раскрылись частично. Всё
Но оснавная часть статьи — про иранские космические ракеты.
— полностью (на англ.) «Spaceport News» 1968 г. т.8, №3 (30.01.1969) в djvu — 1,53 Мб
— Эд Реджис. Смелая попытка отправиться (Ed Regis, Boldly attempting to go) (на англ.) «New Scientist», том 265, №3528 (1 февраля), 2025 г., стр. 21 в pdf — 1,88 кб
"Исследуя "Звездный путь", мою новую книгу о реалиях межзвездных путешествий, я часто удивлялся причудливым, сверхсовременным проектам космических аппаратов, которые ученые предлагали в авторитетных научных журналах. Наиболее известным из них является проект "Орион" (1957-1965), основная идея которого заключалась в том, чтобы привести в движение межзвездный космический корабль, взорвав за ним серию термоядерных бомб, которые обеспечат ему серию мощных толчков в космическом пространстве. Спустя долгое время после завершения проекта Фримен Дайсон, работавший над ним, сказал: "Мы действительно были немного не в себе, думая, что все это сработает". Аминь. На полном серьезе предлагалось множество других безумных проектов космических кораблей. В 1984 году Энтони Мартин (Anthony Martin) заявил в журнале Британского межпланетного общества (British Interplanetary Society), что "грузоподъемность самых крупных предложенных транспортных средств составляет всего около 50 миллионов человек (что эквивалентно населению Британских островов)". Только? В том же году физик Роберт Л. Компания Forward опубликовала проект управляемого лазером межзвездного светового паруса диаметром 1000 километров. Это, по его признанию, имело серьезный недостаток: "Если мы хотим обеспечить постоянное ускорение, мощность лазера должна быть увеличена с 43 000 ТВт в начале до 75 000 ТВт или более в конце фазы ускорения". "ТВТ" означало тераватты — на тот момент 1 тераватт — это общее количество электроэнергии, производимой на Земле за один год. По любым стандартам, 75 000 тераватт — это очень много. (...) Но даже более скромные конструкции, вероятно, оказываются неосуществимыми на практике. Одной из самых популярных идей в настоящее время является "мировой корабль", в котором поколения пассажиров рождаются и умирают на борту космического корабля в течение сотен лет путешествий. (...) Космический корабль со 100 000 человек на борту сам по себе является эпической, даже героической концепцией дизайна. Для его строительства потребовались бы ресурсы в невиданных на Земле масштабах. Авторы говорят, что основным камнем преткновения в таком проекте является его стабильная работа с течением времени: "Мировой корабль
надежность, вероятно, будет главной проблемой технико-экономического обоснования из-за большого количества деталей и длительной продолжительности полета". Исследователи оценивают частоту отказов в трех компонентах в секунду. Для поддержания этого уровня потребуются большие возможности автономного ремонта. Поскольку оборудование также может выйти из строя, оно должно быть самовосстанавливающимся. Но загвоздка в том, что такая самовосстанавливающаяся система сама по себе будет подвержена поломкам систем, которые разработаны для предотвращения или устранения. Итак, в конце концов, мировой корабль становится саморазрушающимся артефактом, который фактически обрекает на гибель корабль и его пассажиров. Сюрприз! Даже если межзвездные путешествия станут для нас недоступны в неопределенном будущем, факт остается фактом: у нас есть возможность колонизировать остальную часть нашей солнечной системы. Возможные пункты назначения включают Луну и Марс, а также такие спутники, как Европа и Энцелад. Другим вариантом было бы создание космических колоний на околоземной орбите или среди астероидов. (...) самое лучшее в этом варианте то, что, хотя он и сложен на практике, он не является абсурдным".
[Название "Смелая попытка отправиться" является отсылкой к знаменитой фразе "смело идти туда, где еще не ступала нога человека" из американского телесериала "Звездный путь". Каждая серия начиналась словами капитана Кирка: "Космос: последний рубеж. Это путешествия звездолета "Энтерпрайз". Его пятилетняя миссия: исследовать незнакомые новые миры. Искать новую жизнь и новые цивилизации. Смело отправляться туда, где еще не ступала нога человека!"]
*Сегодня встреча героя (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «The Sumter Daily Item», 8.05.1961
Вашингтон. Первый космонавт Америки прилетел сегодня в Вашингтон, где его встретят, как героя, со следующим сильным преуменьшением:
«Я узнал, что мир и Соединенные Штаты весьма довольны тем, что мы сделали».
В «мы», как пояснил коммандер ВМС Алан Б. Шепард, включены шесть других астронавтов, уступивших ему честь взмыть в прошлую пятницу с мыса Канаверал, штат Флорида.
Шепард также сделал другое скромное заявление о, там что он жаждет рассказать больше о том, «что мы сделали».
Он был как дома за микрофонами на базе ВВС Эндрюс расположенного поблизости Мериленда — так же, как за приборами управления своей капсулы.
Он также приложил сегодня руку к своему обычному занятию — управлению самолетом. Какое-то время он пилотировал большой самолет ВВС, которые доставил его и других астронавтов с острова Гранд-Багама.
Самолет приземлился на базе ВВС Эндрюс в 9:33 утра, а через несколько минут Шепард, его жена и другие совершили быстрый полет на вертолете к Белому Дому, где президент и миссис Кеннеди ждали, чтобы оказать ему почести.
37-летний пилот был особенно внимателен к своей матери и жене. Его жена постоянно оживленно улыбалась. Состоялся большой приветственный поцелуй и пара на краткое время соприкоснулась руками, пока они шли к микрофону, где Шепард кратко ответил на приветствия присутствующих.
Все главные фигуры этого утра были в гражданских одеждах. Белый Дом и Пентагон запретили оркестры, знамена и помпу — к огромному разочарованию отцов города Вашингтона. Те хотели больше фанфар для нового героя Америки.
Власти решили, что прием и празднества должны быть тихими, с акцентом на том, что на этом первом достижении не планируется останавливаться. Для астронавтов вторник станет очередным рабочим днем.
Шепарду и всем остальным в космической программе очевидно, что многое еще необходимо сделать, прежде чем Америка сможет сравняться с достижениями Советов, которые первыми отправили человека на орбиту вокруг света.
На базе ВВС Эндрюс находилась толпа примерно в 1'000 человек.
Близкие члены семьи Шепарда и его жены собрались на посадочной полосе, пока самолет еще выруливал до остановки.
В группе с миссис Шепард были родители астронавта — отставной армейский полковник и миссис Алан Б. Шепард из Ист-Дерри, штат Нью-Гемпшир; сестра, миссис Гордон Шерман из Норт -Аттлеборо, штат Массачусетс; а также родители миссис Шепард — миссис и миссис Р. П. Брюэр из Кеннет-Скуэр, штат Пенсильвания.
Шепард улыбаясь спустился по трапу самолета, сразу подошел к матери для поцелуя, а затем повернулся к ждущей жене для еще одного поцелуя, пока толпа аплодировала.
Жена Шепарда и родители прошли с ним к установленным поблизости микрофонам.
«Я хочу поблагодарить всех на базе ВВС Эндрюс за эту чудесную встречу», сказал Шепард, подчеркнув, что говорит от лица всех астронавтов и их научных помощников. Вместе с ним с острова Гранд-Багама прилетела вся команда семерых аспирантов от астронавтики.
По словам Шепарда, «он понимает интерес мира к тому, что мы сделали» и он жаждет больше рассказать об этом. Это была явная отсылка к запланированной на сегодня пресс-конференции.
Астронавт-первопроходец сообщил встречающей группе в некотором смысле преуменьшение.
Он сказал, что «ему стало известно, что мир и Соединенные Штаты весьма довольны тем, что мы сделали».
— *Президент и миссис Кеннеди, справа, приветствуют Шепардов (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «Toledo Blade», 8.05.1961 в jpg — 102 кб
Вертолет с космонавтом и его женой приземлился на лужайке Белого Дома.
— И. Федосеев, бортпроводник самолета АН-12. «Удивительные очки», «Смена» №13, 1970 г. «Смена» 1971 г. №1 (январь) в djvu — 21 кб
Отзыв о рассказе В. Алексеева
31.01.2025
— А.Кулешов. Там, где С.Клеменс стал Марком Твеном «Юность» 1960 г. №7 в djvu — 579 кб
— Дмитрий Сухарев. (стихи) «Юность» 1960 г. №9 в djvu — 79 кб
"Мне бы плыть на медленной байдарке..."
Царь
Утка
Вьетнамец на русском севере
— Новелла Матвеева (стихи) «Юность» 1960 г. №10 в djvu — 154 кб
Бобры
Открытое письмо анониму
В детстве
Ночь
Лженоваторам
Архивист
"Ночь по холмам непогоду гнала..."
— К.Юон. Новая планета (рисунок) «Юность» 1960 г. №11 в djvu — 62 кб
— Евгений Евтушенко (стихи) «Юность» 1960 г. №12 в djvu — 331 кб
Москва и Куба
Стасу
Настя Карпова
"Не мучай волосы свои!.."
Первая машинистка
Русские таланты
Ограда
Муська
"У магазина «Фрукты-овощи»...
Нигилист
— Владимир Костров. Сыны земли (стихи) «Юность» 1960 г. №12 в djvu — 39 кб
— В.Боиас. «Наш Парнас» «Юность» 1960 г. №12 в djvu — 744 кб
Пародии, шаржи на поэтов — Евтушенко, Новелла Матвеева, Римма Казакова и др.
— Николай Александров. Перехватчик "Сухой" 50 лет в строю «Двигатель» 2008 г. №№4-6(58-60+243) (июль — декабрь) в djvu — 1,94 Мб
Собственно, интерес — авиаракеты
— Николай Анатольевич Пирогов, Вячеслав Фёдорович Рахманин. Академик Валентин Петрович Глушко (к 100-летию со дня рождения) «Двигатель» 2008 г. №№5-6(59-60+243) (сентябрь — декабрь) в djvu — 812 кб
— Владимир Андреевич Петрик. Главный конструктор А.М.Исаев выдающийся создатель ЖРД и ЖРДУ для ракетно-космической техники (к 100-летию со дня рождения) «Двигатель» 2008 г. №№5-6(59-60+243) (сентябрь — декабрь) в djvu — 798 кб
— Виктор Дмитриевич Горохов, Владимир Викторович Черниченко. Исследование возможности создания жидкостного ракетного двигателя с изменяемой степенью расширения сопла «Двигатель» 2008 г. №5(59+243) (сентябрь — октябрь) в djvu — 449 кб
— Леонид Самойлович Яновский, Александр Александрович Харин, Едыль Лухванович Киришев. Проблемы применения криогенных углеводородных топлив в высокоскоростных летательных аппаратах «Двигатель» 2008 г. №5(59+243) (сентябрь — октябрь) в djvu — 131 кб
— Владимир Афанасьевич Колмыков, Татьяна Романовна Улицкая. Факторы роста производительности труда на предприятиях ракетно-космической отрасли «Двигатель» 2008 г. №5(59+243) (сентябрь — октябрь) в djvu — 216 кб
— Ирина Олеговна Прокопенкова. Ракетно-космическая промышленность Китая «Двигатель» 2008 г. №6(60+243) (ноябрь — декабрь) в djvu — 541 кб
— *Астронавт прибыл (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «Meriden Journal», 8.05.1961 в jpg — 79 кб
Коммандер Алан Шепард-младший, первый астронавт Америки, целует миссис Шепард после прибытия сегодня на базу ВВС Эндрюс возле Вашингтона.
— *Прибыли родители астронавта (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «Warsaw Times», 8.05.1961 в jpg — 83 кб
Полковник и миссис Алан Б. Шепард-старший позируют после прибытия на станцию ВМС Анакостия в Вашингтоне, штат Колумбия, для сегодняшних церемоний в честь их сына. Вместе с родителями их дочь, миссис Гордон Шерман из Аттлеборо, штат Массачусетс. Этим утром космонавт прибыл в Вашингтон.
— полностью (на англ.) «Spaceport News» 1968 г. т.8, №2 (16.01.1969) в djvu — 1,45 Мб
— Астронавт Isro будет пилотировать частную миссию на Международной космической станции (Isro astronaut will pilot pvt mission to Int'l Space Station) (на англ.) «Hindustan Times», New Delhi edition, 31.01.2025 в pdf — 145 кб
"Индийский астронавт Шубханшу Шукла в четверг [30.01.2025] сказал, что он "очень рад" оказаться в условиях микрогравитации в качестве пилота четвертой миссии Axiom на Международную космическую станцию в конце этого года [2025]. Шукла войдет в историю как первый индийский астронавт, который отправится на Международную космическую станцию (МКС) на борту космического корабля SpaceX Dragon с космической станции [правильно: стартовой площадки] во Флориде "не ранее весны 2025 года" в рамках совместных усилий НАСА и Индийской организации космических исследований (Isro). Об этом космическое агентство США объявило в четверг [30.01.2025]. На онлайн-пресс-конференции Шукла сказал, что он "очень рад оказаться в условиях микрогравитации", а также хотел бы попробовать выполнить несколько поз йоги на МКС".
— Фил Плейт. Самый круглый объект во Вселенной (Phil Plait, The Roundest Object in the Universe) (на англ.) «Scientific American», том 332, №2 (февраль), 2025 г., стр. 79-81 в pdf — 831 кб
"Какой самый сферический объект, который мы когда-либо находили — не обязательно самый гладкий, но самый симметричный, когда каждая точка на его поверхности находится на одинаковом расстоянии от центра? (...) Многие крупные объекты круглые, и это не случайно. Во всем виновата гравитация. (...) В какой-то момент гравитация [растущих космических объектов] становится настолько сильной, что все, что торчит слишком высоко, разрушается, и этот процесс в конечном итоге приводит к тому, что объект становится сферическим. (...) Это свойство проявляется у объектов, когда они вырастают примерно до 400 километров в поперечнике, в зависимости от от того, из чего они сделаны. Таким образом, почти любое отдельное тело с таким диаметром или больше будет иметь форму, близкую к сферической: крупные астероиды, спутники, планеты и даже звезды. Итак, какие из них являются наиболее геометрически совершенными сферами? (...) ответ, который я получил, был неожиданным: Солнце — да, наша ближайшая звезда! Звезды, как правило, довольно круглые, но даже самые круглые из них не являются идеальной сферой. Основной причиной этого отклонения является вращение, поскольку оно создает центробежную силу. (...) Величина силы зависит от размера объекта и от того, насколько быстро он вращается — более крупные объекты испытывают большую силу, а более быстрые вращения также увеличивают силу. Солнце, без сомнения, большое: на его диаметре, размером в 1,4 миллиона километров могло бы поместиться более 100 планет земного типа. Но в то же время наше светило вращается медленно, один оборот занимает примерно месяц. Это спокойное вращение может сделать его победителем в конкурсе на округлость. (...) Однако точно определить, насколько круглым является Солнце, оказывается непросто. У него не такая поверхность, как у Земли; оно газообразное, поэтому вещество внутри него становится все менее и менее плотным по мере удаления от центра. Однако вблизи "поверхности" плотность падает так быстро, что с Земли край Солнца кажется резким. Измерить размер солнца с земли сложно, потому что атмосферный воздух на Земле турбулентен, из-за чего этот край не виден. (...) Проведя очень тщательные измерения, они [астрономы] обнаружили, что сплюснутость солнца — насколько оно сплюснуто на полюсе по сравнению с экватором — невероятно мала, при соотношении всего 0,0008 процента. Это означает, что солнце на 99,9992 процента имеет сферическую форму. (...) ученые также обнаружили, что это соотношение, по-видимому, не меняется в зависимости от магнитного цикла Солнца. (...) Я отмечу, что другое тело Солнечной системы имеет почти такую же круглую форму: Венера — и по той же причине. Венера вращается чрезвычайно медленно; один оборот вокруг своей оси занимает около 243 дней. (...) Это свойство делает ее, возможно, более круглой, чем Солнце в принципе, хотя на самом деле перепады высот ее поверхности составляют несколько километров, и, таким образом, в масштабе она не такая круглая, как наша звезда. (...) Другие звезды, однако, могут быть поразительно асферическими. Одна из причин заключается в том, что некоторые из них вращаются так быстро, что центробежная сила на их экваторе огромна (...) Другие объекты могут быть даже круглее нашего Солнца, но они находятся так далеко от наших приборов зондирования, что мы не можем точно их различить. Однако некоторые из них мы можем достаточно надежно изучить, исходя из первых принципов, — например, нейтронные звезды, которые, как класс, являются настоящими тяжеловесными претендентами на звание наиболее сферических объектов. (...) ядро звезды [которая стала сверхновой] сжалось, превратившись, по сути, в шар из нейтронов, всего лишь два десятка километров в поперечнике. (...) Различные силы могут заставлять некоторые нейтронные звезды вращаться чрезвычайно быстро, однако (...) Со временем вращение нейтронной звезды замедляется, и та, которая сформировалась на ранней стадии Вселенной, теперь может быть почти неподвижной. В этом случае интенсивной гравитации (...) было бы достаточно, чтобы превратить нейтронную звезду в почти идеальную сферу, возможно, с разницей в сплющивании между ее экватором и полюсами, измеряемой в атомных долях. Найдут ли астрономы когда-нибудь такую сферическую звезду? Может быть, как только у них дойдут до этого руки."
— Владимир Глотов. Паруса нашего детства «Смена» 1971 г. №12 (июнь) в djvu — 965 кб
Очерк о Владиславе Крапивине и его клубе «Бригантина»
30.01.2025
— Сергей Владимирович Кричевский. Философия полёта «Двигатель» 2008 г. №3(57+243) (май — июнь) в djvu — 351 кб
— Александр Григорьевич Прудников, Наталья Сергеевна Королёва, Дмитрий Александрович Боев. Быстрее всех ветров. Памяти Евгения Сергеевича Щетинкова «Двигатель» 2008 г. №3(57+243) (май — июнь) в djvu — 531 кб
— Вячеслав Фёдорович Рахманин. Работы В.П.Глушко по выбору ракетного топлива (К 100-летию со дня рождения) «Двигатель» 2008 г. №№3-4(57-58+243) (май — август) в djvu — 729 кб
— Михаил Пищулин. Основы фотонного ракетного двигателя «Двигатель» 2008 г. №3(57+243) (май — июнь) в djvu — 529 кб
— Алексей Кудря. Астроновости «Троицкий вариант» 2025 г. №2(421) (28.01.2025) в djvu — 404 кб
Спасибо, Gaia
Детальный взгляд на галактику в Андромеде
WASP-127b: загадка экстремальных условий
В инозвездных планетных системах найдены триллионы комет
Изображение номера — Млечный Путь
— Денис Альбин. Вдвоем к Луне на одной ракете «Троицкий вариант» 2025 г. №2(421) (28.01.2025) в djvu — 209 кб
Blue Ghost M1: Лунный посадочный модуль от Firefly Aerospace
Hakuto-R M2: Японский подход к лунным исследованиям
Будущее лунной логистики
— Павел Амнуэль. Сны и только сны «Троицкий вариант» 2025 г. №2(421) (28.01.2025) в djvu — 395 кб
По мотивам Эдгара По:
Это было давно, это было давно,
В королевстве приморской земли:
Там жила и цвела та, что звалась всегда,
Называлася Аннабель-Ли
— Владимир Борисов. Календарь фантастики «Троицкий вариант» 2025 г. №2(421) (28.01.2025) в djvu — 173 кб
19 января: Почти фантастическое кино (80 лет назад родился Вадим Юсупович Абдрашитов)
22 января: Космическое недоразумение (100 лет назад родилась Кэтрин Энн Маклин)
26 января: Первый в армянской фантастике (120 лет назад родился Ашот Гаспарович Гаспарян)
28 января: Читать, чтобы потом рассказать о прочитанном (85 лет назад родился Валерий Борисович Земсков)
*Земные правила (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «Meriden Journal», 8.05.1961
Вашингтон. Космическому пилоту Алану Б. Шепарду-младшему не пришлось заполнять таможенную декларацию после возвращения из космоса, но ему пришлось это делать для сегодняшнего полета.
Возвращаясь с острова Гранд-Багама, который является британской территорией, он заполнил форму на борту турбореактивного самолета «Крапчатая форель».
В разделе «Дата убытия из Соединенных Штатов» он указал запоминающуюся дату: 5 мая 1961 года.
*Космонавт помогал по пути домой (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «Spokane Daily Chronicle», 8.05.1961
На борту «Крапчатой форели». Астронавт Алан Б. Шепард этим утром прямо приложил руку к своему возвращению домой, некоторое время ведя этот гигантский испытательный самолет ВВС.
Шепард пилотировал модифицированную версию авиалайнера «Боинг-707» во время приближения к американскому побережью над Уилмингтоном, штат Северная Каролина.
Это было частью его способа расслабиться во время 2 ?-часового полета, чтобы преодолеть напряжение перед ждущими его в Вашингтоне приветственными церемониями.
В остальное время он курсировал по самолету, инспектируя его коммуникационные системы, радар и специальное оборудование, использованное для проверки всех систем — от электроники до снежных шин, разработанных для этого типа самолета, реактивного заправочного танкера.
— полностью (на англ.) «Spaceport News» 1968 г. т.8, №1 (3.01.1969) в djvu — 1,46 Мб
— Бр. Шрикант. Столетие продолжается: стартует 100-я миссия Isro из Шрихарикоты (BR Srikanth, Century and counting: Isro's 100th mission from Sriharikota takes off) (на англ.) «Hindustan Times», New Delhi edition, 30.01.2025 в pdf — 421 кб
"В 6.23 утра в среду [29.01.2025], когда ракета GSLV-F15 с NVS-02 на борту стартовала с космодрома Индийской организации космических исследований (Isro) в Шрихарикоте, штат Андхра-Прадеш, это был не просто очередной запуск спутника космическим агентством. Это был 100-й запуск. "Эта миссия — 100-й запуск с наших пусковых площадок, что является очень важной вехой для Индии", — сказал глава Isro В. Нараянан. Этот запуск является первым с тех пор, как он вступил в должность 16 января [2025 года]. Этот запуск знаменует собой восьмой эксплуатационный полет индийской ракеты-носителя с геостационарным спутником (GSLV) с собственной криогенной ступенью. NVS-02 является частью NAVIC Constellation [Индийского навигационного созвездия] и будет использоваться в наземной, воздушной и морской навигации, а также в точном земледелии. (...) Однако особого празднования в космодроме не было. Ученые Isro улыбались, обменивались рукопожатиями, похлопывали друг друга по спине и расходились по назначенным встречам. В конце концов, среда была рабочим днем. (...) Гопалан Мадхаван Наир, бывший председатель Isro, назвал культуру агентства уникальной. Isro проектирует, разрабатывает и производит свои ракеты под общей крышей — так же, как Spacex Илона Маска, добавил он, только Isro делала это раньше. "Культура работы, при которой мы позволяем ученым и инженерам высказывать свои взгляды на технологии и позволяем академическим кругам проводить обзоры, уникальна для Isro и является одним из основных факторов успеха наших программ". (...) На сегодняшний день Isro разместила 548 спутников общим весом 120 тонн, из которых эти 433 были национальными. По словам доктора Милсвами Аннадурая, бывшего директора Космического центра имени профессора УРА Рао в Бангалоре, известного в народе как "индийский лунный человек", эти цифры будут резко расти. (...) Индийские ученые-ракетчики не намерены купаться в лучах славы достижений, достигнутых за последние годы: крупнейший в мире космический центр создание группировки спутников дистанционного зондирования земли, первая космическая держава, которая с первой попытки вышла на орбиту Марса, и четвертая страна, совершившая мягкую посадку на Луну, — все это было осуществлено при ограниченном бюджете. Стоящие перед нами технологические задачи разнообразны: планируемая миссия "Гаганьян" (полет индийца на борту ракеты, изготовленной в Индии) в ближайшие два года, космическая станция "Бхаратия Антарикша" к 2035 году и высадка индийца на лунный грунт десять лет спустя. Однако все это означает лишь игру в догонялки с Китаем и его амбициозной космической программой. Ученые-ракетчики соседней страны уже имеют космическую станцию и сейчас расширяют ее. (...) Но ветераны, такие как доктор Дж. Васудеван Гнана Ганди, работавший на заднем дворе церкви (ныне это музей космонавтики), уверен, что Isro обеспечит себе место под солнцем благодаря своему оригинальному подходу".
— Клара Московиц. Клуб астронавтов (Clara Moskowitz, The Astronaut Club) (на англ.) «Scientific American», том 332, №2 (февраль), 2025 г., стр. 88-91 в pdf — 2,95 Мб
Инфографика: "На данный момент более 700 человек преодолели отметку в 50 миль (80 км), которая считалась границей космоса, когда впервые начались космические полеты. В то время Советский Союз и США были единственными командами, а военнослужащие в возрасте около 30 лет были практически единственными игроками. С тех пор астронавты изменились во многих отношениях: мужчины и женщины из 47 стран побывали в космосе, в том числе жители всех континентов, большинство из которых работают в космических агентствах, а некоторые — в частных компаниях. Однако стремление к разнообразию не было простым: в 1963 году в СССР в космос полетела первая женщина, но в последующие годы в общей сложности полетели еще только пять женщин-космонавтов, в то время как десятки мужчин-космонавтов повышались летали каждое десятилетие. Число посетителей космоса достигло своего пика в 1990-х годах, когда НАСА совершало в среднем шесть полетов на шаттлах в год, в каждом из которых обычно находилось от пяти до семи астронавтов". — страницы 88-89, вверху: "Ежегодное распределение астронавтов по возрасту, отправляемых в космос. Здесь указаны возрасты астронавтов за каждый год, когда люди летали в космос, а ширина каждого квадрата соответствует количеству летчиков для каждого возраста. Как средний возраст астронавтов, так и разброс по возрастам постепенно увеличивались с течением времени". — страницы 88-89, середина: "Астронавты, отправляемые в космос с течением времени. В течение многих лет НАСА и Российское космическое агентство "Роскосмос" были единственными космическими агентствами в мире. Национальное космическое управление Китая отправило своего первого астронавта в 2003 году. После того, как в 2011 году космические шаттлы НАСА вышли из эксплуатации, НАСА закупило транспорт для своих астронавтов в России, а затем на частных американских космических кораблях". — полный круг = государственный оператор, пустой круг = частный оператор — страницы 88-89, внизу: "Астронавты по регионам гражданства и полу, по десятилетиям. Черная неровная линия разделяет десятилетия космических путешествий. Внутри каждой зоны указано количество космических путешественников для каждого географического региона в разбивке по полу (мужчины выделены сплошным цветом, женщины — полосатым)". — страницы 90-91: "Данные о полетах отдельных астронавтов. Каждая плитка представляет собой отдельного космонавта. Цветные символы и плитки обозначают регион гражданства каждого человека, его пол, количество миссий, продолжительность пребывания в космосе, тип полета и государственный или частный статус. Вертикальными белыми линиями отмечены астронавты, погибшие во время космических полетов, а белыми кружками — астронавты, находившиеся в космосе на момент публикации (декабрь 2024 года)". — Каждый прямоугольник представляет астронавта. Прямоугольники расположены по дате первого полета в космос: от Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года (вверху слева) до экипажа миссии Blue Origin NS-28 22 ноября 2024 года (внизу справа). — К сожалению, имя астронавта не называется.
29.01.2025
— С.Маршак. 59-60 (стихи) «Юность» 1960 г. №1 в djvu — 56 кб
строка "не забудем века, что пятёрка и девятка достигли Луны". Мне как-то сперва показалось, что это он о "Луне-5" и "Луне-9"...
— Семён Сорин. Верю, будет... (стихи) «Юность» 1960 г. №4 в djvu — 27 кб
*Слава Шепарда проста и скоротечна (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «The Spokesman-Review», 8.05.1961
Вашингтон. Астронавт Алан Б. Шепард-младший насладится сегодня буйством и криками одного большого публичного дня славы в национальной столице, а затем поспешит вернуться за работу.
Белый Дом сообщил в воскресенье, что, как только 37-летний коммандер ВМС закончит здесь свои пять или шесть часов, он со своими шестью коллегами-астронавтами отправится на базу ВВС Лэнгли в юго-восточной части штата Вирджиния.
Там, в лаборатории Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, он несколько дней проведет в «тестах по воспроизведению миссии», начиная со вторника.
Это значит, что ученые проверят реакции Шепарда, чтобы увидеть, остались они такими же, как были до его пятничного полета в космос со скоростью 5'100 миль в час, объяснил Пьер Сэлинджер, пресс-секретарь Белого Дома.
Сначала Сэлинджер сказал, что после церемоний астронавты полетят прямо на мыс Канаверал, штат Флорида, и испытания Шепарда пройдут там. Позже пресс-секретарь сообщил, что испытания были перенесены в Лэнгли, потому что так пожелал Шепард.
По словам Сэлинджера, ему неизвестно, как долго астронавты пробудут в лаборатории в Вирджинии.
Официальные лица Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства исключили какие-либо другие появления на публике первого космонавта Америки. Город Нью-Йорк хотел устроить ему пышный парад, а другие города жаждут увидеть его.
Во всем официальном тоне, касающемся Шепарда, звучала приглушенная гордость. Чиновники НАСА стоят на той точке зрения, что это всего лишь первый шаг и, хотя он и был захватывающим, впереди будет так много гигантских шагов, что нет времени для длительных празднований и поздравлений самих себя.
В соответствии с этим, не будет ни оркестров, ни украшенных флагами улиц, ни ключей от национальной столицы, как того желали отцы города. Они планировали устроить гала-представление, со всеми почестями, пока ответственные за встречу новейшего героя страны не сообщили, что желают только простых церемоний.
Однако, это будет большой день для национальной столицы, привыкшей видеть знаменитостей, а также для Шепарда и его семьи.
Приглушенный официальный подход к этому событию не должен заглушить возгласы тысяч людей, который выстроятся вдоль Пенсильвания-авеню, в то время, как Шепард, его семья и шестеро космических приятелей поедут из Белого Дома в Капитолий.
Это не будет официальным парадом. Но шесть автомобилей с астронавтом будут частично открыты сверху, чтобы зрители могли бросить взгляд за 15-минут неспешной поездки по маршруту протяженностью 1 ? мили. Полиция готовится удерживать толпы, численностью до сотен тысяч, которые выстроятся по этому пути президентских инаугурационных парадов.
Центральное событие дня Шепарда состоится в Белом Доме, когда Кеннеди приколет ему медаль НАСА за выдающуюся службу. Астронавт-первопроходец станет всего вторым человеком, получившим ее.
Во время церемонии в розовом саду на южной лужайке Белого Дома Кеннеди выступит с краткой речью о Шепарде и его космическом подвиге. Сэлинджер сказал, что коммандер выступит с краткой ответной речью.
Прием в Капитолии в 11:30 и пресс-конференция в один дня входят в число других важных событий дня.
*Сегодня встретят Шепарда (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «The Spokesman-Review», 8.05.1961
Вашингтон. Астронавт Алан Б. Шепард-младший в понедельник прилетит в Вашингтон, где президент Кеннеди встретит его как героя, а затем вернется к делу преодоления Советов в космосе.
Столица страны, все еще в ажиотаже от суборбитального ракетного полета Шепарда, продемонстрирует свое уважение автоколонне, едущей после встречи с Кеннеди в Белом Доме. Президент приколет коммандеру ВМС Медаль за отличную службу гражданского космического агентства.
Вероятно, более важно для Шепарда то, что он встретится со своей женой и родителями, следившим за полетом по телевизору.
С шестью другими астронавтами позади и с его семьей на сиденьях первого ряда, Шепард затем на пресс конференции расскажет от первого лица о своем впечатляющем полете. Запланированная на 10 часов утра церемония в Белом Доме и пресс-конференция в 1 час дня будут освещаться в прямом эфире по радио и телевиденью.
По завершению торжеств Шепард отправится в Лэнгли-Филд, штат Вирджиния, для дальнейших тестов, а затем вернется на мыс Канаверал, штат Флорида, для перехода к следующему шагу в программе «Меркурий». А именно — к отправке американца на орбиту вокруг Земли. Другие шестеро астронавтов сразу вернутся на Канаверал.
Официальные лица Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) отказались от дальнейших празднований, таких, как пышный парад в Нью-Йорке, на том основании, что успех Шепарда — это всего лишь первый шаг программы пилотируемых космических полетов США.
По их мнению, самое важное для Шепарда и других астронавтов — это вернуться к работе как можно скорее.
[…]
Шепард и другие астронавты должны в 9:45 утра прибыть с острова Гранд-Багама на базу ВВС Эндрюс в расположенном поблизости Мэриленде. Шепард встретится со своей семьей и кратко выступит в аэропорту. Эти церемонии также будут освещаться по радио и телевидению.
Затем все полетят в трех вертолетах на южную лужайку Белого Дома.
Президент и миссис Кеннеди встретят Шепарда и его жену, после чего проводят к небольшой платформе в розовом саду недалеко от офиса президента.
Кеннеди выступит с речью, после чего последуют комментарии Шепарда. Затем президент вручит медаль астронавту.
В число других гостей войдет вице-президент Линдон Б. Джонсон, директор НАСА Джеймс Б. Уэбб, заместитель директора НАСА Хью Драйден, председатель космического комитета Сената Роберт Керр, демократ от штата Оклахома, и Овертон Брукс, демократ от штата Луизиана, из космического комитета Конгресса.
После церемонии в розовом саду астронавты, Уэбб и Джонсон в приватной обстановке пообщаются с Кеннеди в его офисе.
Пока мужчины разговаривают, миссис Кеннеди будет развлекать миссис Шепард и других родственников астронавта за кофе в Белом Доме.
— полностью (на англ.) «Spaceport News» 1968 г. т.7, №26 (19.12.1968) в djvu — 1,64 Мб
— Мартин Кьюлинг. Toyota хочет конкурировать с SpaceX в космосе (Martin Kölling, Toyota will SpaceX im Weltall Konkurrenz machen) (на немецком) «Neue Zürcher Zeitung», 29.01.2025 в pdf — 501 кб
Генеральный директор Toyota [chief executive officer] Акио Тойода бросает вызов главе Tesla Илону Маску в космосе. В своей речи на американской выставке электроники CES он мимоходом объявил о своем участии в разработке космических ракет и спутниковой логистики — области, в которой до сих пор доминировала компания Маска SpaceX. "Говоря о небе, — сказал Тойода, — мы также исследуем ракеты, потому что будущее мобильности не должно ограничиваться Землей или одним производителем автомобилей!" Он, очевидно, имел в виду Илона Маска, который руководит не только Tesla, но и SpaceX. Технологическое предприятие Toyota Woven by Toyota инвестирует 7 миллиардов иен (45 миллионов долларов США) в японский ракетный стартап Interstellar Technologies, которому уже одиннадцать лет. Компания разрабатывает небольшие ракеты для околоземных спутников. Таким образом, Toyota расширяет сотрудничество, которое началось в 2020 году с объединения инженеров в альянс. Мировой спрос на малые спутники в период с 2016 по 2023 год вырос в двадцать раз. Большинство из них были запущены в космос компанией SpaceX, включая систему спутниковой связи Маска Starlink. Однако среди многих других игроков японское правительство и японские компании также имеют серьезные амбиции по вовлечению в эту отрасль. В настоящее время Япония является лишь нишевым игроком. В 2023 году было запущено всего три ракеты космического назначения японского производства. Но японское правительство поставило цель, чтобы к началу 2030-х годов космическое агентство JAXA и частные компании осуществляли около тридцати запусков в год. На самом деле, японская промышленность уже активно работает. Компания Ispace хочет зарекомендовать себя как ведущая логистическая компания для полетов в космос и на Луну. В 2023 году самый престижный проект на сегодняшний день — первая высадка частной компании на Луну — завершился фатальной и жесткой посадкой на лунную поверхность. Но Ispace не сдается. 15 января 2025 года Ispace предприняла вторую попытку высадки на Луну — на борту ракеты SpaceX Falcon 9. Посадка на спутник Земли запланирована на конец марта 2025 года. Но ракет, произведенных в Японии, до сих пор нет. Космическое агентство JAXA пытается сделать свои большие космические ракеты конкурентоспособными. Однако самым известным частным проектом является Interstellar Technologies. Компания, основанная бывшим интернет-миллиардером Такафуми Хори (Takafumi Horie) по прозвищу Хориемон (Horiemon), изначально хотела разработать относительно небольшие ракеты для транспортировки крупномасштабных спутников. Компания пока не продвинулась дальше прототипов, но именно здесь проявляются растущие амбиции Toyota в области космической мобильности. В прошлом десятилетии производитель автомобилей уже приступил к разработке водородного автобуса для исследования Луны. Lunar Cruiser был, по сути, лунной версией легендарного внедорожника Toyota Land Cruiser. Это шестиместный лунный аппарат с кислородной атмосферой для длительных поездок исследователей Луны. Конструкция имеет длину шесть метров, ширину 5,2 метра и высоту 3,2 метра, туалет, душ и радиус действия 10 000 километров. Энергия обеспечивается инновационной системой регенеративных топливных элементов. Идея стала официальным проектом, сначала в 2019 году с японским космическим агентством JAXA, а затем в апреле 2024 года с американским космическим агентством NASA. С тех пор Toyota официально участвует в американской лунной программе Artemis. Теперь компания также поддерживает Interstellar Technologies. Генеральный директор Toyota Такахиро Инагава (Takahiro Inagawa) уже заявил, что Toyota Woven by Toyota является "идеальным партнером" для развития ракетостроения от индивидуального производства до масштабируемой цепочки поставок. Очевидно, Toyota определяет себя как мобильную компанию для всего человечества, где бы она ни находилась.
— Клара Московиц. Анатомия сверхновой (Clara Moskowitz, Anatomy of a Supernova) (на англ.) «Scientific American», том 332, №2 (февраль), 2025 г., стр. 62-67 в pdf — 3,98 Мб
"Астрономы недавно получили новые изображения последствий этого насилия [исчезновения звезд], направив космический телескоп Джеймса Уэбба (JWST) на молодой остаток сверхновой под названием Кассиопея А. Свет от ее взрыва достиг Земли около 350 лет назад, примерно во времена Исаака Ньютона. (...) Недавние фотографии помогают ученым ответить на некоторые из наиболее актуальных вопросов о сверхновых, например, о том, какие типы звезд взрываются разными способами и как именно происходят эти вспышки. (...) Астрономы все еще не могут полностью объяснить взрывную силу сверхновой. (...) На данный момент основная причина взрывов сверхновых остается загадкой. Исследователи подозревают, что разгадка кроется в нейтрино, почти безмассовых частицах, которые имеют тенденцию беспрепятственно проходить сквозь материю. Возможно, при высоких температурах и плотностях в ядре звезды часть энергии нейтрино уходит на создание ударной волны. Но для подтверждения этой идеи необходимы дополнительные наблюдения. Среди открытий JWST о Кассиопее А — слой газа, который вырвался из ее звезды во время взрыва. Эти первые снимки показывают газ до того, как он взаимодействовал с веществом за пределами звезды, и до того, как он был нагрет отражением ударной волны, выброшенной звездой во время своего извержения. Этот первозданный выброс сверхновой демонстрирует паутинообразную структуру, которая дает представление о звезде до того, как она взорвалась. (...) Исследование также выявило неожиданную особенность Кассиопеи А, которую ученые назвали "Зеленым монстром". Астрономы считают, что этот слой газа был выброшен звездой до того, как она взорвалась. (...) Ученых интересует, что происходит, когда обломки сверхновой попадают в вещество Зеленого Монстра. (...) Астрономы продолжат изучать Кассиопею А, хотя их успех заставляет их обратить внимание JWST на некоторые из других примерно 400 идентифицированных остатков сверхновых в нашей галактике. Получение более крупной выборки поможет исследователям связать различия в том, как выглядят и эволюционируют остатки, с различиями между звездами, которые их породили". — На прилагаемых фотографиях показаны снимки Кассиопеи А и "Зеленого монстра", сделанные Хабблом и JWST.
— [экипаж Горбатко — Фам Туан вернулся] «Советский Союз» 1980 г. №9(367) в djvu — 57 кб
— Жизнь в невесомости «Советский Союз» 1980 г. №9(367) в djvu — 712 кб
Олег Газенко, Абрам Генин, Николай Гуровский отвечают на вопросы корреспондента Иосифа Нахамкина
— Новый успех советской космонавтики «Советский Союз» 1978 г. №3(337) в djvu — 144 кб
"Прогресс-1"
— Валерий Алексеев. Удивительные очки (др.назв. "Жёлтые очки") «Смена» 1967 г. №13 (июль) в djvu — 862 кб
Иногда в жизни бывает удача, которую совсем не ждёшь. Так случилось со школьником Карпенко, которому тётка подарила три рубля, и он смог купить очки, позволяющие слышать чужие мысли...
* Статьи и перевод с блога http://andreyplumer.livejournal.com/
Также там больше и более подробно
|