Слётов Николай Викторович был химиком, создавал машины химпроизводств в Подмосковье, Украине и Москве, издал несколько полезных книжек по химической и пищевой промышленности, а в 1894 году увлёкся ракетами. Точнее, он спроектировал "самодвижущуюся мину" (торпеду), которая, в отличие от предыдущих как-то использовала для горения окружающую среду (воду или воздух). В 1912-м он подал заявку на патент, который в 1916-м отвергли, ввиду того, что кроме простейшего эскиза торпеды нет ничего и принцип действия автор не может внятно объяснить. Зачем надо было менять фамилию и отчество - вопрос тёмный. Якобы то ли в 30 лет, то ли в 60 Слётов насчёт некой работы пояснял, что настоящий автор - Николай Иванович Тихомиров (друг его детства), а он, Слётов Николай Викторович, тут совершенно ни при чём. Касалось это каких-то работ на заграничного заказчика. Потом он взял фамилию и отчество друга, как псевдоним и шагал с ним по жизни дальше. 3 мая 1919 г. 60-летний инженер подал управляющему делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевичу заявление о полезности изобретённой им некогда самодвижуйщийся мины. 5 марта 1921 г. проект рассмотрели специалисты Главного артиллерийского управления РККА и предложили сделать проект несколько более понятным. Под это было выделено немного денег. С октября 1921 по апрель 1922 года - 443 миллиона. Это было время денаминации в 10 000 раз, инфляция в 2000%, так что трудно сказать, много ли это. Тихомиров, якобы, занялся изысканиями в собственной квартире, где стояло несколько простейших станков. И был у него 1 помощник - Владимир Андреевич Артёмьев. Занимались они в основном производством каких-то причандалов к велосипедам. Хотя именовались внештатной организацией. Осенью 1922-го года Артёмьев был арестован за растрату, халатность, шпионаж и осуждён на 3 года. В 1924-м он отбыл наказание, вернулся к Тихомирову и они переехали в Ленинград, где, якобы, продолжали прямо в квартире заниматься порохами. В 1929-м они получили патент на прессование шашек из одного из видов порохов. Приказ о создании Газодинамической лаборатории (ГДЛ) Тухачевский издал 15 мая 1929 г., в связи с чем трудно согласиться, что она основана 1 марта 1921 года. Тихомиров умер весной 1930-го, Артёмьев продолжал заниматься реактивными снарядами на порохе и бомбомётами и дожил до 1962 года

В марте 1928 г. приступила к работе Комиссия, назначенная приказом начальника ГАУ по рассмотрению хода работ Лаборатории Н.И.Тихомирова. Комиссию возглавил А.И.Корк. 3 марта 1928 года на Главном Артиллерийском полигоне на Ржевке (СССР) была запущен первый отечественный активно-рактивный снаряд, двигатели которой работали на бездымном порохе. Пуск мины был произведен из миномета системы Ван-Дерена. В заключение комиссии Артиллерийского управления от 19 марта 1928 года было сказано: «Реактивное действие струи выразилось в резком увеличении дальности полета. Выброшенные из миномета (при начальной скорости 62 м/с) две штатные мины (весом 20,7 кг) при угле возвышения 45° дали дальность падения около 250 м, мины же с реактивной камерой (ее вес на 10% превышал вес штатной мины) дали дальность полета около 1200 м. Реактивная мина имела правильный полет, причем из наблюдений за ее полетом, видимым от начала до момента падения, можно предположить, что реактивная струя может служить, кроме того, стабилизатором».

Николай Алексеевич Рынин родился в Москве в 1877 году в семье чиновника военного ведомства. Учился в симбирской мужской классической гимназии. В той самой, которую за год до этого, в 1887 г., окончил В. И. Ленин. А директором там был (до 1889 г) отец Александра Керенского. Летом 1896 года успешно сдал конкурсные экзамены и зачислен в Петербургский институт инженеров путей. У него были прекрасные учителя, исключительно интересная практика с выездом за границу. С 1901 года - инженер путей сообщения, много проектирует, много ездит, знакомится с зарубежным опытом, бывает в США, работает над реконструкцией Николаевской ж/д, реконструирует вокзалы обеих столиц. В 1902 году приглашен преподавать начертательную геометрию в Политехнический институт. В 1907-м принял активное участие в создании Всероссийского аэроклуба, который был учрежден 16 января 1908 г. 12 ноября 1909 г Совет Института инженеров путей сообщения утвердил проект аэромеханической лаборатории, предложенный Н. А. Рыниным. В 1909-м Рынин защитил диссертацию. А в 1913-м Рынин просит уволить его, прекращая прекрасную карьеру - он решил полностью заняться воздухоплаванием.
В октябре 1908-го при МТУ (Московское техническое училище) создаётся кружок воздухоплавания, основателем которого был Жуковский, членами кружка - Туполев и Рынин. В декабре Рынин выпускает первый номер печатного журнала «Аэромобиль». С 1909-го Рынин читает в МТУ курс воздухоплавания. На лекции Рынина упрекнули, что он читает лекции, а сам никогда не летал. Летом 1910-го он совершает 5 полётов на аэростатах и 31 августа, после сдачи экзаменов, установленных Международной аэронавтической федерацией, ему было присвоено звание пилота-аэронавта, дающее право управлять сферическими аэростатами любой конструкции, и вручено удостоверение №3 (номер удостоверения указывал очередность его получения по списку гражданских пилотов России). Одновременно начинает учиться летать на аэропланах и 25 июня 1911 г. он уже сдавал экзамен на право управления аэропланом. Для получения звания пилота-авиатора требовалось выполнить два полета по кругу (не менее 5 км), подняться на высоту более 50 м, выполнить несколько «восьмерок» и приземлиться на расстоянии не далее 50 м от указанного места. Рынин блестяще сдает экзамен, прекрасно выполняет полеты и вечером в тот же день получает удостоверение №24 пилота-авиатора. 4 октября 1911 г Рынин успешно сдает экзамены на право управления дирижаблем, выполняет пробные самостоятельные полеты и получает удостоверение №1 пилота-аэронавта дирижабля. 21-22 сентября 1910 совершил рекордный подъем на высоту на воздушном шаре «Василий Корн» над Финляндией (установлен всероссийский рекорд высоты подъема - 6400 м).
26 марта 1914-го по приглашению Сикорского он принимает участие в его полете над Петербургом. Сикорский по просьбе Рынина снижается до 500 м над зданиями Института инженеров путей сообщения и делает несколько кругов. Рынин видит родной путейский институт, свою аэромеханическую лабораторию и с гордостью говорит Сикорскому: «...эта лаборатория будет рассадником инженеров новых воздушных путей сообщения». В 1917 году - издана монография «Теория авиации». В 1918 году - опубликовано его заключение на проект реактивного летательного аппарата Н. И. Кибальчича. 8 июня 1920 года организовал в Институте инженеров путей сообщения факультет воздушных сообщений, целиком переключился на научную деятельность в области изыскания, проектирования, строительства и исследования экономической эффективности аэротранспорта. В декабре избран на должность профессора воздушных сообщений, а 18 декабря утвержден деканом факультета воздушных сообщений. В 1928-м в Институте инженеров путей сообщения организована секция межпланетных сообщений и Н. А. Рынин избран ее председателем. В 1930-32-м проводил опыты по воздействию ускорений на живые организмы. В 1931 году - один из организаторов и активистов, член бюро ЛенГИРД, организованной 13 ноября 1931 года. В 1931 г перешел на работу в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. Назначен заведующим кафедрой воздушных сообщений. В 1932-м назначен членом Центральной квалификационной комиссии Аэрофлота по присвоению ученых званий. 23 января 1936-го утвержден ВАК в ученом звании доктора технических наук (по совокупности научных работ). В 1937 году - опубликовал курс «Проектирование воздушных сообщений».
Его перу принадлежат более 140 работ по аэродинамике, воздухоплаванию, авиации и воздушным сообщениям. 30 октября 1930 г. Циолковский писал Николаю Алексеевичу: «Ваши прекрасные труды и возвышенность чувств создадут Вам бессмертное имя...». По космонавтике им было написано около 40 работ. Среди них - фундаментальные исследования, научные и популярные статьи, газетные заметки. Особое место в области исследования ракетной техники и космонавтики, безусловно, занимает его космическая энциклопедия под общим названием «Межпланетные сообщения». Этот уникальный труд публиковался с 1928-го по 1932 год и представлял собой девять книг общим объемом 1608 страниц (976 рисунков).
Все работы Рынина были переведены на английский НАСА в 1970-м и считаются и за рубежом шедевром популяризации космонавтики.
В 1941 г. Рыниным была закончена и подготовлена к печати уникальная библиография воздушного флота, которая, к сожалению, осталась не опубликованной и сейчас хранится в Отделе рукописей и редких книг ЛГПБ. Библиография содержит около 8 тыс. наименований (из них более 4 тыс. - на русском языке) монографий, учебников и статей по различным разделам авиации (общий объем рукописи - 692 стр.). Другой фундаментальной работой Рынина в области космических полетов была монография «Завоевание неба», которая, к сожалению, тоже не была опубликована и в настоящее время хранится в отделе рукописей и редких книг ЛГПБ. Этот капитальный труд (более 1 тыс. страниц текста) представляет собой переработанный, исправленный и дополненный в соответствии с замечаниями и новыми научными и техническими достижениями вариант «Межпланетных сообщений» (эта работа была закончена в 1936 г.).
Особую страницу в жизни и творчестве Николая Алексеевича составляют его научные и дружеские связи с К. Э. Циолковским. Впервые ученые встретились в апреле 1914 г. в Петербурге, на III Всероссийском воздухоплавательном съезде, который проходил в помещении Института инженеров путей сообщения.
Не миновал Рынин и увлечения фантастикой. Два из девяти томов его энциклопедии почти полностью посвящены обзору научно-фантастической литературы, содержат богатый фактический (в том числе и библиографический) материал по ранней научно-фантастической литературе и представляют собой, вероятно, одни из ранних образцов отечественного фантастоведения (хотя научную фантастику Рынин рассматривал исключительно с позиций популяризации науки и техники). Писал он и сам - издана повесть "В воздушном океане" (1924 г) и оставшейся неизданной фантазия "Межпланетные сообщения: воспоминания о грядущем" (рукопись 1929 года).
В первой декаде августа 1941 г. академия пере­базировалась из Ленинграда в столицу Марийской АССР - Йошкар-Олу. Рынин не мог выехать вместе с академией, он уже был тяжело болен (рак горла). Перенеся первую, самую тяжелую блокадную зиму в Ленинграде, он весной 1942 г., в крайне тяжелом состоянии, самолетом был вывезен в Йошкар-Олу, от­куда его отправили на лечение в госпиталь, в Казань. 28 июля 1942 г. в возрасте 64 лет Николай Алексеевич скончался. Он был похоронен в Казани, на Арском кладбище.

вернёмся на старт?

Статьи в журналах 1928 г.

  1. Человек-снаряд «Вокруг света» (Ленинград) 1928 г. №1 (8.01.1928) в djvu — 68 кб
    цирковая пушка Цаккини
  2. Как выглядит Луна? «Вокруг света» (Ленинград) 1928 г. №5 (4.02.1928) в djvu — 126 кб
  3. С.Г.Антонов. Радиопередача энергии «В мастерской природы» 1928 г. №2 в djvu — 476 кб
    Тесла, Маркони и другие — опыты обнадёживают
  4. Н. Рынин. Межпланетные сообщения. «Вестник знания» 1928 г. №2 (январь) 13 кб текста + 131 кб графики
  5. Автомобиль-ракета «За рулем» 1928 г. №2, с.9 в djvu — 192 кб
    Опель
  6. Аэродром на крыше «Вокруг света» (Ленинград) 1928 г. №8 (25.02.1928) в djvu — 318 кб
    разные варианты посадки самолётов на крышу дома, в т.ч и с тормозными ракетами
  7. Огненный дождь «Ёж» 1928 г. №3 в djvu — 71 кб
    заметка о пожаре на складе фейерверков в Самараге (Ява)
  8. Какое значение для мировой техники имеет постройка автомобиля-ракеты «За рулем» 1928 г. №3, с.27 в djvu — 393 кб
    ракетные планы Опеля
  9. Ричард Сваллоу. Гибель миров «Вестник знания» 1928 г. №3 (февраль) в djvu — 786 кб
    солнце потухнет, планеты сгинут, но, возможно, построим междупланетные корабли
  10. Я.Перельман. Межпланетные полёты «Вестник знания» 1928 г. №4 (февраль) в djvu — 33 кб
    ответ читателю
  11. Полет на Марс отложен на полгода «Огонёк» 1928 г. №10(258) (4.03.1928) в djvu — 41 кб
    то же Полет на Марс отложен на полгода (ракета Конзита) «Огонёк» 1928 г. №10(258) (4.03.1928) в jpg — 82 кб
    ракета Конзита
  12. Реклама книг «Вестник знания» 1928 г №5 (март) в djvu — 35 кб
  13. А.Ш. Космические теории и идеи Сванте Аррениуса «Вестник знания» 1928 г. №5 (март) в djvu — 409 кб
  14. Температура на поверхности луны «Вестник знания» 1928 г. №5 (март) в djvu — 36 кб
  15. Величайший из самолётов «Смена» 1928 г. №6 (март) в djvu - 103 кб
    Вагнер (Германия) перелетел Альпы на "Дорнье-Суперваль"
  16. Путешественник в мировые пространства «Огонёк» 1928 г. №14(262) (1.04.1928) в djvu - 355 кб
    то же Путешественник в мировые пространства «Огонёк» 1928 г. №14(262) (1.04.1928) 9 кб текста + 64 кб графики
    Автобиография К.Э. Циолковского
  17. Сверхдальние пушки «В мастерской природы» 1928 г. №4 в djvu - 535 кб
  18. стихи «Мурзилка» 1928 г. №4 в djvu - 276 кб
    Толя К. Аэроплан летит
    В.Власов-Окский. Лётчики
  19. А.Гавриленко. Два года при температуре межзвёздного пространства «Наука и техника» 1928 г. №16(265) (21.04.1928) в djvu — 336 кб
    До достижения космоса — ещё десятилетия, но на невероятные способности тихоходок и коловраток уже обратили пристальное внимание. Анабиоз. Споры — жизнь или смерть это?
  20. К.Э.Циолковский. «Наука и техника» 1928 г. №16(265) (21.04.1928) в djvu — 184 кб
    к 70-ю летию. Хвалебная статья
  21. А.Б. Убийцы марсиан «Вокруг света» (ЗиФ) 1928 г. №9 (май?) в djvu — 422 кб
    доказывается, что марсианских каналов нет
  22. Н.А.Рынин. Новая эра воздухоплавания. Гигантские воздушные корабли «Мир приключений» 1928 г. №5 в djvu — 2,37 Мб
  23. Я. Пороховой автомобиль «Человек и природа» №10(46) 17.05.1928 10 кб текста + 59 кб графики
    немецкие ракетные авто
  24. В.Я.Альтберг. Предполагаемый полет в стратосферу «Вестник знания» 1928 г. №11 (июнь) 11 кб текста + 51 кб графики
  25. Я.И.Перельман. Почему и как летит ракета. «Вестник знания» 1928 г. №11 (июнь) 14 кб текста + 33 кб графики
  26. Н.Рынин. Реактивный автомобиль Опеля. «Вестник знания» 1928 г. №11 (июнь) 2 кб текста
  27. ответ редакции читателю по поводу ракеты Годдарда «В мастерской природы» 1928 г. №6 в djvu - 15 кб
  28. Миры, лишенные солнца «В мастерской природы» 1928 г. №6 в pdf 429 кб
    внешние планеты
  29. Международный приз по «астронавигации» «Мироведение» 1928 г. Т.18, №6 2 кб текста
  30. Августо Поста. Без моторов и пропеллеров «Вестник знания» 1928 г. №12 (июнь) 7 кб текста + 62 кб графики
  31. Я.И.Перельман. Завоевание мирового пространства «Вестник знания» 1928 г. №12 (июнь). 17 кб текста + 75 кб графики
  32. Л.Я. Первая ракета с пассажирами «Вокруг света» (Ленинград) 1928 г. №26 (30.06.1928) в djvu - 241 кб
    Ракетный автомобиль Валье, которого тут называют Вейлером
  33. А.Р.Палей. Звездочёты «Огонёк» 1928 г. №27(275) (1.07.1928) в djvu - 685 кб
    Известный фантаст - об обсерватории на Лубянке
  34. Н.Клер. По следам Жюля Верна «Огонёк» 1928 г. №30(278) (22.07.1928) в djvu - 268 кб
    то же Н.Клер. По следам Жюля Верна «Огонёк» 1928 г. №30(278) (22.07.1928) 5 кб текста + 103 кб графики
    Ракетные опыты Опеля
  35. П.Лопатин. Пути будущего «Смена» 1928 г. №13 (июль) в djvu - 1,16 Мб
    авиация развивается
  36. Завоевание авто и авио (отрывок) «Смена» 1928 г. №13 (июль) в djvu - 61 кб
    Ракетный автомобиль Опеля
  37. Танс Гаак, Петер Шнобель. Летающий почтальон «Мурзилка» 1928 г. №7 в djvu - 99 кб
    Мальчики привязали письмо с адресом к воздушному шарику, он перелетел море и пришёл ответ. Жаль, что это было меж Берлином и Швецией. У нас такое ... вряд ли. Даже шарик бы не выпустили.
  38. Междупланетный полет в фантазии и науке «Хроника воздушного дела» 1928 г. №13/14 (июль?) 16 кб текста
  39. С.Б. Астронавтика «Вестник знания» 1928 г. №14 (июль) 1 кб текста
  40. Л.Я. Эра ракеты. Новое испытание реактивного автомобиля «Наука и техника» 1928 г. №26 (июль) 8 кб текста + 99 кб графики
  41. Завоевание вселенной «Наука и техника» 1928 г. №32 (281) (11.08.1928) в djvu - 433 кб
    то же Завоевание вселенной «Наука и техника» 1928 г. №32 (281) (11.08.1928) 11 кб текста + 89 кб графики
    ракеты Хефта
  42. К.Т. Наше солнце сжимается «В мастерской природы» 1928 г. №8 в pdf - 115 кб
  43. Я-Ий. Первая ракета на рельсах «Человек и природа» №24(60) 23.08.1928 3 кб текста + 35 кб графики
    ракетная дрезина
  44. Радиоюмор «Радиолюбитель» 1928 г. №8 в djvu - 9 кб
    Маленькая картинка, свидетельствующая, что короткие волны возродили надежду на межпланетную связь.
  45. Л. Ямпольский. Ракета на земле и в воздухе. Новые опыты с управляемыми реактивными снарядами «Наука и техника» 1928 г. №36(285) (8.09.1928) в djvu - 417 кб
    то же Л. Ямпольский. Ракета на земле и в воздухе. Новые опыты с управляемыми реактивными снарядами «Наука и техника» 1928 г. №36(285) (8.09.1928) 11 кб текста+ 62 кб графики
  46. Автомобиль-ракета «30 дней» 1928 г. №9 в djvu - 237 кб
  47. Один в тайге «Ёж» 1928 г. №9 в djvu - 133 кб
    Об экспедиции Кулика на поиски метеорита
  48. В 2000 году «Вокруг света» (Ленинград) 1928 г. №36 (6.09.1928) в djvu - 2,75 Мб
    футорология
  49. Д.Ф.Строганов. Есть ли жизнь на Луне «Знание - сила» 1928 г. №9 в djvu - 240 кб
  50. К.Е.Вейгелин. Ракетные самолеты «Вестник знания» 1928 г. №19 (октябрь). 4 кб текста + 24 кб графики
  51. Я.Перельман. Создание человеком искусственной луны «Вестник знания» 1928 г. №19 (октябрь) 7 кб текста + 43 кб графики
  52. Один в тайге «Огонёк» 1928 г. №41(289) (7.10.1928) в djvu - 50 кб
    Л.А.Кулик ищет Тунгусский метеорит
  53. С.Мар. Искатель "Бога грома" «Вокруг света» (Ленинград) 1928 г. №41 (13.10.1928) в djvu - 111 кб
    Об экспедиции Л.А.Кулика
  54. К.Е.Вейгелин. В небесах неизведанных «Мир приключений» 1928 г. №10 в djvu - 578 кб
  55. А.Маслов. Из далёких миров «Пионер» 1928 г. №22 (ноябрь) в djvu — 581 кб
    рассказ о метеоритах, в т.ч. о Тунгусском и о экспедициях Кулика
  56. Астрономическая ракета «Вокруг света» (Ленинград) 1928 г. №46 (18.11.1928) в djvu - 87 кб
    Так представляли аппарат для фотографирования иных планет
  57. В тайгу за метеоритом «Огонёк» 1928 г. №49(297) (30.11.1928) в djvu - 1,05 Мб
    Экспедиция Л.А.Кулика
  58. "Следопыт" на помощь Л.А.Кулику «Всемирный следопыт» 1928 г. №12 в pdf — 146 кб
  59. отрывок из статьи о достижениях техники — про ракету «Ёж» 1928 г. №12 в djvu — 205 кб
  60. А.Д. Вращение Нептуна вокруг оси «Природа» 1928 г. №12 в djvu - 37 кб
  61. Мир Луны «Вокруг света» (ЗиФ) 1928 г. №24 (декабрь?) в djvu — 752 кб
  62. Взрыв ракетного автомобиля «Прожектор» 1928 г. №29 1 кб текста + 80 кб графики
Статьи в журналах 1929-1930 гг.

Статьи в журналах 1926-1927 гг.