"Вестник знания" 1928 г. №11


Проф. В.Я.АЛЬТБЕРГ
Зав. отд. эксп. Геофизики Гл. Геофизич.
Обсерватории в Ленинграде.
Предполагаемый полет в стратосферу.

Благодаря успехам авиации, осуществились мечты Леонардо да-Винчи о завоевании чело­веком воздушной стихии, но осуществились, быть может, еще не в полной мере. Не вся атмосфера доступна современным летчикам, а лишь самый нижний слой ее — тропосфера, толщиною в 11 км. Благодаря успехам авиации, осуществились мечты Леонардо да-Винчи о завоевании человеком воздушной стихии, но осуществились, быть может, еще не в полной мере. Не вся атмосфера доступна современным летчикам, а лишь самый нижний слой ее — тропосфера, толщиною в 11 км.

Дальнейшему проникновению в более высокие слои препятствует целый ряд серьезных затруднений, касающихся как самого летчика, так и его летательной машины. Главные затруднения проистекают от разреженности воздуха на больших высотах, вследствие чего начинают задыхаться не только летчик, но и его мотор: первому не хватает воздуха для дыхания, второму — для сжигания топлива. Только путем вдыхания кислорода некоторым отважным летчикам удавалось достигнуть большой высоты — в 12 км. Для полетов на еще большей высоте препятствием является ничтожное давление воздуха, при котором мышцы человека перестают нормально функционировать и оказываются не в силах расширять легкие. Одного вдыхания кислорода оказывается недостаточным.

Автомобиль-ракета конструкции Опеля

Поэтому для полетов в такой разреженной среде человеку необходимо находиться в герметически закрытом помещении с достаточно сжатым воздухом.

Затруднения, касающиеся самого летчика, могут быть, таким образом, преодолены. Более трудной с технической стороны представляется задача преодоления препятствий, какие представляет разреженный воздух для работы мотора. Тут пытаются помочь делу применением нового принципа движения в воздухе — принципа реактивного давления, благодаря которому, например, ракета поднимается вверх. Применением принципа ракеты наш изобретатель Циолковский, а в Германии — Оберт и Вальер считают возможным подняться в верхние слои атмосферы. В настоящее время мы накануне осуществления попыток этого рода. В Берлине известная фирма Опеля в мае т/г. производила публичное испытание автомобиля — ракеты специальной конструкции. Как показывает помещаемый рисунок, по внешности он мало отличается от обыкновенного автомобиля, с тою только разницею, что из задней части кузова выдаются двенадцать открытых труб, представляющих собственно те „ракеты“, при помощи которых автомобиль приводится в движение, вместо бензинового мотора. Силою взрывов, систематически производящихся в ракетных цилиндрах, автомобиль приводится в быстрое движение, со скоростью 200 км в час. Пробная поездка такого автомобиля-ракеты, длившаяся всего 8 секунд,

Проэктируемый американским инж. Годдардом полет на ракете на Луну.
совершена была с еще большею скоростью. Такое чрезвычайно быстрое движение правильнее называть полетом. Темп такого полета может быть, по желанию, усилен, что зависит от силы взрывов в ракетах; только продолжительность действия последних не может быть пока произвольно увеличена. Конструктором машины является инженер Сандер, давший техническое воплощение идеям Вальер и Оберта. В то время, как во Франции такие идеи были признаны утопическими, в Германии, наоборот, преступлено к конкретному их осуществлению. Сандер, после четырехлетних опытов на фабрике Опеля, соорудил ракету, развивающую давление в 1100 Кг. т. е. почти в 4 раза большее, чем самые большие ракеты, какие были сооружены до него. Такая ракета может в течение 45 секунд достигнуть высоты в 20 км. По этому типу построенный автомобиль-аэроплан смог бы совершить полеты без пилота уже в ближайшее время. Однако гораздо важнее, чтобы такой машиной управлял пилот, если бы нашелся такой отважный смельчак. В этом отношении дело кажется также вполне обеспеченным, так как фирма Опеля заключила соглашение с известным летчиком Раабом, который отваживается совершить на „ракете“ Опеля грандиозный полет в стратосферу! В ближайшие недели мы услышим о результатах безумно-смелого взлета в стратосферу, через которую в будущем, можно думать, будет проложен великий мировой путь для международных сношений, а также для воздушных сражений будущего1.

В. А.


1 В последующих №№ „В. Зн.“ будет помещена фотография и описание аэроплана-ракеты новой конструкции.

РЕД.    

От Редакции

Вопрос о межпланетных сообщениях и возможности их уже давно привлекал к себе человека. Из мечты теперь, в связи с колоссальными успехами воздухоплавательной техники он готов превратиться в реальный, достижимый для человека факт.

Со стороны читателей „Вестника Знания“ поступают по этому поводу многочисленные запросы в Редакцию. Предыдущая и последующая статьи наших сотрудников, известных знатоков дела, являются ответом на эти вопросы.

Зная, что многих читателей журнальные статьи не удовлетворят своею вынужденного краткостью и идя навстречу определенному их желанию — иметь по этому вопросу целую книгу, Редакция решила несколько изменить план приложений, дав подписчикам серии „Природа и Люди“ две специальных книги инж. Н. А. Рынина „Межпланетные сообщения в фантазиях романистов“. Первая часть книги „Космические корабли“ рассылается подписавшимся на приложение „Природа и Люди“ при № 11 журнала; вторая часть — окончание книги будет разослана вместе с №13.