«Наука и техника» 1928 год №26


ЭРА РАКЕТЫ

НОВОЕ ИСПЫТАНИЕ РЕАКТИВНОГО АВТОМОБИЛЯ.

Свое обещание показать в ближайшем будущем новый автомобиль-ракету, еще более мощный, чем демонстрированный 12 апреля на испытательном автодроме у Рюссельсхайма („Н. и Т.“, №№ 22 и 23), завод „Опель“, согласно сообщению немецких газет, действительно выполнил. 23 мая на автомобильном треке „Авусбан“, под Берлином, в присутствии двух тысяч специально приглашенных представителей промышленных, научных и технических учреждений и предприятий страны и несметной толпы народа, известный автогонщик Фриц Опель совершил на вновь выстроенной заводом реактивной автомашине с 24-членным ракетным аггрегатом пробный пробег, развив скорость хода до 200 км в час (56 м в секунду, 1 км в 18 секунд).


Рис.1. Автомобиль-ракета на полном ходу в момент поворота налево.

Наши рисунки дают понятие об общем виде и некоторых деталях этого реактивного автомобиля. На рис. 1 мы его видим спереди в момент поворота. Представлены кузов в форме опрокинутого челна с округлым носом, конический защитный раструб за головой гонщика и регулируемые в своем положении с места водителя боковые крылья-стабилизаторы, создающие в движении добавочное давление на колеса, благодаря которому улучшается управляемость автомобиля.

Рис. 2. Детали управления автомобиля-ракеты.

На рис. 2, представляющем, как и остальные рисунки, приблизительное схематическое воспроизведение газетных оттисков малоудачных фотографий, изображены части, находящиеся подле места водителя: обычный для гоночных автомашин руль с сильно наклоненной колонкой, ручной рычаг (на месте обычного тормозного) для перестановки стабилизатора, педаль ножного тормоза, регулятор для запуска ракет (в центре рисунка), тоже с педалью, и бронированный рукав, в котором собраны провода зажигания, протянутые в ракетам.

Регулятор устроен и действует таким образом, что нажим на педаль, включая соответственную серию контактов, производит последовательный пуск в ход одной, двух, трех или большего числа ракет 24-ствольного аггрегата. Нажим до первой ступени дает зажигание одной ракеты, нажим до упора — включает в действие все 24 ракеты аггрегата. Каждая ракета, заключающая 5 кг пороха, горит известный промежуток времени, развивая реакцией выхлопных газов направленный в сторону движения толкательный импульс определенной силы. Сложением действия отдельных ракет достигается регулировка тяги, а, значит, и скорости хода коляски. Более медленный и постепенный перевод педали через последовательные ступени включения дает меньшее число одновременно работающих ракет, меньшую скорость хода и больший радиус действия автомобиля (большая длина пробега на одном и том же заряде пороха). Напротив, при регулировке на одновременное горение увеличенного количества ракет, достигаются повышенная мощность работы аггрегата, увеличенная скорость хода и сокращение длины пробега на данном заряде рабочего вещества.

Рис. 3 является перерисованной фотографией ракетного аггрегата автомобиля без наружного стального кожуха и выхлопных труб, заснятого сзади. На фотографии ясно видно расположение всех 24 рабочих сопел.

Испытание авторакеты на „Авусбане", о котором говорилось выше, прошло вполне удачно. Машина, наполняя воздух громом оглушительных выстрелов и тучами белого дыма, быстро разогнавшись, летела вперед под неудержимый восторженный рев десятков ошеломленных зрителей. Искусная рука гонщика заставила ее описать последний поворот круга без предварительного торможения. Со скоростью в 200 км машина шла последние минуты действия ракет, по истечении которых весь порох оказался израсходованным. Инерцией разгона автомобиль прокатился, однако, еще 3 км, возвратясь на старт.

После испытания Опель сообщил присутствующей публике о своих планах дальнейшей работы в области ракетного транспорта, производимой им совместно с Максом Валиром и инженерами Зандером и Фолькхардтом.

Первым этапом этой работы явится постройка железнодорожной автомотриссы (моторного вагона) с ракетным аггрегатом в качестве мотора („Н. и Т.“, № 24), С этой ракетной автомотриссой конструкторы ее надеются побить мировой наземный рекорд скорости, составляющий 333 км в час (скорость, показанная гоночным автомобилем „Нэпир“ на Дайтонском пляже во Флориде, САСШ, в апреле с. г.; см. след. № „Н. и Т.“). Правда, этот рекорд предполагается побить на рельсах, но ведь скорости движения экипажей такого порядка по нерельсовому дорожному полотну практического значения не имеют и никогда иметь не будут, хотя бы из-за недостаточной прочности резиновых шин.

Опыт с автомотриссой должен будет еще установить, что с увеличением скорости экономичность ракеты, коэффициент полезного действия не падает, как у всех известных моторных средств передвижения, а, напротив, возрастает — хотя и не достигает даже при весьма высоких скоростях сколько либо экономических значений.

Рис. 3. Ракетный аггрегат реактивного автомобиля с удаленными наружными частями.

Одновременно с автомотриссой будет еще построен ракетный мотоцикл, на которой имеется в виду побить мировой рекорд скорости и для этого моторного транспортного средства, составляющий примерно 190 км в час. Третьим этаном работы будет создание летательного ракетного аппарата для совершения свободных полетов со скоростью в 300 — 400 км.

Четвертой ступенью явится изготовление ракет для запуска в верхние слои атмосферы с самопишущими приборами с целью изучения царящих на соответственных высотах естественных условий. Высота в 30 км, которую до сих пор столь тщетно старались достичь при помощи шаров-пилотов, несомненно будет одолена ракетами о большим лишком. Метеорология получит таким образом ценнейшие сведения, да и радиотехники узнают, наконец, толком, почему происходит отражение электрических волн в стратосфере. Одновременно, с принятием всех необходимых мер предосторожности, в стратосферу будут посланы на ракетах опытные экземпляры животных, на которых будут проверены влияния температуры, разрежения воздуха, недостатка кислорода и так называемых „космических лучей“, действие которых на незащищенных слоем плотного воздуха высотах сможет оказаться губительным для организмов.

На пятом этапе начнется испытание летательных ракетных снарядов с пассажирами, при чем постепенно можно будет определить предельную величину выносимого людьми давления ускорения и проверить степень надежности заключенных в ракете герметически закрытых пассажирских кабинок.

С шестого этапа предполагается организовать полеты на летательных реактивных снарядах, пригодных для практической эксплоатации. Для них предусматривается потолок в 20-30 км и скорость движения, превышающая 1.000 км. Кругосветные путешествия станет возможным совершать тогда за ½ суток.

Предметом работы на седьмом и последнем этапе явится непрерывное повышение скорости и высоты полета. Таким образом, возможно, будут созданы предпосылки для создания реактивных снарядов для межпланетных путешествий. Практических надежд на oсуществление такого достижения пока питать еще нельзя.

Л.Я.