Порох, ракеты и фейерверки, без сомнения, изобрели китайцы. Не позже XI века. Но и не на много раньше. Тут нюанс - не менее столетия-двух-трёх ушло на то, чтобы из серы, селитры и древесного угля добиться нужных пропорций. Причём как раз взрывной характер пороха был не слишком востребован. Практически везде целые столетия ракеты были элементом праздника, а не войны. Более того - летающие ракеты были редкостью. И я подозреваю, что вообще запрещены - иначе пожаров не миновать. Крыши домов были из соломы и бамбука... А в самых первых упоминаниях их называют "земляными крысами". Порох был слаб. Бумажные колбаски перескакивали, горя и дымя, с места на место, забавляя китайцев. Слово "ракета" (рокетто, веретено, вращается) появилось у итальянцев спустя 2-3 столетия. Однозначно - это была огненная вертушка, которая вращалась на оси, разбрасывая искры. И не летала пока Арабский химик (жил, где сейчас Сирия) Хасан-аль-Раммах-Недшм-эддин. Случаев применения не зафиксировано, но описание очень понятное. Арабы многое переняли у индийцев, которые, в свою очередь приняли мудрость бежавших на Восток от христианства позднеэллинских учёных и общавшихся с Китаем. Селитру называли "китайский снег". Арабы завезли знания в Южную Европу. Ох, много чего завезли и познакомили этих варваров с цивилизацией. И с ракетами тоже. Скорее всего корзину со стрелами-ракетами просто ставили на костёр, направляя в сторону противника Он написал военный трактат, в котором описал три типа ракет. На рисунке изображена очень приличная ракета. И держит её не кто иной, как Александр Македонский. Который, якобы, её и изобрёл. О применении ракет пока нет сведений Корейцы массово применили против вторгшихся японцев настоящие РСЗО под название «Хвача» - колёсные повозки с десятками ракет-стрел Он, якобы, совершает первую попытку полёта на ракетах. Не верю, но миф красивый. Собственно, моё мнение Он не изобретал телескоп (его изобрели на несколько лет ранее в Голландии), он даже не первый посмотрел в телескоп на Луну и не первый рисовал карту Луны, но революцию в астрономии устроил именно он. В один день открыл 4 спутника Юпитера и много ещё чего. Но главное - астрономия стала массовой. Даже Папа Римский не прочь был посмотреть на мироздание, сотворённое Богом Он написал трактат о кораблестроении, описав корабельные ракеты. На рисунке - настоящий ракетоносец, причём, как я понимаю, под турецким флагом На празднике дня рождения дочери султана турок Хасан Челеби Легари взлетел на ракете в Стамбуле. И спланировал в море на крыльях. Вероятно, этот цирковой трюк имел место быть, иллюстрация со старинной гравюры и описание уважаемого человека. Только вот - везде - Челеби, Челеби... А это просто приставка к имени, означает «Благородный». Типа «дон, фон, сэр», не имя Он написал трактат о ракетах и, похоже, изготовлял их немало, в том числе большие и многоступенчатые Бразилец, приехавший в метрополию, демонстрирует королю модель аэростата. Мечта о полёте была близка, но революция не состоялась. Герметичной ткани было мало или король рассердился за сгоревшие гобелены? Хайдер Али, раджа Майсора (Индия) создаёт (с помощью французов) ракетные войска и (позже) наносит ракетные удары по англичанам Одна из первых зарисовок ракетного обстрела. Использование ракет при штурме майсорскими войсками укреплений линии Траванкор. Рисовал Йохан Жерар ван Ангелбек, губернатор Голландской Индии Майсор был разгромлен англичанами, индийским ракетам пришёл конец. На некоторое время. Вот картика интересная от того времени осталась - рисунок английского художника Роберта Хоума (1752 - 1834). Что делает этот индийский ракетчик? Он выверяет центр тяжести ракеты. Потом отрежет лишнее от хвоста и ракета полетит по нужной траектории. Но вот что за палка между ног - это загадка... В 2019 году индийские археологи раскопали целый склад индийских ракет, очевидно, с 1799 года, более 1000. Все - с жестяным корпусом. То ли индийцы их сбросили в колодец, чтобы англичанам не достались, то ли наоборот, англичане утопили. Сейчас в музее В Анноне (Франция) братья Монгольфье запустили первый тепловой аэростат (монгольфьер) и, что важно - при огромном стечении народа. И началось поломничество в небо... Парижане, узнав о том, что эра воздухоплавания началась в Авиньоне, немедленно пригласили братьев Монгольфье демонстрировать КАК такое случилось. Но ждать приезда было невтерпёж, поэтому они сами скроили аэростат и наполнили его уже не горячим воздухом, а водородом, который им предоставил Жак Шарль. И взлетел первый шарльер! Авиареволюция набирает темп. В небо впервые поднялся человек. Причём, сразу двое! Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз д'Арланд. Пройден первый километр на пути к космосу Только после того, как Конгрев заменил бумажные гильзы ракет на жестяные и удачно использовал их в нападении на французскую Булонь, началась ракетная эпидемия, охватившая всю планету и закончившаяся только к концу XIX века. Миллионы ракет в десятках армий, сотни модификаций... А всё началось вот с таких шлюпок, обстрелявших ночью французский городок Булонь (там был порт и строились корабли для десанта в Англию) Ракеты быстро стали страшным оружием. За 3 ночи, выпустив более десяти тысяч ракет, англичане сожгли столицу Дании. Погибло около 2000 горожан. Причём Дания была нейтральной. Но с юга шёл Наполеон, он мог захватить датский флот и блокировать Датские проливы. Англичане лишились бы стратегического товара - это был мачтовый лес из Швеции. Датский флот конфисковали, проливы отстояли. Правь, Британия, морями... Мальчик Вильфрид де Фонвейл едва не стал первым европейским пилотом ракеты. Вмешалась полиция и ракетный мастер итальянец Клод Руджиери не продвинулся дальше запусков на ракете барана и прочих животных, которые спускались на парашютах Джон Деннет родился на острове Уайт у берегов Британии. Кораблекрушения на местных рифах были часты и с берега потерпевшим перекидывали трос с помощью миномёта "Мэнби", который стрелял на 250 ярдов. Деннет впервые дал ракетам возможность не убивать или развлекать людей, а спасать их. Вероятно, он занимался ракетами с 1826 года, они превзошли "Мэнби" по всем показателям, а когда в 1832 году они спасли 19 моряков с судна "Бэйбридж", стал знаменитым. А ещё он был хорошим археологом и геодезистом. В 1852 году он умер, передав бизнес сыну Горацио. «Энциклопедии Хармсворта» 1906 года утверждает, что ракеты Деннета спасли 8515 жизней в период с 1870 по 1905 год. Француз Анри Жиффар год строил паровую машину, пригодную для воздушного судна, потом сам строил дирижабль, потом сам полетел на нём. Ему не терпелось опробовать аппарат и он полетел против сильного ветра. Ветер он не осилил, летать по кругу мог бы только в штиль, но всё же он пролетел 27 км от парижского ипподрома, хотя и не туда, куда хотел. Но всё же - это был первый управляемый полёт в отличие от многих предыдущих попыток, когда винт вертели вручную. Революция прошла буднично, незаметно. А тогда - какая же это революция. Почин не был подхвачен. Управляемыми полётами аэростатов/дирижаблей занялись всерьёз, но прошло ещё полвека, пока Сантос-Дюмон доказал - воздушным судном вполне можно управлять Понятия о стратосфере ещё не было. Но желание подняться выше других существовало всегда. 5 сентября 1862 года состоялся самый высокий подъём на аэростате в открытой корзине без кислорода. Джеймс Глейшер и Генри Трейси Коксуэлл (Англия) поднялись на аэростате, наполненным светильным газом в стратосферу. По современным подсчётам - 11887 метров. Они потеряли сознание и едва не умерли. Один из голубей, взятых в корзину, умер. Люди оказались чуть крепче Стрельба человеком из пушки, цирковой номер "Человек-ядро" имеет самое непосредственное отношение к космонавтике. Такое упражнение помогло рассчитать перегрузки при мгновенном ускорении (например, при катапультировании). Конечно, лётчики освоили катапульту быстрее космонавтов, но все космонавты проходили через испытание "выстреливанием" в специальном тренажёре. А ещё раньше вычислялись теоретически возможные перегрузки, например, при посадке на Луну. Первая известная ракета на бездымном порохе, запущенная Теодором Унге (Швеция) 12 сентября 1896 г. в Стокгольме. Технический музей, Стокгольм Унге занимался военными ракетами, на чужие деньги и с целью оправдать затраты. Поэтому работы секретились, а фотосъёмку с ракеты он считал второстепенной, спустя несколько лет Мауль вплотную занялся фоторакетами, сгрёб себе всю славу и десятилетия спустя шведам пришлось отстаивать приоритет земляка. А вообще это великое новшество - менее чем через век ракеты сфотографипуют миры, которые даже в крупнейшие телескопы выглядят точками. И мы их увидим. А пока - шведская деревенька... Вильгельм Теодор Унге родился в 1845 г. в Стокгольме. В 1866 г. он закончил Технологический институт и начал свою военную карьеру. Проявил себя. Переведен сначала в Военный институт, а затем назначен в Генеральный штаб, где выбрал карьеру изобретателя в области военной техники. Его первым запатентованным в 1887 г. изобретением был дальномер, а вскоре он запатентовал целую серию новшеств в автоматической винтовке. В конце 80-х годов XIX в. Унге заинтересовался артиллерией; он рассматривал применение ракет как возможный путь для развития артиллерии и использования нового высокоэффективного нитроглицерина в качестве боеголовки артиллерийских снарядов. В 1891 г. Унге познакомился с Альфредом Нобелем, который заинтересовался его идеями. В 1892 г. Унге создал (на паритетных началах с Нобелем и шведским королем), компанию «Марс». Главной задачей деятельности этой компании были разработка, изготовление и продажа изобретений капитана В. Т. Унге. Вся эта работа финансировалась Нобелем до самой его смерти в 1896 г., а затем в течение еще пяти лет велась за счет его имущества. В течение первых пяти лет Нобель вложил в предприятие «Марс» около 20 тысяч долларов. Германа Гансвиндта у нас иногда называют "немецким Циолковским". Скорее уж наоборот - Герман родился на год раньше Циолковского, умер на год раньше, а интересные изобретения делал на несколько лет раньше. Причём, в отличие от Циолковского-идеалиста? он был прагматиком, хотя и сильно увлекающимся. Герман Гансвиндт был классическим немцем - родился в Пруссии, трудолюбив, настойчив, аккуратен и изобретателен. Основал целую фирму по изобретению транспорта. Изобретал машины и велосипеды, вертолёты и лодки, различные механизмы и пожарную технику. Причём всё это (в отличие от Циолковского) делал в металле. Он первым разобрался с ошибками дирижаблестроителей - дирижабль должен быть огромным с мощной машиной. Если сделать его в 10 раз больше, то объём возрастёт в тысячу раз, а сопротивление воздуха только в 10. Он получил патент на дирижабль в 1883 году. Но машин, чтобы разгонять такую махину до скорости 50 км/ч (меньше нельзя, как вычислил Герман) ещё не было. Но построить его было возможно! Гансвиндт настойчиво пробивал свою идею и добился лишь того, что военные выбрасывали в мусор, не читая, проекты всех дирижаблей, в том числе и графа Цеппелина. |
Я всегда представлял себе, что рай будет своего рода библиотека. - Хорхе Луис Борхес |