Рейтинг с комментариями. Часть 4-1
Список-4:
5.07.1437 - Улугбек. «Зиджи джадиди Гурагани» (Узбекистан)
12 февраля 1440 - «Об ученом незнании». Николай Кузанский (Германия)
1450 - великий космограф XV века Фра Мауро (Италия)
1456 - наблюдение комет. Паоло Тосканелли (Италия)
1474 - Региомонтан. «Эфемериды» (Германия)
1483 - Ван Гу (Wan Hoo). Первый (но мифический) полёт на ракете (Китай)
5.07.1437 — Улугбек. «Зиджи джадиди Гурагани» (Узбекистан)
Памятник Улугбеку в Самарканде |
Мирза (позже Султан) Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган родился 22 марта 1394 в городе Султании (это в Иране, не очень далеко к югу от Каспийского моря). Был внуком Тимура. Отцом его был младший сын Тимура Шахрух. Его матерью была Гаухаршад бегим, дочь представителя тюркской родоплеменной аристократии Гиясиддина Тархана. Настоящее имя Мирзо Улугбека было Мухаммад Тарагай. Так он был назван в честь отца Тимура. Но стал более известным под именем Улугбек (великий бек — в переводе с тюркского). Титул «Гураган» — иранизированный вариант монгольского куругэн — «зять», «ханский жених». Титул Гуркани первым принял Тамерлан породнившись с домом чингизидов. Представители династии Тимуридов традиционно вступали в брак с чингизидками и таким образом приобретали титул Гурагани.
Когда будущий великий астроном родился, его дед успешно воевал с Золотой Ордой где-то в районе Москвы. Воспитателем Улугбека был поэт и учёный Ариф Азари.
Отец Улугбека, Шахрук, был любимым сыном Тимура, даже лично спасал его от смерти и сражался с 16 лет. Когда родился Улугбек, Тимур помиловал население города Мардин (это далеко на запад от места рождения Улугбека, на границе Сирии и Турции, тогда просто полунезависимое пограничное государство). Тимур назначил Шахруха правителем столицы державы — Самарканда, а позже и всей области — Хорасана, Сеистана и Мазандерана.
В 1405 году Тимур умер, Самарканд захватил его внук Халиль-Султан, один из главных военачальников Тимура. Четыре года он воевал с Шахрухом и был захвачен в плен при подавлении восстания эмира Худайдада (блестящая цепь интриг сторонников Шахруха). Шахрух опять вступил в Самарканд и назначил правителем города и всего Мавераннахра со столицей в Самарканде Улугбека, а сам создал своё государство в Хорасане со столицей в Герате. В 1411 году Шахрух признал Улугбека независимым правителем.
С 1427 по 1447 год Улугбек практически не вел никаких серьёзных военных действий. В 1428 году он провел важную денежную реформу в стране, оказавшую благоприятное воздействие на экономику государства. Улугбек был неплохим правителем, войнами занимался мало, больше строительством, имел минимум трёх жен, несколько сыновей и дочерей. Старшим сыном был Абд ал Латиф, а младшим Абдулазиз. Его дочь Робия Султан Бегим была позже выдана замуж за правителя Узбекского ханства Абу-л-хайра (1428-1468). В 1447 Шахрух умер. Улугбек наследовал ему, перевёз останки отца из Герата в Самарканд и, естественно, сразу началась междоусобица между родственниками. Вместе со своим сыном (ему не было и 17-ти) Абд ал Латифом он распространил свою власть на все отцовские владения. Абд ал Латиф воспитывался близ Герата, вдали от отца и был жестоким и талантливым воином. Хорасанский поход 1447 года отца и сына окончился их поражением и отношения испортились. Конфликт перешел в войну. Эта война закончилась поражением Улугбека. Он был посажен в тюрьму и по приговору группы религиозных судей был убит в октябре 1449. Ему было всего 55 лет. Якобы новый правитель выгнал Улугбека из Самарканда, затем приказал ему заночевать в деревне, куда послал убийц. Следом был казнён и брат Абд ал Латифа — Абдул-Азиз. Племянник Улугбека — Абу-Сеид смог сбежать в Бухару. Абд ал Латиф, которому было всего 20 лет, был правителем всего 6 месяцев. Один из сторонников Улугбека убил его на окраине Самарканда 8 мая 1450 г. После чего к власти немедленно пришел почитатель Улугбека Абдулла ибн Ибрагим султан, который сидел в тюрьме в ожидании казни. Он воздвиг на могиле Улугбека надгробный камень ... и ничего не успел больше сделать. В июне 1451 другой почитатель Улугбека и его племянник Абу-Сеид, заручившись поддержкой хана кочевых узбеков Абулхайр-хана, разбил его под стенами Самарканда, взял в плен и тут же казнил. Абулхайр-хану была отсыпана большая награда и отдана дочка Улугбека в жены (между прочим, была очень влиятельной женой и матерью двух ханов).
Конечно, нас не столько интересуют тюрко-семейные междоусобицы, сколько наука вопреки им. Улугбек был редкостным правителем — не только почитателем и спонсором наук, но и разбирающимся в них ученым.
В детстве Улугбек имел возможность посетить развалины знаменитой обсерватории Ат-Туси в Мараге. Это произвело на Улугбека сильное впечатление и определило его увлечение астрономией. В 1417-1420 годах Улугбек построил в Самарканде медресе, которое стало первым строением в архитектурном ансамбле Регистан. В это медресе Улугбек пригласил большое количество астрономов и математиков исламского мира. Другие два медресе были построены в Гиждуване и Бухаре. На портале последнего сохранилась надпись (хадис пророка Мухаммада): «Стремление к знанию есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Вообще, все многочисленные надписи на медресе призывают людей к занятиям науками.
При Улугбеке Самарканд стал одним из мировых центров науки средневековья. Здесь возникла целая научная школа, объединившая видных астрономов и математиков — Гиясиддина Джамшида Каши, Казизаде Руми, ал-Кушчи. В Самарканде в то время жили историк Хафизи Абру, написавший замечательный труд по истории Средней Азии, знаменитый медик Мавлоно Нафис, поэты Сиражиддин Самарканди, Саккаки, Лутфи, Бадахш и др.
Сохранившаяся подземная часть главного квадранта обсерватории Улугбека.
В 1975 г я осматривал это место — производит впечатление. |
Али ал-Кушчи преподносит султану Мехмету звёздный каталог Улугбека (миниатюра из турецкой рукописи XVI века). |
Основным интересом Улугбека в науке была астрономия. В 1428 году было завершено строительство обсерватории Улугбека, главным инструментом которой был стенной квадрант с радиусом 40 метров и с рабочей частью от 20° до 80°,
которому не было равных в мире. Сотрудниками Улугбека были такие выдающиеся астрономы, как Кази-заде ар-Руми, ал-Каши, ал-Кушчи. В обсерватории Улугбека к 1437 году был составлен Гурганский зидж. Зидж — это астрономическая таблица.
Труд был подготовлен группой мусульманских астрономов, работавших в Самарканде в обсерватории Улугбека под руководством султана.
Каталог содержит сведения о 1018 звёздах, которые распределены по 38 созвездиям. Каталог составлен на эпоху 1 мухаррама 841 года хиджры, что соответствует 5 июля 1437 года. В программу наблюдения был положен звёздный каталог «Альмагест». 27 южных звёзд из созвездий Корабля, Центавра, Зверя и Жертвенника Улугбек сам не наблюдал, поскольку они не были видимы на широте Самарканда в XV веке. Эти звезды были перенесены в зидж Улугбека по эпохе Ас-Суфи. Оценка блеска также заимствована у Ас-Суфи, что эквивалентно заимствованию из «Альмагеста». В работе приводится длина звёздного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (погрешность составила + 58 секунд) и наклон оси Земли: 23,52 градуса (наиболее точное измерение).
Зидж Улугбека считается наиболее точным и полным звездным каталогом своего времени, превосходя работы выдающихся предшественников: Птолемея, Ас-Суфи и астрономов Марагинской обсерватории.
Главным научным трудом Улугбека считаются «Зиджи джадиди Гурагани» или «Новые Гурагановы астрономические таблицы». Автор завершил это произведение в 1444 году после тридцати лет кропотливой работы и астрономических наблюдений. Астрономический справочник вскоре был переведен на латинский язык и наряду с «Альмагестом» Клавдия Птолемея и астрономическими таблицами кастильского короля Альфонса X являлся пособием по астрономии во всех обсерваториях Европы. Точность этих таблиц превосходила все достигнутое ранее на Востоке и в Европе. Лишь в XVII в. Тихо Браге удалось добиться сравнимой с самаркандскими наблюдениями точности, а затем и превзойти её. Неудивительно, что «Зидж Улугбека» постоянно привлекал к себе внимание астрономов, как на Востоке, так и в Европе.
Создание Самаркандской обсерватории стало возможным потому, что в лице Улугбека слились воедино важнейшие слагаемые успеха: талантливый ученый, ясно представлявший себе научную цель и пути её осуществления, и правитель могущественного государства, располагавший достаточными средствами. Предшествовавшие звездные каталоги, по-видимому, были основаны на наблюдениях Гиппарха, приведенных к соответствующей эпохе. «Зидж Улугбека» во многом базировался на собственных наблюдениях.
Улугбек был большим меценатом науки и искусств. Кроме астрономии и географии он увлекался поэзией и историей. Автором исторического произведения «История четырёх улусов» (Тарих-и-улус-и-арба'а) был сам Улугбек.
Его знаменитый ученик, самаркандский астроном ал-Кушчи, после смерти Улугбека в 1470-х годах прибыл в Стамбул где был назначен профессором медресе Айя София.
Обсерватория Улугбека постепенно разрушалась и в конце XVII века была разобрана на кирпичи. Сохранилась лишь подземная часть.
Европейским астрономам звёздный каталог Улугбека стал известен после его публикации в 1648 году в Оксфорде, где впервые была частично опубликована главная работа, выполненная в знаменитой самаркандской обсерватории Улугбека. Работу подготовил к печати и прокомментировал Джон Гривс (1602-1652), профессор астрономии Оксфордского университета. Позже фрагменты каталога издавались в Англии неоднократно.
Спустя 17 лет после первой оксфордской публикации, ученый хранитель Бодлеянской библиотеки в Оксфорде, английский востоковед и переводчик Томас Хайд (1636-1703) подготовил и напечатал на персидском и латинском языках новое издание самаркандского каталога под названием «Tabulae Long, ас Lat. Stellarum Fixarum, ex observatione Ulugh Beighi».
В «Каталоге звёздного неба», изданном Яном Гевелием, есть гравюра, изображающая символическое собрание величайших астрономов мира, живших в разные времена в различных странах. Они сидят за столом, расположившись по обе стороны от музы астрономии Урании. Среди них изображён и Улугбек.
Немецкий астроном и составитель карт Луны Иоганн Генрих фон Медлер в честь Улугбека назвал лунный кратер Улугбек, нанесённый на его лунную карту 1830 года.
Наиболее подробный анализ звездного каталога Улугбека, основанный на изучении 8 рукописей, хранившихся в библиотеках Великобритании, был опубликован в США в 1917 году под названием «Ulugh Beg's Catalogue of Stars. Revised from all Persian Manuscripts Existing in Great Britain».
В. Л. Вяткин в 1908 и 1914 годах нашел остатки обсерватории Улугбека и провёл их первые раскопки. Исследования обсерватории были успешно продолжены М. Е. Массоном в 1941 году, А.А.Пулявиным в 1943 году и В.А.Шишкиным в 1948 году.
12 февраля 1440 - «Об ученом незнании». Николай Кузанский (Германия)
Фрагмент фрески в его родном городке Кус. XV век, вроде бы. Ниже она полностью |
Николай Кребс (он же Николай Кузанский, он же Николай Кузанец, Кузанус, нем. Nicolaus Krebs, Nikolaus von Kues, Chrifftz , лат. Nicolaus Cusanus) родился в 1401 году на берегу Мозеля в богатой виноградниками деревне Кус (или Куз) (Трирское курфюршество, Священная Римская Империя, ныне юго-западная Германия) и получил прозвание по месту своего рождения: Кузанский или Кузанец.
Он был вторым из четырёх детей в семье Иогана Кребса, богатого купца, и Катерины Рёмер. Достоверных сведений о детских годах жизни нет. Кузанец изучал латынь в Бернкастеле, затем он продолжил обучение в Гейдельбергском университете (Германия) и в школе церковного права в Падуе (Италия). В 1423 году Николай получил звание доктора канонического права. Вернувшись в Германию, он занимался богословием в Кёльне. В 1426 году, вскоре после того как он получил сан священника, Николай становится секретарем папского легата в Германии кардинала Орсини. Через некоторое время он стал настоятелем Церкви св. Флорина в Кобленце (запад Германии, ныне земля Рейнланд-Пфальц).
Николай Кузанский впервые знакомится с идеями гуманистов, которые оказывают на него определенное влияние. Выступал за ограничение власти римского папы и усиление значения церковных соборов. В своем первом сочинении «О согласии католиков» он, кроме того, высказывал сомнение в истинности «Константинова дара», а также провозгласил идею народной воли, имеющей равное значение для Церкви и государства. В 1433 году эти идеи он высказывал на Базельском соборе. Но к концу собора Николай перешел на сторону папы, видимо усомнившись в возможности осуществления церковной реформы.
Вскоре Николай Кузанский поступил на службу в папскую курию. В 1437 году он входил в состав папской делегации в Константинополь, которая должна была встретиться с императором, патриархами и возможными делегатами от восточных церквей для объединительного собора между западной и восточными церквами. Однако собор, открытый в Ферраре и продолженный во Флоренции, не дал желаемых результатов. По дороге из Константинополя на Кузанца, по его словам, сошло Божественное откровение, которое вскоре станет основой знаменитого трактата «De docta ignorantia» ("Об ученом незнании"). 8 февраля 1438 года он вернулся в Венецию. Среди участников долгого путешествия был греческий архиепископ, а позже кардинал Виссарион, который подружился с Николаем.
Так вот, не знаю как насчёт божественного откровения, но мысли для XV века были весьма передовые. Например,
Нам уже ясно, что наша Земля в действительности движется, хоть мы этого не замечаем, воспринимая движение только в сопоставлении с чем-то неподвижным. В самом деле, если бы кто-то на корабле среди воды не знал, что вода течет, и не видел берегов, то как бы он заметил движение судна? В связи с этим, поскольку каждому, будь он на Земле, на Солнце или на другой звезде, всегда будет казаться, что он как бы в неподвижном центре, а все остальное движется, он обязательно будет каждый раз устанавливать себе разные полюса, одни - находясь на Солнце, другие - находясь на Земле, третьи - на Луне, на Марсе и так далее. Окажется, что машина мира будет как бы иметь повсюду центр и нигде окружность. Ибо ее окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде.
Лет через 200 Галилей скажет практически так же - в трюме корабля нельзя узнать, движется ли корабль. И Галилея признают гением. Он и вправду гений, но было бы странно, если бы он не читал Кузанского.
А ещё он первым опубликовал карту Европы:
Фрагмент карты Европы Николая Кузанского, отпечатанной во Флоренции 1491 г. В правом верхнем углу различим Новгород, ниже Псков. |
Точно известно, когда кардинал закончил книгу - через 2 года после возвращения в Венецию, 12 февраля 1440, он поставил дату.
Сочинения Николая Кузанского были впервые опубликованы после его смерти, в 1488 г., затем в 1514 и 1565 гг., поэтому практически не были известны современникам. Затем, до 1862 г. его труды более не переиздавались. В XVI-XVII вв. идеи Кузанца высоко ценились Джордано Бруно, Декартом и Лейбницем. Позднее они привлекали внимание Гёте и Шеллинга.
В 1448 году Николай был возведен в сан кардинала, а уже 23 марта 1450 году стал епископом Бриксена и папским легатом в Германии. В 50-е годы XV века Кузанец много путешествует, стремится примирить различные христианские течения Европы, в частности, гуситов с католической Церковью.
В 1454 году, под впечатлением взятия Константинополя турками, он издал сочинение «De расе sive coucordantia fidei», где указал на единство истинной основы во всех религиях и на возможность христианского соглашения со всеми народами, а вслед за тем в сочинении «De cribralione Alchorani» старался указать на тесную связь мусульманства с христианством (Библейская платформа), тем самым найти основания для мирного диалога.
В 1458 году вернулся в Рим и в качестве генерального викария, пытался проводить реформы Церкви. Он рассчитывал на успех, ибо новым папой Пием II стал друг его юности Пикколомини. Но смерть помешала Николаю Кузанскому завершить задуманное.
Он умер 11 августа 1464 в Тоди, Перуджа, Умбрия, Италия в возрасте 63 лет.
Нам дела нет до его церковных похождений. Старался сделать церковь более терпимой - и на том большое спасибо.
Не буду я вдаваться и в его философские взгляды, хотя, как пишут, он мощно задвинул философию, например, в философском трактате "Об учёном незнании (De docta ignorantia)", Н. Кузанский сформулировал один из важнейших принципов своей философии:
...не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудрённость в собственном незнании...
Он был одним из тех, кто проложил дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI века. И философия его интересовала лишь как средство познания мироустройства. «Бог во всём и всё в Боге». Все явления природы взаимосвязанны, а человек - «малый космос», у него центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли: именно в разуме - богоподобие человека.
К астрономии
Не будучи астрономом, он предвосхитил работы астрономов следующих веков. Впрочем, астрономическими наблюдениями он всё же занимался, инструменты купил в 1444 году, в 1450 подружился с астрономом Пурбахом.
1. Он высказал мнение, что Вселенная бесконечна, и у неё вообще нет центра: ни Земля, ни Солнце, ни что-либо иное не занимают особого положения.
2. Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы, хоть их жители могут быть несоизмеримыми с земными.
3. Почти за два века до Галилея он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и каждый наблюдатель вправе считать себя неподвижным. Видимое движение небосвода он объяснял осевым вращением Земли (за 100 лет до Коперника).
4. У него встречается одно из первых упоминаний о солнечных пятнах. Наблюдал Солнце?
Николай Кузанский сомневался в астрономической точности юлианского календаря - и призывал к календарной реформе (эта реформа долго обсуждалась и была реализована только в 1582 году).
По мнению историков науки, астрономические труды Николая Кузанского оказали (прямое или косвенное) влияние на взгляды Коперника, Джордано Бруно и Галилея.
Ему принадлежит и ряд проектов крупных взаимосвязанных церковных и политических реформ.
«Кардинал Николай Кузанский». Гравюра 1538 г.
В 1445-1449 годах написал математические трактаты «О квадратуре круга» (De quadratura circuli) и «О соизмерении прямого и кривого» (De recti ac curvi commensuratione) - о спрямлении окружности.
В 1451 году изобрёл рассеивающую линзу для очков.
Умер от подагры 11 августа 1464 года в Тоди, Умбрия, в возрасте примерно 64 лет.
В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Николая Кузанского кратеру на видимой стороне Луны.
Гробница в Риме. Барельеф работы Антонио Бреньо, конец XV века
"Кардинал Николай предстал перед св. Петром"
"Распятие". XV век. Внизу нарисован Николай Кузанский
1450 - великий космограф XV века Фра Мауро (Италия)
Бюст Фра Мауро. Так его представлял Джузеппе Сорранцо, 1881 год. |
Фото с орбиты ИСЛ. Место посадки "Аполлона-14". Видны модуль, комплект приборов и тропинка длиной 180 м, протоптанная космонавтами |
Конечно, все помнят, куда хотел приземлиться неудачливый "Аполлон-13"? Да, конечно, он целился в кратер Фра Мауро, но на "Аполлоне" сказали "Хьюстон, у нас проблемы" и корабль не стал у Луны задерживаться. Через год Фра Мауро посетила экспедиция адмирала Шепарда на последнем, устаревшем "Аполлоне" серии "H". Астронавты успели там похулиганить, играя в гольф, повторяя опыты Галилея... Кратер Фра Мауро - не совсем кратер. Примерно 4,25 млрд. лет назад в ещё не очень остывшую Луну что-то большое врезалось, вызвав местный катаклизм, после которого образовалось Море Дождей. А Фра Мауро - выбросы при этой катастрофе, довольно холмистая местность, там надеялись найти образцы из глубинных слоёв Луны. Впрочем, я отвлёкся. Странное имя (возможно, прозвище-сокращение от Франциско Мавр?). В честь кого кратер был назван, да ещё в первую раздачу имён - в 1935 году? Справедливо ли? Я думаю, да. Фра Мауро был величайшим картографом своего времени. Заодно можно выяснить интересный вопрос - почему вверху на картах север, а не юг. Причём не только на Земле, но и на других планетах. Итак.
Фра Мауро или Мавро (Fra Mauro) родился около 1400 года (скорее всего, на несколько лет раньше). Место рождения неизвестно. В юности много путешествовал как купец и солдат. Он сам побывал на Ближнем Востоке. Его имя зарегистрировано в записях монастыря Святого Михаила (Сан-Микель) в Мурано в 1409. Однако историки уже начали сомневаться в идентичности нашего героя с упомянутым в 1409 году. Сколько он там жил, тоже неизвестно. В записях монастыря его основная работа была указана как сбор арендной платы с монастырских земель. В 1433 - первая запись, наверняка относящаяся к нему. В 1444 он точно был в Венеции, состоял в комиссии по гидротехническим работам на реке Брента, а примерно в 1450-х он уже упоминается как создатель серии карт мира, а также портуланов, вероятно, лучших в мире. Он больше не может свободно перемещаться из-за его религиозного статуса, зато часто беседует с купцами города после их возвращения из дальних плаваний. В 1448 году регистр монастыря уже обозначает его как картографа. В 1450 году он написал большую "Mappa Mundi" - карту мира - с удивительной точностью, в том числе там даны подробные письменные комментарии, отражающие географические знания своего времени. Карта известна сегодня как "Карта Фра Мауро". Америки на ней, естественно, нет. И африканский берег известен лишь частично.
На медали, выбитой вскоре после его смерти, отчеканено: «Фра Мауро, несравненный космограф» |
Карта имеет размер более пяти квадратных метров. Она очень подробная и содержит много тысяч текстов и иллюстраций. Потребовалось несколько лет, чтобы её закончить, это был безусловный шедевр своего времени.
Его смерть наступила не позднее 20 октября 1459. Хотя некоторые историки уверяют, что из списков братства его вычеркнули только в 1464-м. Возможно, он дожил до 65-ти.
Нет никаких фактов, что Фра Мауро встречался с португальским королём и лично вручал ему Карту. Но итальянский иллюстратор Танкреди Скарпелли (рубеж XIX и XX веков) считает иначе |
До настоящего времени сохранились только два экземпляра карты мира Фра Мауро - оригинал в Венеции и копия в Британском музее - но и их достаточно, чтобы установить высокую степень профессионализма Фра Мауро как картографа. По обычаю арабских картографов, он помещал наверх карты юг, а не север. А ещё он не стал изображать Иерусалим как центр обитаемого мира (серьёзное и опасное новшество для своего времени). Судя по записям на картах, он прекрасно знал, что Земля - шар.
Более 3000 названий на карте - это результат самых последних на тот момент путешествий по Африке и Азии. Именно на этой карте была впервые в истории западной картографии изображена Япония.
Хотя мир на карте показан в виде круга, он все-таки воспринимается как часть более широкой космической «сцены», заключенной в квадратную «рамку» - сюда входит изображение Рая, известных частей Вселенной и астрономических диаграмм. Важным свойством карты является то, что она ориентирована на юг (сверху), что не соответствует ни птолемеевской северной ориентации, ни восточной ориентации почти всех средневековых mappae mundi.
Изображение небесного мира нанесено с помощью блестящей золотой краски и голубого пигмента под названием azzurro. Оно состоит из 10 концентрических сфер с Землей посередине. Это геоцентрическое видение было разработано греками и затем развито христианскими теологами, спор между которыми показан на карте. Далее идут сферы Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн, затем застывшие звезды, кристальная сфера, и наконец «Эмпирей» (небеса), названные Фра Мауро «Единый рай» и чертоги Бога.
Христианские картографы обязаны были включать изображение библейского Рая в карты мира, даже если они считали, что Рай существует вне времени и пространства. Важным решением Фра Мауро было поместить Рай за пределы «рамки» мира. Изображен Господь, что-то внушающий обнаженным Адаму и Еве, истоки четырех земных рек, ангел, а также земной мир, в который должны вступить первые люди. Рай показан одновременно и отделенным, и связанным с реальным миром.
У самого края карты, прямо около ее рамки Фра Мауро поместил важный центр производства специй - остров Яву. А сразу под ним - намного более маленький остров, названный Ixola de Cimpagu. Это Япония, впервые отраженная на европейских картах. Это, скорее всего, остров Кюсю, самый юго-западный из четырех главных японских островов.
В работе над этим документом ему помогал мореплаватель Андреа Бьянко, матрос-картограф, сохранились записи о его сотрудничестве с Фра Мауро в создании карты - платежи ему производились между 1448 и 1459 годами. В конце 1450-х в монастыре (и, надо полагать, под руководством Фра Мауро) была по заказу португальского короля Афонсу V изготовлена копия этой карты, для его дяди Генриха Мореплавателя. Карта была завершена 24 апреля 1459 и отправлена в Португалию, но эта копия не сохранилась. Вместе с картой было письмо от дожа Венеции. Оно предназначалось для принца Генриха Мореплавателя, дяди Афонсу. Она призывала принца продолжить финансирование поисково-разведочных плаваний. Фра Мауро умер в следующем году, во время работы над копией карты для Синьории Венеции. Копия была завершена Андреа Бьянко.
Монастырь Сан-Микель сегодня
На карте весьма подробно описана Русь, разделённая на Чёрную (Rossia Negra), Белую (Rossia Biancha) и Червонную (Rossia Rossa); само слово Русь имеет греческую форму Россия (Rossia). Подробно представлена территория Золотой Орды.
А вот какой комментарий к нашей стране у Фра Мауро: Questa grandissima provincia dita rossia over sarmatia confina da levante cum el mar biancho, da ponente cum el mar d'alemagna, da ostro cum saray e cum la chumania, e da tramontana cum permia et ha in si fiumi grandissimi maxime edil, el qual non e inferior del nilo. Item in questa provincia son paludi grandissimi per li qual questi populi non puo esser lieciermente danificadi da suo inimici
перевод:
Сия величайшая область, именуемая Россия в Сарматии, ограничена на востоке Белым морем, на западе Немецким морем, на юге Сараем и Куманией , и на севере Пермью, а среди её величайших рек наибольшая Итиль, коя не уступает величиною Нилу. Далее в этой области лежат огромнейшие болота, благодаря коим врагам сих народов нелегко обложить их данью.
и еще:
ROSSIA BIANCHA. Questa distinctio che fi fata de rossia biancha, negra e rossa non ha altra cason cha questa, coe quela parte de rossia che e de qua dal mar biancho se chiama biancha, quela ch'e de la dal fiume negro se chiama negra e quela ch'e de la dal fiume rosso se chiama rossa. E tartari chiamano mar biancho hactenis, flumen negro carasu, flumen rosso cozusu
РОССИЯ БЕЛАЯ. Сие различение, что делается между Россией Белою, Чёрною и Красною, не имеет иной причины, чем таковая, что та часть России, что находится вблизи Белого моря, зовётся Белою; та, что находится у Чёрной реки, зовётся Чёрною; и та, что находится у Красной реки, зовётся Красною. И татары называют Белое море Хактенис (Ак дениз), Чёрную реку - Карасу (Кара Су - черная вода), Красную реку - Козусу (Кзыл Су - красная вода)
Хотя карта фра Мауро опирается на классические географические труды, такие как «География» Птолемея, венецианский монах изменяет классическую модель мира на основе более современных данных. Источниками знаний могли быть венецианские путешественники на Восток (в частности, Марко Поло и Никколо Конти), а также данные эфиопских послов, которые посещали Италию в 1430-е и 1440-е годы, в том числе для участия в Ферраро-Флорентийском соборе. Исследователями высказывалось мнение, что информация по России также могла поступить от членов делегации русской церкви на этом соборе, возглавлявшейся митрополитом Киевским и всея Руси Исидором.
Кроме того, Мауро пользовался арабскими источниками, включая книгу Рожера. Одной из особенностей карты Фра Мауро являются изображения джонок и других восточных кораблей, которых в его время было много но - в Индийском океане. Африка у Фра Мауро имеет вполне приличные очертания, хотя до мыса Доброй Надежды португальцы доберутся только лет через 30. Похоже, что он знал о плаваньях Чжан Хэ или арабских мореходах близ Мадагаскара (остров этот есть на карте).
Если нормально читать надписи, то получается, что карта Фра Мауро ориентирована на юг, а не на восток. Что ясно показывает, кто был у него в учителях. Так как сейчас есть множество карт многих небесных тел, хорошо бы выяснить историю их ориентации. Для современных карт вопрос исчерпан: вверху - север. Даже если это иные небесные тела. Даже если на небесном теле нет магнитного поля и оно не вращается. Далеко не так было всегда и везде.
Запад, насколько мне известно, никогда не был вверху. Психологи объясняют, что с западом ассоциировался закат солнца и всё мрачное и нехорошее. Оно должно быть под ногами, в преисподней, где-нибудь за Стиксом и Ахероном. А вот остальные части света бывали практически в равных пропорциях.
Древние египтяне ориентировали карты на восток - туда, где встаёт солнце. Даже слово «ориентация» происходит от лат. oriens - «восходящий», «восток», и многие старинные карты ориентировались на восток, на солнечный восход. Но не все.
Вавилоняне (IX в до н.э.) ориентировались на север. Возможно потому, что на север от них были горы. И на старых китайских картах вверху был север. Хотя компас китайский показывал на юг. Именно на севере страны жил китайский император, часто просто вождь очередного кочевого народа из северных степей, захватившего власть в огромной стране. Карты составлялись для верховной власти, император как бы и возвышался на севере, как путеводная звезда и осматривал свою страну в направлении на юг и это направление считалось "хорошим".
На первых исламских картах вверху был юг, ибо все молитвы и дела мусульмане совершали, обращаясь в сторону Мекки, а жили почти все арабы к северу от неё. Мекка была как бы на вершине, наверху карты. Европейцы издавна ориентировались по Полярной звезде (у южных народов она была видна хуже), естественно, у них был север вверху, измерения удобно делать, держа карту перед собой, ориентируясь на Полярную. Но потом власть взяли христиане, которые благополучно забыли Птолемея, у них вверху оказался восток, в направлении Иерусалима и, бери больше, самого Эдемского сада. Но и арабы, расселившиеся до самых Пиренеев, стали рисовать карты, где вверху восток, в направлении на Мекку. Решающее слово сказал Меркатор в 1569 году, он произвёл радикальный "поворот на север" в картографии. Просто потому, что начал учитывать кривизну поверхности, у него меридианы сходились к полюсам. Но почему север? Кто его знает, наверно, просто потому, что основная суша находится в северном полушарии и большая часть человечества (и во времена Меркатора) живёт тоже там. Земля русская отставала даже в этом. Вплоть до Петра I на Руси все карты имели вверху юг. Петр I одним росчерком пера всю русскую картографию перевернул и синхронизировал с европейской, с севером вверху.
И сегодня - север - вверху почти везде. Это стало так привычно, что фотографии Земли из космоса старательно ориентируют на север, чтоб люди узнавали очертания рельефа. Пусть лучше космонавт на фото будет вверх ногами (это вполне объяснимо) чем картинка земного шара, у которого вверху Антарктида. Но есть ещё ретрограды, особенно в южном полушарии, которые хотят видеть мир перевёрнутым.
А вот и карта. Если кому приспичит, то могут поглядеть и карту в большом размере - 21 мб! Кликайте тогда
ВОТ СЮДА.
1456* - наблюдение комет. Паоло Тосканелли (Италия)
*Дата наблюдения будущей кометы Галлея ничем не хуже прочих дат работ учёного.
Рисунок 1901 г.
Бронзовая дощечка с отверстием, названным бронцина, установленная на высоте 90 метров от уровня пола у южного окна в фонаре купола. Луч солнца проходит через отверстие в течение нескольких минут за сутки и только в период с конца мая по конец июля. Этот луч направляется на пол. В соответствии с местом попадания луча были установлены два мраморных круга, расположенных один внутри другого. Они отмечали солнцестояние.
Вплоть до XVIII века, пока еще не был усовершенствован телескоп, гномон оставался лучшим инструментом для определения времени солнцестояния и для того, чтобы определить географическую широту места.
Купол Флорентийского собора возведен в период с 1418 по 1436 год по проекту Филиппо Брунеллески. В семидесятые годы XV века при участии Паоло даль Поццо Тосканелли на куполе был установлен гномон.
Лишь недавно архивными исследованиями была доказана причастность к проекту создания гномона на куполе собора Паоло даль Поццо Тосканелли. В бухгалтерской книге найден документ об оплате за создание таблички "бронцина", где фигурирует имя "Паоло Медико", как тогда нередко называли учёного.
Вообще это не первый и не последний гномоны в Флоренции. Были даже в XIII веке.
|
Имя Тосканелли незыблемо связывается с картой, которая подвигла Колумба на открытие Америки. Хотя история Карты тоже обросла мифами... это лучше на потом.
Но Тосканелли был ещё и астроном, причём известный и удостоенный кратера на Луне. И его вклад в астрономию не меньший, чем создание Карты Колумба.... это позже.
Паоло Тосканелли (итал. Paolo dal Pozzo Toscanelli) родился 21 апреля 1397 во Флоренции. Сын врача Доменико Тосканелли.
Известный флорентийский учёный в области астрономии, медицины, географии и математики.
Полное имя Паоло дель Поццо Тосканелли. Из тех Тосканелли, которые давно жили во Флоренции на Пьяцца де Сан-Феличе, у старого «поццо» - колодца с очень вкусной водой. Это был ученый-анахорет, беззаветно преданный науке. Семьи у него не было, все свои досуги он отдавал математике, астрономии, космографии. В юности он получил блестящее образование в трех итальянских университетах - Болонском, Падуанском и Павийском (хотя есть и сомневающиеся). В 1424 г получил звание доктора медицины. География была его любимой наукой. Он знал наизусть «Книгу» Марко Поло, к нему во Флоренцию приходили все путешественники-итальянцы, возвращавшиеся из дальних стран Востока.
Тосканелли прожил большую часть своей жизни во Флоренции, со случайными поездками в Тоскану, в Тоди и Рим. Говорят, что он уже вступил в переписку с учеными по всей Европе, но его труды еще предстоит тщательно исследовать. Неподтвержденная история связывает посещение Тосканелли китайской делегации к папе в 1432 году, когда обсуждались многие китайские изобретения, с множеством рисунков, сделанных тогда же художником-инженером Таккола (1382 - 1453), которые были позже рассмотрены Брунеллески и Леонардо да Винчи.
Книг он не писал, сохранилась лишь одна, бесспорно, тосканеллиевская рукопись, черновики астрономических таблиц и множество эскизов различных карт.
Однако о его великой учености говорила вся Италия, имя Тосканелли известно было во всех университетских центрах Европы, во Флоренцию на площадь Сан-Феличе совершали паломничество немецкие, португальские и французские космографы и картографы.
Брат его был главой торгового дома, разорившегося сразу после падения Константинополя. Не случайно поэтому Паоло Тосканелли проявлял большой интерес к поискам западного пути в Индию.
Он был одной из центральных фигур в интеллектуальной и культурной истории Флоренции эпохи Возрождения в те годы. В круг его друзей входили архитектор Филиппо Брунеллески и философ Марсилио Фичино, его ближайшим другом был кардинал Николай Кузанский (см.12 февраля 1440), который посвятил две коротких математических работы, написанных в 1445 году, Тосканелли, и вывел себя и Тосканелли собеседниками в диалоге под названием «О квадратуре Круга» (De quadratura Circuli), написанном в 1458 году. Ему оказывал покровительство просвещенный правитель Флоренции Козимо Медичи.
Тосканелли вместе с Николаем Кузанским и Брунеллески искал и изучал греческие математические работы с одобрения просвещенного папы Николая V.
Около 1468 Тосканелли разработал гномон, который ещё существует в соборе Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции: бронзовая пластина вставлена в купол и бросает луч света на белые мраморной плиты на полу собора в день летнего солнцестояние с точностью в полсекунды - эти измерения потребовались ему для вычисления длины земного меридиана, а на основании этих вычислений и была составлена карта мира в претендующих на достоверность пропорциях. Гномон впоследствии использовали в течение многих столетий для расчетов.
В области астрономии Тосканелли проводил систематические измерения положения комет относительно звёзд. Проводил научные наблюдения комет, кропотливые и точные наблюдения и расчеты, сохранились в рукописи, орбиты комет 1433, 1449-50, 1456, комет мая 1457 г., в июне-июле-августе 1457, и 1472. По его собственному свидетельству эти наблюдения стоило ему огромных трудов и долгих бдений. Среди них была комета 1456 года, названная кометой Галлея, после того как Галлей верно предсказал её возвращение в 1759 году.
Занимался проблемами морской навигации по звёздам. Известны лишь 3 названия работ Тосканелли: "Prospettiva", "Meteorologia Agricola", перевод Птолемея. И ни одна не сохранилась. Лишь одна рукопись хранится во Флоренции; она была опубликована в 1864 году и относится к астрономии, геодезии и географии.
В 1439 греческий философ Гемистос Плифон, принимающий участие во Флорентийском соборе, ознакомил Тосканелли с обширными географическими сочинениями и картами 1-го века до н.э. - 1-го века н.э. греческого географа Страбона, до сих пор неизвестными в Италии. Почти 35 лет итальянец занимался переводом и систематизацией этих знаний. Он перевёл и «Географию» Птолемея.
Не удивительно, что именно к нему обратились заинтересованные в картах Мира. Заинтересованными были португальцы. Полстолетия при Энрике Мореплавателе и после него они отправляли экспедиции вдоль западного берега Африки с чётким заданием: описать ещё 500 км побережья от последнего пункта, достигнутого в предыдущем плавании. Португальцы торжествовали: берег Африки резко повернул на восток, к Индии! Недолго они радовались. Берег вновь повернул на юг и не было ему конца. В 1488 году Диаш добрался всё же до "Мыса Бурь" (позже переименованного в мыс Доброй Надежды) и повернул на север, но экипаж взбунтовался при осознании предстоящего пути. Пришлось вернуться - путь в Индию оказался очень длинным.
Между тем со времён античности все знали, что Океан - один. И омывает берега Европы и Азии одной и той же водой. Всё дело в расстоянии. Порой приходится читать, что окружность Земли 40 тыс. км, а астрономы ошибались в меньшую сторону и считали окружность Земли в 25-29 тыс. км, чем и соблазнили Колумба. Возможно, такие плохие астрономы и были. Но Тосканелли был из хороших. Ещё Эратосфен (см.19 июня 240 до н.э) измерил Землю вполне точно и астрономы XV века были уже не хуже его. Окружность Земли на широте Португалии и была 29 тыс. км (знали, что Китай лежит на той же широте, надо было просто плыть на запад). Иное дело, что Тосканелли слишком верил рассказам путешественников, неизменно привиравших о трудностях и дальности пути в сторону увеличения (так было, есть и будет). Поэтому Азия растянулась у Тосканелли на 5 тыс. км больше, а Великий океан стал, естественно, на 5 тыс км уже. Но всё же был слишком велик. Колумб его решительно оптимизировал. Но об этом лучше в другом месте.
Перейдем теперь к двум посланиям Тосканелли. В первом, в письме к канонику Фернану Мартиншу от 25 июня 1474 года, Тоcканелли отвечал на запрос Mapтинша. Лиссабонский каноник обратился к флорентийскому ученому от имени португальского короля Альфонса V.
Король желал знать, каковы кратчайшие пути в Индию. В ответ Тоcканелли послал «собственноручно начертанную карту», на которой нанесены «ваши берега и острова, от коих идет все время путь на запад», и путь в страну пряностей. Самый кратчайший. Западный. Само письмо было кратким пояснением к этой карте.
Тосканелли давал в нем такие указания: «От Лиссабона на запад нанесены по карте, по прямой, 26 отрезков, каждый длиной 250 миль, до великого и великолепного города Кинсай». Кинсай, или Хуанчжоу, в свое время очаровал Марко Поло, и Тоcканелли словами венецианца описывал эту богатейшую китайскую гавань.
Никакой карты Тоcканелли не сохранилось. В различных книгах, посвященных Колумбу, печатаются реконструкции, выполненные в XIX веке немецкими учеными Кречмером и Пешелем и французским историком и географом Вивьеном де Сан Мартеном.
Второе письмо (без даты), адресованное Колумбу, абсолютно никаких конкретных сведений не содержало. Тоcканелли снисходительно одобрял «смелый и грандиозный план плыть в восточные страны западным путем». План этот он считал правильным и надежным.
Далее он ободрял Колумба сообщением о богатствах Востока и перспективой грядущих контактов князей и царей восточных стран с христианами:
Всемилостивейший король (Альфонс V Португальский) желает, чтобы я изложил этот предмет или, скорее, наглядно уяснил его, так чтобы даже лица, мало образованные, могли узнать и понять этот путь. Хотя я хорошо знаю, что существование такого пути может быть доказано на основании шарообразной формы земли, тем не менее, чтобы вопрос более ясным и облегчить предприятие, я решился изобразить дорогу на мореходной карте. Поэтому отправляю его величеству начертанную мной собственноручно карту, на которой изображены ваши берега и острова, откуда вы должны начать плавание непрерывно к западу и куда вы приплывете, и насколько далеко вы должны держаться от полюса или от экватора, и какое пространство или сколько миль вы должны проплыть, чтобы достичь мест, где в наибольшем изобилии имеются всякого рода пряности и драгоценные камни. Не удивляйтесь, что я называю западом страны, где растут пряности, тогда как их обыкновенно называют востоком, потому что люди, плывущие постоянно к западу, достигают этих стран плаванием по другой стороне земного шара... Я поместил на карте различные места, куда вы можете приплыть, для сведения мореплавателей на тот случай, если благодаря ветру или какой-нибудь иной случайности они пристанут к какому-нибудь месту, куда не собирались приставать, - частью же затем, чтобы они могли доказать жителям тех мест, что они имеют некоторые сведения об их стране, что, конечно, будет небесполезно. Рассказывают, что на тех островах нет жителей, исключая купцов, потому что количество мореплавателей с их товарами столь велико, что во всем свете не найдется их столько, сколько в одном замечательном порту, называемом Зайтоном. Рассказывают, что в этом порту ежегодно разгружаются сто больших кораблей, на которых привозят пряности. Эта страна густо населена и очень богата; там много провинций, королевств и многолюдных городов, находящихся под властью одного государя, именуемого Великим ханом, т. е. царем царей, живущих по большей части в провинции Китае. Его предшественники 200 лет назад хотели вступить в союз с христианским миром. Они посылали к нам просить ученых богословов, чтобы получить от них просвещение (Речь идёт, очевидно, о посольстве Кублай-хана (1259-1294) к папе.). Но посланные, встретив по дороге препятствие, вернулись. Даже во времена Евгения (Папы Евгения IV (1431-1447.)) к нему пришел оттуда один человек и говорил относительно их большого расположения к христианам. И я долго разговаривал с ним о многих предметах, об их огромных царских дворцах, о замечательной длине и ширине их рек, так что на одной реке стоит до 200-городов с мраморными мостами, очень длинными, широкими и украшенными колоннами. Страну эту латинянам стоит поискать не только потому, что оттуда можно добыть великие сокровища - золото, серебро и всякого рода драгоценные камни и пряности, но и ради ее ученых людей, философов и искусных астрологов, а также ради того, чтобы узнать, каким образом управляется столь могущественная и блестящая страна и как они ведут свои войны. Таков мой ответ на требование его королевского величества, насколько позволили мне краткий срок и мои занятия. В будущем же я готов отвечать его величеству, когда он пожелает. Флоренция, 15 июня 1474 г.
Ни первое, ни тем более второе письмо не содержат сколько-нибудь новых сведений о западном пути. Тосканелли почему-то ограничился двумя-тремя цифрами и заимствованным у Марко Поло описанием города Кинсая. Оба письма его репутации не оправдывают. Наконец без громоздких ссылок на авторитеты и прочих ученых излишеств истинный эрудит того времени обойтись не мог. Между тем этих непременных для произведений академической прозы довесков в письмах нет.
Создается впечатление, что Тосканелли автором этих посланий не был.
Эти письма воспроизвел в своей книге Фернандо Колон, и вслед за ним Лас Касас ввел их в текст своей «Истории Индий».
Оба автора перевели, допустив при этом изрядный разнобой, письма с языка оригинала (латинского) на испанский язык, причем текст, данный в первом издании книги Фернандо Колона, подвергся вторичному переводу на итальянский язык. Оригиналы писем неизвестны. В 1860 году X. Фернандес-и-Веласко, библиотекарь Biblioteca Colombiana в Севилье, нашел в Колумбовом экземпляре книги Энея Сильвия Пикколомини копию письма № 2, снятую, как он утверждал, самим великим мореплавателем.
Фернандо Колон считал Тосканелли крестным отцом великого проекта.
«Маэстро Паоло… флорентиец, современник самого Адмирала, - писал Фернандо Колон, - был в большей мере причиной того, что Адмирал свое путешествие предпринял с великим вдохновением. Ибо случилось так: упомянутый маэстро Паоло был другом некоего Фернандо Мартинеса, лиссабонского каноника, и они друг с другом переписывались относительно плаваний, совершавшихся в страну Гвинею во времена короля дона Альфонса Португальского, и о том, что надлежит сделать, плавая к Западу. Об этом дошли вести до Адмирала, а он к такого рода вещам проявлял величайшее любопытство, и Адмирал поспешил через некоего Лоренсо Джерарди, флорентийца, находившегося в Лиссабоне, написать упомянутому маэстро Паоло относительно этих дел и послал ему маленький глобус, раскрыв свой замысел. Маэстро Паоло прислал ответ на латинском языке, каковой я и перевожу на наше вульгарное наречие».
Колумб в своих дневниках упоминает Тосканелли лишь в описании своего первого плавания, но оригинал до нас не дошёл, есть лишь книга Фернандо Колона, а приукрасить (а то и приврать) тот был горазд. Скажем, рассказ о плавании Колумба к Туле (Исландии) ещё до его "индийских" плаваний. Возможно, это фантазии и самого Колумба (тот врал до, во время и после плавания и ничуть того не стыдился).
Есть версии, что вообще никаких писем не было и карты тоже. И аргументов предостаточно. Например - в 1474 Тосканелли было 77 лет, в тот век запредельный возраст. Первое письмо, возможно, и написал. В 1476 Колумб выплыл на португальский берег после неудачной битвы с пиратами, потом женился, потом налаживал связи. Карты были весьма секретным и дорогим предметом, путь писем был долог, в 1482 году Тосканелли умер. Как смог Колумб уговорить Тосканелли, которому было далеко за 80, прислать карту и письмо? Да и кто такой Колумб для Тосканелли?
Но есть аргумент серьёзнее: ни карта, ни письмо Колумбу были не нужны. Но об этом в другом месте.
В 1976 г. Международный астрономический союз присвоил имя Тосканелли кратеру на видимой стороне Луны.
Умер 15 мая 1482 Тосканелли во Флоренции в возрасте 85 лет.
Реконструкции карт Тосканелли
1474 — Региомонтан. «Эфемериды» (Германия)
Региомонтан (лат. Regiomontanus) — это псевдоним с интересной историей. Нет, пожалуй, это даже не псевдоним, просто учёные, которые делали ссылки на великий труд их предшественника, не знали как его зовут, но знали его родной город Кёнигсберг (по немецки — "королевская гора"). Региомонтан — это тоже "королевская гора", только на привычной латыни. Причём, ха-ха, в инете сплошь и рядом утверждают, что Кёнигсберг — это тот, что ныне Калининград. Да нет, Кёнигсбергов в Германии несколько и этот самый уже тысячу лет находится в Баварии. Подлинное имя нашего астронома суперраспространённое — Йоганн Мюллер, поэтому, чтоб не путаться, тоже будем звать его Региомонтаном. А назвал его так (вероятно) в 1547 г лютеранин-реформист Филипп Меланхтон, любитель псевдонимов (его настоящая фамилия Шварцэрд — "чернозём" на немецком, а Меланхтон то же самое, но на греческом)
Родился Региомонтан 6 июня 1436 г в 4 часа 40 минут во второй половине дня (точность, необходимая для астролога!) в Кёнигсберге (Бавария, есть данные, что на самом деле в близкой от него деревне). С детства он проявил такой вундеркизм, что пошли слухи о его связи с дьяволом. В 11 лет он стал студентом Лейпцигского университета! В 14 лет он всё там изучил и весной 1450 года перешёл в Венский университет. В 15 лет после окончания факультета свободных искусств Региомонтан стал бакалавром и одним из самых образованных людей в Вене. (вспомните себя в 15 лет!). К великому счастью для астрономии, именно на неё обратил внимание вундеркинд и с 16 лет начал слушать лекции по математике и астрономии Георга Пурбаха, стал его сотрудником и заместителем во всех делах. Известнейшему астроному, магистру Пурбаху не было еще и 30 лет. И тут новая удача — византийский кардинал Виссарион привёз из павшего Константинополя полный "Альмагест" Птолемея (13 книг) и поручил перевести его на нормальную латынь. Этот "Альмагест" был на греческом. Не сказать, что совсем Птолемея не знали, но использовали перевод итальянца Герарда Кремонского с арабского на латынь. Трудно представить, что бы смогла натворить эта парочка юных астрономов, если бы судьба отвела им долгую жизнь. Может быть, они опередили бы и Коперника... Но Пурбах умер 4 апреля 1461 г в возрасте 37 лет на 6-й книге Птолемея, взяв с Региомонтана клятву довести дело до конца.
Страница из книги Региомонтана |
В 1457 году (ему 21 год!) Региомонтан становится магистром и сам приступает к чтению лекций. В этом же году он начинает систематические астрономические наблюдения. После смерти Пурбаха, в 1461 году Региомонтан знакомится с кардиналом Виссарионом, от которого получает предложение совершить поездку в Италию, и в составе его свиты уезжает в Рим. Региомонтан всё своё время тратит на поиски древнегреческих рукописей. Летом 1463 года Виссарион едет в Венецию в качестве папского легата, а Региомонтан его опять сопровождает. И Региомонтану первому в Европе удалось обнаружить текст уцелевших шести книг «Арифметики» Диофанта. В 1464 году Региомонтан читает в Падуе лекции по астрономии. Позже Региомонтан уехал в Венгрию. Он поселился в городе Буда и стал работать библиотекарем у короля Матьяша Хуньяди. В этом городе ученый познакомился с астрономом из Кракова Марцином Былицей. Результатом их совместной научной деятельности стала книга «Диалог венца с краковянином о заблуждениях Герарда из Кремоны на тему небесных тел». В этом издании они подвергли критике старые взгляды на астрономию. Кроме того, в Буде Региомонтан написал научный труд о сферической астрономии «Таблицы направлений» и масштабный трактат по тригонометрии «О треугольниках».
В 1471 году астроном переехал в Нюрнберг. Вместе со своим учеником Бернхардом Вальтером основал научную типографию и одну из первых в Европе обсерваторий в доме, который впоследствии приобрёл Альбрехт Дюрер (сейчас дом-музей Дюрера).
Не мал его вклад в математику (астрономия без неё тогда была просто невозможна). Основным математическим трудом Региомонтана было сочинение «О всех видах треугольников» в 5 книгах (1462-1464). Это был первый труд в Европе, в котором тригонометрия рассматривалась как самостоятельная дисциплина (арабы были первыми). В печатном виде это сочинение было опубликовано в 1533 году. Другим важным математическим трудом Региомонтана были составленные им семизначные таблицы синусов с шагом 1' и таблицы тангенсов.
Региомонтан закончил новый перевод «Альмагеста» Клавдия Птолемея. Он был издан в 1496 году исправленный и дополненный под названием «Сокращенное изложение Иоганна из Монте-Реджио Альмагеста Птолемея». Вот это Монте-Реджио и стало его невольным псевдонимом. В 1474 году Региомонтан издал «Эфемериды» — таблицы координат звёзд, положений планет и обстоятельств соединений и затмений на каждый день с 1475 по 1506 годы. Это были первые астрономические таблицы, изданные типографским способом; ими пользовались Васко да Гама, Колумб и другие мореплаватели. Региомонтан написал ряд работ об астрономических инструментах: универсальной астролябии (так называемая «сафея», описанная аз-Заркали), солнечных часах, армиллярной сфере (сам Региомонтан называет это устройство «метеороскопом»).
В астрологии он описал новую систему астрологических домов, названную позднее его именем, которая вытеснила популярную на тот момент систему Алькабитиуса и применяется в астрологии до сих пор.
Деньги (и немалые!) зарабатывал составлением гороскопов для коронованных особ. Не следует думать, что астрология была в таком почёте у астрономов, ну, хотя бы как "беспутная дочь" астрономии (по выражению Кеплера). И в те годы находились защитники науки, которые яростно кляли и астрологию и Региомонтана в частности. Например, филолог Георгий Трапезундский. В 1474 году Папа Сикст IV вызвал Региомонтана в Рим для проведения реформы календаря, а также для составления предсказания перед началом войны с Флоренцией. Едва он начал заниматься научными разработками, как внезапно умер. Это случилось 6 июля 1476 г в Риме. По одним источникам нам известно, что он умер от чумы, по другим — его отравили сыновья Георгия Трапезундского. Ему было всего 40 лет.
Его именем назван кратер на Луне.
1483 — Ван Гу (Wan Hoo). Первый (но мифический) полёт на ракете.
Сразу скажу, что в полёт китайца я не верю. Факты не слишком достоверны, полёт в описании выглядит, как самоубийство экзотическим способом.
Миф выглядит так:
Давно, на 19-м году царствования императора Чжу (8-й император династии Мин правивший с 1464 по 1487), молодому мандарину (так звались мелкие чиновники) Ван Гу Цзиньтао захотелось лететь. Сел он в бамбуковое кресло, привязал к нему 47 пороховых ракет и два змея (воздушных) взял в руки и скомандовал слугам — "поджигай!" 47 слуг подожгли 47 ракет... а когда дым рассеялся, уже никого и не было в наличии. То ли улетел, то ли рассыпался на мелкие фрагменты. Версий много. Иногда слуга один, иногда двое, иногда "много". В последние годы выяснилось, что ракета-то была двухступенчатой! То есть сначала он взлетел штатно, а уж потом сработала 2-я ступень и возник огненный шар, хорошо нам известный по ракетным катастрофам. Плохо то, что источники информации все находятся в пределах XX века и далее вглубь имеется некая устная легенда, которая вполне может оказаться народным творчеством, причем не исключено, что творчество тоже было в пределах XX века. Видимо, самым ранним упоминанием о Ван Гу была заметка в пекинской газете "Нинся Жибао" в 1902 г. Потом это перепечатал американский журнал Scientific American 2 октября 1909 г.
Статейка сообщала о легендарном мандарине Ван-Ту, который примерно в 1500 г до н.э. соорудил воздушного змея из бамбука, снабдил его 47-ю пороховыми ракетами и предпринял попытку полёта. 47 слуг одновременно подожгли ракеты. И более этого мандарина никто не видел.
Разберём сообщение. Дата является совершенно фантастичной. Тем не менее многие историки так и оставили, причем буквально рядом говорилось, что первые ракеты появились лишь в 13 веке (28 веков спустя!). Другие историки поступили проще: слова "до н.э." убрали и получилась вполне пристойная дата — 1500 год. Вот такие разбросы!
Теперь имя. "Мандарин Ван-Ту". Ван — это и есть мандарин, титул, который значил принадлежность к властным структурам, а то и просто обозначал уважаемого человека. Осталось у нас "Ту", которое при ближайшем рассмотрении прочиталось, как "Ху". Таких имён писать в СССР не рекомендовалось и его стали именовать "Гу". Не исключено, что на самом деле его звали ещё как-то, причём весьма непохоже. Поясню: в Китае 95% народа — китайцы с общим названием "хань". Но хань — хани рознь! В Китае множество диалектов, причем столь отличных друг от друга, что общего разговора не выйдет. Но иероглифы на любом диалекте доносят смысл совершенно одинаково. Скажем, если иероглиф представляет собой условное изображение когтей, ног и сердца, то любой китаец поймёт это как "когти так вцепились в сердце, что ноги подкосились". У нас это называется — "влюбился". Но в зависимости от диалекта произнесёт он это слово по разному! Так что, пока мы не узнаем хотя б, в какой провинции состоялась попытка полёта, то и не узнаем, как имя звучит. Заодно надо знать и дату, потому что язык тоже менялся. Но и этого мало. Все восточные языки полифоничны в отличие от европейских монофоничных. То есть: слово "Ту" на русском языке, как его ни произноси, имеет только одно понятие — в данном случае имя пилота. В китайском же, в зависимости от высоты тона, оно может обозначать совершенно разные вещи. Что интересно — в результате ВСЕ китайцы имеют музыкальный слух, а европейцы — увы, нет (в том числе и я).
Теперь о результатах полёта. Даже это неизвестно. Мне встречались 3 версии: 1) улетел на небо. Это вполне возможно, если рассматривать весь полёт, как красивый миф. 2) пролетел несколько километров (чистейшая выдумка) и 3) погиб при взрыве ракет. Это самый вероятный итог, если б попытка была реальной. Но была ли она? В легенде говориться по-восточному витиевато: "Поднялся большой дым, а когда он рассеялся, мандарина на месте не оказалось". И к этому надо добавить ещё: хотя смысл иероглифа в целом понятен, но трактовка его могла быть весьма вольной, причём привнесение элементов собственного вымысла всегда одобрялось.
В связи с чем уже в пределах XX века родилось множество версий мифа, например:
"Китайский Королёв" — доктор Цзян так рассказал легенду, полученную им от своего советника Ван Шизхуо:
Это было в 19-м году правления императора Чжу династии Мин. Был молодой человек из богатой семьи по имени Ван Ху. У него была хорошая возможность карьеры, но он не был заинтересован сдавать вступительные экзамены на официальные должности, потому что ему не нравилась официальная карьера, а нравилась наука. Он главным образом интересовался изготовлением пороха и ракет. Он мечтал отправить человека в голубое небо, чтобы тот как птица окинул взглядом весь мир. Для этого он хорошо подготовился к полёту.
Однажды он взял два больших воздушных змея и приделал плетеные кресла к которым крепились 47 больших ракет. Тогда он приказал своим слугам, зажечь первую связку ракет. Один слуга вышел вперед с факелом и сказал ему горько: ". Мой господин, я действительно боюсь"
Ван Ху спросил его: "Что ты боишься?"
Слуга сказал: "Если вы не сможете подняться на небо, я боюсь, что вы можете потерять свою жизнь".
Вань Ху рассмеялся. Он сказал: "Летать была наша китайская мечта в течение тысяч лет. Сегодня я хочу открыть для себя новый способ знакомства с небом, даже если бы я мог быть разорван на куски. Вам не нужно бояться. Просто зажечь ракету! "
Его слуга должен был следовать его приказу и зажег факел.
"Бах, бах!" Огромный взрыв, летательный аппарат был окружен густым дымом и пламенем. Мгновенно летающее кресло взлетело и оказалось в небе.
В то время как толпа приветствовала старт, второй ряд ракет зажигается автоматически. Неожиданно большой взрыв произошел в небе. Летающее кресло превратилось в большой огненный шар, Ван Ху выпал со стула, но все еще держал в руках два огромных воздушных змея. Он упал на холме Ван Джайшан.
Эта история доказывает, что Китай является первой страной, которая изобрела и разработала двухступенчатую ракету.
А у меня есть целых 2 версии. Выбирайте.
Версия 1
16 августа 1900 г у окна дешевого номера одного из пекинских отелей, прячась за портьерой, стоял человек и смотрел, как проходят победители — американцы в широкополых шляпах, усталые запылённые русские, дотопавшие до столицы от самого Амура, мрачные немцы, потеющие под касками, беззаботные французы, итальянцы, японцы, англичане. Экспедиционный корпус снял осаду с посольского квартала, император бежал, боксёрское восстание потерпело поражение, иностранцы вновь хозяева в Китае. По тому, как человек разглядывал захватчиков, было понятно, что он — из проигравших, только что спрятавший свою винтовку, не сегодня-завтра его схватят, если он немедленно не покинет столицу, чтоб где-нибудь в Сычуани затаиться простым возделывателем знаменитой капусты. Был ли это рядовой боец Да-дао-ху («Общество большого ножа») или сам принц Дуань-ван, нам неведомо. Человек бормотал себе под нос что-то о том, что китайцы самый умный и трудолюбивый народ на свете, что и порох изобрели они, а вот воевать не любят и не умеют. Всего лишь четыре сотни солдат держали оборону посольского квартала целых два месяца против армии многомиллионной страны, выстояли, дождались регулярных войск и вот в очередной раз китайский народ унижен и будет наказан. Где-то послышался взрыв. То ли последние боксёры уходили с боями, то ли был уже салют в честь победителей. Человек сказал сам себе горько: "И ракеты и пушки изобрели мы, до каких же пор..." Он быстро сел за стол, достал кисточку, аккуратно взял на кончик капельку туши и вывел первый иероглиф. "Мы сменим оружие. Пишу-то я лучше, чем стреляю. Что же мне такое рассказывали в детстве... человек, который летал..., нет, иностранцы летать умеют.... А на ракетах? Пожалуй, что нет. Пусть первым человеком, летающим на ракете, будет китаец, это будет справедливо." Человек быстро заработал кисточкой, рисуя иероглифы.
Версия 2.
Ван Гу, вытянув вперёд руку, смотрел на облака сквозь растопыренные пальцы и шевелил губами, считал. Скорость верхнего ветра была хорошей, но возле самой земли, пожалуй, еще недостаточна. Но скоро ветер усилится. Он сделал знак слуге. Тот неторопливо приблизился. Спрашивать не имело смысла — медлительный, с достоинством поклон слуги означал, что всё готово. "Что сделаешь ты, когда я подам этот знак?" — резко спросил Ван Гу, сделав жест. "Я и Линь быстро подожжём нижний ряд ракет, от края к середине и упадём на землю, закрыв голову" — неторопливо ответил слуга. "Вас ждёт награда" — сказал Ван Гу и посмотрел на вертушку, крутившуюся под напором ветра. Достаточно, пожалуй, нет сил уже ждать. Но он медлил. "Господин, — внезапно подал голос слуга, — откажитесь от безумства. Вспомните, что говорил Кун-Цзы о безрассудных поступках. То, что задумано, невозможно сделать. Нам будет плохо без тебя." Ван Гу усмехнулся и ответил словами того же философа: "Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий". Жестом отослал слугу.
Подошёл Ученик, бледный от волнения. Ван Гу заговорил первый: "Молчи. Не вздумай меня отговаривать. Надо решиться. Страна опять стала богата и полна народа. Значит, с севера опять придут варвары, чтобы нас ограбить. И опять у нас не будет оружия. Варвары не бояться смерти, но они суеверны, они не будут сражаться с человеком, который летает на огненном драконе. Надо научиться летать. Я готов попробовать." Ученик тихо сказал, всё еще надеясь уговорить отказаться: "Если взять три или четыре змея, возносящая сила увеличится, ракет понадобится меньше". Ван Гу резко ответил: "Я пробовал. Змей падает на бок, им нельзя управлять". Хлопнув Ученика по плечу, он зашагал к аппарату, к тонкой прямоугольной плите из бамбуковых реек, обтянутой шелком, с двумя рядам пороховых ракет. Сел на циновку, укреплённую в центре, упёрся ногами в колышки, потянул за верёвочки. По обе стороны закачались тонкие пластины, которые спустя четыре века заново изобретёт Эсно-Пельтри и назовёт элеронами. Ван Гу подал знак. Далеко впереди слуги подняли двойной воздушный змей и начали выводить его на высоту. Первый в мире коробчатый змей, который заново изобретёт через четыреста лет австралиец Харграв, резво пошёл вверх. Аппарат неспешно пополз по песку, но змей не смог увлечь его за собой. Изобретатель взмахнул рукой. Двое слуг с факелами на длинных бамбуковых шестах бросились к нему и быстро провели огнём по торцам ракет. Взревело пламя и аппарат, путаясь в верёвках, рванулся вперёд и вверх. "Поехали" — громко крикнул Ван Гу, но его никто уже не услышал в грохоте взрыва.
Мы вряд ли узнаем правду — кто был первым человеком, летавшем на ракетах. Например, турок Челеби, живший на два столетия позже, скорее всего летал, хотя и тут есть сомнения. Но про Челеби узнали много позже, где-то в 1976 г и его подвиг был интересен только историкам. Ван Гу же был символом пилотируемой космонавтики, такой же, как Икар для авиаторов. В 1965 г АМС "Зонд-3" сделала хорошие фотографии обратной стороны Луны. В 1966 СССР подал заявку на присвоение имён открытым объектам. Один из кратеров был назван именем Ван Гу. В 1970 названия были утверждены Международным астрономическим союзом. Интересно, что к этому времени китайцы из лучших друзей ("Русский с китайцем — братья навек, крепнет единство народов и рас...") превратились в злейших врагов ("Мы нанесём им, если будет надо, ответный термоядерный удар...").
А на китайском космодроме Сичан стоит вот такой памятник:
далее к файлу 4-2
назад к файлу 4