Если не считать неудачник ТУ-144, то «Конкорд» был первым и по наше время единственным сверхзвуковым лайнером. Летал с 21 января 1976 по 2003 год, вначале по маршрутам Лондон-Бахрейн и Париж-Рио-де-Жанейро.
«Конкорд» был создан в результате слияния в 1962 году двух национальных программ разработки сверхзвукового пассажирского авиатранспорта, основными разработчиками самолёта стали компании Sud Aviation с французской стороны и BAC с английской, а двигательные установки Olympus 593 были разработаны совместно британской Rolls-Royce и французской SNECMA. Всего было изготовлено 20 самолётов, из которых 9 были проданы авиакомпаниям British Airways и Air France, а ещё 5 переданы этим же авиакомпаниям по символическим ценам 1 фунт стерлингов и 1 франк соответственно. Первый полёт прототипа состоялся в 1969 году, ввод в коммерческую эксплуатацию произошёл в 1976 году.
«Конкорды» эксплуатировались авиакомпаниями British Airways и Air France, каждая из которых имела по 7 самолётов. За 27 лет регулярных и чартерных рейсов было перевезено более 3 миллионов пассажиров, общий налёт самолётов составил 243 845 часов.
25 июля 2000 года один самолёт был потерян в катастрофе при вылете из парижского аэропорта «Шарль де Голль». В результате погибло 113 человек, из них на борту 100 пассажиров (97 - из Германии), 9 членов экипажа и 4 человека на земле. Причём самолёт и экипаж не были виноваты. Впереди взлетал DC-10, у него от двигателя отвалилась титановая пластинка. Такой мелочи самолёт не заметил. Но Конкорд наехал на пластинку, она взрезала покрышку. Большой фрагмент покрышки, ударивший в крыло самолёта, вызвал повреждение обшивки и утечку авиатоплива из бака №5. Ещё один фрагмент покрышки перебил электропровод и вызвал короткое замыкание. Вытекавший из бака керосин тут же воспламенился от искры. Загоревшийся керосин стал причиной срабатывания пожарной сигнализации двигателя №2 (на левом крыле ближе к фюзеляжу) и его отключения экипажем. Впоследствии двигатель №1 «задохнулся» от горячих газов, не смог дальше работать в нормальном режиме и отключился.
Находившийся на командно-диспетчерском пункте аэропорта имени Шарля-де-Голля авиадиспетчер Жиль Ложлен увидел возгорание самолёта и тут же сообщил об этом экипажу. Самолёт уже заканчивал разбег по ВПП, поэтому пилоты не имели возможности прекратить взлёт и в 16:43:15 подняли горящий авиалайнер в воздух. КВС принял решение разогнать самолёт на трёх двигателях и посадить его в аэропорту Ле-Бурже, однако через несколько секунд после отрыва от ВПП по причине продолжающегося пожара двигатель №1 (крайний на левом крыле) отказал и самолёт начал крениться влево. Затем нос самолёта резко задрался вверх, он потерял управление и пластом рухнул на небольшой отель «Hotelissimo Les Relais Bleus» в муниципалитете Гонесс примерно в 3 километрах от аэропорта имени Шарля-де-Голля; от удара лайнер полностью разрушился, здание отеля охватил пожар.
Эта трагедия приостановила полёты «Конкордов» на полтора года. В 2003 году полёты прекратила Air France, а затем и British Airways в связи с повышением цены на топливо.

Когда вспоминают площадь Тяньаньмэнь, вспоминают 1989 год. Но есть причина вспомнить её же и пораньше.
В Китае события начала 1976 года называют «Инцидент 5 апреля на площади Тяньаньмэнь». Мао доживает последние месяцы, с него уже облетел ореол героизма и непогрешимост и жена Мао Цзэдуна Цзян Цин и её сподвижники по радикально-маоистской группировке, впоследствии получившей название «Банда четырёх», оттеснили Великого кормчего от власти.
8 января 1976 года скончался премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай. Для многих граждан Китая он был героем, жители Пекина понесли венки и цветы из белой бумаги к Памятнику народным героям на Тяньаньмэнь. Два дня спустя, когда кортеж с телом Чжоу Эньлая отправился к месту кремации, вдоль всего пути его следования выстроились миллионы горожан.
Однако Мао Цзэдун никогда не испытывал к Чжоу Эньлаю особой привязанности, и смерть старого соратника не очень его тронула. Правительственное сообщение о смерти Чжоу было весьма сдержанным, официальный траур — непродолжительным. Заводам и фабрикам рекомендовалось воздержаться от проведения митингов памяти. Это возмутило китайцев. В конце марта накануне праздника Цинмин, когда в Китае традиционно поминают усопших, началось стихийное движение памяти Чжоу Эньлая. В целях предосторожности власти закрыли кладбище, где состоялась кремация. Партийные активисты КПК всячески отговаривали население от проведения каких-либо поминальных ритуалов.
25 марта 1976 года в шанхайской газете «Вэньхуэйбао» была опубликована статья, в которой Чжоу был причислен к «каппутистам» («сторонникам капиталистического пути»). Материал появился по указанию заместителя премьера Госсовета и главы шанхайской парторганизации Чжан Чуньцяо, ближайшего сподвижника Цзян Цин. Резкой критике вновь подвергся лидер прагматиков Дэн Сяопин, недавно реабилитированный и возвращённый в партийное руководство по предложению Чжоу Эньлая. Публикация спровоцировала демонстрации протеста в ряде городов долинs Янцзы. Особый размах протесты приняли в Нанкине. Власти запретили прессе информировать о событиях в Нанкине. Однако 31 марта вести о них достигли Пекина, где на площади Тяньаньмэнь уже несколько дней шли несанкционированные митинги. Первые аресты начались 2 апреля.
Администрация Пекина, возглавляемая У Дэ, запретила возложение венков Чжоу Эньлаю. Однако жители города проигнорировали запрет. В воскресенье 4 апреля, в день праздника Цинмин, горожане понесли к Памятнику народным героям венки в память о Чжоу Эньлае. К вечеру гора из венков достигла высоты 20 метров. До наступления ночи на площади Тяньаньмэнь побывало около 2 миллионов человек.
События сильно встревожили высшее партийное руководство. Поздно вечером состоялось экстренное заседание Политбюро ЦК КПК под председательством Мао Цзэдуна. Демонстрации на Тяньаньмэнь были квалифицированы как «реакционные». Мэр Пекина У Дэ обвинил Дэн Сяопина в провоцировании беспорядков (сам Дэн Сяопин и его сторонники — Е Цзяньин, Ли Сяньнянь и Сюй Шию — на заседании отсутствовали). Несмотря на то, что движение не имело ни организации, ни выраженных лидеров, партийные руководители увидели в нём предвестие восстания и предположили существование подпольного центра. Ответственными за подавление движения были назначены Хуа Гофэн (как министр общественной безопасности Китая) и У Дэ (как мэр Пекина).
Политбюро распорядилось убрать с площади все венки. За ночь городские власти успели очистить Тяньаньмэнь.
Цзян Цин требовала «не бояться масс» и решительно отдать приказ полиции. Утром 5 апреля у ступеней Дома народных собраний собралась толпа, постепенно достигшая численности в 100 тысяч человек. Люди требовали вернуть венки к монументу. К вечеру обстановка накалилась, митингующие перевернули полицейский автобус и подожгли несколько автомобилей. Раздавались лозунги «Долой Мао Цзэдуна!», «Долой Цинь Шихуанди нашего времени!», «Долой императрицу!» (имелась в виду Цзян Цин). Прозвучал призыв почтить память Ян Кайхуэй — второй жены Мао Цзэдуна, противопоставляемой Цзян Цин.
Власти стянули к Тяньаньмэнь значительные силы подавления. Полицейские наряды составляли около 3 тысяч, командование Пекинского ВО выделило 10 тысяч армейских резервистов-ополченцев. Всех вооружили деревянными палками. В половине восьмого вечера У Дэ через громкоговорители обратился к толпе с призывом разойтись. Многие ушли, но около тысячи людей остались. Ночью на площадь были введены полиция и армейские ополченцы. Произошло силовое столкновение. Убитых не было, десятки людей подверглись избиениям, около двухсот задержаны, из них 38 арестованы. В последующие дни в полицию попали ещё свыше двухсот человек.
7 апреля Политбюро вновь собралось на заседание. Письменный отчёт для Мао Цзэдуна составил его племянник Мао Юаньсинь, активный сторонник Цзян Цин. События на Тяньаньмэнь были официально объявлены «контрреволюционным инцидентом», ответственность за который возложена на Дэн Сяопина. По предложению Мао Цзэдуна Политбюро отстранило Дэн Сяопина со всех постов, однако сохранило за ним членство в КПК (чтобы посмотреть, «как он будет себя вести»). Сам Дэн Сяопин в это время находился в Гуанчжоу под защитой своего старого соратника, командующего Гуанчжоуским военным округом Сюй Шию. Он оставался там в безопасности до осени, несмотря на активные попытки партийных радикалов свести с ним счёты.
Городские власти Пекина организовали многолюдные контрдемонстрации, выражавшие поддержку руководству КПК и лично Мао Цзэдуну. Органы госбезопасности и полиция ужесточили репрессивный контроль.
Позиции Цзян Цин и её группировки укрепились. Однако этот успех был непрочен, в обществе прагматические позиции Дэн Сяопина были гораздо популярнее радикальных установок.
9 сентября 1976 года умер Мао Цзэдун. Почти сразу после его смерти были арестованы Мао Юаньсинь и члены «Банды четырёх».
В июле 1977 года Дэн Сяопин возвратился в партийное руководство и занял пост заместителя председателя ЦК КПК. За несколько месяцев он приобрёл решающее политическое влияние. В декабре 1978 года III пленум ЦК КПК концептуально утвердил сформулированную Дэн Сяопином Политику реформ и открытости. Несколько ранее, в ноябре, решением Постоянного комитета Политбюро и Пекинского горкома было пересмотрено официальное отношение к событиям 5 апреля 1976 на площади Тяньаньмэнь. Они были охарактеризованы как «полностью оправданное выступление масс в память Чжоу Эньлая и против „Банды четырёх“». Эту формулировку — высказанную Чэнь Юнем по согласованию с Дэн Сяопином, Е Цзяньином и Ли Сяньнянем — вынужден был принять и тогдашний председатель ЦК Хуа Гофэн, который участвовал в разгоне манифестации. Тем самым был нанесён сильный удар по позициям Хуа Гофэна и его ближайших сторонников из «Малой банды четырёх», включая У Дэ и Чэнь Силяня.
Землетрясение в Таншане— природная катастрофа, произошедшая в китайском городе Таншане (провинция Хэбэй) 28 июля 1976 года. Землетрясение магнитудой 8,2 по шкале Рихтера. Одна из крупнейших природных катастроф XX века. По официальным данным властей КНР, количество погибших составило 242 419 человек. По неофициальным - более 650 тыс.
В 03:42 по местному времени город был разрушен землетрясением, гипоцентр которого находился на глубине 22 км. Разрушения имели место также и в Тяньцзине и в Пекине, расположенном всего в 140 км к западу. Вследствие землетрясения около 5,3 миллионов домов оказались разрушенными или повреждёнными настолько, что в них невозможно было жить.
От первого толчка рухнуло более 90% всех городских построек. Через 15 часов после него последовал мощный афтершок с М=7,1 похоронивший под обломками рабочих по расчистке завалов и тех, кто остался в живых после первого удара. Сильные афтершоки были вплоть до 1 августа. Всего их было зарегистрировано около 130 с магнитудами до 4,5 по шкале Рихтера. Землетрясение ощущалось на удалении до восьмисот километров от эпицентра. Масштаб разрушений и число жертв оказались беспрецедентными. Город практически сравнялся с землёй. Некоторые районы покрылись множеством огромных трещин. Одна из таких трещин поглотила здание больницы и переполненный пассажирами поезд.
Огромное число человеческих жертв было обусловлено тем, что главный удар произошёл ночью, когда почти все жители спали, и тем, что жилые постройки были низкого качества и перенаселены. По мнению начальника Шанхайского городского сейсмологического управления Чжан Цзюня, основной причиной колоссальных разрушений стало отсутствие необходимых мер сейсмозащиты при строительстве.
А спустя месяц умер Мао, Великий Кормчий. Символические проводы...

...случились звёздные войны. Вечная битва добра и зла в интерпретации Джорджа Лукаса. Вышел первый фильм саги. Он же 4-й эпизод, 4 фильм. Потом сняли 5 и 6 фильм, а уж потом Первый - Эпизод-1, который я считаю лучшим и от которого взял название своего сайта. А всякие сиквелы и приквелы - вообще бред голимый
Этот 16-разрядный мини-компьютер во многих отношениях превзошёл другие мини-компьютеры того времени, такие как PDP-11 от Digital Equipment Corporation и аналогичныt от Data General и HP. Series/1 обычно использовался для управления и работы внешних электромеханических компонентов, а также позволял примитивное хранение и обработку данных.
Компьютеры Series/1 были сняты с продажи в 1988 году одновременно с выпуском линейки IBM AS/400 (о, такой у меня уже был в 90-х). В мае 2016 года Счетная палата США опубликовала документ, в котором говорилось о необходимости модернизации или замены устаревших компьютерных систем в федеральных агентствах. Согласно этому документу, Стратегическая автоматизированная система командования и управления ВВС по-прежнему использует компьютер Series/1 для «координации [...] оперативных функций ядерных сил США, таких как МБР, ядерные бомбардировщики и самолеты поддержки заправщиков». Эта система по-прежнему использовала 8-дюймовые дискеты, однако Министерство обороны планировало обновить некоторые технологии к концу 2017 финансового года. В июне 2019 года был завершен вывод из эксплуатации 8-дюймовых дискет, и они были заменены «высокозащищенным твердотельным цифровым хранилищем» (у меня есть 8-дюймовки, но я думал, что это устарело, как игра в кубарь)
Садат родился в 1918-м. Во время Второй мировой войны Садат тайно сотрудничал с агентами нацистской Германии и фашистской Италии, преследуя цель освобождения страны от британского господства. Неоднократно подвергался арестам британцами, обвинялся в сотрудничестве с Абвером. По просьбе немцев он пытался переправить уволенного из египетской армии генерала в Ирак для укрепления антибританской активности. Предприятие провалилось, и Садат был арестован. За недостатком улик он был освобождён и стал сотрудничать с двумя немецкими агентами в Каире, которые выдали его после своего ареста. В октябре 1942 года осуждённый трибуналом Садат был уволен из армии и попал в тюрьму. Два года спустя он начал голодовку и был переведен в тюремную больницу, откуда сумел бежать. Отрастил бороду и, около года находясь в подполье, постоянно менял внешность, адреса и работу. В 1946—1949 годах вновь в тюрьме. После освобождения занимался журналистской деятельностью, с 1950 года вновь на военной службе.
Участвовал в создании организации «Свободные офицеры» во главе с Насером.
После государственного переворота 1952 года занимал различные государственные посты в Республике Египет, с 1969 года — единственный вице-президент ОАР. После смерти Насера в 1970 году избран президентом ОАР.
После прихода к власти Садат начал отходить от проводившейся Абдель Насером политики арабского национализма и арабского социализма. В мае 1971 многие лица из окружения бывшего президента были арестованы (т. н. Майская исправительная революция). Садат отказался от панарабских притязаний Насера; в 1971 году государство было переименовано из Объединённой Арабской республики в Арабскую республику Египет (АРЕ).
Считая, что Советский Союз предоставил Египту недостаточную помощь в продолжающемся противостоянии с Израилем, и желая обрести более мощного по его мнению союзника в лице США, Садат начал сближение с США. Одновременно Египет отказался от военной помощи СССР, в 1972 году выслав советских военных советников.
В 1973 году в обстановке международной изоляции Садат начал войну против Израиля (Война судного дня); Египет был разгромлен, Садата пошёл на дальнейшее сближение с США и мирные переговоры с Израилем, а также в 1976-м в одностороннем порядке денонсировал договор о дружбе с СССР 1971 года. Спустя два месяца после заключения мирного соглашения в Кэмп-Дэвиде Египет — уже в качестве союзника США на Ближнем Востоке — был включён в число стран, получающих американскую военную помощь, санкционируемую Конгрессом.
В 1977 году Анвар Садат объявил о своей готовности прибыть в Иерусалим для обсуждения условий мира с Израилем, и в ноябре этот визит состоялся. Израильтяне сполна использовали возможность вывести из числа врагов самую мощную арабскую страну. Он выступал в кнессете в галстуке, с рисунком, состоящим из свастик, но это предпочли игнорировать. Менахем Бегин совершил ответный визит в Египет. Визит Садата в Иерусалим в ноябре 1977 года и его встреча с израильским премьер-министром Менахемом Бегином привели к разрыву дипломатических отношений Египта с большинством арабских стран.
В сентябре 1978 года на саммите в Кэмп-Дэвиде под председательством Джимми Картера Садат и премьер-министр Израиля Менахем Бегин договорились о мире, взаимном признании и возвращении Синайского полуострова Египту. Мирный договор был заключён 26 марта 1979 года. Израиль обязался вывести войска и эвакуировать еврейские поселения с Синайского полуострова, оккупированного в 1967 году. В 1978 году за подписание мирных соглашений Анвар Садат и Менахем Бегин удостоились Нобелевской премии мира.
В ходе реализации политики «открытых дверей» темпы экономического роста ускорились, состояние государственного платежного баланса улучшилось. Эта политика привела к быстрому обогащению единиц и ухудшению положения основной части населения. Экономика Египта оказывалась все больше привязанной к Западу.
Когда оппозиция стала критиковать провалы правительства в экономике и выдвигать обвинения официальным лицам в коррупции, Садат ввёл ограничения на политическую деятельность в стране. Фундаменталисты яростно отвергали американизацию культурной и идеологической жизни Египта, и их враждебное отношение к коптскому христианскому меньшинству не раз приводило к беспорядкам.
В сентябре 1981 года, Садат начал новую волну масштабных репрессий. По его приказу органы МВД во главе с доверенным силовиком Набауи Исмаилом арестовали многих интеллектуалов, сторонников Насера, представителей исламского и христианского (копты) духовенства.
Осенью 1981 года террористические группы исламских фундаменталистов «Аль-Гамаа аль-исламийя» и «Египетский исламский джихад», объединившись, организовали убийство Садата, отомстив ему за сближение с Израилем. 6 октября на военном параде в Каире в честь годовщины арабо-израильской войны 1973 года примерно в 11:40 группа заговорщиков во главе с лейтенантом Халедом аль-Исламбули спрыгнули с грузовика, и лейтенант метнул в сторону трибуны ручную гранату. Она взорвалась, не долетев до цели. Ещё пятеро десантников открыли автоматный огонь по правительственной трибуне. Смертельно раненый Садат был доставлен в госпиталь, где и скончался. Погибло 12 человек, включая президента, 31 получил самые различные по степени тяжести ранения (например, вице-президент Хосни Мубарак был ранен в локоть левой руки, прикрывая сердце). Халед аль-Исламбули и другие участники покушения были осуждены и расстреляны в апреле 1982 года.
Пномпень пал 17 апреля 1975 года. Сианук получил символическую должность главы государства для нового правительства Демократической Кампучии и в сентябре 1975 года вернулся в Пномпень из изгнания в Пекине. После поездки за границу, во время которой он посетил несколько коммунистических стран и рекомендовал признать Демократическую Кампучию, Сианук снова вернулся в Камбоджу в конце 1975 года.
В депортациях, которые стали маркерами начала их правления, Красные кхмеры заставили людей покинуть города и жить в сельской местности. Пномпень — населенный 2,5 миллионами человек — вскоре был почти пуст. Дороги из города были забиты эвакуированными. Подобные эвакуации происходили по всей стране.
Брат Пол Пота, Салот Чхай, работавший в столице журналистом-республиканцем, как сообщалось, погиб во время эвакуации из Пномпеня.
Красные кхмеры предоставили транспорт для некоторых пожилых и инвалидов, и они создали запасы продовольствия за пределами города для беженцев; однако, запасов было недостаточно, чтобы прокормить сотни тысяч людей в дороге. Даже тяжело больные пациенты больниц, многие из которых не имели никаких средств передвижения, были вынуждены покинуть их независимо от их состояния. Всё оборудование больниц было намеренно разбито - справедливость маоистов, если нельзя лечить всех, не должен лечиться никто.
Иностранцы, около 800 человек, была блокированы в комплексе французского посольства, и к концу месяца иностранцев вывезли на грузовиках к границе с Таиландом. Кхмерским женщинам, состоящим в браке с иностранцами, разрешалось сопровождать своих мужей, но кхмерским мужчинам не разрешалось уезжать со своими иностранными женами.
Красные кхмеры были полны решимости превратить страну в нацию крестьян, в которой коррупция и «паразитизм» городской жизни были бы полностью искоренены. Кроме того, Пол Пот хотел разбить «вражеские шпионские организации», которые якобы базировались в городах. Наконец, Пол Пот и его сторонники жесткой линии боролись таким образом над фракционерами в Политбюро компартии.
«Красные кхмеры» упразднили Королевское правительство Национального союза Кампучии и провозгласили Конституцию Демократической Кампучии 5 января 1976 года. Они продолжали использовать Сианука в качестве номинального главы правительства до 2 апреля 1976 года, когда Сианук ушел в отставку с поста главы государства. Сианук оставался под комфортным, но строгим домашним арестом в Пномпене до конца войны с Вьетнамом, после чего он уехал в Соединенные Штаты, где был представителем Демократической Кампучии в Совете Безопасности. В конце концов он переехал в Китай.
«Права и обязанности личности» были кратко определены в статье 12. Никаких гарантий прав, за исключением заявления о том, что «мужчины и женщины равны во всех отношениях». «Все рабочие» и «все крестьяне» являются «хозяевами» своих фабрик и полей. Конституция имела мало общего с реальностью.
Вся власть принадлежала Постоянному комитету компартии, в состав которого входили секретарь и премьер-министр Пол Пот, его заместитель секретаря Нуон Чеа и семь других. Он был также известен как «Центр» и его ежедневная работа велась из офиса 870 в Пномпене. В течение почти двух лет после захвата власти красные кхмеры продолжали называть себя просто «Ангкар». Только в речи в марте 1977 года Пол Пот сообщил о существовании компартии. И только тогда узнали, что Пол Пот был тем же человеком, что и Салот Сар, которого долгое время называли генеральным секретарем компартии.
В Демократической Кампучии не было судов, судей, законов или судебных разбирательств, а «народные суды», предусмотренные в статье 9 конституции, так и не были созданы. Старые правовые структуры были заменены центрами перевоспитания, допросов и безопасности, где бывшие должностные лица и сторонники Кхмерской Республики, а также другие лица содержались под стражей и казнились.
После создания Демократической Кампучии, 68-тысячные вооруженные силы национального освобождения Камбоджи (CPNLAF), в которых доминировали Красные кхмеры и которые завершили завоевание Пномпеня, были переименованы в RAK (Революционная армия Кампучии). Это название восходит к крестьянскому восстанию 1967 года. RAK имела 230 батальонов в 35-40 полках и в 12-14 бригадах. Структура командования в подразделениях основывалась на комитетах из трех человек, в которых политический комиссар имел более высокий ранг, чем военный командир и его заместитель.
По словам Пол Пота, Камбоджа состояла из четырех классов: крестьян, пролетариата, буржуазии и феодалов. Сианук пишет, что в 1975 году он, Кхиеу Сампхан и Кхиеу Тирит отправились навестить Чжоу Эньлая, который был тяжело болен. Чжоу предупредил их не пытаться достичь коммунизма одним шагом, как это пытался сделать Китай в конце 1950-х годов с Большим скачком. Кхиеу Сампхан и Кхиеу Тирит «просто улыбнулись недоверчивой и высокомерной улыбкой» и позже хвастались Сиануку, что «мы будем первой страной, которая создаст полностью коммунистическое общество, не тратя время на промежуточные шаги».
Официально партия разделила людей на три категории: пенх ситх, трием и баннхеу. Пень ситх имели право на полный продовольственный паек и им разрешалось вступать в Ангкар или армию. Большинство из них были «стариками», в основном необразованными крестьянами, в которых Пол Пот не видел угрозы режиму. Триемы считались начинающими пенх ситхами, они были вторыми после пенх ситхов по продовольственным пайкам и им разрешалось занимать незначительные политические должности. Баннхеу составляли большинство «новых людей», у них вообще не было никаких прав. Некоторых казнили немедленно, другие работали до изнеможения. В то время как классовые различия считались имеющими основополагающее значение, политические взгляды также принимались во внимание, таким образом, плохое классовое происхождение могло быть частично преодолено хорошим политическим отношением.
«Новые люди» рассматривались как подневольные рабочие. Их постоянно перемещали, заставляли выполнять самую тяжелую физическую работу и работать в самых негостеприимных частях страны, таких как леса, горы и болота. «Новые люди» были отделены от «старых людей», имели мало или совсем не имели возможности уединиться и получали самые маленькие пайки риса. Когда в 1977 году в стране начался дефицит продовольствия, «новые люди» пострадали больше всего. Медицинская помощь, доступная им, была примитивной или вообще отсутствовала. Семьи часто разделялись, потому что людей делили на рабочие бригады по возрасту и полу и отправляли в разные части страны. «Новые люди» подвергались бесконечной политической обработке и могли быть казнены без суда.
Режим красных кхмеров также характеризовался «тоталитарным пуританством», когда любой секс до брака карался смертью во многих кооперативах и зонах.
Красные кхмеры относились к традиционному образованию с неприкрытой враждебностью. После падения Пномпеня они казнили тысячи учителей, а те, кто был педагогами до 1975 года, выживали, скрывая свою личность. Помимо обучения базовым математическим навыкам и грамотности, главной целью новой образовательной системы было привить революционные ценности молодым людям. Для режима, находящегося в состоянии войны с большинством традиционных ценностей Камбоджи, это означало, что необходимо было создать разрыв между ценностями молодых и ценностями нереволюционных стариков.
Режим вербовал детей для слежки за взрослыми. Податливость молодого поколения сделала их, «диктаторским инструментом партии». В 1962 году коммунисты создали специальную секретную организацию, Демократическую лигу молодежи, которая в начале 1970-х годов изменила свое название на Коммунистическую лигу молодежи Кампучии. Пол Пот считал выпускников Молодежной лиги своими самыми преданными и надежными сторонниками и использовал их для получения контроля над центральным и региональным аппаратом компартии. Могущественный Кхиеу Тирит, министр социальных действий, отвечал за руководство молодежным движением. Закаленные молодые кадры, многим из которых было чуть больше двенадцати лет, были восторженными соучастниками некоторых из самых ужасных зверств режима. Сианук, который содержался под фактическим домашним арестом в Пномпене с 1976 по 1978 год, писал в «Войне и надежде», что его молодые охранники, будучи разлученными со своими семьями и подвергнутыми тщательной идеологической обработке, поощрялись играть в жестокие игры, включающие пытки животных. Потеряв родителей, братьев, сестер и друзей на войне и не имея буддийских ценностей своих старших, молодые красные кхмеры также не имели сдерживающих факторов, которые могли бы ослабить их рвение к революционному террору. Короче, запросто убивали мотыгами десятки, а то и сотни людей. Могли и друг друга убить. Человеческие ценности были настолько в них уничтожены, что их невозможно было перевоспитать. Вьетнамцы их просто убивали. (Так мне рассказывали в Камбодже)
Многие врачи были либо казнены, либо им было запрещено заниматься практикой. Элита партии и вооруженных сил имела доступ к западной медицине и к системе больниц, но от простых людей, особенно от «новых людей», ожидалось использование традиционных растительных и травяных средств, польза которых была сомнительной. Некоторые обменивали свои рисовые пайки и личные вещи на аспирин и другие простые лекарства, чтобы выжить.
Статья 20 конституции Демократической Кампучии 1976 года гарантировала свободу вероисповедания, но также декларировала, что «все реакционные религии, наносящие ущерб Демократической Кампучии и народу Кампучии, строго запрещены». От 40 000 до 60 000 буддийских монахов страны, считавшихся режимом социальными паразитами, были лишены всего. Многие монахи были казнены; храмы и пагоды были разрушены или превращены в склады. Изображения Будды были осквернены и сброшены в реки и озера. Людей, которых заставали молящимися или выражающими религиозные чувства, часто убивали.
Христианские и мусульманские общины, считавшиеся частью прозападной космополитической сферы, подвергались жестоким преследованиям. Римско-католический собор Пномпеня был полностью разрушен. Красные кхмеры заставляли мусульман есть свинину, которую те считали запрещенной. Кто отказывался, были убиты. Христианское духовенство и мусульманские имамы были казнены. Сто тридцать мечетей чамов были разрушены.
Несмотря на идеологическое иконоборчество, многие исторические памятники остались нетронутыми; для правительства Пол Пота, как и для его предшественников, историческое государство Ангкор было ключевой точкой отсчета.
Красные кхмеры запретили своим указом существование этнических китайцев, вьетнамцев, мусульман-чамов и 20 других меньшинств, которые в общей сложности составляли 15% населения в начале правления Красных кхмеров. Десятки тысяч вьетнамцев были изнасилованы, изуродованы и убиты в организованных режимом массовых убийствах. Большинство выживших бежали во Вьетнам.
Чамы, мусульманское меньшинство, являющееся потомками переселенцев из старого государства Чампа, были вынуждены принять кхмерский язык и обычаи. Их общины, которые традиционно существовали отдельно от кхмерских деревень, были разбиты, и сорок тысяч чамов были убиты только в двух округах провинции Кампонгтям. Тайские меньшинства, проживающие вблизи границы с Таиландом, также подвергались преследованиям.
Состояние китайских камбоджийцев было описано как «худшее бедствие, когда-либо постигшее какую-либо этническую китайскую общину в Юго-Восточной Азии». Камбоджийцы китайского происхождения были убиты Красными кхмерами под предлогом того, что они «эксплуатировали камбоджийский народ». Китайцы были стереотипно представлены как торговцы и ростовщики, и поэтому ассоциировались с капитализмом. Среди кхмеров китайцев также презирали за их более светлый цвет кожи и культурные различия. Сотни китайских семей были окружены в 1978 году и им сказали, что их нужно переселить, но на самом деле их казнили. В начале правления Красных кхмеров в 1975 году в Камбодже проживало 425 000 этнических китайцев. К концу в 1979 году их осталось 200 000. Правительство Китая не протестовало против убийств этнических китайцев в Камбодже. При этом Пол Пот и Нуон Чеа, оба имели смешанное китайско-камбоджийское происхождение. Другие высокопоставленные фигуры в государственном аппарате Красных кхмеров, такие как Сон Сен и Та Мок, также имели китайское этническое происхождение.
Пол Пот создал повстанческую базу в племенных районах провинции Ратанакири в начале 1960-х годов, и у него было значительное число последователей кхмеров лоу. Преимущественно анимистические народы, кхмеры лоу возмущались попытками Сианука «цивилизовать» их и верно служили Пол Поту.
Во время правления режима также наблюдался высокий уровень сексуального насилия.
Аппарат безопасности под названием Сантебал был частью организационной структуры Красных кхмеров задолго до 17 апреля 1975 года, им руководил Кан Кек Лью («товарищ Дач»). Под руководством Дача правительство Красных кхмеров арестовывало, пытало и в конечном итоге казнило всех, кого подозревали в принадлежности к нескольким категориям предполагаемых «врагов»:
- Любой, кто связан с бывшим правительством или с иностранными правительствами.
- Профессионалы и интеллектуалы — на практике это включало почти всех, у кого было образование, людей, которые понимали иностранный язык, и даже людей, которым требовались очки.
При этом сам Пол Пот был человеком с университетским образованием (хотя и незаконченным) со вкусом к французской литературе, а также свободно говорил по-французски. Многие художники, включая музыкантов, писателей и режиссеров, были казнены.
- Этнические вьетнамцы, китайцы, тайцы и другие меньшинства Восточного нагорья, камбоджийские христиане (большинство из которых были католиками, и католическая церковь в целом), мусульмане и буддийские монахи.
- «Экономические саботажники»: многие из бывших городских жителей (которые изначально не умерли от голода) считались виновными в силу отсутствия у них сельскохозяйственных навыков.
В 1970-х годах, и особенно после середины 1975 года, партию также сотрясала фракционная борьба, и даже были вооруженные попытки свергнуть Пол Пота. Последовавшие за этим чистки достигли пика в 1977 и 1978 годах, когда были казнены тысячи людей, включая некоторых важных лидеров компартии.
Семнадцать тысяч человек прошли через тюрьму безопасности 21 (ныне Музей геноцида Туол Сленг), прежде чем их отправили на места (также известные как Поля смерти) за пределами Пномпеня, такие как Чоенг Эк, где большинство из них были казнены (часто кирками, чтобы сэкономить пули) и похоронены в братских могилах. Известно, что из тысяч, попавших в Туол Сленг, выжили только 12.
Экономическая политика Демократической Кампучии была похожа на радикальный «Большой скачок» Китая, который в 1958 году осуществил немедленную коллективизацию китайской деревни. В начале 1970-х годов «красные кхмеры» создали «группы взаимопомощи» на занятых ими территориях.
После 1973 года они были организованы в «кооперативы низшего уровня», в которых земля и сельскохозяйственные орудия сдавались в аренду крестьянами общине, но оставались их частной собственностью. «Кооперативы высшего уровня», в которых частная собственность была отменена, а урожай стал коллективной собственностью крестьян, появились в 1974 году. «Сообщества», введенные в начале 1976 года, были более продвинутой формой кооперативов высшего уровня, в которых было установлено общественное питание. Также были созданы государственные фермы.
Рис, измеряемый в банках, стал самым важным средством обмена, хотя люди также обменивали золото, драгоценности и другие личные вещи.
Внешняя торговля была почти полностью остановлена, хотя в конце 1976 и начале 1977 года наблюдалось ее ограниченное оживление. Китай был самым важным торговым партнером, но торговля на сумму в несколько миллионов долларов велась также с Францией, Великобританией и Соединенными Штатами через посредника в Гонконге.
С точки зрения Красных Кхмеров, страна впервые за 2000 лет своей истории освободилась от иностранного экономического господства.
Хотя Красные кхмеры проводили политику «сельское хозяйство прежде всего» для достижения самодостаточности, они не были, как утверждают некоторые наблюдатели, примитивистами «назад к природе». Хотя война 1970–75 годов и эвакуация городов разрушили или остановили большую часть промышленности, небольшим контингентам рабочих было разрешено вернуться в городские районы, чтобы снова открыть некоторые заводы.
Режим Демократической Кампучии поддерживал тесные связи с Китаем, своим главным покровителем, и в меньшей степени с Северной Кореей. Придя к власти, Красные кхмеры отвергли как западные государства, так и Советский Союз как источники поддержки. Поскольку Вьетнам все больше вставал на сторону Советского Союза, а не Китая, китайцы видели в правительстве Пол Пота оплот против вьетнамского влияния в Индокитае. По оценкам, не менее 90% иностранной помощи, которую получали Красные кхмеры, поступало из Китая, только в 1975 году не менее 1 миллиарда долларов США. Отношения между китайским и камбоджийским правительствами, тем не менее, были омрачены взаимными подозрениями. После смерти Мао в сентябре 1976 года Пол Пот восхвалял его, и Камбоджа объявила официальный период траура. В ноябре 1976 года Пол Пот тайно отправился в Пекин, стремясь сохранить союз своей страны с Китаем после ареста «Банды четырех». Китайцы были единственной страной, которой разрешили сохранить свое старое посольство в Пномпене. Все остальные дипломаты были вынуждены жить в отведенных помещениях на бульваре Монивонг. Эта улица была перекрыта баррикадами, и дипломатам не разрешалось покидать ее без сопровождения. Им привозили еду и предоставляли ее через единственный магазин, который оставался открытым в стране.
Режим Красных кхмеров был одним из самых жестоких в истории, особенно учитывая, как недолго он правил страной. На основе анализа мест массовых захоронений подсчитали, что Красные кхмеры казнили более 1,38 миллиона человек. Если учесть смертность от болезней и голода, то в результате правления Красных кхмеров погибло около 2,5 миллионов человек. Это включало большую часть национальных меньшинств страны. Например, этническое вьетнамское население страны было почти полностью уничтожено; почти все этнические вьетнамцы, которые не бежали сразу после захвата, были истреблены.
Не довольствуясь управлением Камбоджей, лидеры Красных кхмеров также мечтали о возрождении Ангкорской империи тысячелетней давности, которая правила большими частями того, что сегодня является Таиландом и Вьетнамом. Это включало в себя военные атаки на южный Вьетнам, в ходе которых были убиты тысячи безоружных сельских жителей.
Сразу после победы Красных кхмеров в 1975 году произошли стычки между их войсками и вьетнамскими силами. Много инцидентов произошло в мае 1975 года. Камбоджийцы начали атаки на вьетнамские острова Фукуок и Тхо Чу, в результате чего погибло более 500 мирных жителей и вторглись во вьетнамские приграничные провинции. В конце мая, примерно в то же время, когда Соединенные Штаты нанесли авиаудар по нефтеперерабатывающему заводу в Кампонгсоме, после инцидента в Маягуэсе, вьетнамские силы захватили камбоджийский остров Пуло Вай. Пуло Вай был частью Вьетнама с XVIII века, а с 1939-го остров находился под административным управлением Камбоджи в соответствии с решениями французских колонистов. Вьетнам признал Пуло Вай частью Камбоджи с 1976 года, и это признание рассматривается как знак доброй воли Вьетнама сохранить свои отношения с Камбоджей.
В мае Пол Пот, Нуон Чеа и Иенг Сари тайно отправились в Ханой, где предложили заключить Договор о дружбе между двумя странами. В краткосрочной перспективе это успешно ослабило напряженность. Хотя вьетнамцы эвакуировали Пуло Вай в августе, инциденты продолжались вдоль северо-восточной границы Камбоджи.
В мае представители Камбоджи и Вьетнама встретились в Пномпене, чтобы создать комиссию по разрешению пограничных разногласий. Вьетнамцы отказались признать линию Бреви — демаркацию морских границ между двумя странами колониальной эпохи — и переговоры сорвались. Однако в конце сентября, за несколько дней до того, как Пол Пот был вынужден уйти в отставку с поста премьер-министра, между Пномпенем и Ханоем было установлено воздушное сообщение.
С возвращением Пол Пота в лидеры режима в 1977 году ситуация стремительно ухудшилась. Инциденты обострились вдоль всех границ Камбоджи. Силы Красных кхмеров атаковали деревни в приграничных районах Таиланда около Араньяпратета. Жестокие убийства тайских жителей деревень, включая женщин и детей, стали первым широко известным конкретным доказательством зверств Красных кхмеров. Инциденты также имели место вдоль границы с Лаосом. В свою очередь, Вьетнам начал воздушные удары по Камбодже.
Столкнувшись с растущей воинственностью Красных кхмеров, вьетнамское руководство в начале 1978 года решило поддержать внутреннее сопротивление режиму Пол Пота, в результате чего Восточная зона стала очагом восстания. Примерно в то же время деревни в приграничных районах Вьетнама подверглись новым атакам.
Однако министр обороны Вьетнама генерал Во Нгуен Зяп недооценил упорство Красных кхмеров и был вынужден в декабре направить дополнительно 58 000 человек в бой. 6 января 1978 года войска Зяпа начали организованный отход с территории Камбоджи. Вьетнамцы, по-видимому, считали, что они «преподали урок» камбоджийцам, но Пол Пот объявил это «победой», даже большей, чем та, что была 17 апреля 1975 года.
С 18 по 30 апреля 1978 года камбоджийские войска, вторгшись во вьетнамскую провинцию Анзянг, устроили резню в Ба Чуке, в результате которой погибло 3157 мирных жителей в провинции Тэйнинь, Вьетнам. В сентябре пограничные бои привели к гибели около 1000 вьетнамских мирных жителей. В следующем месяце вьетнамцы контратаковали, задействовав 20 000 человек личного состава.
Военная истерия достигла странных масштабов в Демократической Кампучии. В мае 1978 года, накануне восстания Со Фима в Восточной зоне, Радио Пномпеня заявило, что если каждый камбоджийский солдат убьет тридцать вьетнамцев, то для уничтожения всего вьетнамского населения в 50 миллионов потребуется всего 2 миллиона солдат. Похоже, что руководство в Пномпене было охвачено огромными территориальными амбициями, т. е. вернуть в Кампучию Кром, регион дельты Меконга, который они считали территорией кхмеров.
Резня этнических вьетнамцев и их сторонников Красными кхмерами усилилась в Восточной зоне после майского восстания. В ноябре Ворн Вет возглавил неудачный государственный переворот. Теперь на вьетнамской территории находились десятки тысяч камбоджийских и вьетнамских изгнанников.
3 декабря 1978 года Радио Ханоя объявило о формировании Кампучийского объединённого фронта национального спасения (KNUFNS). Это была разнородная группа коммунистических и некоммунистических эмигрантов, которые разделяли антипатию к режиму Пол Пота и практически полную зависили от вьетнамской поддержки и защиты. KNUFNS обеспечил видимость, если не реальность, легитимности вторжения Вьетнама в Демократическую Кампучию и последующего установления им сателлитного режима в Пномпене.
Тем временем, по мере того, как 1978 год шел к концу, воинственность Камбоджи в приграничных районах превзошла порог терпимости Ханоя. Вьетнамские политики выбрали военное решение, и 22 декабря Вьетнам начал наступление с намерением свергнуть Демократическую Кампучию. Силы численностью 120 000 человек, состоящие из объединенных бронетанковых и пехотных подразделений с сильной артиллерийской поддержкой, двинулись на запад в ровную сельскую местность юго-восточных провинций Камбоджи. 25 декабря вьетнамская армия и Национальный фронт спасения совместно нанесли удар по Красным кхмерам.
После семнадцатидневной кампании 7 января 1979 года Пномпень пал под наступающими вьетнамцами. Пол Пот и основные лидеры сначала укрылись недалеко от границы с Таиландом. Заключив соглашения с несколькими правительствами, они смогли использовать Таиланд в качестве безопасного плацдарма для строительства и эксплуатации новых редутов в горах и джунглях периферии Камбоджи, Пол Пот и другие лидеры Красных кхмеров перегруппировали свои отряды, выступили с новым призывом к оружию и возобновили упорное восстание против правящего режима, как они это делали в конце 1960-х годов.
Мир все еще не наступал в разоренной войной стране, и хотя мятеж, начатый Красными кхмерами, оказался неспособным свергнуть новый контролируемый вьетнамцами режим в Пномпене, он, тем не менее, удерживал страну в постоянном состоянии небезопасности. Новая администрация поддерживалась значительными вьетнамскими военными силами и гражданскими консультативными усилиями.
Генеральная Ассамблея ООН проголосовала с перевесом 71 против 35 за сохранение места Красных кхмеров в ООН, при 34 воздержавшихся и 12 отсутствовавших. Место сохранялось под названием «Демократическая Кампучия» до 1982 года, а затем «Коалиционное правительство Демократической Кампучии» до 1993 года.
Китай, США и другие западные страны выступили против расширения вьетнамского и советского влияния в Индокитае и отказались признать Народную Республику Кампучия в качестве законного правительства Камбоджи, утверждая, что это марионеточное государство, поддерживаемое вьетнамскими войсками. Китай направлял военную помощь режиму Красных кхмеров, который в 1980-х годах оказался самой боеспособной повстанческой силой, в то время как США публично поддерживали некоммунистическую альтернативу НРК; в 1985 году администрация Рейгана одобрила помощь в размере 5 миллионов долларов республиканскому KPNLF, возглавляемому бывшим премьер-министром Сон Санном и ANS, вооруженному крылу просианукской партии FUNCINPEC.
KPNLF, хотя и не обладала военной мощью по сравнению с Красными кхмерами, имела значительное число гражданских сторонников (до 250 000) среди беженцев вблизи границы Таиланда и Камбоджи, которые бежали от режима Красных кхмеров. У Funcinpec были преимущества в виде традиционной крестьянской лояльности кхмеров короне и широкой популярности Сианука в сельской местности.
На практике военная мощь некоммунистических групп в Камбодже была минимальной, хотя их финансирование и гражданская поддержка часто были больше, чем у Красных кхмеров. Администрации Тэтчер и Рейгана поддерживали некоммунистов повстанцев тайно, оружием и военными советниками в форме зеленых беретов и подразделений Специальной воздушной службы, которые обучали методам саботажа в лагерях прямо на территории Таиланда.
Миротворческая миссия под руководством ООН, которая проводилась с 1991 по 1995 год, стремилась положить конец насилию в стране и установить демократическую систему правления посредством новых выборов. В 1990-х годах наблюдался заметный спад активности повстанцев, хотя позже Красные кхмеры возобновили свои нападения на правительство. Когда Вьетнам отошел от прямого участия в Камбодже, правительство смогло начать раскалывать движение Красных кхмеров, делая мирные предложения чиновникам более низкого уровня. Красные кхмеры были единственным членом CGDK, который продолжал сражаться после процесса примирения. Две другие политические организации, которые составляли альянс CGDK, прекратили вооруженное сопротивление и стали частью политического процесса, который начался с выборов в 1993 году.
В 1997 году Пол Пот приказал казнить своего ближайшего помощника Сон Сена за попытку мирных переговоров с правительством Камбоджи. В 1998 году сам Пол Пот умер, а другие ключевые лидеры Красных кхмеров Кхиеу Сампхан и Иенг Сари сдались правительству Хун Сена в обмен на иммунитет от судебного преследования, оставив Та Мока единственным командующим силами Красных кхмеров; он был арестован в 1999 году за «преступления против человечности». Организация фактически прекратила свое существование.
В то время технология искусственного оплодотворения была экспериментальным и ненадёжным методом. Несмотря на это, родители Луизы решились доверить своё будущее врачам. Женщине удалось забеременеть с первой попытки. Рождение девочки мгновенно стало глобальной сенсацией, которая ознаменовала собой поворотный момент в лечении бесплодия и подарила надежду миллионам пар, которые не могли завести ребенка. Сейчас Луиза Браун живёт обычной жизнью с мужем и двумя сыновьями, которые были зачаты естественным путём. Некоторое время ей приходилось объяснять детям, почему их мама оказалась в школьных учебниках по биологии.
Кстати, всего через два дня после такого великого события (про которое я тогда не знал) 27.07.1978 в Перми у меня родилась дочь Анна. У неё сейчас тоже двое детей.
Основатель «Храма народов» Джим Уоррен Джонс родился в 1931-м в городе Крит в штате Индиана. Он с детства начал интересоваться религией, будучи подростком, проповедовал на улицах. До образования церкви Джим Джонс был очарован коммунизмом.
Он стал членом компартии США и был удивлен, что ни церковь, ни коммунисты не обращали внимания на подобное совмещение. В 1952 году Джонс стал учеником пастора в методистской церкви Соммерсет Саутсайд в Индианаполисе, но покинул эту церковь, потому что ему запретили зазывать прихожан в свою общину. В 1954 году, в 24 года, основал свою собственную религиозную группу на арендованном участке в Индианаполисе, назвав её сначала «Церковью Слова Христова», которую через год переименовал в «Храм народов». Новое движение проповедовало достижение «апостольского социализма». Джонс был свидетелем «исцеления» в церкви адвентистов и пришел к выводу, что такие «исцеления» могут привлекать людей и приносить доход. Члены Храма сознательно подделывали «исцеления», потому что они обнаружили, что возросшая вера приносит деньги для помощи бедным и финансирования церкви. Эти «исцеления» использовали куриную печень, которые, как утверждал Джонс (и члены Конфедерации Храма), были раковыми тканями, удаленными из организма.
В 1956 году Джонс купил свое первое церковное здание в Индианаполиса. Сначала он назвал эту церковь «Крыльями Освобождения», а позже, в том же году переименовал её в «Евангельскую церковь храма народов», впервые применив фразу «храм народов». Исцеления Джонса и предполагаемые ясновидящие откровения привлекали прихожан.
Джонс продолжал скрывать тот факт, что он использовал религию для достижения социальных целей. В собраниях приняли участие 11 000 человек, Джонс и другие проповедники производили впечатление, раскрывая личную информацию - адреса, номера телефонов или номера социального страхования. Джонс и члены Храма также ездили по разным городам в Индиане и Огайо для поиска и сбора средств. Храм увеличил свое афроамериканское членство с 15% до почти 50%. В 1959 году церковь присоединилась к Христианской Церкви (ученики Христа) и была переименована в Храм Народов Евангельской Христианской Церкви. В феврале 1960 года Храм открыл столовую для бедных и расширил социальные услуги, включив помощь в аренде жилья, услуги по трудоустройству, бесплатные консервы, одежду и уголь для отопления зимой. Джонс и его жена помогли увеличить услуги по приготовлению супов в Храме в среднем до 2800 приёмов пищи в месяц.
Престиж Храма ещё более поднялся, когда Джонс был назначен в Комиссию по правам человека Индианаполиса.
Храм напечатал «Божественные» тексты для своих прихожан и начал проповедовать, что прихожане должны воздерживаться от секса и только усыновлять детей. Джонс красноречиво рассказал в том, что дом Храма для престарелых был создан на основе «От каждого по способностям, каждому по потребностям», цитируя «Критику Готской программы» Карла Маркса.
Далее Храм начал ужесточать свою организацию. Требовалось, чтобы прихожане проводили День Благодарения и Рождество с «семьёй» Храма, а не с кровными родственниками, начался процесс отлучения членов от семей и перенаправления их жизни на полную приверженность социальной и политической жизни Храма. Джонс провозгласил «религиозный коммунизм», в рамках которого члены жертвовали свои материальные ценности Храму.
Храму не удалось обратить большинство жителей Среднего Запада в коммунистические идеалы, даже когда они были замаскированы под религию. Восхищаясь Фиделем Кастро, Джонс отправился на Кубу в 1960 году, чтобы попытаться обратить бедных кубинских чернокожих в веру, но план провалился.
В 1961 году Джонс заявил, что у него было видение Чикаго, попавшего под ядерную атаку. Он утверждал, что Индианаполис также будет уничтожен, убеждая помощников, что Храм должен был искать новое место.
Джонс путешествовал по Бразилии с 1962 по начало 1963 года, отыскивая место. Он просил деньги у Храма, но Храм без Джонса оскудел.
Джонс вернулся в Индиану в 1963 году. Он проповедывал, что Евангилие - манифест коммунизма, Соединенные Штаты были антихристом, а капитализм - «системой антихриста».
Многие жители Индианы видели в «Храме народов» и деятельности организации ересь, где чёрные и белые были равны и Джим Джонс, в силу этих причин, был вынужден переехать и обосноваться в Сан-Франциско.
Там он подвергся сильной критике, «Храм народов» в 1965 году перебрался в Редвуд Велли в Калифорнии. В это время группа насчитывала всего 80 человек. В основном это были представители национальных и расовых меньшинств, бедняки, наркоманы, проститутки, бездомные. Многих привлекали в организацию социальные программы «Храма народов», такие как бесплатная столовая для бедняков, детский сад, программа заботы о пожилых людях, бесплатное медицинское обслуживание, юридическая помощь в получении пособий.
Джонс проповедовал о неизбежном ядерном холокосте, после чего выжившие избранные создадут новый социалистический рай на земле. В 1965 году он предсказал, что это произойдет 15 июля 1967 года. В июле 1965 года Джонс привел приблизительно 140 членов, половина из которых были чёрными, в долину Редвуд и официально открыл там свою церковь.
Джонс начал высмеивать традиционное христианство как «религию отлетевшего» и отверг Библию как оправдание белых мужчин, чтобы доминировать над женщинами и порабощать цветных людей. Он написал брошюру, которую он будет распространять в Храме - «Письмо Килета», указывая на противоречия, нелепости и злодеяния в Библии. Джонс проповедовал, что «Божественный принцип» приравнивается к любви, а любовь приравнивается к социализму.
В 1970-м Храм начал проводить службы в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Он создал постоянные объекты в этих городах в 1971 и 1972 годах соответственно.
В середине 1970-х годов штаб-квартира секты переместилась в Сан-Франциско. После переезда она стала более политически активной. Поддержав на выборах мэра Сан-Франциско Джорджа Москоне, основатель секты получил высокий пост в городском муниципалитете. В продолжение первой половины 1970-х годов «Храм народов» развился настолько, что имел в своем распоряжении девять домов престарелых, шесть общеобразовательных учреждений для детей; ежемесячник организации имел тираж 30 тысяч экземпляров. Кроме того, организация вела образовательную работу в молодёжном колледже Санта-Роса.
С ростом числа членов организации возникло множество проблем, связанных с родственниками людей, решивших связать свою жизнь с «Храмом народов». Против организации стали выдвигаться судебные иски, обвиняющие «Храм народов» в зомбировании людей. В прессе появились публикации, называющие организацию «деструктивным культом», рассказывающие о насильном удержании её членов в рядах организации, о том, что Джонс подавляет волю людей, обманом вымогает у них денежные средства; о том, что в организации распространена жестокая практика наказаний за провинности. Родственники членов «Храма народов» старались добиться от федерального правительства тщательного расследования деятельности Джонса. В связи с этим Джим Джонс принял решение покинуть Соединённые Штаты.
В 1970-х годах Храм установил более формальную иерархию для своей социалистической модели. Вверху находился Храмовый Посох - группа избранных белых женщин с высшим образованием, которые выполняли самые важные миссии Храма. Они исповедывали формулу «цель оправдывает средства». Первой участницей была Сэнди Брэдшоу - социалистка из Сиракьюс, штат Нью-Йорк. Среди других были Кэролайн Лейтон - коммунистка с 15 лет, у которой был ребёнок от Джонса; Шарон Амос, которая работала в отделе социальных служб; Патти Картмелл - секретарь Джонса и Тери Буфорд - бывшая контрактница ВМФ, ставшая пацифисткой.
Членство быстро увеличилось с 50 до более 100. Начиная с 1970-х годов, автобусный караван Храма ежеквартально путешествовал по Соединенным Штатам, в том числе в Вашингтон.
Независимо от своего официального членства, Храм также регулярно привлекал 3000 человек только на свои службы в Сан-Франциско. К середине 1970-х годов Храм Народов создал общины почти в дюжине других калифорнийских городов.
В 1973 году, когда восемь в основном молодых членов, известных как «Банда восьми», сбежали вместе. Джонс вызвал 30 членов к себе домой и заявил, что в свете дезертирства «Банды восьми» мы все должны убить себя и оставить записку, в которой говорится, что из-за преследования социалистическая группа не может существовать в настоящее время. Джонс пришел в ярость, размахивая пистолетом на заседании комиссии по планированию, угрожая потенциальным перебежчикам и называя «банду восьми» «троцкистскими перебежчиками» и «революционерами Coca-Cola». Хотя Храм не выполнил план самоубийства, описанный Джонсом, он проводил фальшивые ритуалы самоубийства в последующие годы.
К весне 1976 года Джонс открыто признавался даже посторонним, что он был атеистом. В 1977 году жена Джонса, Марси, призналась, что Джонс был привлёк религию не из-за веры, а потому, что это служило цели социальных изменений через марксизм. Она заявила, что ещё в 18 лет, когда он наблюдал, как его кумир Мао Цзэдун побеждает националистов в гражданской войне в Китае, Джонс понял, что путь к социальным изменениям в Соединённых Штатах заключается в мобилизации людей через религию. Она призналась, что «Джим использовал религию, чтобы попытаться вывести некоторых людей из опиата религии», и швырнула Библию на стол, крича: «Я должна уничтожить этого бумажного идола!»
В 1974 году Храм Народов подписал договор об аренде земли в Гайане, площадью 15,59 квадратных километра. Сообщество, созданное на этом участке, называлось Сельскохозяйственным проектом Народного храма, или, неофициально, «Джонстаун». В начале 1977 года в нём проживало всего 50 человек.
Джонс видел в Джонстауне и «социалистический рай», и «убежище» от средств массовой информации. После того, как Джонс уехал в Гайану, он призвал членов Храма следовать за ним туда. Население выросло до более чем 900 человек к концу 1978 года. Тем, кто переехал туда, обещали тропический рай, свободный от предполагаемого зла внешнего мира.
В посёлке были построены: лесопилка, клуб, детский сад, ясли. Жители посёлка достаточно много работали (по 11 часов в сутки), по вечерам они устраивали собрания или обучались.
Однако некоторые из бывших поселенцев заявляли о многочисленных нарушениях прав человека в Джонстауне, пытках, суровых телесных наказаниях за провинности, наркотической зависимости Джонса и его окружения.
17 ноября 1978 года Лео Райан - американский конгрессмен Сан-Франциско, расследующий заявления о жестоком обращении в Храме народов, посетил Джонстаун. Во время визита Райана несколько членов Храма выразили желание уехать с ним, 18 ноября они сопровождали Райана на местную ВПП в Порт-Кайтуме. Там их перехватили самозваные охранники Храма, которые открыли огонь по группе, убив Райана, трёх журналистов и одного из перебежчиков. Несколько секунд стрельбы из инцидента были запечатлены на видео Бобом Брауном, одним из журналистов, убитых в результате нападения.
В тот вечер, в Джонстауне, Джонс приказал собранию выпить ароматизированный напиток Flavor Aid со вкусом винограда, смешанный с цианидом. Двое сектантов покончили жизнь самоубийством, находясь в другом городе Гайаны - Джорджтауне, предварительно зарезав двух своих детей.
Всего погибло 918 человек, в том числе 276 детей. По версии официального расследования они совершили т. н. «революционное самоубийство». Это была самая большая потеря американских гражданских лиц в результате преднамеренного акта до событий 11 сентября 2001 года.
Инсайдер Храма Майкл Прокс, которому было приказано доставить чемодан, содержащий средства Храма для передачи Коммунистической партии Советского Союза, покончил жизнь самоубийством в марте 1979 года. Прокс организовал пресс-конференцию в Модесто, штат Калифорния, во время которой он зачитал заявление для восьми присутствовавших журналистов. Затем он извинился, отошёл в туалет и застрелился.
Массовое самоубийство Храма Народов помогло внедрить в общественное мнение идею о том, что все новые религиозные движения деструктивны. В конце 1978-го Храм объявил о банкротстве.
После трагедии посёлок Джонстаун на долгое время превратился в город-призрак, в середине 1980-х годов был практически полностью разрушен в результате пожара. Земля, на которой находятся руины поселения, никем не используется из-за своей мрачной славы.
В начале 1979 года «Храм народов» был официально запрещён в США как деструктивный культ. Происшествие в Джонстауне на долгое время снизило репутацию различных культов и новых религиозных течений в США. Конгрессмен Лео Райан был посмертно награждён Золотой медалью Конгресса в 1983 году.
Джонс и его единомышленники неоднократно высказывали свои симпатии Советскому Союзу. В интервью, данном корреспонденту ТАСС, побывавшему в посёлке, Джонс заявил, что он выбрал для поселения Гайану, потому, что это страна социалистической ориентации. Приезжал в коммуну и представитель СССР Тимофеев. Речь шла о переезде коммуны в СССР.
|