вернёмся на старт?
Статьи в иностранных журналах, газетах 1976-1977 гг.
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 1976 г №4 (февраль) в pdf - 14,5 Мб
Обращение генерального директора
Новое Европейское Космическое Агентство
Ирландия станет 11-м членом ЕКА
Строительство организации ЕКА
Международное магнитосферное исследование
Поток данных GEOS - как он генерируется как это будет обрабатываться?
COS-S
Европейское космическое усилие в свете глобальных проблем
Европейская политика
Проекты в разработке
Организационные рамки программы Spacelab
Совместное моделирование эксперимента ESA / NASA Spacelab
Использование Spacelab для экспериментов в области естественных наук
Научно-технический обзор ЕКА
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 1976 г. №5 (май) в pdf - 14,5 Мб
Возможная эволюция европейских коммуникаций спутниковых систем
Проблемы и возможности радиодиффузионной системы
Технологические разработки, необходимые для коммуникаций спутниковых систем
Спутниковая контрольно-испытательная земная станция на Фучино
Морские спутниковые полезные нагрузки
Космический сегмент системы связи Aerosat
Эксперименты по авиационной и морской связи со спутником ATS-6
Научно-технический обзор ЕКА
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 1976 г №6 (август) в pdf - 11,4 Мб
Изменяющаяся роль Европы в космосе
Европейское гибкое одеяло солнечных батарей на Канадско/Американском спутнике коммуникационных технологий
Исследовательское путешествие вне плоскости эклиптики
Подсистема указания инструмента на Spacelab
Контроль стоимости проекта в агентстве
Проекты в разработке
Как формируются и распространяются изображения Meteosat
Европейская космическая трибологическая лаборатория
Программа Apex
Научно-технический обзор ЕКА
- Гарри О. Руппе. Ноордунг: Человек и его работа (Harry O. Ruppe, Noordung: Der Mann und sein Werk) (на немецком) «Astronautik», том 13, №3, 1976 г., стр. 81-83 в pdf - 1,48 Мб
После краткого изложения истории концепций космических станций автор заявляет: «Ноордунг четко признал выдающееся положение этой [геостационарной] орбиты в 1929 году - в этом у него есть важный приоритет». Затем следует глава «Ноордунг: Человек», где представлены скудные биографические детали, которые были известны в то время. Раздел «Ноордунг: работа» посвящен книге «Проблема путешествий в космическом пространстве», особенно концепции Ноордунга о космической станции, состоящей из трех элементов: живого колеса, электростанции и обсерватории; все они находятся на геостационарной орбите. Остальные пункты перечислены. Следующая часть посвящена «Критике»: (а) механика ракет основана на энергетической эффективности и поэтому практически непригодна; (B) выбор геостационарной орбиты «как-то неопавданно»; (C) станция сконструирована слишком тяжелой; (D) нагрев станции не важен, но её охлаждение нужно в любом случае, необходим контроль температуры; (E) нет необходимости моделировать земные условия; отклонения от них могут привести к существенным системным преимуществам. Некоторые важные проблемы (гигиена, удобство, защита от радиации и метеоритов) не были рассмотрены. Естественно, последний пункт не слишком серьёзен, если учесть дату публикации! Статья завершается рассмотрением текущего состояния развития космических станций в Соединенных Штатах и Советском Союзе. Наступит день его реализации - «и тогда мы найдем много элементов и концепций, в которых есть человек, уже описанный в 1929 году, исследователь и независимый мыслитель - Герман Ноордунг-Поточник».
- Честь и признание великого австрийского космического пионера (Ehrung und Würdigung eines großen österreichischen Raumfahrtpioniers (на немецком) «Österreichische flugmedizinische Mitteilungen», том 1, №1, 1976 г., стр. 10-11 в pdf - 403 кб
В апреле 1976 года в Рамзау-ам-Дахштайн (Ramsau am Dachstein) состоялся семинар, на котором лекторы однозначно подтвердили важное и современное значение Германа Поточника для духовного и технологического стимулирования космических исследований и космических полетов. Герман Поточник опубликовал в 1929 году книгу под псевдонимом Hermann Noordung, которая канула в Лету, но которая пророчески олицетворяет почти все проблемы и возможности их решения сегодняшнего развития пилотируемых космических полетов. Герман Поточник для австрийцев до сих пор ничего не значит. Однако он вошел в мировую литературу как изобретатель и открыватель геостационарной орбиты. Его открытие было предварительным условием для размещения спутников связи на высоте 16 000 км [правильно: 36 000 км!]. Сотни миллионов телезрителей могли следить за Олимпийскими играми или высадками на Луну. Сегодняшняя гражданская и военная ценность этого открытия неоценима. Он также сделал первое систематическое исследование понятия «пилотируемый космический полет». Первоочередной задачей на будущее является строительство космической станции. С ним будут реализованы идеи, которые 50 лет назад подал Поточник.
- Георг В. Пижет. Космонавты (Georg W. Pijet. Kosmonauten) (на немецком) «Das Magazin» 1976 г. №2 в djvu - 212 кб
эпизоды из жизни - Гагарин, Терешкова, Попович
- Борис Стрельников. Экипаж "Аполлона" в Советском Союзе (Boris Strelnikow, Apollo-Besatzung zu Gast in der Sowjetunion) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 21, №1, 1976 г., стр. 26-28 в pdf — 4,58 Мб
Американские члены экипажа полета Союз-Аполлон (Томас Стаффорд, Дональд Слейтон и Вэнс Бранд) и их семьи посещали Советский Союз с 21 сентября по 4 октября 1975 года. Они видели семь городов и проехали более 10 000 км. Посетители были особенно впечатлены гостеприимством и теплотой советского народа. В статье описывается несколько встреч гостей в живой манере. Томас Стаффорд цитируется в конце: ". Большое путешествие осталось позади (...) Я убежден, что наши встречи с советским народом будут полезны для укрепления отношений между нашими народами».
- Экипаж "Союза" в Соединенных Штатах] (Boris Strelnikow, Sojus-Besatzung zu Gast in den USA) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 21, №3, 1976 г., стр. 24-26 в pdf — 3,83 Мб
Советские члены экипажа полета Союз-Аполлон (Алексей Леонов и Валерий Кубасов) посещали Соединенные Штаты с 13 по 27 октября 1975 года они посетили 11 городов, от побережья до побережья. Космонавты были встречены везде с гостеприимством и теплотой. Хотя многие политики говорили о пользе политики разрядки, в статье подчеркивается, что до сих пор существует влиятельное меньшинство против этой политики. Тем не менее, при встрече космонавтов даже эти люди говорили — хотя осторожно — об укреплении взаимопонимания и сотрудничества между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Томас Стаффорд сказал на пресс-конференции, что полет Союз-Аполлон также и политический аспект. Оказалось, что люди из разных социальных систем, разных культур и идеологий, говорящих на разных языках, могут объединить свои усилия. Встречи в Америке показали, что американский народ, а также советские люди, поддерживает этот вывод.
- Николай Гуровский. Космический аппарат с искусственной гравитации (Nikolai Gurowski. Biosatellit mit künstlicher Gravitation) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 21, №5, 1976 г., стр. 17 в pdf — 132 кб
Космос 782 — это спутник для биологических исследований в космосе. 17 научных институтов из нескольких стран, в том числе США и Франции, участвуют в этом проекте. Спутник, запущенный 25 ноября 1975 содержит более 20 представителей животного и растительного мира: белые крысы, черепахи, икра, семена табака, микроорганизмы, примитивные грибки, и т.д.. Часть помещены в центрифугу и часть вне её. В статье дается справочная информация по некоторым экспериментам. Спутник вернулся 15 декабря 1975. Результаты в настоящее время изучаются за границей и в Советском Союзе.
- Валентина Гагарина. Воспоминания о Юрии Гагарине (Valentina Gagarina, Erinnerungen an Juri Gagarin) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 21, №7, 1976 г., стр. 1, 10-11 в pdf — 2,12 Мб
По случаю 15-летия полета КК Восток-1 жена Гагарина рассказывает некоторые воспоминания о своем муже. Она пересказывает его слова кому придётся первым полететь в космос: "Возможно, мне ..." Несмотря на все предосторожности, риск останется. Но он был счастлив, что выбрали его, что он первый полетел. Он думал, что есть определенная несправедливость в том что он получил всю славу за работу многих других людей. Худший день в его жизни — смерть его друга Сергея Королева. Кто ему не нравился? Валентина Гагарина размышляла над этим вопросом, но не могла найти ответ на него. Некоторые люди потом спрашивали: действительно необходимо было лететь? Они думали о смерти Гагарина. Они должны были бы знать лучше Юрия. Такой вопрос даже не обсуждался. Он сделал все, что планировал. Жить для себя — значит не жить. Все люди хотят сохранить хорошие воспоминания о нем.
Обложка: Модель КК Восток 1 на котором Юрий Гагарин облетел Землю первым. Модель на постоянной выставке в Москве (ВДНХ). Надпись: 12 апреля 1961: начало пилотируемых космических полетов.
На самом деле это не корабль, а РН
- Дополнительная рабочая программа для венерианских зондов (Zusätzliches Arbeitsprogramm für Venussonden) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 21, №8, 1976 г., стр. 22 в pdf — 26 кб
Оригинальные задачи Венеры-9 и -10 были выполнены. Обширная информация об облаках и верхних слоях атмосферы Венеры, а также его взаимодействия с солнечным ветром были собраны. Теперь составлена дополнительная программа.
- Василий Захарько. Глаз нашей планеты (Wassili Sacharko, Das Auge unseres Planeten) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 21, №12, 1976 г., стр. 16-17 в pdf — 1,09 Мб
Новый телескоп-рефлектор имеет зеркало диаметром 6 метров. Он весит 850 тонн. Он будет изучать процессы, особенно внегалактические объекты, которые не могут быть изучены. В то время как телескоп был еще в стадии строительства 16 экспедиций искали лучшее место для него. Наконец на Северном Кавказе была выбрана Пастушья гора. Специальное стекло было разработано для зеркала. Оно должно было остывать два года. Более 15 тысяч карат алмазов понадобилось, чтобы его отполировать. Точность полировки меньше 1 микрона (= 0,001 мм). Следующая проблема — транспорт. Испытание было сделано с объектом тех же размеров. Даже некоторые улицы должны были быть покрыты асфальтом заново. Наконец день, вернее, ночь первого наблюдения наступил, когда мириады звезд изобразились в новом зеркале. Это супер острый глаз теперь направлен на звезды, которые не могут быть замечены в деталях любым другим устройством.
- Салют-5: Космические исследования для земных нужд (Salut 5: Kosmische Forschung zu irdischem Nutzen) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 21, №14-15, 1976 г., стр. 9 в pdf — 115 кб
Союз-21 был запущен 6 июля 1976 года и совершил стыковку с орбитальной станцией Салют-5. Сама космическая станция имеет два стыковочных узла, которые позволили бы присоединить два космических корабля. Другой возможностью является стыковка двух космических станций, которые бы удвоили объем доступного внутреннего пространства до 200 кубометров. Можно предвидеть создание советских многоцелевых станций с экипажами до 10 человек, работающих до трех месяцев. Краткие биографии экипажа Союз-21 (Борис Волынов, Виталий Жолобов) представлены. Рабочая программа ориентирована на экономическую сторону космических исследований: изучение геолого-морфологических объектов на поверхности Земли и атмосферных явлений, а также сбор данных для национальной экономики. Технологические и медико-биологические эксперименты проводились также.
- Алексей Мартынов. Луна-24 вернулась с лунной породой — Салют-5: Всё, как и планировалось — Рукопожатие в космосе: Годовщина эксперимента Союз-Аполлон (Alexej Martynow, Luna 24 mit Mondgestein zurück -— Kondrat Michailow, Salut 5: Genau nach Programm -— Juri Nowokschonow, Handschlag im Weltraum. Zum Jahrestag des Sojus-Apollo-Experiments) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 21, №17, 1976 г., стр. 6-7, 26 в pdf — 431 кб
Возвращаемый модуль Луны-24 приземлился в запланированном районе 22 августа 1976 года. В нем лунные камни с глубины 2 м. В статье описаны события миссии в нескольких предложениях. Автор рассматривает предыдущие успехи советской лунной разведки. Посадочный модуль продолжает свою работу на поверхности Луны. Этот эксперимент доказывает, что приоритеты для космических аппаратов, которые советская наука выбрала для исследования небесных тел оправданы. Стоимость автоматической экспедиции к Луне, составляет не более 5 процентов от пилотируемого полета к Луны. — Советские космонавты Борис Волынов и Виталий Жолобов вернулись на Землю 24 августа 1976 году после успешного выполнения их исследовательской программы за 48 дней в космической станции Салют-5. В статье описывается один из многих экспериментов в деталях, а именно спектроскопическое изучение солнечного ореола. Некоторые замечания также сделаны о биологических экспериментах. — Совместный полет Союз-Аполлон был не только для рукопожатия, но и как сложный технический эксперимент. Результаты все еще анализируются, но уже можно сказать, что задачи были выполнены полностью. Полученный опыт и организационные методы, которые были разработаны для этого полета являются хорошей основой для дальнейшего общего исследования и использования космического пространства в мирных целях.
- Ирина Луначарская. Миссия Союз-22 (Irina Lunatscharskaja, Die Mission von Sojus 22) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 21, №18, 1976 г., стр. 9 в pdf — 106 кб
Союз-22 был запущен 14 сентября 1976. Члены экипажа были Валерий Быковский и Владимир Аксенов. На борту была мультиспектральная камера которая была создана совместно ГДР и СССР. Она была изготовлена народным предприятием Карл Цейс в Йене. Впервые иностранные технологии использовалась на борту советского пилотируемого космического корабля. Около 30 районов были выбраны для исследования. Можно не только определить поверхностные особенности, но и минеральные ресурсы, состояние лесов и почвы, загрязнение рек и озер и т.д. Впервые исследовались из космоса области за пределами Советского Союза — на территории ГДР. Были и другие эксперименты. Краткие биографии членов экипажа представлены в конце.
- Геофизическая ракета (Geophysikalische Rakete) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 21, №21, 1976 г., стр. 16 в pdf — 29 кб
Геофизическая ракета "Вертикаль 4" была запущена 14 октября 1976 г. как часть сотрудничества социалистических стран в области мирного освоения космоса. Ракете, которая достигла высоты 1500 км, была поставлена задача продолжить изучение атмосферы и ионосферы, а также взаимодействие солнечной коротковолновой радиации и земной атмосферы.
- Документы форума "Борьба с загрязнением и космос" (Dokumentation des Forums ’Umwelt und Kosmos‹ (на немецком) «Sowjetunion heute», том 21, №22, 1976 г., стр. 7 в pdf — 778 кб
Форум "Борьба с загрязнением и космос" состоялась в Мюнхене в 1975 году по случаю организации выставки "контроль из космоса за загрязнениями в СССР". Около половины из 64 лекций в настоящее время опубликованы; в основном те, которые вызвали заинтересованность. Эта публикация сообщает, что лекции советских ученых заслуживают литературного перевода. Эти документы были представлены Академией наук СССР, советским обществом дружбы и культурных связей с зарубежными странами и советскими учеными, принявших участие в форуме.
- Астрономы из ФРГ в Москве (Astronomen aus der BRD in Moskau) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 21, №23-24, 1976 г., стр. 2 в pdf — 37 кб
Состоялась рабочая встреча советских и западногерманских астрофизиков и радиоастрономов в Москве. В течение одной недели в конце ноября 1976 были обсуждены совместные проекты: использование советских радиотелескопов западногерманскими учеными и западногерманского радиотелескопа советскими учеными. Создание баз большой длины также было в центре внимания дискуссии: советские и западногерманские радиотелескопы будут использоваться одновременно для наблюдения небесных объектов. После встречи западногерманские ученые посетили радиообсерваторию в Крыму и радиотелескоп РАТАН на Северном Кавказе.
- Воспоминания автора о юности Макса Валье (Walther Amonn, Jugenderinnerungen an Max Valier) (на немецком) «Der Schlern», том 50, №2, 1976 г., стр. 114-115 в pdf — 3,13 Мб
В течение многих лет обсуждается предложение назвать в честь Валье улицу в Больцано. Воспоминания автора восходят ко времени 1910-1915. Его семья владела большим телескопом, которым пользовался Валье для собственных тщательных лунных исследований. Его особенно привлекал на кратер Тикет и его теневые явления. "Валье часто оставался с нами обедать, он сказал моему отцу, что его привлекают автомобилм с ракетными двигателеми. "Валье рассчитывал солнечные и лунные орбиты, которые они не понимали.
Автор только вспомнил, как Валье говорил во время обеда, что всё строится на расчётах. У Валье было мало денег. Однажды Валье предложил приглашать людей для наблюдения в семейный телескоп Амоннов за деньги. Еще отец Амонна жаловался, что у Валье была визитка "Макс Валье, наблюдатель амонновской частной обсерватории". Валье всегда был дерзким и смелым. Когда он получил выговор в армии, то сказал офицеру: "Господин генерал, должен сообщить вам, что я на пути к большим изобретениям, которые могут иметь военное применение." Автор встретил Валье после Первой мировой войны только несколько раз. Валье потерял связь с родным городом, многие люди считают, что он был из Мюнхена. — Одна фотография показывает памятную медаль Валье. Другой показывает телескоп Амонна.
Кажется сомнительным, что Валье говорил о ракетных двигателях уже в 1910-1915.
- Адольф Гитлер, эра авиации и революция в космосе (Adolf Hitler, Das Luft-Zeitalter und die Raum-Revolution) (на немецком) Henry Picker, Hitlers Tischgespräche im Führerhauptquartier, Dritte vollständig überarbeitete und erweiterte Neuausgabe, Stuttgart, 1976, стр. 475-476 в pdf — 1,83 Мб
Пикер взял минутные застольные разговоры Гитлера в его штаб-квартире и опубликовал их после Второй мировой войны в различных изданиях. Один разговор был посвящен эпохе авиации (28 июля 1942). Гитлер ожидал мир, полный самолетов в будущем. Из-за рёва моторов не будут знать, как прекрасен мир был до эпохи авиации. Пикер добавляет некоторые комментарии по памяти (курсивом) о развитии ракет, поскольку он не делал заметки во время разговора по причине безопасности. Гитлер говорил о «космической революции», когда он имел в виду развитие V-2 в Пенемюнде. 7 июля 1943 года он встретился с Вальтером Дорнбергером и Вернером фон Брауном, инженерами V-2, он смотрел цветной фильм о ракете и присвоил звание генерал-майора Дорнбергеру, а фон Брауну профессора. Он лично подписал письма о назначении. Снова и снова он подчеркивал своё восхищение Германом Обертом, который сделал возможным ракету своими научными исследованиями и расчетами. Гитлер был обязан своим знанием ракет "Его старым мюнхенским знакомым" Максом Валье. Гитлер следил за его деятельностью с 1927 года и поддерживал их. Он опубликовал несколько статей о работе Валье в нацистском журнале "Illustrierter Beobachter" в 1929 и 1930, которые также призывали к финансовой поддержке. Гитлер знал идеи Валье о ракетных самолетах и космических ракетах, а также идеи Оберта.
- Новые ретрансляционные спутники (о ИСЗ OSCAR) (на англ.) «Popular mechanics» 1976 г №2 в djvu — 1,90 Мб
- Удивительный поиск жизни на Марсе ("Викинги") (на англ.) «Popular mechanics» 1976 г №6 в djvu — 1,82 Мб
- 7 великов квестов (игр-приключений) человека (на англ.) «Popular mechanics» 1976 г №9 в djvu — 2,76 Мб
Несси, Наска и т.д. — чисто земные загадки, но также включен поиск жизни и Разума во Вселенной.
- Спасение в космосе (на англ.) «Popular mechanics» 1976 г №10 в djvu — 1,11 Мб
- "Мяч для гольфа" в небе предсказывает землетрясения (LAGEOS) (на англ.) «Popular mechanics» 1976 г №11 в djvu — 139 кб
- якобы юмор (на немецком) «Das Magazin» 1976 г. №2 в djvu - 28 кб
- Союз-24: Новый космический эксперимент — Космический полет будет приносить плоды (Sojus 24: Neues Weltraumexperiment -— Michail Tschernyschew, Die Raumfahrt trägt Früchte) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 22, №4, 1977 г., стр. 6, 16-17 в pdf — 378 кб
Союз-24 был запущен 7 февраля 1977 г. Члены экипажа Виктор Горбатко и Юрий Глазков. Они будут продолжать исследования и эксперименты на борту станции Салют-5. Автор задал несколько вопросов специалистам: "Так ли уж необходимо запускать космический корабль зимой?" Он получил ответ: «Космос не знает сезонов». Космические станции, как Салют-5, так и Салют-4 раньше, — летают на орбите Земли в течение нескольких месяцев. Поэтому необходимо иметь всепогодную службу на маршруте Земля — космическая станция в любое время. В статье упоминаются некоторые проблемы, вызванные холодной погодой; в частности влажность в холодном воздухе может повредить чувствительные части ракеты. — В статье представлены специальные выкладки для экономического использования космического полета: дистанционное зондирование. Эксперимент "Радуга" на Союзе-22 прошёл с использованием мультиспектральных камер для фотографирования огромных площадей в оптических и инфракрасных волнах. Одновременно те же районы были изучены на земле и сфотографированы с самолета, чтобы улучшить интерпретацию космических снимков. Некоторые примеры представлены как фотографии могут быть использованы, чтобы ответить на конкретные экономические вопросы.
- Союз-24 завершил миссию (Sojus 24 beendete Mission) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 22, №5, 1977 г., стр. 7 в pdf — 62 кб
Союз-24 совершил стыковку к Салюту-5 и экипаж (Виктор Горбатко и Юрий Глазков) приступил к работе на космической станции. Рабочая программа состояла из исследований земной поверхности и атмосферы, технологических экспериментов, медицинских и биологических исследований и проверки технических бортовых систем. Некоторые эксперименты представлены в деталях. Космонавты вернулись на Землю 25 февраля 1977 после их успешного полета.
- Вслед за Юрием Гагариным (Auf den Spuren Juri Gagarins) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 22, №7, 1977 г., стр. 16 в pdf — 1,58 Мб
Интервью с Алексеем Леоновым по случаю годовщины полета Гагарина. Один из вопросов о будущем космических полетов. Леонов предсказывает города-спутники на орбите от 500 до 700 км. Можно также ожидать создание космической отрасли, которая будет производить фантастические элементы и металлы. И Луна? Она станет научной лабораторией человечества, обсерваторией для сканирования нашей галактики и других галактик. Диверсифицированная промышленность сделает возможной жизнь на Луне. Наиболее вредные производственные заводы могут быть перемещены туда. Пожалуй, можно создать искусственную атмосферу и магнитное поле так, что нормальные условия жизни будут созданы; Луна станет планетой жизни. Это самый практичное место для запуска всех будущих рейсов к планетам. Там будет большой космодром, с которого космические аппараты могут быть запущены в соседние солнечные системы и позже даже в другие галактики.
- Пионер ракетостроения Фридрих Цандер (Raketenpionier Friedrich Zander) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 22, №18, 1977 г., стр. 13 в pdf — 854 кб
Краткая биография Фридриха Цандера. Он заинтересовался ракетостроением после статьи Циолковского, которую его учитель читал в школе. Позже он рассчитывает траектории для межпланетных полетов, особенно на Марс. Он также проводил опыты с ракетными двигателями. Он присоединился к ГИРДу, который был во главе с Королевым в то время. Цандер предложил использовать металлические детали ракеты в качестве топлива. К сожалению, он умер в раннем возрасте в 1933 году, скоро его 90-летний юбилей. Его коллеги продолжили его работу. Через восемь месяцев после его смерти была запущена первая советская ракета на жидком топливе.
- Заря космической эры — Шаги советской космонавтики (Michail Tschernyschew, Der Anbruch des kosmischen Zeitalters — Schritte der sowjetischen Raumfahrt) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 22, №19, 1977 г., стр. 1, 12-13 в pdf — 2,88 Мб
Комментарий по случаю 20-летия запуска первого искусственного спутника Земли. Сергей Королев, которого по праву можно назвать основателем советской космонавтики, подал предложение — уже в 1954 году — запустить искусственный спутник. Он предложил пилотируемый космический полет в апреле 1956 года. Конструирование пилотируемых космических аппаратов началась в 1957 году, что привело к запуску Гагарина 12 апреля 1961 года. В последние 20 лет более 1000 космических аппаратов были запущены, в том числе пять космических станций типа "Салют". Была достигнута договоренность, что космонавты социалистических стран должны участвовать в советских пилотируемых космических полетах. Космическая технология может и должна стать средством для укрепления добрососедских отношений между странами. — Хронология советских успехов в космосе включена.
Надпись из обложке: Памятник космонавтам в Москве.
- Астрономы из Бохума слушали Спутник 1 (Bochumer Astronomen hörten Sputnik 1) (на немецком) «Sowjetunion heute», том 22, №20-21, 1977 г., стр. 30 в pdf — 28 кб
Астрономам-любителям из народной обсерватории в Бохуме [учреждения для образовательных целей] удалось поймать сигналы Спутника-1 в 1957 году. Этот успех принёс им международную известность. Теперь там Институт космических исследований. На церемонии по случаю 20-летия запуска первого искусственного спутника Земли представитель посольства СССР также принял участие. Есть хорошие контакты между Академией наук СССР и Институтом в Бохуме, который получил лицензию на прием и декодирование сигналов советских космических аппаратов.
- Томас Бенкард. Создание материалов - мечты и реальность (Thomas Bencard. Werkstofforschung zwischen Traum und Wirklichkeit) (на немецком) «Das Magazin» 1977 г. №7 в djvu - 585 кб
О новых технологиях в материаловедении (металлический водород и пр.) - в т.ч. примеры сварки, напыления и т.п. на советских кораблях и ОКС
- Хайнц Мачатшек. Является ли наша земля заповедником в космосе? (Heinz Machatscheck. Ist unsere Erde ein Naturschutzpark im Kosmos?) (на немецком) «Das Magazin» 1977 г. №7 в djvu - 651 кб
О братьях наших. По разуму. Инения, гипотезы. Дейникена ругают, Шкловского хвалят, органика в метеорите, межзвёздное послание Дайсона 1974 из Аресибо (он не упомянут). Короче - похоже, что Земля - заповедник.
- Энергостанция на орбите (проект НАСА космической гелиостанции) (на англ.) «Popular mechanics» 1977 г №1 в djvu — 93 кб
- «Popular mechanics» исполнилось 75 лет! (на англ.) «Popular mechanics» 1977 г №1 в djvu — 4,37 Мб
Хроника наиболее удачных репортажей, много страниц посвящено космонавтике
- Супер-радио: очередной шаг за CB (на англ.) «Popular mechanics» 1977 г №1 в djvu — 759 кб
Спутники связи
- Реклама телефона "Motorola CB" (на англ.) «Popular mechanics» 1977 г. №2 в djvu — 526 кб
Подчеркивается наличие аппаратуры фирмы на лунном ровере
- Парусник для встречи с кометой Галлея и другие цели для 80-х (на англ.) «Popular mechanics» 1977 г. №2 в djvu — 1,69 Мб
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 1977 г. №8 (февраль) в pdf - 14,2 Мб
Европейский апогейный РБ для Geos
Исследования для будущих научных проектов
2,4 метровый космический телескоп и участие ЕКА в программе
Инфракрасная астрономия - почему и как?
Авиационное моделирование космического корабля
Проекты в разработке
Политика международных отношений
Европейские разработки в области антенных технологий
Скоординированное использование европейских испытательных установок
Вибрации ракеты-носителя - меры, принятые для предотвращения
'POGO' на РН ЕКА Ариан
Новый головной офис агентства
Научно-технический обзор ЕКА
Доступность публикаций ЕКА и НАСА
Список публикаций ESA и NASA по специальностям
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 1977 г №9 (май) в pdf - 15,2 Мб
Неудачный запуск Geos и спасательная операция
Особые технические характеристики Geos
Geos в Центре всемирного изучения Земной магнитосферы
Старая дисциплина и новый феномен - статика
Электрификация и зарядка космических аппаратов
Механизмы Geos
Электромагнитная чистота
Характеристика спутника Geos
Проекты в разработке
Наземная система Geos
Научная обработка данных для Geos
Кампания Launch
Geosari
Наземные объекты для спутниковых применений в Италии
Публикации ЕКА
- НАСА, «Вояджеры 1 и 2» (NASA, Voyagers 1 and 2) (на англ.) «NASA Press Kit», Release-No. 77-136, 04.08.1977 в pdf - 6,00 Мб
Пресс-подборка содержит справочную информацию о космическом корабле, ракете-носителе, миссии и многое другое для прессы. Первая часть представляет собой краткий общий пресс-релиз. Во второй части представлена техническая информация о миссии. "НАСА запустит два космических аппарата "Вояджер" этим летом [1977 года] для обширной разведки внешних планет. На борту ракеты Titan Centaur "Вояджеры" отправятся из Космического центра Кеннеди во Флориде в десятилетнюю одиссею, которая может привести их к 15 крупным небесным телам. К ним относятся гигантский Юпитер и окруженный кольцами Сатурн, несколько спутников обеих планет и, возможно, Уран. Проводя измерения и делая снимки крупным планом, "Вояджеры" вернут информацию, которая может пролить новый свет на происхождение и раннюю историю Солнечной системы и нашей собственной планеты Земля. (...) После завершения своих планетарных миссий два космических аппарата продолжат полет за пределы Солнечной системы и пересекут границу гелиопаузы (солнечный ветер), которые устремляются наружу от Солнца, проникая таким образом в межзвездное пространство. Космические аппараты "Вояджер" - это усовершенствованные версии аппаратов для исследования планет, которые изучали Меркурий, Венеру и Марс. Новый аппарат весит 825 килограммов. (...) Поскольку количество солнечного света, попадающего на внешние планеты, составляет лишь малую долю от того, что достигает Земли, "Вояджеры" не могут зависеть от солнечной энергии, а должны использовать ядерную энергию - радиоизотопные термоэлектрические генераторы. (...) Каждый "Вояджер" будет использовать 11 приборов, включая радиоаппаратуру космического корабля и изучать планеты, их спутники, кольца Сатурна, магнитные области, окружающие планеты, и межпланетное пространство. Полезная нагрузка прибора составляет 105 кг (...) Телевизионные камеры позволят получить снимки Юпитера и Сатурна в большем разрешении, чем те, что были сделаны с Земли или более ранними космическими аппаратами "Пионер-10" и "Пионер-11". (...) Рассматривается возможность отправки "Вояджера-2" на планету Уран, которая находится в 20 раз дальше от Земли, чем Солнце. (...) Вариант с Ураном будет реализован только в том случае, если первый "Вояджер" достигнет основных целей, связанных с Сатурном, а условия эксплуатации второго "Вояджера" оправдывают дополнительное четырехлетнее путешествие. (...) "Вояджер" - это следующий логический шаг в исследовании системы Юпитера. Кроме того, благодаря детальному исследованию Сатурна, эти космические аппараты предоставят захватывающую перспективу для детального сравнения множества незнакомых миров. (...) Отслеживание и сбор данных будут осуществляться Сетью дальнего космоса (DSN) со станциями в Калифорнии, Австралии и Испании. При столкновении с планетой данные будут передаваться с высокой скоростью через 64-метровую антенную подсеть DSN. Максимальная скорость передачи данных на Юпитере составит 115 000 бит в секунду, на Сатурне - 44 800. (...) Ориентировочная стоимость проекта "Вояджер", без учета ракет-носителей, средств слежения и сбора данных, а также мероприятий по обеспечению полета, составляет 320 миллионов долларов США".
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №1, 09.08.1977 в pdf - 2,38 Мб
"Менее чем через месяц с сегодняшнего дня, примерно 20 августа [1977 года], человек начнет новое путешествие в открытый космос, в поисках ответов на извечные вопросы в небесах. В рамках проекта Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства "Вояджер" два усовершенствованных космических аппарата класса "Маринер" пролетят мимо внешних планет Юпитера и Сатурна и, возможно, Урана, собирая научные данные об этих гигантах и их спутниках, а также о самом межпланетном пространстве. (...) В течение запланированных 8½ лет миссии "Вояджер" соберет данные, возможно, о 15 небесных телах, астероидах и межпланетном пространстве. Хотя основными целями являются планеты Юпитер и Сатурн, их спутники также имеют огромное значение для получения информации о Вселенной, и поэтому план миссии включает в себя изучение по меньшей мере 11 из этих спутников. Существует возможность направить "Вояджер-2" мимо Сатурна к Урану, седьмой планете от Солнца. Прилетев в 1986 году, "Вояджер" впервые смог бы вблизи рассмотреть кольца Урана, только что открытые в начале 1977 года. Сбои в работе подсистемы ориентации и управления движением (AACS) и подсистемы обработки полетных данных (FDS) космического аппарата VGR77-2 ["Вояджер-1"], запуск которого планировался на 20 августа [1977 г.], привели к решению заменить вторым летнымаппаратом. (...) VGR77-3 ["Вояджер-2] теперь космический аппарат будет запущен первым. (...) Измерения веса и центра тяжести, проведенные 25 июня для VGR77-2 и 16 июля [1977] для VGR77-3, включали в себя позолоченную запись "Звуков Земли", которая будет нести послания доброй воли от человека ко Вселенной".
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №2, 16.08.1977 в pdf - 969 кб
"Все элементы проекта приняли участие в практическом обратном отсчете и проверке эксплуатационной готовности 15 августа в рамках подготовки к запуску VGR77-3, который должен был состояться 20 августа [1977 г.]. (...) VGR77-3 был перемещен на стартовый комплекс 41 и соединен с ракетой-носителем Titan/Centaur TC-7 в готовности к запуску 20 августа [1977]. Решение о замене летного аппарата потребовало также проверки радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГов). Поскольку траектория первого запуска включает в себя возможность расширения миссии до Урана, расположенного на расстоянии 19 астрономических единиц от Солнца, более мощные ритэги, ранее установленные на VGR77-2, были удалены и переустановлены на VGR77-3. Запуск VGR77-2 запланирован уже через десять дней после первого запуска (...) Все сотрудники JPL, подрядчики и члены их семей приглашаются посмотреть на запуск "Вояджера" в субботу, 20 августа [1977 г.]. Запуск запланирован на 7:30 утра по Гринвичу [Тихоокеанское летнее время = UTC-7], а лабораторные помещения откроются в 18:30 (...) Главный кафетерий будет работать с 17:30 до 15:00."
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №3, 22.08.1977 в pdf - 1,24 Мб
""Вояджер-2", находящийся на борту ракеты-носителя Titan IIIE/Centaur, стартовал со стартового комплекса 41 Восточного испытательного полигона ВВС (AFETR) на мысе Канаверал, Флорида. Запуск состоялся в 10:29:45 утра по восточному времени [Восточное летнее время = UTC-4], менее чем за пять минут до старта в первый день 30-дневного периода запуска. (...) Платформа science scan, поддерживающая платформу science scan, должна была быть запущена примерно через 53 минуты аппарат был запущен в полет, но первоначальные данные не подтвердили, что стрела выдвинута и зафиксирована. (...) Через двенадцать часов после запуска диспетчеры включили прибор plasma science instrument, расположенный на сканирующей платформе, и использовали его измерения относительно известной оси и направления солнечного ветра (предоставленные Центром космических полетов имени Годдарда), чтобы определить положение научной стрелы. Имеются признаки того, что стрела выдвинута как минимум на 2 градуса в сторону полного раскрытия. (...) Широкоугольная камера подсистемы визуализации может быть активирована для получения серии из трех снимков звездного поля, по которым аналитики смогут более точно определить положение стрелы и платформы. (...) Данные, полученные на земле в первые часы полета, были ошибочными и неполными, но позже стали передаваться более надежные данные. (...) Есть основания полагать, что потери данных были вызваны внешним событием, которое еще предстоит определить, на этапе запуска, а не неисправностью в компьютерных системах. (...) Большинство научных приборов включены и передают данные, что указывает на то, что они находятся в хорошем состоянии. (...) Для миссии "Вояджер" были построены три космических аппарата. Один из них, VGR77-l, был обозначен как пробная испытательная модель (PTM) и подвергся обширным испытаниям в имитируемых условиях глубокого космоса для проверки конструкции и долговечности космического аппарата. VGR77-2 и -3 были обозначены как летные космические аппараты и подверглись менее сложным испытаниям, чтобы приспособить их к реальным условиям дальнего космоса. VGR77-3 стал "Вояджером-2" при старте 20 августа [1977 года]."
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №4, 25.08.1977 в pdf - 1,06 Мб
""Вояджер-2" сейчас находится в небесном путешествии, после того как 24 августа [1977 года] обнаружил звезду Канопус. В настоящее время космический аппарат стабилизирован по трем осям в режиме celestial lock. (...) Рано утром 26 августа [1977 г.] будет проведено специально разработанное упражнение, чтобы точно определить положение научной стрелы и предпринять целенаправленную попытку зафиксировать стрелу на месте, если ее там еще нет. (...) Первый из восьми маневров по коррекции траектории (TCMS), запланированных для миссии, будет проведен 28 августа [1977]. (...) В 11:25 по гринвичу 24 августа космический аппарат испытал еще одно нарушение ориентации, аналогичное тому, которое было отмечено 21 августа [1977 г.] в 2:42 по Гринвичу [Тихоокеанское летнее время = UTC-7], примерно через 18 часов после старта. Диспетчеры полета анализируют записи с данными о помехах и исключили возможность того, что израсходованный двигательный модуль мог столкнуться с космическим аппаратом или что он все еще может находиться поблизости от космического аппарата. В Центре сборки и герметизации космических аппаратов №1 (SAEF 1) Космического центра Кеннеди продолжается проверка космического аппарата VGR77-2 ["Вояджер-1"]. (...) Ракета-носитель TC-6 Titan III E/Centaur была перемещена на стартовый комплекс 41 21 августа [1977 г.] и проходит подготовку к стыковке с VGR77-2. Стартовый комплекс 41 получил лишь минимальные повреждения во время запуска "Вояджера-2" 20 августа [1977 г.]." - К этому бюллетеню добавлено описание ракет-носителей "Титан"/"Кентавр".
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №5, 29.08.1977 в pdf - 1,00 Мб
"Вояджер-2" находится примерно в 8 миллионах километров от Земли и движется со скоростью 10 километров в секунду. (...) До сих пор нет уверенности в том, что научная штанга на борту "Вояджера-2" зафиксирована, но звездные карты, полученные широкоугольными камерами, показывают, что шарнир находится всего в нескольких градусах от фиксации и не должен создавать проблем при маневрировании штангой. (...) "Вояджер-2" передал три изображения вдоль края научной калибровочной пластины 26 августа и 10 снимков звездного поля 27 августа [1977 г.] во время последовательностей, предназначенных для более точного измерения угла развертывания научной стрелы. На этих снимках видно, что шарнир находится в пределах 0,06 градуса от зафиксированного положения. (...) Первый маневр коррекции траектории и калибровка радиопередатчика X-диапазона были отложены на более поздний срок, чтобы позволить диспетчерам сосредоточиться на более насущных потребностях "Вояджера-2" и запуске VGR77.-2 ["Вояджер-1"]. Все научные приборы, кроме одного, были включены. (...) VGR77-2 будет запущен 5 сентября [1977 года] в 8:56 утра по восточному времени [Восточное летнее время = UTC-4] (...) со стартового комплекса 41, Восточного испытательного полигона ВВС, мыс Канаверал, Флорида". - На рисунке показан космический аппарат "Вояджер" в убранном состоянии: ""Вояджер" заключен в оболочку "Центавра", его стрелы и антенны расположены таким образом. Примерно через четыре минуты после запуска "саван" сбрасывается, а через 49 минут начинается развертывание стрелы."
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №6, 1.09.1977 в pdf - 1,10 Мб
"Продолжаются последние приготовления к запуску VGR77-2 ("Вояджер-1") в День труда, 5 сентября [1977 г.]. (...) "Вояджер-1" полетит по более быстрой траектории, чем "Вояджер-2", и прибудет к Юпитеру на четыре месяца раньше своего спутника. Работа обзора Юпитера "Вояджер-1" начнется примерно 15 декабря 1978 года, более чем через 16 месяцев после запуска. (...) Наблюдения Сатурна начнутся в августе 1980 года, а максимальное сближение с планетой произойдет примерно 13 ноября 1980 года. (...) "Вояджер-2" находится в межпланетном полете, и 2 сентября [1977 года] его "уложат спать", чтобы дать возможность диспетчерам сосредоточиться на втором запуске. (...) Все научные приборы, кроме одного, были включены. Ниже приводится краткий отчет о состоянии каждой подсистемы научных приборов: (...)"
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №7, 5.09.1977 в pdf - 1,15 Мб
""Вояджер-1" находится в космическом полете (...) "Вояджер-1" зафиксирован как по Солнцу, так и по своей опорной звезде Канопус, стабилизирован по трем осям и выдает хорошие данные. Все стрелы и антенны развернуты нормально и зафиксированы в нужном положении. Все научные приборы, которые планируется включить на данный момент, включены и работают нормально, за исключением фотополяриметра, который был выключен, чтобы защитить его от нежелательно высокого уровня отражения лунного света ("лунного сияния"). "Вояджер-1", находящийся на борту ракеты-носителя Titan III E/Centaur, стартовал со стартового комплекса 41 на Восточном испытательном полигоне ВВС (AFETR) на мысе Канаверал, Флорида, в 8:56:01 утра по восточному времени [Восточное летнее время = UTC-4], 5 сентября 1977 года (...) Запуск "Вояджера-1" знаменует собой последнее запланированное использование ракеты-носителя Titan III E/Centaur, которая осуществила шесть успешных запусков, в том числе космического корабля "Викинг" к Марсу и "Вояджера-2". "Вояджер-1" оснащен дубликатом "Звуков Земли" с медным покрытием и алюминиевой оболочкой запись, унесённая "Вояджером-2". К 12-дюймовому диску [30,5 см] прилагаются картридж и игла, а также инструкция по воспроизведению записи. В дополнение к поздравлениям на 60 языках мира, звуковому очерку об эволюции нашей планеты и подборке музыки, запись содержит данные, которые можно реконструировать в виде 115 фотографий и диаграмм, 20 из которых цветные. (...) "Вояджер-2" работает в тихом режиме, такая деятельность запланирована примерно до 20 сентября [1977 года], за исключением случайных научных команд".
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №8, 14.09.1977 в pdf - 615 кб
""Вояджер-1", запущенный 5 сентября, выполнил свой первый маневр по коррекции траектории в два этапа 11 и 13 сентября [1977 г.]. (...) "Вояджер-1" перейдет в режим полета 15 сентября, завершив все запланированные действия в околоземном пространстве. Запись видеосъемки Земля-Луна и последовательности оптических навигационных данных запланирована на 16 сентября [1977] с последующим воспроизведением. "Вояджер-2", запущенный 20 августа [1977], продолжает работать в режиме полета, при этом научные команды передаются в режиме реального времени (...) при заранее определенных возможностях. (...) Первый маневр по коррекции траектории "Вояджера-2" запланирован на начало октября [1977 года], через 54 дня после запуска".
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №9, 29.09.1977 в pdf - 1,15 Мб
"Первый маневр по коррекции траектории полета "Вояджера l" (TCM) был выполнен в два этапа 11 и 13 сентября [1977 г.] (...) Анализ данных TCM показывает, что в результате каждой части маневра скорость была на 20% ниже. Предполагаемая причина - попадание сопла двигателя малой тяги на опорные стойки конструкции космического аппарата. (...) Потеря скорости будет компенсирована во время следующего запланированного маневра по коррекции траектории. (...) Оптические навигационные данные и видеоряд Земля-Луна, записанный 18 сентября, будут воспроизведены 7 и 10 октября [1977 года], как запланировано на данный момент. (...) Видеоряд системы Земля-Луна включает в себя снимки, сделанные в 18 различных точках обзора, с использованием каждого из трех цветных фильтров, что позволяет создавать составные цветные фотографии. Научные приборы на борту "Вояджера-1" находятся в хорошем состоянии и работают в соответствии с планом. Данные фотополяриметра анализируются, чтобы лучше понять природу высокого количества фотонов, указывающих на наличие яркого источника света в месте, о существовании которого неизвестно. 23 сентября на "Вояджере-2" произошел сбой в схеме подсистемы полетных данных (FDS), что привело к потере 15 из 243 технических измерений, которые могут быть отправлены на Землю. (...) В настоящее время проводится устранение неполадок и разрабатывается попытка их разблокировки. (...) Первый маневр по коррекции траектории "Вояджера-2" запланирован на 11 октября [1977 г.]." - Кратко описывается система слежения и сбора данных.
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №10, 20.10.1977 в pdf - 1,22 Мб
"Во второй половине этого года [1977] у "Вояджеров" будет возможность изучить недавно обнаруженную комету Колера. (...) Ожидается, что ее ближайшее сближение с "Вояджером-1" произойдет 8 ноября на расстоянии 1,28 а.е., а с "Вояджером-2" 10 ноября [1977 г.] в 1,25 а.е. (...) Оба космических аппарата потребляют больше топлива, чем прогнозировалось. Причины включают в себя столкновение с шлейфом двигателя для коррекции траектории (TCM), реакцию на воздействие солнечного давления при запуске/остановке цифрового магнитофона и движение платформы сканирования. В настоящее время проводятся исследования для определения потребностей в топливе на время полета в сравнении с имеющимся, а также для определения возможных мер по сохранению. (...) "Вояджер" и Helios, управляемый Германией космический проект, который изучает область между Солнцем и Землей, присоединятся к международному сотрудничеству, чтобы воспользоваться преимуществами нового космического проекта. уникальная радиальная ориентация Солнца, космического аппарата "Гелиос", Земли и космического аппарата "Вояджер" для получения данных о связанных с Солнцем полях и явлениях, связанных с частицами. (...) Принц Чарльз, наследник британского престола, посетит Лабораторию реактивного движения 27 октября [1977 года]. Принц, опытный пилот, совершит экскурсию по лаборатории, ознакомится с работой "Вояджера", передаст команду на "Вояджер-2" и свяжется с австралийской станцией слежения. 7 и 10 октября большая часть видеоряда Земля-Луна, записанного 18 сентября [1977 года], была воспроизведена на Землю с бортового магнитофона "Вояджера-1". (...) Фотографии, сделанные в 18 различных положениях наведения с использованием трех цветных фильтров, были отправлены в лабораторию обработки изображений JPL для создания мозаики и объединения наборов в цветные композиты. (...) Предпринята попытка сбросить древовидный переключатель подсистемы полетных данных (FDS) [Voyager 2], который не сработал 23 сентября, был тестирован 10 октября [1977] и оказался неудачным. В настоящее время проблема рассматривается как постоянный аппаратный сбой, и в настоящее время изучаются варианты ее устранения. (...) Первый маневр коррекции траектории (TCM) "Вояджера-2" был выполнен 11 октября [1977 г.], в результате которого была достигнута требуемая коррекция в пределах одного процента". - Далее следует краткое пояснение к Helios: "24,5-килограммовое алюминиевое кольцо с десятью гранями и десятью отсеками для упаковки электроники. (...) В шине расположены электронные узлы, включая три бортовые инженерные вычислительные подсистемы - подсистему полетных данных, компьютерную командную подсистему и подсистему управления ориентацией и шарнирным соединением. (...) Топливный бак, который подает топливо на гидразиновые двигатели для маневрирования по ориентации и коррекции траектории, занимает центральную полость десятиугольника".
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №11, 7.11.1977 в pdf - 1,17 Мб
"Менее чем через месяц оба космических аппарата пересекут орбиту Марса, расположенную на расстоянии половины астрономической единицы от Земли. (...) Второй маневр по коррекции траектории "Вояджера l", направленный на "устранение" небольших неточностей в траектории полета, был выполнен 29 октября. В этой последовательности были учтены неточности наведения и недостаточная скорость, возникшие во время первого маневра по траектории 11 и 13 сентября [1977 г.]. (...) Первый маневр по коррекции траектории, выполненный "Вояджером-2" 11 октября [1977 г.], немного скорректировал точку прицеливания спутника Юпитера Ганимеда. (...) В настоящее время проводится расследование очевидной неисправности шагового двигателя прибора с низкоэнергетическими заряженными частицами (LECP). Никаких попыток наблюдать комету Колера предпринято не будет, поскольку дальнейшие исследования показали, что возможно повреждение оптики камер визуализации. (...) Принц Уэльский Чарльз посетил Лабораторию реактивного движения 27 октября [1977] по своей просьбе. После просмотра полномасштабных моделей марсианского посадочного модуля "Викинг" и космического корабля "Вояджер", а также посещения Центра управления полетами и вычислительного центра принц отправился в операционную зону миссии "Вояджер", где отправил команду на "Вояджер-1", находящийся на расстоянии около 46 миллионов километров. (...) Принц нажал кнопку управления, отправка DC-2A, команды "Вояджера" "включиться", через австралийскую станцию и далее к космическому аппарату. (...) DC-2A управляет космическим аппаратом, позволяя станциям слежения Deep Space Network точно определять расстояние до "Вояджера", устанавливая специальный код замкнутого цикла между землей и космическим аппаратом".
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №12, 29.11.1977 в pdf - 1,20 Мб
""Вояджер-1" сокращает отставание от своего ранее запущенного, но более медленного спутника и скоро обгонит его. На прошлой неделе оба аппарата пересекли орбиту Марса (...) Все научные приборы на борту "Вояджера-1" находятся в хорошем состоянии и при включении работают должным образом. Продолжаются периодические перемещения сканирующей платформы к различным звездам и планетам для проведения экспериментов с фотополяриметром и ультрафиолетовым спектрометром. (...) Колесо анализатора фотополяриметра (PPS) [на "Вояджере-2"] остается в положении 2, но решение проблемы не является неотложным. Очевидной причиной является сбой в микросхеме мультиплексора, которая выбирает положение колеса, и в настоящее время проводится расследование. (...) Для экономии топлива на борту "Вояджера-2" было разработано и реализовано несколько стратегий, и исследования показывают, что его запас достаточен - фактически, его запас составляет 9 килограммов - для обеспечения встречи с Ураном в январе 1986 года". - Часть 2 пояснительных заметок к космическому аппарату посвящена высокому коэффициенту полезного действия. Антенна: "Антенная тарелка, поддерживаемая над шиной трубчатой фермой, представляет собой отражатель, изготовленный из алюминиевой сотовой сердцевины, покрытой с обеих сторон графитовой эпоксидной пленкой, - легкая, но прочная комбинация, позволяющая выдерживать нагрузки при запуске и суровые условия глубокого космоса. (...) Антенна с высоким коэффициентом усиления передает и принимает сигналы на двух частотах: в нижнем S-диапазоне и верхнем X-диапазоне, в то время как антенна с низким коэффициентом усиления передает и принимает сигналы только в S-диапазоне. (...) Зачем нужны все эти комбинации S- и X-диапазонов? Есть несколько соображений. Например, на разных этапах полета требуется различная скорость передачи телеметрических данных; только 64-метровые антенны сети Deep Space Network могут принимать сигналы X-диапазона от космического аппарата." - Таблица: "Соотношение антенн космического аппарата и Земли".
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 1977 г №10 (август) в pdf - 15,7 Мб
Департамент развития технологий ESTEC
Методы и инфраструктура
Задачи и методы технологической исследовательской программы
Централизованная система управления ESA для тестирования электронного контрольно-измерительного оборудования спутниковой связи
Технологические разработки для удовлетворения потребностей завтрашнего дня для высоких спутниковых частот
Внедрение новых технологий в бортовые данные
Управление и стабилизация спутников ЕКА
Тепловые трубки для использования в космосе
Почему механизмы так важны для космического корабля
Европейский центр испытаний космических батарей
Деятельность ESTEC по обеспечению качества продукции
Основные испытания аппаратного обеспечения космических аппаратов в Европе
Проекты в разработке
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 1976 г №7 (ноябрь) в pdf - 18,8 Мб
Вступление
Организация Операционного Центра
Центр управления и контроля космического корабля
Сбор и обработка спутниковых данных
Некоторые аспекты анализа миссии
Спутниковые системы обработки данных о динамике полета
Компьютерные средства ЕКА
Проекты в разработке
Некоторые аспекты разработки прикладного программного обеспечения
Программирование под пристальным вниманием
Распределение обязанностей в рамках ESOC
Основные этапы в истории ESOC
Объекты немецкого Центра космических операций
Esrange - Высокоширотные ракетные и аэростатные исследования управляется шведской космической корпорацией
Доступность публикаций ЕКА и НАСА
Научно-технический обзор ЕКА
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 1977 г №11 (декабрь) в pdf - 15,7 Мб
Введение
Значение Meteosat для метеорологии
Система Метеосат и ее миссии
Организация и управление программой Meteosat
Космический сегмент Метеосат
Фотооборудование Meteosat
Обработка снимков Meteosat
Запуск Meteosat
Группа управления программы Meteosat
Резолюция Совета Европы о европейском космосе
Разрабатываемые проекты
Публикации ЕКА
- 20 дорог, ведущих к концу (света, мира, цивилизации) (на англ.) «Popular mechanics» 1977 г №3 в djvu — 1,64 Мб
- Отрывок из статьи о новых проектах, в т.ч. космический телескоп и др. (на англ.) «Popular mechanics» 1977 г №5 в djvu — 448 кб
- Испытательный стенд для шаттла (на англ.) «Popular mechanics» 1977 г №5 в djvu — 329 кб
- Энергия из внешнего космоса (космич. энергостанции) (на англ.) «Popular mechanics» 1977 г №6 в djvu — 2,30 Мб
- Следующая война будет в космосе? (на англ.) «Popular mechanics» 1977 г №7 в djvu — 1,69 Мб
- Макс Валье. Пионер ракетной техники. 1895 — 1930 (Karl Wieninger, Max Valier. Der Raketenpionier. 1895 — 1930) (на нмецком) Karl Wieninger, Südtiroler Gestalten, Bozen, 1977, стр. 369-382 в pdf — 1,18 Мб
Краткая биография Макса Валье.
- Солнечный парусник к комете Галлея (на англ.) «Popular mechanics» 1977 г №8 в djvu — 165 кб
- Грегори Токати. Советский космос — первые двадцать лет (Gregori Tokaty, Soviet space — the first twenty years) (на англ.) «New Scientist», том 76, 1977 г., стр. 10-13 в pdf — 5,58 Мб
Автор делает обзор о начале и развитии советской космонавтики. Ничего нового в статье нет. Некоторые утверждения, тем не менее, стоит заметить: «Примерно через год, в середине 1948 года, появилась новая, полностью советской конструкции, метеорологическая ракета МР-1 (...) Два года спустя, за ней последовала другая полностью советская конструкция ракеты GFR (...) С такой ракеты собственной разработки в начале 1950-х годов, СССР был уже в состоянии начать перевооружение ракетных дивизий ракетами средней дальности ракетами, которые превосходили ФАУ-2" — " Два аспекта этой важной вехи [запуск первого искусственного спутника Земли] заслуживают особого внимания. Во-первых, это было не "одноразовые" событие, а начало длинной цепи развития с неуклонно возрастающей сложностью (...) Второй аспект: за исключением ФАУ-2, все советские ракеты и
космические корабли были по-настоящему советскими — разработка и производство, запуск и дистанционное управление." — " Было бы, однако, преждевременно заключать, [после лунных посадок "Аполлонов"], что достижения Советского Союза в космосе потеряли своё значение, научную ценность. Правда в том, что советская и американская философии освоения космоса всегда отличалась весьма заметно. Пути развития космонавтики столь различны, что сравнить их не просто. (...) Несомненно, что роботы Луна-16 и Луноход проложили наиболее рациональный путь в завтрашний день исследования дальнего космоса " — Токати не говорит о советской пилотируемой лунной программе, которая была секретом в то время, ни единым словом. Кажется, что у него не было никакого доступа к более подробной информации, чем в официальной прессе, по крайней мере он не раскрывает источники информации. — Автор позицируется в журнале, как "работавший как по советским, так и по американским ракетно-космической программам ". Как уже говорилось ранее, не ясно, какую вклад он действительно сделал.
- Двухэтажные самолёты (самолёты-перевозчики шаттла и др.) (на англ.) «Popular mechanics» 1977 г №12 в djvu — 617 кб
- Фридрих Шмидл. Первые почтовые ракеты в Австрии (Очерки по истории ракетной техники и космонавтики) (на англ.) Труды 3-6 го симпозиумов Истории Международной академии астронавтики, том II, 1977, стр. 107-112 в pdf — 4,09 Мб
- Фриц Сикора. Гвидо фон Пирке — австрийский пионер астронавтики (Fritz Sykora, Guido von Pirquet. Austrian Pioneer of Astronautics (на англ.) Труды 3-6 го симпозиумов Истории Международной академии астронавтики, том I, 1977, стр. 140-155 в pdf — 1,67 Мб
- Ф. Цвикки. На пороге Вселенной (на англ.) Очерки по истории ракетной техники и космонавтики: Труды 3-6 го симпозиумов Истории Международной академии астронавтики, том II, 1977, стр. 325-337 в pdf — 866 кб
Если я правильно понял, статья весьма интересная. Цвикки пишет о своей попытке (неудачной) сотворить искусственные метеорные потоки в 1946 году: "Через десять дней после того как я впервые попробовал запустить искусственный объект в межпланетное пространство с V-2 ракеты из Уайт-Сэндс ... "(с. 325).
Следующая попытка была сделана 16 октября 1957 года: «... на высоте 85 км, через 91 секунду после старта.... Одна ярко светящаяся гранула состоящая в основном из TiC и некоторого количества Al2O3 вылетела со скоростью 15 км/сек, (больше 2-й космической скорости). Этот шарик стал первым рукотворный объектом, запущенным в межпланетное пространство, и стал первый крошечным искусственным спутником Солнца " (с. 332).
Цвикки также предложил терраформинг планет еще в 1948, см. сноску на стр. 333: "План Цвикки сводился к изменению физических условий некоторых из ныне необитаемых тел в Солнечной системе.
- JPL, "Вояджер" - Путешествие к внешним планетам (JPL, Voyager - Journey to the Outer Planets) (на англ.) 1977 г. (JPL SP 43-39) в pdf - 8,71 Мб
Перед запусками двух космических аппаратов "Вояджер" была опубликована хорошо иллюстрированная брошюра с описанием миссии "Вояджер" к Юпитеру, Сатурну и за их пределы. "Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства отправит два космических аппарата, чтобы расширить наши знания о внешней части Солнечной системы - Юпитере, Сатурне, их спутниках и, возможно, даже о дальних уголках космоса. Космический аппарат будет запущен в конце лета 1977 года и пролетит мимо Юпитера в 1979 году. Используя огромную гравитацию большой планеты для ускорения своего полета, "Вояджеры" будут ускоряться к Сатурну, достигая планеты с кольцом в 1980 и 1981 годах. Существует также вероятность того, что один из космических аппаратов посетит Уран в 1986 году. И что дальше, за пределами Сатурна? Оба космических аппарата продолжат полет все дальше от Солнца, исследуя, изучая и занимаясь поиском по мере продвижения. Вдали от Земли они проникнут в галактическое пространство, за пределы влияния Солнца, где будут путешествовать вечно."
Статьи в иностраных журналах, газетах 1978 г.
Статьи в иностраных журналах, газетах 1973-1975 года