вернёмся на старт?
Статьи в иностранных журналах, газетах 1978 г.
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №13, 5.01.1978 в pdf - 2,61 Мб
""Вояджер-1" теперь по праву владеет своим титулом, перехватив лидерство у "Вояджера-2" примерно 15 декабря [1977 года]. "Вояджер-1" сейчас находится дальше как от Солнца, так и от Земли, чем "Вояджер-2", и будет продолжать увеличивать свое преимущество, пока не опередит его на четыре месяца во время встречи с Юпитером в начале 1979 года. (...) Необычный объект был обнаружен во время стандартной калибровки камеры 24 декабря [1977]. Объект, по-видимому, был примерно 30 метров в длину и состоял из девяти четких изображений в линейной последовательности, за которыми следовал более крупный прямоугольный объект. Спектральный анализ этого объекта выявил следы красного бархата и млекопитающих. Кроме того, объект оказался мощным источником радиоизлучения. Оперативная оценка излучаемых частот выявила следующее сообщение: "Хо, хо, Хо... и счастливого Рождества ВСЕМ!" (...) Круиз предоставляет возможность "познакомиться" с космическим кораблем, узнать, как именно он будет работать и реагировать. В рамках этой стратегии "знакомства с вами" в декабре [1977 года] на обоих космических аппаратах были проведены тесты по проверке последовательности. (...) Последовательности проверяют ожидаемые характеристики космического аппарата в тестах, которые невозможно выполнить на Земле перед запуском. (...) Декабрьские тесты по проверке последовательности были сосредоточены в основном на трех областях, представляющих интерес: микрофонике, сканировании отверстий и скорости получения изображений. (...) Во время тестов по проверке последовательности 14/15 декабря [1977], было обнаружено, что фильтра камер визуализации на борту "Вояджера-1" не работают. (...) Источник проблемы не был выявлен. (...) Ожидается, что тесты докажут, что можно внедрить избыточный элемент. (...) "Вояджер-2" завершил тесты проверки последовательности 5, 7 и 8 декабря [1977 г.] без происшествий. (...) На инфракрасном интерферометрическом спектрометре "Вояджер-2" (IRIS) было отмечено значительное снижение чувствительности. За его состоянием будут следить в течение следующих нескольких месяцев". - Часть 3 пояснительных примечаний к подсистемам "Вояджера" посвящена радиоизотопным термоэлектрическим генераторам: "Каждый космический аппарат оснащен тремя радиоизотопными термоэлектрическими генераторами (РИТЭГ), установленными тандемно (встык) на штанге, которая была развернута вскоре после выхода космического аппарата на околоземную орбиту (...) Ритэговые установки преобразуют в электричество тепло, выделяющееся при распаде радиоактивного изотопа плутония-238. Минимальная суммарная мощность, получаемая от трех РИТЭГов, колеблется от примерно 423 Вт в течение нескольких часов после запуска до 384 Вт после того, как космический аппарат пролетит мимо Сатурна. (...) Питание от РИТЭГов поддерживается постоянным током в 30 вольт с помощью шунтирующего регулятора."
- НАСА, Земля и Луна в одном кадре (NASA, Earth and Moon in a single frame) (на англ.) 10.01.1978 в pdf - 1,69 Мб
Лаборатория реактивного движения НАСА опубликовала цветную фотографию 10 января 1978 года с подписью: "Это изображение Земли и Луны в одном кадре - первое в своем роде, когда-либо сделанное космическим аппаратом, - было сделано 18 сентября 1977 года аппаратом НАСА "Вояджер-1", когда оно составляло 7,25 миллиона милях (11,66 миллиона километров) от Земли. Луна находится в верхней части снимка и находится за пределами Земли, если смотреть с "Вояджера". На снимке изображены Восточная Азия, западная часть Тихого океана и часть Арктики. "Вояджер-1" находился непосредственно над горой Эверест (на ночной стороне планеты, на 25 градусе северной широты), когда был сделан снимок. Фотография была сделана на основе трех снимков, сделанных с помощью цветных фильтров, а затем обработанных в Лаборатории обработки изображений Лаборатории реактивного движения. Поскольку Земля во много раз ярче Луны, Луна была искусственно увеличена в три раза по сравнению с Землей с помощью компьютерной обработки, чтобы на снимках были четко видны оба небесных тела."
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №14, 16.01.1978 в pdf - 985 кб
"Этот снимок Земли и Луны в форме полумесяца - первый в своем роде, когда-либо сделанный космическим аппаратом, - был сделан 18 сентября 1977 года "Вояджером-1", когда он находился на расстоянии 11,66 миллиона километров от Земли". - Комментарий Карла Сагана: "Мы погрузили наши корабли в космический океан. Воды здесь мягкие, и мы научились плавать под парусом. Мы больше не привязаны к нашему уединенному острову... Земля!" - Пояснение к рисунку: "На этом эскизе миссии показаны запланированные этапы полета от Земли до Юпитера для обеих миссий; даты и время указаны для "Вояджера-1"."
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №15, 21.02.1978 в pdf - 1,55 Мб
"В график фазы полета "Вояджера-1" от Земли к Юпитеру были внесены два изменения. Второй маневр по коррекции траектории, ранее запланированный на июнь 1978 года, теперь будет выполнен в сентябре 1978 года. Кроме того, начало сбора данных обсерваторией Юпитера было перенесено на 4 января 1979 года, чтобы дать персоналу возможность отдохнуть во время зимних каникул (...) Маневр по наведению на цель запланирован на 7 марта [1978 года]. Цель маневра - откалибровать камеры визуализации, фотополяриметр и инфракрасный интерферометрический спектрометр, установленные на сканирующей платформе на вершине научного бума". - Часть 4 пояснительных примечаний к космическому аппарату и его подсистемам относится к исследованию космических лучей: "В ходе исследований будет проведен анализ, по крайней мере увеличиваются расстояния от Солнца, энергетические спектры и элементный состав всех ядер космических лучей - от водорода до железа - в диапазоне энергий примерно от 1 миллиона до 500 миллионов электрон-вольт. (...) Каждый эксперимент "Вояджер" по изучению космических лучей, проводимый примерно на полпути к "научному буму", состоит из семи стационарных телескопов: четырех одноконцовых телескопов с низким энергопотреблением, двух двухконцовых телескопов с высоким энергопотреблением и одного электронного телескопа. Во всех них используются массивы твердотельных детекторов, кремниевые пластины различной толщины (от 35 микрон до 6 миллиметров) и площади (от 2,8 до 9,6 квадратных сантиметров), каждая из которых вырезана из тщательно выращенных чистых кристаллов. На поверхности полупроводниковых пластин нанесены различные электропроводящие металлы (алюминий, золото или литий), придающие им сенсорные свойства. Энергия, масса и направление каждой входящей частицы определяются количеством детекторов, через которые она проходит, электрическим зарядом, который она накапливает, и тем, в какой телескоп она попадает. (...) Корпус прибора весит 7,25 килограмма, имеет размеры примерно 20 х 30,5 х 25 сантиметров и потребляет 5,2 ватта энергии".
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №16, 1.03.1978 в pdf - 1,06 Мб
"Временная приостановка всей деятельности космических аппаратов, кроме основной, была направлена на то, чтобы все внимание можно было сосредоточить на понимании нескольких новых проблем с космическими аппаратами и на соблюдении графика подготовки к сближению с Юпитером. На борту "Вояджера-1" расследуется несколько проблем, включая отмену научного маневра cruise 17 февраля [1978], снижение чувствительности плазменного прибора и проблему с маневрированием сканирующей платформы. Команды Tiger* в настоящее время анализируют проблемы, чтобы понять их и их последствия. (...) "Вояджер-2" преподнес не совсем неприятный сюрприз, когда было обнаружено, что заклинившее колесико анализатора фотополяриметрического прибора, по-видимому, отклеилось и стало работоспособным. Колесо, застрявшее вскоре после запуска, по-видимому, работает нормально, но необходимы дальнейшие исследования, прежде чем можно будет сделать вывод о том, что прибор снова работает нормально. Почти в то же время колесо фильтра начало работать нестабильно, и в настоящее время прибор отключен до тех пор, пока не будут поняты эти последние изменения"."Временная приостановка всей деятельности космических аппаратов, кроме основной, была направлена на то, чтобы все внимание можно было сосредоточить на понимании нескольких новых проблем с космическими аппаратами и на соблюдении графика подготовки к столкновению с Юпитером. На борту "Вояджера-1" расследуется несколько проблем, включая отмену научного маневра cruise 17 февраля [1978], снижение чувствительности плазменного прибора и проблему с маневрированием сканирующей платформы. Команды Tiger* в настоящее время анализируют проблемы, чтобы понять их и их последствия. (...) "Вояджер-2" преподнес не совсем неприятный сюрприз, когда было обнаружено, что заклинившее колесико анализатора фотополяриметрического прибора, по-видимому, отклеилось и стало работоспособным. Колесо, застрявшее вскоре после запуска, по-видимому, работает нормально, но необходимы дальнейшие исследования, прежде чем можно будет сделать вывод о том, что прибор снова работает нормально. Почти в то же время колесо фильтра начало работать нестабильно, и в настоящее время прибор отключен до тех пор, пока не будут поняты эти последние изменения".
* команда tigter = команда специалистов, собранная для работы над конкретной целью или для решения конкретной проблемы.
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №17, 24.03.1978 в pdf - 1,03 Мб
"Платформа научного сканирования Voyager 1, работающая на пониженной передаче для получения максимального крутящего момента, успешно прошла два отдельных испытания. Платформа, которая замедлилась до полной остановки во время изменения азимута 23 февраля, была успешно перемещена 17 марта и снова 23 марта [1978]. Руководители проекта выражают осторожный оптимизм в отношении того, что запланированная эксплуатация платформы на станции Jupiter encounter будет осуществима. (...) Характеристики плазменного прибора продолжают ухудшаться, и за ними ведется тщательный мониторинг. 17 февраля [1978 г.] чувствительность основного детектора прибора значительно снизилась. В начале марта были замечены дальнейшие изменения, и теперь кажется, что это повлияет на цели, связанные с столкновением с Юпитером, а также на измерения во время полета. (...) "Вояджер-2" спокойно совершает полет, выполняя обычную калибровку приборов. 7 марта [1978 г.] был успешно выполнен целевой маневр для калибровки приборов сканирующей платформы. (...) Оба космических аппарата сейчас находятся ближе к Юпитеру, чем к Земле, на расстоянии прямой линии."
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №18, 7.04.1978 в pdf - 789 кб
"Сканирующая платформа "Вояджер-1" перемещалась в районе "предпочтительной для науки позиции", выполняя управляемые с земли последовательности маневров, которые осуществляли различные направления, величины и скорости движения. Предпочтительное для науки положение - по азимуту 235 градусов и высоте 115 градусов - является наиболее благоприятным положением для платформы при столкновении с Юпитером, если позднее она не сможет реагировать на команды, как это произошло 23 февраля [1978]. (...) Основной радиоприемник "Вояджера-2", по-видимому, вышел из строя, а в резервном приемнике может быть неисправен конденсатор контура слежения, что может сделать связь с кораблем чрезвычайно слабой. (...) Нормальная навигация зависит от двустороннего доплеровского сигнала, но сбои в работе приемника, вероятно, потребуют использования альтернативной навигации техники." - На рисунке показано положение обоих космических аппаратов и Юпитера по состоянию на 10 апреля 1978 года: "Оба космических аппарата сейчас находятся ближе к Юпитеру, чем к Земле".
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №19, 13.04.1978 в pdf - 1,02 Мб
"Недельная аварийная ситуация с "Вояджером-2" началась 5 апреля [1978 года], когда резервный приемник показал, что у него возникли проблемы с приемом команд, а основной радиоприемник космического аппарата вышел из строя. В том случае, если космический аппарат не получает команды в течение семи дней, он автоматически переключается на резервный приемник. Этот семидневный период закончился рано утром в четверг [13.04.1978], что позволило отправить "Вояджеру-2" 9-часовую последовательность команд. Очевидный выход из строя конденсатора контура слежения резервного приемника означает, что приемник больше не может нормально отслеживать изменение частоты сигнала. Сложность в этом заключается в том, что частота сигналов с Земли изменяется главным образом из-за эффекта Доплера, вызванного вращением Земли. Поэтому инженеры космических аппаратов должны определить частоту, на которой работает приемник, а затем вычислить частоту, на которой станция Дальнего космоса должна осуществлять передачу, чтобы отправить команду. (...) Первая команда, отправленная после того, как "Вояджер-2" переключился на свой резервный приемник сегодня [13.04.1978], была передана в диапазоне повышающихся частот, поскольку диспетчеры пытались определить частоту, на которую настроен приемник. Более поздние команды были переведены на эту частоту. (...) С тех пор, как неделю назад была объявлена аварийная ситуация с космическим аппаратом, "Вояджер-2" непрерывно отслеживался гигантскими 64-метровыми антеннами DSN [Deep Space Network]. Это было достигнуто в сотрудничестве с проектами "Викинг", "Пионер" и "Гелиос", которые также отслеживаются DSN. Только 64-метровые антенны могут принимать маломощные сигналы S-диапазона, которые космический аппарат передавал на прошлой неделе. Представители миссии настроены весьма оптимистично в отношении того, что "Вояджер-2" сможет достичь своих целей. (...) Активность на "Вояджере-1" была спокойной, поскольку все усилия были сосредоточены на его родственном корабле. (...) Оба космических аппарата приближаются к центру пояса астероидов, который находится между орбитами Марса и Юпитера."
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №20, 4.05.1978 в pdf - 527 кб
"Разработана и в настоящее время тестируется правдоподобная модель зависания сканирующей платформы Voyager 1. (...) Твердотельный усилитель (SSA) S-диапазона Voyager 1, работающий в режиме высокой мощности, начинает демонстрировать характеристики деградации, аналогичные тем, которые ранее наблюдались на Voyager 2. Переход на усилитель на лампе бегущей волны S-диапазона (ЛБВВ) был осуществлен 10 мая [1978 г.]. 26 апреля была произведена штатная загрузка компьютера CCS Voyager 2. Этот груз содержал последовательность выполнения маневра по коррекции траектории 3 мая [1978]. Уникальность этой нагрузки заключалась в том, что она была выполнена безупречно, с использованием новых технологий, разработанных для управления космическим кораблем, несмотря на то, что у него остался один поврежденный приемник. Эти методы включают в себя прогнозирование частоты покоя генератора, управляемого напряжением космического аппарата (VCO), и программирование частоты, передаваемой с земли, таким образом, чтобы она соответствовала примерно 50 Гц. К счастью, космические станции размером 64 метра, имеют возможность программировать частоту восходящей линии связи, что ранее не планировалось для "Вояджеров"; в настоящее время такая же возможность планируется для всех станций".
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №21, 27.06.1978 в pdf - 950 кб
"Ограничения на поворот сканирующей платформы Voyager l были устранены после успешного тестирования в полете. В ходе испытаний, продолжавшихся три дня подряд (с 31 мая по 2 июня [1978 г.]), платформа прошла через область, в которой она зависала в феврале, без каких-либо зависаний в проблемной зоне (...) Плазменный прибор Voyager l снова работает нормально после серии тестов, проведенных в середине мая [1978]. (...) 23 июня [1978] на "Вояджер-2" была передана последовательность выполнения резервной миссии. Эта компьютерная программа предназначена для обеспечения, по крайней мере, минимального возврата миссии в случае потери связи из-за отказа оставшегося приемника когда-нибудь в будущем. Основной приемник "Вояджера-2" вышел из строя 5 апреля [1978 г.], в результате чего у космического аппарата остался только один приемник, и в случае его выхода из строя не было возможности обратиться за помощью". - В этом выпуске представлены несколько узкоугольных снимков Юпитера с расстояния 295 миллионов километров, сделанных "Вояджером-1". Они все еще хуже, чем лучшие земные фотографии.
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №22, 25.07.1978 в pdf - 2,48 Мб
"В этом месяце "Вояджер-1" и "Вояджер-2" взяли небольшой перерыв, поскольку Земля и космический корабль вошли в солнечное соединение. В течение примерно двух недель для каждого космического аппарата угол обзора зонда Солнце-Земля (SEP) составлял менее ±5 градусов, и никакие команды, которые могли бы изменить состояние космического аппарата, невозможны." - Часть 5 пояснительных примечаний к космическому аппарату и его подсистемам посвящена исследованию магнитных полей: "Четыре магнитометра на борту каждого "Вояджера" будут собирать данные о планетарных магнитных полях Юпитера, Сатурна и, возможно, Урана - спутников этих планет; взаимодействие солнечного ветра и спутников с этими планетарными полями, а также с межпланетным магнитным полем. Если мы все еще поддерживаем связь с космическим аппаратом, когда он проходит за орбитой Плутона и покидает пределы нашей Солнечной системы, приборы также могут передавать информацию о состоянии межзвездной среды. (...) Каждый космический аппарат оснащен двумя магнитометрами для одновременного получения данных и исключения из измерений небольшого, но все более важного магнитного поля самого космического аппарата. (...) в эксперименте используется как система с низким, так и с высоким уровнем поля. Каждая система содержит два идентичных трехосных магнитометра с флюксгеймом. (...) Чтобы максимально изолировать магнитометры низкого напряжения от собственного магнитного поля космического аппарата, приборы расположены на 13-метровой штанге, которая была тщательно упакована в алюминиевую коробку на этапе запуска, а затем выдвинута на полную длину во время нахождения на опорной орбите. (...) С добавлением электроники общий вес эксперимента составляет 5,6 килограмма, а максимальная потребляемая мощность - 2,2 Вт".
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №23, 5.09.1978 в pdf - 1,00 Мб
"Прошел целый год с тех пор, как "Вояджеры" отправились исследовать космический океан, и, хотя плавание не всегда проходило гладко, корабли в настоящее время исправны и функционируют хорошо. Это был насыщенный этап круиза. Несколько приборов на борту "Вояджера-1" уже установили контакт с первым крупным островом - Юпитером, в то время как другие продолжают брать пробы межпланетной среды. Система визуализации вернула несколько серий фотографий Юпитера и различных звезд в хорошем разрешении, а эксперимент по планетарной радиоастрономии (PRA) позволил "разглядеть" планету-гигант в шумах радиочастотного спектра. (...) Однако основными задачами в течение нескольких месяцев полета были многочисленные тесты и калибровки, направленные на обеспечение наилучшей научной отдачи от периодов встреч. (...) Все ограничения на поворот сканирующей платформы "Вояджера-1" были устранены после испытаний, проведенных в конце мая - начале июня [1978] не обнаружил никаких нарушений при перемещении по району, в котором платформа остановилась в конце февраля [1978 года]. Предполагаемой причиной этой проблемы является мусор, первоначально обнаруженный на выходной передаче, а затем на предпоследней передаче. Предполагается, что обломки были раздавлены шестеренками, и дальнейших трудностей не ожидается. (...) Из первоначальных 105 килограммов гидразина "Вояджер-1" за прошедший год израсходовал почти 13 килограммов, осталось около 92 килограммов. (...) "Вояджер-2" израсходовал около 10 процентов своего топлива, или около 11 килограммов. Осталось девяносто четыре килограмма."
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №24, 2.10.1978 в pdf - 1,48 Мб
""Вояджер-1" успешно преодолел зону пояса астероидов 8 сентября 1978 года, а "Вояджер-2" завершит свой пролет 21 октября. (...) В напряженный месяц "Вояджера-1" также было проведено первое из трех важных демонстрационных испытаний, предназначенных для проверки как космических аппаратов, так и наземных систем в условиях сближения. Все прошло гладко, за исключением незначительных проблем с программным обеспечением. (...) 13 сентября [1978 года] были проведены тесты для изучения возможности связи с "Вояджером-2" через его планетарный радиоастрономический прибор (PRA) в качестве резервной копии оставшегося командного приемника. (...) Испытания показали, что приемник PRA может работать на этой частоте, хотя сигнал слабый (...) Требуются дальнейшие исследования, поскольку этот метод связи с космическими аппаратами будет обеспечивать гораздо более низкую скорость передачи данных и потребует масштабного перепрограммирования космического аппарата". - Часть 6 пояснительных заметок к космическому аппарату и его подсистемам посвящена планетарной радиоастрономии: "Одна из целей эксперимента по планетарной радиоастрономии (PRA) - доказать или опровергнуть существование молний (катализатора для формирования жизни) на планетах с атмосферами. (...) PRA будет измерять километровое, гектометровое и декаметровое планетарное радиоизлучение в диапазоне низких частот от 1,2 килогерц (кГц) до 40,5 Мегагерц (МГц). (...) В течение десяти дней после запуска PRA имел возможность наблюдать километровое излучение Земли во время передачи данных космическим аппаратом. с высокой скоростью передачи данных. Впервые была измерена поляризация Земли в диапазоне частот от 100 до 300 кГц. (...) Поляризация планетарного радиоизлучения может быть использована для обнаружения присутствия планетарных магнитных полей даже на больших расстояниях от планеты. Измерения PRA могут позволить определить напряженность планетарного магнитного поля с точностью до порядка величины. (...) С момента запуска в 1977 году PRA зафиксировал несколько сотен вспышек на Солнце".
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №25, 25.10.1978 в pdf - 1,36 Мб
"Вторая из трех демонстраций возможностей "Вояджера-1" была успешно проведена 9 и 10 октября [1978 года]. Тест, состоящий из двух частей, включал в себя выполнение начальной части последовательности сближения и проверку алгоритма автоматического включения ультрафиолетового спектрометра подсистемы полетных данных. (...) IRIS [инфракрасный интерферометрический спектрометр Voyager 2] будет контролироваться, чтобы определить, потребуется ли в будущем нагрев для поддержания улучшенных характеристик. Аналогичный прогрев радужной оболочки глаза "Вояджера-1" начался 24 октября [1978 года] в попытке устранить аномалии, впервые отмеченные в июле 1978 года." - Часть 7 пояснительных записок к космическому аппарату и его подсистемам посвящена исследованию заряженных частиц низкой энергии (LECP): "Согласно LECP, частицы с низкой энергией движутся со скоростью от 2400 до 28 000 километров в секунду, в отличие от частиц с высокой энергией, движущихся со скоростью света (300 000 километров в секунду). километров в секунду. (...) Две системы датчиков прибора LECP позволят проводить измерения как во время длительных межпланетных полетов, так и во время встреч с самими планетными системами. Чрезвычайно широкий динамический диапазон в сочетании с широким спектром энергий и видов частиц позволит охарактеризовать практически все среды, в которых находятся частицы с высокой энергией, которые "Вояджер" пересекает. (...) Важной задачей LECP будет установление морфологии магнитосфер Сатурна и Урана, включая головную ударную волну, магнитную оболочку, хвост магнитного поля, захваченное излучение, и взаимодействия спутников с энергичными частицами. (...) После Солнца Юпитер является единственным в Солнечной системе самым мощным источником радиоизлучения в электромагнитном спектре. Причины этого до конца не изучены, но могут быть связаны с очевидным сильным взаимодействием между магнитосферой Юпитера и галилеевым спутником Ио. (...) Расположенный на научной штанге, LECP состоит из двух твердотельных детекторных систем, установленных на вращающейся платформе для обеспечения полного охвата неба. Анализатор низкоэнергетических магнитосферных частиц (LEMPA) будет использоваться в основном для наблюдений магнитосферы вблизи целевых планет. (...) Телескоп частиц низкой энергии (LEPT) содержит пятнадцать твердотельных детекторов, предназначенных для измерения распределения заряда и энергии ядер низкой и средней энергий в межпланетной среде и внешних областях планетарных меганосфер".
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №26, 17.11.1978 в pdf - 1,49 Мб
"Характеристики инфракрасного интерферометрического спектрометра [Voyager 1] (IRIS) значительно улучшились в результате 54-часового прогрева, начатого 24 октября [1978 г.]. (...) Последний из трех демонстрационных тестов в полете [для Voyager 2], тест на многократную скорость передачи данных, был запущен 14 ноября [1978]. В ходе 12-часового теста 2-часовая последовательность с различными режимами и скоростями передачи данных была повторена шесть раз. (...) В течение периода сближения космический аппарат будет часто менять скорость и режимы, чтобы собрать как можно больше информации. Цель испытания состояла в том, чтобы ознакомить наземный персонал с характером изменения скорости передачи сигналов космического аппарата во время сближения." - Часть 8 пояснительных заметок к космическому аппарату и его подсистемам была посвящена исследованию плазменных волн: "Источниками плазмы являются Солнце, а также сами планеты и, возможно, некоторые из спутников. Плазма низкой плотности необычна и в других отношениях: обычные столкновения между ионами не имеют значения, а отдельные ионы и электроны взаимодействуют с остальной плазмой посредством испускания и поглощения волн. Эти локализованные взаимодействия между волнами и частицами в значительной степени управляют динамикой всей плазменной среды, и аппарат Voyager plasma wave investigation (PWS) обеспечит первые измерения этих явлений на внешних планетах. (...) PWS измеряет составляющую электрического поля в диапазоне частот от 10 до 56 000 Герц (Гц). Для сравнения, магнитометр Vogager измеряет магнитные векторы электромагнитных плазменных волн частотой менее 10 Гц, в то время как планетарный радиоастрономический прибор измеряет волны частотой более 56 кГц. (...) Некоторые из эффектов, которые предстоит изучить, включают нагрев частиц солнечного ветра на внешних ударных волнах планеты (линия взаимодействия между солнечным ветром и планетарными магнитосферами), ускорение частиц солнечного ветра, которые создают высокоэнергетическое поглощенное излучение, и поддержание границ между вращающимися внутренними магнитосферами и солнечным ветром, обтекающий планеты. Другой целью является изучение влияния корпускулярно-волновых эффектов на взаимодействие между внутренними спутниками больших планет и их быстро вращающимися магнитосферами. (...) Обнаружение грозовых разрядов в атмосферах Юпитера и Сатурна также было бы очень важным. Исследования плазменных волн будут направлены на поиск слышимых "свистящих" сигналов, которые попадают в магнитосферу от таких разрядов. (...) Прибор фактически будет воспроизводить "звуки" низкочастотных волн в плазме, окружающей космический аппарат. Некоторые из этих волн могут быть вызваны системой питания космического аппарата, пусковыми двигателями или другими приборами на борту корабля. (...) PWS использует две 10-метровые антенны планетарного радиоастрономического эксперимента, но использует их совершенно по-другому, как сбалансированный электрический диполь, а не как пару ортогональных монополей".
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №27, 6.12.1978 в pdf - 1,50 Мб
"Всплеск активности в начале декабря завершит период испытаний и тренировок летной группы, за которым последует двухнедельный период низкой активности на борту космического корабля, чтобы дать членам летной группы передышку, прежде чем 4 января 1979 года начнутся серьезные операции Encounter с этапом обсерватории. (...) В ноябре [1978 года] проект "Вояджер" приобрел новый космический аппарат, но это имитатор, и все его действия имитируются, поскольку он используется для испытаний и тренировок. (...) К чему такая сложная "игра"? Проблемы с космическим аппаратом "имитатор" стимулируют использование процедур восстановления и тактики привлечения ресурсов для решения проблем. Моделируются всевозможные аномалии: антенны начинают смещаться с места, сильный ветер внезапно вынуждает смоделированные станции смещаться, что ставит под угрозу воспроизведение важных данных, ключевые приборы по непонятным причинам выходят из строя. Все это может произойти по-настоящему в любое время дня и ночи, и поэтому летная команда готова справиться с любыми непредвиденными обстоятельствами. Ничто не должно пойти не так во время критического периода сближения в марте [1979 г.]". - Часть 9 пояснительных заметок к космическому аппарату и его подсистемам посвящена радиотехнике: "Та же радиосистема, которая обеспечивает слежение и связь с "Вояджером", будет использоваться для исследования планетных систем и межпланетного пространства. Измерения радиоволн "Вояджера" позволят получить информацию о гравитационных полях и атмосферах планет и их спутников, кольцах Сатурна, солнечной короне и общей теории относительности. (...) Например, гравитационные поля планет и спутников будут воздействовать на космический аппарат, изменяя его скорость и, следовательно, частоту радиосигнала. Плотность массы спутников и внутренние структуры планет могут быть рассчитаны на основе наблюдаемых воздействий на космический аппарат. Когда космический аппарат движется позади небесного тела, если смотреть с Земли (это называется затемнением), радиоволны, исходящие от космического аппарата, проходят через атмосферу и ионосферу этого тела на своем пути к Земле. Изменения характеристик сигнала в течение этих периодов дадут информацию о вертикальной структуре атмосферы, ионосфере, облаках, турбулентности и, возможно, погоде. (...) Когда радиосигналы проходят через атмосферу планеты, профили относительной температуры и давления газов на различных расстояниях от поверхности изменяются и будет скомпилированы. Эти и другие данные могут быть использованы для определения количеств различных элементов в атмосфере по сравнению друг с другом (коэффициенты распространенности). (...) В радиотехническом приборостроении используется новая бортовая стабилизированная опорная частота, известная как сверхстабильный генератор (USO). По сравнению с предыдущими космическими радиосистемами, USO делает "Вояджер" менее чувствительным к температурным и электрическим изменениям, а также к радиационному воздействию. USO сконструирован таким образом, чтобы обеспечить максимальную стабильность частоты в течение периода от 1 секунды до 10 минут."
- Бюллетень о ходе миссии "Вояджер" (полностью) (на англ.) «Voyager Mission Status Bulletin», №28, 15.12.1978 в pdf - 2,88 Мб
"В последние недели полета "Вояджера-1" операции миссии были бурными, чередуя важнейшие калибровки и тесты с обзорами оценки готовности проекта. 10-11 декабря [1978 г.] 20-часовая последовательность двух оборотов планеты-гиганта позволила получить захватывающие снимки, которые будут использованы при выборе интересных объектов для дальнейшего изучения во время встречи. (...) Затем последуют две недели относительного затишья, а затем, 4 января 1979, начнется фаза обзора "Вояджер l". Второй космический аппарат в течение месяца проводил спокойную работу, практически не проявляя активности, если не считать периодических калибровок приборов." - Часть 10 пояснительных примечаний к космическому аппарату и его подсистемам посвящена исследованию плазмы: "Плазма, движущаяся со сверхзвуковой скоростью (в среднем 400 км/с), распространяется от Солнца во всех направлениях, образуя солнечный ветер. (...) Плазменный эксперимент "Вояджера" (PLS), одно из множества исследований полей и частиц, будет измерять свойства плазмы, включая скорость, плотность и температуру, в широком диапазоне направлений потоков как солнечного ветра, так и магнитосферы. (...) Во время межпланетного полета основная научная цель состоит в том, чтобы изучить свойства и радиальную эволюцию солнечной плазмы. (...) На Юпитере экспериментальная группа PLS изучит взаимодействие солнечного ветра с Юпитером; источники, свойства, форму и структуру магнитосферной плазмы Юпитера; и взаимодействие магнитосферной плазмы с галилеевыми спутниками Юпитера. (...) На Сатурне особое внимание будет уделено взаимодействию плазмы с планетой и ее спутниками, особенно с Титаном. Пока не ясно, находится ли орбита Титана в пределах плазменной оболочки магнитосферы Сатурна или за ее пределами, оставляя за собой "след" в плазме солнечного ветра. (...) Во время встречи "Вояджера-1" с Юпитером давление солнечного ветра на Юпитере и размер магнитосферы Юпитера могут измениться. предсказано на основе данных, полученных "Вояджером-2". Таким образом, сравнение данных PLS с обоих космических аппаратов во время первого сближения с Юпитером однозначно покажет, как магнитосфера Юпитера реагирует на изменения в набегающем солнечном ветре. (...) PLS использует две системы детекторов; одна направлена на Землю, а другая - под прямым углом к линии Земля - космический аппарат. (...) Направленный на Землю детектор измеряет положительные ионы в диапазоне от 10 до 5950 вольт и охватывает широкий диапазон возможных скоростей потока плазмы - от дозвуковых до сверхзвуковых потоков. (...) Второй детектор использует одну обычную чашу Фарадея [состоящую из коллектора, нескольких решеток и одного или нескольких отверстий, которые определяют поле зрения], направленную перпендикулярно системе, ориентированной на Землю, и просматривает 1/12 всего неба. Он измеряет как положительные ионы, так и электроны в диапазоне от 10 до 5950 электрон-вольт. При повороте космического аппарата этот детектор будет сканировать небо от полюса до полюса. (...) прибор весит около 9,9 килограмма и потребляет около 8 ватт энергии."
- Цель: разбить самолёт (на англ.) «Popular mechanics» 1978 г. №4 в djvu — 617 кб
НАСА занимается не только космосом. Статья о разработке НАСА наиболее безопасных при авиакатастрофах кресел.
- Наш следующий шаг в космосе: фактории невесомости и минирование астероидов (на англ.) «Popular mechanics» 1978 г №6 в djvu — 1,91 Мб
- номер полностью (репринт) (на англ.) Удалено по требованию редакции «Spaceflight» 1978 г. №1 в pdf — 11,8 Мб
Цензура вырезала 2 страницы (129-130)
- номер полностью (репринт) (на англ.) Удалено по требованию редакции «Spaceflight» 1978 г. №2 в pdf — 9,86 Мб
1 статья — Names of US manned spacecraft (на англ.) Удалено по требованию редакции «Spaceflight» 1978 г. №2 12 кб текста
- номер полностью (репринт) (на англ.) Удалено по требованию редакции «Spaceflight» 1978 г. №3 в pdf — 9,46 Мб
- номер полностью (репринт) (на англ.) Удалено по требованию редакции «Spaceflight» 1978 г. №4 в pdf - 6,26 Мб
Цензура вырезала 7 страниц (122, 144-149)
- номер полностью (репринт) (на англ.) Удалено по требованию редакции «Spaceflight» 1978 г. №5 в pdf - 7,58 Мб
Цензура вырезала 13 страниц (162-173, 197-198)
- номер полностью (репринт) (на англ.) Удалено по требованию редакции «Spaceflight» 1978 г. №6 в pdf - 9,46 Мб
Цензура вырезала 2 страницы (237-238)
- номер полностью (репринт) (на англ.) Удалено по требованию редакции «Spaceflight» 1978 г. №7 в pdf - 10,3 Мб
нет обложки
- Рэймонд М. Бэтсон. Картографирование планет аэрографом (Raymond M. Batson, Planetary Mapping with the Airbrush) (на англ.) «Sky & Telescope», том 55, №2 (февраль), 1978 г., стр. 109-112 в pdf - 5,44 Мб
"Картографирование является важным направлением деятельности в программе исследования планет НАСА. (...) НАСА возложило ответственность за свою картографическую программу на отделение астрогеологических исследований Геологической службы США во Флагстаффе, штат Аризона. Изображение рельефа местности в четкой, незамутненной форме было сложной задачей для картографов с тех пор, как началось научное картографирование. (...) Для наших целей мозаичные снимки с космических аппаратов, независимо от их качества, обычно неприемлемы в качестве карт. Вариации альбедо и освещенности, дымка, облака и дефекты, вызванные работой камеры (артефакты), не могут быть представлены в легенде карты и часто скрывают те самые детали, для отображения которых предназначена карта. (...) была разработана методика создания карт с затененным рельефом на основе разнообразной фотографической информации. (...) Новая методика была разработана Патрицией М. Бриджес, которая затем работала в Центре аэронавигационной карты и информации ВВС (ACIC) в Сент-Луисе, штат Миссури. Ее подход заключался в создании детального мысленного образа рельефа, который должен быть нарисован, на основе тщательного изучения лунных фотографий, сделанных при широком диапазоне освещенности, и личных наблюдений за Луной в телескопы обсерватории Лоуэлла. Затем объект был отрисован в масштабе с помощью крошечного пульверизатора, называемого аэрографом, показанного выше, которым может точно управлять опытный оператор. (...) При использовании этого метода каждый заштрихованный рельефный рисунок на самом деле представлял собой комбинацию информации из широкого спектра исходных материалов, но при этом формы рельефа изображались так, как будто они последовательно освещались по всей карте. (...) Технология мостов использовалась ACIC на протяжении 1960-х годов для создания лунной аэронавигационной карты (LAC) серия карт, которые помогли программам "Сюрвейер" и "Аполлон", а также геологическому картографированию Луны. (...) Программа вступила в новую фазу в 1970 году, когда ГСС США меня попросили подготовить карты Марса и Меркурия на основе телевизионных снимков, которые, как ожидается, будут получены космическим аппаратом Mariner в будущем. (...) Формальное картографирование начинается с использования аналитической фотограмметрии для получения сети контрольных точек. (...) Здесь указаны точные широты и долготы для хорошо распределенного набор особенностей поверхности определяется путем сравнения перекрывающихся изображений поверхности планеты с данными слежения за космическими аппаратами. (...) Когда найден "лучший" набор изображений для мозаики, каждая фотография преобразуется в правильную проекцию путем манипулирования отдельными элементами изображения в компьютере. При этом форма исходного изображения искажается таким образом, что расположение контрольных точек на фотографии может быть размещено непосредственно на соответствующих им позициях сетки. (...) Качество таких мозаик сильно варьируется в зависимости от качества исходных снимков с космического аппарата, объема цифровой обработки, применяемой к ним. их, а также характер рельефа в этом регионе. (...) Первым шагом в создании карты с помощью аэрографа является "раскладка", когда элементы геометрически скорректированной фотомозаики наносятся аэрографом на полупрозрачный пластиковый лист (...) После того, как из мозаики будут извлечены все пригодные для использования детали, между ней и рукопись и все другие доступные данные изучаются для уточнения деталей рисунка. Наконец, для изменения тонов и выделения светлых участков используется электрический ластик. При изображении рельефа с помощью аэрографа важны равномерность и последовательность. В нашей программе это поддерживается путем тщательного изучения каждого чертежа. (...) Последним этапом в процессе составления является техническая экспертиза, по крайней мере, одним ученым, знакомым с регионом. Его комментарии могут указывать на необходимость дальнейших изменений. (...) аэрография может значительно улучшить качество фотографии по сравнению с любой другой версией, сохраняя при этом интерпретацию элементов в пределах имеющихся данных. Возможно, можно сделать более убедительный вывод: какими бы сложными ни были технологии, доступные для картографирования планет, человеческие навыки и мастерские по-прежнему являются важным компонентом. (...) если миссия "Вояджера" окажется успешной, мы с нетерпением ожидаем подготовки карт для галилеевых спутников Юпитера и семи спутников Сатурна. Первый из них должен быть завершен где-то в 1980 году".
- Исторический взгляд «Вояджера» на Землю и Луну (Voyager's Historic View of Earth and Moon) (на англ.) «National Geographic Magazine», том 154, №1 (июль), 1978 г., стр. 52-53 в pdf - 1,32 Мб
"Полумесяцы в темной пустоте, земля и ее спутник впервые сфотографированы в тандеме космическим аппаратом НАСА "Вояджер-1". Облака клубятся над нашей планетой, частично скрывая Восточную Азию и западную часть Тихого океана. Поскольку Луна отражает гораздо меньше света, чем земля, инженеры Лаборатории реактивного движения в Калифорнии улучшили данные, полученные с помощью аппарата, чтобы сделать Луну более видимой. По пути к Юпитеру и Сатурну "Вояджер" записал данные для этого замечательного снимка 18 сентября 1977 года (диаграмма ниже), когда он находился в 11 660 000 километрах от Земли, прямо над горой Эверест и далеко за пределами орбиты Луны."
- номер полностью (репринт) (на англ.) Удалено по требованию редакции «Spaceflight» 1978 г. №8 в pdf - 9,78 Мб
Нет 4 страниц 299-302 (вырваны)
- номер полностью (репринт) (на англ.) Удалено по требованию редакции «Spaceflight» 1978 г. №9/10 в pdf - 10,3 Мб
Цензура вырезала 5 страниц (322-326)
- номер полностью (репринт) (на англ.) Удалено по требованию редакции «Spaceflight» 1978 г. №11 в pdf - 10,9 Мб
- номер полностью (репринт) (на англ.) Удалено по требованию редакции «Spaceflight» 1978 г. №12 в pdf - 11,2 Мб
- Ильза Эссерс. Герман Гансвиндт, пионер космических полетов со своим космическим кораблем 1881 года (Ilse Essers, Hermann Ganswindt, Vorkämpfer der Raumfahrt mit seinem Weltenfahrzeug seit 1881) (на немецком) in: "Bericht über das DGLR-HOG-Symposium 'Geschichte der Luft- und Raumfahrt' am 22. September 1978 in Darmstadt", Köln, 1978 г., стр. 203-1 - 203-11 в pdf - 2,67 Мб
Биография о Германе Гансвиндте. Каждый ученик в Советском Союзе знает Константина Циолковского, но Герман Гансвиндт совершенно неизвестен в Германии. Доказательство: Том на букву G немецких национальных биографий был опубликован в 1964 году, не упомянув о нем. - Герман Гансвиндт родился в Восточной Пруссии в 1856 году. Будучи учеником средней школы, ему пришла в голову идея построить космический аппарат для путешествия в космос с помощью реактивного движения динамитных патронов. Этот движитель работает эффективно только на высокой скорости. Для преодоления сопротивления воздуха он нашел решение: самолет должен пронести космический аппарат через атмосферу, и только тогда начнется реакция; двухэтапный принцип. Он провел свою первую публичную лекцию о космическом корабле в 1881 году, показав схематический чертеж - рисунк 2. Никто из его слушателей не воспринял эти новые идеи серьезно, кто-то крикнул: «Воздушных транспортных средств не существует!» Гансвиндт ответил: «Будут воздушные транспортные средства!» В следующем разделе объясняются идеи Гансвиндта относительно дирижаблей (см. рисунок 4). Он представил свой проект военному министерству, которое вернуло его, отметив, что обект слишком велик для военных целей. Теперь Гансвиндт начал проектировать еще один летательный аппарат, своего рода вертолет (рис. 5). В 1890 году он показал модель генералу фон Шлиффену, который позднее написал: «Предположение, похоже, оправдано, устройство может функционировать желательным образом, если оно может быть приведено в движение двигателем, который был изобретен Г-ном Гансвиндтом». Теперь Гансвиндт пытался завоевать поддержку общественности за свои планы. В 1893 году он снова провел большую лекцию в Берлине. Он арендовал участок в Шонеберге под Берлином и построил дом для реализации своих других изобретений, основанных на двигателе, приводимом в движение людьми на педалях (рис. 7). Гансвиндт проехал на такой машине по дорогам Берлина. В изумлении все смотрели на машину без лошадей. Другие изобретения были в велосипедах. Гансвиндт опубликовал свою лекцию «О важнейших проблемах человечества» и дополнительную информацию о его патентах в 1899 году. Статья «О решении социальной проблемы» принесла ему враждебность аристократии. Гансвиндт представил успешное испытание своей летательной машины прессе в 1901 году. В апреле 1902 года произошла катастрофа: Гансвиндт был арестован, поскольку его обвинили в том, что его летательный аппарат не летал аэродинамически, а был поднят проволокой. После посещения его машины прокурором, где Гансвиндт мог доказать правильность своего объяснения, он был освобожден, но его предприятие было уничтожено. Он боролся за реабилитацию, обвиняя клеветников. Случилось что-то странное: документы судебного процесса исчезли в здании суда. Они появились снова только спустя несколько лет, но тем временем судебный процесс был запрещен законом и не мог быть продолжен. Гансвиндт и его семья теперь должны были жить как бы вне закона и в крайней нищете. Его достижения были признаны значительно позже, в 1920-х годах, Вальером, Обертом, Рыниным и другими. Последние слова Гансвиндта его жене в 1934 году: «Я не могу дожить до этого, но ты доживешь». Они о полетах к звездам. [Многие факты в этом тексте неверны или перепутаны; особенно лекция 1881 года не может быть подтверждена.]
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 1978 г №12 (февраль) в pdf - 15,3 Мб
Международное сотрудничество в главных пилотируемых проектах после Шаттла
Международная миссия ISEE
ISEE B - минимально-модельный проект
Проекты в разработке
Ультрафиолетовая и видимая астрономия из космоса
Ранние результаты от Geos
Является ли космическая энергетическая технология Европы конкурентоспособной?
Публикации ЕКА
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 1978 г. №13 (май) в pdf - 12,9 Мб
Международный Ультрафиолетовый Explorer
Метеосат - Историческое сообщение из Всемирной Метеорологической Организации
Работа на орбите и первые результаты с МЕТЕОСАТа
Выбор первого космонавта ЕКА
Проекты в разработке
Программа Earthnet
LEDA - специальный банк данных ESA изображений Земли из космоса
Публикации ЕКА
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 1978 г. №14 (май) в pdf - 12,0 Мб
Вступление
Почему Европа должна инвестировать в системы спутниковой связи
Орбитальный испытательный спутник
Программа развития / тестирования ОТС - Резюме подрядчика
Программа орбитальных испытаний
Программа экспериментов CEPT для OTS
Технологические результаты от программы OTS
Европейская программа спутниковой связи
Программа Sirio - ее миссия и цели экспериментов
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 1978 г. №15 (август) в pdf - 17,7 Мб
Вступление
РН Ариан и её прогресс
Эффективность РН Ариан
Увеличение производительности для Ариан
Sylda - система двойного запуска для Ariane
Стартовый комплекс Ariane
Высотно-имитационное испытание второй ступени Ариан
Механика доставки Ariane полезных нагрузок
Динамическое тестирование РН Ariane
Поекты в разработке
Интеграционные испытания двигательной установки 1-й ступени Ariane
Отделение ступени - тестирование для Ariane
Двигатель HM-7 третьей ступени Ариан
ГО Ариан и его системы разделения
Вкратце
- полностью (на англ.) «ESA Bulletin» 1978 г. №16 (ноябрь) в pdf - 17,7 Мб
Первые результаты работы OTS на орбите
Европейская программа морских спутников - Вклад в мировую систему
Предварительные результаты ISEE-1 и ISEE-2
Продвижение системы Метеосат
Программа «Передовые системы и технологии» (ASTP)
Электроэнергетические двигатели ионного поля - перспективная техника для космического корабля конца 1980-х годов
Терминал EURAB
Разрабатываемые проекты
Проблемы инфляции и колебаний обменного курса в международной организации
Страхование спутников
Геостационарный спутник как помощь в базовой интерферометрии (VLBI)
Вкратце
Публикации ЕКА
Статьи в иностраных журналах, газетах 1979 г.
Статьи в иностраных журналах, газетах 1976 - 1977 гг.