Энтузиасты из VfR сделали ракету «Мирак-3», которая оказалась удачной. Фактически она мало чем отличалась от предыдущей, но была собрана по другой схеме. «Направляющая ручка» устанавливалась вдоль оси ракетного двигателя. Двигатель, заключённый в небольшой кожух водяного охлаждения, помещался в верхней части ракеты. Две стойки и два топливных трубопровода служили станком, на котором устанавливалась ракета. На опорах крепился бак с кислородом. Бензиновый бак помещался ниже него, а парашютный контейнер с лопастями стабилизаторов — ещё ниже.
Модель получила название «Одноручечная» (Einstaber). Первый раз она полетела в августе 1931 года, достигнув высоты 1000 м и благополучно вернувшись на землю с помощью парашюта. Второй пуск прошёл менее успешно: «Мирак-3» взлетела косо и быстро ушла за пределы полигона: её нашли в лесу за 7 км от места старта. Нужна была система управления, но подходящие гироскопы стоили 6000 марок за штуку, а таких денег, несмотря на пожертвования, VfR было не собрать.
Команда Риделя построила ещё несколько «одноручечных» ракет, две из которых имели бОльшие размеры при том же двигателе. В целях безопасности их заправляли топливом не полностью, но даже тогда «Мирак-3» поднимались на высоту до 1,6 км и улетала на 3 км.
Тем летом на полигон зачастили высокие чиновники. Им всё понравилось, однако они, раздав обещания, ничем так и не помогли.
В октябре 1931 года случился инцидент. Проходили испытания «одноручечной» ракеты увеличенного размера с более мощным двигателем, спроектированным в апреле и названным для отличия «Яйцом эпиорниса» (Elefantenvogel-Ei). Предполагалось, что он обеспечит тягу до 64 кг, но фактически дал лишь 50 кг. Во время съёмки операторами компании «UFA» киножурнала, посвящённого работам VfR, одна из ракет после достижения высоты 1500 м ушла с вертикали и врезалась в крышу полицейской казармы, находившейся за забором, вне Ракетенфлюгплатц. Хотя повреждения были незначительными (отвалились две черепицы), следующим утром на полигон нагрянул сам начальник берлинской полиции. Он яростно требовал прекратить любые испытания, включая наземные. Небелю рассказал ему о своих подвигах во время войны, показал стенд и мастерские, описать величественные перспективы. Начальник был очарован и дал согласие на продолжение работы полигона при соблюдении ряда условий: вес запускаемых ракет не должен превышать 5 кг; испытания следует проводить в первой половине дня под надзором полицейского; нельзя запускать ракеты при ветреной погоде.
Но конструкторы только что перешли к большим ракетам. Небелю срочно пришлось искать новую площадку для стартов. Он обратил своё внимание на небольшой островок Линдвердер, находящийся посреди расположенного неподалеку озера Тегелерзее. Собственником острова оказался фермер по фамилии Пипер, который сразу дал согласие на проведение пусков.
Испытатели купили моторную лодку и доставили туда ракету, пусковую и топливо. Всю ночь «Мирак-3» готовили к пуску, а утром Небель к своему ужасу увидел, что на озере полно байдарок с людьми. Он попытался через мегафон разогнать их, но на него не обращали внимания. Тогда испытатели запустили ракету. Она достигла высоты 500 м, после чего упала в воду. Тут же примчалась полиция и выписала штраф в 20 марок. В дальнейшем Небелю удалось договориться об использовании острова на постоянной основе.
До конца 1931 года в Ракетенфлюгплатц было осуществлено 87 пусков ракет и 270 запусков двигателей на стенде. Но дела шли всё хуже: финансирование сокращалось, поддержка падала, между членами Общества начались конфликты по вопросу расходования средств. И тогда пришли к логическому финалу - очаровать ракетами военных.
Представители Управления вооружений рейхсвера бывали на полигоне с момента первых успешных пусков, но не торопились связываться с фантазёрами, мечтающих о полётах на Луну. А высокопоставленные чиновники, отвечающие именно за ракетные вооружения до середины 1932 даже не подозревали о том, что члены Общества вовсю запускают ракеты с ЖРД.
Но в конце 1931 года три офицера (полковник Карл Беккер, капитаны фон Хорстиг и Дорнбергер) нанесли официальный визит Рудольфу Небелю. Тот рассказал об успехах полигона и продемонстрировал «Мирак-2». Перед отъездом гостей он просил их о новой встрече с демонстрацией пуска, но не удостоился ответа. Однако Вернер фон Браун случайно подслушал реплику, обронённую Беккером: «Нужно не упускать из виду этих людей. Если я не ошибаюсь, они скрывают больше, чем говорят».


Годдард в центре. Слева направо Н.Т. Юнгквист, Л. Мансур, А.В. Киск и К. Мансур
29 сентября 1931-го - ракета запущена в Розуэлле. ЖРД, дистанционное управление. Длина 3,02 м; диаметр 31 см; вес пустой 17 кг; вес загруженного 40 кг; продолжительность полёта 9,6 сек; высота 55 метров; траектория «как рыба, плывущая вверх».
13 октября - новый запуск такой же, но с упрощенной камерой сгорания и парашютом. Длина 2,36 м; диаметр 30 см; высота более 518 метров; громкий свист при снижении
27 октября - очередной полет с новым клапаном отключения бензина. Размеры аналогичны 13 октября; высота 410 м; приземлилась в 280 м от вышки; в воздухе 8,6 сек.
23 ноября - Статическое испытание ракеты Годдарда с модифицированной подачей кислорода; подъемная сила 122 кг в течение 11 секунд; скорость струи 1551 м/сек.
Было бы странно, если бы Антон Рааб забросил свой ракетный самолёт после ссоры с Опелем. Пишут, что Рааб-Каценштайн RK 9 был переделан в ракетный, получил название RK 22 и был готов в начале 1929 года. Он летал как обычный самолёт с поршневым двигателем Anzani мощностью 30 л.с. И только осенью 1931 года на самолёт установили ракетный двигатель. Во время испытаний двигатель взорвался, Рааба спасла стальная спинка сидения, но самолёт был повреждён и его порезали на металл. При этом надо помнить, что компания обанкротилась в 1930-м, её приобрёл акционер Физилер, создавший позже ФАУ-1. Однако, есть ещё книга П.Бауэрса "Летательные аппараты нетрадиционных схем" (1984 г., на русском - 1991), где автор уверенно пишет об этой машине "Уникальной особенностью самолёта являются встроенные ракетные ускорители для разгона при взлёте". Так что может, что и было доведено до испытаний? На фото - не ракетный RK 9
Жан-Жак Барре родился в 1901-м. В 1923 году, будучи студентом Политехнической школы, Жан-Жак Барре заинтересовался астрономией. Публиковал в журнале "Астрономия" статьи о строительстве параболических зеркал. С 1923 по 1934 год он опубликовал семь статей в области астрономии. 1 октября 1924 г получил высшее образование и выбрал военную карьеру. Поступил в артиллерийское училище в Фонтенбло, где продолжал изучение астрономических вопросов, таких как солнечная радиация, самостоятельно.
Поворотным в его судьбе стал день 8 июня 1927 года. Артиллерийский лейтенант Барре попал на вторую лекцию Роберта Эсно-Пельтри на Генеральной Ассамблее астрономического общества Франции, с темой "разведка верхней атмосферы ракетами и возможность межпланетных путешествий".
Жан-Жак тут же написал письмо уже очень известному изобретателю (пока в области авиации) о том, что он разделяет мысли лектора по поводу космических аппаратов. 12 июня 1927 года РЭП ответил. Они переписывались более шести лет, написав более трехсот писем в том числе сто два в одном только 1929 году. Эта переписка касалась теоретических аспектов ракетных двигателей: проблемы сгорания, скорость истечения, процесс истечения ракетного топлива, герметизация насосов и т.д., и т.д.
11 июля 1927 г, когда он находится в Форт-Венсен, Жан-Жак Барр начинает описывать проект межпланетного пилотируемого аппарата, использующего магнитное поле Земли, способного преодолеть земную гравитацию. Он называет эту машину "этеронеф" ("эфирный корабль" - etheronef). Глубоко религиозный, он помечает первую страницу документа следующим образом: "если мне удастся построить "этеронеф" когда-нибудь,... для большей славы Божией, так, как я описываю здесь, я клянусь окрестить его "Мари Стелла". Позже он признал проект утопическим.
Жан-Жак Барре в 1929 году пытается развить общую теорию относительности. В том же году он узнал о работе Германа Оберта. В 1930 он занимается проблемой сжигания метана, помогая работам Эсно Пельтри. Это, безусловно, очень помогает Роберту Эсно-Пельтри в своих теоретических исследованиях, он выражает признательность за эту помощь и оригинальные идеи Барре. Иногда отношения между Робертом Эсно-Пельтри и Жан-Жаком Барре портятся, но факт остается фактом, что они ценят и прекрасно дополняют друг друга. Эсно-Пельтри просит Барре не только помочь в решении теоретических проблем, но и исправить текст своих лекций. Барре приносит много информации для книги Эсно-Пельтри "Астронавтика" ("I'Astronautiquc"), которая публикуется в 1930 году.
Сотрудничество между Робертом Эсно-Пельтри и Жан-Жаком Барре приводит к тому, что в ноябре 1930 года Эсно-Пельтри, работающий по контракту с военным министерством, просит разрешения, чтобы Барре работал с ним в проекте создания ракеты, предназначенной для достижения высоты 100 км. Барре приехал к Пельтри 25 сентября 1931 года. Прошло всего три недели после его прибытия в лабораторию Роберта Эсно-Пельтри, расположенной в Булонь-сюр-Сен и Жан-Жак Барре стал свидетелем взрыва смеси масла и тетранитрометана, РЭП лишился четырех пальцев на левой руке. Именно этот случай повлиял на выбор топлива Барре: только жидкий кислород! С небольшой командой Эсно-Пельтри Барре продолжает теоретические исследования и начинает разрабатывать компоненты двигателя. Однако в сентябре 1932 года работа Жан-Жака Барре заканчивается, военная администрация считает, что "изучение ракет может поглотить служебное время офицера." Однако у ракет есть защитники - генерал Вейган (он стал главнокомандующим при вторжении немцов в 1940-м) готов удвоить или даже утроить субсидии ракетной работы при условии, что ощутимые результаты будут достигнуты в течение трех лет. В 1933 году Барре уже капитан, работает в пороховой комиссии в Версале и может посвятить немного времени для продолжения работ над ракетами. В ноябре 1935 года Барре сообщает, что испытывает топлива на основе диаксида азота. В декабре 1935 года публикует доклад об исследованиях сгорания жидких и твердых топлив. 8 декабря 1935 публикует отчет об исследовании сравнения скоростей, достигнутых зенитными снарядами и ракетами.
Теоретически показано, что ракеты имеет более высокую скорость, чем снаряд с высоты 2000 метров и ракета на 4000 метров тратит в два раза меньше времени, чтобы достичь заданной высоты. Он также рассчитывает, что она достигает высоты на 1000 метров выше, чем у обычных снарядов.
В 1937 году Жан-Жак Барре получает от военного министерства бонус в размере 6000 франков за исследования, которые он проводит.
9 февраля 1937 г. 3 марта 1937, 19 марта 1937, 6 апреля 1937 - испытания ракет Барре (все ракеты твердотоплиные). 6 апреля 1938 - при запуске ракета взорвалась.
В 1939 году Жан-Жак получает от военного министерства премию в размере 2000 франков.
8 июля 1939 года - публикует отчет о стоимости использования трубчатых снарядов (ракет). Он показывает, что снарядом такого типа калибра двести сорок, вылетающий на скорости 1100 метров в секунду может иметь дальность 101 км в то время как обычный снаряд достигает 53 километров. Военные отклонили проект как неосуществимый, Барре вновь загружен армейской работой и лишь благодаря сторонникам тайно продолжает работу.
24 мая 1940 - работы Барре прекращены. Северная Франция оккупирована. Барре в Лионе, в зоне, управляемой правительством Виши.
16 ноября 1940 - Барре назначается контролёром Центрального рынка в Лионе. Под этим назначением скрывается на самом деле подпольный артиллерийский отдел, восстановленный генералом Арно, полковником Дубуло и другими офицерами. Дубуло попросил Барре провести исследование ракеты с дальностью ста километров. Ему помогали два офицера, капитана Деррье и капитан Калас и чертежник, г-н Готье. Барре начал работу в Лионе.
15 января 1941 он представил исследование ракетных снарядов известных в то время. Он писал о возможных ракетах: с дальностью около 1000 км и более, скорость которых может быть порядка 2000 метров в секунду; ракетные бомбы, зенитные, противотанковые ракеты и т.п. Для ракет дальнего действия он планирует ракетное топливо бензин и жидкий кислород. В случае нехватки бензина, он предусматривает использование водорода или жидкого метана, азотные соединения.
Он предусматривает стабилизацию таких ракет боковыми стабилизаторами с дополнительным рулевым сервоприводом и гироскопическим устройством. Кроме боевых он рассматривает научные и прикладные ракеты. Он также сторонник немедленных испытаний, надеясь, что это не нарушит перемирия. Заодно он рассматривает ракеты с ВРД, ПВРД, двухступенчатые ракеты. В начале марта 1941 года он составил предварительный проект получения топлива для зондирующих ракет. Доклад Барре неспешно прошёл путь через бюрократию военного времени, наконец, достиг государственного министра по вопросам войны 23 июня 1941 года и был немедленно классифицирован как совершенно секретный. 4 июля Барре получил 300.000 франков, чтобы начать исследование. Чтобы работы над ракетами не стали известны немцам, установки (22) названы газогенераторами (тогда немало машин было с газогенераторами).
Первая французская ракета с ЖРД названа EA-1941.
Но это другая история
Инженер Густав Расмус из Сан-Диего, США не ракетчик. Но он точно знает, как надо делать зенитные ракеты. Уловив звук пролетающего над ней самолёта, ракета автоматически стартует. Звуковые датчики на каждом стабилизаторе поворачивают их "на звук". Пока не врежется в самолёт. Что-то мне это напоминает фильм "Большие гонки", когда ракета погналась не за целью, а за автомобилем своих создателей
В южной части Каскадных гор (США) есть вулкан Лассен. В 1915-м он стал настоящим извергом, опустошив местность в радиусе 10 миль. Это один из самых больших купольных вулканов мира. Однако после этого он заснул (и надолго, как считают), что ужасно раздражало киношников, снимавших о нём фильм. Поэтому были использованы спецэффекты - сотни кубометров красной пены и ракеты, которые освоили ещё одну профессию. Вулкан "будил" с электрического пульта инженер Фред Г.Хитт
Информации мало, да и сделал он не бог весть что. Но в прессе он проявился не раз. Причём буквально одной и той же фотографией. Якобы он научился возвращать ракетный мотор на парашютах. Ну, во-первых, парашют использовали уже давным-давно, а во-вторых, РД самая прочная вещь в ракете, а надо спасать полезную нагрузку. Что, впрочем, фото и демонстрирует - под парашютом отделяемая головная часть ракеты. Но ГЧ так спасали тоже не впервые
|