Это довольно малоизвестный ракетчик с довольно запутанной историей. Сам из Нью-Йорка, но предпочитал заниматься ракетами в Европе. Делал он ракеты для метеоизмерений, замахнувшись миль на 50 (даже на 93, вероятно это километры, переведённые с 50 миль, но названные милями), а в недалёком будущем планировал и Луну достать ракетой.
Журнал "Наука и техника" от лета 1931-го его буквально превозносит, сообщая следующее: В 1929 году одна из ракет Дарвина Лайона отправилась с горы Ред-Орта в Северной Италии и поднялась на высоту 9,5 км. Результаты, добытые при помощи регистрирующего аппарата, следующие: плотность воздуха - 212 мм, температура его -44°С. Этим полетом был побит мировой рекорд для ракет, еще никем не превзойденный до сих пор.
Также журнал сообщает, что 3 из шести ракет взорвалось, причём одна - в лаборатории. И приводит подробности главной катастрофы. Оказывается, пускал с горы Дарвин вовсе не для того, чтобы старт был повыше. Он выбирал склон покруче, ставил ракету на лыжи и она устремлялась к небу по склону, как по направляющей, отделялась от лыж, набрав скорость и дальше летела (очевидно, не вертикально), держа направление с помощью гироскопа. Приборы опускались на парашюте. Именно из-за гироскопа случилась трагедия в конце января 1931 года. Гироскоп был раскручен, но лыжи решили поправить с помощью длинной палки. Гироскоп не выдержал такого обращения, слетел с оси и вызвал взрыв ракеты (там было всего 1/50 топлива. Один человек был убит, двое ранены. Лиона, вероятно, рядом не было. Но он не успокоился, пытался запустить ракету уже с горы в Ливии (как там со снегом?), вместо твёрдого топлива решил взять жидкий воздух и на этом всё.
Фридрих Шмидль родился 1902 году в Верхней Австрии. Он достоин уважения уже тем, что был "дореволюционным" ракетостроителем, до книги Оберта. Увлекся ракетостроением сразу после Первой мировой и начал разработку и испытание твердотопливных ракет в 1921 году. Впервые испытал свои ракеты близ Граца в 1924 году, сосредоточившись на испытаниях «фотографических ракет». В 1928 году Шмидль обнаружил, что филателисты были заинтересованы в «стратосферных» открытках, которые были погашены штемпелем в воздухе. И первым начал развивать идею Гефта (тот ещё в 1927 году начал проектировать "почтовую ракету"). Но австрийское почтовое ведомство получило от правительства закон, запрещающий дальнейшую деятельность ракетной почты в 1934 году, а в 1935 году появился и общий запрет на частные ракеты. Кроме того, появился запрет (под страхом смертной казни!) на использование взрывчатых веществ частниками. Когда началась Вторая Мировая, Шмидль уничтожил все свои труды, не желая чтобы они использовались в военных целях. В 1927 г японцы предложили ему вести свои разработки у них - он отказался. Отказался он работать и на немцев. Но в 1943 был призван в армию и служил в Крыму. Точно так же он отказался от предложения американцев после войны ехать в Соединенные Штаты для проведения дальнейших ракетных исследований. Были предложения и из других стран. Он был убеждённый пацифист. До 1955, когда он поступил на государственную службу, работал с реактивными двигателями. Умер в 1994 году в возрасте 92 лет в родном Граце.
Впервые Шмидль запустил ракету с высоты 17 км со стратостата 28.06.1928 г. Писем там не было - вероятность нахождения ракеты считалось маловероятным. Однако штемпель г.Граца от 10.06.1928 имелся. Через месяц Фридрих послал опять со стратостата 19 писем с рукописными уточнениями «Raketen Flugpost. Schmiedl» - (Ракетная почта. Шмидль) и поставил дату полета. Впервые письмо с маркой ракетной почты взлетело 2 февраля 1931 года. На этот раз ракета понесла пачку писем - 102 конверта. Она была запущена с горы в лежащий в долине городок Радебург. Достигнув высоты около четырех тысяч метров, ракета спустилась на парашюте. Из нее извлекли письма и через ближайшее к месту приземления почтовое отделение доставили их адресатам. Письма были оплачены треугольными марками с силуэтом ракеты, выпущенными изобретателем. Частные марки после полета погасил частный штемпель. В сентябре 1931 г. Шмидль учредил "службу доставки". Ракетной почтой заинтересовались власти Австрии, поэтому запуски ракет Шмидля приобрели вполне официальный характер. Более того, в Австрии были отпечатаны неофициальные марки ракетной почты, на которых изображена ракета и имелась надпись «Raketenflugpost in Oesterreich» (Ракетная почта в Австрии). Шмидль развивает почтовые эксперименты. Он разработал проект организации регулярного ракетно-почтового сообщения по всей стране. Однако австрийское правительство проект отклонило, и, более того, приказало прервать работы и разобрать пусковую установку. До аншлюса было еще далеко и австрийские власти опасались передачи ракетных технологий в Германию. Свои опыты Шмидль продолжал до 1934 года. Двадцать четыре раза стартовали его ракеты. Шесть тысяч писем совершили на них полет. Влюбленный в свое дело изобретатель мечтал об обширнейшей ракетной почте, способной соединить все части света. Увы, мечты остались мечтами. Ракеты интересовали лишь военных
Гарри В.Бул (21 год), студент Сиракузского университета (штат Нью-Йорк) 9 марта 1931 года на льду озера Онеида испытывал ракетные сани BR-1 при большом стечении народа. Сани (упорно именуют "буер") он делал с помощью своей сестры и обошлись они ему в $22, из которых 15 он потратил на 36 ракет. Шоу получилось так себе, 8 марта не удалось запустить вообще, а 9 марта смог поехать. Два приятеля получили ожоги (толкали сани при включённых ракетах), 500 зрителей получили порцию дыма с грязным снегом, впрочем, смотрите ролик:
13 марта 1931 года Тилинг совместно с Карлом Поггензе запустил твердотопливную ракету на высоту 1 800 метров. Полёт продолжался 11 секунд. 15 апреля 1931 Тилинг представил широкой публике свою первую почтовую ракету, доставившую 188 открыток. Дальнейшие испытания показали надёжность и эффективность его конструкции. Для обеспечения безопасной посадки и неповреждения его ракет, Тилинг разработал два типа ракет:
1. Ракета превращалась в ракетоплан и переходила в горизонтальный полет, используя в качестве крыльев стабилизаторы.
2. Хвост ракеты превращался в пропеллер, что вызывало вращение, которое замедлило падение ракеты. На этот метод он в 1929 получил патент.
В 1932 году Тилинг также планировал взять с собой кошек во время экспериментов с почтовыми ракетами. Против этого выступила Берлинская ассоциация защиты животных. (Изначально транспорт планировался с людьми, но не хватило финансовых средств)
Потеря Валье была невосполнима, все были в депрессии, работа остановилась на год. Но в 1931 году Хейланд решил продожать работы. Причина была банальна - кроме стремления к новым технологиям, Хейланд надеялся вернуть хотя бы часть тех 20-30 тыс. марок, которые он вложил в проект. Решено было построить новый ракетный автомобиль. Он был создан на шасси обычного двухместного автомобиля NAG. Кузов автомобиля деревянный. Главный инженер предприятия Питч создал для этой автомашины новый ракетный двигатель. Говорят, что двигатель охлаждался непосредственно топливом и весил 18 кг, обеспечивая тягу в 160 кг. Автомобиль был более грамоздкий, чем пороховые автомобили, весил 2010 кг, в баках было 365 кг жидкого кислорода и 270 кг этилового спирта (75-процентного). Давление в баках 12-15 ат, время работы - 10 минут, расчётная скорость - 150 км/ч. Впервые между топливными баками введена прослойка из жидкого азота. Скорость истечения - 1600 м/с
Разработка и строительство потребовало почти шесть месяцев. Два публичных испытания машины были проведены 11 апреля и 3 мая 1931 года на аэродроме Темпельхоф в Берлине. Они были успешными и часть денег удалось вернуть.
Позднее инженер Артур Рудольф еще усовершенствовал двигатель Валье, уделив особое внимание впрыску горючего и окислителя. Это открыло дорогу новому поколению немецких ракетных двигателей. Дело в том, что в конструкции Валье-Риделя горючее подавалось через выдвинутую внутрь камеры форсунку с мелкими отверстиями, а жидкий кислород поступал через отверстия, расположенные вблизи стенки камеры. В конструкции Рудольфа горючее и окислитель подавались через кольцевые щели. Горючее, направленное к стенке камеры сгорания, не только охлаждало ее, но и предохраняло от воздействия окислителя. Грибообразная форма форсунки горючего способствовала равномерному смешению впрыскиваемого топлива и, следовательно, очень ровному и спокойному горению без опасности взрыва.
Путем изменения площади сечения входных отверстий системы подачи топлива можно было регулировать тягу двигателя в процессе его работы. Такой ракетный двигатель с переменной тягой был построен и испытан в Куммерсдорфе, а впоследствии установлен на самолете «He-112» фирмы «Хейнкель», который совершил успешный испытательный полет в 1937 году…
В конце 1931 года Департамент вооружения в Германии заинтересовался ракетами и с 1932 года были заключены контракты с группами ракетчиков. Работы начали секретить. Ракетные автомобили ушли в историю.
Удивительно мало известно (мне) об этом человеке. Он был главным инженером на фирме Хейланда. После гибели Валье Хейланд попробовал вернуть деньги, потраченные на проект ракетного автомобиля (и частично вернул). Вот Альфонс Питч совместно с Артуром Рудольфом и довели ЖРД до безопасного и надёжного уровня. После этого Питч где-то в 1932-м предложил проект ракетного самолёта с пятью ЖРД, удивительно похожий на Ме-112, и всё пока... Самолёт не был построен, какие-то слухи о бегстве Питча с деньгами, выделенными на проект
Зато про второго создателя ЖРД для автомобиля-ракеты Хейланда известно очень много. Родился в 1906-м, на войну не успел, в августе 1927 года стал инструментальщиком на заводе. В 1928 году учился в техническом колледже Берлина, получил степень бакалавра наук в области машиностроения. С 1 мая 1930 года Рудольф начал работать у Хейланда в Берлине, где встретился с Максом Валье. Валье погиб через пару недель и лишь через 8 месяцев Хейланд решил продолжить работу Валье и Рудольф с Питчем создал вполне надёжный ЖРД с тягой 165 кг. И больше Рудольф из ракетостроения не уходил. В 1932 году он (вместе с Питчем) был уволен Хейландом по причине финансового кризиса, Но они тут же получили контракт от армии. Когда деньги кончились, Питч ушёл, а Артур остался и совершенно без денег доделал ЖРД и в 1934-м предъявил его фон Брауну и остался в его команде. Рудольф был убеждённым нацистом и не скрывал этого, вступил в партию Гитлера в 1931-м. Он вспоминал, что читал "Майн Кампф", во многом был согласен с Гитлером и первые 6 лет правления фюрера "были прекрасны, все были счастливы". В 1937 он работает на Пенемюнде, был назначен начальником производства, а в середине 1939 года - главным инженером вновь построенного ракетного завода. Он не принимал непосредственного участия в разработке А4, но стал центральной фигурой в её производстве. После бомбёжки Пенемюнде мощности по производству ракет были перенесены в Миттельверк вблизи Нордхаузена. Рудольф отвечал за перемещение оборудования из Пенемюнде на Миттельверк, а потом был директором по производству Фау-2.
В марте 1945 года производство было остановлено из-за отсутствия комплектующих и Рудольф с сотрудниками были переведены в Обераммергау, где они встретились с Вернером фон Брауном. В конце концов они сдались армии США. Американцам очень нужны были спецы и их взгляды и дела были признаны второстепенными. Рудольф работал на армию США и NASA, где руководил разработкой ряда важных систем, включая Першинг-1А и Сатурн-5. Он был руководителем проекта "Сатурн-5" и, надо сказать, с задачей справился блестяще. В 1969 году он ушел из НАСА и позже переехал в Калифорнию. В 1979 году Министерство юстиции США создало Управление специальных расследований (OSI) для преследования нацистских военных преступников, заслушавших и Рудольфа в 1982/83 относительно причастности к системе принудительного труда в концентрационных лагерях . Он согласился добровольно покинуть Соединенные Штаты и отказаться от американского гражданства, чтобы избежать процедуры депортации и позора. В 1984 году переехал с женой в Гамбург, где уже немецкий прокурор возбудил расследование. Не нашли достаточных доказательств, чтобы обвинить его в убийстве - только это в Германии не имело срока давности. Ему снова дали немецкое гражданство, и он жил в Гамбурге до самой смерти в 1996-м.
Огюст Пикар спроектировал стратостат сам. Рассчитан был на подъём до высоты 16 000 м с герметичной гандолой на двух человек, предназначен он был отнюдь не для рекорда, а для научных исследований, оснащён хорошим набором инструментов и приборов. За деньгами (400 тыс бельгийских франков) он обратился в бельгийский «Национальный фонд для научных исследований» (Fonds National de la Recherche Scientifique - FNRS). Он обещал назвать стратостат FNRS-1 и сдержал слово.
Диаметр стратостата - 30 метров, объём - около 14 130 кубических метров, гондола сделана из аллюминия, диаметр - 2,1 метр, вес 732 килограмма.
27 мая 1931 в 3 часа 57 минут (др.данные - 3 часа 53 минуты) с окраины Аугсбурга (Бавария) человек впервые стартовал в стратосферу. В кабине были изобретатель стратостата Огюст Пикар и его ассистент Пауль Кипфер. Стратостат взлетел гораздо раньше, чем надо - стартовики просто не удержали верёвку и стратостат взлетел без команды, когда учёные еще не успели подготовиться. Из-за этого часть наблюдений выполнить не удалось. Сразу после старта началась утечка воздуха, но с ней удалось справиться, замазав отверстие паклей с вазелином. Иначе стратонавты просто погибли бы - они ещё не знали, что управление спуском отказало.
Потом температура поднялась до +38 градусов и проделав все измерения, стратонавты решили спускаться. Но верёвка открытия клапана запуталась и сбросить водород не удавалось. Стратостат застрял на высоте 15 000 м. Могло случиться, что воздуха просто бы не хватило до ночи, когда стратостат непременно должен опуститься. Кончилась у них и вода. Они даже конденсат не могли пить, потому что барометр разбился и ртуть вытекла на пол. Причём была опасность, что ртуть разъест корпус гондолы.
Максимальная высота, достигнутая в полёте - 15 781 метр. Эту высоту отметил барограф (78 мм р.ст). Но был ещё один, более точный прибор, который отметил 76 мм р.с, что соответствует 15 946 м. Но правила МАФ признавали лишь барограф. Так и зачли этот рекорд. Продолжительность полёта - 17 часов 28 минут.
В 21 час 21 минуту стратостат приземлился на высоте около 2500 метров на ледник Гургль в тирольских Альпах. К счастью, стратостат заметили в сумерках и увидели сигналы фонариком. В полдень следующего дня спасательный отряд встретил спускавшихся стратонавтов и доставил их в деревню. Вечером 40 человек поднялись на ледник и забрали оболочку стратостата для её дальнейшего использования (630 кг!). Так как повторное использование гондолы не предполагалось, она была оставлена в горах, откуда её через год забрала экспедиция Инсбрукского университета. Леднику было присвоено имя Огюста Пикара.
Радиостанции на стратостате не было, поэтому случился трагикомический случай. Один из журналистов в интервью с директором завода в Аугсбурге узнал, что запас кислорода в гандоле всего на 10 часов. Проверили сообщение - подтвердилось. Вечерние газеты вышли с известиями: Пикар и Кипфер погибли. В Париже, на заседании французского правительства Пикар был награждён орденом "Почётного легиона" посмертно. А утром в Бельгию пришла телеграмма из Гургля: "Живы!" Король Бельгии немедленно известил королеву и та срезала белые розы и велела отослать жене Пикара Марианне. А в полночь Пикар разговаривал с женой по телефону 20 минут и наговорил на 600 франков - огромная сумма для семьи! Управление телефонных станций взяло расходы на себя. Французское правительство оказалось в двусмысленном положении - живым людям нельзя было присваивать ордена той степени, что Пикара наградили вчера. И ему присвоили второй орден "Почётного легиона - золотой орден третьей степени с шейной лентой"! Встреча Пикара и Кипфера не слишком отличалась от встречи космонавтов - самолётный экскорт, тысячные толпы народа. Экспресс Цюрих - Брюссель остановился на станции, где никогда не останавливался, только затем, чтобы забрать жену, сына и дочерей Пикара. Принц Леопольд обнимает его, студенты хватают профессора и несут на руках... Слава всемирная!
Марианна, начитавшись страшных газет, требует от Пикара поклясться, что он никуда больше не полетит. И тот ей обещает. И через год вновь летит в стратосферу.
Интересен такой эпизод. Крышки на всех барокамерах делали овальными, чтоб потом можно было завести их внутрь. Пикар спроектировал круглые люки и приказал положить крышки внутрь, пока не был собран корпус. Но рабочие, уверенные в своём опыте (подобные кабины они делали неоднократно) и не подумали. Пикар пришёл в ярость, пытаясь объяснить, что они натворили. Корпус надо теперь разбирать! Рабочие даже не задумывались, зачем раньше люки делали овальными и тупо пытались засунуть круглые крышки в меньший по диаметру круглый люк. Что невозможно даже теоретически. Насколько всё же теория важнее опыта! Когда же Пикар вернулся назад через короткое время, крышки были внутри! И профессор так и не смог понять, как такое стало возможно. Никаких повреждений Пикар не нашёл, герметичность была полнейшая. Опыт победил!
Я это к тому, что стратостатов и гондол было несколько. Крышки на всех были круглыми. Только на первом они были внутренними (как и на космических кораблях), а на последующих - наружными! А фото все поперепутаны. А возможно, про рабочих это легенда, но фото определённо позволяет узнать, что это за стратостат.
На сайте НАСА и других, не менее уважаемых организаций, упомянуто, что первый ракетный полёт в США произошёл 4 января 1931 года с пилотом Уильямом Свеном. И это всё о нём. И неудивительно. Это очередной аферист-шоумен с весьма тёмной историей. И дата полёта неправильна (очевидно, просто копирование опечатки - ну какой январь на фото?). Есть и заметки в газете и даже конверт с датой, причём исправленной. Звали его Уильям Дьюи Стинчкомб, родился в Нью-Джерси, единственный брат у пяти сестёр на бедной ферме, с восьми лет батрачил на неграмотного отца, в 14, приписав себе возраст, поступил в ВМС США, через 4 месяца его оттуда выгнали и он устроился в банду по угону автомобилей. Отсидев 18 месяцев в тюрьме, он женился, чем-то подрабатывал 6 лет, в 1928 году у него родился сын и он сбежал из семьи. В 1929 году он немного изменил фамилию и женился вторично (на внучке сенатора, она вдруг стала беременной). Так он стал двоежёнцем (это обнаружили только в XXI веке, когда делали анализ ДНК). Как-то он научился летать и решил устроить шоу с ракетным планером. Оно должно было состояться 30 мая 1931 года на Стальном пирсе Атлантик-Сити, но почему-то решили испытать 4 июня на аэродроме. (Возможно, потому, что 24 мая Свен едва не погиб, когда у его самолёта разорвалось крыло и он выпрыгнул с парашютом. Во всяком случае, он так рассказывал. Вот 4 июня и был сделан снимок. Планер был немецкий, конструкции Липпиша, Zoegling Primary Training, но его пришлось переделать под ракеты. В небо запустили обычным шнуром. Ракета была всего одна, тягой в 20 кг. И Свен её, якобы, зажёг электрозапалом, взлетел на 30 метров и пролетел 300. Почему "якобы"? Утверждают, что дым за планером вполне мог дорисовать фотограф для убедительности. И вообще - прирост скорости мог быть не более 7 км/час. Но 5 июня там же полёт повторили, на этот раз, якобы, зажгли 12 таких ракет. Свен взлетел на 60 метров, разогнался до 90 км/ч и пробыл в воздухе 8 минут. Взлетал ли он со Стального пирса, неизвестно. Вероятно, попытка была. 12 июля кинохроника отметила «самолёт, ныряющий в Атлантический океан»
Продолжение - в следующем году.
↑ 28 июня 1931 года ракетный планер появился и в Италии. Этторе Каттанео вообще-то был итальянским стоматологом, он и получил прозвище "летающий дантист". Но увлёкся авиацией. 5 мая 1918 года он получил лицензию военного пилота. В январе 1921 года вместе с Д'Аннунцио участвовал в оккупации Фиуме (это Триест, там были интересные дела). 18 декабря 1926 года установил мировой рекорд дальности на планере (11,5 км). А к ракетам его сопроводил незаслуженно забытый воздушный ас Мировой войны (31 победа) Флавио Бараккини, владелец заводика по производству сигнальных и прочих ракет. 29 июля 1928 года на заводе взорвался паровой котёл, Бараккини был тяжело травмирован и умер в 1929-м, но заразил идеей Каттанео летать с ракетами. Тот построил самолётик и действительно взлетел. Сведения чрезвычайно расплывчатые. Называют дату и 25 июня, пишут, что полётов было 6 (в один день? не путают ли с количеством ракет?). Якобы он пролетел 800 метров за 2 минуты, а потом и 2 км. Везде написано, что зажигал он только 2 ракеты. Толковых фото нет вообще. К счастью, есть ролик.
Ровно половину фильма двое механиков закладывают 6 ракет (размером с рулон обоев) в 6 гнёзд круглого диска. Планер взлетает с деревянного жёлоба, резиновый шнур натягивают человек 20 мужиков (планер весит 300 кг). Машина взлетает метра на 2, потом ракета выпускает большой дым, планер поднимается ещё на пару метров, после чего падает и ползёт на брюхе, сильно дымя.
|