Конструктор — Игорь Сикорский. Он же был и за лётчика. На фото — в кабине крайний справа. Рекордный по показателем и первый в мире серийный четырёхмоторный самолёт. 2 августа 1913 года «Русский витязь» установил новый мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 минуты. И ещё много рекордов. Жизнь самолёта была недолгой — в сентябре на него с неба упал оторвавшийся у кого-то мотор и самолёт списали. Но изготовили десятки ещё лучше.

Игорь Иванович Сикорский родился в 1889-м в городе Киеве. Пятый (самый младший) ребёнок в семье известного психиатра, профессора кафедры душевных и нервных болезней Киевского университета Ивана Алексеевича Сикорского и Марии Стефановны Сикорской, урождённой Темрюк-Черкасовой.
О родителях надо сказать особо. У него были нехилые такие крёстные (раньше их называли крёстными родителям) - великий князь Петр Николаевич (двоюродный брат императора Александра III) и его мать великая княгиня Александра Петровна. И неспроста. Мать, как видно из фамилии, была из рода кабардинских князей, за 400 лет союза с Россией совершенно обрусевшего. Имела медицинское образование, но занималась детьми. И очень прилежно. Огромная библиотека (13 тысяч томов), часто читала детям Жюль Верна и книги о Леонардо да Винчи. Похоже, Игоря особенно поразил Робур-завоеватель, в 11 лет ему (якобы) приснился вещий сон о полёте пассажиром на воздушном корабле.
А вот папа, Иван Алексеевич Сикорский, был знаменит. Он был профессор Киевского университета, психотерапевт, психолог, медик мирового уровня, создатель клиник, участник международных конференций, учёный. А ещё он был махровым русским националистом. Фамилия у него явно польская, но дальше чем его папа, священника Благовещенской церкви села Антонова Сквирского уезда Киевской губернии, родословная не прослеживается. Проживи он в России ещё лет 15, его бы записали в поляки, не спрашивая. Если бы повезло - в украинцы. Однако он не только позиционировал, что он русский (национальности в Российской империи тогда никак не отмечались), но был лидером киевских черносотенцев. Монархист, националист, антисемит и расист в самом полном значении. Чего стоит его речь в Киевской Думе в 1910-м году (ещё раз - ни в одном документе не фиксировалась национальность, только конфессия, прилагательное "русский" прикладывалось к чему угодно, но к человеку - только за границей империи, причём ко всем россиянам, владевшим русским языком): «На Киев смотрит вся Россия. Петербург никогда не имел значения руководителя национальной жизни России. Москва после 1905 года также утратила нравственный авторитет в глазах национально-русского общества. Значение центра русской национальной жизни начинает переходить к Киеву, и на киевлянах лежит высокий долг перед городом и родиной: мы должны укрепить возникшую здесь русскую твердыню. Пора нам сказать: мы — сыны великого народа, и здесь, в историческом Киеве, хозяева — мы! Городское управление матери городов русских должно быть русским. Вот почему на выборах мы должны идти твердо и прямо, никому не кланяясь и ни у кого не заискивая. Мы должны решительно сказать: мы — русские, и Киев — наш».
В 1913-м грянуло дело Бейлиса, одно из самых громких судебных дел России. В 1911-м был убит мальчик 12-ти лет. В убийстве обвинили Бейлиса, еврейского мещанина, к Ивану Сикорскому обратились за психиатрической экспертизой и тот, в порыве антисемитского рвения, описал этот случай, как ритуальное еврейское убийство. И следствие приняло эту версию. На суде дело развалилось, Бейлис был оправдан, а намеренный подлог в экспертизе был так очевиден, что Иван Сикорским стал нерукопожатым и исключён из всех обществ и буквально проклят всем научным сообществом. После чего заболел, медицину оставил и в 1919 году умер, в день, когда советские войска вступили в Киев. Говорят, ордер на арест успели выписать, но арестовать не успели.
Игорь был физически слабым подростком, даже езда на велосипеде вызывала кровотечение. А он мечтал стать воздухоплавателем. Но был он прежде всего изобретателем. В двенадцать лет ему удалось построить модель будущего вертолёта, который поднялся в воздух. Спустя год он подобрал листовку радикал-социалистов, в которой была информация, как смастерить бомбу. Он начал делать, горячий нитроглицерин налил в серебряную ложку и поднял над огнём. Взрыв разорвал ложку на мелкие кусочки, но Игорь чудом остался невредимым.
В 1903-м Игорь Сикорский поступил в петербургское Морское училище. Решение избрать профессию морского офицера оказалось непродуманным и было продиктовано стремлением последовать примеру родного брата Сергея, морского офицера, которого Игорь очень уважал. За три года учёбы в Петербурге юноша Игорь Сикорский познакомился с людьми, которые окажут ему в дальнейшем помощь в карьере инженера-авиатора и в 1906 году принял решение — оставить морское училище и выучиться на инженера. Он отправился на учёбу в Париж, в школу Дювигнау де Ланно. Полгода спустя, когда политическая обстановка в России стабилизировалась, он вернулся в Киев и в 1907 году поступил в Киевский политехнический институт, где с 1905 года существовала «Воздухоплавательная секция» механического кружка, организованная профессором Н. Артемьевым, учеником Н. Е. Жуковского. В 1908 году из секции выделился кружок математика и энтузиаста воздухоплавания Н. Б. Делоне, членом которого и стал Игорь Сикорский.
Летом 1908 года Игорь Сикорский вместе с отцом вновь отправился в Баварские Альпы (Берхтесгаден) на отдых. В это время немецкие газеты пестрели сообщениями о полётах братьев Райт и об успешных полётах первых дирижаблей графа Цеппелина. В комнате немецкой гостиницы Игорю удалось собрать довольно тяжёлую модель вертолёта, которая могла подняться на несколько сантиметров. По возвращении в Киев Игорь воспроизвёл этот вариант модели вертолёта. Он считал, что если использовать более мощный двигатель, который уже существует, то можно создать настоящий вертолёт. В декабре 1908 года в корне поменялись его планы — сестра Ольга неожиданно проявила интерес к его исследованиям и предложила деньги, которых хватало на приобретение двигателя и необходимых частей для создания вертолёта.
Таким образом, в 1908—1911 годах Сикорский создал свои первые два простейших вертолёта соосной схемы без автомата перекоса. Подъёмная сила построенного в июле 1909 года аппарата соответствовала 160 кг, что на 40 кг меньше массы самого пустого аппарата. Изобретатель представил вертолёт на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре того же года. Ни один из построенных вертолётов не смог взлететь с пилотом, Сикорский разочаровался и переключился на постройку самолётов.
В январе 1910 года испытал аэросани собственной конструкции.
В 1910 году в Киеве поднял в воздух первый самолёт своей конструкции С-2 на основе которого потом создал самолёты С-3, С-4, а после значительных улучшений конструкции были созданы модели С-5 и С-6. Все эти самолёты существовали в единственном экземпляре до тех пор, когда на основе С-6 было налажено серийное производство усовершенствованного самолёта С-6а в авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге.
В мае 1911 года получил диплом лётчика за номером 64. В сентябре 1911 года на авиационном соревновании под Киевом в присутствии государя императора Николая Второго Сикорский продемонстрировал превосходные лётные качества своего самолёта и получил от государства денежный приз.
Генерал-майор Михаил Шидловский пригласил Сикорского на работу в Петербург в авиационный отдел созданный в армии России «под патронажем государя императора Николая Второго». В апреле 1912 года Сикорский по договору с Шидловским прибыл в Петербург и с 1912 по 1917 год работал главным конструктором в авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге.
Сикорский, ещё будучи студентом Киевского политехнического института, развивал идею построить гигантский самолёт с закрытой комфортабельной кабиной. Предполагалось использовать самолёт на регулярных пассажирских линиях, для перевозки срочных грузов и для освоения Сибири. В военных целях самолёт планировалось использовать в качестве стратегического разведчика.
В 1912—1914 годах Сикорский создал в Петербурге самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. 27 марта 1912 года на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту — 111 км/ч, с пятью — 106 км/ч. До 1917 года было выпущено более 90 самолётов типа «Илья Муромец» (в ходе боевых операций в годы первой мировой войны был сбит всего лишь 1 самолёт этого типа).
На протяжении двух лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы на состязаниях военных самолётов. Модернизированный самолёт С-6а заслужил большую золотую медаль московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 года. В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения — С-16 для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолётов противника. Последующие конструкции Сикорского — истребители С-17 и C-18 существовали лишь в опытных экземплярах.
В 1914 году Сикорский получил диплом инженера Политехнического института в Петербурге. Студенты однокурсники Сикорского, в том числе Николай Поликарпов участвовали в работе над конструированием и постройкой самолётов в ангарах сначала Комендантского аэродрома, а потом и в ангарах Корпусного аэродрома Санкт-Петербурга, где всего было построено более 90 военных и гражданских самолётов по конструкциям Сикорского. Одним из молодых мотористов и авиаторов в те годы работавших в ангарах Комендантского аэродрома был Сергей Ильюшин.
После Октябрьской революции в начале 1918 года один из бывших коллег, работавший на большевиков, предупредил Сикорского: «Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле». Во избежание ареста он перестал жить в своей петербургской квартире и прятался в ангарах аэродрома. 18 февраля 1918 года Сикорский через свободный от большевиков Архангельск (или Мурманск) выехал из России сначала в Англию, а потом в Париж. В Париже он предложил свои услуги французскому военному ведомству, которое дало ему заказ на постройку пяти бомбардировщиков. Однако после перемирия 11 ноября 1918 года заказ за ненужностью был аннулирован, и на этом авиаконструкторская деятельность Сикорского во Франции закончилась.
В марте 1919 года он эмигрировал в США, поселившись в районе Нью-Йорка. Первое время зарабатывал преподаванием математики. В 1923 году он основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента. Композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, занимая должность вице-президента. Чтобы спасти фирму Сикорского от разорения, Рахманинов прислал чек на 5000 долларов (около 80 тыс. $ в пересчёте на 2010 год). В 1929 году, когда финансовое состояние фирмы улучшилось, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.
До 1939 года Сикорский создал около пятнадцати типов самолётов, с 1939 года перешёл на конструирование вертолётов (одновинтовой схемы, с автоматом перекоса), получивших широкое распространение. Первый экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, созданный в США Сикорским, оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года.
На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе).
Последним вертолётом, построенным Сикорским до ухода на пенсию, стал S-58. В 1957 году Сикорский отошёл от дел, оставшись почётным консультантом своей фирмы.
В эмиграции возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием, принимал участие в деятельности монархического движения. В 1920-е — 1930-е годы входил в Государево Совещание, организованное Кириллом Владимировичем.
Считал себя русским, православным, на его средства была построена Николаевская церковь в г. Стратфорд (штат Коннектикут) (РПЦЗ).
Скончался Игорь Иванович в 1972 году в городе Истоне (штат Коннектикут). Похоронен на кладбище Святого Иоанна Крестителя в Стратфорде(штат Коннектикут).
В Российской империи Сикорский был женат на Ольге Фёдоровне Симкович. Они развелись, и Ольга осталась в России с их общей дочерью Таней. В 1923 году сёстры Сикорского эмигрировали в США, привезя с собой шестилетнюю Таню.
В США Сикорский женился на Элизабет Семион в 1924 году в Нью-Йорке. У Сикорского и Элизабет было четверо сыновей: Сергей, Николай, Игорь и Георгий.
Таня Сикорская фон Йорк получила образование в США: степень бакалавра искусств в Барнард-колледж и докторскую степень в Йельском университете. Она была одним из первых преподавателей Университета в Бриджпорте, штат Коннектикут, где работала профессором социологии в течение 20 лет.
Сергей Сикорский присоединился к United Technologies в 1951-м. Игорь Сикорский-младший — адвокат, бизнесмен и авиационный историк. Внук Игорь Сикорский III - пилот.
Отношение к советской власти характеризует такой эпизод: в первые годы в США он собирал 1 млн. долларов, чтобы на трёх аэолпланах высадить десант в Новочеркасске, поднять восстание и идти на Москву. Ничего не собрал.

11 мая 1913 года в дождливую погоду под Питербургом изобретатель болгарин Будевский демонстрирует свои противоградовые ракеты. Они взрываются на высоте 1000 метров


Родился в Нижнем Новгороде, стал военным, в 22 года летал на аэростатах, в мае 1913 (в 25 лет) получил звание военного лётчика. Начал модифицировать самолёты, меняя их оперение и математически вычисляя их возможности для виражей. И 27-го августа 1913 г. в 6 час. 15 мин. вечера на самолёте «Ньюпор-4» с двигателем «Гном Gamma» в 70 л. с. он сделал классическую мёртвую петлю в Киеве на Сырецком военном аэродроме. Это удостоверено в протоколе спортивного комиссара. Нестеров так доверял своим расчётам, что перед выполнением «мёртвой петли» не пристегнулся ремнями к самолёту. Расчёты оказались правильными, и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые, — центробежная сила прижимала лётчика к сиденью. До него маневр в горизонтальной плоскости лётчики выполняли без крена. "блинчиком". Нестеров одним из первых внедрил маневр с креном.

С начала войны Нестеров выполнил 28 боевых вылетов. Самолёты вели резведку, иногда сбрасывали бомбы, пилоты стреляли друг в друга из револьверов. Пулемётов на самолётах не было. Нестеров разработал способ таранить самолёт врага. 26 августа 1914 года он применил (впервые в мире) таранный удар против австрийского двухместного самолёта. Погибать Нестеров не собирался, но удар получился не туда, как рассчитывал. Оба самолёта разбились, все трое погибли. Обидно, что героя свои же российские солдаты после смерти ограбили, сняв даже сапоги. Нестеров думал, что ему удастся спастись при выполнении маневра, поскольку он давно выражал идею о возможности без опасности для жизни пилота сбить неприятельский самолет ударом колесами сверху. Действительно, через семь месяцев подобный таран удалось успешно осуществить другому российскому летчику - поручику А. Казакову.
В некрологе о Нестерове журнал «Искра» писал: «Когда показывался аэроплан-птица, красиво и вольно паривший в воздухе, австрийцы указывали: - Das ist Nesteroff! Австрийцы боялись покойного, и все их усилия были направлены к прекращению его деятельности. За задержание отважного лётчика была объявлена большая премия. Нестеров погиб в 27 лет. После Нестерова остались жена и двое детей - девочка, 5-ти лет, и мальчик, 3-х лет».

В описании катастрофы нет ни слова о ракетах, но вряд ли художник мог придумать. 9 октября 1913 года в девятибальный шторм в середине Северной Атлантики загорелся британский грузовой пароход «Волтурно» с 564 пассажирами (эмигрантами). 136 из них, в основном женщины и дети, погибли. 102 человека спасли моряки русского судна «Царь» (всего в спасении принимало участие 9 судов)

Граве был офицером-артиллеристом Российской императорской армии. В 1892 г. он окончил Симбирский кадетский корпус, в 1895 г. — артиллерийское училище, в 1904 г. — Михайловскую артиллерийскую академию. В 1904 г. защитил диссертацию по внутренней баллистике на тему «Опыт теоретического исследования закона развития давлений при горении пороха в неизменяемом пространстве». С января 1912 г. штатный преподаватель в Михайловской артакадемии. В конце 1915 г. Граве подал в ГАУ заявку на изобретение, которое назвал так: «Боевые ракеты с новым форсовым составом на основе бездымного пироксилинового пороха и переносные станки (в виде желобов на катках с подъемным механизмом) для стрельбы этими ракетами». Калибр — 76,2 мм (3 дюйма), проектная дальность полета — до 1000 метров. Огонь можно было вести как с одиночных станков, так и батарейно. По сути, это был реактивный миномет. ГАУ отклонило проект. Вместо этого в траншейной войне стали использовать разного вида бомбомёты.


Они так и не были изготовлены

Однако, одновременно с неудачным проектом он предложил важную вещь: делать желатинизированный бездымный порох на другой основе — на летучем растворителе. Его можно формовать при помощи прессов в цилиндрические шашки с толстыми стенками и центральным глухим каналом. И это тоже отклонили — обычный порох был дешевле, он вполне годился для сигнальных и осветительных ракет. К лету 1916 г. Граве изготовил методом прессования цилиндрические шашки диаметром 70 мм из смеси двух порохов. Такие шашки делал Нобель лет 20 назад, но Граве, похоже, об этом не знал. Однако летучий растворитель провоцировал трещины при хранении, тогда Граве 14 июля 1916 г. подал в ГАУ заявку на новый вариант бездымного пороха, на нелетучем растворителе. Осенью 1916 г. Граве получил заявочное свидетельство на этот вариант. Дело с места не сдвинулось — начались революции и гражданская.
Остался только сам принцип применения коллоидных порохов в ракетах, предложенный Граве.
В Красную Армию И. П. Граве вступил в феврале 1918 г. вместе с большинством преподавателей академии (переименована в Артиллерийскую академию РККА). Граве арестовали в конце мая 1919 г. во время кампании "красного террора". Он провел 4 месяца в Петроградской «чрезвычайке». Но его освободили.
В 1919–1924 гг. он был членом Комиссии особых артиллерийских опытов (КОСАРТОП). В 1924 г. Артакадемию включили в состав Военно-технической академии РККА. Граве в августе 1924 г. назначили исполняющим должность начальника её баллистического факультета.
С июня 1929 г. Граве был старшим руководителем кафедры артиллерии в Военно-технической академии имени Дзержинского. В феврале 1931 г. его уволили в запас, в апреле арестовали. Отсидел он полгода, в кадрах РККА восстановили только в 1933-м. В марте 1933 г. его назначили начальником кафедры внутренней баллистики, а в марте 1935 г. перевели на должность начальника специального технического цикла академии. В 1927–1932 гг. Военно-техническая академия опубликовала фундаментальный научный труд Граве «Внутренняя баллистика» в пяти книгах. В 1936 г. Граве написал капитальный труд «Баллистика полузамкнутого пространства», полностью посвященный баллистике реактивного движения. 28 июня 1938 его арестовали по обвинению в участии в «контрреволюционной офицерской монархической организации» и в шпионаже в пользу Германии. Восемь месяцев в тюрьме под следствием. И снова повезло — на приёме в Кремле 23 февраля 1939 г. в честь дня Красной Армии, Сталин обратил внимание на то, что артспециалистов-то нет. И назвал их пофамильно, включая Граве. Приказал освободить.
В 1939 г. Граве получил ученую степень доктора технических наук, присвоенную ему по совокупности опубликованных работ. В 1942 г. ему присвоили звание генерал-майора инженерно-технической службы. В том же году он стал лауреатом Сталинской премии 1-й степени за «Баллистику полузамкнутого пространства» (1936 г.), изданную в 1940 г. С мая 1947 г. по 1953 г. он был действительным членом Академии артиллерийских наук СССР. В 1952 г. Граве арестовали в четвертый раз, как участника «заговора» в Главном артиллерийском управлении. Освободили только после смерти Сталина, в 1953-м. И Граве дожил до первых спутников. Историки считают именно Граве инициатором создания реактивной артиллерии в СССР

Дмитрий Рябушинский в собственном институте в Кучино создавал оригинальные ракетные конструкции. Этот блин, раскручивался ракетами (для устойчивости) — торпеда. Планировалось выстреливать под углом 25 градусов. Он рикошетил от воды

На полигоне под Питербургом в июне 1917-го испытывалась вот такая безоткатка Рябушинского. Но скоро стало не до неё

Зимой 1916/1917 французы передали ракеты, которые уже «выходили из моды», России. На фото Ньюпор-21 Гренадерского авиаотряда. Первый аэростат они сбили 1 июня 1917 года

12 апреля 1919 года был совершен первый дальний трансграничный полет из Советской России в "Красный Будапешт", где 21 марта пришла к власти леворадикальная коалиция коммунистов и социал-демократов.
Уже 23 марта В.И. Ленин телеграфировал главе венгерских коммунистов Б. Куну: "Российский рабочий класс всеми силами спешит к вам на помощь" и в тот же день отдал приказ о немедленном установлении с Венгрией воздушной связи. Политическое руководство операцией было возложено на Наркомвоенмора Украины Подвойского, а организационно-техническое — на помощника начальника Авиадарма (Управления фронтовой авиации) Строева и начальника украинского красного воздушного флота Васильева.
Васильев выделил самые лучшие аэропланы, имевшиеся в его распоряжении. Таковыми весной 1919-го являлись трофейные немецкие и австрийские двухместные многоцелевые машины. Для полетов в Венгрию отобрали пять из них: два "Ганза-Бранденбурга" и три "Эльфауге" (LVG C.V), захваченные при недавнем отступлении германо-австрийских войск с территории Украины. Все самолеты были новыми, последних модификаций.
Весь маршрут проходил над территорией, контролируемой петлюровцами, но авиации в Украинской Народной Республики практически не было.
Хуже было с горючим. Авиабензин был страшным дефицитом как в Советской России, так и на Украине. Пилоты летали на смесях этилового и древесного спирта, бензола, скипидара и серного эфира. Но моторы на них недодавали мощности и нередко глохли в полете, вынуждая совершать вынужденные посадки для прочистки свечей и карбюраторов.
Несмотря на все свои полномочия и мандаты, подписанные Лениным, Строев с Васильевым три дня безуспешно мотались по Москве в поисках хотя бы нескольких бочек бензина. И конфисковали, можно сказать, у Ленина, в кремлёвском гараже.
В недавно занятой красноармейцами Виннице полным ходом шло формирование Авиаотряда международной связи, он же Авиаотряд особого назначения. В его состав включили опытных пилотов: А. Сахно и В. Ходоровича — инструкторов Киевского летного училища, И. Барышникова из Московской авиашколы, Р. Пийра из 21-го разведывательного авиаотряда, а также — В. Королькова и В. Андерса из других отрядов Красного воздушного флота Украины.
Однако Ходорович был среди них единственным, кто, хотя бы, примерно знал по наземным ориентирам маршрут до Венгрии. Он и отправился утром 12 апреля на "Эльфауге" в первый советский международный авиарейс. В качестве пассажира в задней кабине сидел венгерский коммунист из бывших военнопленных Ференц Дьердь.
Несколько раз замолет обстреляли гайдамаки, но не попали, а мотор не подвел, и через пять часов "Эльфауге" на последних литрах бензина благополучно приземлился у села Палфалва под Будапештом. Опасный полет успешно завершился. Через несколько дней Ходорович с грузом дипломатической и военной корреспонденции вернулся в Винницу.
20 апреля в Венгрию вылетели еще два самолета, но один из пилотов Барышников вернулся на свой аэродром из-за течи в бензобаке, а другой пилот Сахно пропал без вести.
28 апреля летчики Пийр и Барышников, летевшие с советским представителем Гецем, сбились с курса в горах и посадили самолет на румынской территории, где были арестованы.
24 мая на самолете "Ганза-Бранденбург" с двумя посадками доставил в Москву наркома по военным делам Советской Венгрии Тибора Самуэли. 6 июня венгерские гости отправились в обратный путь. На этот раз их сопровождал советский самолет, пилотируемый советским летчиком Андерсом, который должен был доставить в Будапешт швейцарского коммуниста Фридриха Платтена. Однако до Венгрии долетел только Тибор Самуэли. Советский пилот заблудился и посадил самолет на румынской территории, где летчик и пассажир были арестованы. В конце концов, полеты были прекращены, а еще через некоторое время отступление советских войск на Украине сделало воздушное сообщение с Будапештом почти невозможным. Оставалась еще возможность оказать помощь Советской Венгрии, начав боевые действия против Румынии. 27 мая была предпринята попытка наступления в Бессарабии, в ходе которой удалось выбить румын из Бендер, но на этом и всё. Борьбу против коалиции европейских государств Советской Венгрии пришлось вести в одиночку с предсказуемым финалом. Организаторы Советской Венгрии бежали 1 августа в Австрию, было провозглашено новое правительство, которое было упразднено 6 августа 1919 года румынскими войсками, вошедшими в Будапешт.

Первые в России опыты по установке безоткатной пушки на самолете проводили в 1915 году. Преподаватель Константиновского артиллерийского училища подполковник П.А. Гельвих и капитан А.С. Орановский испытывали новый вид оружия на тяжелом самолете «Илья Муромец». Отдача компенсировалась использованием двух, направленных в противоположные стороны, стволов полевой 76,2-мм пушки. Один ствол - нарезной для снаряда, другой - гладкий для пыжа, затвор отсутствовал. Было произведено несколько выстрелов на земле и два в воздухе. Пушка оказалась слишком громоздкой даже для «Муромца» и не применялась.
Еще пару безоткаток для самолётов создал в 1916 году полковник сам Гельвих. Им разрабатывались 76,2-мм и 47-мм безоткатки с инертной массой. В 76,2-мм пушке, такой инертной массой был сам ствол пушки. Отлетая после выстрела, он спускался на парашюте. А 47-мм пушка имела два направленных в противоположные стороны ствола. В цель летел боевой, а назад - «фиктивный» снаряд. Для ее создания Морское ведомство передало Гельвиху два ствола 47-мм пушки Гочкиса. До сражений эти проекты тоже не дошли, но не забылись.
Гольвих добровольцем вступил в Красную армию и всю остальную жизнь занимался своими пушками. В 1919-м чекисты арестовал его в первый раз. Всего на 10 дней. В 1930 году был арестован Особым отделом ЛВО по подозрению в участии в антисоветской офицерской организации. Находился в заключении под следствием 5 месяцев, затем был освобождён. В 1938 году был арестован УНКВД по Ленинградской области по подозрению в шпионаже и в участии в антисоветском военном заговоре, провёл в тюрьме 8 месяцев. В июне 1938 года его уволили из РККА. В марте 1939 года был освобождён «в связи с прекращением дела» и восстановлен в РККА, вернулся в академию на прежнюю должность. В 1941 году Гельвих был удостоен Сталинской премии за большие заслуги в научных исследованиях и научные труды в области теории вероятностей и теории стрельбы. 27 января 1944 года Гельвих был арестован в 4-й раз. Его обвинили в шпионаже в пользу германской разведки аж с 1923 года. Ввиду отсутствия доказательств следователь добавил ещё одно обвинение в антисоветской агитации - «в тюремной камере восхвалял гитлеровскую Германию», а также «был членом антисоветской организации в Артиллерийской академии». Провёл в тюрьме под следствием 8 лет (!), встретив в тюремной камере свой 80-летний юбилей. Через 8 лет следствие закончилось и 27 марта 1952 года его приговорили к 15 годам лишения свободы. В лагере Гельвих (ему было за 80), регулярно делал утреннюю зарядку, продолжал высчитывать формулы и не мог спать от невозможности их записать. С большим трудом он достал тетрадь и карандаш, но тетрадь надзиратели отобрали и сожгли. 23 июля 1953 года его полностью реабилитировали. В октябре 1953 года уволен в отставку по болезни, однако продолжил работу в Артиллерийской академии. Умер в Ленинграде в 1958 году.

Самый массовый отечественный гидросамолёт царской России. Самолёт создал Дмитрий Павлович Григорович. Прекрасный гидросамолёт с толкающим винтом, сделано таких было 500 штук. Григорович был единственным авиаконструктором в царской России, награждённый за заслуги орденом. Россию не покинул и во время революции и гражданской, продолжал делать всё новые самолёты. В 1928-м арестован, приговорён к 10 годам лагерей, в шарашке вместе с Поликарповым (тот вообще был приговорён к расстрелу) создал в 1931-м истребитель И-5. После чего Григорович (он был неофициальным начальником) был выпущен и награждён, а Поликарпову расстрел заменили на 10 лет лагерей, но тут Чкалов так расхваливал самолёт Сталину, что Поликарпову лагеря заменили условным сроком. Григорович умер от рака в 1938-м, а Поликарпов - тоже от рака, но в 1944-м.
Но нам интересно вот что: На Балтике служил лейтенант А.Б. Тимофеев. Он создал свою, оригинальную безоткатку. В стальную трубу диаметром около трех дюймов, подвешенную под крылом самолета, закладывался снаряд, состоящий из двух частей. Одна представляла собой массивную гильзу-стакан, выполняющий роль пыжа, другая направлялась в цель и снаряжалась тротилом. Установка Тимофеева была испытана в марте 1916 года на отечественном гидроплане М-9. В акте комиссии 1-го судового авиационного отряда 10 марта 1916 года записано следующее: «9 марта были проведены опыты с бомбами, спроектированными лейтенантом Тимофеевым… Бомба развивала начальную скорость 170 футов в секунду в момент выстрела, и после него не происходило отдачи, траектория полета не имеет боковых отклонений». Таким образом, опыт оказался довольно удачным. Уже 6 декабря 1916 года начальник службы связи Балтийского флота доносил командующему, что лейтенант Тимофеев сконструировал метательную бомбу для действия с аэропланов по подводным лодкам, тральщикам и т.д. На основании этой разработки был сконструирован новый снаряд для установки на истребителе с целью поражения в воздухе неприятельских самолетов. Снаряд по своей мощности был эквивалентен 76,2-мм гранате и весил около 7 кг. Однако, по мнению специалистов, пыж представлял для своего самолёта опасность, куда большую, чем снаряд для противника. Завод, которому были заказаны эти снаряды, не смог своевременно выполнить взятых обязательств.

вернёмся на старт?

Статьи в журналах 1911-1920 гг.


Внимание! Чтобы читать дореволюционные тексты на языке оригинала, надо иметь на компе шрифт Palatino Linotype.
  1. Грахам Уайт: Аэроплан, как средство всеобщего мира «Синий журнал» 1911 г. №3 (8.01.1911) в djvu — 115 кб
    Авиация столь ужасное оружие, что войне положен конец. Перед тем как разбиться, хвастался, что мог бы легко потопить любой дредноут. Вот уж действительно
    Свод неба пустынен и свеж еще,
    Достигнут лишь первый рубеж еще
    Не завтра ли бомбоубежище
    Отроют у вас во дворе?

  2. Что было... Исповедь изобретателя летательного аппарата В.В.Татаринова «Синий журнал» 1911 г. №4 (15.01.1911) в djvu — 730 кб
    Изобретатель, увидев самолёт Райтов в Германии, сумел взять у военного министерства 50 тыс. рублей и начал создавать "аэромобиль" в 1909 году. Но это был не самолёт, а платформа с 4-мя горизонтальными пропеллерами. Сначала как бы вертолёт, но скорее "судно на воздушной подушке". В срок он не уложился, ныне подсчитали, что взлететь он не мог — Татаринов наделал кучу ошибок, особенно в профилях винтов — мощности хватило бы лишь на четверть веса конструкции. В августе 1909 военный министр осмотрел мастерскую и расторг договор. За растрату посадить его не смогли — деньги он тратил правильно, но пресса вовсю его травила. 4 ноября 1910 года он в психическом расстройстве сжёг мастерскую с аппаратом и едва не погиб сам. Неплохо воевал в 1-ю мировую и ушёл из армии в первый же день революции. Дальнейшая судьба его мне неизвестна
  3. О.Грузон. Физиологические явления на больших высотах «Вестник воздухоплавания» 1911 г. №2 (январь) в djvu — 213 кб
  4. Первый завоеватель воздуха Варфоломей Гюсмао «Вестник воздухоплавания» 1911 г. №№2-3 (январь-февраль) в djvu — 642 кб
  5. Воздушная торпеда «Вестник воздухоплавания» 1911 г. №2 (январь) в djvu — 231 кб
    Завод Круппа купил у Унге патент на ракету воздух-воздух
  6. Л.Рузер. Вопрос о первом механическом полёте «Вестник воздухоплавания» 1911 г. №№2-3 (январь-февраль) в djvu — 548 кб
    самолёт Адера
  7. Ю.Елец. Аэроплан — птица «Синий журнал» 1911 г. №5 (22?.01.1911) в djvu — 316 кб
    чего только на заре авиации не придумывали. Жуткая конструкция аэроплана
  8. Карта могил авиаторов «Синий журнал» 1911 г. №6 (29.01.1911) в djvu — 327 кб
    В 1910-м погибло 33 авиатора (каждый десятый). Карта — кто где разбился
  9. Будущность человечества «Синий журнал» 1911 г. №8 (12.02.1911) в djvu — 44 кб
    В наши дни обсуждается, как человека изменит невесомость. Ну, никак не ожидал, что подобные изыскания были и 100 лет назад — как человека изменит авиация!
  10. В.Шипчинский. Обзор литературы «Метеорологический вестник» 1911 г. №2 в djvu — 185 кб
    Разгромная статья на книгу Н.Рынина "Курс воздухоплавания" Часть I.
    Сканировал Юрий Дружинин.
  11. Аэросани сист. Коанда «Вестник воздухоплавания» 1911 г. №4 (февраль) в djvu — 22 кб
    Он, оказывается, не только самолёт реактивный делал, но и аэросани!
  12. Фотографирование на лету «Огонёк» 1911 г. №9 [26.02 (11.03).1911] в djvu — 53 кб
    Фотографирование с ракеты. Но это, вероятно, не имеет отношение к Маулю
  13. Радий и авиация. Новая беседа с Эдисоном «Синий журнал» 1911 г. №14 (26.03.1911) в djvu — 86 кб
    Эдисон регулярно выражал скепсис относительно авиации
  14. Злынский. Рекорд высоты «Воздухоплаватель» 1911 г. №4 (современный шрифт) 4 кб текста + 26 кб графики
    Душещипательный этюд о разбившемся авиаторе
  15. Среди воздухоплавателей «Синий журнал» 1911 г. №17 (16.04.1911) в djvu — 55 кб
    Из Ниццы в Тунис на аэроплане
    Аэроплан на полюсе
    Памятник Шавезу
  16. Н-н. Эмбрионы летательных аппаратов «Синий журнал» 1911 г. №18 (23.04.1911) в djvu — 798 кб
    Проекты прошлых веков
  17. Excelsior! «Синий журнал» 1911 г. №19 (30.04.1911) в djvu — 633 кб
    Луи Блерио приехал в Петербург, его приезд совпал с гибелью А.А. Матыевич-Мацеевича
    Епископ Михаил. Ещё один
  18. Среди воздухоплавателей. Что испытывают авиаторы в воздухе? «Синий журнал» 1911 г. №21 (14.05.1911) в djvu — 68 кб
  19. Ник Зотов. Парижская катастрофа «Синий журнал» 1911 г. №22 (21.05.1911) в djvu — 539 кб
    Воздушная гонка 1911 года от Парижа до Мадрида. Аэроплан Трэйна с отказавшим мотором врезался в толпу зрителей, причём из 300 тысяч в самых высокопоставленных. Эрнест Монис, премьер-министр Франции потерял сознание и сломал ногу. Сын Мониса, магнат и покровитель авиации Анри Дойч де ла Мерт были ранены. Военный министр Франции Анри Морис Берто погиб
  20. [аэроновости] «Синий журнал» 1911 г. №22 (21.05.1911) в djvu — 318 кб
    Дети-«аэронавты» (парижский клуб "Стелла")
    Вербицкий. "Наш музей" (аэросамоделки)
  21. Изумительный подвиг авиации «Синий журнал» 1911 г. №30 (15.07.1911) в djvu — 59 кб
    28 июня Линкольн Бичи на самолёте пролетел под Ниагарским мостом
  22. Счастливого воздушного пути! «Синий журнал» 1911 г. №30 (15.07.1911) в djvu — 520 кб
    начался знаменитые гонки аэропланов Петербург — Москва
  23. [Петербург — Москва] «Синий журнал» 1911 г. №31 (22.07.1911) в djvu — 3,24 Мб
    Почти весь номер посвящён перелёту Петербург — Москва и прочим авиационным темам
  24. -й. Возможен ли полёт без крыльев? «Воздухоплаватель» 1911 г. №8 в djvu — 88 кб
    О проекте француза P. Colliard. Простенький подсчёт необходимой тяги, чтобы поднять в воздух корпус самолёта без крыльев
    Сканировал Юрий Дружинин.
  25. А.Шершевский. Письмо в редакцию «Вестник воздухоплавателя» 1911 г. №18 (сентябрь) в djvu — 89 кб
    Речь про самолёты. Если это "тот" Шершевский, который работал с Обертом, то в 1910 году ему было 16 лет
    Сканировал Юрий Дружинин
  26. К.Циолковский. Исследование мировых пространств реактивными приборами «Вестник воздухоплавателя» 1911 г. №№19-21/22 (октябрь — ноябрь), 1912 г. №№2-3, 5-7, 9 (январь — апрель) в djvu — 3,22 Мб
    очень мало вспоминают про эту публикацию. А ведь она первая с рисунками, в отличие от статьи в "Научном обозрении" 1903 года
  27. [фото с выставки] «Вестник воздухоплавателя» 1911 г. №20 (октябрь) в djvu — 35 кб
    в предыдущих намерах было написано, что Коанда бросил заниматься глупостями реактивным самолётом, а сконструировал нормальный винтовой самолёт. Но, как видим, совсем реактивный принцип он не оставил — предъявил на выставке модель пневматической воздушной ракеты и устройств для стрельбы ей
  28. Воздушная турбина Кановетти «Вестник воздухоплавателя» 1911 г. №№20-21/22 (октябрь — ноябрь) в djvu — 691 кб
    попытки применить реактивный принцип в авиации
  29. Цандер на I Всероссийском Воздухоплавательном Съезде (3 странички из дневника съезда — в jpg) 1911 г. 1 кб текста + 340 кб графики
  30. перевод статьи C.Canovetti. Воздушная турбина «Воздухоплаватель» 1912 г. №1 в djvu — 307 кб
    Замена пропеллера воздушной турбиной
    Прислал Ю.Дружинин
  31. Жизнь на Марсе «Волны» 1912 г. №2 в djvu — 82 кб
    пересказ книги Эдмонда Перье "Жизнь на планетах"
  32. Фотографированием солнечного затмения... «Фотографические новости» 1912 г. №5 в djvu — 87 кб
  33. Смерть изобретателя парашюта «Вокруг света» 1912 г. №11 в djvu — 156 кб
    Я много раз читал о прыжке портного-парашютиста с Эйфелевой башни (это засняли на киноплёнку), но подробности прочитал впервые.
  34. [новости] «Природа» 1912 г. №2 в djvu — 15 кб
    Фотографирование Венеры (На Венере разглядели пятна)
    Кольца Сатурна
  35. Камилл Фламмарион. К 50-летию научной деятельности «Нива» 1912 г. №10 (10.03.1912) в djvu — 229 кб
  36. Н.Морозов. Прошедшее и будущее миров с современной геофизической и астрофизической точки зрения «Природа» 1912 г. №3 в djvu — 693 кб
  37. Солнечное затмение в Петербурге и его окрестностях «Огонёк» 1912 г. №16 [14 (27).04.1912] в djvu — 468 кб
    Знакомые лица — Н.Морозов, Тихов, Святский
  38. Терминология в области воздухоплавания «Воздухоплаватель» 1912 г. №5 (дореволюционный шрифт) 20 кб текста + 8 кб графики
    Терминология в области воздухоплавания «Воздухоплаватель» 1912 г. №5 (современный шрифт) 17 кб текста + 8 кб графики
  39. Авиационная неделя в Петербурге «Синий журнал» 1911 г. №23 (28.05.1911) в djvu — 530 кб
  40. М.Н.Ефимов. О полётах «Синий журнал» 1911 г. №23 (28.05.1911) в djvu — 550 кб
    В придачу ко всему — богатырь
  41. Г.А.Тихов. Новые исследования планет Марса и Сатурна «Природа» 1912 г. №6 в djvu — 274 кб
  42. О земной атмосфере «Природа» 1912 г. №6 в djvu — 40 кб
    До 500 вёрст разглядели!
  43. астрономические новости «Природа» 1912 г. №6 в djvu — 27 кб
    Планета 1911МГ
    Вращение Урана
    Сжатие луны
  44. управляемая воздушная торпеда «Инженерный журнал» 1912 г. №6/7 в djvu — 45 кб
    Проект американского адмирала Твининга. Это просто управляемый авиабеспилотник
    Сканировал Юрий Дружинин.
  45. Б.Воробьёв. Воздухоплавание в наше время (отрывок) «Современный мир» 1912 г. №7 (дореволюционный шрифт) 2 кб текста
    то же Б.Воробьёв. Воздухоплавание в наше время (отрывок) «Современный мир» 1912 г. №7 (современный шрифт) 2 кб текста
    Возможно, впервые цитируется знаменитая фраза Циолковского, полученная автором из его письма:
    «Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
  46. В.В.Рюмин. На ракете в мировое пространство «Природа и люди» 1912 г. №36 (июль?) (дореволюционный шрифт) 15 кб текста + 1 кб графики
    то же В.В.Рюмин. На ракете в мировое пространство «Природа и люди» 1912 г. №36 (июль?) (современный шрифт) 14 кб текста + 1 кб графики
    одна из первых восторженных и обстоятельных статей об идее Циолковского
  47. Сжатие и масса Урана «Природа» 1912 г. №7/8 в djvu — 17 кб
  48. Атмосфера на больших высотах «Природа» 1912 г. №9 в djvu — 17 кб
    Высота атмосферы — до 500 км, и уж не менее 200
  49. Л.Ранов. Жизнь на планетах «Задушевное слово» 1912 г., том LIII, №2, 11 ноября в pdf — 530 кб
    На Венере — доисторические ящеры, порхание стрекоз, рёв крокодилов...
  50. А.Ф. Лунные кратеры «Природа» 1912 г. №11 в djvu — 17 кб
    моделирование происхождения
  51. Жертвы авиации «Природа» 1912 г. №11 в djvu — 19 кб
    Не по теме, но весьма познавательная статистика
  52. Порох XV-го века «Природа» 1913 г. №1 в djvu — 15 кб
    Абрагам Маммингем — создатель пороха на основе азотной органики
  53. Реактивные двигатели «Электричество и жизнь» 1913 г. №1 (дореволюционный шрифт) 6 кб текста + 26 кб графики
    то же Реактивные двигатели «Электричество и жизнь» 1913 г. №1 (современный шрифт) 5 кб текста + 26 кб графики
    о последователях Сегнера, использующих реактивный принцип с упоминанием Циолковского
  54. [очерки по геохимии] «Природа» 1913 г. №3 в djvu — 34 кб
    отрывок из статьи, имеющий отношение в границе космоса/атмосферы. Целые десятилетия считали границей высоту, где загораются метеоры. Тут определили эту высоту аж в 780 км!
  55. Марс (по новейшим исследованиям) «Астрономическое обозрение» 1913 г. №4 в djvu — 927 кб
    Сканировал Юрий Дружинин.
  56. Фотографирование с ракеты «Природа» 1913 г. №4 в djvu — 25 кб
    Мауль
  57. Градотушитель — испытание в Петербурге нового аппарата для рассеивания градоносных туч «Огонёк» 1913 г. №21 [26.05. (8.06).1913] в djvu — 95 кб
    противоградовые ракеты болгарина Будевского
  58. Исследование высоких слоев атмосферы и работы L.Teisserenc de Bort'a «Природа» 1913 г. №7/8 в djvu — 391 кб
    высотные зонды. Есть рекорд высоты! — 37700 метров
  59. Путешествие на луну «Электричество и жизнь» 1913 г. №7/8 (дореволюционный шрифт) 2 кб текста
    то же Путешествие на луну «Электричество и жизнь» 1913 г. №7/8 (современный шрифт) 1 кб текста
    Теоретически возможно. Подсчитано, что для доставки на Луну 1 кг массы надо 6 371 000 килограммо-метров энергии (Это расчёты Эсно-Пельтри)
  60. Н.Сапожников. Светящие ракеты «Вестник офицерской артиллерийской школы» 1913 г. №9 в djvu — 482 кб
    Осветительные ракеты фирмы Алоиса Мюллера из Емильгофена
  61. Взрыв ракет на пароходе "Вольтурно" «Огонёк» 1913 г. №41 [13 (26).10.1913] в djvu — 189 кб
    Гибель парохода "Вольтурно", крупнейшая катастрофа после "Титаника" (в том же примерно районе и на том же маршруте) описана многократно и подробно. Погибло 136 человек, в основном женщин и детей. Было много пострадавших. Было много героизма и чудесных спасений. Спасали пароход ночью в девятибалльный шторм 11 судов, в том числе и русский "Царь". Подробно перечислены загоревшиеся грузы — пароход вёз эммигрантов и кучу огнеопасных материалов. Но про ракеты нигде ни слова! Между тем сомнений нет — художника поразило несочетаемое — фейерверк над гибнущим кораблём. Сам корабль, несмотря на взрыв котла и полное выгорание не утонул и был случайно встречен и затоплен через неделю.
  62. Журнал Общего Собрания Русского Астрономического Общества «Известия Русского астрономического общества» 1914 г. Вып. XIX №8 январь в djvu — 112 кб
    Г.А.Тихов — О фотографировании в астрономии
    Сканировал Юрий Дружинин.
  63. К.Е.Вейгелин. Как можно долететь до луны «Природа и люди» 1914 г. №4 (28.11.1913) в djvu — 453 кб
    то же К.Е.Вейгелин. Как можно долететь до луны «Природа и люди» 1914 г. №4 (28.11.1913) (дореволюционный шрифт) 13 кб текста + 131 кб графики
    то же К.Е.Вейгелин. Как можно долететь до луны «Природа и люди» 1914 г. №4 (28.11.1913) (современный шрифт) 12 кб текста + 131 кб графики
    Разбор проектов Циолковского и Эсно-Пельтри
  64. Воздушное фотографирование в германской армии «Огонёк» 1914 г. №32 (10 (23).08.1914) в djvu — 236 кб
    Ракеты Мауля
  65. Путешествие на планеты возможно! «Заря» 1914 г. №26 (6.07.1914) в pdf — 123 кб
  66. ссылки на работу Циолковского «Астрономическое обозрение» 1914 г. №3/4, 3-4 стр.обложки в djvu — 155 кб
    В библиографии — ссылки на работы Циолковского
  67. В.Рюмин. С земли на луну и дальше!... «Электричество и жизнь» 1914 г. №6 (дореволюционный шрифт) 7 кб текста
    то же В.Рюмин. С земли на луну и дальше!... «Электричество и жизнь» 1914 г. №6 (современный шрифт) 6 кб текста
  68. П.Д. Наибольшие высоты, достигнутые человеком «Природа» 1914 г. №6 в djvu — 45 кб
    О полёте стратостата "Икар"
  69. И.Фёдоров. Давно ли человечество знакомо с порохом «Природа и люди» 1914 г. №43 (28.08.1914) в djvu — 949 кб
    Исторический обзор с Древнего Китая
  70. I. П. Девятый спутник Юпитера «Природа» 1914 г. №12 в djvu — 22 кб
  71. С.С.Г. Э.Перрье. Жизнь на планетах «Известия Русского астрономического общества», выпуск XXI, 1915 г. №1 в djvu — 87 кб
    разгромная рецензия на брошюру
  72. письмо читателя «Астрономическое обозрение» 1915 г. №1 в djvu — 130 кб
    Восторженное письмо читателя, получившего брошюру Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами"
    Сканировал Юрий Дружинин.
  73. [фоторакеты Мауля] «Природа» 1915 г. №3 в djvu — 103 кб
    отрывок из статьи "Нападение и защита в военных действиях"
  74. Обзор печати «Электричество и жизнь» 1915 г. №10 (дореволюционный шрифт) 4 кб текста
    то же Обзор печати «Электричество и жизнь» 1915 г. №10 (современный шрифт) 4 кб текста
    Книги Циолковского, Перельмана
  75. Воздушная торпеда Тюрпэна «Нива» 1915 г. №11 (14.03.1915) в djvu — 25 кб
    Очередное "абсолютное оружие". По современному — активный снаряд, выстреливаемый из пушки, летящий как ракета да ещё при этом производит супермощную взрывчатку ("тюрпенит") прямо в полёте. Вероятно, остался в области экспериментов.
  76. Русские пускают ракету «Огонёк» 1915 г. №21 [24.05 (6.06).1915] в pdf — 166 кб
    Осветительные ракеты на войне. Впервые война продолжалась и ночью, ракеты стали очень востребованы, хотя были изобретены почти на сотню лет раньше
  77. Германцы пускают ракету «Огонёк» 1915 г. №22 [31.05 (13.06).1915] в pdf — 138 кб
    Осветительную
  78. Французское ружьё для выбрасывания освещающих ракет «Огонёк» 1915 г. №27 [5 (18).07.1915] в pdf — 67 кб
    большая ракетница
  79. Австрийские ручные гранаты «Огонёк» 1915 г. №31 [2 (15).08.1915] в pdf — 252 кб
    в т.ч и осветительные ракеты (схемы боеприпасов)
  80. Ночная атака русского отряда под Варшавой «Огонёк» 1915 г. №32 [9 (22).08.1915] в pdf — 192 кб
  81. фото «Огонёк» 1915 г. №35 [30.08 (12.09).1915] в djvu — 50 кб
    погиб в бою авиатор Пегу. И он тут назван изобретателем мёртвой петли, несмотря на то, что Нестеров сделал петлю "его имени" больше года назад, а год назад и погиб.
  82. Освещающия ракеты «Огонёк» 1915 г. №39 [27.09 (10.10).1915] в pdf — 49 кб
    Их сбрасывают с самолётов
  83. Е.П.Тарханова. Памяти Пегу «Нива» 1915 г. №11 (17.10.1915) в djvu — 250 кб
    О сопернике Нестерова, Адольфе Пегу, погибшем в бою 31 августа 1915 года
  84. Батарея пехотинцев «Огонёк» 1915 г. №42 [18 (31).10.1915] в pdf — 260 кб
    Хотя тут нет слова "ракета", это самые настоящие самодельные ракеты. Жаль не написали, что за взрывчатое вещество засыпают в пустые снаряды. И где они набрали пустых оболочек (гильзы?)
  85. К.Б.* Существует-ли планета за Нептуном? «Известия Русского астрономического общества» 1916 г. Вып. XXI №9 январь в djvu — 52 кб
    *Константин Львович Баев. Сетует на трудности обнаружения, но верит
    сканировал Юрий Дружинин
  86. Новые осветительные ракеты и снаряды для воздухоплавательных целей «Воздухоплаватель» 1916 г. №2 в djvu — 237 кб
    в том числе турецкая ракета, испытанная под Константинополем ракета Хира-Клинкоша с самолёта
  87. Вращение Нептуна «Природа» 1916 г. №2 в djvu — 28 кб
    напомню, сутки на Нептуне — 15 часов 58 минут
  88. Новое грозное воздушное чудовище «Весь мир» 1916 г. №20 (май) в djvu — 135 кб
    Проект американца Гасмана. Не по теме, но как пройти мимо очередной попытки установить мир с помощью сверхоружия? Особенно когда и Тесла руку приложил.
  89. Анри Графиньи. Возможны ли путешествия на планеты? «Природа и люди» 1916 г. №13 (май?) в djvu — 707 кб
    то же Анри Графиньи. Возможны ли путешествия на планеты? «Природа и люди» 1916 г. №13 (май?) (дореволюционный шрифт) 17 кб текста + 29 кб графики
    то же Анри Графиньи. Возможны ли путешествия на планеты? «Природа и люди» 1916 г. №13 (май?) (современный шрифт) 16 кб текста + 29 кб графики
    Автор смело говорит — да! Однако перечисляет массу проблем и склоняется к центрифуге. О ракетах — ни слова
  90. Видение будущего. Война через несколько десятков лет «Огонёк» 1916 г. №41 (9 (22).10.1916) в djvu — 171 кб
    Ужос. Но автор не угадал совершенно
  91. Аэро-кенгуру «Огонёк» 1917 г. №21 (4 (17).06.1917) в djvu — 523 кб
    дедушка "воздушного старта"
  92. Волшебные лунные пейзажи (3 рисунка) «Вокруг света» 1917 г. №4 (29.01.1917) в djvu — 776 кб
  93. Отец марсиан «Вокруг света» 1917 г. №7 (19.02.1917) в djvu — 278 кб
    памяти Персиваля Лоуэлля
  94. Под звёздным небом (рисунок) «Бич» 1917 г. №23 (июнь 1917) в djvu — 155 кб
    Полит.карикатура — девица жалеет марсиан, у которых, наверное, уже "социалистический строй".
  95. Н.Рынин. Воздушная война 1917 г. (отрывок) (дореволюционный шрифт) 7 кб текста + 292 кб графики
    то же Н.Рынин. Воздушная война 1917 г. (отрывок) (современный шрифт) 6 кб текста + 292 кб графики
    В основном газведка, фотосъёмка. Голуби с фотоаппаратами, ракеты Мауля, воздушные змеи, аэростаты
  96. Взрыв и пожар на Малой Охте, в Петрограде «Огонёк» 1917 г. №33 [27.08 (9.09).1917] в djvu — 183 кб
    Очередной пожар на Охтинском ракетном заводе Лианозова
  97. инфа «Природа» 1917 г. №11/12 в djvu — 81 кб
    Метеориты и образование лунных кратеров (до сих пор не определились, как возникли)
    Солнечные пятна и явления на поверхности Марса
    Параллакс "летящей звезды" Барнарда
  98. Н.Рынин. Проект воздухоплавательного аппарата Н. И. Кибальчича «Былое» 1918 г. №4/5 (дореволюционный шрифт) 28 кб текста + 6 кб графики
    то же Н.Рынин. Проект воздухоплавательного аппарата Н. И. Кибальчича «Былое» 1918 г. №4/5 (современный шрифт) 26 кб текста + 6 кб графики
    то же Н.Рынин. Проект воздухоплавательного аппарата Н. И. Кибальчича «Былое» 1918 г. №4/5 в pdf — 7,84 Мб
  99. 2 статьи «Вестник воздушного флота» 1918 г. №1 (июнь) в djvu — 365 кб
    Вычфинский. Петр Николаевич Нестеров (биография, описание подвигов)
    Каминский. Описание сбития змейкового аэростата (лётчик описывает процесс сбития австрийского аэростата ракетами Ле-Прю)
  100. Я.П. (без сомнения — Я.Перельман). Строение земной атмосферы «В мастерской природы» 1919 г. №1 (январь) в djvu — 119 кб
    Занятное представление о составе атмосферы тех лет. На высоте 100 км — 29% геокорония и 4% гелия.
  101. И.А.Валентей. Обманутое человечество и авиация в войне будущего «Вестник воздушного флота» 1918 г. №3 (июль) в djvu - 383 кб
    Забавный ужастик, жаль не указан год, когда "на земле война станет невозможной"
  102. Летательный аппарат народовольца Кибальчича «Вестник воздушного флота» 1918 г. №4 (октябрь) в djvu - 809 кб
  103. Я.И.Перельман. За пределы атмосферы «В мастерской природы» 1919 г. №5/6 (?) в djvu — 589 кб
    О проектах Кибальчича и Циолковского
  104. В.Витковский. Затмения на разных планетах «Военно-топографический журнал» 1920 г. №4/6 (апрель-июнь) в djvu — 796 кб
    Как выглядят с Земли затмения на разных планетах, как солнечные, так и спутников
    Нашёл и прислал Юрий Дружинин
Статьи в журналах 1921 — 1925 гг.

Статьи в журналах 1901 — 1910 гг.