«Природа и люди» 1914 год №4, с.53-55

Можно читать статью и на дореволюционном шрифте.




Луна в первой четверти.
(Вид в малую трубу).
КАК МОЖНО ДОЛЕТЕТЬ ДО ЛУНЫ.
Научная беседа К. Е. Beйгелина.
Т

ЕПЕРЬ воздух перестал быть для человека стихией заповеданной; авиация дала самыя осязательныя доказательства своей зрелости и полнопpaвности. Естественно является вопрос: возможно ли для нас, жителей Земли, побывать где-нибудь и за пределами нашей планеты? Правда, такия мечтания не раз высказывались и раньше, но в то время, когда нельзя было передвигаться даже в пределах нашей атмосферы, мысль эта могла казаться ничем иным, как полетом пылкой фантазии. Теперь же, когда мы уже свободны от прикованности к земной поверхности, вполне своевременно осмотреться и обдумать, какими путями и средствами можно выйти из пределов земной атмосферы. Авиация разрешила задачу передвижения, прибегнув к помощи крыльев, которыя находят себе опору в самом воздухе. Но в межпланетном пространстве нет воздуха. Значит, никакой аэроплан для путешествия на планеты или на Луну непригоден. Надо искать иных способов...


Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ,
преподаватель Калужской гимназий, первый разработавший проекты реактивнаго аппарата для межпланетных путешествий (1891 г.) и металлическаго управляемаго аэростата (1881 г.). Родился в 1857 году.

Безсмертный Жюль Верн фантазировал на эту тему: мы знаем, что его «ядро» долетело до Луны в силу сообщенной ему при выстреле первоначальной скорости. Может быть, через несколько тысячелетий окажется возможными нечто подобное, но — надо думать, что еще до этого человечеству удастся изобрести такой двигатель, который в состоянии будет вывести воздушное судно за пределы земной атмосферы и давать ему в безвоздушном пространстве любое поступательное движение. Простейшим примером такого передвижения может служить всем известная ракета. Принцип ея полета заключается в том, что действием газов, образующихся при воспламенении взрывчатаго вещества, оболочка с запасом этого вещества быстро проталкивается в обратном направлении. Полет по принципу ракеты носит название реактивнаго способа передвижения. Однако, ошибочно полагать, — как часто приходится слышать в публике, — что полет ракеты обусловливается отталкиванием ея от воздуха. В том- то и дело, что окружающая среда никакой роли здесь не играет: ракета с одинаковым успехом, и даже еще с большим, будет передвигаться в безвоздушном пространстве.

И вот, если предположить, что принцип ракеты будет применен для передвижения какого-нибудь снаряда, способнаго приютить одного или нескольких пассажиров, то такой снаряд сможет совершать путешествия в безвоздушном пространстве и долететь, если пожелаем, до Луны...

Этот интересный вопрос был разсмотрен недавно известным французским инженером Эсно-Пельтри, изобретателем монопланов «Репъ» и председателем французскаго Общества Воздушной Промышленности. Согласно Эсно-Пельтри, сущность вопроса представляется в следующем виде.

Все путешествие до Луны может быть разделено на три отдельных фазы. Первая фаза — отделение от Земли и удаление от нея на такое разстояние, которое позволило бы снаряду, благодаря уже развитой им скорости, чувствовать себя почти свободным от притяжения Земли. Этот путь проходится снарядом с постепенно возрастающей скоростью, пока последняя не позволит совершенно прекратить работу двигателя, чтобы продолжать дальнейший путь в безвоздушном пространстве только в силу инерции.

Тогда путешествие вступает во вторую фазу. Никакой работы для движения не затрачивается, а снаряд летит почти равномерно, сперва замедляя скорость в силу тяготения Земли, а затем приобретая ускорение от притяжения Луны.

Третья фаза наступает с приближением к Луне, когда ея притяжение становится слишком значительным, угрожая снаряду падением. Здесь снова потребуется работа двигателя, — на этот раз, чтобы уменьшить скорость снаряда и уничтожить ее совершенно к моменту прикосновения к поверхности Луны.

Эсно-Пельтри подробно обдумал вопрос о возможности подобнаго путешествия для человека. Он не видит к этому никаких серьезных препятствий. Вполне мыслимо обставить путешествие так, чтобы человек имел в пути достаточный запас воздуха, был бы предохранен от действия низкой температуры и ея резких перемен и мог бы переносить ту необычную скорость полета, которая имеется в виду. Точно также не встречает затруднений и вопрос об управляемости в пути; если ту ракету, которая должна быть двигателем снаряда, уклонять в надлежащую сторону, то соответственно будет меняться и направление полета; того же самаго можно достигнуть, применяя небольшия ракеты, действующия по бокам.


Путешествие с Земли на Луну по проекту Эсно-Пельтри.
Первая фаза — 5.780 километров. Вторая фаза — 371.000 килом. Третья фаза — 250 километров.

Вот цыфры, к которым, пришел Эсно-Пельтри.

Предполагается, что вес всего снаряда будет около 60 пудов, причем 20 пудов относятся к запасу того вещества, которое должно быть источником энергии. Если снаряд будет способен развить поступательную тягу, превышающую на одну десятую его собственный вес, то на разстоянии 5.780 километров от земной поверхности снаряд будет освобожден от цепких оков Земли, и получит возможность, в силу инерции, продолжать путь дальше без новой работы своего двигателя. Случится это по прошествии 24 минуть после оставления поверхности Земли; собственная скорость снаряда достигнет в этот момент колоссальной цыфры — 8½ верст в секунду (250 верст в минуту). Второй период путешествия, между областями притяжения Земли и Луны, потребует 48 час. времени. За это время снаряд подойдет к Луне на разстояние в 250 верст, и потребуется тормозящая сила для ослабления стремительнаго падения на Луну. В этой фазе пути снаряду придется пробыть всего лишь 3¾ мин. Итак, во все время фантастическаго перелета, требующаго немногим более двух суток, источнику энергии на снаряде придется работать только около 28 минут.

Но где же достать такой источник энергии, который был бы в состоянии развить столь чудовищную работу? Эсно-Пельтри на это отвечает тоже цыфрами. Для даннаго случая необходим двигатель мощностью свыше 400.000 лошадиных сил. Ни одно из существующих взрывчатых веществ не в состоянии принести здесь пользы; гремучий газ (смесь водорода и кислорода) был бы способен выполнить лишь 1/133 требуемой работы. И тем не менее есть источник энергии, применение котораго может при некоторых условиях разрешить задачу вполне удовлетворительно. Этот источник — волшебный радий, таящий в себе в скрытом виде огромные запасы энергии. Для нашего снаряда запас радия позволил бы получить энергию в 5.670 раз превосходящую потребность. Надо иметь достаточное количество радия и научиться использовать его энергию, — тогда для достижения Луны потребуется хлопот не больше, чем, напр., теперь для перелета на аэроплане из Петербурга в Москву.

Эсно-Пельтри идет еще дальше. Если снаряд-ракету весом в 60 пудов снабдить запасом радия в 20 пудов, то при непрерывной работе двигателя с постоянно увеличивающейся скоростью источник энергии был бы в состоянии переправить снаряд на Венеру и даже на Марс и затем обратно на Землю.


Итак, возможно достижение не только Луны, но и ближайших к ней планет. Остается только найти способ для использования энергии радия и научиться добывать этот радий в большом количестве. А за этим — будем надеяться — дело не станет.

От редакции. Идея путешествовать в мировом пространстве в реактивном аппарате не нова: еще в 1891-м году русский ученый К. Э. Циолковский подробно разработал ее, а в 1912-м году посвятил этому вопросу обстоятельную работу: «Изследование мировых пространств реактивными приборами». В свое время мы познакомили читателей с смелым проектом нашего соотечественника, намного опередившаго своих западных собратьев (см. статью «На ракете в мировое пространство», № 36 «Природа и Люди» за 1912 г.) И вот, не прошло и года, как к тому же вопросу начинают подходить на Западе с практической стороны.

По приглашению редакции «Природа и Люди», К. Э. Циолковский начертил для журнала схему проектируемаго им реактивнаго аппарата «Ракета» (см. стр, 55), сопроводив его следующим пояснением:

«Труба А и камера В из прочнаго тугоплавкаго металла покрыты внутри еще более тугоплавким материалом, — например вольфрамом или углеродом. С и D-насосы, накачивающие жидкий кислород и углеводороды в камеру взрывания В. «Ракета» еще имеет вторую наружную тугоплавкую оболочку. Между обеими оболочками есть промежуток (F F F), в который устремляется испаряющийся жидкий кислород в виде очень холоднаго газа. Он препятствует чрезмерному нагреванию обеих оболочек от трения при быстром движении «Ракеты» в атмосфере. Жидкий кислород и такой же углеводород разделены друг от друга непроницаемой оболочкой (не изображенной на чертеже). I — труба, отводящая испаренный холодный кислород в промежуток между двумя оболочками; он вытекает наружу через отверстия КК. У отверстия трубы А имеется (не изображенный на черт.) руль из двух взаимно перпендикулярных плоскостей для управления «Ракетой»; вырывающиеся разреженные и охлажденные газы, благодаря этим рулям изменяют направление своего движения и таким образом поворачивают «Ракету».


Чертеж межпланетнаго дирижабля «Ракета» по проекту К. Э. Циолковскаго.

Желающих подробнее познакомиться с интересными работами К. Э. Циолковскаго в этой области, отсылаем к его: «Изследованию мировых пространств реактивными приборами», напечатанному в кратком виде в «Научном Обозрении (1903 г., май) и более пространно в журнале «Вестник Воздухоплавания» (1911-1912 гг.).