Поморцев родился в 1851 году в Новгородской губернии. Отец его был артиллеристом в чине поручика, он тоже стал артиллеристом, однако потом занялся метеорологией, много летал на аэростатах, обрабатывал данные, писал книги об атмосфере. С 1900 года занялся планерами, а в 1902 на удивление всем занялся ракетами. Он обратил внимание на стабилизаторы и испытал множество их форм. Дослужившись до чина генерал-майора он ушёл на пенсию, продолжая заниматься ракетами теперь в Кучино. Публиковать работы ему запретили военные. Между тем ракеты у него летали на 9 км с боевой частью в 4 кг. Однако рассеивание было большим. Много у него было идей и проектов — и пневматические ракеты и самолёт. Он умер в 64 года от болезни сердца, Рябушинский, бывший его спонсором, вывез его работы за границу, где и опубликовал в 1920 году под своим именем.
Константин Эдуардович Циолковский, скромный учитель в маленьком городе Боровске, а потом в Калуге в особых представлениях пока не нуждается (надеюсь). Он переболел в детстве скарлатиной и практически оглох. Оттого он часто на фото со слуховой трубкой или вот таким зеркалом-экраном. Несмотря на это, а м.б. и благодаря этому он увлёкся знаниями, причём стал самоучкой, т.к не мог слышать преподователей. Родился он в сентябре 1857 года, практически точно за 100 лет до начала Космической эры. Страшно представить, как нелегко ему давались знания. Однако он освоил даже высшую математику, сдал нужные экзамены и стал преподавателем. Причём очень неплохим. Но гораздо лучше он умел фантазировать. Причём именно на технические темы. Писателем он был слабым, но интуистом, заглядывавшим вперёд на столетие — выдающимся. Да что там на столетие, когда он рассуждал, как переустроить человечество в пределах Галактики! Причём во главе галактического человечества стоял не царь и не совет народных депутатов, а Президент! Провинциальность, самоучение, отсутствие настоящего научного общества, практически всю жизнь нищий, обременённый оравой детей и внуков — он был просто обречён на неуспех и забвение. А он делал открытия, брал патенты, публиковал научные статьи и фантастику, издавал за свой счёт книги и много, очень много переписывался. Открытия оказывались сделанными немного раньше другими — он это просто не мог узнать, патенты оказывались убыточными, в его изобретениях не нуждались, его книги не покупали даже за ничтожную цену, чаще всего он их дарил, его статьи громили критики. У него не было времени — его отбирало преподавание в гимназии, его дом с моделями воздушных кораблей затапливало наводнениями, Циолковский даже был арестован чекистами как контрреволюционер. Но он прочёл Жюль Верна, раскритиковал его Колумбиаду и целые годы прикидывал, как сделать Колумбиаду реальной. Когда ему исполнилось 40, ему попалась книжечка совершенно неизвестного инженера Фёдорова, который описал наипримитивнейшую схему реактивного двигателя "без опоры на воздух". Циолковский быстро понял — вот что надо! — и создал (на бумаге) самую настоящую пилотируемую ракету. Почти все (включая и Гансвиндта) не понимали принцип реактивного движения. А Циолковский понимал, кроме того он разбирался в газодинамике. Циолковский в качестве топлива взял жидкий кислород и жидкий водород (предельно энергоёмкое топливо). Жидкий кислород смогли получить только в 1883 году, а жидкий водород получили лишь в 1898-м и в момент вычислений его вообще не существовало. Но Циолковский был неудержим. В статье он исчисляет топливо тоннами. Но это не всё. Скорость истечения газов из двигателя, основной показатель эффективности топлива, который и сейчас, 120 лет спустя топчется в районе 4 км/сек (а ФАУ-2 летала в космос на 2 135 м/с), Циолковский берёт 5,7 км/с! Что даёт ему преимущество в борьбе с реальностью в десятки раз. С большим сожалением он добавляет, что придётся этим и ограничиться, хотя опыты с предатомами (ионами) дают надежду в ближайшее время увеличить этот показатель еще в несколько раз! Ракета у Циолковского была одноступенчатой и даже при таком безумно огромном параметре топливо составляло 85% веса ракеты просто для вылета в космос. Что, конечно, для планов великого мечтателя было совсем неинтересно. Поэтому массу топлива он доводит до 99,5%, предоставляя инженерам самим думать, как создать такую бочку при соблюдении полного комфорта пассажиров. При всём косноязычии, употреблении устарелых в научном языке понятий типа "верста", "утилизация материала" работу Циолковского вполне можно считать за точку отсчёта космической эры в теории. Впервые с расчётами Циолковский показал, что
1. Полёты в космос возможны
2. Полёты в космос возможны только на ракетных устройствах
3. Полёты в космос возможны только на ракетных устройствах с жидким топливом, из которых наилучшие — жидкие кислород и водород
И ничего не произошло. Задача, поставленная Циолковским, для инженеров, металлургов, химиков, была нереальной. Поэтому статью журналы не печатали, лишь через 5 лет Филиппов в сокращении и без схемы в мае 1903 года статью напечатал, обозначив приоритет Циолковского навечно. И это был последний номер журнала "Научное обозрение". Редактор Филиппов почти сразу погиб при странных обстоятельствах в собственной квартире.
Циолковский оценил публикацию: «Рукопись не возвращена. Издано ужасно. Корректуры не было. Формулы и номера перевраны и потеряли смысл. Но все-таки я благодарен Филиппову, ибо он один решился издать мою работу».
Кстати, о формуле Циолковского. Формула вовсе не столь сложна, её выводили как минимум за полвека до этого, но сама по себе она была инертна как таблица умножения. Она была никому не нужна за неимением теории ракетного движения. То же самое и с числом Циолковского. Кому могли понадобиться отношение топлива и полезной нагрузки ракеты, если его некуда приложить? Статья осталась практически незамеченной, но тем не менее некоторое число людей узнали про статью, а в 1911-1912 гг Циолковский напечатал более расширенную версию со схемой ракеты в журнале "Вестник воздухоплавания". Кроме того и другие журналы изредка печатали статьи об идее Циолковского. И всё равно энтузиазма не было никакого. После чего началась война империалистическая, перешедшая в войну гражданскую. В России стало не до исследований мировых пространств.
В 23 года (1880 год) Циолковский сдал экзамены на учительское звание, переехал в Боровск и женился на дочке попа, в доме которого снимал комнату. В 1892 семья Циолковских переезжает в Калугу, где он и жил до самой смерти в сентябре 1935 года в возрасте 78 лет.
Дмитрий Рябушинский Родился в Москве в 1882 году восьмым сыном. Поступил в Московскую Практическую академию коммерческих наук, которую окончил в 1901 г. с золотой медалью и степенью кандидата коммерции. Курс механики читал профессор Н.Жуковский. Семья староверов Рябушинских по нашим понятиям была семьёй олигархов и миллиардеров. Много чего создала в Российской империи именно не своими деньгами, а умом и руками. Дмитрий своими деньгами распорядился так — 6 мая 1904 года в имении Рябушинских в Кучино под Москвой открыт Аэродинамический институт, являвшегося по своему оснащению первым в мире научным заведением подобного типа. На устройство института Дмитрий Павлович израсходовал до 1905 года 100 тысяч рублей. Там работали Жуковский, Неждановский, Поморцев, да и сам Рябушинский стремился быть лидером. Публиковались бюллетени на французском языке. В марте 1914-го Рябушинский объявил, что с авиацией разобрались: «... но на смену ей выдвигается новая, гораздо более трудная и грандиозная проблема, — проблема перелета на другую планету.» В институте занялись ракетами. В 1918-м Рябушинского арестовали; чудом оставшись в живых, он выехал в октябре 1918-го в Данию, переехал в 1919-м во Францию, где и оставался на протяжении всей последующей жизни, до смерти в 1962 году.
Во Франции Рябушинский продолжил исследования по гидродинамике, в том числе по изучению движения твердых тел в жидкости, вихревых течений, кавитации и сопротивления жидкостей. Последняя обзорная статья Рябушинского (1962) открывается портретом К.Э.Циолковского, аэродинамические исследования которого (как и Д.И.Менделеева) он один из первых упомянул в другом своем юбилейном докладе — в 1914 — в ряду «блестящих работ», положивших «начало рациональному изучению законов сопротивления воздуха».
В 1921 г Кучинский институт был переименован в Московский институт космической физики и вскоре влился во вновь созданный Государственный научно-исследовательский геофизический институт.
В день первого полета А.С. Кудашева на своем самолете. Второй справа — князь, первая слева — его супруга Екатерина Васильевна (предположительно).
|