Неназванный берлинский фотограф приспособил ракеты для фотографирования с высоты 50-60 метров
Первый в мире прыжок с парашютом с самолёта. Энтони Х. Яннус и Альберт Берри перед полетом в Кинлох-Филд, штат Миссури, 1 марта 1912 года. Парашют упакован внутри перевернутого конуса
Робер Эсно-Пельтри с раннего детства и до глубокой старости был изобретателем. Причём занимался почти только самолётами и ракетами. Только в самом конце жизни с прежней энергией начал писать философские труды по осмыслению окружающего мира в глобальном масштабе.
Он родился в Париже в 1881 году в семье текстильного фабриканта. С детства увлекался техникой. Учился в Сорбонне. В 1902 г. получил ученую степень по специальности: общая биология, общая физика, общая химия. Но рождалась авиация. Он начал создавать самолёт ещё в 1900-м (в 19 лет). В 1902 году проходил военную службу в роте связи под командованием капитана Феррье (он дружил с Робером и вспоминал много интересного по теме "Эсно-Пельтри и ракеты"). В 1904 г. Эсно-Пельтри сконструировал свой первый летательный аппарат - бесхвостый планер-биплан с несущими поверхностями из натянутого полотна. В 1906 г. приступает к конструированию своего первого моноплана, эту работу он заканчивает в 1907-м. И ставит на этот самолет двигатель собственной оригинальной конструкции. Общество гражданских инженеров Франции присудило ему за него Большой ежегодный приз (золотую медаль). Тридцать лет спустя 75% самолетов, произведенных всеми странами, были снабжены двигателями, в основу конструкции которых был положен тот же принцип.
В 1907 г. этот самолет был оборудован множеством приспособлений, которые впоследствии стали классическими, а именно: «ручкой управления»; шасси, снабженным масляно-пневматическими амортизаторами, и пр.
В период с 1908-1914 гг. он конструирует значительное число самолетов, ставивших ряд рекордов. Патентует ряд изобретений: привязной ремень, указатель скорости, спасательный парашют для пилота, двойное управление на учебных самолетах.
Эсно-Пельтри являлся одним из организаторов основанного в 1908 г. Общества промышленников по воздухоплаванию. С 1913 г. он председатель Авиационной комиссии Аэроклуба Франции.
Эсно-Пельтри один из немногих пионеров космонавтики, прославившийся при жизни. Но только в авиации! В космонавтике он был столь же бледен, как и другие.
В космонавтику его привёл Жюль Верн. Прочитав "Из пушки на Луну", юноша сделал расчёты, получил результат "пассажиры будут сплющены в лепёшку" и начал обдумывать иные способы, придя к ракете.
В 1908 г. Эсно-Пельтри уже считал, что космические полеты вполне возможны. Указание об этом имеется в книге капитана Ф. Фербера, где упоминаются соответствующие мысли Эсно-Пельтри в тексте, датированном 26 июля 1908 г. Эсно-Пельтри не знал ни Циолковского, ни Бинга, взявшего патент на высотную ракету в 1911 году.
В 1912 г он сделал великий вклад в космонавтику, прочитав свой доклад сначала в Петербурге (в феврале, его запомнил 1 человек, Шершевский), а 15 ноября в Париже, которым также не поразил воображения слушателей. Доклад был напечатал в страшно урезанном виде в 1913-м под невыразительным названием "Соображения о результатах бесконечного уменьшения веса моторов". При публикации секретарь Физического журнала проявил такую скупость при подсчете строчек и даже отдельных слов, что мысль автора стала в ряде случаев почти непонятной вследствие купюр, которым подверглась значительная часть текста. Английский перевод полного текста этого доклада был напечатан только в 1958 году. Из-за чего Эсно-Пельтри потерял приоритет на интересные идеи.
Его доклад содержит все необходимые теоретические обоснования реактивного движения, рассеивает миф о ракете, «опирающейся на воздух», и дает практические рекомендации по управлению движением ракеты. В его докладе уже предвидится значение вспомогательных двигателей для коррекции. В нем можно найти расчеты, относящиеся ко второй космической скорости, а также ко времени и скорости прямых и обратных полетов между Землей и Луной, продолжительности полетов на Луну, Марс, Венеру. Тепловые расчёты...
С этого момента авиация потеряла гениального конструктора. РЭП, как его называли (сокращение, образованное из начальных букв его имени и фамилии), всё больше времени отдавал ракетам, сам конструируя всё оборудование, сам занимаясь сложнейшими расчётами, сам испытывая ракетное топливо. Всё остальное было второстепенным, он получил множество патентов и самолётами занимался до 1927 г, но ракеты уже не оставил. Он предвидит возможность реализации межзвездных средств сообщения, после того как будет достигнуто практическое использование атомной энергии.
Однако он был всё же скорее пессимистом и допускал большие ошибки - он доказал, что ракета с химическим топливом бесперспективна для полётов в космос, нужно атомное топливо. Скорость истечения топлива "жидкий кислород/жидкий водород" он полагал равной 3000 м/с (на самом деле 4000 м/с). Он принимал предел ускорения 1,1 g. Беспилотных полётов он не признавал, каждый раз рассчитывая возвращение на Землю. Не удивительно, что отношение топливо/ПН у него получалось немыслимое - до 143 000! Помимо этого он боялся и невесомости, придумывая, как её уничтожить.
8-го июня 1927 г. Эсно-Пельтри представляет в Сорбонну доклад «Исследование при помощи ракет верхних слоев атмосферы и возможность межпланетных сообщений». Вслед за этим он приступает к конструированию ракеты, предназначенной для запуска в стратосферу, и продолжает многочисленные разработки различных видов жидкого топлива, но, к несчастью, он располагает совершенно недостаточными средствами.
Полагая, что операции с жидким кислородом особенно опасны, он считает более разумным испробовать жидкое взрывчатое вещество - тетранитрометан. Но его постигает неудача, так как применение сверхчувствительного взрывчатого вещества вызывает 9 октября 1931 г. взрыв; ему оторвало четыре пальца левой руки. Несчастный случай подействовал, по инициативе генерала Феррье Эсно-Пельтри выделяют, наконец, некоторые ассигнования. Однако эти ассигнования настолько незначительны, что он может только проектировать некоторые устройства, но не может перейти к их изготовлению.
После неудачи с тетранитрометаном он возвращается к жидкому кислороду и сталкивается с трудностью обеспечения двух взаимосвязанных режимов подачи кислорода и горючего.
С 1930 г. Эсно-Пельтри совместно с Пьером Монтаном теоретически исследовал оптимальные условия карбюрации в реактивном двигателе.
Он в 1930-м издал энциклопедию космонавтики, в том же году прочитал замечательный доклад в США, в Американском межпланетном обществе, где почти точно предсказал 1-й космический полёт - через 25 лет и его большую стоимость - 2 млн долл.
В 1932 г. Эсно-Пельтри совместно с Монтаном и Саваллем приступает в своей лаборатории к конструированию кислородного ракетного двигателя.
В 1937 г., в присутствии официальных представителей, посетивших лабораторию Эсно-Пельтри, двигатель работал нормально в течение 60 сек, развив тягу в 125 кг. Двигатель был одобрен, но в дальнейшей финансовой помощи было отказано, хотя за счет этих ассигнований Эсно-Пельтри хотел установить на ракете гироскопический стабилизатор, что он считал необходимым. Он согласился составить проект ракеты с оперением, но без указанного устройства; он дал этому проекту наименование «NIC» сокращенное («n'importe comment») т. е. «как-нибудь», но затем прекратил проектирование. А вскоре после этого началась вторая мировая война, положившая конец деятельности Эсно-Пельтри в области астронавтики.
Эсно-Пельтри сразу понял опасность, таящуюся в использовании ракет в качестве оружия, допускающего возможность межконтинентальных ударов, и был этим обеспокоен. Однако сначала он предпочел хранить молчание. После появления в печати его работы 1927 года он получил большое количество писем, ознакомивших его с работами, о которых он не знал: Г. Оберта, В. Гомана, М. Валье.
К началу войны Эсно-Пельтри произвел стендовые испытания реактивных двигателей, развивающих тягу в 300 кг в течение 60 сек, что соответствовало ракете с общей массой в 100 кг, которая могла бы достигнуть высоты в 100 км.
1-го февраля 1928 г. Эсно-Пельтри совместно с Гиршем учреждают международную премию по астронавтике, которая присуждалась до 1939 г. за «лучшую оригинальную, теоретическую или экспериментальную, научную работу, способную продвинуть вперед решение одного из вопросов, от которых зависит реализация межзвездной навигации, или умножить человеческие познания в одной из отраслей, соприкасающихся с астронавтикой».
Термин «астронавтика», который Эсно-Пельтри ввел тогда в научную терминологию, был впервые произнесен в декабре 1927 г. писателем Ж. Рони-старшим, тогдашним президентом Гонкуровской академии, впоследствии ставший членом Комитета по присуждению премий «РЭП-Гирша».
В ноябре 1928 года, на борту лайнера Иль-де-Франс во время плавания в Нью-Йорк, РЭП женился на Кармен Бернальдо де Кирос, внучке испанского генерала.
В 1930 г. Эсно-Пельтри опубликовал капитальный труд «Астронавтика», подлинный трактат о космических средствах сообщения, оказавший глубокое влияние на все последующие работы в этой области; этот труд является глубоким теоретическим исследованием, опирающимся на обширные знания в области небесной механики, астрофизики, баллистики, физической химии и физиологии. Ни одно из его положений не было впоследствии опровергнуто. В отношении условий обитаемости космического корабля Эсно-Пельтри указывает, что можно будет наполнить кабину чистым кислородом, что в свою очередь позволит уменьшить давление приблизительно до 1/10 атмосферного, в связи с чем значительно сократятся утечки.
В конце 1936 г. Эсно-Пельтри приступает к испытаниям сопел из сверхжаростойкого материала.
В 1939 году Эсно-Пельтри потерял всё. Немцы разгромили Францию и РЭП бежал в Швейцарию. 18 лет в Швейцарии занимался научной работой и изобретениями, получив ок. сотни патентов. Он перестал заниматься космическими исследованиями. Все его неопубликованные работы оказались утерянными. Многие документы, находившиеся на хранении у некоторых его сотрудников, были уничтожены ими в период оккупации Франции из опасения обысков. В 1942 Робер Эсно-Пельтри поселяется в Женеве. В 1947 г. в докладе, прочитанном в Аэроклубе Франции, Эсно-Пельтри возвращается к результатам своих расчетов, относящихся к ранее изученным смесям и дополняет эти расчеты, рассматривая состав жидкий водород-жидкий кислород, а также уран-235 и плутоний.
В последние годы Эсно-Пельтри подвергся преследованиям со стороны финансовых органов; его имущество, состоявшее из домашней обстановки, было описано. Он успел увидеть первый спутник, поздравить СССР с достижением, горько сожалея, что не у дел. В конце 50-х годов Эсно-Пельтри принимает решение вернуться во Францию. При переезде на родину, в поезде Женева-Ницца, за несколько минут до пересечения границы с Францией, 76-летний Робер Эсно-Пельтри скончался. В день, когда американский "Авангард" с первым американским ИСЗ взорвался на старте, 6 декабря 1957 года. Такой вот получился прощальный салют.
Снимок от 1898 года, но конструкция метеоаэростатов француза Леона Тейсерена де Бора почти не изменилась. 17 декабря 1912 года установлен новый рекорд - шар поднялся (и сбросил приборы на парашюте) на высоту 37 700 метров. Первооткрыватель стратосферы Тейсерен де Бор, запустивший с 1898 года более 200 шаров, умер через 2 недели
Есть бо-ольшие подозрения, что это просто трюк. Уцелеть при таком взрыве сложно. Но есть фото, когда его, невредимого, ставят на ноги среди обломков ракеты
Его не любили вспоминать в СССР. Мешал быть нашему лётчику Нестерову быть безукоризнено-единственным пионером высшего пилотажа. Адольф Селестен Пегу родился 13 июня 1889 года в Монферрате, Франция, на два года позже Нестерова. С 18 лет служил во французской армии. Пехотинец в Алжире и Марокко, потом гусарский полк, потом артиллерист в Тулоне, где он в октябре 1911 летал пассажиром на самолёте. Демобилизовавшись 13 февраля 1913 года, он сразу же сел за штурвал самолёта летать и получил свидетельство пилота уже 1 марта 1913 года. Через неделю Луи Блерио нанял его в качестве летчика-испытателя. 19 августа 1913 года он первым во Франции совершил прыжок с парашютом с самолета. Самолёт был старый, одноместный, им пожертвовали ради прыжка. Спускаясь на парашюте, Пегу увидел, как обречённый самолёт внезапно начал переворачиваться вверх колёсами и вообще маневрировать по полной программе, но снова выправился. После приземления Пегу обратился к репортерам: «Я видел, как самолёт делал петлю. Значит, это возможно. И я тоже попробую!»
Он перевернул свой "Блерио-11" на высоте 400 метров вверх колёсами 1 сентября 1913 года, на 9 дней РАНЬШЕ Нестерова. На следующий день повторил на высоте 700 метров. Но сделал не петлю, а S-образный манёвр, что тоже было весьма новаторски. Затем, 21 сентября, он выполнил целую серию фигур и классическую "мёртвую петлю", на 12 дней ПОЗЖЕ Нестерова, ничего о нём не зная. Подвиг Пегу был широко разрекламирован и многие считали его первым в высшем пилотаже. Вскоре после своего подвига Пегу был приглашен царем России провести в Москве серию показательных выступлений, за которыми последовало обучение студентов. В России он встречался и с Нестеровым. Пегу стал популярным инструктором французских и других европейских начинающих пилотов. Его слава в Европе невероятна - от Англии до России его знают все. Он собирается покорить и Америку, но...
...началась война. Пегу добровольно пошел в летную службу и был немедленно принят в качестве летчика-наблюдателя. Защищал Париж. Уже в октябре 1914 получает награду за разведку, в ноябре сбит, тянул 10 км до своих позиций. 5 февраля 1915 года ему и его стрелку приписали сбитие двух немецких самолетов и принуждение еще одного к посадке на французской территории. Потом он уже летал на одноместных самолетах и в апреле одержал еще две победы. Шестая победа 18 июля. Со статистикой плохо, стреляли из револьверов, часто самолёты падали сами, но есть основания считать Пегу первым воздушным асом. 31 августа 1915 года Отто Кандульский, который раньше был учеником Пегу, вылетел на разведку, был перехвачен Пегу и... у немцев уже были пулемёты и пулемётчик фон Билиц попал Пегу в голову. Пегу было 26 лет. В этот день он был удостоен звания кавалера Почетного легиона и награжден Военным крестом с пальмовыми ветвями, но так и не узнал об этом. 6 сентября тот же немецкий экипаж на месте гибели Пегу сбросил траурный венок с надписью «Пегу, погибшему героем за свое Отечество» . 18 мая 1916 года Роже Ронсерай во время воздушного боя сбил Отто Кандульского и получил прозвище «Le Vengeur de Pegoud». (Мститель за Пегу). Однако Отто Кандульский остался жив, женился и имел дочь, а затем бесследно исчез в пучинах истории
А это впервые в мире с самолёта с парашютом прыгает женщина - Энн Бродвик, 20 лет. Калифорния, 9 января 1914 года, высота 600 метров. Вообще-то это демонстрационный полёт, с репортёршей на борту с явной целью продать идею парашюта американским ВВС. Однако утверждается, что с самолёта прыгала и раньше - 16.09.1912 (2 раза), 21.06.1913, просто неофициально.
Энн Бродвик (в девичестве Томпсон) по прозвищу «Крошка» (родилась весом в 3 фунта). В 12 лет вышла замуж, в 13 родила дочь Верлу, в 14 муж её бросил, она работала по 14 часов в сутки на хлопчатобумажной фабрике за 40 центов в день, прибегая дважды в день домой, чтобы покормить ребёнка, в 15 увидела шоу Бродвика, стала его женой (он её удочерил) и начала прыгать с аэростатов (впервые 28 декабря 1908 года, ей 15 лет). Весила 37 килограммов, идеально для тех парашютов. Но, бывало и разбивалась. В 16 развелась, в 17 вновь замуж (и еще не раз), в 29 прыгать ей надоело. Совершила 1100 прыжков. Первая - с самолёта, первая - в свободном падении (1914 г.), первая - в воду (1914 г.). Дожила до 85 лет.
Оченашек был хороший инженер, в 1910-м создал свой самолёт, потом радиальный авиамотор (идею у него украли), потом работал на военных. У него была своя "фишка" - он часто делал устройства (нет точного описания), где снаряд выбрасывался в воздух пусковой установкой, а уже взлетев и получив начальную скорость, зажигал свой РД (активно-реактивная схема). Похоже, гранату выбрасывала пружина. И в 40-х годах идея выброса и включения в воздухе у него осталась. Но об этом позже - 1930 г.
Виктор Куассак родился в департаменте Коррез во Франции в 1867 году. Его отец, Жан-Батист, был портным. Детей в семье было 7, все воспитаны в католическом духе, но Куассак стал атеистом. В 14 лет Виктора отправили в Париж учиться ремеслу своего отца. Но он жаждал знаний и начал учиться самостоятельно. К 1889 году, в возрасте 22 лет, он был учителем в городе Туре. Три года спустя он женился. Появились дети. Куассак жаждал знаний, был членом астрономического кружка и президентом местного научного общества. Он разработал теорию гравитации (и сам её забраковал, потому что не получалась без наличия бога). В 1905 году он занялся политикой, стал членом новой объединенной Социалистической партии. А по сути он был идеалистом, утопистом, анархистом и пацифистом. В 1910-м создал ассоциацию, названную L'Integrale ("Интеграл"). В ней было аж 10 членов, но издавался журнал. В 1921 году он открыл небольшой цех по производству белья, но через несколько месяцев он закрылся. Жена с ним развелась. В 1922 году Куассак со своими сторонниками купил ферму (22 га) недалеко от Тулузы и основал небольшое "пацифистское сообщество". Начали строить свою утопию. Куассак произвёл расчёты и выяснил, что через 80 лет вся Франция станет коммунистической. В 1925 году юная Сюзанна Ле Будек пришла в общину и три года спустя родила сына Виктору Куассаку. В общей сложности около 70 мужчин и женщин прошли через общину в течение 13 лет. Соседи не слишком хорошо относились к общине, а Куассака считали немного сумасшедшим. Автономность у общины никак не получалась, приходилось надеяться на поджертвования и ссуды и к началу 30-х финансово стало плохо. Тогда Куассак и решил написать фантастические романы. И написал. Аж два, в стиле Жюль Верна, в 1934-м и 1935-м. Его герои обращаются за советами к самому Куассаку (!) (роман издан под псевдонимом), летят на Луну, там приключения. Симпатии к СССР и коммунистам он выказывал многократно. И роман не без того. Заблудших космонавтов спасает советский корабль "Товарищ Толстой"
Это был полный провал. Писал он, вероятно, в соавторстве с Лесли (Руш). Куассак поссорился с Рушем и подумал, что лучше написать что-нибудь самому. Используя псевдоним Марсель Иллид, он написал книгу "Сексуальное воспитание за десять уроков" и довольно стрёмный роман "Люсетт". Эта книга, вероятно, стала причиной того, что Куассак побывал в тюрьме между 1936-м и 1939-м годом. К декабрю 1934 года "Интеграл" был почти банкротом с долгами в 500 000 франков и большим количеством ипотечных кредитов. Ферма была продана в конце 1935 года.
Виктор Куассак, Сюзанна и их сын уехали в городок Кассенс, а весной 1936 года переехали на несколько километров в деревню Грацими, где Куассак, которому было 69 лет, создал новую общину "Идеал". Количество членов никогда не превышало четырёх, из них трое - Куассак, жена и сын, но Куассак издавал журнал для распространения своих идей. Объявление войны в 1939 году стало огромным шоком для него. Измученный, больной и глубоко разочарованный, он умер 7 марта 1941 года от сердечного приступа.
В чём его заслуга в космонавтике? В 1915-м году он опубликовал книгу The Conquest of Space (Завоевание космоса)
Вряд ли он знал работы Циолковского и Эсно-Пельтри (никакого намёка на подобие), скорее всего его тоже посетила мысль, куда будет направлена экспансия человечества, "в погоне за пространством и светом". Он также отверг пушку и центрифугу и остановил свой взгляд на ракете, но не понял даже реактивный принцип. В воздухе ракета отталкивается от воздуха, а в вакууме? От тех газов, которые выбросила сама! А ещё может собрать газы в гигантский мешок и использовать их вторично. Ракета твердотопливная, массой 40 тысяч тонн, из них 39 460 тонн - топливо (гонкоттон). Высота - 130 метров. Для Луны достаточно массы РН всего 3000 тонн и 1-2 месяца полёта. Он оценивает стоимость путешествия с двухмесячным пребыванием в 2 520 000 франков (примерно 500 000 долларов США по сегодняшним меркам)
В целом он был на порядок слабее, чем пионеры космонавтики (традиционно главными "пионервожатыми" считают Циолковского, Годдарда, Оберта и Эсно-Пельтри). Он не учитывал сопротивления атмосферы при взлёте, считал умеренными температуры при возвращении, крайне нереалистичное соотношение масс, мало внимания невесомости... Там мало научного, больше интуиции. Часто цитирует Жюль Верна. Однако в 1925-м книга была переиздана с дополнениями. И там уже появились интересные мысли, хотя оригинальными они не были уже, но это явно не плагиат: коррекции траектории, ступенчатые ракеты, торможение в атмосфере, сжигание водорода для получения воды и энергии (принцип современного ТЭ), солнечное зеркало для создания тяги, отделяемый модуль для исследования планет, рудиментарный планетоход (велосипед). Он просчитал запасы всего, работу СЖО, в каждой каюте - библиотека... Огромный список необходимых вещей (включая деньги)... Куассак рассматривает миссию к Альфе Центавра, которая может занять 6 столетий полета и столько же времени возвращения на Землю. Он явно говорит о кораблях поколений, теме, которая позже станет любимой темой многих писателей-фантастов.
Его книги пионеры космонавтики тоже вряд ли читали, хотя есть версия, что Кондратюк-Шаргей читал, оценил разделение модулей перед посадкой на планету и обсчитал то, что называют "Трасса Кондратюка". Я в этом сомневаюсь
|