Неназванный берлинский фотограф приспособил ракеты для фотографирования с высоты 50-60 метров

Первый в мире прыжок с парашютом с самолёта. Энтони Х. Яннус и Альберт Берри перед полетом в Кинлох-Филд, штат Миссури, 1 марта 1912 года. Парашют упакован внутри перевернутого конуса




Робер Эсно-Пельтри с раннего детства и до глубокой старости был изобретателем. Причём занимался почти только самолётами и ракетами. Только в самом конце жизни с прежней энергией начал писать философские труды по осмыслению окружающего мира в глобальном масштабе.
Он родился в Париже в 1881 году в семье текстильного фабриканта. С детства увлекался техникой. Учился в Сорбонне. В 1902 г. получил ученую степень по специальности: общая биология, общая физика, общая химия. Но рождалась авиация. Он начал создавать самолёт ещё в 1900-м (в 19 лет). В 1902 году проходил военную службу в роте связи под командованием капитана Феррье (он дружил с Робером и вспоминал много интересного по теме "Эсно-Пельтри и ракеты"). В 1904 г. Эсно-Пельтри сконструировал свой первый летательный аппарат - бесхвостый планер-биплан с несущими поверхностями из натянутого полотна. В 1906 г. приступает к конструированию своего первого моноплана, эту работу он заканчивает в 1907-м. И ставит на этот самолет двигатель собственной оригинальной конструкции. Общество гражданских инженеров Франции присудило ему за него Большой ежегодный приз (золотую медаль). Тридцать лет спустя 75% самолетов, произведенных всеми странами, были снабжены двигателями, в основу конструкции которых был положен тот же принцип. В 1907 г. этот самолет был оборудован множеством приспособлений, которые впоследствии стали классическими, а именно: «ручкой управления»; шасси, снабженным масляно-пневматическими амортизаторами, и пр.
В период с 1908-1914 гг. он конструирует значительное число самолетов, ставивших ряд рекордов. Патентует ряд изобретений: привязной ремень, указатель скорости, спасательный парашют для пилота, двойное управление на учебных самолетах.
Эсно-Пельтри являлся одним из организаторов основанного в 1908 г. Общества промышленников по воздухоплаванию. С 1913 г. он председатель Авиационной комиссии Аэроклуба Франции.
Эсно-Пельтри один из немногих пионеров космонавтики, прославившийся при жизни. Но только в авиации! В космонавтике он был столь же бледен, как и другие.
В космонавтику его привёл Жюль Верн. Прочитав "Из пушки на Луну", юноша сделал расчёты, получил результат "пассажиры будут сплющены в лепёшку" и начал обдумывать иные способы, придя к ракете. В 1908 г. Эсно-Пельтри уже считал, что космические полеты вполне возможны. Указание об этом имеется в книге капитана Ф. Фербера, где упоминаются соответствующие мысли Эсно-Пельтри в тексте, датированном 26 июля 1908 г. Эсно-Пельтри не знал ни Циолковского, ни Бинга, взявшего патент на высотную ракету в 1911 году.
В 1912 г он сделал великий вклад в космонавтику, прочитав свой доклад сначала в Петербурге (в феврале, его запомнил 1 человек, Шершевский), а 15 ноября в Париже, которым также не поразил воображения слушателей. Доклад был напечатал в страшно урезанном виде в 1913-м под невыразительным названием "Соображения о результатах бесконечного уменьшения веса моторов". При публикации секретарь Физического журнала проявил такую скупость при подсчете строчек и даже отдельных слов, что мысль автора стала в ряде случаев почти непонятной вследствие купюр, которым подверглась значительная часть текста. Английский перевод полного текста этого доклада был напечатан только в 1958 году. Из-за чего Эсно-Пельтри потерял приоритет на интересные идеи.
Его доклад содержит все необходимые теоретические обоснования реактивного движения, рассеивает миф о ракете, «опирающейся на воздух», и дает практические рекомендации по управлению движением ракеты. В его докладе уже предвидится значение вспомогательных двигателей для коррекции. В нем можно найти расчеты, относящиеся ко второй космической скорости, а также ко времени и скорости прямых и обратных полетов между Землей и Луной, продолжительности полетов на Луну, Марс, Венеру. Тепловые расчёты...
С этого момента авиация потеряла гениального конструктора. РЭП, как его называли (сокращение, образованное из начальных букв его имени и фамилии), всё больше времени отдавал ракетам, сам конструируя всё оборудование, сам занимаясь сложнейшими расчётами, сам испытывая ракетное топливо. Всё остальное было второстепенным, он получил множество патентов и самолётами занимался до 1927 г, но ракеты уже не оставил. Он предвидит возможность реализации межзвездных средств сообщения, после того как будет достигнуто практическое использование атомной энергии.
Однако он был всё же скорее пессимистом и допускал большие ошибки - он доказал, что ракета с химическим топливом бесперспективна для полётов в космос, нужно атомное топливо. Скорость истечения топлива "жидкий кислород/жидкий водород" он полагал равной 3000 м/с (на самом деле 4000 м/с). Он принимал предел ускорения 1,1 g. Беспилотных полётов он не признавал, каждый раз рассчитывая возвращение на Землю. Не удивительно, что отношение топливо/ПН у него получалось немыслимое - до 143 000! Помимо этого он боялся и невесомости, придумывая, как её уничтожить.
8-го июня 1927 г. Эсно-Пельтри представляет в Сорбонну доклад «Исследование при помощи ракет верхних слоев атмосферы и возможность межпланетных сообщений». Вслед за этим он приступает к конструированию ракеты, предназначенной для запуска в стратосферу, и продолжает многочисленные разработки различных видов жидкого топлива, но, к несчастью, он располагает совершенно недостаточными средствами.
Полагая, что операции с жидким кислородом особенно опасны, он считает более разумным испробовать жидкое взрывчатое вещество - тетранитрометан. Но его постигает неудача, так как применение сверхчувствительного взрывчатого вещества вызывает 9 октября 1931 г. взрыв; ему оторвало четыре пальца левой руки. Несчастный случай подействовал, по инициативе генерала Феррье Эсно-Пельтри выделяют, наконец, некоторые ассигнования. Однако эти ассигнования настолько незначительны, что он может только проектировать некоторые устройства, но не может перейти к их изготовлению.
После неудачи с тетранитрометаном он возвращается к жидкому кислороду и сталкивается с трудностью обеспечения двух взаимосвязанных режимов подачи кислорода и горючего.
С 1930 г. Эсно-Пельтри совместно с Пьером Монтаном теоретически исследовал оптимальные условия карбюрации в реактивном двигателе.
Он в 1930-м издал энциклопедию космонавтики, в том же году прочитал замечательный доклад в США, в Американском межпланетном обществе, где почти точно предсказал 1-й космический полёт - через 25 лет и его большую стоимость - 2 млн долл.
В 1932 г. Эсно-Пельтри совместно с Монтаном и Саваллем приступает в своей лаборатории к конструированию кислородного ракетного двигателя.
В 1937 г., в присутствии официальных представителей, посетивших лабораторию Эсно-Пельтри, двигатель работал нормально в течение 60 сек, развив тягу в 125 кг. Двигатель был одобрен, но в дальнейшей финансовой помощи было отказано, хотя за счет этих ассигнований Эсно-Пельтри хотел установить на ракете гироскопический стабилизатор, что он считал необходимым. Он согласился составить проект ракеты с оперением, но без указанного устройства; он дал этому проекту наименование «NIC» сокращенное («n'importe comment») т. е. «как-нибудь», но затем прекратил проектирование. А вскоре после этого началась вторая мировая война, положившая конец деятельности Эсно-Пельтри в области астронавтики.
Эсно-Пельтри сразу понял опасность, таящуюся в использовании ракет в качестве оружия, допускающего возможность межконтинентальных ударов, и был этим обеспокоен. Однако сначала он предпочел хранить молчание. После появления в печати его работы 1927 года он получил большое количество писем, ознакомивших его с работами, о которых он не знал: Г. Оберта, В. Гомана, М. Валье.
К началу войны Эсно-Пельтри произвел стендовые испытания реактивных двигателей, развивающих тягу в 300 кг в течение 60 сек, что соответствовало ракете с общей массой в 100 кг, которая могла бы достигнуть высоты в 100 км.
1-го февраля 1928 г. Эсно-Пельтри совместно с Гиршем учреждают международную премию по астронавтике, которая присуждалась до 1939 г. за «лучшую оригинальную, теоретическую или экспериментальную, научную работу, способную продвинуть вперед решение одного из вопросов, от которых зависит реализация межзвездной навигации, или умножить человеческие познания в одной из отраслей, соприкасающихся с астронавтикой».
Термин «астронавтика», который Эсно-Пельтри ввел тогда в научную терминологию, был впервые произнесен в декабре 1927 г. писателем Ж. Рони-старшим, тогдашним президентом Гонкуровской академии, впоследствии ставший членом Комитета по присуждению премий «РЭП-Гирша».
В ноябре 1928 года, на борту лайнера Иль-де-Франс во время плавания в Нью-Йорк, РЭП женился на Кармен Бернальдо де Кирос, внучке испанского генерала.
В 1930 г. Эсно-Пельтри опубликовал капитальный труд «Астронавтика», подлинный трактат о космических средствах сообщения, оказавший глубокое влияние на все последующие работы в этой области; этот труд является глубоким теоретическим исследованием, опирающимся на обширные знания в области небесной механики, астрофизики, баллистики, физической химии и физиологии. Ни одно из его положений не было впоследствии опровергнуто. В отношении условий обитаемости космического корабля Эсно-Пельтри указывает, что можно будет наполнить кабину чистым кислородом, что в свою очередь позволит уменьшить давление приблизительно до 1/10 атмосферного, в связи с чем значительно сократятся утечки.
В конце 1936 г. Эсно-Пельтри приступает к испытаниям сопел из сверхжаростойкого материала.
В 1939 году Эсно-Пельтри потерял всё. Немцы разгромили Францию и РЭП бежал в Швейцарию. 18 лет в Швейцарии занимался научной работой и изобретениями, получив ок. сотни патентов. Он перестал заниматься космическими исследованиями. Все его неопубликованные работы оказались утерянными. Многие документы, находившиеся на хранении у некоторых его сотрудников, были уничтожены ими в период оккупации Франции из опасения обысков. В 1942 Робер Эсно-Пельтри поселяется в Женеве. В 1947 г. в докладе, прочитанном в Аэроклубе Франции, Эсно-Пельтри возвращается к результатам своих расчетов, относящихся к ранее изученным смесям и дополняет эти расчеты, рассматривая состав жидкий водород-жидкий кислород, а также уран-235 и плутоний.
В последние годы Эсно-Пельтри подвергся преследованиям со стороны финансовых органов; его имущество, состоявшее из домашней обстановки, было описано. Он успел увидеть первый спутник, поздравить СССР с достижением, горько сожалея, что не у дел. В конце 50-х годов Эсно-Пельтри принимает решение вернуться во Францию. При переезде на родину, в поезде Женева-Ницца, за несколько минут до пересечения границы с Францией, 76-летний Робер Эсно-Пельтри скончался. В день, когда американский "Авангард" с первым американским ИСЗ взорвался на старте, 6 декабря 1957 года. Такой вот получился прощальный салют.

Снимок от 1898 года, но конструкция метеоаэростатов француза Леона Тейсерена де Бора почти не изменилась. 17 декабря 1912 года установлен новый рекорд - шар поднялся (и сбросил приборы на парашюте) на высоту 37 700 метров. Первооткрыватель стратосферы Тейсерен де Бор, запустивший с 1898 года более 200 шаров, умер через 2 недели







Есть бо-ольшие подозрения, что это просто трюк. Уцелеть при таком взрыве сложно. Но есть фото, когда его, невредимого, ставят на ноги среди обломков ракеты



Его не любили вспоминать в СССР. Мешал быть нашему лётчику Нестерову быть безукоризнено-единственным пионером высшего пилотажа. Адольф Селестен Пегу родился 13 июня 1889 года в Монферрате, Франция, на два года позже Нестерова. С 18 лет служил во французской армии. Пехотинец в Алжире и Марокко, потом гусарский полк, потом артиллерист в Тулоне, где он в октябре 1911 летал пассажиром на самолёте. Демобилизовавшись 13 февраля 1913 года, он сразу же сел за штурвал самолёта летать и получил свидетельство пилота уже 1 марта 1913 года. Через неделю Луи Блерио нанял его в качестве летчика-испытателя. 19 августа 1913 года он первым во Франции совершил прыжок с парашютом с самолета. Самолёт был старый, одноместный, им пожертвовали ради прыжка. Спускаясь на парашюте, Пегу увидел, как обречённый самолёт внезапно начал переворачиваться вверх колёсами и вообще маневрировать по полной программе, но снова выправился. После приземления Пегу обратился к репортерам: «Я видел, как самолёт делал петлю. Значит, это возможно. И я тоже попробую!»
Он перевернул свой "Блерио-11" на высоте 400 метров вверх колёсами 1 сентября 1913 года, на 9 дней РАНЬШЕ Нестерова. На следующий день повторил на высоте 700 метров. Но сделал не петлю, а S-образный манёвр, что тоже было весьма новаторски. Затем, 21 сентября, он выполнил целую серию фигур и классическую "мёртвую петлю", на 12 дней ПОЗЖЕ Нестерова, ничего о нём не зная. Подвиг Пегу был широко разрекламирован и многие считали его первым в высшем пилотаже. Вскоре после своего подвига Пегу был приглашен царем России провести в Москве серию показательных выступлений, за которыми последовало обучение студентов. В России он встречался и с Нестеровым. Пегу стал популярным инструктором французских и других европейских начинающих пилотов. Его слава в Европе невероятна - от Англии до России его знают все. Он собирается покорить и Америку, но...
...началась война. Пегу добровольно пошел в летную службу и был немедленно принят в качестве летчика-наблюдателя. Защищал Париж. Уже в октябре 1914 получает награду за разведку, в ноябре сбит, тянул 10 км до своих позиций. 5 февраля 1915 года ему и его стрелку приписали сбитие двух немецких самолетов и принуждение еще одного к посадке на французской территории. Потом он уже летал на одноместных самолетах и в апреле одержал еще две победы. Шестая победа 18 июля. Со статистикой плохо, стреляли из револьверов, часто самолёты падали сами, но есть основания считать Пегу первым воздушным асом. 31 августа 1915 года Отто Кандульский, который раньше был учеником Пегу, вылетел на разведку, был перехвачен Пегу и... у немцев уже были пулемёты и пулемётчик фон Билиц попал Пегу в голову. Пегу было 26 лет. В этот день он был удостоен звания кавалера Почетного легиона и награжден Военным крестом с пальмовыми ветвями, но так и не узнал об этом. 6 сентября тот же немецкий экипаж на месте гибели Пегу сбросил траурный венок с надписью «Пегу, погибшему героем за свое Отечество» . 18 мая 1916 года Роже Ронсерай во время воздушного боя сбил Отто Кандульского и получил прозвище «Le Vengeur de Pegoud». (Мститель за Пегу). Однако Отто Кандульский остался жив, женился и имел дочь, а затем бесследно исчез в пучинах истории

А это впервые в мире с самолёта с парашютом прыгает женщина - Энн Бродвик, 20 лет. Калифорния, 9 января 1914 года, высота 600 метров. Вообще-то это демонстрационный полёт, с репортёршей на борту с явной целью продать идею парашюта американским ВВС. Однако утверждается, что с самолёта прыгала и раньше - 16.09.1912 (2 раза), 21.06.1913, просто неофициально.
Энн Бродвик (в девичестве Томпсон) по прозвищу «Крошка» (родилась весом в 3 фунта). В 12 лет вышла замуж, в 13 родила дочь Верлу, в 14 муж её бросил, она работала по 14 часов в сутки на хлопчатобумажной фабрике за 40 центов в день, прибегая дважды в день домой, чтобы покормить ребёнка, в 15 увидела шоу Бродвика, стала его женой (он её удочерил) и начала прыгать с аэростатов (впервые 28 декабря 1908 года, ей 15 лет). Весила 37 килограммов, идеально для тех парашютов. Но, бывало и разбивалась. В 16 развелась, в 17 вновь замуж (и еще не раз), в 29 прыгать ей надоело. Совершила 1100 прыжков. Первая - с самолёта, первая - в свободном падении (1914 г.), первая - в воду (1914 г.). Дожила до 85 лет.









Оченашек был хороший инженер, в 1910-м создал свой самолёт, потом радиальный авиамотор (идею у него украли), потом работал на военных. У него была своя "фишка" - он часто делал устройства (нет точного описания), где снаряд выбрасывался в воздух пусковой установкой, а уже взлетев и получив начальную скорость, зажигал свой РД (активно-реактивная схема). Похоже, гранату выбрасывала пружина. И в 40-х годах идея выброса и включения в воздухе у него осталась. Но об этом позже - 1930 г.

Виктор Куассак родился в департаменте Коррез во Франции в 1867 году. Его отец, Жан-Батист, был портным. Детей в семье было 7, все воспитаны в католическом духе, но Куассак стал атеистом. В 14 лет Виктора отправили в Париж учиться ремеслу своего отца. Но он жаждал знаний и начал учиться самостоятельно. К 1889 году, в возрасте 22 лет, он был учителем в городе Туре. Три года спустя он женился. Появились дети. Куассак жаждал знаний, был членом астрономического кружка и президентом местного научного общества. Он разработал теорию гравитации (и сам её забраковал, потому что не получалась без наличия бога). В 1905 году он занялся политикой, стал членом новой объединенной Социалистической партии. А по сути он был идеалистом, утопистом, анархистом и пацифистом. В 1910-м создал ассоциацию, названную L'Integrale ("Интеграл"). В ней было аж 10 членов, но издавался журнал. В 1921 году он открыл небольшой цех по производству белья, но через несколько месяцев он закрылся. Жена с ним развелась. В 1922 году Куассак со своими сторонниками купил ферму (22 га) недалеко от Тулузы и основал небольшое "пацифистское сообщество". Начали строить свою утопию. Куассак произвёл расчёты и выяснил, что через 80 лет вся Франция станет коммунистической. В 1925 году юная Сюзанна Ле Будек пришла в общину и три года спустя родила сына Виктору Куассаку. В общей сложности около 70 мужчин и женщин прошли через общину в течение 13 лет. Соседи не слишком хорошо относились к общине, а Куассака считали немного сумасшедшим. Автономность у общины никак не получалась, приходилось надеяться на поджертвования и ссуды и к началу 30-х финансово стало плохо. Тогда Куассак и решил написать фантастические романы. И написал. Аж два, в стиле Жюль Верна, в 1934-м и 1935-м. Его герои обращаются за советами к самому Куассаку (!) (роман издан под псевдонимом), летят на Луну, там приключения. Симпатии к СССР и коммунистам он выказывал многократно. И роман не без того. Заблудших космонавтов спасает советский корабль "Товарищ Толстой"
Это был полный провал. Писал он, вероятно, в соавторстве с Лесли (Руш). Куассак поссорился с Рушем и подумал, что лучше написать что-нибудь самому. Используя псевдоним Марсель Иллид, он написал книгу "Сексуальное воспитание за десять уроков" и довольно стрёмный роман "Люсетт". Эта книга, вероятно, стала причиной того, что Куассак побывал в тюрьме между 1936-м и 1939-м годом. К декабрю 1934 года "Интеграл" был почти банкротом с долгами в 500 000 франков и большим количеством ипотечных кредитов. Ферма была продана в конце 1935 года.
Виктор Куассак, Сюзанна и их сын уехали в городок Кассенс, а весной 1936 года переехали на несколько километров в деревню Грацими, где Куассак, которому было 69 лет, создал новую общину "Идеал". Количество членов никогда не превышало четырёх, из них трое - Куассак, жена и сын, но Куассак издавал журнал для распространения своих идей. Объявление войны в 1939 году стало огромным шоком для него. Измученный, больной и глубоко разочарованный, он умер 7 марта 1941 года от сердечного приступа.
В чём его заслуга в космонавтике? В 1915-м году он опубликовал книгу The Conquest of Space (Завоевание космоса)
Вряд ли он знал работы Циолковского и Эсно-Пельтри (никакого намёка на подобие), скорее всего его тоже посетила мысль, куда будет направлена экспансия человечества, "в погоне за пространством и светом". Он также отверг пушку и центрифугу и остановил свой взгляд на ракете, но не понял даже реактивный принцип. В воздухе ракета отталкивается от воздуха, а в вакууме? От тех газов, которые выбросила сама! А ещё может собрать газы в гигантский мешок и использовать их вторично. Ракета твердотопливная, массой 40 тысяч тонн, из них 39 460 тонн - топливо (гонкоттон). Высота - 130 метров. Для Луны достаточно массы РН всего 3000 тонн и 1-2 месяца полёта. Он оценивает стоимость путешествия с двухмесячным пребыванием в 2 520 000 франков (примерно 500 000 долларов США по сегодняшним меркам)
В целом он был на порядок слабее, чем пионеры космонавтики (традиционно главными "пионервожатыми" считают Циолковского, Годдарда, Оберта и Эсно-Пельтри). Он не учитывал сопротивления атмосферы при взлёте, считал умеренными температуры при возвращении, крайне нереалистичное соотношение масс, мало внимания невесомости... Там мало научного, больше интуиции. Часто цитирует Жюль Верна. Однако в 1925-м книга была переиздана с дополнениями. И там уже появились интересные мысли, хотя оригинальными они не были уже, но это явно не плагиат: коррекции траектории, ступенчатые ракеты, торможение в атмосфере, сжигание водорода для получения воды и энергии (принцип современного ТЭ), солнечное зеркало для создания тяги, отделяемый модуль для исследования планет, рудиментарный планетоход (велосипед). Он просчитал запасы всего, работу СЖО, в каждой каюте - библиотека... Огромный список необходимых вещей (включая деньги)... Куассак рассматривает миссию к Альфе Центавра, которая может занять 6 столетий полета и столько же времени возвращения на Землю. Он явно говорит о кораблях поколений, теме, которая позже станет любимой темой многих писателей-фантастов.
Его книги пионеры космонавтики тоже вряд ли читали, хотя есть версия, что Кондратюк-Шаргей читал, оценил разделение модулей перед посадкой на планету и обсчитал то, что называют "Трасса Кондратюка". Я в этом сомневаюсь

вернёмся на старт?

Статьи на иностранных языках в журналах, газетах 1911-1915 гг.


  1. Турбина вместо авиационного пропеллера (на англ.) «Popular mechanics» 1911 г. №3, с.359 в djvu — 172 кб
    Великий князь России Кирилл ездит на снегоходе с точно такой же турбиной, как на самолёте Куанды. И о самолёте Куанды, первом в мире реактивном самолёте, представленном на Парижской выставке.
  2. Фламмарион о запуске спутника (на англ.) «Popular mechanics» 1911 г. №6, с.790 в djvu — 95 кб
    Фламмарион объясняет принцип спутника с помощью ньютоновской пушки. На эту статью его надоумил прогресс в размерах и мощности пушек. Однако, как отмечает автор заметки, лучшие пушки дают скорость более чем в 10 раз меньшую, чем орбитальная скорость.
  3. Р. Эно-Пельтри. Снижение веса двигателей и возможности, которые можно получить вследствие этого (R. Esnault-Pelterie, Allégement des moteurs et conséquences que l'on pourrait en déduire (на французском) «Revue générale des Sciences pures et appliquées», том 23, 1912 г., стр. 910 в pdf — 2,44 Мб
    Это всего лишь отчет о лекции Эсно Пельтри, а не лекции самой, которая была опубликована только год спустя, в 1913 — http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/inostr-yazyki/fran/esno-peltri.pdf
    Пересказ: Авторы не раз говорили о межпланетных полетах, не будучи озабочены трудностями их реализации. Сегодня мы знаем, что материю можно хранить и преобразовывать в энергию в более сжатой форме, чем те, которые мы используем на практике. Допустим на минуту, что пределы уменьшения массы двигателей далеки от тех, которые мы знаем сегодня. Рассмотрим проблемы, не будучи озабочены сокращением этого веса. Прежде всего, есть ли двигатель, который может продвинуть машину в вакууме? Да, это ракетный двигатель, или, выражаясь иначе: реактивное устройство. Автор исследовал ее функционирование математически. Результат, к сожалению, очень плох. Чтобы доставить 1 кг от Земли до бесконечности нужно 6.371.103 килограмм-метр, с эффективностью 0,0293, не так много. Кроме того, если путешественник не может выдержать невесомость то необходимо поставить на транспортное средство устройство искусственной гравитации. Это позволит, правда, добиться огромных скоростей и покрыть огромные расстояния. Но энергии понадобится еще больше. Надо хранить её в форме в 400 раз более концентрированной, чем в динамите (только для путешествия Земля-Луна и обратно) возможно, даже в 40 000 раз, если встретятся некоторые физиологические трудности. Нужно 300 кг этого чрезвычайно эффективного взрывчатого вещества. С другой стороны, 25 кг радия будет достаточно, если знать, как извлечь всю его энергию в короткое время, необходимое для путешествия.
  4. Люсьен Рюдо. Лунные пейзажи: взгляды на ближайшего нашего небесного соседа (Lucien Rudaux, Lunar Landscapes: Views on Our Nearest Celestial Neighbour) (на англ.) «The Illustrated London News», том 140, №3797 (27.01.1912), 1912 г., стр. 124-125 в pdf - 1,82 Мб
    «Лунные высоты оцениваются теми, кто на земле, путем измерения теней, отбрасываемых лунными объектами. (...) Действительно, было сказано, что её поверхность [луны] лучше известна астрономам, чем внутренняя часть Африка для исследователей. Некоторые идеи о размерах могут быть получены, когда говорят, что диаметр великого кратера Посидония составляет шестьдесят миль (сто километров), а Аристотеля - пятьдесят [восемьдесят]. Высокая стена последнего превышает 10500 футов [3200 метров]. Что касается высоты лунных гор, можно сказать, что пик в Клавии «поднимается на высоту 24 000 футов [7300 метров] над дном одного из внутренних кратеров»».
    Рисунок на странице 125 вверху: на краю одной из великих лунных расщелин.
    внизу: часть стены, ограждающая большую равнину на Луне.
    Больше лунных рисунков Рюдо на странице 124 вставлено в статью о психологии собак.
  5. Фоторакеты на войне (The Rocket As War-Photographer: Snap-Shots Taken By a Great "Firework") (на англ.) «The Illustrated London News» 07.12.1912 в pdf — 2,72 Мб
    Подробный фоторепортаж о ракетах Мауля.
  6. Макс Валье. Заметное явление на теневой стороне Луны (Max Valier, Auffällige Erscheinung auf der Schattenseite des Mondes) (на немецком) «Astronomische Nachrichten», том 191, 1912 г.., кол. 443-444 в pdf — 1,19 Мб
    Наблюдения Валье опубликованы в докладе, когда ему было всего 17 лет, вероятно, это начало его публикаций! При наблюдении Луны 19 мая 1921 г. "Я заметил, в этой области блеск, в котором можно разглядеть много деталей, особенно заметный феномен был на мысе Лаплас. Это была небольшая площадь, блестящая ярче в центре и немного красноватая. Доктор Реден наблюдал в то же время, но ничего не видел, его фотографии теневой части не имеют признаков этого явления. Учитывая обстоятельства, доктор Rheden тем не менее думает, что моё наблюдение, возможно, реально, вероятно, следует рекомендовать не спускать глаз с этого района. "— Удивительно, что такие расплывчатые сообщения опубликованы, вероятно, чтобы воодушевить молодых астрономов?
  7. Макс Валье. Размеры и цвета кометы 1911 г. (Брукса) (Max Valier, Helligkeit und Farbe des Kometen 1911 c (Brooks) (на немецком) «Astronomische Nachrichten», том 193, 1912 г., кол.. 205-206 в pdf — 968 кб
    Валье публикует свои оценки величины этой кометы, сделанные между 7 сентября и 4 ноября 1911 г. (когда ему было всего 16 лет!). Его оценки были в основном 0,1, возможно, даже, 0,05, если объект находится в хорошем положении, иногда 0,2 — 0,3 mag. Быстрое изменение цвета на 18 сентября интересно (от синего до зеленого в соответствии с таблицей). — Это один из многих астрономических наблюдений, опубликованных при жизни Валье.
  8. Макс Валье. Некоторые интересные лунные области, наблюдаемые с помощью телескопа (Max Valier, Einige interessante Mondregionen, gezeichnet am Fernrohr) (на немецком) «Das Weltall», том 12, 1911-1912 г., стр.. 289-291 в pdf — 2,06 Мб
    Валье представил около 400 своих рисунков лунных пейзажей, которые он сделал. Там можно найти очень маленькие объекты, как холмы или некоторые хребты избежавшие внимания лунных профессиональных картографов. Хотя он попросил своих читателей о снисхождении в связи с его способностями рисования, редактор журнала, очевидно, думал, что было бы целесообразно предложить двойной разворот журнала для его рисунков! Валье писал, например, эта номер 1 (кратер Аристарх и Геродот) имеет несколько холмов, которые не были включены в лунные карты. Другим примером является рисунок 4 (кратер Шиллер и Байер): рисунок не содержит все сведения, которые не могут быть сделаны за 40 минут, но есть по крайней мере один небольшой кратер (отмечен стрелками) которого не хватает на карте Шмидта [карта Юлия Шмидта 1878 г, известеного как самая подробныя карта Луны 19-го века.]. В конце он оправдывает техническое несовершенство своих рисунков, так как они были сделаны на глаз. Он делает открытия в астрономии, таким образом, хотя работает три года [имеется в виду: ему было 14 лет!].
  9. Бейсбол на Марсе (на англ.) «Popular mechanics» 1912 г. №3, с.368-370 в djvu — 510 кб
    Заголовок не совсем верный. Профессор Моултон из Чикагского университета рассуждает, как выглядела бы игра в бейсбол на одном из спутников Марса. И на этом примере поясняет, почему маленькие небесные тела не имеют атмосферы.
  10. Макс Валье. Лунный кратер Тикет и его странности (Max Valier, Der Mondkrater Taquet und seine Absonderlichkeiten) (на немецком) «Astronomische Korrespondenz», том 6, №5, 1912 г., стр. 73, 80-81 в pdf — 2,35 Мб
    Валье публикует свои наблюдения лунного кратера Тикет, которые он сделал, когда ему было всего 16 лет. Он отметил несколько раз, что теней в кратере мало после местного восхода солнца. Иногда казалось, что кратер был наполнен веществом. Это явление объясняется испарением небольшого количества льда под действием солнечных лучей. Кратер заполнен туманом, который исчезает через некоторое время. — Валье опубликовал эти наблюдения в нескольких журналах. Эта статья сопровождается его рисунками кратера Тикет и карты (см. его монограмма слева внизу).
  11. Д-р Эндрю Бинг возражает ... (Le Dr. Andréк; Bing expose ..., (на французском) «Revue générale des Sciences pures et appliquées», том 24, 1913 г., стр. 35-36 в pdf — 4,62 Мб
    Д-р Эндрю Бинг высказывает мнение, которое касается приведения в движение транспортных средств в вакууме, идеи, представленной на последней сессии [15 ноября 1912] г-на Р. Эно-Пельтри. Как он думает, использование реактивного двигателя, использующего гипотетическое высвобождение внутренней атомной энергии сомнительно.
    Эндрю Бинг получил патент на многоступенчатую ракету (получил в Бельгии 30 июня 1911 года). Этот патент часто упоминается в хронологии.
  12. Двигатель для путешествия с Земли на Луну (Un moteur pour aller de la Terre à la Lune) (на франц.) «La Croix», 26.-27.01.1913 в pdf — 183 кб
    Газетный отчет о лекции Роберта Эсно-Пельтри по проблемам космических путешествий 15 ноября 1912 года. Еще более подробная, чем в «Revue générale des Sciences pures et appliquées», том 23 (1912) — http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/inostr-yazyki/fran/revue-general/1912/esnault-pelterie.pdf
  13. Каналы Марса — доказательство жизни на планете (на англ.) «Popular mechanics» 1913 г. №4, с.494-495 в djvu — 331 кб
    Исследования, проведенные в последнее время в большой обсерватории Флагстаффа, штат Аризона, доказывают, к удовлетворению многих астрономов, что сеть каналов на планете Марс является свидетельством больших усилий со стороны марсиан по сохранению размеров подачи воды. Телескоп показал, что Марс, очевидно, мир необыкновенной красоты, но с признаками глубокой старости; планета населена разумными существами, но мир достиг периода, когда его моря практически иссякли. В ранее поразительных сообщениях проф. Персиваль Лоуэлл, который был одним из первых ученых, из тех, кто утверждают, что Марс обитель расы высоко цивилизованных людей, в настоящее время умело поддерживается профессором Джеймсом Х. Уортингтоном, другим известным ученым, который говорит, что не может больше оставаться никаких сомнений в существовании строителей каналов на Марсе.
  14. Ральф Бэкон. Баллада о Билли Бёрде (на англ.) «Popular mechanics» 1913 г. №5, с.707 в djvu — 234 кб
    О Билле, Кате-Катерине, улетевшей на "Райте" к кометам и кольцам Сатурна (конечно, он отправился на поиски). Однако они не встретились — кончился бензин. Да, заправок в космосе тогда ещё не было.
  15. Пилотируемая ракета не взлетела (на англ.) «Popular mechanics» 1913 г. №5, с.651 в djvu — 118 кб
    Странное дело — журнал не назвал имя героя, хотя ранее писал о нём не раз
  16. Попытка Лоу взлететь на ракете (на англ.) «The New-York Times» 14.03.1913 в pdf — 76 кб
  17. Попытка Лоу взлететь на ракете (на англ.) «New-York Tribune» 14.03.1913 в jpg — 122 кб
    Тут прочитать невозможно, но хоть посмотреть — Лоу лежит ничком среди обломков
  18. Попытка Лоу взлететь на ракете (на англ.) «The sun» 14.03.1913 в jpg — 133 кб
  19. *Снимок, сделанный фотокамерой в воздухе (Snapshot in air taken by camera) (на англ.) «Spokane Daily Chronicle» 22.01.1913 в jpg — 78 кб
    Аэропланы делают снимки с высоты птичьего полета чрезвычайно распространенными, но теперь наступает время «фейерверочных» снимков, сделанных фотокамерой, взлетевшей высоко в воздух, как часть ракеты. Изобретатель аппарата, Альфред Мауль, потратил 12 лет экспериментов на усовершенствование своего устройства. Германские военные власти приняли изобретение на вооружение, из-за его полезности во время войны, когда разведка аэропланом будет невозможна.
  20. *Фотографирование с ракеты (Photographing from a sky-rocket) (на англ.) «Boston Evening Transcript» 11.06.1913 в jpg — 320 кб
    Действительно, поражает воображение совместимость между ракетой и фотографической камерой – как хрупка одна, и насколько буйная другая. Но это не находится за пределами возможного для Альфреда Мауля, который связал первое со вторым в единое счастливое партнерство.
    Ракетная камера, как ее можно назвать, предназначенная для военных целей продемонстрирована перед германскими военными властями с таким успехом, что ее официально приняли [на вооружение]. Проблема не оказалось легкой и, как заявил изобретатель, он пытался эти две столь разные вещи запрячь в одну упряжку на протяжении двенадцати лет – столько времени потребовалось, чтобы привести полученное устройство в несомненно настоящее совершенство.
    Как описывают, аппарат состоит из камеры, заключенной в остроконечном колпаке, на вершине которого находится пневматический электрический контакт, а также из контейнера, содержащего парашют в верхней части ракеты. На вершине контейнера расположен гироскоп, предназначенный для удержания камеры в нужной позиции во время съемки. Корпус ракеты имеет длину около пятнадцати футов и в нижней части она снабжена деревянными стабилизаторами. Вся ракета длиной двадцать футов весит около восьмидесяти четырех фунтов. Камера использует пластинки 8x10 дюймов.
    Для задания нужного направления полета, ракета монтируется на специальном лафете, который установлен на вершине прочной треугольной основы и может быть поднят на любой угол от горизонтали до 90 градусов. Когда ракета запущена электрическим [разрядом] (с дистанции около 200 ярдов), запускается гироскоп и, примерно через восемь секунд ракета достигает высоты около 2600 футов. Когда ракета проходит наивысшую точку своей траектории, камера, удерживаемая гироскопом в нужном направлении, покрывающем [интересующее] поле зрения, спускает затвор и происходит фотографирование. В этот же момент освобождается парашют, находящийся в верхней части ракеты, и ракета разделяется на две части. Парашют раскрывается и весь механизм, ракетная головка и т.п. мягко спускается на землю, приземляясь примерно через пятнадцать минут.
  21. *Хотите отправиться на Луну? (Want to take troop to moon?) (на англ.) «The Ellensburgh Capital» 29.05.1913 в jpg — 396 кб
    Придуманная Жюлем Верном история о том, как несколько человек отправились на Луну – без возможности вернуться назад – едва ли более фантастична, чем некоторые предположения, которые высказал профессор Гаррет П. Сервисс, выдающийся нью-йоркский астроном, согласно Главной Книги Филадельфии.
    В лекции перед Филадельфийским Инженерным Клубом, при поддержке Аэроклуба Пенсильвании, профессор Сервисс предсказал, что настанет время, когда человек найдет способ защитить свое физическое тело в космосе меж Землёй и Луной, или на пути к другому соседнему объекту в нашей системе, а также при возвращении.
    Тема доклада профессора Сервисса «Полет на Луну в аэроплане». Он предлагает научный метод достижения Луны, а также описывает, что там может быть найдено, на этом холодном зеленом шаре. План Жюля Верна выстрелить снаряд из огромной пушки не годится, также, как и полет на Луну на воздушном шаре, методом предложенным Марком Твеном в книге «Том Соейр за границей». Аэроплан послужит логичным средством передвижения.
    Совсем не сложно
    Это будет просто. Нажмут кнопку и огромная воздушная машина взлетит в космос. Начальной энергии хватит, чтобы вынести машину за пределы земной атмосферы. Огромная межатомная энергия, в конце-концов укрощенная учеными, покорит космос. За пределами земной атмосферы легко передвигаться. Аппарат сможет двигаться так же стремительно, как метеор – сорок миль в секунду. Пассажиры смогут сесть и расслабиться, в то время как рулевой направит судно к Луне. Это так же просто, как пересечь реку на пароме.
    Кто будут пассажиры в этом первом полете?
    Астроном, в качестве пилота.
    Геолог, потому что Луна камениста и требует исследований.
    Зоолог или биолог, чтобы разгадать прошлое Луны и изучить ее нынешнее биологическое состояние.
    Психолог. Луна – это мир призраков. Кто не ощущал себя жутко в лунном свете?
    Поэт. Луна – это душа поэзии.
    Капиталист. Он сможет использовать ресурсы Луны.
    Каким образом будет поддерживаться жизнь во время полета? С помощью искусственных средств. С собой возьмут пилюли воздуха и воды. Ученые должны научиться сжимать воду. Им должно быть стыдно, что они не смогли до сих пор сделать это.
    Как насчет звуков? Их следует преобразовывать в электрические волны и передавать. Безпроводная связь позволит пассажирам общаться. Будут использоваться кислородные маски.
    Дождь метеоров
    Теперь, о Луне. Она состоит не из зеленого сыра, но из гор, множества их, а также изо льда. Луну постоянно бомбардируют метеоры. Вокруг Луны нет атмосферы, способной остановить метеоры. Следует следить за ними, иначе они пронзят [корабль] насквозь.
    Найдут драгоценный лунный метал, в количестве достаточном для продажи на Земле. На землю металл доставит капиталист, который, естественно, перед возвращением заявит права на всю Луну. В долине Платона найдут растительность, о которой объявил профессор Пикеринг из Гарварда. Обнаружат много ценных для человека вещей.
    В конце концов, полеты на Луну станут обычным делом. Человек начнет получать удовольствие от подобных путешествий и «космическое самоубийство» станет «увлекательной поездкой».
  22. *Полет на Марс (A flight to Mars) (на англ.) «The Rideau Record» 26.06.1913 в jpg — 389 кб
    Вероятно, наидичайшая идея, когда-либо посещавшая человеческий могз, это путешествие на Марс в ракете. Герр Гансвиндт, богатый германский фабрикант, был в 1899 году уверен, что сможет полететь на Марс и был настолько этим воодушевлен, что написал об этом книгу и посвятил ее императору Вильгельму.
    Корабль, в котором герр Гансвиндт предполагал совершить полет, формой походил на пулю, набравшую скорость при выстреле из огромной пушки. Он подсчитал, что выстрел пошлет ее почти к внешним границам земной атмосферы, а оттуда корабль станет двигаться вперед с помощью последовательных взрывов в задней части.
    Чтобы получились эти взрывы, толстую заднюю стенку аппарата предполагалось просверлить от края до каря, а пространство заполнить зарядами нитроглицерина, которые могут устанавливаться на место и взрываться по команде пилота. Герр Гансвиндт заявил, что таким образом можно контролировать направление, так же как и скорость аппарата.
    Чтобы обезопасить себя от аварии или разрушения на части при старте и последующих взрывах, он сконструировал корпус так, что он будет состоять из двух частей.
    Между ними будет находиться вода, известная способностью смягчать удары, и мощные витые пружины. Его [жилой] отсек плотно оббит [мягким материалом] и подвешен на ремнях таким образом, чтобы он мог выдержать толчки.
    Головная часть аппарата должна была быть снабжена мощным телескопом, а другие различные инструменты, бережно упакованные, предполагалось взять с собой.
    После прохождения атмосферы, отважный исследователь полагает, можно путешествовать с почти неограниченной скоростью и что 47 000 000 миль удастся преодолеть за сорок два часа. Всей провизии потребуется лишь немного воды и несколько упаковок с таблетками пищевых концентратов. Необходимый кислород можно произвести в случае надобности с помощью определенных химических порошков.
    Схема вызвала в свое время большой интерес и Гансвиндт намеревался отправиться в экспедицию и даже дошел так далеко, как заключил контракт на постройку корабля, но, наконец, уступив мольбам жены и детей, с неохотой забросил свою опасную мечту.
  23. Макс Валье. Планета Венера в Восточной элонгации 1913 (Max Valier, Der Planet Venus in seiner östlichen Elongation 1913) (на немецком) «Prometheus», том 24, №1234, 1913 г., стр. 601-603 в djvu — 2,71 Мб
    Автор — ему нет и 18 лет — сообщает о своих визуальных наблюдениях Венеры в начале 1913 г. и приводит некоторые из ее рисунков. Затем он объясняет трудности в наблюдении Венеры для широкого круга читателей, особенно когда фазы Венеры соответствуют строго 1/2 фазы = 50%), что может длиться несколько дней. Есть разница в прогнозируемых и наблюдаемых явлениях — Причина этой разницы необъяснима.
  24. Макс Валье. Венера с 10 марта до 30 марта 1913 (Max Valier, Venus vom 10. Januar bis 30. März 1913) (на немецком) «Astronomische Nachrichten», том 195, 1913 г., кол.. 339-342 в pdf — 1,95 Мб
    Автор обобщает свои визуальные наблюдения Венеры в этот период времени. Он описывает изменение яркости, некоторые пятна, и визуальное появление "рогов" Венеры. Рисунки Валье включены. Он отмечает, что разница между предсказанной и наблюдаемой дихотомии (когда Венера появляется строго в половины фазы = 50%). Затем он сравнивает свои наблюдения с наблюдениями других людей, чьи письма приводятся. — Это типичное наблюдение-доклад каких сотни, если не тысячи, опубликованных в астрономических журналах.
    См. также его более популярный доклад "Прометей", том 24, 1913 г.
  25. Макс Валье. Наблюдения Венеры в 1913 г. (Max Valier, Observations de Vénus en 1913) (на французском) «L'Astronomie. Revue mensuelle d'astronomie, de météorologie et de physique du globe» том 27, 1913 г., стр. 441-442 в pdf — 1,61 Мб
    Французский перевод статьи Валье в "Astronomische Nachrichten" том 195, 1913 г.
    Стоит отметить, что наблюдения молодого Валье уже напечатали иностранные газеты!
  26. Этот джентльмен так и не вернулся, чтобы написать впечатления о путешествии (Ce monsieur n'est jamais revenu pour ecrire ses impressions de voyage) (на французском) «La science et la vie» 1913 г. №5 (август) в djvu - 4 кб
    Попытка Родмена Лоу лететь на ракете. Перепечатка с американского издания. Заметка утверждает, что пилота разорвало в клочья. Но Родман не такой дурак
  27. Двигатель от инженера Коанда на снегоходе (Le propulseuit de l'ingénieur Coanda appliqué avx traineaux-automobiles) (на французском) «La science et la vie» 1914 г. №12 (март) в djvu - 54 кб
    После "почти реактивного" самолёта он создаёт на том же принципе такие вот реактивные аэросани
    Снегоход Коанда был продан великому князю Михаилу Александровичу в Россию (см. «Popular mechanics» 1911 год №3, с.359). Дальнейшая судьба снегохода неизвестна. Румынская академия наук обращалась в РАН, но найти концы этой истории не удалось.
  28. Камилл Фламмарион. Луна еще не мёртвая звезда (La Lune n'est pas encore un astre mort) (на французском) «La science et la vie» 1914 г. №13 (апрель) в djvu - 1,65 Мб
    Человеческий разум всегда стремится к крайностям. Сто лет назад астрономы и поэты воспевали жителей Луны, селенитов, с уверенностью, как если бы действительно их видели, и видели в них очень высокоорганизованных особей, характерных для граждан нашей планеты, не сознавая, что миры не могут быть похожи друг на друга, условия существования разнятся.
    Описывались улицы, проспекты, большие города, укрепления, промышленные действия, фабричные дымы и вплоть до выходных дней, проводимых ежедневно или ежемесячно! Но внезапно идеи изменились. С 1830 г. по 1840 г., немецкий астроном Медлер постоянно занимался исследованиями и составил свою прекрасную карту Луны. Его работы были продолжены работами астронома Шмидта, директора астронавтической обсерватории, который руководил исследованиями в области астрономии. Он создал более полную селенографическую карту. Медлер считал, что земной шар в наши дни больше не претерпевает никаких геологических изменений, а что касается Луны, то, по его мнению, это был давно остывший мир, на поверхности которого больше не происходило значительных изменений. По поводу утверждений этого выдающегося наблюдателя вскоре появился афоризм...
  29. Моро. Сатурн - самая красивая жемчужина в солнечном мире (Saturne est le plus beau joyau du monde solaire) (на французском) «La science et la vie» 1914 г. №16 (июль) в djvu - 1,08 Мб
  30. Эжен Тюрпен. Взрывчатые вещества в современной войне (Les explosifs dans la guerre moderne) (отрывок) (на французском) «La science et la vie» 1915 г. №19 (март) в djvu - 179 кб
    Знаменитый химик с упоением рассказывает о пикриновой кислоте, шимозе и прочих подобных вещах, но меня интересует только фото. Профессор демонстрирует "et sa fusée auto-gyroscopique et auto-propulsive (torpille aérienne)". Воздушная торпеда. Даже прямо названа ракетой самоходной и гироскопической. Я ищу полумифические зенитные ракеты, которыми стреляли по немецким дирижаблям. Сам Тюрпен мне более известен как прототип Рока в романе Жюль Верна "Флаг родины". Тюрпен подал в суд на Жюль Верна, но суд проиграл.
    Ракетами занимался давно. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. предлагал их России, но Франция не разрешила продажу
  31. рисунок (отрывок) (на французском) «La science et la vie» 1915 г. №21 (июнь-июль) в djvu - 188 кб
    Статья о турбинах. Предком турбин признан реактивный паровой эолипил Гиерона от 120 года до н.э.
  32. Бомбардировки на большом расстоянии (Les bombardements a grande dist ance) (отрывок) (на французском) «La science et la vie» 1915 г. №21 (июнь-июль) в djvu - 162 кб
    Французы хвастают, что уже есть пушки, которые стреляют из Дюнкерка по Бельгии. На 38 километров. Не знают, что немцы уже делают "Парижскую пушку" с дальностью 120 км
  33. (отрывок) (на французском) «La science et la vie» 1915 г. №22 (август-сентябрь) в djvu - 265 кб
    Рисунок. Подписано "авиационная торпеда, запущенная цеппелином во время нападения на Куксхафен (Англия), она не взорвалась. Определённо уточняется, что на ней реактивный двигатель
    на фото - а)некая копия с английского образца, но полностью коническая; б) другой тип воздушной торпеды с дирижабля
  34. Жорж Безансон. Аэрофотосъемка (La photographie aérienne) (на французском) «La science et la vie» 1915 г. №22 (август-сентябрь) в djvu - 679 кб
    на 2-й странице описание фоторакет Мауля с рисунками из его книги, подписано, что это "немецкие ракеты"
  35. отрывок (на французском) «La science et la vie» 1915 г. №23 (октябрь-ноябрь) в djvu - 465 кб
    Эпизоды траншейной войны. Это не ракеты. Некие миномёты, но боеголовки внушают - 120 кг! Очень может быть, что туда встраивали и ракетный двигатель. Очень много самоделок для метания гранат. Рагатки, катапульты, арбалеты...
  36. Макс Валье. Дихотомия Венеры в 1913 году (Max Valier, La dichotomie de Vénus en 1913) (на французском) «L'Astronomie. Revue mensuelle d'astronomie, de météorologie et de physique du globe» том 28, 1914 г., стр. 42 в pdf — 1,21 Мб
    Автор сравнивает свои наблюдения с наблюдениями д-ра Прея. Валье утверждает, что особенности дихотомии Венера наблюдались дважды, 6 и 18 февраля. Хотя разница между прогнозируемыми и наблюдаемыми дихотомиями известны давно, теперь она отмечено дважды. Наблюдения, однако, имели трудности, при которых ошибка возможна. Если это явление реальное, то есть только одно объяснение: Венера имеет отклонения от сферической формы. Кроме того, это явление возможно тогда, если Венера повёрнута всегда одной и той же стороной к Солнцу. Поэтому задача о вращении Венеры связана с проблемой дихотомии. Автор собрал много данных, но они до сих пор кажутся неубедительными. Именно поэтому Валье просит прислать ему свои наблюдения. Валье еще только 18 лет, но он уже подбирается к великим открытиям. Можно утверждать, что он первым высказал догадку о синхронности вращения Венеры.
  37. Макс Валье. Комета 1912 года (Gale) (Max Valier, Komet 1912 a (Gale)) (на немецком) «Astronomische Nachrichten», том 193, 1912 г., кол. 80 в pdf — 1,06 Мб
    Макс Валье — 17 лет — публикует свои наблюдения кометы 1912 года (Gale): яркость и форма головы и хвоста на разные дни в октябре 1912 года.
  38. Макс Валье. Лунный ландшафт в соответствии с чертежами с телескопа (Max Valier, Mondlandschaften nach Zeichnungen am Fernrohr) (на немецком) «Sirius», том 45, 1912 г., стр. 52-53 в pdf — 1,18 Мб
    Валье — ему тогда только 17 лет, — хочет представить общественности свои результаты за 300 наблюдений Луны. Тогда у него был только небольшой телескоп, действительно, новых результатов не следует ожидать. Валье описывает тени и темные пятна, которые он наблюдал в некоторых кратерах. Он приводит некоторые из своих рисунков. Статье показывает, что Валье был восторженным астрономом-наблюдателем в молодости.
  39. Макс Валье. Венера 7 февраля 1913 г. (Max Valier, Venus am 7. Februar 1913) (на немецком) «Sirius», том 46, 1913 г., стр. 66 в pdf — 792 кб
    Валье был поражен, увидев вид Венеры иным, чем ожидал. Рог Южный казался более острым, а Северной рог необычно тупой.
  40. Макс Валье. Большое пятно в августе 1914 г. (Max Valier, Der große Sonnenfleck im August 1914) (на немецком) «Sirius», том 47, 1914 г., стр. 253-255 в pdf — 0,99 Мб
    Валье не видел ни одного пятна (на Солнце) 31 июля 1914 года, но через две недели он заметил пятно исключительных размеров (рисунок 1). 17 августа он попытался фотографировать солнечные пятна. Он подробно объясняет про оборудование, которое он использовал для этой цели (см. рисунок). — Редактор журнала добавляет в сноску, что это простое устройство не очень требовательно. Камера должна быть связана с трубкой, которая может быть перемещаться плавно. — Продолжал Валье свои наблюдения в течение следующих дней. Было солнечное затмение 21 августа, но пятно нельзя было видеть даже невооруженным (защищенным) глазом. 24 августа солнечные факелы можно было наблюдать. Пятно исчезло 27 августа, вокруг солнечного лимба. Только 18 сентября Валье могл сделать еще одно наблюдение Солнца отметив место, которое было такое же, как в августе. Все рисунки были сделаны автором.
  41. Макс Валье. О странных природных явлениях (Max Valier, Über eigenartige Naturerscheinungen) (на немецком) «Deutsche Rundschau für Geographie» том 35, 1912-1913 г., стр. 470-472 в pdf — 2,03 Мб
    Валье был в восторге от путешествия в горы. Он сообщает о странных личных наблюдениях в этом походе. Он и его друг бродили в Доломитовых Альпах 1 августа 1910 года. С хребта они увидели долины, заполненые туманом. Они видели их тени на поверхности тумана, явление, известное как "Брокенские призраки". Существовала круговая "радуга", как ореол вокруг теней их голов в тумане, очевидно, явление дифракции. Странным было то, что можно было видеть только собственный ореол, а не ореол других людей. Валье не удалось найти удовлетворительного объяснения этому явлению. Второе наблюдение было сделано рано утром 21 августа 1910. Высота горы казалась вдвое больше. Они лежали спокойно в тени, когда их контуры были видны в тумане. Только позже Валье смог найти объяснение (см. рисунок). Поэтому яркое изображение горы в тумане можно наблюдать. Наконец Валье просит читателей прислать ему дополнительные замечания о явлении «Радуги». — Валье описал явления в раннем возрасте — ему было 15 лет, когда он сделал эти наблюдения, но опубликовал их в возрасте 17-18 лет.
  42. Гэрритт Сервисс. Проблема космической навигации (Garritt P. Serviss, The Problem of the Navigation of Space) (на англ.) «Washington Post» 10.09.1913 в pdf — 105 кб
    Автор отвергает идею, что можно было бы полететь на Луна на воздушном шаре, однако лёгкий газ возможен (это он про "Приключение Ганса Пфаля" Э.По). Его решение использование электрического отталкивания: "Если машина может быть снабжена электрическим зарядом, противоположным тому, что на земле, то, возможно, можно было бы улететь, несмотря на гравитацию, и если силы отталкивания могут действовать непрерывно она может пойти так далеко, до луны, или дальше."
    Это совершенно невозможно, однако, эта статья показывает, что некоторые мысли о космических путешествиях присутствовал в начале 20-го века.
  43. Эсно-Пельтри. Соображения о результатах неограниченного уменьшения веса двигателей «Journal de physique théorique et appliquée, 5ème série» 1913 г (на французском) в pdf — 3,91 Мб
  44. За два дня от Земли до Луны ("Two Days to Reach Moon From Earth") (на англ.) «New York Times» 09.03.1913 в pdf — 64 кб
    Газетное сообщение о статье Роберта Эсно-Пельтри о космических путешествиях. На самом деле, его работа не была "прочитана на этой неделе", а опубликована только в марте 1913. Сама лекция была проведена до того во Французском физическом обществе 15 ноября 1912.
    Оригинальные статьи Эсно-Пельтри:
    http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/inostr-yazyki/fran/esno-peltri.pdf
    Русский перевод в: Пионеры ракетной техники. Гансвиндт. Годдард. Эсно-Пельтри. Оберт. Гоман, Москва, 1977 г., С. 326-335
    http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/pion-rak-teh/obl.html
  45. Новое портативное спасательное устройство (на англ.) «Popular mechanics» 1914 год №4, с.518-519 в djvu — 167 кб
    Журнал не назвал имени изобретателя, но я его узнал с лёгкостью — только вчера написал о нём заметку.
    Это Уильям Шермули.
  46. Восемнадцать лет против одной секунды! Художник и камера как соперники (Eighteen Years v. One Second! Artist and Camera as Rivals) (на англ.) «The Illustrated London News», том 144, №3905 (21.02.1914), 1914 г., стр. 289 в pdf - 596 кб
    В статье сравниваются рисунки астрономических объектов с фотографиями. Слева вверху: «Как изображено художником: туманность Андромеды, нарисованная астрономом Трувело»; справа: «Как видно из фотоаппарата, за 4 1/2 часа: сфотографирована туманность Андромеды». - Внизу слева: «Рисунок, который был восемнадцать лет в процессе создания: Луна; знаменитый художник Джон Рассел, Р.А. [Королевская академия]». справа: «Фотография, сделанная за одну секунду: Луна почти в той же фазе, что и на рисунке Джона Рассела». - Комментарий под фотографиями: «Рисунок Тревелова туманности Андромеды показывает, как художник-астроном может достичь почти верной картины, но при этом упустить весь смысл структуры. Трувело нарисовал две темные трещины как прямые линии: они действительно слегка изогнуты, как видно на фотографии, и кривизна сразу указывает на вихревую природу колец или спиралей вокруг центральной массы просто из-за того, что он мог видеть только очень маленькую часть туманности (...) Фотопластинка может дать полное представление от всей структуры. - Цветной рисунок Луны (...) датируется 1795 годом, оно было сделано Джоном Расселом, Р. А., который (...) посвятил работе все подходящие ночи, которые он мог сэкономить в течение восемнадцати лет. Не слишком много, чтобы создать лучшее представление поверхности Луны. Теперь можно получить фотографию с помощью большого телескопа за секунду или две».
    [V. = против = (здесь :) по сравнению с]
  47. М.Валье. О странных явлениях в лунном кратере Такет (Max Valier, Über die eigenartigen Phänomene am Mondkrater Taquet) (на немецком) «Prometheus», том 25, №1269, 1914 г.., стр. 325-328 в pdf — 2,47 Мб
    Некоторые любители, в основном, с небольшими телескопами, утверждает, что наблюдаются изменения на поверхности Луны, которые позже признаны иллюзиями за исключением очень немногих случаев. Поэтому надо сосредоточить свое внимание на лунный кратер Такет. Существуют фотографические материалы, собранные американскими обсерваториями по просьбе Валье, чтобы доказать реальность этих явлений. Он описывает кратер Такет подробно (рис. 332, нарисован самим Валье — см. его монограмму в левом углу) и свои предыдущие наблюдения. Удивительно, но при сеансе в Берлине 15 февраля 1910 не было тени внутри кратера, а тень должна быть. Качество инструмента, условия наблюдения и опыт наблюдателя исключает ошибки. Валье затем сообщает свои наблюдения 3 июня 1911 и некоторые более поздние (рис. 333а рисунок Валье). Там всё вполне нормально. Тем не менее, 31 июля не было тени (рис. 333 h) .. Через день тень возвращается к нормальному состоянию, как прогнозировалось (рис. 333 i). Д-р Корн и г-н Гантке наблюдают то же самое. Эти наблюдения могут повториться 26 — 27 ноября 1911 (рис. 333 o и р). Таким образом, сообщения Валье о наблюдениях 20 апреля 1912 г., когда не было никакой тени, потом была небольшая тень через несколько минут, и потом всё было нормально. Валье предполагает, что кратер был наполнена отражающем веществом (инеем), так что есть только короткая тень Sp-O (рис. 334). После восхода солнца иней исчезает быстро. — Точное название кратера сейчас Такет.
    Короче — Валье предполагает в кратере иней и туман во время восхода. — Валье только 16-17 лет, когда он сделал эти замечания. И как он смело попросил американские обсерватории о помощи!
  48. Макс Валье. Запрос (Max Valier, Aufforderung) (на немецком) «Astronomische Nachrichten», том 197, 1914 г., кол. 333-334 в pdf — 980 кб
    Валье просит других наблюдателей передать ему свои неопубликованные данные о лунном кратере Такет и обратить внимание на иностранные неизвестные отчеты, чтобы прояснить неизвестные явления в кратере.
    Для описания этих явлений см. статью Валье в «Prometheus» том 25, 1914 г.
  49. Определение профиля края на лунных фотографиях во время солнечного затмения 21 августа 1914 (Max Valier, Mondrandprofilbestimmung aus Aufnahmen während der Sonnenfinsternis am 21. Aug. 1914) (на немецком) «Astronomische Nachrichten», том 201, 1915 г., кол. 249-256 в pdf — 3,11 Мб
    Валье о 18 фотопластинках, полученных во время солнечного затмения 21 августа 1914 года примитивным способом. Тем не менее, 6 из них отличные. На первый взгляд видно, что на лунных краях горные районы. Четыре лучших пластины были измерены: пластины 7, 8, 10 и 14. Невозможно проанализировать эти данные для Валье сейчас в связи с его военной службой, только таблицы исходных данных . Возможно кто-то другой может их проанализировать. Короче, можно сделать характерисику гор. — Валье должен был присоединиться к армии в начале 1915 г Эти наблюдения были сделаны, когда он был еще студентом, но он не смог закончить анализ.
  50. Макс Валье. Примечания по делу Эймарта (Max Valier, Notizen zum Fall Eimmart) (на немецком) «Astronomische Nachrichten», том 198, 1914 г., кол. 269-272 в pdf — 2,81 Мб
    Валье ссылается на статью Пикеринга [Уильям Пикеринг, "Последние изменения в лунном кратер Эймарт «Astronomische Nachrichten», том 196, 1914 г., кол. 413-418], который сообщил о своих наблюдениях изменения яркости в лунном кратере Eimmart (Эймарт) в начале 1913 г. Кратер повидимому заполнен и переполнен белым веществом. Это явление наблюдалось в январе 1913 года, но прекратилось в последние месяцы. Это побудило Валье искать предыдущие наблюдения в литературе (карты) и фотографии (из Парижа Ликская обсерватория). Затем он сообщает свои последние наблюдения кратера Eimmart. Некоторые фотографии показывают яркий интерьер кратера, где нет ничего. Указав, что кратер не был "заполнен и переполнен белый веществом", Валье сообщил, что сам не мог наблюдать такое явление. — Такие наблюдения в настоящее время называют "лунным переходные явления" (кратковременные лунные явления), большинство из их не может быть проверено и поэтому они сомнительны.
  51. Макс Валье. Мир Марса (Max Valier, Die Welt des Mars) (на немецком) «Alte und neue Welt», том 48, 1914 г., стр. 35-37 в pdf — 3,79 Мб
    Валье представляет Марс в популярной форме. Его роль в истории астрономии, особенно для укрепления теории Коперника. Приведены физические характеристики планет, значительная часть посвящена обитаемости Марса. Окраска поверхности и ледяных шапок на полюсах, кажется, подразумевает, что вода на Марсе есть. Открытие Скиапарелли "каналов", заставляет многих людей считать, что каналы являются работой умных людей Марса. Сегодня эти каналы интерпретируются как оптические иллюзии, они исчезают в больших инструментах. Ответ на вопрос: "Кто-нибудь живет на Марсе?" обычно "нет". Тем не менее, не исключено, что есть некоторые мхи и лишайники. В конце описано обе луны Марса. Валье приводит некоторые из своих рисунков (рис. 2 до 5).
  52. Макс Валье. Самодельные простые астрономические инструменты. Часть 1. (Max Valier, Die Selbstanfertigung einfacher astronomischer Instrumente [I]) (на немецком) «Aus der Natur» том 11, 1914-1915 г., стр. 598-604 в pdf — 934 кб
  53. Макс Валье. Самодельные простые астрономические инструменты. Часть 2. (Max Valier, Die Selbstanfertigung einfacher astronomischer Instrumente [II] (на немецком) «Aus der Natur» том 11, 1914-1915 г., стр. 686-693 в pdf — 1,06 Мб
    Валье дает инструкции для самостоятельного создания некоторых средств для наблюдений, особенно дешевых, для учебных материалов. следующие инструменты рассматриваются: гномон, трикветрум, стенной квадрант и секстант. Валье характеризует каждый инструмент, описывает его создание, в том числе практические советы, и его использование. Он объясняет, как измерения могут контролироваться для их точности.
  54. Макс Валье. Фотографии Луны школьными средствами (Max Valier, Mondaufnahmen mit Schulmitteln) (на немецком) «Aus der Natur» том 11, 1914-1915 г., стр. 258-264 в pdf — 2,79 Мб
    Валье посвятил себя исследованию проблемы, как фотографии могут быть получены с небольшими телескопами. Поэтому он может гарантировать успех, представляя собственные фотографии в статье.
    Сначала он описывает фотографирования фокального изображения телескопа. Рисунок 1 это предложение, как поместить фотопластинку в фокусе. Вам нужен искатель (небольшой вспомогательный телескоп), чтобы убедиться, что Луна находится в поле зрения. Время экспозиции зависит от чувствительности пластин и яркости Луны. Речь идет от 0,25 до 0,5 секунды. Движение Луны за это время не могут быть большими. На рисунке 2 и 3 показаны результаты которые в печати лучше, чем в реальности. Для получения более подробной фотографии надо больше координационного изображения. Двояковыпуклые линзы или на окуляр могут увеличить фокусное расстояние искусственно. Рисунок 4 и 5 показываеют два простых способа организации телескопа и камеры. Тем не менее, увеличение изображения приводит к снижению яркости поверхности, нужна более длительная экспозиция (примеры приведены в таблице). Если отказаться от полной плотности фотографии, то 1/3 или 1/4 необходимого времени экспозиции достаточно, что показано на рисунке 6 и 7, последняя его лучшая фотография. Валье выражает надежду на то, что статья будет поощрять использование существующих школьных телескопов для астрофотографии.
  55. Макс Валье. Наблюдения кометы 1913f (Делаван) в Больцано (Max Valier, Beobachtungen des Kometen 1913f (Delavan) in Bozen) (на немецком) «Astronomische Nachrichten», том 200, 1915 г.., кол. 71-72 в pdf — 1,11 Мб
    Валье сообщает о своих наблюдениях кометы 1913f. В таблице приведены даты, описание, величина кометы, звезды, с которыми величина сравнивалась, и разница между величиной звезды и кометы, и длина хвоста кометы в дуговых градусах. — Типичный отчет наблюдателя.
  56. Макс Валье. Наблюдения Венеры с 20 мая 1914 по 26 февраля 1915 (Max Valier, Venusbeobachtungen vom 20. Mai 1914 bis 26. Februar 1915) (на немецком) «Astronomische Nachrichten», том 201, 1915 г.., кол. 343-346 в pdf — 2,50 Мб
    Валье сообщает свои наблюдения Венеры в течение указанного периода времени. Две дихотомии (точное половина фазы) не произошло. Он описывает изменения яркости Венеры в разные даты. Подробный счет дан на 16 сентября 1914 года, когда он увидел терминатор (см. рисунок). По данным Астрономического календаря, фазы должны быть 0,496. Подробное следующее наблюдение было 5 февраля 1915 года. Фазы Венеры должныа быть 0,497 в соответствии с Морским альманахом, но Валье оценил, что это их меньше, 0,480 только. Позже наблюдения также показывают различия между предсказанными и наблюдаемыми фазами.
    Ранее сообщение об этом: Макс Валье, Венера, 10 Января по 30 Марта 1913 года "Астрономический" том 195, 1913 г.
    http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/inostr-yazyki/nemets/astronomische-nachrichten/1913/valier_venus.pdf
  57. Воздушная торпеда (Torpedoes And Bombs Used In Aerial Raids) (на англ.) «Popular mechanics» 1915 г. №5 в djvu - 255 кб
    ракета "воздух-земля"
  58. *Ракетная камера вместо аэропланов (Racket camera for aeroplanes) (на англ.) «Spokane Daily Chronicle» 2.08.1915 в jpg — 161 кб
    В военном деле аэропланы достигли чудес, выступая в качестве инструмента наблюдения. С их помощью пилот способен обнаружить расположение неприятельских батарей, передвижение отрядов и другие факты военной важности. Но летающая машина имеет собственные недостатки и германцы пытаются изобрести другие способы получения некоторых результатов, достигнутых с помощью аэроплана.
    Новейшим развитием искусства воздушной разведки является ракетная камера, в настоящее время широко применяемая германскими армиями.
    Изобретатель, Альфред Мауль, сообщает следующее: «Желательно не только обладать знанием о неприятельских позициях, но атакующий командир также хочет получить снимки территории, по которой ему предстоит вести свои отряды. Предпочтительнее, чтобы это были снимки с высоты птичьего полета.
    «Делая фотографии такого рода, важно, чтобы камера находилась как можно ближе к снимаемой территории, поскольку шансы на успех уменьшаются с ростом расстояния. Эти требования могут быть удовлетворены лишь частично, если камера используется с привязных аэростатов, воздушных змеев, аэропланов или дирижаблей, по той простой причине, что все они могут быть легко уничтожены на низкой высоте оружейным огнем»

    * Статьи и перевод с блога http://andreyplumer.livejournal.com/
    Также там больше и более подробно
Статьи в иностраных журналах, газетах 1916-1920 гг.

Статьи в иностраных журналах, газетах 1901-1910 гг.