Французская открытка по поводу сбития немецкого дирижабля LZ-77 21 февраля 1916 года. Показаны именно ракетные установки. Есть, однако сомнения. Налёт 4-х немецких дирижаблей на вокзал близ Вердена перед наступлением был белым днём, стреляли все, кому не лень и факт - дирижабль загорелся только после падения на землю. И вообще это уникальный случай. Точность ракет была отвратной, они использовались лишь для заградительного огня
Первая мировая в разгаре. Ле Прю для борьбы с немецкими аэростатами-корректировщиками огня оснастил свой самолёт ракетами
Ив Поль Гастон Ле Прю родился в 1885 г. в Лоренте (Бретань, Франция). Его отец был офицером французского флота. Он тоже стал офицером флота, служил в Азии и изучал традиционные глубоководные погружения. Изучил японский язык и приобрёл такой опыт, что был повышен до военного атташе и переводчика во французском посольстве в Токио. Там он стал первым французом, который заработал черный пояс по дзюдо. А еще поднял в воздух первый планер в Японии. Вместе с лейтенантом флота Японии Широ Аибара (Shirou Aibara) и Aikitsu Tanakadate, профессором Токийского императорского университета построил планер названный Le Prieur №2. Это был первый в Японии полёт человека. В апреле 1916 года Ле Прю (уже лётчик в звании капитана) предложил и воплотил на практике способ борьбы с проклятыми аэростатами с помощью ракет, запускаемых с самолетов. Он установил на самолете 8 ракет (по 4 на борт) с электрическими запалами. Ракеты Ле Прю впервые были применены в апреле 1916 г. Далее француз много изобретал, в основном аппараты для погружения. В 1924 г. изобрёл аппарат для дыхания под водой. Первые испытания проводил в 1926 г. Аппарат был лучшим до 1943 года, когда свой акваланг изобрёл Жак Ив Кусто. Но Ле Прю в 1946 г. разработал новую версию акваланга. Умер в 1963-м в Ницце в возрасте 88 лет.
Предтеча управляемых дронов. Георг Вильгельм фон Сименс (Германия) создал 300-килограммовые планирующие авиабомбы, управляемые по проводам
Французский самолёт с ракетами сел на вынужденную на немецкой территории и немцы быстро скопировали ракетную систему и установили на свои «Альбатросы»
Рудольф Небель родился в 1894 г в Вейссенбурге. Семья занималась продажей техники, в 1898 году переехала в Мюнхен, потом в Нюрнберг. В 1909 он с одноклассниками поехал в Берлин смотреть первые самолёты. В 1910 Небель конструирует фотокамеру для аэрофотосъёмки и запускает её на воздушных змеях. Заработал на этом денег и вместе с одноклассниками год строил самолёт. 15 августа 1912 Небель вылетел в испытательный полёт - 220 км из Нюрнберга во Франкфурт и столько же назад. Он получил лицензию пилота №178. Было ему всего 18 лет. С 1.10.1912 он на военной службе, в авиацию его не взяли из-за молодости. Дослужившись до сержанта, уволился из армии и начал учёбу в Мюнхенском техническом университете сразу с 3-го семестра. В августе 1914 на третий день мобилизации пошёл добровольцем на фронт. Воевал в Лотарингии. В 1915 году изобретает ракетницу. В мае 1915 г. он едва выжил в одной из первых газовых атак в Аррасе, был награжден Железным крестом II степени и получил звание лейтенанта запаса. Упорно просится в авиацию. Но лишь в 1916 году он стал военным лётчиком. В ноябре 1916-го пошёл в эскадрилью истребителей, в которой летал и Герман Геринг. В декабре 1916 года попал под пулемётную очередь и провёл шесть месяцев в госпитале. Думал над ракетным оружием. Наверняка уже слышал про ракеты на самолётах французов. Вернулся в строй и начал опыты с ракетами. Он взял самые большие сигнальные ракеты (длиной 1 метр), укрепил по одной с каждой стороны под нижним крылом самолёта и сконструировал систему запуска. Первым выстрелом он перевернул английский биплан, пилот которого сделал вынужденную посадку. Через 8 дней Небель сбил и второй, для верности его и протаранив. А в третий раз ракеты взорвались при пуске, он потерял самолёт и попал в госпиталь. В июле 1917 его вызвали в Берлин, где выслущали о его изобретении и запретили что-либо изобретать. А заодно повысили в звании и назначили командиром эскадрильи. Всего Небель сбил 11 самолётов. Война закончилась, в ноябре 1918 он в Нюрнберге, а уже в декабре продолжил учёбу. В 1919 получил степень бакалавра, поступил на фирму "Сименс". Очень хотел защитить диссертацию по авиаракетам, но ему не разрешили. В 1920-м работал в разных КБ в Нюрнберге. В 1923 скопил немного денег, купил фирму пиротехники и исследовал пороховые ракеты, добиваясь возможности их "выключать" в нужное время. 1925-1927 работал в Берлине на заводе друга, в 1927-1929 - опять в "Сименсе". 5 июля 1927 г. стал соучредителем Немецкого ракетного общества (VfR), взял на себя обязанности казначея, ответственного за связь с общественностью и управляющего директора. В 1929 г. вместе с Германом Обертом он работал над созданием первой ракеты на жидком топливе для фильма режиссера Фрица Ланга "Женщина на Луне". В 1930-м он же организует первый в мире ракетодром. В 1931 получает патент в области жидкого ракетного топлива. 27 июня 1932 г. неудачный пуск ракеты и военные разрывают с ним контракт. В июне 1934 Небель арестован по "делу Рема", а ракетодром закрыт. После освобождения работал с мая 1935 года по 31 августа 1937 в качестве инженера-конструктора в "Сименсе" в Берлине. Создал фирму на паях с другим пионером ракетостроения - Риделем. Фон Браун очень хотел получить в свою команду Небеля. Однако не удалось - у Небеля оказались еврейские родственники и вообще политически нелоялен. В 1938-м его снова арестовали ненадолго по подозрению в государственной измене. В 1943 его берлинское конструкторское бюро разбомбили союзники. В 1944 Небель занимается производством ФАУ-1 в Нордхаузене. Послевоенное расследование установило, что никаких преступлений и даже охраны там не было и Небель был оправдан. 2 мая 1945 Небель в Нордхаузене поднял белый флаг и был сразу назначен советскими военными мэром. Все документы по ракетам были им сохранены, изъяты и доставлены в Москву.
После Войны Рудольф Небель жил в основном за счет лекций. До 1972 он прочитал около 4000 лекций по космонавтике. В США ехать отказался. Пытался вести ракетные работы в Германии. Вместе Карлом Поггензи и Альбертом Пьюллебергом пытался наладить немецкое ракетостроение. Инициировал создание "Космопорта Куксхафена" и серии пусков в 1958-1964. Потом частные немецкие космические запуски были запрещены. В честь него в день его 70-летия назвали улицу - единственный случай в Германии в честь живого человека после 2-й мировой войны. Небель вместе с Обертом присутствовал на старте "Аполлона-11" 16.07.1969. Умер в Дюссельдорфе в возрасте 84 лет. К ракетному миномёту Nebelwerfer никакого отношения не имеет.
Западный фронт. Британские солдаты срочно напяливают противогазы и пускают ракету для оповещения всех. Вероятно, звуковую, ибо - день
21 марта 1918 года - Парижская пушка («Колоссаль») впервые выстрелила по Парижу. Немцы смогли бросать снаряды на 130 км, что поражало воображение современников. Но нас больше интересует высота - снаряды летели на высоте 42,3 км! А если бы её можно было поставить вертикально, добросила бы снаряд до космоса!
Война закончилась! Пора подумать о связи с марсианами. Гигантские зеркала не только могут сигнализировать морзянкой, но, если ими застроить всю Сахару, они могут изображать и картины
↑ Только что кончилась Великая война, Германия сметена с позиций державы, Франция сильно пострадала, а Британия и США (В России и СССР тогда их упорно именовали САСШ - лет эдак сто, до 1950 года) взялись за выяснение, кто круче в авиации. И вспомнили о воздушном варианте Голубой ленты Атлантики - приз в 10 тыс.фунтов. Деньги - прах! Престиж нации, личная слава - вот что на кону. Из-за попутных ветров лететь из Америки в Европу легче. Поэтому американцы раньше подготовились и раньше прилетели. Они готовили перелёт обстоятельно, масштабно и с огромной страховкой. Вообще это были спецсамолёты. Адмирал Тэйлор, озабоченный потерями самолётов при транспортировке их на судах (их нещадно топили немецкие субмарины) в 1917-м потребовал создать самолёты, летающие через Атлантику своим ходом. И самолёт Curtiss Model 12 NC был создан. Аж 4 штуки. Первый полёт (в Америке) - 4 октября 1918-го. Как раз война и кончилась. И самолёты остались без дела. Но план был доведён до конца. Все 4 решили перегнать в Европу своим ходом. Решили лететь из Ньюфаундленда. Подготовка началась 4 февраля. Самолёты оснастили радиостанциями (редкость) и новейшими навигационными приборами. Вдоль все трассы выставили военные корабли США - 23 корабля, плюс десятка три радиостанций! Шторм, пожар, ремонты, замена экипажей, NC №2 пришлось пустить на запчасти. Итого - 16 мая 1919 года вылетело 3 самолёта. Летели, куда дует ветер. А он дул в сторону Азор. Так и полетели. 17 мая в 320 км от Азор все самолёты вляпались в густой туман, все потеряли ориентировку, а два - и радиосвязь. NC №1 сел в штормовой океан, чтобы понять, куда лететь. Океан оторвал самолёту хвост и отправил его на дно. Экипаж был спасён греческим судном. NC №3 присел на воду примерно там же, повредив двигатель и управление. Взлететь он не мог, но от помощи отказался, командир поставил самодельные паруса и самолёт сам доплыл до Азор. Лишь NC №4 перелетел Атлантику. Он потерял радиосвязь и ориентировку, но курс держал упрямо и скоро увидел в разрыве облаков землю. Его ждали в Понта-Делгадо, но он сел в бухте острова Файял. Перелёт продолжался 15 часов 19 минут. 20 мая он перелетел в Понта-Делгадо, где стал ждать остальных. Не дождавшись никого, он вылетел на Лиссабон, куда долетел 27 мая примерно за 10 часов. А 31 мая перелетел в Плимут. Экипаж - 6 человек, капитан - Альберт Рид, самолёт имел и имя - «Lame Duck» («Хромая утка»). Американцы не претендовали на приз (см.ниже). Там был срок - 72 часа и финишем - Британия или Ирландия.
Ещё в 1913 году британская газета Daily Mail пообещала 10 тысяч фунтов (полмиллиона долларов по курсу 2023) тому, кто пересечёт Атлантику по воздуху. С началом войны обещание отменили, но в 1918 объявили вновь. 4 британские команды и 4 американских экипажей готовились почти одновременно. О американцах - выше. 18 мая сразу два самолёта стартовали. Первый - Хоукер и Маккензи-Грив, через несколько часов - Рейнхам и Морган (эти разбились уже при взлёте - самолёт был перегружен). А Хоукер и Маккензи-Грив летели почти сутки на восток, сквозь туман и ночь. Их подвёл мотор - он начал останавливаться. Они уклонились к югу, на судоходную трассу, увидели пароход и плюхнулись у него перед носом. Это оказался датский пароход «Мэри». Самолёт утонул, но они успели сесть в лодку и были спасены. До Ирландии оставалось всего 850 миль. На судне не было радиосвязи, из-за шторма оно ушло с трассы и семь дней, что прошли, пока пилоты добирались до берега Англии, их считали погибшими… Тем большим было ликование лондонцев. «Когда экипаж, почти покоривший Атлантику, въехал на автомобиле в столицу Великобритании, люди подняли автомобиль вместе с летчиками на руки и торжественно понесли его по городу…» Им отдали половину премии, говорят...
Британские лётчики Джон Алкок и Артур Браун на переделанном бомбардировщике Vickers Vimy за 16 часов 28 минут перелетели с Ньюфаундленда в Ирландию. С трудом оторвав перегруженный самолёт от земли, цепляясь за волны, лишившись радиосвязи и тепла, вслепую, в тумане, через грозовой фронт, непрерывно лазая по крыльям, чтобы вручную запустить остановившиеся моторы, не зная, сколько осталось топлива... В конце-концов Ирландия. Сели они на луг, но это оказалось заросшее болото и самолёт перевернулся. А топлива, как оказалось, вполне хватило бы долететь и до Англии... Чек на 10 тысяч вручал сам Уинстон Черчилль. Кроме этого им дали и ещё «добровольные призы»
Следует напомнить, что это почти копия немецкого дирижабля L-33, сбитого над Англией. Оболочка сгорела, но несгоревшее пригодилось (у англичан не было ничего подобного, особенно моторы «Майбах»). В дело пошла и хвостовая гондола от L-49, сбитого французами. Экипаж R-34 собирался взять приз в 10 тыс. фунтов за перелёт через Атлантику (см.выше), но опоздал. Тогда решили пересечь её дважды в разных направлениях, что и было сделано. 2 июля 1919 года дирижабль вылетел из Шотландии на запад. На борту обнаружилось 2 безбилетника - Уильям Балантайн и котёнок Вупси. Через 5 дней дирижабль чалился близ Нью-Йорка. Причём одному члену экипажа пришлось выпрыгнуть с парашютом, чтобы научить американцев принимать дирижабль. Через 3 дня дирижабль отправился домой и 13 июля вернулся в Англию после 73 часов полёта
Годдард скромно подсчитал, что наименьшую вспышку на Луне можно заметить, взорвав 14 фунтов пороха. А для этого годится ракета на химическом топливе. Всего лишь 17 тонн. Газетчики тут же распиарили до утверждений, что у Годдарда ракета на старте. Да чего там - она забросит на Луну 17 человек. Минимум. И пошёл бумажный шторм. Это не революция. Это эпидемия. И она не замедлила с визитом.
Роберт Годдард родился в 1882 году в городке Вустер (шт. Массачусетс, США). Он был единственным ребёнком в семье (его брат не дожил и до года). Его баловали, ни в чём не отказывали - имел он микроскоп, телескоп, подписку на Scientific American. С детства он проявил большой интерес к изобретениям. Если Годдард не шутит в своей биографии от 1927 года, он в возрасте 4-5 лет увлекался статическим электричеством - извлекал искры из ковра. А в 12 лет изобретательство превратилось в его страсть. Устраивал дома опыты, что-то взорвал, в 16 лет решил создать воздушный шар из алюминия. Роберта Годдарда привел в ракетную технику не Жюль Верн, а Уэллс, "Война миров". Мысль, на чём бы долететь до Марса и отомстить марсианам пришла ему на засохшем вишнёвом дереве 19 октября 1899 года и более его не покидала, этот день он отмечал ежегодно как праздник.
Он был крайне болезненный - желудок, плевриты, простуды, бронхиты, сильно отстал от одноклассников в развитии, зато очень много читал. Причём взрослые книги по физике. В 1901 году написал статью «Перемещение в космосе» (журнал отказался публиковать) и начал обдумывать, как использовать практически 3-й закон Ньютона. К 19 годам его здоровье поправилось, он начал по всем показателям нагонять сверстников, избирался президентом класса и в 1904 году на выпускном сказал яркую речь о всесилии науки. В 1907 году написал работу "О возможности перемещения в межпланетном пространстве" (опубликована в Scientific American). Но всё это были рассуждения о "космических пушках" и возможности использования заряженных частиц. Работы с ракетами он начал примерно в 1912 году, одновременно с изобретениями в электротехнике. Однако его первая запись о возможности ракет с жидким топливом была 2 февраля 1909 года.
Годдард получил степень бакалавра по физике в Вустере в 1908 году, степень магистра по физике в Университете Кларка в 1910 году, там же в 1911 году получил степень доктора философии и в 1912 году, принял приглашение Принстонского университета. В 1911 году Годдард исследовал влияние радиоволн на изоляторы. Он изобрел вакуумную трубку, которая действовала как электронно-лучевая трубка. Это было первое использование вакуумной трубки для усиления сигнала.
К 1913 он использовал свое свободное время чтобы разработать методы, которые позволили бы ему вычислить положение и скорость ракеты в вертикальном полете, учитывая вес ракеты, вес горючего и скорость истечения. Его первой целью было создание ракет для изучения атмосферы. Он не распространялся о том, что его конечной целью было создание машины для полетов в космос, чтобы не прослыть пустым фантазёром.
В начале 1913 года Годдард заболел туберкулезом, был вынужден покинуть свой пост в Принстоне, вернулся в Вустер, где врачи признали его "почти покойником". Он сильно переживал за свои мечты, тщательно лечился, работал не более часа в день и вылечился. В октябре 1913-го он оформил первый "ракетный" патент. В 1914 приступил к стендовым испытаниям, получил два важнейших патента - на многоступенчатую ракету, и на ракету, работающую на твердом топливе или на жидком топливе (бензин и закись азота). В целом, он опубликовал 214 патентов, некоторые оформлены посмертно его женой. Разумеется, вывел он и закон движения ракеты (формула Циолковского). Осенью 1914 года здоровье Годдарда улучшилось и он стал работать на полставки в качестве инструктора и научного сотрудника в университете Кларка. И продолжал свои ракетные исследования. Он перепробовал массу материалов, которые могли бы быть использованы для создания ракет. Первый испытательный пуск ракеты Годдарда на порохе состоялся в середине 1915 года. Запуск был шумным и ярким и вызвал изрядный переполох в кампусе. После этого инцидента Годдард проводил свои эксперименты в лаборатории физики. КПД пороховых ракет оказалось лишь 2%. Тогда он применил сопло Лаваля и значительно улучшил эффективность тяги. К середине лета 1915 года, Годдард получил среднюю эффективность тяги 40 процентов с истечением 2051 метр (6728 футов) в секунду. Начал экспериментировать с соплами разного профиля. И смог достигнуть эффективности двигателя более 63% и скоростей истечения более 7000 футов (2134 метров) в секунду. Вероятно, это был самый передовой двигатель твёрдого топлива в мире. Потом Годдард понял, что более эффективны жидкие топлива. В том же году Годдард провёл сложный эксперимент и доказал, что ракета будет летать в вакууме, а, значит, и в космосе. Многие ученые еще не были в этом уверены. Его эксперимент показал, что атмосфера ракете только мешает.
С 1916 по 1917 год Годдард строил и испытал экспериментальные ионные двигатели, которые как он думал, могли быть использованы для движения в космосе. К 1916 году стоимость ракетных исследований Годдарда стала слишком дорогой и он начал искать потенциальных спонсоров. Смитсоновский институт заинтересовался и просил у Годдарда подробностей. Годдард послал подробную рукопись - черновой вариант его пионерской работы «Метод достижения предельных высот». В январе 1917 года, Смитсоновский институт согласился предоставить Годдарду пятилетний грант на общую сумму 5000$. Потом институт Кларка добавил 3500$. Политехнический институт Вустера также позволил ему использовать свою заброшенную магнитную лабораторию на краю кампуса для испытаний.
Одновременно Годдард провел исследование солнечной энергии, используя параболические антенны, чтобы сконцентрировать солнечные лучи на кварце, покрытом ртутью. Нагревалась вода и работал электрический генератор. Годдард считал, что это изобретение снимает вопрос о добыче энергии в космосе.
Но тут США вступили в Первую мировую войну, университеты страны начали кредитовать военные проекты. Годдард тут же предложил свои ракеты ВМФ и армии. Но военные его проигнорировали. Лишь войска связи спонсируют работу Годдарда во время Первой мировой войны. Годдард стал маниакально подозрительным и осторожным - именно с этого года он замыкается в исследованиях. Годдард предложил армии идею ракетных труб (концепция базуки). Однако у него появились конкуренты, армия начала разбираться, кто лучший, а тут и война закончилась. Провал с проектом базуки спровоцировал приступ туберкулеза, Годдард продолжал работать неполный рабочий день как консультант правительства США в Индиан Хейд, штат Мэриленд, но его внимание обратилось на ЖРД. А работа над базукой продолжалась без Годдарда.
Даже в 1919 году Годдард считал, что преждевременно раскрывать результаты своих экспериментов. Но доктор Вебстер понимал, сколь важны работы Годдарда и настаивал, чтобы Годдард опубликовал их. И Годдард решил опубликовать доклад, который он отослал спонсорам еще в конце 1916 года.
И в январе 1920 года была опубликована действительно классическая работа «Метод достижения предельных высот». Она сделана в виде отчёта о проделанной работе и представляла собой обобщение множества экспериментов с пороховыми ракетами. Кстати, о дате. На обложке стоит дата - 1919 г, но фактически вышла книжка только в 1920-м и везде её декларируют, как издание 1920-го (так часто делается, чтобы книга не стала сразу "прошлогодней"). 7 января Годдард получил 90 авторских экземпляров (весь тираж - 1750 шт). А уже 12 января бостонская газета опубликовала сенсационную заметку под названием: «Новая ракета профессора Годдарда может поразить лик Луны!» Годдард и до того не раз публиковал скромные теоретические работы, вычисляя, какую энергию надо затратить, чтобы забросить 1 фунт груза на орбиту, на Луну, на планеты. Заодно он опубликовал свои размышления и вычисления по поводу - сколько нужно взорвать пороха на Луне, чтобы вспышка была видна с Земли? Как сфотографировать обратную сторону Луны? Как посадить целым аппарат на поверхность? Разбирает он и мысленный эксперимент по запуску ракеты на Луну и зажигания пороха на её поверхности, так, чтобы это было видно в телескоп. Он серьезно обсуждал этот вопрос, придя к оценке количества необходимого пороха. Вывод Годдарда: ракета со стартовой массой 3,21 тонны может производить вспышки на Луне, видимые с Земли, предполагая ПН равной 10,7 фунтов.В письме в Смитсоновский институт, датированном мартом 1920 года, обсуждал: фотографирование Луны и планет из ракет на пролёте, отправка сообщений к внеземным цивилизациям на металлических пластинах, использование солнечной энергии в космосе, ионные двигатели. В этом же письме Годдард четко описывает концепцию абляционного теплозащитного экрана, предполагая, что посадочный аппарат должен быть покрыт "слоями очень твердой субстанции со слоями изолятора тепла между ними", предназначен для сохранения внутренности аппарата, так же, как сохраняются метеоры.
21 июня 1924 года Годдард женился на Эстер Кристин Киск, секретарше в офисе президента Университета Кларка, которую он встретил еще в 1919 году. Она была в восторге от его работ и помогала в работе всеми силами. После его смерти она разбиралась с документами Годдарда и оформила еще 131 патент.
Американские журналисты сочинили историю о том, что Годдард запускает ракету на Луну. Тысячи газет и журналов во всём мире напечатали сначала заметку, потом подробности. Подробности быстро превратили условный фунт пороха в реальную ракету, а потом в целый звездолёт на сотню пассажиров. Сотни людей присылали просьбы и требования отправить их с Годдардом на Луну. Даже ракетчики поверили в лунную ракету. Эсно-Пельтри взывал через прессу к Годдарду, что надо запускать ракету не на Луну, а вокруг неё, чтобы сфотографировать обратную сторону. На выставке в Москве демонстрировалась "лунная ракета Годдарда". Реальность же была такая, что у Годдарда не было никакой ракеты. И даже двигателя не было. Только в 1926 он смог запустить ракету с ЖРД (первую в мире!), которая взлетела на 12 метров. А были и статьи, где над ним насмехались. Годдарду удалось связать теорию с практикой. После разгула сенсационной шумихи Годдард вообще засекретил все свои работы. И причина была - работал он на чужие деньги. Шумиха ему совсем не была нужна, но келейность ему дорого обошлась. Годдард, в отрыве от работ ракетчиков всех стран, к началу 2-й мировой растерял всё своё лидерство. Про первую ракету с ЖРД европейцы узнали лишь в 1936-м, когда Годдард напечатал часть своих работ, а про многие ракеты Годдарда стало известно лишь в 1970-м!
Интересно еще и то, что Годдард не поддержал девиз "Выше, дальше, быстрее!". Выбрав топливом бензин и жидкий кислород, он посадил свои двигатели на "голодный паёк", давая им всего треть кислорода от нужного, из-за чего импульс тяги стал очень маленьким. Причины неизвестны, но очевидно Годдард стремился уменьшить температуру в камере, увеличив тем самым время работы ДУ до прогара. Ни одна ракета Годдарда не взлетела и на 3 км. Зато Годдард очень много занимался управляемостью, устойчивостью полёта, устойчивостью горения, составными ракетами, регулировкой тяги, гироскопами, трёхосным контролем положения. В 1929-м он впервые запустил ракету с приборами и фотокамерой и вернул их на землю (правда с высоты всего 28 м. Напомню, что Мауль делал это с пороховыми ракетами гораздо раньше) В 1930-м он первым применил газовые рули, а позже - и аэродинамические. В 1935-м его ракета впервые в мире превысила скорость звука. В 1938-м он завершил работы с вытеснительной системой подачи топлива и занялся турбонасосами. Всегда очень дорожил своим приоритетом и был уверен, что был первым. Он даже написал целую работу, сравнивая свои приоритеты с работами Оберта. Остальных он вообще игнорировал, в лучшем случае отделываясь парой общих фраз. Годдард и его команда запустила 34 ракеты с ЖРД с 1926 по 1941 г, наибольшая высота - 2,6 км (1,6 мили).
Годдард хронически нуждался в деньгах для своих ракет. Но иногда везло и ему. После запуска одной из ракет Годдарда в июле 1929 он снова привлек к себе внимание газет и о нём узнал Чарльз Линдберг из статьи в "Нью Йорк Таймс". Линдберг начал задаваться вопросом, что будет с авиацией в отдаленном будущем и был решительным сторонником РД и ракет. Он обратился в Массачусетский технологический институт с целью убедиться, что Годдард физик, а не псих, а потом позвонил Годдарду в ноябре 1929 года. А затем приехал к нему. Линдберг был немедленно очарован Годдардом, а Годдард был в восторге от лётчика. Он обсудил свою работу с Линдбергом, он наконец-то нашёл человека, которому можно доверять. Однако денег у Линдберга не было, было только громкое имя. Но этого было мало. В октябре 1929 американский фондовый рынок рухнул. Денег не было ни у кого. Бюро погоды США хотело бы иметь ракеты для исследования атмосферы, но денег у него не было тоже.
А весной 1930 года Линдберг наконец нашел союзника в семье Гуггенхаймов. Финансист Даниэль Гуггенхайм согласился финансировать исследования Годдарда в течение следующих четырех лет в общей сложности на 100,000$ (~ 1,7 млн. долл. сегодня). Семья Гуггенхайма, особенно Гарри Гуггенхайм, будет и впредь поддерживать работу Годдарда. Годдарды вскоре переехали в Розуэлл, Нью-Мексико. Местный климат был хорош для Годдарда, были деньги, работа шла. Весной 1932 из-за депрессии в экономике Годдард вновь лишился финансирования и вернулся в Университет Кларка. Лишь осенью 1934-го, когда возобновилось финансирование, он вернулся в Розуэлл и начал строить свои самые большие ракеты, длиной 4 и 4,5 м. с гироскопами, на бензине и жидком кислороде, вытесняемыми в камеру сжатым азотом. А в Германии и СССР только-только запустили свои первые. крайне примитивные ракеты с ЖРД.
8 марта 1935 ракета взлетела на 1000 футов, и, как Годдард сообщил, "летела со скоростью звука." 28 марта 1935 года ракета успешно взлетела вертикально на высоту 1,46 км, прекрасно работали гироскопы. Затем она повернулась и летела почти горизонтально 13000 футов и достигла максимальной скорости в 550 миль в час. Годдард был в восторге - система наведения держала ракету на вертикальной траектории хорошо.
В 1936-1939, Годдард начал работу над ракетами серии K и L, которые были намного массивнее и предназначены для достижения очень большой высоты. Серия K состояла из статических стендовых испытаний более мощного двигателя, достигшего тяги 624 фунтов в феврале 1936 года. В ноябре 1936 года он запустил первую в мире ракету (L-7) с несколькими камерами, надеясь увеличить тягу без увеличения размера одной камеры. На ней было четыре камеры сгорания, она достигла высоты 200 футов. Этот полет продемонстрировал, что ракета с несколькими камерами сгорания может летать стабильно и легко управляться.
С 1940 по 1941 год, работа шла над серией ракет P, которые использовали уже турбонасосы (бензин/жидкий кислород). Но из двух запусков оба закончились аварией на высоте лишь несколько сотен футов. Турбонасосы, однако, работали хорошо и Годдард был ими доволен.
Когда Годдард понял необходимость турбонасосов, Гарри Гуггенхайм предложил ему связаться с производителями насосов. Ни один из них не проявил интереса, так как стоимость разработки этих миниатюрных насосов была непомерно высокой. Поэтому команда Годдарда варилась в собственном соку и с сентября 1938 по июнь 1940 разрабатывала, создавала и испытывала маленькие турбонасосы и газогенераторы. Годдард построил необходимые турбонасосы и был на грани создания более крупных и надежных ракет, чтобы достичь своих "экстремальных высот", когда Вторая мировая война вмешалась и изменила путь Истории. Он надеялся вернуться к своим экспериментам в Розуэлле после войны, но здоровье его подвело.
В сентябре 1941 года наконец-то военные обратили внимание на Годдарда. Годдард начал строить JATO (ракетные ускорители старта самолётов) для ВМС. Он начал работу в сентябре и к маю 1942 года ускоритель был создан. В апреле 1942 Фишер уведомил Годдарда, что ВМС хотели бы перенести ракетные работы на полигон в Аннаполисе. Там был плохой климат, но Годдард поехал. Он очень мечтал о финансовой поддержке военных и больших делах после войны.
На седьмом испытании на высоте 150 футов ускоритель загорелся. Авария произошла из-за неправильного монтажа и неаккуратности. Однако ВМФ поняли, что JATO на твёрдом топливе дешевле и безопаснее. Годдарду не удалось убедить ВМФ в нужности ни ускорителей на жидком топливе, ни баллистических ракет. Тем не менее, ВМФ попросил его совершенствовать свой JATO. Он довёл его до кондиции и занялся системой управления чисто ракетного самолета. Его разработки были востребованы уже после войны, для Белл Х-2, ходившего за три маха.
Весной 1945 года Годдард увидел трофейные немецкие Фау-2 и был убежден, что немцы "украли" его работу. Возможно, это и не так, но фон Браун однажды сказал, что "эксперименты Годдарда с жидким топливом сэкономили нам годы работы, и позволили нам усовершенствовать ФАУ-2 раньше, чем она была возможна".
В 1945 GALCIT строил свою ракету "ВАК-капрал" для армии, но были проблемы с работой двигателя ракеты. Френк Малина отправился в Аннаполис для консультации с Годдардом и они пришли к решению проблемы.
Здоровье Годдарда начало ухудшаться во влажном климате Мэриленда. Ему был поставлен диагноз "рак горла" в 1945 году, но он продолжал работать, хотя был в состоянии говорить только шепотом. Он умер в последние дни войны, 10 августа 1945 года от рака гортани в возрасте 62 лет.
Годдард был воспитан в епископальной церкви, но, скорее всего, был атеистом. В Розуэлле изредка посещал с супругой церковь и это всё. Детей у них не было.
Космонавты всегда чтили Годдарда, как "отца американской космонавтики". Эдвин Олдрин, по просьбе своего отца, взял в полет на Луну миниатюрную (размером 5 см х 7,6 см) автобиографию Роберта Годдарда, изданную в 1966 году. Она стала первой книгой, побывавшей на Луне.
↑ Первая космическая эмигранская эпидемия. Знакомьтесь - Клайд Коллинз, президент Клуба авиаторов Пенсильвании и капитан воздушной полиции Нью-Йорка. Ратуя за военную американскую авиацию, он ради красного словца брякнул, что готов лететь хоть на Марс. Газетчики тут же поймали его за язык. Тот признался, что вообще-то не готов, но раз дал слово... Ракету мне, ракету! И сразу начал оговаривать детали контракта, включая страховку в 10 тысяч долларов. Немедленно объявилась попутчица - Рут Филипс из Канзас-Сити. А уже через день Годдард показал 9 заявок от желающих лететь на Луну. Потом их стало сотни, тысячи. Присылали письма-заявки не одному Годдарду. И Циолковскому, Эсно-Пельтри, Оченашеку... Сообщали возраст, вес, цвет глаз, сексуальные предпочтения...
|