Печальная история. В 1936 году, в возрасте всего 15 лет, Джеймс Кеннет Аток (известный как Кен) спроектировал, построил и попытался запустить экспериментальную почтовую ракету в Фишерманс-Бенд, Мельбурн. Он также построил вторую ракету, которая так и не была запущена. Родился в 1921-м. Его родители разъехались, а в 1928-м развелись. Своего отца, который остался жить в Сиднее, Кен, вероятно и не видел. Начиная с пятого класса, Кен начал работать в качестве экспериментатора в области ракетостроения и организатора космических полетов. Он переписывался с международными ракетчиками и, похоже, был в курсе последних международных разработок в области ракетостроения, благодаря книгам и журналам. Хотя Кен, несомненно, читал о ракетных запусках ARS (австралийской), у него, похоже, не было прямой переписки с этой группой, пока они сами не связались с ним в начале 1937 года, чтобы узнать подробности о его первой попытке запуска ракеты. Кен рассказал о последних ракетных экспериментах и предположениях о будущих космических полетах в нескольких статьях, написанных для мельбурнских газет "Аргус" и "Геральд". Эти статьи полны юношеского энтузиазма по поводу будущих космических полетов, но написаны они в зрелом стиле, который не соответствовал юному возрасту Кена и, возможно, создал у своих читателей впечатление, что он был взрослым. Помимо пропаганды космических путешествий с помощью газетных статей, Кен
заинтересовался ракетной почтой и решил разработать свою собственную почтовую ракету. К несчастью для Кена, он некритично относся к ракетам Цукера. С помощью своего школьного друга Роберта ‘Боба’ Уэра, Кен спроектировал и построил небольшую почтовую ракету размером примерно 0,8 метра, ракета имела металлический корпус и стабилизаторы. Она была разработана для перевозки небольшого количества конвертов, чтобы продемонстрировать свою пригодность в качестве почтовой ракеты. Ракета должна была приводиться в движение твердотопливным зарядом, который Кен, предположительно, разработал сам, используя доступную информацию. Кен описал ракетное топливо, состоящее из хлората калия и нитрата калия, а также объяснил, с помощью чего его можно заставить работать в качестве высококалорийного топлива в сочетании с серной кислотой: однако точная топливная смесь, которую использовал Кен, неизвестна. Запуск первой почтовой ракеты Кена Атока был запланирован на 3 октября 1936 года (возможно не случайно почти совпало с успешным пуском ракеты ARS). Попытка полета была предпринята в Фишерменс-Бенд, промышленном районе Мельбурна. Кен и его друг Боб Уэр подготовили ракету к запуску, загрузив в ее небольшой грузовой отсек сувенирные конверты, которые Кен сам себе адресовал и на которых была надпись "Экспериментальный полет ракеты", Мельбурн, 3’10’6. К каждому конверту прилагался "флимси" — вкладыш из светлой бумаги. На одной стороне вкладыша была помещена фотография запуска ракетоплана, выполненного Кесслером в Гринвуд-Лейк, на другой - письменный отчет о полете Кесслера, явно взятый из сообщения в прессе. Конверты были упакованы в несгораемый контейнер. Это оказалось разумной мерой предосторожности, поскольку запуск, к сожалению, завершился неудачей: ракета загорелась еще до того, как оторвалась от земли. Слегка обгоревшие конверты были извлечены из сильно сгоревшей ракеты и 5 октября прошли через почту. Очевидно, полагая, что Кен - взрослый экспериментатор в области ракетостроения, Ноэль Моррисон, почетный секретарь ARS, связался с ним в январе 1937 года, выясняя подробности полета и его груза. В ответ Кен начал узнавать, как сделать ЖРД, где достать водород, однако, ARS не смогла помочь Кену в этом отношении.
Тогда Кен и Боб Уэр приступили к новому проекту - созданию ракеты большего размера под названием "Меркурий", которая должна была быть запущена из Лилидейла, в то время пригорода Мельбурна, в честь празднования коронации короля Георга VI 11 мая 1937 года. Была она размером 1,2 метра, твердотопливная, предназначалась для перевозки около 500 писем. Имела два небольших крыла в дополнение к хвостовому оперению. Ракета должна была быть запущена с деревянной направляющей под углом 60° и развить скорость, как утверждалось, до 600 миль в час (965 км/ч).
Однако этот запуск был отменен в последний момент руководством выставки, исходя из соображений общественной безопасности. Хотя два молодых ракетчика пытались найти приемлемую стартовую площадку в глубине материка и даже рассматривали удивительно современную идею запуска с платформы в море, "Меркурию" так и не суждено было взлететь. Получив предупреждение от властей не предпринимать дальнейших попыток запуска ракет, а также необходимость найти работу по окончании школы, Кен прекратил свои эксперименты с ракетами и начал работать наборщиком и учеником журналиста на полставки в газете "Аргус", для которой он ранее писал. Когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, Кен вызвался добровольцем в первый же день основания сформированных Вторых австралийских имперских вооруженных сил (AIF). Поскольку в свои 18 лет он был моложе предельного возраста для солдат на передовой в то время, он соврал, назвал свой возраст в 20 лет. Военные быстро оценили способности Кена и он был назначен в разведывательный отдел батальона. Он занимался обучением и разведывательной деятельностью в Египте и Палестине. Находясь в Египте, Кен написал юмористическую заметку, в которой давал советы австралийским солдатам, находящимся в отпуске в Каире, которая была опубликована в журнале Argus. Затем он проходил срочную службу в Ливии, материковой Греции и на Крите.

Во время беспорядочной эвакуации союзных войск с Крита в 1941 году Кен попал в плен. Находясь в лагере для военнопленных, он использовал туалетную бумагу и обрывки бумаги для тайного сбора разведывательной информации о тактике противника, оружии, самолетах и передвижении войск. Стремясь передать эти жизненно важные данные верховному командованию ВВС в Александрии, Кен попытался сбежать из лагеря военнопленных, но был убит автоматным огнем охранников, когда пытался перелезть через забор в июле 1941 года. Товарищ Кена по ракетному делу Боб Уэр также погиб во время войны, скончавшись от ран в июле 1942 года. Если бы Кен Аток пережил войну, он мог бы стать ракетостроителем Австралии. Но остались его пропагандистские усилия в космонавтике. Тем не менее, его едва не потеряли - в справочнике его фамилия была написана с ошибкой и воскресил его из безвестности его племянник, Уорик Холмс, инженер-ракетостроитель, розыскавший его родителей и свидетелей. Его мать умерла в 1976-м, завещав свои деньги на создание мемориала сына и стипендию его имени.

24 февраля 1936 года Австралийское ракетное общество осуществило, наконец, доставку почты с помощью ракеты. "Орион" был полностью переделан. Дерево заменили на сталь, камеру сгорания переделали. На северном берегу реки Брисбен в Моггилл-Ферри была выбрана площадка. Решили доставить почту через реку в деревню Ривервью. В 7:00 утра ракету подожгли. Через минуту она медленно поползла по жёлобу и вдруг со страшной скоростью улетела в сумрак. Пролетев небольшое расстояние, ракета резко пошла вниз, ударилась о высокую сосну и упала в реку. Когда письма доставили на почту, выяснилось, что контейнер разбит, а непромокаемый шелковый пакет с письмами сильно порван. Потребовалось около десяти часов, чтобы письма просохли. Открытки с фотографиями их владельцев сильно пострадали. Все письма были отправлены в Брисбенское почтовое отделение в 10:30 вечера. Итого - 21 фунт почты немного, но летал.
Экспериментам уделили внимание газеты и радио, но потом пошла жестокая критика ракетчиков, как просто мошенников.
14 июля 1936 года, наконец-то, пришла удача. Ракету, содержащую 300 сувенирных писем, запустили через реку Брисбен. Ракета пролетела 350 ярдов на скорости около 200 миль в час, поднявшись на высоту в 400 футов. После 40-минутного поиска, ракету обнаружили в поле, погрузившуюся на два фута в мягкую землю. Почтовый отсек уцелел и письма отослали. Каждое письмо заключено в конверт с пометкой «Ракетная почта». Ракета была 3 фута в длину, в сентябре пообещали запустить большую ракету в более изолированном месте, вероятно на берегу бухты Моретон.
С октября 1935 по май 1937 года, когда общество прекратило свое существование. было запущено 8 ракет, из которых 6 взорвались.
Теодор фон Карман родился в 1881-м в Будапеште, вырос в Венгрии. Приставка "фон" в данном случае обманчива, он родился в еврейской семье и звался поначалу Тёдор Кармана. Один из его предков был рабби Иегуды Лева бен Бецалель. (Если кому интересно - отправляйтесь в 16-17 век). Эти подробности - чтоб пояснить, почему он стал не немецким, а американским ракетчиком. Теодор окончил в 1902 году Королевский технический университет в Будапеште, переехал в Германию и стал учеником знаменитого Людвига Прандтля в Гёттингенском университете, где и получил докторскую степень в 1908 году. Он преподавал в Геттингене в течение четырех лет. В 1913-1930 был профессором и директором Аэродинамического института при университете Аахена, в 1915-1918 возглавлял исследовательский отдел военно-воздушных сил Австро-Венгрии (мобилизован в армию), занимался вертолетостроением, а с 1922 по 1928 работал консультантом в фирмах «Юнкерс» и «Цеппелин». Он, как полагают, основал Международный союз теоретической и прикладной механики в сентябре 1922 года, организовав первую конференцию в Инсбруке. В 1920-е годы Карман по приглашению Д.Гуггенхейма, основателя фонда развития аэронавтики, читал лекции в научно-исследовательских центрах США, а в 1927 - в Японии, Китае и Индии. В 1930 году принял приглашение Калифорнийского технологического института и стал основателем и директором его лаборатории воздухоплавания (Гуггенхеймская аэронавтическая лаборатория). В 1933 он расстался с нацистской Германией, где в почёте стала "немецкая физика" - самая правильная физика в мире. В 1936 году получил американское гражданство и стоял у истоков компании Аэроджет (Aerojet), производившей ракетные двигатели.
Именно при нём сформирована будущая Великая космическая организация JPL (Jet Propulsion Laboratory, Лаборатория реактивного движения). Именно она, выросшая из маленькой группы энтузиастов, отправила десятки аппаратов исследовать Солнечную систему и её окрестности. Её шефом, добившимся для неё денег, расположения военных, оборудования и строений, был фон Карман.
С 1942 г - директор Лаборатории реактивного движения. В 1945 был назначен председателем научно-технической коллегии ВВС США, позже преобразованной в главное научно-техническое управление, и возглавлял американские технические миссии в Германии по изучению достижений этой страны в области сверхзвуковой аэродинамики и управляемых ракет. Среди наиболее известных работ Кармана - теоретические и экспериментальные исследования в области аэро-, гидро- и термодинамики, прочности авиационных конструкций и материалов, теории пластичности и упругости, сопротивления материалов. Карман занимался такими фундаментальными проблемами дозвуковой аэродинамики, как продольная устойчивость самолетов, турбулентность, пограничный слой, обтекание профиля, а также вопросами сверхзвуковой аэродинамики. Разработал ряд математических методов прочностных расчетов, решение даже чисто академических задач всегда сопровождал выводами и результатами, которые имели значение для инженерной практики. Им была рассчитана, а затем его именем названа линия Кармана - принятая Международной федерацией аэронавтики условная граница между земной атмосферой и космическим пространством.
Исследование Кармана о двигателях самолетов будущего, сделанное в 1944 году, считается классическим в области технологического прогнозирования. Особенность прогнозов фон Кармана состояла в том, что он не пытался предсказывать характер отдельных устройств, но изучал основные перспективные и ограничительные факторы, функциональные возможности и ключевые параметры систем, сосредоточивал внимание на оценке альтернативных комбинаций предполагаемых достижении науки и техники и старался вмещать свои прогнозы в чёткие 15-20-летние временные рамки. По его инициативе в 1960 году основана Международная академия астронавтики - организация, объединяющая ведущих ученых и инженеров работающих в области космических исследований и Фон Кармановский институт гидродинамики в Синт-Генезиус-Роде (Бельгия). Карман был первым президентом (1960-1961) академии астронавтики, консультантом ряда крупных аэрокосмических фирм, членом многих иностранных академий и научных обществ. В июне 1944 года перенес операцию по поводу рака кишечника в одной из клиник Нью-Йорка. Никогда не женился. Очень любил путешествовать и буквально исколесил весь мир, проведя треть жизни в поездках. Умер во время поездки в Аахен (Германия) в 1963 году в возрасте 82 лет. Похоронен в Пасадене, Калифорния.
Перикись водорода - вещь фантастическая. При добавление марганца, как катализатора (или серебра), начинается бурная реакция разложения на водяной пар и кислород с поднятием температуры до нескольких сот градусов. Из одного литра перекиси водорода можно получить примерно 200-250 литров чистого кислорода. Это идеально - кислород для дыхания и как окислитель, перегретый пар - вращать турбину или создавать тягу. Не нужен воздух! Крайне важно там, где его нет (под водой и в космосе). Мало этого - это однокомпонентный ЖРД, не требующий раздельных баков и системы смешивания в определённых пропорциях! Однако не все согласились с титулом "однокомпонентный". Дескать, катализатор - второй компонент. А позже изобретатель этого двигателя Хельмут Вальтер двинулся дальше и решил, что дело кислорода - поддерживать горение. И создал двухкомпонентное топливо, состоящее из T-stoff и C-stoff (30% гидразина, 57% метанола и 13% воды). Другие варианты смесей содержали метанол, нефть, декалин и другие горючие вещества.
И параметры работы в этом ЖРД оказались лучше, чем в тех, где использовалась азотная кислота. Особенно привлекателен был такой двигатель на подлодках. Кислород - свой, воды вокруг много, но лучше пар просто охлаждать и использовать повторно, небольшое количество углекислого газа удаляли путём барботирования. Заодно пар через редуктор крутил вал электрогенератора.
Но нас интересуют ЖРД. Вот в 1936-м и появились первые контуры ЖРД Walter HWK 109-509.
В 1936-м двигатель тягой 300 кгс был установлен в фюзеляже самолета Junkers «Junior» в Куммерсдорфе. Это была первая установка ОСНОВНОГО ракетного двигателя на самолете. Но как обеспечить непрерывную работу двигателя во время маневров самолета? И ракетчики построили центрифугу, способную испытывать двигатель при перегрузках до 5g.

Башня для испытания ракетных двигателей, построенная вблизи Розуэлла Годдардом. Подвешенные к раме четыре стальные бочки с водой служат для уравновешения тяги двигателя. Бочки весом 900 кг поддерживаются сильно сжатой пружиной. Во время работы двигателя бочки слегка приподнимаются, и напряжение в пружине ослабевает. На вращающемся барабане записывается растяжение пружины, что дает возможность вычислить тягу двигателя.
12 февраля 1936 года - последнее и лучшее из стендовых испытаний ракет Годдарда серии K. ЖРД работал 4 секунды с тягой 283 кг; вес кислорода 12 кг; вес бензина 6 кг; скорость струи более 1323 м/сек. Испытания проводились с промежутком в 8 дней.
В начале тридцатых годов Ф.У. Кесслер был хозяином небольшой филателистической лавки в Нью-Йорке. Он смог быстро узнать о ракетной почте и дорогих её раритетах. Но - почтового ракетоплана в мире ещё не было! Идею поддержал другой филателист - Дж.Г. Шлейх, чиновник из городка Гринвуд Лейк (шт. Нью-Йорк). И они заполучили настоящего ракетостроителя - Вилли Лей, обживающегося в Америке. И ракетоплан будет с ЖРД! Это для почты тоже впервые!
К концу 1935 года удалось завершить проектирование нового ракетоплана, двигателя для него и пусковой. В составе каркаса и обшивки использовались сталь и сплав меди с никелем. Команда Кесслера разработала собственный ракетный двигатель. Двигатель, выполненный в виде длинной трубки, не имел собственные средства зажигания. Для запуска горения планировалось применять обычный факел.
Горючим являлась смесь бензина, этилового и метилового спирта и воды. Окислитель - жидкий кислород. Для вытеснения жидкостей в двигатель использовался сжатый азот.
Собрали и испытали несколько опытных двигателей своей конструкции. Три проверки состоялись. ДУ давали нужную тягу, но порой взрывались. Посчитали, что это чье-то сознательное вредительство.
Ракетоплан в сборе имел длину около 2 м размах крыла - около 2 м. Масса – 45,4 кг. Афишировалось, что он будет развивать скорость в несколько сотен километров в час. Дальность пока планировалась в нескольких миль. Полезная нагрузка - нескольких килограммов почты в головном отсеке.

Предусматривались два способа старта. 1 - при помощи пусковой установки (её сделала фирма Marin Brothers из Гринвуд Лейк), 2 - простейшее лыжное шасси и самостоятельный разгон ракетоплана с поверхности.
Пусковая установка представляла собой ферму из множества металлических профилей, на которой располагались два наклонных рельса. По ним должна была перемещаться тележка с запускаемым самолетом. Установка имела собственные средства дополнительного разгона изделия. К тележке присоединили трос, переброшенный через шкив в передней части установки. На нем подвешивался груз. При раскрытии замка груз падал, разгоняя тележку с ракетопланом.
В 1935 году разработчики ракетоплана предложили свое изобретение почтовому ведомству США. Без особого результата. Но ракетчики подготовили специальные конверты и марки, которые можно было поместить на борт ракетоплана. За счет сбора писем для ракетной пересылки планировалось покрыть, как минимум, часть расходов на проект. В самом начале 1936 года начали сбор корреспонденции. Команда изобретателей без труда собрала несколько тысяч писем, которые можно было бы отправить двумя «рейсами» ракеты. Сбор был завершен в начале февраля – за несколько дней до предполагаемой даты пуска.
Местом тестовых запусков было выбрано озеро Гринвуд, на берегу которого стоял одноименный город. Озеро было покрыто полуметровым слоем льда, что делало его удобнейшей площадкой для испытаний. Старт наметили на 9 февраля, туда доставили часть необходимых систем и агрегатов. Были сделаны попытки старта. Но из-за влажности не удавалось залить жидкий кислород - всё замерзало. Двигатель поджигали, и он выдавал красивый факел, не создавая тяги. Катапульта зашвырнула планер метров на 20 - и это было всё. А потом началась снежная буря, стартовая площадка и дороги к ней оказались занесены. Пришлось нанимать рабочих, чтобы те расчистили подъезды и площадку. На подготовку к новому пуску ушло несколько дней.
А при разборке ракетоплана выяснилось, что проблема отказа не во влажности. Трубопроводы были перепутаны да в придачу ещё и заглушены, что ракетоплан спасло - он должен был взорваться. Один из механиков признался в диверсии от зависти.
23 февраля 1936 года на берегах озера Гринвуд собралось больше тысячи человек. На лёд запретили выходить. В последний момент уведомили полицию. Та дала "добро".
Первый запуск ракетоплана запускали с пусковой установки. Этот ракетоплан получил собственное имя Gloria I – в часть дочери Дж. Шлейха. Изделие заправили и загрузили почтой - несколько мешков с 6127 письмами. Люди отошли подальше. Рядом с пусковой остался только Вилли Лей в защитном костюме с факелом. Двигатель радостно выдал факел. Который начал гаснуть. В этот момент произошло раскрытие замка груза, и тележка с ракетопланом поехала вперед. А двигатель выключился. Пусковая установка смогла выбросить ракетоплан, он пролетел всего несколько метров и упал на снег. Но не пострадал. Ракетоплан вернули на старт, заправили и вновь запустили. На этот раз двигатель сработал штатно. Но слишком большой угол возвышения пусковой установки привел к тому, что ракетоплан быстро набрал высоту в несколько метров и после этого потерял скорость. Почты оказалось мало, балансировка нарушилась. Ракетоплан упал на лед и проехал на нем небольшое расстояние. Но! Катапульта была установлена всего в метре-два от границы штата, поэтому ракетопланы "совершали междуштатное путешествие".


На старт вывели ракетоплан Gloria II. От первого он отличался наличием лыжного шасси. После зажигания ракетоплан разбежался и даже поднялсяв воздух. Однако при наборе высоты у него «сложилось» левое крыло и через несколько секунд ракетоплан упал. Но успел пролететь 1000 футов и ещё 1000 проскользить на брюхе. Почта не пострадала. Письма доставили в ближайшее отделение г.Хьюитт, шт.Нью-Джерси, откуда они отправились к своим адресатам. Причём дата там стояла старая - 9 февраля, почту не доставали из асбестовых мешков. Всего летало 4 323 почтовых конверта и 1 823 почтовые открытки. Конверты с «первого американского ракетоплана» достаточно быстро приобрели коллекционную ценность. А вот газеты назвали это дело полным провалом и всячески пинали изобретателей.

Испытательный полигон для ракет должен быть объединенным полигоном. Фон Браун нашел это место в декабре 1935 года, после того как его первый выбор — Бриз на острове Рюген — был захвачен Deutsch Arbeitsfront в качестве лагеря отдыха «Kraft durch Freude». Во время рождественских каникул фон Браун осмотрел побережье и положил глаз на Пенемюнде. Он показался идеальным — 400 км моря на востоке для использования в качестве ракетного полигона, место на побережье для следящих приборов.
Строительство первого "настоящего" ракетного полигона Пенемюнде началось в апреле 1936 года, когда туда прибыла группа проектировщиков, и шло очень быстрыми темпами. Центр создавался как совместное предприятие вермахта и люфтваффе с целью развития реактивных технологий. Начали с дорог и фундаментов. В то время к строительству были привлечены 10 000 рабочих, которых нанимали Организация Тодта (Organisation Todt, OT) и Имперская служба труда (Reichsarbeitsdienst, RAD). Набор осуществлялся через обычные газетные объявления.
В августе 1936-го началась стройка.
Годдард начинает испытания своей серии L. Они продлились до 9 августа 1938 года и включали 30 летных испытаний. Серия была разделена на три части: A, B и C. Секция A охватывала разработку ракеты с азотным давлением с использованием двигателей диаметром 10 дюймов на основе серии K и проходила с 11 мая по 7 ноября 1936 года (L1-L7). Длина ракет серии LA варьировалась от 3,33 м до 4,15 м; диаметр 46 дюймов; пустой вес от 54 до 92 кг; заправленная вес от 134 до 163 кг; вес кислорода около 35 кг; вес бензина 38 кг; вес азота 1,8 кг.
31 июля 1936-го - в Розуэлле Годдард запустил ракету серии LA. Высота - 60 м. Дальность 90 м. Продолжительность 5 сек.

Луи Дамблан предлагает трансатлантические почтовые ракеты выстреливать из пушки. С высоты несколько миль ракета (на жидком кислороде и бензине) летит сама.
Луи Дамблан (Louis Damblanc) родился в 1889-м в Лэктуре (департамент Жер, к западу от Тулузы). Учился в начальной школе во Флёрансе (недалеке от места рождения), школу второй ступени заканчивал в 1907 г в Ауше, получил диплом инженера в электротехническом институте в Гренобле в 1910-м. Во время Первой мировой войны он работал в депортаменте по изобретениям в качестве инженера-испытателя. Основал компанию L'Alerion для разработки двухроторного вертолета с тем же названием. Работал над проблемой роторного полёта. После войны основал Авиационный научно-исследовательский институт и продолжал свою работу над вертолётами и автожирами. Работал по заданиям военного министерства Франции, 18 ноября 1920 сделал доклад в Королевском обществе искусств, перед военным руководством. Он создал авиационный двигатель звездообразной формы, тот был испытан 12 апреля 1921 года и имел ряд преимуществ: экономия мощности двигателя, оптимальная работа на всех высотах, более низкое потребление горючего, размер и вес устройства очень мал, пожаробезопасен. Однако мощности поднять вертолёт было маловато. На чудо-машину приезжала смотреть даже японская делегация, французские маршалы хвалили Данблана, но вертолёт так и не полетел.
В 1926 году он основал еженедельную газету ВВС Франции «L'aviation francaise» («Французская авиация»), а также ещё несколько популярных газет - "Авиация и спорт", а также вполне левых - "Конкорд" (1932-1939), "Крестьянская демократия". В 1931 г выступал по радио с программой "Четверть часа французской авиации". В политике был умеренным антифашистом и антикоммунистом.
Занимался он и практической политикой: был членом Республиканской социалистической партии, был мэром Флёранса с 1929 по 1940 год, пока правительство Виши его с поста не сместило. Был другом Аристида Бриана, предлагал различные проекты, касающиеся социальных структур, запрещения химического оружия, экономического строительства Европы.
Женился в Париже 27 мая 1927 года на Марте Верле - бельгийке.
Он уже обратился к теме «воздушных торпед» в статье, опубликованной в журнале Flight ещё в 1921 г. Луи Дамблан рассматривает все возможности для ракет, в том числе почтовые, сигнальные, спасательные, но также и для атмосферных или стратосферных исследований. Но по настоящему ракетами он занялся в 1930-е годы: Стендовые испытания проходят в аэрокосмическом институте Сен-Сир, а летные испытания в Центральной школе пиротехники.
Дамблан не имел возможности заниматься ЖРД, он ограничился использованием черного пороха, который ему давали. Он уделил внимание корпусам ракет и многоступенчатости. Идея о ракете, которая "укорочивается при сгорании порохового заряда" содержится в патенте № 803 021, поданном 7 марта 1936 во Франции, 9 марта 1935 в Бельгии, 12 апреля 1938 г. - в США.
Многие до него рисовали многоступенчатые ракеты - буквально с 13 века. Подсчитывали энергетические выгоды, выводили формулы многоступенчатости, рисовали конструкции "мгновенного" рассоединения и даже брали патенты. Но к практическим опытам приступил первым Луи Дамблан. С 1937 до 1940 года он испытывал свои ракеты, одно-, двух- и трёхступенчатые, с диаметром от 38 мм до 133 мм (это были крупнейшие французские довоенные ракеты).
Как же разделял ступени Дамблан? Он применил пайку разными сплавами, содержащих олово, свинец и висмут, которые плавились при достижении зоны горения. Дамблан, таким образом, пришёл к проведению исследований по распространению тепла внутри ракеты, которое закончилось опубликованием работы в январе 1938 года.
Не дожидаясь окончательных результатов этого исследования, Дамблан начинает в 1937 году лётные испытания ракет с несколькими пороховыми зарядами без разделения ступеней. Эти результаты не были опубликованы из-за немецкой оккупации, но были восстановлены из записей исследования ECP 617.
В конце 1939 г. Дамблан подает новый патент (№864212) на воздушную торпеду. Эта машина сочетает в себе ракетный двигатель с техникой посадки вертикально с помощью авторотации. Вопреки тому, что вовсю шла война, эта воздушная торпеда не предназначалась для военных применений. Патент указывает: "Торпеду таким образом можно использовать с пользой для перевозки пищевых продуктов, припасов, почты, товаров и т.д., в труднодоступных местах, а в некоторых случаях, для людей, в последнем случае скорость подбирается конкретно (ускорение ниже, чем 2 g)"
Дамблан улучшил концепцию во время войны и подал новый патент (№992881) в сентябре 1944 года.
Когда война прервала работу, Дамблан уже запустил около 360 ракет, около 150 из которых были его конструкции.
Американцы реквизированы его патенты во время войны (они так поступили со всеми патентами, владельцы которых оказались на территории противника), но затем компенсировали по договору с Францией. В июле 1965 США заплатило и за патент на сплав "электрон", который американцы применяли в зенитных ракетах "Терьер". В 1967 г Дамблан утверждал, что ракеты Little Joe, которые американцы использовали в войне против Японии в 1944-45 годах, полностью подпадают под его патент.
После Второй мировой войны, Луи Дамблан продолжает свою работу в области изобретений в технической области, в которой он подал не менее 14 патентов в период между 1936 и 1952 гг. Его последние патентные заявки относятся к 1967 году, когда ему было 78 лет.
Он работал в основном в оптической индустии и разрабатывает устройства (диаскоп и эпидиаскоп) для просмотра документов и увеличения их. Они очень широко используются. Одним из первых внедрило их в работу знаменитое издательство "Пари Мач".
Его ракетные работы забыли, даже начало космической эры не стало причиной вспомнить пионера ракетостроения. Поэтому настоящей сенсацией стало "воскрешение" Дамблана на XVIII Международном астронавтическом конгрессе в Белграде 25-29 сентября 1967 г. Всех поразило, что первый испытатель многоступенчатых ракет Луи Дамблан скромно живет в небольшой двухкомнатной квартире недалеко от Порт-де-Сен-Клу (в Париже), совершенно всеми забытый. И лишь после смерти его хоть немного вспомнили, назвали его мушкетёром космоса, ракетным госконцем, повесили мемориальные доски и переименовали в его честь улицу в его родном городишке (всего-то 4 тыс. жителей)
Он умер в 1969-м в Левалуа-Перре в возрасте 80 лет, похоронен в Лэктуре.
Команда фон Брауна в течение года создают ракету А-3 с небывалой тягой в 1500 кгс, которая послужила основой последующих.
Сентябрь 1936-го - создана первая в мире сверхзвуковая аэродинамическая труба. Фон Браун предлагает немецкой армии построить сверхзвуковую аэродинамическую трубу, стоимость которой он оценивает в 300 000 марок. Начальство не поддерживает проект, но труба в конце концов строится, и стоит многие миллионы.
Испытания в трубе показали проблемы на сверхзвуковых скоростях. Поэтому было принято решение отработать А-3 в серии запусков. Испытательный стенд I в Пенемюнде готовить для испытаний 25-тонного двигателя (его тоже нет). Параметры А-4 уже определены, но путь до неё ещё долог.
Целью является разработка стратегической баллистической ракеты A4, позже названной V-2. Ракета должна доставить одну тонну взрывчатки на расстояние вдвое большее, чем Парижская пушка (250 км). Ракета была разработана из расчёта скорости истечения 2100 м/с, что дало бы дальность 275 км. Точность определена в 2-3 % от дальности. Эти требования определили вес ракеты в 12 тонн, а двигатель нужен на 25 тонн тяги, сжигающий 8 тонн топлива за 65 секунд. Требование транспортировки ракеты по железной дороге ограничивало диаметр до 1,6 м, что, в свою очередь, приводило к длине 14 м.
Основные проблемы. 1 - какие формы стабилизаторов и корпуса будут стабильными на сверхзвуковых скоростях. 2 - стенды под двигатель тягой 25 тонн. (позже построят под тягу в 200 тонн). 3 - разработке насосов высокой производительности для подачи жидкого кислорода при температуре -185°.
Во время гражданской войны в Испании обе стороны использовали небольшие ракеты для распространения пропагандистских листовок над территорией противника. Листовки находились в отсеке в передней части ракеты, за ними находился заряд взрывчатого вещества, за которым был порох. Впервые о них написала республиканская газета Popular Militia в сентябре 1936 года: "На расстояния до 800 метров листовки могут быть отправлены с помощью ракет, которые при взрыве выбрасывают листовки в воздух подобно ливню".
В 1938 году уже обе стороны стреляли друг по другу агитационными ракетами. Порой по 20-50 ракет в одном месте, каждая несла от 400 до 1000 листовок. Газета поучала, что листовки должны быть напечатаны на папиросной бумаге и быть разного цвета. Вот республиканская листовка:

А это уже франкистская. После взятия Барселоны франкисты выаустили около 11 тысяч ракет с листовками такого содержания:
Ракеты были с дымным порохом простой конструкции, но довольно больших размеров

Морис Пуарье, француз, выпускник Французской академии, приехал в США в конце 1-й Мировой, поселился в Бербанке (Калифорния), работал часовщиком и изобретателем, взял несколько патентов по подвеске автомобиля и даже почти наладил передачу энергии по радиоволнам. Активно работал и по ракетам. Впервые мы с ним встречались в 1928-м (модель самолёта-монстра с 86 ракетами), потом в 1931-м он запустил ракетоплан, опять же утыканный ракетами. С ракетными проектами появлялся регулярно. А дел, вообще-то было немного. Однако изобретал и получал патенты. Пожалуй, самое удачное - независимая подвеска на автомобиле, патента за которую он добился только через 20 лет - в 1956 году. Умер, вероятно, в 1990-м, а вот год рождения всезнающий инет называет совершенно фантастический.
Газета: Морис Пуарье из Бербанка планирует запустить ракету на 500.000 футов. Собственно, это уже космос. Пуарье тут назван ювелиром, а ракета весит 80 кг. Пуарье с ней фотографировался ещё не один год
В феврале 1936 года в Соединенных Штатах состоялся первый запуск почтовых ракет, вернее, ракетопланов. Причём сразу, якобы, на международном уровне - в Канаду (см. об этом выше). Предприимчивые американцы возбудились. Сразу несколько групп начали клепать самодельные ракеты. Но об одном проекте надо сказать особо. На левом (американском) берегу Рио Гранде жил юноша, сын почтового служащего, который хорошо знал, сколько трудностей ожидает почту на границе Мексики и США. Звали юношу Кейт Э.Рамбел, он родился в техасском городке Мак-Аллен и было ему 16 лет. Школьник. Планировал поступить в университет (и поступил), но тогда просто нужны были деньги (и он их заработал)
Великая депрессия пошла на спад, но положение в провинции было плохим. Почтовое отделение Мак-Аллена, где работал отец Рамбела, было в плохом состоянии и уже не подлежало ремонту – требовалось строительство нового здания. Но организация не могла позволить себе такую роскошь, и потому была вынуждена работать в аварийной постройке. И отец и сын Рамбелы нашли выход из сложившейся ситуации, причем самый оригинальный. Продажа марок и конвертов для отправки писем ракетной почтой позволяла собрать деньги для строительства нового здания. Кроме того, почтовая ракета могла резко ускорить пересылку международных отправлений.
В 1926 году был построен новый мост через р. Рио-Гранде, по которому теперь проходила дорога из американского Мак-Аллена в мексиканский г. Рейноса (шт. Тамаулипас). Но из-за бюрократических проволочек письма шли по ней несколько дней.
Отец и его коллеги вызвались помогать.
Ракета Рамбела отличалась крайней простотой конструкции и была выполнена исключительно из доступных материалов. Простейший металлический корпус цилиндрической формы с коническим головным обтекателем. На хвосте разместили несколько плоскостей оперения. Головной отсек корпуса - для груза. И второй отсек - перед двигателем (для балансировки). В задней части ракеты находился пороховой двигатель с собственным металлическим корпусом. Ракета не имела никаких средств управления и должна была лететь по баллистической траектории в соответствии с углами наведения при старте. Парашюта, я так понимаю, не было. Пусковая установка тоже простейшей конструкции. Были наклонные направляющие для вывода ракеты на расчетную траекторию. Запал поджигался вручную.
Ракета К. Рамбела имела длину порядка 2,1 м и диаметр 0,3 м. Масса изделия – несколько килограммов. В головном отсеке можно было разместить до 300 писем или открыток – в зависимости от размеров и массы. Ширина Рио-Гранде в месте предполагаемого запуска не превышала 300 м, и это определяло дальность.
22 июня 1936 года на одной из площадок вблизи своего города К. Рамбел и его коллеги произвели три тестовых запуска почтовых ракет. Изделия несли разную нагрузку – от 82 до 202 писем общей массой от 85 до 290 г. Испытания завершились успешно.
В самом начале июля 1936 года на берег Рио-Гранде с американской стороны доставили пусковую установку и несколько ракет. Договорившись с мексиканской стороной, энтузиасты-ракетчики отправили набор необходимых изделий и в г. Рейноса. Предполагалось, что в день пусков несколько почтовых ракет отправятся из США в Мексику, а затем проведут полеты в обратном направлении. На борту ракет должны были находиться реальные письма, отправленные из двух стран в соседние государства.
Для будущих запусков были напечатаны два варианта марки «международной ракетной почты». Оба почтовых знака имели схожее оформление, но отличались цветами, соответствовавшими государственным флагам стран отправления. Так, «американская» марка имела треугольную форму и печаталась на белой бумаге красной и синей красками, а «мексиканская» имела зеленую и красную печать. В остальном марки не отличались друг от друга. На них имелись изображения летящей ракеты и поясняющие надписи. Номинал марки – 50 американских центов.
Неофициальные марки-виньетки были выпущены в виде блоков, которые при необходимости можно было разрезать на отдельные знаки оплаты. При этом за блок из четырех марок организаторы просили 3 доллара.
Такие марки не являлись официальными и с точки зрения почтового законодательства являлись всего лишь сувенирной продукцией. В связи с этим письма также франкировались официальными марками авиапочты Соединенных Штатов и Мексики. Письма из Мак-Аллена имели марку стоимостью 16 центов, из Рейносы – 40 сентаво.
Запуски ракет с почтой, необходимые для сбора денег на строительство, были назначены на 2 июля 1936 года. В этот день на обоих берегах Рио-Гранде собрались зрители. Кроме того, на мероприятии присутствовали представители местных властей двух стран. После речей, посвященных развитию средств сообщения и современным технологиям, состоялся первый старт.
Первая ракета отправилась в сторону другого берега реки. Однако примерно в 30 м от старта, уже над рекой, произошел взрыв. Ракета разбросала над водой горящие письма, а кроме того, некоторые осколки полетели в сторону зрителей. Один из представителей таможни был ранен в руку. Уцелевшие при взрыве отправления позже переслали в Мексику сухопутным транспортом.
2 июля состоялся и второй старт. Новая ракета показала себя гораздо лучше первой. Траектория полета оказалась слишком высокой, из-за чего ракета перелетела Рио-Гранде, а затем направилась к Рейносе. Изделие упало почти в центре города, где его и подобрали сотрудники мексиканской почты. Говорят, что она попала прямо в бар, где пили пиво и текилу. К счастью, при падении ракеты никто не пострадал, и все свидетели отделались лишь легким испугом (бросив пиво и текилу, бежали, предполагая войну или зелетрясение).
Третий запуск ракеты завершился с похожими результатами. Перелетев через реку, ракета упала на жилой дом на окраине города. Жилище получило повреждения, но никто не пострадал. Полезная нагрузка ракеты не получила особых повреждений.
Затем энтузиасты и их покровители пересекли реку по мосту, чтобы выполнить новые пуски в обратном направлении. По разным данным, из Рейносы в Мак-Аллен отправили пять или шесть ракет с почтой. Почти все запуски прошли удовлетворительно. Ракеты перелетали через реку и падали в безлюдном районе, где никому не могли навредить. Но последняя из запущенных ракет приземлилась на кукурузном поле и подожгла растительность. Авторам и покровителям проекта пришлось срочно возвращаться в Соединенные Штаты и принимать участие в тушении пожара.
В итоге, 2 июля 1936 года Кит И. Рамбел, его коллеги и представители государственных структур двух стран провели семь или восемь запусков почтовой ракеты, причем сразу на «международной линии». Полеты и падения, а также взрывы и пожары пережило около 2 тыс. конвертов с уникальными марками. После завершения запусков все собранные письма были переданы соответствующим почтовым отделениями Мексики и США, после чего отправились к своим адресатам.
Продажа собственных виньеток позволила Рамбелу и его товарищам собрать достаточно денег для начала строительства нового здания почтового отделения. Но энтузиасты из Мак-Аллена не собирались развивать интересные идеи. К тому же осенью 1936 года проект остался без своего создателя. 16-летний Кит Рамбел после окончания школы поступил в Университет Райса. Примерно через год университет отправил его учиться в Массачусетский технологический институт. Студент проявлял большой интерес к ракетной технике и неоднократно проводил различные эксперименты, однако больше не собирался запускать почтовые ракеты через Рио-Гранде. Спустя 30 лет он разрабатывал военную ракету Terrier.
В 1961-м и 1966-м отметили юбилеи запуском там же почтовых ракет
13 октября 1936 г. - Лейтенант Джон Сессумс (от американских военных авиационщиков) официально посетил Роберта Годдарда, чтобы оценить военную ценность работы Годдарда. И констатировал, что военная ценность работ невелика.
3 октября 1936-го - запуск Годдардом ракеты серии LA. Высота - 60 м за 5 секунд, затем камера сгорания прогорела; упала в 7 м от башни.
7 ноября 1936 - го команда Годдарда запускает последнюю ракету серии LА. Ракета оснащена кластером из четырех камер сгорания, каждая диаметром 5,75 дюйма; взлетела на высоту 60 метров, упала около стартовой башни. Серия L включала четыре стендовых испытания и три попытки летных испытаний, все из которых были успешными.
24 ноября 1936-го - Испытания Годдардом ракеты серии LB (на стенде). Серия LB представляла собой контрольные испытания камер диаметром 5,75 дюйма с различным топливом; разработку парашюта с наклонным куполом; испытания различных форм подвижных аэростабилизаторов; испытание убирающихся стабилизаторов.Испытения проводилась с 24 ноября 1936 года по 19 мая 1937 года (L8-L15). Два стендовых испытания и шесть летных испытаний, все из которых завершились полетами.
18 декабря 1936 - Годдард запустил первую ракету серии LB. Ракета была оснащена резервуаром для поддержания давления. Ракета резко свернула сразу после вылета из башни,летела почти горизонтально и приземлилась в 7 км от башни. Шум от её РД услышали в ранчо, в 8 милях.

Отец китайской космонавтики родился в 1911-м в уезде Шанхай, провинция Цзянсу. Из семьи Цянь (что синоним слова "деньги"). Очень древний род. В 1934 году поступил в Нанкинский университет, где вскоре завоевал право поехать в США учиться, поступил в Массачусетский технологический институт по стипендии Boxer Rebellion в 1935 году. Окончил МТИ, получив звание магистра, а затем в Калтехе получил степень доктора аэронавтики. Став протеже легендарного Теодора фон Кармана, Цянь был ведущим теоретиком в области ракет и теории высокоскоростного полета в Соединенных Штатах. 1 сентября 1936-го Цянь Сюэсэнь, по настоянию Теодора фон Кармана, начинает аспирантуру Калифорнийского технологического института. Он будет продолжать там учиться и работать почти 20 лет, сначала как студент, а затем как профессор, став одним из ведущих ракетных учёных в США. Является одним из авторов идеи ядерного авиационного двигателя, пилотируемых космических полётов, сверхзвукового пассажирского авиалайнера.
Названный Министерством обороны США ключевой фигурой в будущем развитии военных технологий для Соединенных Штатов, Цянь был членом проекта Lusty — группы ведущих ученых, которая прибыла в Германию сразу за американскими солдатами в 1945-м, Цянь искал и отсылал в США ключевые документы и персонал передовых немецких программ по самолетостроению и ракетостроению. Группа отправилась в Европу еще до окончания войны. К 5 мая Цянь побеседовал с Вернером фон Брауном и другими членами команды по ракетам ФАУ-2. Фон Браун подготовил для Цяня отчет «Обзор развития жидкостных ракет в Германии и их будущие перспективы», который предоставил дорожную карту для будущего развития космических аппаратов в Соединенных Штатах. Немцы сообщили, что теории Цяня о сверхзвуковом потоке были подтверждены в немецких аэродинамических трубах во время войны. Таких труб в Соединенных Штатах ещё не было.
Затем команда американских ракетчиков посетила эти аэродинамические трубы. Там фон Карман встретил старых знакомых со времен своей профессорской работы в Аахене. Несмотря на попытки уничтожить самые секретные документы, команда восстановила более 3 миллионов страниц, 1500 тонн технических документов. Они заложили основу для разработки американских реактивных самолетов и ракет после войны. Один набор документов, содержащих подробности о конструкции стреловидных крыльев для околозвуковых самолетов, был сочтен настолько важным, что Джордж Шайрер из Боинга микрофильмировал документы и вернулся в Сиэтл уже в июле. Конструкция XB-47 была изменена на стреловидное крыло с гондолой двигателя, став предком B-52 и всех последующих транспортных самолетов Боинга.
Тем временем Цянь 28 мая встретился с Липпишем и разбирался в работе над ракетопланом Me-163 и дельта-планером DM-1.
Вернувшись из Германии, Цзянь отредактировал основные выводы проекта в 800-страничном труде «Реактивное движение», который стал секретной технической Библией для послевоенных исследований в области авиации и ракетной техники в послевоенных Соединенных Штатах.
К 1949 году Цзянь предложил одноступенчатую крылатую ракету с дальностью 5000 км, явно созданную на основе аэродинамики ФАУ-2. Ракета весом 22 т должна была доставить десять пассажиров из Нью-Йорка в Лос-Анджелес за 45 минут. Теоретическая работа Цзяня по этой концепции привела к тому, что его называли «отцом X-20» который был предком шаттла.
А в Китае победил Мао Цзэдун. Началась холодной войны. СССР взорвал атомную бомбу, и выяснилось, что технология была украдена у американцев советскими шпионами военного времени. В ответ в Соединенных Штатах расцвёл маккартизм.
Цзянь оказался перед дилеммой. С одной стороны, Цзянь в 1947-м женился на дочери военного советника Чан Кайши, подал заявление на получение гражданства США в 1949-м и стал одним из ведущих ученых, консультирующих американских военных по послевоенному развитию ракетных технологий. Он вёл пионерскую и совершенно секретную работу по использованию ядерных ракетных двигателей. С другой стороны, Цзянь был возмущен коррупцией китайских националистов, столкнулся с расизмом в Соединенных Штатах и постоянно колебался в своем желании остаться/ вернуться на родину. А из Китая сообщали родственники, что у них будут неприятности, если он не вернётся в Китай. 6 июня 1950 года, всего за несколько недель до вторжения северокорейских войск в Ю.Корею, что привело к войне, Цзяня посетило ФБР. Его обвинили в том, что он был членом Коммунистической партии в 1930-х годах, и его допуск к секретной информации был аннулирован. К этому времени почти вся работа Цзяня была засекречена, а отказ в допуске лишил его возможности продолжать работу дальше. Он решил покинуть Китай, но вместо этого был отправлен в тюремную камеру на острове Терминал Иммиграционной службой США. Лидеры в Вашингтоне решили, что Цзянь слишком много знает, чтобы ему разрешили переехать в коммунистическую страну. Он содержался под домашним арестом в течение пяти лет, в то время как его технические знания становились все более устаревшими. На Женевских переговорах 1955 года о возвращении американских военнопленных освобождение Цзяня было поставлено условием китайцев. Сам Эйзенхауэр согласился сделать это, и в сентябре 1955-го Цзянь уехал в Китай.
Прибыв в Китай, Цянь выступил инициатором разработки собственных баллистических ракет. Он возглавил китайскую космическую программу и стал известен как «отец китайской космонавтики». Подготовил плеяду китайских учёных, обеспечивших значительные успехи Китая в освоении космического пространства. В КНР Цянь играл важную роль в общественной жизни, был заместителем председателя ЦК и почётным председателем ЦК Демократической лиги Китая.
Умер в 2009-м. Похоронен на революционном кладбище «Бабаошань» в Пекине крайне торжественно. В честь него назвали астероид, а в романе Артура Кларка имя «Цянь» носит китайский космический корабль, летящий к Юпитеру (думаю, китайцы не упустят подсказку).
|