вернёмся на старт?
Статьи на иностранных языках в журналах, газетах 1938 г.
- Ракетный полёт — мечта или реальность? (на англ) «Modern Mechanix» 1938 г. №1 в djvu — 120 кб
Обзор ракетных разработок. Вот о самолёте D-ELTA хотелось бы узнать больше.
- *Говард В. Блэкесли. Ракетный парашют действительно работает (Rocket Shute Really Works) (на англ.) «Prescott Evening Courier» 2.06.1938 в jpg — 505 кб
Розуэлл, штат Нью-Мехико. Новая страница в парашютной технике открыта в пустыне поблизости — как в безопасности опустить назад на землю большую измерительную ракету профессора Роберта Х. Годдарда, из университета Кларка.
Это первый в мире практичный ракетный летательный аппарат. Его создатель раскрыл сегодня некоторые детали своей уникальной работы, незаметно ведущейся здесь на протяжении нескольких лет.
Первые ракетные корабли обычно уничтожали сами себя, падая на землю после подъема на милю или больше. Этот новый «корабль» плавно спускается на парашюте. Но прежде, чем удастся осуществить полет, необходимо пересмотреть правила о крепости парашюта.
Ракета Годдарда 18 футов в длину, около фута в диаметре, изготовленная из покрашенного в черный цвет алюминий, ее венчает сияющая коническая верхушка. Она весит всего 84 фунта, после того, как опустеет ее огненный кислородно-бензиновый запас. Тогда головная часть раскрывается и выходят два парашюта. Меньший из них несет метеорологические инструменты, посланные вверх вместе с ракетой.
Большой парашют, диаметром в десять футов, предназначен для спуска ракеты. Клапан сброса давления выпускает парашют в нужный момент. Но скорость, которую эта ракета развила, составляет до 700 миль в час. Она затруднит использование легкого парашюта.
Сперва в качестве строп парашюта использовались шелковые тросы, способные удерживать по 100 фунтов каждый. Десять строп давали 1000 фунтов тянущей силы, для того, чтобы удержать 84 фунтов веса. Стропы необходимо усилить, пока каждая не сможет удерживать 400 фунтов, или общее усилие в две тонны.
Снаряженная таким образом ракета разорвала стальной кабель, толщиной в одну восьмую дюйма, который крепится к стропам. После устранения этой поломки, ракета сломала железное кольцо, толщиной в половину дюйма, крепящее кабель к ракете. Это стальное кольцо было стандартной деталью, используемой тракторами, чтобы тащить тяжелые грузы.
Полеты совершались ежемесячно в пустынной, похожей на блюдце, долине, примерно в 15 милях от Розуэлла. Между тестами ракета пебывала в мастерской доктора Годдарда и его четырех ассистентов, неподалеку от его резиденции сразу за городом.
Первой целью является определение принципов ракетного полета.
В своей ракете доктор Годдард использует надежный мотор, который можно использовать снова и снова. Он проделывал эксперименты, которые показывают практичность посылки ракет на высоты, превышающие те, что доступны баллонам. Они поднимутся в интересующие регионы атмосферы, где сгорают метеоры и где солнечная радиация существует в формах, неизвестных на поверхности Земли.
Доктор Годдард усовершенствовал способы отправки, с помощью ракет, научных инструментов вверх, и безопасного их приземления. Он работает над этой проблемой 24 года. Новый парашют иллюстрирует возникающие на каждом шагу сложности.
- *Говард В. Блэкесли. Эксперты секретно работают в пустыне над ракетой (в Сети оригинал отсутствует) (на англ.) «The Milwaukee Journal» 21.06.1938
Розуэлл, штат Нью-Мехико. Примерно раз в месяц, воздушный корабль будущего – с ракетным двигателем – испытывается в пустынной долине, милях в 15 от города.
Никто не видел его вблизи, кроме шести ученых. Группа, работающая под руководством доктора Роберта Х. Годдарда, университет Кларка (Уорчестер, штат Массачусетс), пытается найти практически метод для достижения скорости тысячи миль в час.
Однажды ракетный корабль увидела женщина-водитель, едущая по отдаленному шоссе. Она увидела длинный, тонкий, черный объект летящий прямо вверх, как лифт, с хвостом сине-голубого пламени, размером примерно такой же длины, как сам этот объект.
«Разве это не мило?» — был ее комментарий.
Кроме нескольких других исключений, корабль никто не видел. Полковник Чарльз А. Линдберг видел его. Также, как и Гарри Ф. Гуггенхайм, директор Фонда Даниэля и Флоренс Гуггенхаймов, спонсирующего проект.
В ракетной долине нет охраны, но изоляция бескрайними пространствами Запада делает ее самой защищенной «лабораторией» в мире.
Место находится примерно в 15 милях от Розуэлла. Туда не ведут шоссе. Часть пути пролегает через заграждение, поставленное владельцем долины.
Затем путь проходит через ворота загона для скота, где быки и коровы поднимают глаза на проезжающий вблизи автомобиль. Отсюда приходится ехать без дороги, по земле, где живут гадюки и много скорпионов с тарантулами.
Путь лежит в Райскую долину. Она такая широкая, что только опытный глаз жителя Запада может определить ее пропорции. Это огромная неглубокая чаша, примерно круглая, диаметром в милю.
Ближе к центру чаши расположена стройная стальная башня, которую можно спутать с ветряной мельницей, имей она знакомые вращающиеся крылья. В этой башне проводятся ракетные тесты. Ракету приносят сюда только для тестов.
В основании башни расположен огромный бетонный блок, установленный прямо в центре. В бетоне сделано отверстие, размером с человеческую голову. На глубине более фута, дыра поворачивает в бетоне и туннель выходит с одной стороны блока.
Ученые называют этот блок «ванной». Когда ракета зафиксирована в стартовой позиции, чтобы быть запущенной вдоль направляющих башни, струя пламени из ее нижней части проходит сквозь отверстие «ванной».
Эта струя пламени летит со скоростью мили в секунду. Она вылетает из туннеля клубящимся облаком длиной в 50 футов и высотой с автомобиль.
Ученые наблюдают за экспериментом из бетонного блиндажа на расстоянии 50 футов, а также из деревянного укрытия на расстоянии в 1000 футов. Сперва выгоняют змей и скорпионов.
Ракетный двигатель могут зафиксировать грузом, чтобы он не мог подняться, либо могут запустить его на высоту в милю, или больше. Ракету устанавливают прямо в основании башни. Она 18 футов длиной, сделана из алюминия и выкрашена черным, чтобы быть видимой на фоне голубого неба пустыни. Вес без топлива составляет 84 фунта. Заправленная жидким кислородом, бензином и сжатым азотом, она весит более 100 фунтов.
Ракета запускается электрическим переключателем. Пламя горящего кислорода и бензина ревет как раскаты грома. Но ракета не стартует мгновенно.
Она замирает на огненном основании. Затем медленно поднимается, со все увеличивающейся скоростью. Требуется примерно секунду, чтобы подняться до вершины 60-футовой башни. Спустя несколько секунд, она летит со скоростью нескольких сотен миль в час.
По мере того, как ракета поднимается, телескоп фиксирует ее направление и высоту. Кинокамера все записывает. Полет длится 30 секунд – насколько хватает топлива.
Когда топливо израсходовано, а ракета летит вверх, она обычно поворачивает вбок. В этот момент кинооператор попадает в неприятность. Так как, ракета может полететь над головой оператора, а ни одна кинокамера не готова к такой ситуации. Оператору приходится разворачивать камеру, обычно теряя на некоторое время ракету из вида.
Когда ракета готова спускаться, механизм автоматически раскрывает парашют. Ракета плавно спускается на землю. Обычно она приземляется на расстоянии от четверти до половины мили от башни.
Запуски производятся, когда ветер слишком слаб, чтобы сносить парашют в сторону. Частота таких погодных условий стала одной из причин выбора Нью-Мехико.
Доктор Годдард планировал ракетные корабли, еще когда он был студентом в 1907 году. Свою практическую работу он начал в 1914. Сегодня у него есть надежный «мотор». Направление полета можно контролировать с помощью гироскопа.
Доктор Годдард продемонстрировал научному миру, что ракетные корабли можно построить так, чтобы они летели прямо вверх и выше, чем любой баллон. Он сообщил, что существуют возможности использования уже продемонстрированной технологии для того, чтобы построить ракеты, способные достичь внешних границ гравитационного поля Земли.
Доктор Годдард отказывается предсказывать, как высоко это может быть. Другие ученые говорят о ста милях. Некоторые предполагают, что использующие метод доктора Годдарда корабли смогут совсем покинуть Землю и путешествовать как «космические корабли».
Университет Кларка, где доктор Годдард возглавляет физический и математический факультеты, предоставил ему отпуск для этой работы.
Он не ищет публичности, а представляет собой основательного ученого, тихого и замкнутого.
- *Эдди Гилмор. Смерть коровы от метеорита (Cow's Sudden Death Laid To Meteor, Scientist Says) (на англ.) «Reading Eagle» 20.12.1938 в jpg — 302 кб
Вашингтон. Смитсоновский институт нашел жертву метеорита – корову из Пенсильвании. С налетом грусти, институт сообщил сегодня об инциденте. Это, похоже, самая большая новость, связанная к коровами, с тех пор, как миссис О'Лири Росси, как полагают, лягнули в Чикаго так, что она перелетела через фонарь.
Но дадим слово Смитсоновскому институту.
«Вечером 24 июня,» — говорит официальный отчет, — «в местечке Чикора, штат Пенсильвания, сидящий на своем крыльце фермер услышал звук, похожий на шум аэроплана, пролетающего прямо над его домом, сопровождаемый порывом ветра. Практически одновременно поднялась страшная суета на птичьем дворе»
«На рассвете фермер нашел на птичьем дворе два камня»
«Также», — продолжается в бюллетене, — «фермеру пришлось вызвать местного ветеринара для одной из своих коров, получившей необычную рану, и очень неровную»
Слухи о странном происшествии, случившемся ночью 24 июня, разошлись по округе и довольно скоро на сцене появился ученый. Он обнаружил, что большинство фермеров вокруг слушали радио программу, когда появился метеорит.
Он проверил время, нашел верхушку дерева над которой видели метеорит, а затем нашел артиллерийского офицера, знакомого с определением углов.
Вот что удалось определить:
1. Когда впервые увидели метеор, он двигался со скоростью на три мили в секунду быстрее, чем Земля
2. На высоте шести миль над поверхностью Земли, он был 200 футов в диаметре
3. Он испарился почти весь, прежде, чем достиг земли
Самое горькое здесь то, что ученый не смог поговорить с коровой. Смитсоновскому институту следует что-то с этим сделать.
- Astronaut (вероятно, номер полностью) (на англ) «Astronaut» 1938 г. №2 в pdf — 1,38 Мб
Журнал Манчестерского ракетного общества
- "Астронавтика" (на англ) «Astronautics» 1938 г. №39 (январь) в pdf — 3,30 Мб
- "Астронавтика" (на англ) «Astronautics» 1938 г. №40 (апрель) в pdf — 2,68 Мб
- Рекорды звёзд (на англ.) «Popular mechanics» 1938 г. №4 в djvu — 302 кб
популярно о косм.расстояниях
- Английская стратосферная ракета на выставке в Лондоне (на англ.) «Popular mechanics» 1938 г. №6 в djvu — 76 кб
- Новый рекорд — прыжок с парашютом с высоты 7 миль (на англ.) «Popular mechanics» 1938 г. №7 в djvu — 55 кб
- Фейерверки (на англ.) «Popular mechanics» 1938 г. №7 в djvu — 1,25 Мб
- Город будущего. Собственно, интересен только "межпланетный вокзал" (на англ.) «Popular mechanics» 1938 г. №8 в djvu — 1,73 Мб
- Космические корабли и модели - его хобби (Space Ships and Whittling Are His Hobbies) (на англ.) «Popular science» 1938 г. №1 в djvu - 34 кб
Читатель из Австралии пишет: "Я хотел бы увидеть статью, описывающую возможности будущих стратосферных и космических путешествий. Я думаю, что когда-то мы будем совершать полёты на другие планеты".
- Лёд причина вспышек на Марсе (Ice Causes Lights on Mars) (на англ.) «Popular science» 1938 г. №1 в djvu - 12 кб
Астрономы так думают
- Ракетная поездка - новый экспонат Планетария (Rocket Ride Is New Planetarium Exhibit) (на англ.) «Popular science» 1938 г. №4 в djvu - 404 кб
Такой вот проект космического корабля планируется сделать для планетария перед международной выставкой
- Студент создал новую взрывчатку (Student Discovers New Explosive) (на англ.) «Popular science» 1938 г. №4 в djvu - 40 кб
Уэнделл Циммерман, аспирант Калифорнийского университета создал «RPX», в 53 раза мощнее, чем T.N.T. (надо думать, тринитротолуол), будет использована в экспериментах с ракетами.
- Прыжок с парашютом с высоты в 21 милю (Twenty-One-Mile Parachute Leap) (на англ.) «Popular science» 1938 г. №8 в djvu - 892 кб
Джозеф Дж. Данкель из Кливленда, Огайо собирается прыгнуть с высоты 21 миля со стратостата в своеобразной бомбе
- Ракетная машина похожа на пулемет (Rocket Works Like Machine Gun) (на англ.) «Popular science» 1938 г. №11 в djvu - 90 кб
Стремясь побить рекорд высоты полёта для ракет, Джон У. Парсонс и Эдвард Форман, ученые-астронавты, связанные с исследовательским проектом Института ракетных исследований Гуггенхайма-Калиомиа, недавно усовершенствовали новую ракету, которая работает как пулемет. Для каждого полета снаряда будет использоваться от 100 до 200 патронов.
- "Астронавтика" (на англ) «Astronautics» 1938 г. №41 (июль) в pdf — 3,14 Мб
- "Летающая бомба" управляется пилотом (на англ.) «Mechanix Illustrated» 1938 г. №8 в djvu — 128 кб
Управляемая пилотом авиабомба разработана Лестером П. Барлоу. Пилот наводит бомбу на корабль и выпрыгивает(!) с парашютом перед самым попаданием и будет плавать на плоту в ожидании спасательного катера. Автор статьи предлагает не заморачиваться и направлять на корабль тяжёлый бомбардировщик, а пилоту — не покидать самолёта. Ведь если он попадёт в корабль, то он на своём плоту окажется среди уцелевших людей с корабля. А "они могут держать обиду" (так перевёл гуглопереводчик!). И после такой статьи говорят, что камикадзе придумали японцы!
- 10000 миль в час! (на англ.) «Mechanix Illustrated» 1938 г. №8 в djvu — 596 кб
Дифирамбы американским ракетчикам — "от Коннектикута до Калифорнии", которые считают, "что ракетные полеты на 25 миль находятся под рукой, полеты 100 миль за углом и полеты через Атлантику есть определенная возможность еще при нашей жизни". Через Атлантику — за 50 минут, вокруг планеты — за 3 часа! Но "пока еще мы не готовы к лунному перелёту, потому что, по оценкам, ракета, способная попасть туда, должна быть столь же большой как Эмпайр Стейт Билдинг и будет стоить ничтожные $ 1 млрд!"
- Фантастика на экране (на англ.) «LIFE» 14.11.1938, с. 2-5 в djvu — 620 кб
* Статьи и перевод (я несколько изменил) с блога http://andreyplumer.livejournal.com/
Также там больше и более подробно
Статьи в иностранных журналах, газетах 1939-1940 гг.
Статьи в иностранных журналах, газетах 1937 г.