В 1933 году капитан авиационного корпуса Армии США Альберт Стивенс обратился к своему руководству с идеей организации экспедиции в стратосферу. Корпус армейской авиации не возражал против этой идеи, но такой графы в бюджете не было, и Стивенсу пришлось обратиться к единственной организации, которая могла заинтересоваться таким проектом - к Национальному географическому обществу. Можно создать научную лабораторию для изучения техники высотной фотографии, изучения свойств верхних слоев атмосферы и космического излучения. Ну и побить рекорд высоты, замахнувшись на 25 км. Президент общества Гилберт Гросвенор поддержал экспедицию и оказал большую часть финансовой поддержки. Другими спонсорами полета были United Aircraft and Transport Corporation, Eastman Kodak Research Laboratory, Fairchild Aviation Corporation и Sperry Gyroscope Company. Стивенс даже пожертвовал несколько тысяч долларов из своих собственных средств на поддержку полета.А Корпус армейской авиации предоставил всё, кроме денег - персонал, транспорт, оборудование. Летом 1934 года стратостат был построен. Первоначально планировалось выполнить два полета - в июне и в сентябре, чтобы провести наблюдения в разные периоды на одних и тех же высотах.
Корпус армейской авиации назначил экипаж из трех человек: майор Уильям Кепнер, пилот; 1-й лейтенант Орвил Андерсон, дублёр пилота; и капитан Стивенс в качестве научного наблюдателя. Когда экспедиция была впервые объявлена (апрель 1934-го), экипаж состоял из Кепнера и Стивенса. Впоследствии Андерсон назначен вторым пилотом и ему повышено звание до капитана.
Баллон стратостата вмещал около 85 000 м.куб водорода - в пять раз больше, чем у стратостата Century of Progress. Для изготовления оболочки потребовалось 0,93 га прорезиненной хлопчатобумажной ткани. Оболочка была изготовлена из прорезиненного хлопка, и состояла из 3320 отдельных кусков ткани. Каждый из 3320 кусков ткани нужно было пропустить через резинообрабатывающую машину 30 раз. Чтобы обеспечить герметичность готовой оболочки, ее изготавливали без швов — все части склеивали между собой. На это ушло более более 1 100 литров резинового клея. Чтобы укрепить швы, каждый из них нужно было покрыть с обеих сторон резиновой лентой на тканевой основе.
Компания Dow Chemical Company в Мидленде, штат Мичиган, построила капсулу из того же магниевого сплава, который использовался для A Century of Progress. Измерительные приборы, камеры, радиоприемники, и другое оборудование были спроектированы так, чтобы быть максимально легкими и как можно меньшими, но их общий вес составлял более тонны. Имелись стеклянные сосуды для отбора проб воздуха на разной высоте, счетчик Гейгера, позволявший с большой точностью измерять интенсивность космического излучения по вертикали, горизонтали, а также под двумя промежуточными углами по отношению к прибору. В гондоле были установлены три специальных электроскопа для исследования космических лучей. Один из них был защищен десятисантиметровым, а другой пятнадцатисантиметровым слоем свинцовой дроби. На поверхности Земли реле счетчиков космических лучей щелкали один-два раза в минуту, а на большой высоте, по словам стратонавтов, звуки реле напоминали шум целого машинописного бюро... В гондоле было установлено 6 иллюминаторов диаметром 8 см, сделанных из пирекса. Один из иллюминаторов был расположен в верхней части гондолы, чтобы через него можно было наблюдать за состоянием оболочки стратостата.
Даже здание, где был построен шар, потребовало специальной подготовки. Швы вокруг окон были запечатаны, а воздух в здании прокачивался через фланелевые фильтры для удаления пыли. Рабочие носили специальные тканевые тапочки для защиты ткани. Готовый шар весил около 2,3 т.
Общая стоимость оболочки, гондолы и оборудования составила около 60 000 долларов США, большую часть которых предоставило Национальное географическое общество.
Пока строились воздушный шар и гондола, Кепнер и Андерсон искали место для запуска. В конце концов они нашли место в Черных Холмах Южной Дакоты, примерно в 20 километрах к юго-западу от Рапид-Сити. Местом запуска был травянистый луг в естественной впадине, окруженной крутыми скалами. Впоследствии он стал известен как Стратобоул. В радиусе 1000 километров от места старта местность, удобная для посадки.
Поражает размах работ. Возле котловины был построен небольшой поселок Stratocamp, в котором разместилось более 100 человек вспомогательного персонала. Национальные гвардейцы штата Южная Дакота и солдаты 4-го кавалерийского полка оказывали помощь. Более 7 тысяч м.куб. сжатого водорода было закачено в сотни резервуаров, которые были аккуратно сложены в штабеля и укреплены мешками с песком, после чего были покрыты свежесрезанными сосновыми ветками, чтобы защитить их от нагрева солнечными лучами. Корпус армейской авиации предоставил мобильную установку для получения жидкого кислорода. За несколько дней до запуска на дне котловины был выложен круг из опилок диметром 60 м и толщиной 6 см., чтобы защитить оболочку стратостата при её раскладывании перед наполнением. В Stratocamp даже была собственная пожарная часть с двумя профессиональными пожарными, насосной установкой, дюжиной огнетушителей и бригадой добровольцев.
Stratocamp привлек множество посетителей. Среди них были жена губернатора Южной Дакоты и жители близлежащей резервации сиу, которые осматривали место, одетые в традиционную индейскую одежду. Миссис Берри, жена губернатора, «окрестила» гондолу, облив ее жидким кислородом.
К 9 июля все было готово к полету и Кепнер, Андерсон и Стивенс могли вылететь в любое время. Все, что им нужно было сделать, это дождаться благоприятной погоды. Поскольку аэрофотосъемка была одной из основных целей полета, им требовалось особенно чистое небо не только над Стратобоулом, но и вдоль предполагаемого маршрута полета. Стратокэмп мог похвастаться одной из самых хорошо оборудованных метеостанций в стране.

Кепнер ждал идеальных условий более двух недель. Утром 27 июля Кепнер определил, что погодные условия будут подходящими для полета на следующий день.
Полет начался в 5:45 утра 28 июля 1934 года, наблюдало около 30 тыс. зрителей. В течение первого часа подъем шел медленно. На высоте около 2 км Стивенс вылез из люка и присоединился к Кепнеру наверху гондолы. Работая вместе, они опустили спектрограф на веревке в 500 футов (на фото виден). Эта задача заняла почти полчаса. Этот прибор записал спектр солнца, когда Explorer поднимался в атмосферу. Эти записи предоставили информацию о природе озонового слоя атмосферы. Потом Кепнер и Стивенс забрались обратно внутрь и закрепили люк.
NBC транслировала радиосвязь в прямом эфире по своей сети станций. На высоте 12 000 метров сделали остановку для измерений. В течении следующего часа стратостат набирал высоту. На высоте 18 300 м планировалось вновь уравновесить его. Стратостат поднялся на высоту около 12 200 метров, и на этой высоте был вновь уравновешен, то есть подъем был прекращен. С помощью особого пропеллера, установленного на выносной штанге длиной 4 метра, стратонавты могли поворачивать стратостат так, чтобы его приборы последовательно были направлены во все стороны света. На этой высоте стратостат дрейфовал в течение часа. То же самое предполагалось сделать на высоте 18 280 метров и 22 870 метров, включив счетчики Гейгера и электроскопы.
В час дня стратостат достиг высоты 18 280 метров. Только приготовились снова уравновесить стратостат, управляя клапанами, как услышали резкий хлопок. В нижней части оболочки образовалась брешь. Резиновый состав, используемый для покрытия ткани воздушного шара, делал ее слегка липкой. Чтобы ткань не слипалась, ее посыпали слоем порошка. К сожалению, это не предотвратило слипание, особенно когда нижняя часть воздушного шара была сложена внутри верхней части перед запуском. Это создавало большую нагрузку на ткань, которая рвалась, когда воздушный шар приближался к полному надуванию.
Но стратостат в течение двадцати минут еще продолжал медленно подниматься, и надеясь на благополучную посадку, стратонавты заполнили пробами воздуха все оставшиеся свободными сосуды. Однако затем стратостат начал опускаться, в оболочке появлялись новые разрывы.
То, что было воздушным шаром, стало парашютом, наполненным смесью водорода и воздуха. Они стремительно падали. Стивенс сбросил балласт за борт, а Андерсон и Кепнер сбросили тяжелый спектрограф, который был на парашюте. На протяжении всего спуска экипаж продолжал вести радиопередачи, делясь драмой с аудиторией по всему миру.
На высоте 6 км. были открыты люки гондолы, и трое стратонавтов приготовились выпрыгнуть с парашютами. Радиопередатчики продолжали работать, и сотни тысяч радиослушателей в прямом эфире следили за подготовкой стратонавтов к прыжку. Оболочка стратостата почти вся была разорвана. Затем искра, вызванная трением разорвавшейся ткани, подожгла оставшейся внутри оболочки водород, и стратостат взорвался. С высоты 1500 метров гондола просто падала. На высоте 900 метров первым выпрыгнул Орвил Андерсон, и чуть не погиб, так как его вытяжное кольцо за что-то зацепилось, и парашют открылся слишком рано. Но стратонавт собрал ткань парашюта, и самостоятельно выбросил её на поток, который наполнил купол. На высоте 600 метров из гондолы выбрался Альберт Стивенс, а Уильям Кепнер последним покинул гондолу на высоте всего 150 метров над землей. Через несколько секунд гондола врезалась в землю на сухом кукурузном поле фермера Рубена Джонсона возле города Холдредж в штате Небраска.


Оболочка, гондола и часть научной аппаратуры погибли. Гондола была смята, как яичная скорлупа, а оборудование превратилось в кучу обломков. Однако записи приборов автоматически фотографировались, часть научных данных удалось восстановить. Записи электроскопа фиксировались на трех кассетах. Две из них оказались целиком испорченными, зато с третьей удалось получить полноценное изображение. Еще до аварии стратонавты сбросили на парашюте спектрограф, предназначенный для изучения определенной части спектра солнечного света по мере подъема и спуска стратостата. Спуск и посадка его прошли идеально, спектрограф продолжал действовать и после того, как оказался на земле. Два других спектрографа, оставленные в гондоле, были сильно повреждены, но часть фотопленки в кассетах сохранилась. Не пострадали и находившиеся внутри гондолы два запечатанных барографа, удостоверяющих высоту, которой достиг стратостат. Оба они были упакованы в контейнеры из бальсового дерева с плотной изоляцией из резиновой губки. Записи барографов означали, что стратостат поднялся на высоту 18 475 метров, что было на 190 метров ниже рекорда стратостата Century of Progress. Так как президент географического общества Гилберт Гросвенор застраховал полет в страховом обществе Ллойдс в Лондоне, 30 170 долларов удалось вернуть. Получив страховку, Корпус армейской авиации и Национальное географическое общество начали планировать новый полет.
Альберт Уильям Стивенс родился в Белфасте, штат Мэн, в 1886-м, третий ребенок Натана Уиттена, кузнеца и строителя фургонов, и Элис Уиттен. Его мать умерла от туберкулеза, когда Альберту было пять месяцев. Его усыновили Альберт Дж. Стивенс и Нэнси М. Тримбл Стивенс, и его имя стало Альберт Уильям Стивенс.
Стивенс учился в Университете штата Мэн в Ороно, штат Мэн. Он окончил его в 1907 году, получив степень бакалавра наук. Он получил степень магистра электротехники в университете в 1909 году. Затем он работал горным инженером на Аляске, в Калифорнии, Айдахо и Монтане.
Стивенс поступил на службу в ВВС США в Айдахо в январе 1918 года. Благодаря своему опыту в фотографии, Стивенс был направлен в Школу аэрофотосъемки в Корнеллском университете, Итака, штат Нью-Йорк. С 18 февраля 1918 года он в звании 1-го лейтенанта, служил в авиационном отделе резервного корпуса офицеров связи. Отправлен в Европу на войну фоторазведчиком до окончания войны.
Он стал признанным экспертом в области аэрофотосъемки. Был ранен и награжден медалью «Пурпурное сердце». После войны он был повышен до капитана воздушной службы. В 1920-м - капитан воздушной службы. В 1922-м уволен в отставку в звании капитана.
В 1924 году, находясь в увольнении, составил карту верхнего бассейна реки Амазонки, используя свои сделанные с аэростата фотографии.
Он вернулся в авиацию в 1925-м.
В 1930 году во время полета над Южной Америкой сделал первую фотографию Земли, на которой было видно искривление горизонта.
В августе 1932 года во время полного солнечного затмения сделал первые фотографии тени Луны на Земле.
В 1940 году майор Стивенс принял командование Школой фотографов Технической школой Воздушного корпуса, Лоури-Филд, Денвер, Колорадо. Он был уволен из Воздушного корпуса по медицинским причинам в 1942-м.
Он женился на Рут Э. Фишер в 1938-м.
Стивенс был пионером авиации, воздухоплавателем и аэрофотографом. Используя инфракрасную пленку, он сделал первую фотографию, которая показала кривизну Земли. Он также сделал первую фотографию тени Луны на поверхности Земли во время затмения.
В стратосферу он поднимался неоднократно - на самолёте в 1928-м (300 метров не дотянулся до рекорда высоты), на стратостате в 1934-м (см. выше), 190 метров не достал до рекорда. 11 ноября 1935 года он и капитан Орвил А. Андерсон поднялись на высоту 22 066 метров на борту Explorer II , установив официальный мировой рекорд.
Умер в 1949-м в возрасте 63 лет в Калифорнии.
Орвил Орсон (Арсон) Андерсон родился в 1895-м в городе Спрингвилл, штат Юта. Во время поступления на военную службу его имя Orson было записано с ошибкой, и далее он стал Арсон.
23 августа 1917 года поступил на службу в авиационную секцию Корпуса связи Армии США. 3 августа 1918 года окончил Школу воздухоплавания Армии США и был зачислен в Авиационную службу Армии США.
В 1922 году служил в Воздухоплавательной и летной школе в городе Скотт Филд, штат Иллинойс. В сентябре 1922 года принял участие в первом трансконтинентальном перелете на воздушном шаре от Вирджинии до Калифорнии. С 1925 года командовал 8-й воздушной ротой. Занимался испытаниями нового аэростата полужесткой конструкции RS-1.
28 июля 1934 года принимал участие в полёте стратостата Explorer I. (см. выше)
11 ноября 1935 года принимал участие в полёте стратостата Explorer II, во время которого была достигнута высота рекордная высота 22 066 метров. Этот рекорд продержался 21 год. Во время полета был командиром экипажа.
Андерсон дважды был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги , по одному разу за каждый из двух полетов Explorer.
В 1936 - 1937 годах прошел подготовку на курсах тактической подготовки авиации сухопутных сил. В 1937 - 1938 годах прошел подготовку в Командно-штабном училище.
В августе 1938 года был назначен секретарь собрания ВВС на авиабазе Максвелл-Филд в Монтгомери, штат Алабама.
Во время Второй мировой войны служил на различных должностях: в 1941 - 1943 годах был руководителем отдела планирования в штаб-квартире авиации сухопутных сил, в 1943 - 1944 годах был председателем Объединенного комитета оперативного планирования на Европейском театре боевых действий, в 1944 - 1945 годах был заместителем командующего операциями 8-й воздушной армии и в 1945 - 1946 годах был старшим военным советником группы выбору стратегических объектов ударов по Германии. В 1944-м - Генерал-майор. Он проявил себя как блестящий стратегический планировщик, поскольку он выбирал цели, планировал и руководил миссиями для операции Big Week в феврале 1944 года. Эти концентрированные бомбардировки стали началом налётов на Германию по 1000 самолётов одновременно.
В 1946 году стал комендантом-основателем Военного колледжа на авиабазе Максуэлл, штат Алабама, работал в этой должности до сентября 1950 года. В 1949 году возглавил комитет по исследованиям и разработкам Авиационного университета (Air University).
В 1950 году Андерсон был комендантом Военно-воздушного колледжа ВВС США . Он был одним из многих американцев, разочарованных ограничениями в Корейской войне. Администрация Трумэна не хотела, чтобы война переросла в глобальный конфликт, боевые действия были ограничены Корейским полуостровом. Начальник штаба ВВС генерал Хойт Ванденберг отстранил Андерсона после того, как он сказал журналисту: «Дайте мне приказ сделать это, и я смогу уничтожить пять атомных баз России за неделю. И когда я предстану перед Христом, я думаю, что смогу объяснить ему, почему я хотел это сделать — сейчас — пока не стало слишком поздно. Я думаю, что смогу объяснить ему, что я спас цивилизацию». Вскоре после этого он ушел в отставку в декабре 1950 года.
С 1954 года работал исполнительным директором Американского исторического фонда на авиабазе Максвелл AFB в Монтгомери, штат Алабама.
Жена - Мод Лоретта Миллер.
Скончался в 1965-м от рака легких.
Уильям Элсуорт Кепнер родился в 1893-м в Майами, штат Индиана. С 1909 по 1913 год служил в морской пехоте США. До 1916-го он был младшим лейтенантом Национальной гвардии Индианы. После непродолжительной службы в кавалерии США в 1917 году он перешел в пехоту Армии США и служил сначала на мексиканской границе. Затем принимал участие операциях в войне в Европе. Командовал ротой в битве при Шато-Тьерри 31 мая 1918 года (один из первых боёв американских войск под командованием генерала Джона Першинга). В сентябре - ноябре 1918 года возглавлял батальон в Мёз-Аргоннском наступлении. В 1920 году перешел в военно-воздушный корпус армии США и стал пилотом аэростата, а затем дирижабля.
В 1927 - 1929 годах принимал активное участие в национальных и международных гонках на воздушных шарах в США, в частности в июне 1928 года вместе со вторым пилотом Уильямом Олмстидом Эрексоном выиграл Кубок Гордона Беннета.
В августе 1929 года был назначен летчиком-испытателем цельнометаллического дирижабля ZMC-2. После успешной серии тестовых полетов в сентябре 1929-го доставил дирижабль к месту постоянной дислокации на базе в Лейкхерсте (с дырой от пули, полученной по пути). С октября 1930 года командовал секцией летательных аппаратов легче воздуха в Отделе материально-технического обеспечения на базе Райт Филд , штат Огайо. В 1930 - 1932 годах проходил подготовку к полетам на самолётах, и в 1932 году стал пилотом армейской авиации.
28 июля 1934 года принимал участие в полёте стратостата Explorer I (см.выше)
В 1942-м возглавил 4-е авиационное командование истребителей-перехватчиков на авиабазе Марч в Калифорнии. Принимал участие в боевых действиях в Европе.
До отъезда в Европу Кепнер был настойчив в требовании увеличения запаса топлива в таких самолетах, как P-38 Лайтинг и P-51 Мустанг. Он посетил North American Aviation и Lockheed, чтобы требовать залить топливо в крылья самолета, но ему сказали, что это невозможно. Жалобы компаний вылились в угрозу предъявления ему обвинений в искажении технических характеристик самолета. Но его поддержал генерал-майор Барни Джайлс, и изменения были внесены. Позже это оказалось решающим фактором, позволившим ВВС США создать истребители с достаточной дальностью полета для сопровождения бомбардировщиков при глубоком проникновении в Германию.
В сентябре 1943-го возглавил 8-е соединение истребительной авиации, которое прикрывало бомбардировщики 8-го воздушного флота. В августе 1944-го принял командование 2-й бомбардировочной дивизией 8-го воздушного флота. Во время войны совершил 24 боевых вылета - 10 на истребителях и 14 - на бомбардировщиках.
После окончания Второй мировой войны возглавил 12-е тактическое авиационное командование.
В 1948-м руководил испытательным полигоном на авиабазе Эглин во Флориде. Затем возглавлял Управление ядерной энергии в штаб-квартире ВВС США. С 1950-го возглавлял командование ВВС США на Аляске. Генерал-лейтенант ВВС США. Он уволился с военной службы в 1953-м и переехал в Орландо, штат Флорида.
Умер в 1982-м.



В местном аэропорту ракетомобиль разгоняется до 110 км/час. Возможно, это его последняя поездка
↑ Даниэль Д. и Флойд С. Хунджерфорды уже 5 лет используют своего ракетного монстра, как как простой семейный автомобиль. Но порой демонстрируют его ракетные качества. Вся затея была - найти инвестиции для дела ракетного движения. Но время неудачное - Великий кризис. До самого 1932 года братья агитировали за ракетную мысль, а потом надоело. В 1935-м они пытались создать ракетное общество - не вышло. Машина гнила на их заднем дворе лет 30. Вероятно, последний раз машина поехала в 1947 году, её одолжил приятель. Причём он включал и ракетный двигатель, но без особого эффекта. Но в 60-е годы аппарат был найден, восстановлен и сегодня выставляется в музее штата Нью-Йорк в городке Олбани.
↓

↑ Этот ракетный автомобиль «1960 года выпуска» создали в 1934 году кузовщики братья Бриггс. Испытать его с ракетами, вероятно, не удалось. Хотя... История длинная и след машины потерялся. А назывался он «Марс-Экспресс» и использовался в качестве рекламы нефтяной компании Pan-Am (Pan American Petroleum). Он участвовал в параде футуристических машин 21 мая 1934 года, но затерялся уже в 1935, а в 1936 объявился (то ли лично, то ли это был двойник) в Калифорнии, где рекламировал пиво. Его владелец, Питер Вака из Буффало, США, утверждал, что создал его сам и он развивает скорость 150 миль. Неизвестно, есть ли в этом правда. А последний отблеск славы - публикация в Popular Science 1939 года, где ему дорисовали ракеты и радиомачту. Да, ещё он появился в 1939-м году на Нью-Йоркской Всемирной выставке!
Много шума из ничего. Перед третьем полётом стратостата FNRS-1 газеты запестрели такими сообщениями: "Кульминацией готовящегося Максом Козинсом из Брюсселя бельгийского стратосферного полета станет попытка попасть в Луну ракетой, содержащей записывающиеся инструменты. Ракету запустят с высоты в 12 миль."
"«Ракета на Луну» — часть из планов Макса Козинса и Нерее Ван дер Элста, бельгийских ученых, которые они совершат во время стратосферного полета в этом месяце. Ракету, весящую два фунта, выпустят, когда баллон достигнет стратосферы и серия пороховых взрывов поднимет ее вверх. Заявлено, что выстреленная на высоте 12 миль ракета, благодаря низкому давлению, сможет двигаться со значительно большей скоростью и достигнет Луны через несколько часов." Смешно...
На самом деле это был просто стратосферный полёт без Луны и ракет, не рекордный (об этом было объявлено заранее), не совсем удачный, потому что отказала радиосвязь. Две попытки полета, предпринимавшиеся Максом Козинсом в 1933 году, окончились неудачей. Но с третьего раза, 18 августа 1934 года, он стартовал. В этом полете использовалась новая, более прочная и усовершенствованная гондола, окрашенная сверху в светлый, а снизу в темный цвет. Экипаж - Макс Козинс и Нерее Вандер Элст. Максимальная высота, достигнутая в этом полёте, составила около 16 140 метров (52 952 фута). Стратостат стартовал из провинции Намюр в Бельгии в 06:19, пролетел над Германией и Австрией и приземлился в районе деревни Женавле в Словении (в Югославии), преодолев расстояние 1 860 км. Во время полёта были проведены исследования космических лучей и воздушных течений в верхних слоях атмосферы.
Это был последний полёт знаменитого стратостата. Огюст Пикар и Макс Козинс планировали еще несколько различных экспериментов, в том числе подъем на высоту 30 км вблизи магнитного полюса Земли (для исследования космических лучей) и использования горячего воздуха вместо водорода. Однако во время подготовки к одному из полетов с использованием горячего воздуха 25 мая 1937 года оболочка стратостата FNRS загорелась, и была уничтожена огнем.
Макс Георг Эмиль Козинс родился в 1906-м в городе Схарбек в Бельгии. Отец Козинса — геолог, специалист в области кристаллографии, занимался и спелеологическими исследованиями. Отсюда началась великая любовь маленького Макса к загадочному миру пещер. В 1914-м Бельгия превращается в поле битвы. Отец отправляется с геологической экспедицией в Африку, откуда он уже не вернулся, а Макс переселяется вместе с матерью в Басконию. Окончив гимназию, Козинс слушает в Брюсселе курс инженерной электромеханики и одновременно курс физики.
В 1927 году окончил Брюссельский свободный университет и получил диплом инженера-электрика, после чего продолжил изучение физики, биофизики и медицины. В начале 30-х годов работал ассистентом профессора Огюста Пикара в Брюссельском свободном университете.
В 1931 году Огюст Пикар, уже совершивший свой первый полет в стратосферу, предложил Козинсу вместе с ним подготовить и отправиться в новый полет на стратостате.
18 августа 1932 года в качестве ассистента вместе с Огюстом Пикаром совершил полёт в стратосферу на высоту 16 201 метров на стратостате FNRS-1
18 августа 1934 года вместе с Нере ван дер Элстом совершил полёт в стратосферу на высоту около 16 140 метров на стратостате FNRS-1
Он переезжает в Лик, в сердце Пиренеев, на вершине Пик-дю-Миди открыта обсерватория для изучения космических лучей. Макс начинает в ней работать. Есть «площадка» и для давней спелеологической страсти: весь район буквально кишит карстовыми пещерами. С 1934 по 1940 год участвовал в нескольких спелеологических экспедициях.
В 1936 году начинается гражданская война в Испании. И Козинс помогает беженцам-республиканцам переправиться из Испании на территорию Франции. 1941 год, фашисты оккупировали Францию. Макс возвращается в Бельгию и участвует в движении Сопротивления — собирает данные против немцев, сотрудничает в нелегальной лаборатории по изготовлению взрывчатых веществ.
Был арестован 8 февраля 1943 года и заключен в тюрьму Сен-Жиль до 1 мая 1943 года. После серии допросов 31 июля 1943 года был переведен в Эссен, после чего был направлен сначала в каторжный лагерь в городе Фехта, а потом в город Кайсхайм. Затем был переведен в концентрационный лагерь Дахау, из которого 29 апреля 1945 года был освобожден армией США и 13 мая 1945 года репатриирован на родину.
Козинс возвращается в Национальную биолабораторию и вместе с Огюстом Пикаром разрабатывает проекты глубоководных погружений, занимается технической реализацией первых батискафов Пикара и участвует в первых глубоководных погружениях в экваториальной части Атлантического океана. В 1948 году был соруководителем экспедиции на батискафе FNRS-2 в Дакаре.
Бельгийское правительство предложило Максу Козинсу возглавить ядерные исследования в Бельгии. Правительству известен его интерес к атомной физике и талант исследователя, известны и его дружеские отношения с Жолио-Кюри, вместе с которым он работал еще до войны. С созданием франко-бельгийского центра ядерных исследований руководителем французской группы назначен Кюри, а Козинс становится во главе бельгийской программы. Руководимые ими лаборатории успешно работают над получением чистого урана и чистого углерода. Козинс становится членом международной академии «Сольвей», объединяющей крупнейших физиков того времени: в нее входят Эйнштейн, Гейзенберг, Ланжевен, Дирак, Иоффе и др. После подписания вместе с Жолио-Кюри Стокгольмского воззвания Козинс становится жертвой политического шантажа и обвинений со стороны ЦРУ. В результате этой кампании бельгийское правительство находит повод, чтобы отделаться от Козинса: он был разработчиком электрической лебедки, использованной во время исследований одой из глубочайших пещер мира Пьер-Сен-Мартен в Пиренеях в 1951 и 1952 годах (в 1952 году был руководителем спелеологической экспедиции). Во время этой экспедиции 13 августа 1952 года произошел несчастный случай: из-за аварии лебедки спелеолог Марсель Лубенс упал с высоты 15 метров и погиб. Макс Козинс был признан ответственным за этот несчастный случай, и после суда в 1954 году подал в отставку со своего поста в университете.
Козинс уезжает из Бельгии - сначала в СССР, затем в Венгрию, Чехословакию и ГДР. В 1959 году Козинс уходит на пенсию и возвращается во Францию.
Работал инженером-консультантом в таких компаниях как Zeiss и Philips.
В возрасте 70 лет исследует один из крупнейших в Европе карстовых массивов — Пьер-Сен-Мартен. Здесь он открыл устье «Шальная голова», спустился туда с экспедицией до самого дна и поставил рекорд глубины спелеологических спусков. Потом увлекся биологией и открыл новый гормон, воздействующий прямо на мозговую кору. А ещё профессор в свободное время собирает старинные книги (издания времён Ньютона и Галилея)
Макс Козинс — убежденный коммунист.
Козенс был женат на бельгийской участнице сопротивления и адвокате Андре Гранжан. Его жена не менее знаменита. Вступила в Бельгийскую компартию в 1943-м. И до и после боролась с нацизмом, во время оккупации издавала подпольные газеты, сбежала от ареста, была одним из лидеров Солротивления, после войны как юрист добилась смертной казни для одного из доносчиков.
В 1970 году она вышла на пенсию и переехала в Лик-Атерей, небольшую деревенскую коммуну в Стране Басков, вместе со своим вторым мужем (с первым, поляком, развелась в 1940-м, потеряв его при вторжении немцев во Францию) Максом Козинсом, который владел там фермой и проводил там много времени с 1954 года. Умерла в 1999 (89 лет)
Макс Козинс умер в 1998-м.
Нерее Ван дер Элст родился в 1911-м в Брюсселе. С 1914 по 1930 год учился в средней школе в Брюсселе. С 1930 по 1935 года учился в Свободном Университете Брюсселя, по окончании которого получил степень инженера-механика и электрика и инженера химической и электрохимической промышленности.
18 августа 1934 года вместе с Максом Козинсом совершил полёт в стратосферу на высоту около 16 140 метров на стратостате FNRS-1 (третий полет этого стратостата).
С сентября 1935 по октябрь 1936 года служил в военной лаборатории, занимавшейся испытаниями масел и тканей.
В 1935 и 1936 годах по заданию Министерства просвещения проводил гидрологические исследования в Нижних Пиренеях.
С 1937 года работал в Финансовой компании транспортных и промышленных предприятий. В 1938 году был направлен в командировку в Аргентину, где занимался организацией транспортного консорциума Буэнос-Айреса. Находясь в Аргентине в феврале 1941 года был призван на воинскую службу, и направлен в Великобританию, куда он прибыл в июле 1941 года, и начал службу в метеорологическом отделе в составе Королевских ВВС. В августе 1944 года был направлен в Бельгийское Конго для работы в составе метеорологической службы, и после стажировки во французской метеорологической службе в Дакаре и английской метеорологической службе в Нигерии, 20 октября 1944 года прибыл в Леопольдвиль. До сентября 1945 года служил на метеостанции в городе Стэнливиль на северо-востоке Конго, затем направлен в Европу. Демобилизовался в начале 1946 года. Капитан авиации (с 1944 г.)
После демобилизации с начала 1946 года вновь работал в SOFINA. В октябре 1946 года был назначен главой Метеорологической службы Бельгийского Конго, которая впоследствии стала метеорологической и геофизической службой. После объявления независимости Конго в 1960 году вернулся в Бельгию.
В 1947 году избран членом-корреспондентом Королевской академии наук и искусств Бельгии, с 1964 года - действительный член академии (академик).
С 1961 года работал в Центре ядерных исследований (CEN). 26 января 1961 года был назначен заместителем генерального директора Центра.
Умер в 1968-м.
6 апреля 1934 года было изменено название американской группы ракетчиков с AIS на ARS (Американское ракетное общество) чтобы подчеркнуть цели Общества. Вскоре число членов выросло, и были проведены эксперименты с коммерчески доступными ракетными двигателями для фейерверков.
ARS-3 была разработана в 1933 году Альфредом Африкано, Дж. Эдвардом Пендреем и Бернардом Смитом. Она была около 1,68 м в длину и 0,2 м в диаметре. При запуске весила 9,07 кг, а ракетный двигатель выдавал тягу 27,2 кг. Топливо хранилось в баках в цилиндрической головке, установленной над стабилизирующим устройством, также цилиндрическим. Было использовано 1,125 литра бензина и 4,5 литра жидкого кислорода.
В этой ракете топливные баки были помещены один в другом, причем внутренний бак, с бензином, окружал длинное сопло двигателя, которое тянулось вдоль всей ракеты. Кислородный бак был расположен снаружи, окружая бензобак. Ракета такой конструкции казалась компактной, выполненной на высоком профессиональном уровне, но изготовить ее было очень трудно из-за большого числа сварных швов. Однако хуже всего было то, что, как выяснилось, эту ракету нельзя было ни заправить, ни запустить, так как жидкий кислород, соприкасаясь с большой массой нагретого металла наружного бака, просто испарялся и выходил через заправочное отверстие столь же быстро или даже еще быстрое, чем поступал в бак.
Ракета не летала, но прошла несколько статических испытаний на Статен-Айленде в сентябре 1934 года в новой стальном пусковой установке.
Остальные ракеты, разработанные членами Комитета, находились на различных стадиях изготовления и одна за другой отвергались: стало ясно, что изготовление и запуск ракет при неудовлетворительном уровне разработки их основ-ных агрегатов, прежде всего двигателя, в сущности нецелесообразны.
Четвертая жидкостная ракета ARS была запущена 9 сентября 1934 года из Марин-Парка, Статен-Айленд, Нью-Йорк. ARS-4 , на первый взгляд, очень напоминала немецкую ракету REPULSOR-3 или -4. Она была 2,29 м в длину, 0,075 м в диаметре и имела ЖРД в верхней части. Топливные баки поднимались за питающие линии на манер «однорычажного репульсора».
Двигатель располагался сверху бензобака, над клапанами. Он имел четыре слегка наклонных, раструбных сопла. Бак с жидким кислородом располагался сзади, как можно дальше от выхлопного тепла при такой конструкции. Топливом служило 0,56 литра бензина и 1,13 литра жидкого кислорода. Конструкторами были Карт Аренс, Альфред Х. Бест, Лоренс Мэннинг и руководитель проекта Джон Шеста. Первое статическое испытание ARS~4 состоялось 10 июля 1934 года на Статен-Айленде. Испытание закончилось прогаром двигателя.
Ракета была отремонтирована и модифицирована в июле и августе 1934 года. Головка «вращающегося лопасти» была расположена над двигателем, чтобы опускать ракету, вращаясь, на низкой скорости снижения. Это было разработано для уменьшения повреждений от удара и для того, чтобы занимать меньше места, чем парашют. Лопасти раскрывались на низкой скорости вблизи апогея из-за более низкого давления воздуха на них.
Первый полет состоялся 9 сентября 1934 года в Грейт-Киллс, Статен-Айленд. Использовался новый стальной портал. Двигатель горел около 15 секунд, за это время ракета достигла расчетной скорости от 268 до 313 м/с . Максимальная достигнутая высота составила 116 м, а дальность составила 408 м. Единственным разочарованием стал отказ устройства спасения. Она пролетел 407 метров, приземлившись в заливе Нью-Йорка.
ARS-5 так и не достигла стадии аппаратного обеспечения, хотя несколько конструкций компонентов использовались на других ракетах. Она использовала новый конический двигатель в головной части без сужения. Кроме того, оба топлива, бензин и жидкий кислород, должны были храниться в одном баке, будучи разделенными подвижным поршнем.
30 октября 1934 г. Герхард Цукер запустил ракету Italia I из Зауле, Триест, Италия. Выпущены и проштампованы 2 марки - первая с красной маркой номиналом 5 лир была погашена круглым ручным штемпелем «Espirementi Di Posta Per Razzo Espresso Trieste Ottobre 1934». Итальянская почтовая марка была погашена машинным штемпелем Trieste Arrivie E Partenze.
Ракета, запущенная с поля на склоне Монте Кастильон, поднялась по параболе на 700 метров, затем начала снижаться в долину, где ее вскоре и обнаружили на расстоянии 4 км близ Сан-Серволо
Жан Пикар, отказавшись от участия в предыдущих полетах, фактически подарил США мировой рекорд высоты. Поэтому организаторы ярмарки решили подарить ему стратостат после завершения полета Сеттла. И тут возникла идея - пусть Жан Пикар летит с женой! Первая женщина в стратосфере! Однако у супругов не было лицензии и вообще это считалось крайне опасным и ненужным шоу. Национальное географическое общество США, которое финансировало подобные полеты, отказалось поддерживать проект (впрочем, оно отдавало средства на стратостат "Эксплорер-1", но супруги очень на общество обидились). Отказались и другие спонсоры, а Dow Chemical даже потребовала содрать свой логотип с гондолы стратостата. Но спонсоры нашлись. Основными из них стали сеть универмагов People's Outfitting Company и производитель радиоприемников Grigsby-Grunow Co. (их названия и были нанесены на гондолу стратостата). В дополнение к своему спонсорству Жаннет разработала и продала памятные марки, а также сувенирные программы и проч. Она также собрала много денег, продав их историю в рассказах Североамериканскому газетному альянсу.
Жан должен был заниматься наукой, а Жаннет должна получить лицензию на управление аэростатом и быть пилотом. И она получила лицензию! (см. ниже)
Утром 23 октября 1934 года около 45 000 человек собрались в аэропорту Форда в Дирборне, штат Мичиган, чтобы увидеть попытку Жаннет Пикар стать первой женщиной, поднявшейся в стратосферу. Аэронавты получили букет от своих сыновей, взяли в кабину свою любимую черепаху Флер де Лис (и тут черепахи впереди всех!) и под звуки государственного гимна США стартовали.
Погода изменила траекторию полета, а время полета сократилось, что уменьшило количество наблюдений, которые планировалось выполнить. Газовщики предложили приз в 1000 долларов за рекорд высоты, аэронавты выбросили все мешки с песком, но смогли достичь высоты только 17 550 метров. Пролетев за восемь часов над озером Эри, стратостат приземлился на расстоянии около 480 км от Дирборна, возле города Кадис, штат Огайо. Балласта нет. Жаннет пришлось выбрать посадку на деревья, понимая, что это означает, что стратостат больше никогда не полетит. Воздушный шар отделился от гондолы и был разорван. Жан получил переломы ребер, левой стопы и лодыжки. Жаннет, якобы, сказала: "Какой беспорядок! Я хотела приземлиться как на лужайке перед Белым домом".
Жаннет родилась в 1895-м в Чикаго, была одной из девяти детей в семье, отец её, Джон Ридлон, был президентом Американской ассоциации ортопедов. Жаннет Ридлон, была, как и Пикары, тоже из пары близнецов, но к сожалению, ее сестра погибла на ее глазах в трехлетнем возрасте от ожогов, полученных от игрушечной печки.
Всю жизнь интересовалась наукой и религией. Когда ей было 11 лет, мать спросила ее, кем она хочет стать, когда вырастет. Ответ Жаннет — "священником" — заставил ее мать выбежать из комнаты в слезах.
Жаннет училась в колледже Брин Мор, где в 1916 году написала эссе под названием "Должны ли женщины быть допущены к священству англиканской церкви?" Она получила степень бакалавра в 1918 году и продолжила изучать органическую химию в Чикагском университете, получив степень магистра в 1919-м. В том же году она познакомилась и вышла замуж за Жана Феликса Пикара, который преподавал в университете.
У Пикаров было трое собственных сыновей, Джон, Пол и Дональд (который сам стал известным воздухоплавателем и новатором в области воздухоплавания), а также приемные дети (все мальчики).
Она преподавала в Университете Лозанны с 1919-го по 1926-й. В 1926-м они вернулись в Соединенные Штаты, где Жан Пикар преподавал органическую химию в Массачусетском технологическом институте. Они жили в Массачусетсе, Нью-Джерси, Делавэре и Пенсильвании, прежде чем поселиться в Миннеаполисе в 1936-м, где Жан Пикар преподавал на факультете Университета Миннесоты. В 1942-м Жаннет получила степень доктора педагогических наук в Университете Миннесоты, а в 1973-м - свидетельство об обучении в Общей теологической семинарии.
Она училась управлять аэростатом в аэропорту Форд в Дирборне, штат Мичиган, у Эдварда Дж. Хилла, воздухоплавателя и обладателя Кубка Гордона Беннета, который согласился стать руководителем полетов для запланированного полета супругов в стратосферу. Генри Форд предложил воспользоваться своим ангаром и привел Орвилла Райта понаблюдать за полетом Жаннет в 1933-м. Ее сын Дон был членом экипажа.
16 июня 1934 года Жаннет совершила свой первый самостоятельный полет. Позже в том же году стала первой женщиной - лицензированным пилотом воздушного шара в США.
В 1934-м состоялся знаменитый полёт супругов в стратосферу (см. выше).
Ее рекорд высоты полёта для женщин держался 29 лет, пока Валентина Терешкова в 1963 году не стала первой женщиной в космосе.
Жан и Жаннет стали популярными лекторами. В 1936-м Жан стал профессором в штате Миннесота, преподавая и занимаясь аэронавтическими исследованиями до 1946-го. В 1943-м Жаннет ненадолго была исполнительным секретарем в жилищной секции Управления гражданской обороны Миннесоты.
С 1946-го до середины 1947-го Пикары были консультантами General Mills (зерновой компании в Миннеаполисе), работая под руководством Отто Винцена. Винцен и Жан предложили полет в стратосферу на 100-кластерном стратостате и заключили государственный контракт с ВМФ. Но работа не была закончена, компаньоны рассорились и супруги были уволены в 1947 году за то, что слишком критиковали сотрудников и General Mills.
Жан ушел на пенсию из Университета Миннесоты, когда ему было 68 лет. Он умер в 1963 году.
Гилрут попросил Жаннет поработать консультантом в НАСА. Она согласилась и жила в доме в Хьюстоне, который делила с другой женщиной. Жаннет рассказывала научному сообществу и общественности НАСА о космической программе с 1964-го по 1970-й, когда создавался проект "Аполлон" и "Аполлон-11" совершил первую посадку на Луну. Затем Гилрут заметил сдвиг в её интересах от космоса в сторону религии.
С конца 1960-х годов Жаннет вернулась к своему детскому интересу к религии. Она была рукоположена в диаконы Епископальной церкви в 1971 году, а 29 июля 1974 года стала одной из Филадельфийских одиннадцати первых женщин, рукоположенных в священники. Пикар была первой из женщин, рукоположенных в тот день, потому что в свои 79 лет она была самой старшей и потому что она реализовывала амбиции, которые были у нее с 11 лет. В сентябре 1976 года церковь проголосовала за допуск женщин к священству, и Пикар служила священником в Сент-Поле, Миннесота, пока не умерла в возрасте 86 лет в 1981-м. Одна из ее внучек, Кэтрин Пикар, также была священником.
Жан Феликс Пикар родился в 1884-м в Базеле, Швейцария. Брат-близнец более известного Огюста Пикара и муж не менее известной своей жены Жаннет (см.выше). Огюст и Жан Феликс появились на свет в семье профессора химии. Оба брата закончили Университет в Цюрихе: Жан учился на инженера-химика, Огюст на инженера-физика. Оба брата отлично играли на гитаре, танцевали и имели музыкальный слух и приятные голоса.
Более всего известен стратосферным полётом в 1934-м со своей женой.
Пикар со своей женой изобрели пластиковый воздушный шар, он спроектировал и 24 июня 1936 года запустил в полет целлофановый воздушный шар, построенный его учениками. Воздушный шар был беспилотным, размером 7,6 метра. Шар поднялся на высоту 15 км и за десять часов преодолел более 1000 км, оказался недалеко от Хантсвилла, штат Арканзас.
Он пилотировал в 1937 году в Рочестере, штат Миннесота, первый кластерный воздушный шар "Плеяды", шар был изготовлен из 98 шаров из латексной резины. Пикар описывает, как он пробивал воздушные шары охотничьим ножом и револьвером, чтобы контролировать свой спуск.
Пикар умер 28 января 1963 года (в свой 79-й день рождения) в Миннеаполисе.
В 1991-м Пикар был включен в Международный зал славы авиации и космонавтики в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего.
Капитан Вальтер Дорнбергер был лично знаком с энтузиастами космонавтики. Он же выделил среди них молодого амбициозного инженера Вернера фон Брауна, предложив ему стать «гражданским служащим» рейхсвера и заняться проектом баллистической ракеты на жидком топливе А-1 (от Aggregat). На первом же этапе работ исходный вариант двигателя ракеты претерпел изменения в сторону увеличения тяги, что привело к пересмотру всей конструкции – в результате появился проект А-2. Осенью 1934 года были изготовлены два экземпляра новой ракеты, названные в шутку «Макс» (Max) и «Мориц» (Moritz) по именам мальчиков-персонажей популярного немецкого поэта-юмориста Вильгельма Буша. Они были перевезены на остров Боркум в Северном море.
19 декабря 1934 года команда фон Брауна запускает A-2 «Макс» с острова Боркум в Северном море перед главнокомандующим немецкой армией. Ракета достигает высоты 1,7 км при выгорании и поднимается до высоты 2,2 км по инерции, упала в 800 м от точки запуска.
20 декабря команда фон Брауна успешно запускает вторую из двух ракет A-2 ('Moritz') на высоту 3,5 км на острове Боркум в Северном море. Выгорание происходит на высоте 1,8 км, и ракета поднимается более вертикально, чем при испытании в предыдущий день, достигая большей высоты и приземляясь в 500 м от точки запуска.
|