Мне мало что про него известно. Только то, что ездил в середине 1929 года в Санта Монике, Калифорния В 1929 году интерес публики к ракетным двигателям угас. Последний старт в Германии состоялся 30 августа 1929 года на осенних гонках автомобилей и мотоциклов в Хайдере. ↑ Авиаконструкторы верно оценили шоу с ракетными планерами - ракеты могут помочь поднять тяжёлый самолёт. Или с короткой ВПП. Или с воды. И с размокшего грунта. Как раз Германии вышло послабление в отношении авиации. Юнкерс, Липпиш, Зандер приступили к работе немедленно, причём в тайне, а потом засекретили совсем. Так что фото первого взлёта нет. Известно: Взяли гидросамолёт «Юнкерс W 33» и на Эльбе, вблизи Дессау испытали. 25 июля 1929 года две ракеты взорвались, повредив планер. Но 8 августа состоялся успешный старт. Пилотом был летчик-инженер Шинцингер. Опыт был так удачен, что работы развернулись сразу и немцы достигли больших успехов к началу войны. ↑Лайнер «Бремен» 16 июля 1929 года отправился в свой первый трансатлантический рейс Бремерхафен - Нью-Йорк. И сразу завоевал «Голубую ленту Атлантики» - 4 суток 17 часов и 42 минуты (считая от Шербура). И в 1933-м еще раз. Но интересен он был "почти ракетным устройством" - пневматическая катапульта выбрасывала в воздух гидросамолёт. Он мог доставить к берегу тонну почты на сутки раньше, чем придёт лайнер. Иногда брал на борт 1 пассажира (но цена билета была большой, редко кто так спешил). В 1939 году, за несколько дней до начала Большой войны в Европе, Англия потребовала от США задержать лайнер в гавани Нью-Йорка до прибытия английского крейсера. Он должен был конвоировать лайнер в Англию. За несколько часов до войны крейсер прибыл и лайнер тут же вышел из гавани без пассажиров под оркестр, играющий «Дойчланд юбер аллес». Шансов у него практически не было - Атлантика буквально нашпигована английскими судами. Газеты день за днём печатали сенсации о его гибели. Но лайнер растворился в океане, пройдя возле паковых льдов и айсбергов, объявился в Мурманске в сентябре. Организовав банкет для местных властей, экипаж лайнера под охраной советских судов повёл «Бремен» вокруг Скандинавии, причём большая часть команды поехала в Германию через СССР. И ещё 35 немецких судов повторили этот маршрут, выйдя из американских портов за часы до войны. А погиб лайнер в 1941 году, совершенно негероически, из-за банального бытового пожара, который не смогли потушить Это не Олимпийский стадион Берлина (он построен только в 1934-м), как иногда переводят, а Олимпийская трасса или ипподром Олимпии - Велодром, который был специально построен для велосипедных гонок в 1911-м. Он расположен в пригороде Берлина-Плетцензее. Трибуны были пусты. Чем кончились гонки - неизвестно. И даже точной даты нет. На деньги Опеля Юлиус Хатри построил летом 1929 первый в мире ракетный самолёт Opel Sander RAK1 (иногда называют Opel-Hatry RAK.1 или Opel-Sander RAK.1), он же создал теорию полёта ракетопланов (опубликована только в 1983 году, Липпиш просил не публиковать). После первого успешного испытательного полета фон Опеля в начале сентября на «Ягдгут Мёнхбрух» при старте с помощью троса, 17 сентября 1929 года Хатри смог пролететь около 500 метров на высоте 20 метров со скоростью 100 км/ч, планер приводился в движение тремя твердотопливными ракетами, имевшими тягу 350 килофунтов и время горения четыре секунды. И тут подошёл майор Хельмут Фелми, стараясь выглядеть как можно более спокойным. Он прошептал на ухо фон Опелю: «Только что пришла телеграмма из Оберпрезидиума в Касселе. Все летные испытания запрещены. Быстро взлетайте! Телеграммы я еще не получил!» Это была третья попытка после двух неудач. 16 часов. Зрители почти разошлись. Осталось лишь кучка репортёров да невеста Опеля фрау Зельник (она была пилотом и учила Опеля летать). Посадка была аварийной. Срезало не только лыжи, но и низ самолёта. Опель чудом остался жив. Но разразился невероятно патетической речью
Увы, цветной практической фотографии тогда не было. К 90-летнему юбилею фирмы чёрно-белый рисунок раскрасили. Но если Вам не нравится, сделать его чёрно-белым гораздо проще! Это был его единственный полёт. 15 октября 1929 года в Германии состоялась премьера фильма Фрица Ланга «Женщина на Луне». Ни один фильм не сделал для космонавтики больше! Чего стоит один обратный отсчёт, который впервые появился в фильме для драматизма, но был очень востребован ракетчиками всех времён и народов позже. И консультант - сам Герман Оберт, который обещал сделать настоящую ракету с ЖРД (но не успел, однако двигатель ЖРД создал, возможно первый в Европе). А сама ракета, сюжет, научные объяснения - для того времени великолепны. Хотя ради сюжета невесомость - в жюль-верновском стиле, на Луне хватает воздуха, и, естественно, интриги, любовь и даже «космический заяц» Космический заяц (мальчик Густав - актёр Густль Гштеттенбаур) в фильме Ланга стал настолько популярен, что их и в фильмах и в романах множество. Украшают сюжет. Собственно, реалии жизни того года - первый в мире перелёт Цеппелина из Америки в Германию - там заяц. А в экспедиции Берда к Южному полюсу на корабле их оказалось аж двое Готтлоб Эспенлауб родился в последний год XIX века, на войну не успел, зато в 20 лет сделал свой первый планер. Потом он делал их много. В 1927 году, (уже после Рааба и Каценштейна) с Липпишем занимались буксировкой самолётом планера, поставив дело на экспериментально-техническую основу. 9 мая 1929 на воздушном шоу в Дуйсбурге его нашёл Макс Валье, предложив сделать ракетоплан с целью выиграть у Опеля приоритет на ракетный самолёт. Но у Валье не было денег, поэтому Эспенлауб решил делать ракетоплан сам. Однако он назывался Valier Rak 3 - Espenlaub, продолжая серию Валье. Сначала он испытывал ракеты Эйсфельда, предложенные Валье, но потом поставил ракеты Зандера. Опеля он не опередил, но летал на ракетоплане 22 октября 1929 года. Не очень удачно - хвост ракетоплана загорелся. Тогда он построил бесхвостку и в 1930-м повторил полёт. Тоже без особого успеха. Команда Opel RAK планировала полет через Ла-Манш с использованием ракет на жидком топливе. Фридрих Зандер был руководителем ракетных технологий в рамках Opel RAK. В июле 1929 года он добился работы РД на бензол-тероксиде азота установленного на двухместном самолёте Gebrueder Mueller Griesheim GMG I (или II) (сделан братьями Мюллер из Грисхейма в 1927 г) до получаса с тягой в 70 кг (Валье пишет, что к маю 1929 тяга была 200 кг и 15 минут, в июле - 300 кг и полчаса, что вообще-то фантастично). Фото сделано на «Opel Rennbahn» в Рюссельсхайме. Справа налево: Фридрих Зандер, и, вероятно, Йозеф Шабергер и Фриц фон Опель. Но самолёт так и не полетел 28 ноября 1929 года был совершен первый полет к Южному полюсу и обратно. Берд вместе с пилотом Бернтом Балхеном, вторым пилотом/радистом Гарольдом Джуном и фотографом Эшли Маккинли долетели на самолёте Фоккер до Южного полюса и обратно за 18 часов 41 минуту. Чтобы набрать высоту, им пришлось сбросить пустые бензобаки, а также свои аварийные запасы. При посадке самолёт изрядно покалечился Валье следующим этапом назначил ракетный автомобиль, движимый струёй пара высокого давления. Но Валье забраковал воду, выбрав углекислоту. 5 сентября в Эссене в лаборатории фирмы состоялось первое испытание одного из топливных контейнеров высокого давления. 18 сентября аналогичный контейнер был установлен на 4 колеса, и без водителя проехал по шоссе между Кеттвигом и Верденом. Он развил высокую скорость, но из-за того, что им не управляли, врезался в дерево у дороги. Для следующего испытания была сделана маленькая тележка длиной 2 м х 80 см и диаметр колеса 18 см с расчётной скоростью 35 км/ч. Чтобы тележка не превысила этой скорости, её прицепили к автомобилю стальным тросом. 21 и 25 сентября там же с 10 кг топлива её испытали. За рулём была ассистентка Валье, Люсия Кур. Просто эта коляска не могла выдержать водителя весом более 100 фунтов. 28 сентября испытательный автомобиль был готов. Автомобиль был оснащен 3 топливными контейнерами, в каждом из которых было по 20 кг топлива, и каждый был оснащен собственной дюзой. Автомобиль развил скорость примерно 60 км/ч, прошёл 1200 м. Затем испытание повторено публично 29 сентября. Машину назвали "Valier Rak 4" и 13 октября по случаю мотогонки в Гельзенкирхене он снова испытан. В автомобиле было 4 топливных баллона, общее сопло, тяга могла регулироваться, 50 атм. Разогнался 70 км/ч. Группа молодых пилотов из Хамборна (пригород Дуйсбурга) переработала устройство для ракетного автомобиля таким образом, чтобы им можно было управлять с помощью давления в баллонах в 120 атмосфер. Поэтому ракетный автомобиль получил обозначение Rak 5 и надпись "Jung Flieger Gruppe Hamborn" [Группа молодых пилотов Хамборна]. Испытание назначили на 27 ноября 1929 года. Официально были приглашены только представители властей и прессы, но многочисленных зевак с трудом удалось сдержать нескольким сотням полицейских. После долгого ожидания ближе к вечеру Rak 5 наконец подкатил с Валье за рулем, буксируемый большим лимузином, водителем которого был не кто иной, как Курт Фолькхарт. Добровольцы облили баллоны с углекислым газом кипятком, чтобы увеличить, насколько это возможно, давление. - После того, как Валье отпустил тормоз, и машина помчалась по асфальту улицы Кальквег со странным дребезжащим звуком. Передние колеса пошли вразнос, автомобиль накренился и потерял управление. Валье не достиг желаемой скорости. Всего - 93,5 км/ч. ↑ 1929 год. Америка. Великий Кризис. А гаражные изобретатели братья Даниэль Д. и Флойд С. Хунджерфорды прочли книги Оберта и Валье и решили сделать ракету до Луны. Но для начала делают ракетомобиль. ЭТО Solar & Interstellar Rocket Car. Кроме того, имел собственное имя Shirley Lois Moon Girl (в честь дочери младшего брата Даниэля Хунджерфорда). Сделано на базе Шевроле 1921 года в октябре 1929-го всего за 4 недели (без сна, отдыха и перекуров). Кузов братья соорудили из картона и ледерина (чтобы при пожаре проламывался ударом ноги. И дважды пришлось так спасаться, когда РД взрывался). Всю механику от Шевроле 1921 года сохранили и этот монстр свободно ездил своим ходом. Его даже удалось зерегистрировать в штате Нью-Йорк. Единственно, что отличало его в правилах использования - надпись DANGER (Опасно). И флаги из РД свисали, как и положено с негабаритными трубами. ↑ Стальное сопло покрыто огнеупорной глиной. Горючее - бензин. На фото очень мало дыма (его даже прибавляли для эффекта). Неужели это был ЖРД? Тогда они опередили Валье. продолжение в 1934 году. Очарованный фильмом Женщина на Луне, 22-летний студент из института Гинденбурга Карл Роггензе взялся за ракетостроение. В декабре (или ноябре) 1929 он начертил первый проект и сделал первую модель ракеты (но неизвестно, запускал ли он её) Вальтер Ридель родился в 1902 году в Германии. С февраля 1928 года работал в компании Хейланда, который имел дело с Максом Валье. В декабре 1929 был назначен помощником Валье как ответственный за развитие ракетных двигателей, использующих жидкие топлива. После смерти Валье в результате взрыва двигателя взял на себя ответственность за создание безопасного ЖРД. И сделал его. С ноября 1932-го работал по исследованию форсунок и сопел в группе Дорнбергера. В 1934 году фирму Хейланда прибрала к рукам армия и её исследовательская группа была объединена с группой Вернера фон Брауна, Ридель работал вначале на полигоне армии в Куммерсдорфе, недалеко от Берлина, а потом в Пенемюнде. В марте 1936 года Вернер фон Браун и Вальтер Ридель начали создание более крупных ракет, чем A3. С 17 мая 1937 года Ридель возглавил новое подразделение в Пенемюнде - он стал Главным конструктором А4. Однако из-за разногласий по поводу проектирования ракеты его постепенно отодвинули с руководящих ролей. После воздушного налета британских ВВС на Пенемюнде в августе 1943 года было приказано найти лучшее место, более защищённое от воздушного нападения. В середине сентября 1943 года Ридель уезжает в Австрийские Альпы для поиска нового места, призванного заменить Пенемюнде. Он выбрал место в Эбензее в 100 км к востоку от Зальцбурга. Место получило кодовое название Zement (цемент). Работа там началось в начале 1944 года и должна была быть завершена в октябре 1945 года. С 1 октября 1943 года Ридель был ответственным за строительство в Эбензее. Валье конце 1929 года знакомится с доктором Хейландом, которому в Берлине принадлежал завод по производству промышленных газов и в том числе жидкого кислорода. Валье умел увлекать людей своими планами и заражать увлёкшихся своей неуёмной энергией. Хейланд немедленно включился в работу сам и определил в помощь Валье инженера Вальтера Риделя (впрочем, помогал тот Валье только после своей рабочей смены), который с этих дней стал убеждённым ракетчиком и оставался таким до самой смерти. С помощью Вальтера Риделя Валье спроектировал, построил и испытал небольшой жидкостный ракетный двигатель с корпусом из стали.
Но прежде Валье создал "диоксино-углеродный" двигатель. На предприятие Хейланда в конце декабря Валье доставил свою гордость - деревянный сундук на колёсах с рулём и ножным тормозом. Самым ценным предметом в этом авто были шины. Но это был самый первый ракетный автомобиль, на котором испытывались пороховые шашки. Автомобиль послужил ещё раз - для испытания будущей системы подачи топлива в нём разместили 4 (иногда и 6) стандартных баллона с диоксидом углерода (который более известен как CO2 - углекислый газ). Газ в баллонах находился в жидком состоянии при критическом давлении 50 атмосфер. Все они были связаны в систему, газ выходил через регулируемое сопло. 22 декабря 1929 года в присутствии прессы были проведены испытания. Баллоны опустили в бассейн с горячей водой, давление внутри возросло до 100 атмосфер, после чего баллоны установили на машину и она поехала. Такая система тоже появилась впервые в мире. Скорость была небольшой и автомобиль ехал лишь несколько минут. Назывался этот агрегат «Rak-6» |