Настоящая книга представляет собою один из независимых выпусков предпринятого автором общего труда "Межпланетные сообщения в фантазиях романистов и в проектах ученых".
Первые два выпуска: "Мечты, легенды и первые фантазии" и "Космические корабли в фантазиях романистов" уже вышли в свет. Третий выпуск "Лучистая энергия в фантазиях романистов" печатается и выйдет в свет в январе 1929 г.
Упомянутые три выпуска составляют первую часть труда и охватывают фантазии относящиеся к межпланетным сообщениям. Начиная же с этого выпуска излагаются проекты ученых, которые занимались вопросами межпланетных сообщений и описываются опыты, произведенные в этом направлении. Следующие выпуски будут:
Суперавиация и суперартиллерия.
К. Э. Циолковский. Его жизнь и работы.
Теория космического полета. Работы Годдара, Оберта, Гоманна, Лебедева, Эсно-Пельтри, Лоренца, Шершевского и др.).
Теория реактивного движения (печатается)
Элементы астрономии в применении к межпланетным сообщениям. Библиография, хронология и указатель.
Хотя весь труд уже приготовлен к печати, но издавать его по материальным условиям, приходится отдельными выпусками, и когда выйдут в свет последующие, трудно сказать.
Все замечания относительно настоящего и уже вышедших в свет выпусков просьба направлять автору по адресу: Ленинград, Коломенская ул. 37, кв. 25. Николаю Алексеевичу Рынину. Требования же о высылке направлять по адресу или автора или издательства П. П. Сойкина, Ленинград, Стремянная ул. 8.
29 ноября 1928
"Необходимо, чтобы все было готово
к тому времени, когда физики дадут
в распоряжение человечества
могущественный источник энергии
(внутриатомную). Тогда и состоятся
межпланетные сообщения.
Р. Эсно-Пельтри.
Реактивный двигатель нашел себе в настоящее время широкое применение в технике. В сущности, все современные аэропланы, дирижабли, геликоптеры и автожиры пользуются таковыми двигателями. Однако в этих двигателях сила взрыва горючего вещества не прямо дает движущую аппарат силу, а идет сначала на вращение пропеллера, который, действуя на воздух, создает реакцию, а последняя и двигает аппарат. Таким образом, в перечисленных аппаратах применяется реактивный двигатель с непрямой реакцией между взрывчатым веществом и движущей реакцией появляется комиссионер в виде пропеллера, который поглощает часть энергии. Кроме того, такие двигатели применимы лишь там, где есть окружающая среда- вода, воздух, которая и создавала бы реакцию.
Мысль избежать комиссионера в виде пропеллера и тем повысить коэффициент полезного действия двигателя с одной стороны, а с другой-заманчивая идея летать в межпланетном пространстве, где нет опоры для пропеллера в окружающей среде, заставили многочисленных изобретателей искать пути к созданию реактивного двигателя с прямой реакцией, в котором энергия взрыва непосредственно сообщала бы движение аппарату при помощи реакции или отдачи.
И здесь, как показывает история, эта идея воплотилась сиачала в виде игрушки-ракеты, служившей для увеселения людей1 и лишь потом появились применения ее в других аппаратах.
Однако невольно возникает вопрос, почему же, несмотря на кажущуюся несомненную выгодность реактивного двигателя с прямой реакцией, он пока только применяется в ракетах и не нашел себе применения в других областях техники 2.
1Напомним, что прототипом воздушного шара служили мыльные пузыри, а аэроплана -бумажная стрелка и воздушный змей.
2Мы здесь не говорим о реактивных турбинах.
Ответом на это является, повидимому, то, что до недавнего времени этому мешали следующие обстоятельства:
1. Трудность технического осуществления такого двигателя, так как при взрывах образуется весьма высокая температура, которая вредно действует на материал двигателя; необходимо разработать способы его охлаждения.
2. Быстрота сгорания сильно действующих взрывчатых веществ. Необходимо изобрести приспособления, уменьшающие эту быстроту.
3. Опасность обращения с этими веществами. Необходимо изобрести разные предохранительные устройства.
4. Недостаточность удельной энергии взрывчатого вещества, т. е. запаса ее в лошадиных силах на единицу его веса. Идеальный исход мог бы быть найден, когда удастся без особого труда использовать внутриатомную энергию вещества.
5. Трудность надлежащего использования энергии взрыва при быстром его действии. Выгодность двигателя прямой реакции заключается именно в том, чтобы в короткий промежуток времени развить большую скорость и перенести аппарат на большое расстояние. Однако, возникающие при этом большие ускорения при начале движения и замедления при остановке опасны не только для людей, но и для самого аппарата. Следовательно, необходимо обследовать и этот вопрос.
Последние работы К. Циолковского, Вальера, Оберта, Годдара и Гоманна уже довольно широко осветили упомянутые вопросы с теоретической и, отчасти, с экспериментальной (Годдар, Винклер, Вальер и др.) стороны.
Кроме того, работа изобретателей на протяжении ряда столетий накопила и поучительный опытный материал. Поэтому можно надеяться, что современная могущественная техника обратит более серьезное внимание на двигатели с прямой реакцией и выработает их тип, пригодный для осуществления самого быстрого способа передвижения и, в частности, для межпланетного.
В дальнейшем мы разбираем вопрос о двигателях именно прямой реакции и будем придерживаться следующего порядка. В начале изложим принцип работы реактивного двигателя, осветив его примерами, затем изложим краткую историю ракет, так как они являются прототипом реактивных двигателей прямой реакции, и так как принцип устройства их повидимому получит развитие в будущих подобных двигателях. Далее будет изложена история развития вообще реактивных двигателей прямой реакции, причем мы их классифицируем по следующим признакам:
1. По роду извергаемого вещества: вода, воздух, пар, газы, продукты взрыва.
2. По месту передвижения: по воде, воздуху и земле.
3. По типу повозок: экипажи, суда, поезда, аэропланы, дирижабли, геликоптеры, реактивные аппараты.
4. По назначению: перевозка животных, людей, сигнализация, спасательные цели, боевые задачи (поражение, зажигание), освещение, фотографирование и увеселение.
Далее приведем некоторые теоретические исследования, предложенные различными учеными для выяснения работы двигателей прямой реакции.
В заключение будут изложены основные положения межпланетного полета, подробностям которого будут посвящены следующие выпуски.
далее