Уже около сотни лет назад были опыты над сообщением лодкам движения при помощи реакции воды, накачиваемой из реки в высокий бак и вытекающей из него у кормы с большой скоростью. Это применялось как в мелких местах, так и в бурную погоду, когда спасательные лодки не могли двигаться ни при помощи весел, ни винта.
Во Франции инженер Н. F. Melot изобрел керосиновый двигатель реактивного действия и произвел с ним опыты. В этом двигателе энергия газа превращается при взрыве прямо в энергию отдачи без промежуточных шатунов, мотылей и винта. Схема двигателя Мело изображена на черт. 100. После взрыва газ вырывается через узкое отверстие с громадной скоростью. Реакция его пропорциональна его массе и скорости истечения, кинетическая же энергия его пропорциональна его массе и квадрату этой скорости. Однако, при выходе газов с большой скоростью реакция будет невелика по сравнению с громадной потерей кинетической энергии. Для повышения коэффициента полезного действия необходимо увеличить вырывающуюся массу при помощи прибавки к ней воздуха внутри аппарата; при этом скорость истечения уменьшится. Этим и объясняется присутствие показанных на чертеже четырех инжекторов. Газы, образовавшиеся в двигателе, проходят через трубки и встречают приток воздуха в 4-х инжекторах, каждый раз все больших размеров.
Мело производит свои опыты с 1920 года. Последний тип его двигателя является двухтактным внутренннего сгорания.
В горизонтальном цилиндре имеются две перегородки, образующие камеру сгорания. В каждой из перегородок помещается электрическая свеча, дающая искры и воспламеняющая газ, накаченный в камеру под давлением. В стенках камеры расположено три серии отверстий; центральная из них сообщает камеру с карбюратором, а крайние—с выхлопной трубой, ведущей к первому из инжекторов.
Внутри цилиндра ходит поршень взад и вперед. Его вогнутые днища соответствуют сериям отверстий. Скорость движения его достаточна для образования такого сжатия газа, при котором последний самовоспламеняется, так что первоначальное сжатие и искры необходимы лишь при старте.
Вес двигателя на силу составляет около 4,8 kg. 1).
1) А по другим сведениям (Flugsport, 1926, St. 145) 1 kg на силу и даже 0,5 kg на силу (В.. В. Фл. 1922, № 13, стр. 39).
Подобный двигатель представляет значение в применении к полету аэропланов с большими скоростями.
Мело были разработаны проекты подобных двигателей мощностью в 250 и 750 HP. При своих опытах двигатель Мело развивал мощность около 30 HP при скорости 50 m/sec и давал тягу около 75 kg.
На черт. 100 изображен общий вид двигателя Мело, вариант его устройства, а также установка его на аэроплане.
К. Бетц (К. Baetz) в 1920 году предложил применять kohlendioxyd, как горючее, в ракетах, которые он прикреплял к окружности колеса. При работе ракет колесо вертелось и доставляло механическую работу. Горючее же подавалось к ракетам по трубам из резервуара, где оно получалось из углекислоты (konlensaure), нагревом ее солнцем до 60°. Соответствующие расчеты автор опубликовал в журнале „Die Rakete". 1928. St. 101.
В 1921 г. А. Ф. Андреев в СССР представил на исходатайствование патента проект портативного ракетного аппарата, который, по его мнению, может человек надевать на себя в виде ранца. В сосудах этого аппарата находятся сжиженные газы: метан и кислород, которые, сгорая, дают реакцию. При помощи последней человек может делать прогулки на 20 km со скоростью 200km/h. Вес всего аппарата с горючим около 50 kg. Вес горючего—8 kg. Полный вес—человека - + - аппарат, около 100 kg.
Приводим описание этого патента (заяв. свид. № 3255 от 18 февр. 1921 г.
Предлагаемый летательный аппарат с реактивным движетелем предназначается для перемещения человека или небольших грузов на расстоянии до 20 km.
На чертеже (черт. 101) фиг. 1 и 2 изображают схему устройства сосуда для сжиженных газов, фиг. 3 и 4—схемы раздвижной фермы.
Аппарат состоит из двух независимых по расположению друг к другу частей, а именно: 1) сосуда для двух сжиженных газов, кислорода и одного из жидких углеводородов, с двойным, непосредственно присоединенным к сосуду насосом (фиг. 1 и 2);
2) раздвижной фермы с двумя управляемыми ракетами, а также раздвижным трубопроводом, проходящим внутри фермы и питающим ракеты (фиг. 3 и 4). Сосуд для жидких газов изготовлен из твердого, небьющегося материала с двойными стенками 1, между которыми воздух выкачан по принципу Дьюара. Сосуд разделен на две самостоятельные части а и б. Для предохранения жидких газов от толчков и сотрясений при
Дальнейшим вращательным движением рычагов можно изменять угол ракеты по отношению оси А—Б и тем самым управлять передвижением, так как соотношение веса тела, помещенного в центре раздвижной фермы и толкающих сил ракеты в том или ином направлении в пространстве, даст и соответствующее направление движения аппарату. Месторасположение двух основных частей аппарата по отношению друг к другу, т.-е. сосуда для жидких газов (фиг. 1 и 2) и раздвижной фермы с ракетами и складным трубопроводом (фиг. 3 и 4), как по расстоянию, так и по-положению, можно варьировать в зависимости от формы и величины тела, которое должно быть перемещено при помощи реактивного аппарата. Например, продолговатое и тяжелое тело формы мины может быть прикреплено в задней части фермы по оси А—Б. Сосуд с жидкими газами выше фермы, в непосредственной ее близости. В случае, когда тело имеет шарообразную или незначительно удлиненную форму, но имеющую легкий вес, например, снаряд с ядовитым, но легким газом, то-сосуд с газами, как более тяжелая часть, , помещается ниже фермы, а самый снаряд выше. В случае перемещения человека, коробка фермы. служит жестким поясом, надетым на туловище человека на линии грудной клетки. Сосуд с газами помещается на спине как обыкновенный ранец.
Во время действия аппарата из сосудов а и б жидкие газы поступают через краны 3 и насосы б, откуда, под постоянным давлением, по трубопроводу 10 и 14 подаются в ракеты 15. В ракетах газы сгорают, развивая большую скорость истечения газовой струи и тем самым реактивную отдачу, которая дает движение в пространстве всему аппарату, вместе с массой перемещаемого тела.