Повидимому первым, кто применил принцип прямой реакции к получению движения тел, был Герон Александрийский. Он в 120-м году до Р. X. устроил небольшую паровую машинку, работавшую по принципу реакции (черт. 44). Огонь приводил воду в котле А в кипение. Пар по трубке а Ь с проходил в шарообразный сосуд В, который мог вращаться на концах стоек с и d. Из сосуда В пар вырывался через коленчатые трубки е е и силою реакции вращал сосуд.
Черт. 44- Паровая машина Герона.
В 1405 г. во Франкфурте на Майне, повидимому,поднимался змейковый аэростат с ракетами системы Конрада Кеизера фон-Эйхштадт.
В 1420 г. Джиованни Фонтана предложил проект реактивного автомобиля (черт. 45).
Следующий пример применения идеи реакции к движению мы находим в сочинениях французского писателя Сирано-де-Бержерака, который в своем сочинении „Voyage dans la lune" (1649 г,) описывает, как он якобы полетел на луну при помощи ракет *).
*) См. нашу книгу „Межпланетные сообщение. Мечты, легенды и первые фантазии".
В эпоху Сирано-де-Бержерака (около 1670 года) во Франции жил ученый иезуит Фабри, который работал над сооружением огромной летательной машины, приводимой в движение сжатым воздухом, находящимся в трубе.
В 1686 году Ньютоном был установлен так называемый третий основной закон механики, гласящий, что "сила, действующая всегда вызывает равную силу противодействия".
Ньютону же приписывают проект реактивного парового автомобиля, схема которого изображена на черт. 46. Котел с водой поставлен на колеса. Внизу помещается топка. Пар, вырываясь из отверстия сзади, дает реакцию, которая должна двигать повозку.
Гравезанд в 1720 году исследовал вопрос о движении повозки силою реакции вырывающегося пара, согласно закона Ньютона.
Бернулли в 1730 г. выяснил в своем сочинении по гидродинамике действие реакции, вытекающей из сосуда струи. В связи с работами Ньютона и Бернулли изобретатель Сегнер использовал этот принцип и устроил в 1750 г. реактивное колесо, действующее водою. Вода из сосуда М, куда открыт сверху доступ воздуха, вытекает по двум загнутым трубкам С и вращает силою реакции весь сосуд вокруг вертикальной оси (черт. 47).
Математик Эйлер пошел еще дальше и разработал теорию реактивных тюрбин.
Черт. 46. Реактивный паровой
автомобиль Ньютона.
Черт. 47 - Сегнерово
колесо.
Братьев Монгольфье также интересовал принцип реактивного полета и на него они указали в своем мемуаре, представленном в Лионскую Академию Наук. Однако, встретившиеся в этой области затруднения заставили их перейти к решению задачи летания при помощи воздушного шара, наполненного теплым воздухом (1783 г.). Тем не менее в 1783 г.два изобретателя аббат Миолан и Жанинэ в Париже задумали применить для управляемого воздушного шара реактивный способ. Они надеялись, что если в боковой части монгольфьера сделать отверстие, то нагретый воздух, выходя из отверстия, будет сообщать шару движение в сторону противоположную той, где находится отверстие. Для опытов ими был построен огромных размеров монгольфьер, но самим опытам не суждено было состояться: вследствие сильной тяги, вызванной боковым отверстием, шар во время наполнения вспыхнул и сгорел (черт. 48).
Черт. 48. Реактивный аэростат Миолана и Жанине.
Черт. 49- Ракетный гелокоптер Жерара.
В 1784 г. Жерар в своей книге „Очерк искусственного полета в воздухе" предлагает построить орнитоптер с громадными крыльями, приводимыми в движение силою ракет. Он имел форму корабля. Спереди был вертикальный руль, а сзади горизонтальный (черт. 49).
В 1784 г. американец Джемс Ремзей построил судно, приводившееся в движение силой отдачи воды, вытекавшей из труб.
В 1806 г. Клод Руджиери произвел в г. Марсели под'ем на 200 метр. живого барана при помощи ракеты, который потом благополучно спустился на землю при помощи парашюта.
В 1828 г. в Англии появилась карикатура на реактивный паровой полет (черт. 50). Макс Вальер относит ее к 1841 г. (Патент англичанина Charles Golightly). По бокам котла ракеты видны крылья.
В 1831 г. в Венеции было издано сочинение „Открытие, как управлять воздушным шаром. (Scoperta della direzione del globo aerastatico. Molinari). В нем анонимный автор описывает применение ракет, подвешенных к шару. Реакция их, по его мнению, достаточна, пожалуй, чтобы достичь луны. Поворотами труб можно менять направление движения корабля (черт. 51).
В 1839 г. Нюрнбергский механик Ребенштейн предлагал использовать для изобретенного им аэроплана в качестве двигателя реактивное действие водяных паров или сжатого углекислого газа. В 1837г. появился рисунок его самолета (черт. 52).
В 1843 г. в русских газетах появилось сообщение, что некто Эмиль Жир изобрел способ посредством сжатого воздуха направлять воздушный шар в ту сторону, куда ему нужно, а чтобы подниматься и опускаться, он употреблял сжатый газ, находящийся в резервуаре под лодкой, откуда он извлекается посредством насоса.
Около 1844 г. французский инженер Селлиг предложил двигать корабли посредством беспрерывных взрывов водородного и углеродного газов.Эти взрывы происходят в металлических трубах на задней части корабля. Газ, расширяясь, дает толчек кораблю, и при беспрерывных подобных расширениях корабль быстро подвигается вперед.
В 1849 г. военный инженер Третесский представил наместнику Кавказа князю Воронцову в Тифлисе свой труд на 208 страницах под названием: „О способах управлять аэростатами. В этом труде Третесский предлагал, опираясь на вычисления, использовать реактивные действия сил: воды, паров спирта, газа и сжатого воздуха. Соответственно действующим силам он дал аэростатам названия: паролетов, газолетов и воздухолетов.
Черт. 54. Реактивный геликоптер.
Опыты, произведенные в 1850-х годах в Петербургском ракетном заведении полковником Константиновым, выяснили, что „человек есть несравненно выгоднейший, против ракет, движитель для перемещения больших масс, в течении продолжительного времени, на значительное расстояние, которые должны вместе с тем нести передвигающую их силу, почему человеческая сила выгоднее ракет для перемещения аэростатов". И как указывал тогда же Константинов „Мысль приводить в движение плавучие брандеры ракетами уже с давнего времени перешла из военно-лабораторного искусства в фейерверочное и осуществилась в известной фейерверочной штуке — водяной утке, приводимой в движение по поверхности воды ракетами".
В 1860 году появился рисунок летательного аппарата ракетного типа. В этом аппарате происходит истечение сильно сжатого газа (черт.53).
В 1860 году появился рисунок, изображающий геликоптер с особыми винтами, вращающимися под влиянием реактивной силы сжатого газа (черт. 54).
В 1865 году вышел в свет роман Achill Eyraud, в котором описывается ракета, предназначенная для полета с земли в мировое пространство.
далее