В 1882 г. Пульк Рабек предложил проект реактивного дирижабля следующего устройства: гондола прочно соединена с шаром. Корабль передвигается посредством всасывания воздуха спереди и выхода воздуха сзади вентиляторами. Длина дирижабля — 100 m, диаметр —15 m, объем —6515 m3.
В 1888 г, Сиарсю (Ciarcu) установил на лодке, плававшей по р. Сене, двигатель, действовавший реакцией взрыва особого взрывчатого вещества. Однако, опыты были прерваны, благодаря несчастному случаю при взрыве состава, при чем были убиты два помощника экспериментатора.
В 1886 г. в манеже кавалергардского полка в Петербурге, инженер Эвальд сделал опыт с полетом небольшого самолета при помощи ракеты
В 1887 г. в Киеве вышла в свет брошюра Ф. Гешвенда „Общее основание устройства воздухоплавательного парохода (паролета)", в которой автор развивает идею реактивной работы пара, предложенной им еще ранее в брошюре „Общее основание применения такой работы к жел.-дор. паровозам". Развитие заключается в применении реактивного действия пара к полету аэроплана. Гешвендом в упомянутой брошюре был дан чертеж аэроплана в трех проекциях и расчет. На основании своих расчетов автор получает следующие результаты: скорость при взлете 1041/2 версты в час, площадь крыльев—350 кв. фут., лобовое сопротивление—28,29 пуда, подъемная сила—-81,15 пуда. Угол встречи крыльев—при взлете 16°, при полете с 6°,7—скорость 157 верст, при 4°,1—200,8 верст в час и расход пара 520 фунт. в час. При 3°—260 верст при расходе пара 480 фунтов в час. (черт. 62 и 63).
Поездка из Киева в С.-Петербург с 5-ю остановками по 10 минут совершится в 6 часов. При конденсации воды расход ее будет на 50% менее, например, не 520, а 260 фун. в час. Запас на один час полета будет: топливо (керосин) — 40 фунтов и вода — 6,5 пудов. Давление пара в котле 10 atm. В аппарате помещаются 3 пассажира и 1 машинист. Для управления служат руль поворотов и поворот последней воронки пароструйного аппарата вокруг вертикальной оси для изменения давления пара на крылья. Мощность двигателя 199 HP. Максимальный расход пара 960 фут. в час. Диаметр расходного отверстия — 0,62 д. Площадь нагрева котла — 80 кв. фут. Вес аппарата 69,6 пуд., включая воду 7 пуд., в котле, запас ее на час полета 6,5 пуда и топливо — 1 пуд. Полезная подъемная сила 11,55 пуда. Стоимость—1400 руб.
Черт. 63.Паролет Гешвенда.
Черт. 64. Мультипликатор Бурдона.
Как видно из чертежа, двигатель—реактивный паровой, при чем пар, выходя по трубке из котла, проходит ряд сопл, подобных инжекторным и увлекая за собой большую массу воздуха, вырывается из последней — седьмой воронки.Еще до 1888 года Бурдон предложил прибор, при помощи которого можно было измерять скорости ветра, и который был весьма чувствителен, так как он, при помощи остроумного устройства, увеличивал эти скорости во много раз. Этот прибор состоял из трех, вложенных одна в другую двойных конических трубок эжекторного типа, из которых каждая внешняя усиливала подсасывающее действие во внутренней. Например, если воздух попадал в раструбы слева со скоростью v (черт. 64), то проходя по трубе 3, он усиливал подсасывание во 2-й, а проходя во 2-й, — усиливал подсасывание в 1-й. Трубка от манометра (Ь) вела в узкую часть раструба 1 и указывала в нем степень (m) — подсасывания. На черт. 65 показаны диаграммы, характеризующие скорости и давления во всех трех трубках при изменении скорости ветра v, например, при скорости ветра 11 m/sec (кривая v) ей соответствовало при обычных условиях давление (подсасывание) около 11 mm вод. столба, тогда как в трубке 3 разрежение будет около 33 mm, вo 2-й около 140—и в 1-й—300 mm
Этот прибор может быть сделан обратимым, т. е., заставляя по трубке а а поступать газы и вырываться вправо из трубки 1-й, можно, при помощи трубок 2-й и 3-й заставить большие массы воздуха увлекаться вправо и вырываться из правого раструба трубки 3-й, благодаря чего получается значительное реактивное действие прибора.
Около 1888 года один француз взял патент на дирижабль, который должен был быть снабжен пушкой, поставленной в гондолу; при выстреле из пушки, образующийся откат ее должен был служить для передвижения дирижабля в желаемом направлении.
Французские авторы Ж. Фор и Графиньи в своем романе „Aventures Extraordinaires d'un savant russe" (Paris 1889 г..) описывают два реактивных аппарата, которые применяют жители луны для плавания по воде и для летания по воздуху.
Первый аппарат (черт. 66) применяется для плавания по воде и состоит из поплавков А А, круговой каюты В, мотора С и трюма D.Насос всасывает воду через отверстие переднего поплавка и гонит её через отверстие заднего. Сила всасывания и сила реакции должны двигать судно справа налево.
Второй аппарат (черт. 67). Аппарат состоит из лодки с крыльями и реактивного двигателя. Особая смесь, при взрыве, дает газы, которые, вылетая у кормы лодки, производят отдачу, толкающую аппарат в противоположную сторону. При этом, однако, автор считает, что толчек получается при давлении газов на воздух.
В Америке в конце 1890 годов появился проект особого дирижабля инженера Бэтти, приводимого в движение реактивной силой газов, образующихся от взрывчатых шариков, запас которых автоматически подается к месту взрыва позади кормы. Ряд толчков от таких взрывов и должен был приводить дирижабль в движение по желаемому направлению (черт. 68).
В 1891 г. во французскую академию наук Густав Трувэ представил проект летательной машины, напоминающей сказочного дракона с распущенными крыльями, которые прикреплялись к ножкам подковообразно изогнутой пустотелой трубки (черт. 69). Если увеличить давление заключенного в ней воздуха, то она начнет распрямляться и раздвигать ножки, при понижении давления последние будут, наоборот сдвигаться. Ряд таких изменений давления вызовут периодические колебания трубки,
В 1891 году в Германии был взят Людвигом Рорманом патент на применение ракеты для фотографирования земной поверхности (№ 64209). Идея устройства аппарата заключалась в следующем: (черт. 70).
На земле устанавливался станок с ракетой А. При зажигании, последняя улетала в воздух, в данный момент взрывалась и освобождала парашют с фотокамерой, которая производила снимки. Затем парашют с камерой подтягивались к месту взлета при помощи тросса е и ворота f. Сама ракета состояла из оболочки с горючим а. Когда последнее сгорало, происходил взрыв заряда Ь, который, при помощи тарелки d выбрасывал парашют с фото-камерой, разрывая оболочку с.
Николай Петерсен в Гвадалайяре (Мексика) взял в 1892 году патент на дирижабль, приводимый в движение ракетным двигателем. Общий вид дирижабля изображен на черт. 71 (I). Он состоит из газового баллона а, заключенного внутри оболочки Ь. Под баллоном а находится пассажирское помещение а', с окнами с. На корме имеется впадина, в которую вставлен раструб (m), в виде усеченного конуса, узкий конец которого примыкает к барабану (k) (черт. 4). Этот последний похож на револьверный барабан и заключает в себе ряд ракет. Барабан k может вращаться вокруг двух осей, укрепленных на двух кольцах. Одна ось ее, укреплена на стойках и позволяет барабану вращаться вокруг горизонтальной оси при помощи рычага (г) (черт. 4). Другая ось (hh) укреплена между наружным (d) и внутренним (g) кольцами и позволяет барабану поворачиваться вокруг вертикальной оси при помощи бесконечного винта w и зубчатки g (черт. 5). В кольце g' сделано два круглых отверстия—одно против раструба (m), и через него вырываются газы при взрыве ракет, а другое внизу—слева—для вкладывания новых ракет в барабан и для удаления обоим использованных ракет. Ракеты I помещаются в барабане и последовательно взрываются при помощи электрического запальника (черт. 7). Рулевое устройство, необходимое для изменения направления движения, достигается поворачиванием всего кормового ракетного двигателя вокруг вышеупомянутых двух осей hh и ее. Тогда реакция уже не будет совпадать с осью корабля и будет его поворачивать в желаемую сторону.
Описанное изобретение, интересное по идее, однако, мало пригодно на практике, так как: 1) движение будет происходить толчками, вредными для конструкции дирижабля, 2) регулировка и замена ракет производится от руки, что утомительно и не надежно, 3) нет расчета количества и мощности ракет и не указан их вес, и вряд ли дирижабль того относительного объема, какой показан на чертеже, сможет поднять требуемое количество ракет, 4) не обезпечена безопастность от взрыва.
1892 г. Патент № 68783. Е. Лаваренно (Париж) (черт. 72а). В этом аппарате особый двигатель М гонит сжатый газ (воздух, пар или газ) через камеру С в два раструба А—5,—один В направленный вниз, другой А назад. Создаваемые реакции должны давать подъемную силу и движение вперед. Для облегчения выхода газа в раструбах помещены валы аа и ЬЬ, с пропеллерами, которые вращаясь, создают благоприятные условия для выхода газа.
Многочисленные проекты летательных аппаратов с различным применением идеи реактивных свойств истекающей жидкости или газов появились в разное время и многие из них описаны в книге „Die Ent-wicklung der Flugzeugapparate an Hand der deutchen Patentliteratur vom Jahre 1879—1911 (Herausgegeben B. Alexander Katz). Berlin 1917. Среди этих проектов можно отметить следующие:
1895 г. Патент № 89890 Карла Рейтера (Мюнхен) (черт. 72Ь). В его аппарате воздух засасывается через верхнее основание коробки, имеющей вид усеченного конуса и вращающейся вокруг своей оси при помощи мотора. Далее воздух отбрасывается к периферии основания и, благодаря центробежной силе, вырывается через отверстия и этой периферии вниз, создавая реакцию вверх.
1895 г. Патент № 86738 Геберта (Берлин). Аппарат должен подниматься и двигаться горизонтально реакцией вырывающегося из поворотного крыла газа, причем, для увеличения силы реакции применена система труб (а), на подобие инжекторных (черт. 72с).
В 1895 г. перуанец-инженер Педро—Е Паулет (Pedro Paulet E.) изобрел ракету, описание которой было опубликовано в газете. „El Gommercio" на испанском языке 7 октября 1927 г. в Лиме.
Высота ракеты 10 cm, открытое устье—10 cm диаметром. При помощи кранов к устью подводилась периодически смесь перекиси азота и бензин, которые взрывались электрической искрой. По словам автора, ракета, весом 21/2 kg, давала 300 взрывов в минуту и показывала по-динамометру тягу 90 kg.
В 1896 году А. Федоров опубликовал идею устройства реактивного аппарата, который должен был передвигаться в пространстве при помощи отдачи газов и исключающий атмосферу, как опорную среду (черт. 72d). Газ (пар, воздух под давлением или углекислота) поступают по трубкам а в трубу b, из которой через ее открытое устье с и вырываются в пространство, производя отдачу Р, которая и заставит прибор передвигаться по направлению этой отдачи.
1901 год. Патент № 134182 Вапплера (Шпандау). Аппарат (дирижабль) должен двигаться силою реакции воздуха, который засасывается винтами с носа дирижабля и гонится по продольной трубе к корме, откуда и вырывается назад.
В конце 1908 года появилось сообщение в газетах, что изобретатель Материкин с доктором естественных наук Берманом предложили для получения полета применить реакцию вытекающего из ракеты сжатого газа или жидкого воздуха.
Подобную же идею высказал в техническом журнале изобретатель Соколовский. В этом же направлении в Германии работал и Познанский, применяя компрессоры, или так называемые газоструйные двигатели, действующие вспышками.
1909 год. Патент № 228654 Антоновича (С.-Петербург) (черт. 72е). Аппарат должен держаться в воздухе силою реакции взрывающейся при помощи электрических искр взрывчатой смеси, при чем взрывы в большом числе следуют друг за другом, создавая необходимые импульсы. На чертеже изображены: платформа, на которой расположены приборы м для приготовления газовой (бензин, воздух) смеси. Последняя по трубкам (а) идет наверх, в сосуд с из которого вырывается вниз по многочисленным трубкам, взрываясь при выходе.
Краткую теорию реактивного двигателя при работе его в безвоздушном и воздушном пространствах дает проф. А. Будау с своих лекциях о теории и постройке летательных аппаратов (A Budau „Vortrage iiber Theorie und Bau der Flugapparate". Wien, 1909, St. 90).
Этот аппарат, которого был лишь проект, описанный в 1909 году, представляет собой летательный аппарат тяжелее воздуха и имеет форму подводной лодки. Длина его 13 m, диам. 6 m, сделан из стали и весит 4320 kg. По мнению изобретателя он будет иметь избыток подъемной силы в 1200 kg, развивая скорость до 30 m/sec и 1 лош. сила в нем должна развивать от 12 до 16 kg подъемной силы.
В 1909 году английский инженер Ранкин Кеннеди предложил использовать принцип реактивного действия струи газа для поддержания в воздухе летательного аппарата.
Идея двигателя заключалась в следующем: (черт. 73). Газ из сопла (а) устремлялся на лопатки b, изменял направление своей скорости почти на 180° и вырывался по стрелкам. Благодаря реакции прибор должен был двигаться в направлении стрелки m. Сопло и лопатки жестко были соединены между собою. Мысль, правильная по существу, была, однако, неправильно осуществлена автором в проекте своего летательного аппарата (черт. 74). В лопатки (b) подавался воздух при помощи центробежного вентилятора (а), засасываемый из кольца (С). Вентилятор вращался при помощи зубчатого колеса d и передачи, идущей от моторов М2. Другой мотор M1, при помощи винта е мог сообщать всему аппарату горизонтальное движение.
При описанном устройстве воздух будет просто перегоняться снизу вверх и обратно, совершая круговое движение и подъемной силы не получится.
В 1911 году Вильгельм Гедике предложил проект реактивного аэроплана.
далее