Книга посвящена жизни и деятельности известного советского ученого профессора Н. А. Рынина, который внес весомый вклад в развитие и становление весьма различных областей науки и техники. В круг его интересов входили: начертательная геометрия в ее весьма многообразном применении и строительная механика, аэродинамика и организация воздушных сообщений и др. В книге Н. А. Рынин представлен и как педагог — организатор преподавания новых дисциплин во втузах, и как писатель — популяризатор и историк техники воздухоплавания, авиации, ракетостроения и космонавтики.
Книга профессора Б. Ф. Тарасова представляет собой первую монографию о жизни и творчестве выдающегося соотечественника, доктора технических наук, профессора Николая Алексеевича Рынина, внесшего крупный вклад в развитие науки, техники, педагогического мастерства и инженерного искусства. На основании обширных архивных материалов и многих научных источников автор подробно исследовал яркую и многогранную деятельность и богатое научное наследие ученого в области строительства путей сообщения, прикладной геометрии, воздухоплавания, авиации, реактивной техники и космонавтики. Н. А. Рынин представлен не только как крупный ученый и автор капитальных научных трудов и монографий, но и как выдающийся инженер, создавший первые проекты авиалиний в нашей стране, воздухоплаватель и авиатор, прекрасный педагог и страстный пропагандист и популяризатор науки и техники, в первую очередь идей основоположника космонавтики К. Э. Циолковского.
Н. А. Рынин окончил Институт инженеров путей сообщения (ныне Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта) в 1901 г., и многие годы его жизни, научной и педагогической деятельности были неразрывно связаны с этим старейшим транспортным высшим учебным заведением, основанным в 1809 г. Н. А. Рынин преподавал в нем почти 30 лет, был одним из создателей и первым деканом факультета воздушных сообщений и вместе с тем в течение 12 лет (1918—1930 гг.) возглавлял кафедру начертательной геометрии и графики. Он заслуженно является основоположником советской инженерной графики, им написаны фундаментальные труды и созданы новые научные направления в этой дисциплине.
В настоящее время этой кафедрой руководит автор монографии Б. Ф. Тарасов, который в течение многих лет занимался сбором архивных материалов и изучением научного наследия Н. А. Рынина. Кафедра хранит и творчески развивает те прекрасные традиции в научной и методической работе, которые были заложены питомцем института, выдающимся ученым, прекрасным педагогом и талантливым инженером Николаем Алексеевичем Рыниным.
Николай Алексеевич Рынин — доктор технических наук, профессор, выдающийся ученый и педагог — посвятил более 40 лет своей творческой жизни развитию отечественной науки и техники, становлению высшего авиационного образования в нашей стране, проектированию воздушных сообщений, пропаганде и популяризации ракетной техники и космонавтики. Основной и наиболее яркой особенностью научного творчества и дарования Рынина является многогранность таланта: его перу принадлежит 270 научных, учебных и публицистических работ в области воздухоплавания и авиации, реактивной техники и космонавтики, строительной механики и начертательной геометрии.
На заре отечественного воздухоплавания Рынин был среди тех, кто совершал первые подъемы на воздушных шарах и аэростатах и первые полеты на дирижаблях и аэропланах. В 1910 г. он устанавливает всероссийский рекорд высоты подъема на воздушном шаре (6400 м) и получает звание пилота-аэронавта и авиатора. Его фундаментальный труд «Курс воздухоплавания» в течение многих лет был настольной книгой для тех, кто изучал, проектировал и строил летательные аппараты легче воздуха.
Широко известны теоретические и экспериментальные работы Николая Алексеевича и в области аэродинамики. Еще в 1909 г. он создает аэромеханическую лабораторию и устанавливает в ней аэродинамическую трубу. В этой лаборатории им были проведены уникальные исследования аэродинамических свойств различных поверхностей и решеток и разработаны теоретические основы и методика расчета на ветровую нагрузку зданий, мостовых ферм и снегозащитных сооружений. Существенный вклад внес Рынин в развитие отечественной авиации, проектирование воздушных сообщений и становление высшего авиационного образования в нашей стране. В октябре 1908 г. он создает первый в России студенческий воздухоплавательный кружок, выпускает печатный журнал «Аэромобиль» и с апреля 1909 г. начинает читать лекции по воздухоплаванию и авиации.
Наиболее ярко проявились дарования и талант Рынина как ученого и педагога после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В 1920 г. он создает в Институте инженеров путей сообщения факультет воздушных сообщений, становится его деканом и разрабатывает первые учебные планы и программы.
В 20-е годы Рынин проводит большие работы по составлению первого в Советском Союзе проекта "воздушного сообщения Петроград — Москва — Владивосток и изысканию волжской аэрогидролинии.
Имя Н. А. Рынина вошло в историю отечественной реактивной техники и космонавтики. Его классический 9-томный труд «Межпланетные сообщения» по праву был назван современниками космической энциклопедией. Особую страницу в жизни и творчестве Рынина составляют его научные и дружеские связи с К. Э. Циолковским. Николай Алексеевич был одним из первых биографов и страстным пропагандистом и популяризатором идей, трудов и изобретений основоположника космонавтики.
Рынин является основоположником советской инженерной графики, им написаны фундаментальные курсы по основным разделам начертательной геометрии. За большие заслуги в развитии науки именем Н. А. Рынина назван кратер на обратной стороне Луны. В настоящей работе дан обзор жизни, творческой деятельности и научного наследия Рынина — выдающегося русского ученого, педагога, патриота и гражданина.
Автор выражает искреннюю признательность В. Н. Сокольскому за ценные замечания и советы.