Рынин своими прекрасными работами... особенно способствовал распространению идей звездоплавания.1
К. Э. Циолковский |
4 октября 1957 г. впервые в мире на орбиту был выведен советский искусственный спутник Земли. С этого дня началась космическая эра в истории человечества. Большой вклад в развитие теории, конструирования и технологии ракетной техники внесли выдающиеся русские ученые, изобретатели, артиллеристы и инженеры.2
1 Циолковский К. Э. Реактивные и летательные аппараты. М., 1964. С. 314.
2 Глушко В. П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. М., 1981. 206 с.
Еще в 1814 г. членом Военно-ученого комитета И. Картмазовым были успешно испытаны разработанные им боевые ракеты. В 1815 г. русский артиллерист А. Д. Засядко (впоследствии начальник первого в России высшего артиллерийского училища) начал работать над созданием боевых пороховых ракет и уже в 1817 г. продемонстрировал в Петербурге ракету с дальностью полета 2670 м. В 1834 г. военный инженер К. А. Шильдер построил и испытал подводную лодку-ракетоносец, вооруженную шестью ракетами, предназначенными для запуска из подводного и надводного положения. Основы полета пороховых ракет были разработаны русским изобретателем и исследователем в области ракетной техники К. И. Константиновым в 1850 г.
В 1881 г. высказывает мысль о возможности полета с помощью ракетного двигателя Н. И. Кибальчич. Питомцы Петербургского института инженеров путей сообщения Н. И. Кибальчич и Н. А. Рынин жили в разное время, но их судьбы все же соприкоснулись весьма необычным образом.
Сын сельского священника Черниговской губернии, Николай Иванович Кибальчич родился в 1854 г. и после окончания гимназии 19 сентября 1871 г. поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. В 1875 г. он был арестован за хранение и распространение нелегальной литературы и провел в царских тюрьмах почти 3 года.
После освобождения он сближается с народниками, усиленно занимается изучением взрывного дела и с декабря 1879 г. по заданию Исполнительного комитета «Народной воли» приступает к изготовлению взрывных устройств для покушения на императора Александра II. 1 марта 1881 г. в Петербурге Александр II был убит, а 17 марта Николай Кибальчич был арестован. Вместе с другими участниками покушения, революционерами Андреем Желябовым, Софьей Перовской, Тимофеем Михайловым и Николаем Рысаковым он был казнен 3 апреля 1881 г.
В тюремной камере, за несколько дней до казни, Кибальчич разрабатывает проект реактивного воздухоплавательного аппарата и передает его следователю. Он ждал решения экспертов по его проекту и за два дня до казни, 31 марта 1881 г., решил обратиться к министру внутренних дел с прошением «сделать распоряжение о дозволении иметь свидание с кем-либо из членов комитета по поводу этого проекта... или получить письменный ответ экспертизы» [154, с. 42].
Какова же дальнейшая судьба этого проекта? Только через год после его казни, 26 марта 1882 г., начальник Жандармского управления генерал Комаров, препровождая проект в Департамент государственной полиции, доносил: «...в удовлетворение ходатайства обвиняемого в государственном преступлении Николая Кибальчича проект его о воздухоплавательном приборе при сем представить имею честь» [154, с. 42].
На этом документе появились две пометки: «приобщить к делу о 1 марта» и «давать это на рассмотрение ученых теперь едва ли будет своевременно и может вызвать только неуместные толки» [154, с. 42]. Во избежание «неуместных толков» проект Н. И. Кибальчича был вложен в конверт, запечатан, подшит к делу и пролежал в архивах Департамента внутренних дел 36 лет! Конверт был вскрыт только после февральской революции, в августе 1917 г., и в марте 1918 г. проект был представлен на рецензию Рынину.
Проект Кибальчича с рецензией Рынина впервые увидел свет в журнале «Былое» в апреле 1918 г. [92]. В этой рецензии Николай Алексеевич писал, что «за Кибальчичем должен быть установлен приоритет в идее применения реактивных двигателей к воздухоплаванию... в основе правильной и дающей заманчивые перспективы в будущем, в особенности если мечтать о межпланетных сообщениях» [92, с. 123].
Рынин высоко оценил мужество Кибальчича и значительно позже, в 1929 г., в одном из выпусков «Межпланетных сообщений» писал: «Нельзя не преклониться перед человеком, любовь которого к новым изобретениям и работа исследовательской мысли которого захватывают его всего перед казнью и уверенность которого о несомненно правильном... принципе полета поддерживала и ободряла его перед близкой кончиной» [154, с. 47].
Начиная с 1894 г. большие работы по созданию ракетной техники в нашей стране, и особенно по разработке ракетных снарядов на бездымном порохе, проводит Н. И. Тихомиров (впоследствии один из руководителей и организаторов Газодинамической лаборатории), а с 1902 г. крупный русский аэролог М. М. Поморцев начинает заниматься различными конструкциями ракет с использованием сжатого воздуха, в который в качестве горючего вводится бензин или эфир.
Особую страницу в историю развития ракетной техники вписал основоположник космонавтики, учитель физики из Калуги К. Э. Циолковский. В 1883 г. в работе «Свободное пространство» он впервые описывает космический корабль, а в 1895 г. публикует сочинение «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения», в котором высказывает идею о создании искусственного спутника Земли.
В майском номере петербургского журнала «Научное обозрение» за 1903 г. был напечатан ставший классическим труд Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этой работе он впервые в мире изложил основы теории ракетно-космического полета и дал описание устройства ракеты и ракетного двигателя на жидком топливе. Обширные научные исследования Циолковского явились теоретическим обоснованием возможности межпланетных полетов, а его гениальные идеи и научное предвидение определили на многие десятилетия вперед направление теоретических и практических работ в области создания ракетной техники и осуществления космических полетов.
Основоположник отечественного ракетного двигателестроения, один из творцов ракетно-космической техники, академик В. П. Глушко, оценивая значение научного наследия К. Э. Циолковского и перспективы использования его идей, писал: «Те, кто близко стоит к ракетной технике, могут достаточно полно оценить проницательность Циолковского, поскольку они хорошо знают, как широко используются его идеи во всех странах мира, занятых разработкой ракет. Но еще ждут своего осуществления многие идеи Циолковского, правильность и перспективность которых не вызывает сомнения».3
3 Там же, с. 19.
В 20-х годах крупные научные исследования в области ракетной техники, аэродинамики и космических полетов проводят советские ученые и инженеры Ю. В. Кондратюк, Ф. А. Цандер, В. П. Ветчинкин и др. Талантливый исследователь, решивший ряд проблем космических полетов, Кондратюк в работе «Завоевание межпланетных пространств», которая была опубликована в Новосибирске в 1929 г., предложил использовать в качестве топлива некоторые металлы с высокой теплотой сгорания, металлоиды и их водородные соединения. Он также исследовал проблему тепловой защиты космических аппаратов при их движении в атмосфере и предложил конструкции отдельных частей межпланетного корабля, органов его управления и стабилизации.
Другой крупный представитель Советской школы ракетостроения, Цандер, в 1924 г. опубликовал в журнале «Техника и жизнь» статью «Перелеты на другие планеты», в которой изложил одну из основных своих идей — сочетание ракеты с самолетом для взлета с Земли с последующим сжиганием в полете деталей конструкции самолета для увеличения дальности полета ракеты. В его рукописях были рассмотрены вопросы использования атмосферы при взлете и посадке, возможности полета в космосе с помощью давления света и определения траектории полета космических кораблей и др.
Исследования в области теории полета крылатых ракет и реактивных самолетов были выполнены в работах выдающегося советского аэродинамика Ветчинкина. В эти же годы крупные теоретические исследования в области ракетной техники за рубежом проводят Робер Эно-Пельтри (Франция), Роберт Годдард (США), Герман Оберт, Вальтер Гоманн (Германия) и др.
С начала 20-х годов начинает серьезно заниматься проблемами ракетной техники и космических полетов (в терминологии тех лет — проблемами межпланетных сообщений) и Н. А. Рынин. Им было написано около 40 работ по этой теме. Среди них — фундаментальные исследования, научные и популярные статьи, газетные заметки. Особое место в области исследования ракетной техники и космонавтики, безусловно, занимает его космическая энциклопедия под общим названием «Межпланетные сообщения». Этот уникальный труд публиковался с 1928 по 1932 г. и представлял собой девять книг общим объемом 1608 с. (976 рис.). В них Николай Алексеевич изложил весь известный в те годы материал по реактивной технике и космическим полетам, от первых фантазий до воплощения мечты человека в реальных проектах ученых и конструкциях инженеров.
Вып. 1 «Межпланетных сообщений» посвящен мечте человека подняться в небесные дали. «Дать очерк этой истории, — пишет автор, — определить условия, при которых человек сможет отделиться от земли и унестись в межпланетное пространство, и составляет цель нашего труда» [149, с. IV]. В этой книге он знакомит читателя со сказочными полетами человека в звездное пространство. Здесь и финские сказки о полете к Луне и звездам, и монгольские сказки о создании человеком звезд Большой Медведицы, и древнегреческий миф о Дедале — скульпторе и строителе знаменитого лабиринта на о. Крит, который вместе с сыном Икаром на искусственных крыльях поднялся в небо, и полеты Сирано де Бержерака, и русские народные сказки, и многие, многие другие легенды и фантазии человека, отражающие его извечную мечту — подняться в межпланетные дали.
«Скоро земля будет тесна человеку и он обратит свои взоры на небо, на планеты и звезды. Туда уже давно несется мысль человека. Давно он уже изучает движения и свойства небесных тел, но лишь недавно появились дерзновенные и научно обоснованные мечты проникнуть в эту обитель богов» [149, с. 111]. Рынин подробно описывает и анализирует первые наивные технические идеи и проекты космических полетов в фантастических (и приключенческих романах начиная с Ж. Верна и делает вывод, что только гений человека может воплотить все фантазии и легенды в реальность, что «мечта о будущих полетах в небесных мирах показывает работу человеческого воображения, и лишь тогда она будет плодотворна, когда основой ее будет наука» [149, с. 8].
Примечательно, что в этой работе, еще за 30 лет до запуска первого в мире спутника Земли, Рынина интересовали основные проблемы полета космического снаряда: скорость взлета, допустимые ускорения и форма аппарата: «Форма аппарата зависит от условий его полета. Пока он летит в атмосфере, его форма должна обладать наименьшим сопротивлением движению в воздухе (может, она будет сигарообразной)... Когда же аппарат выйдет из пределов атмосферы, то здесь форма его делается безразличной... аппарат мог бы иметь шарообразную форму, наподобие небесных тел» [149, с. VI].
Здесь же автор касается основных технических трудностей, которые в те годы стояли на пути осуществления полета в космос: охлаждение рабочей части двигателя ракеты, устройство камеры сгорания и форма ее сопла или дюзы, устойчивость ракеты в полете, создание специальных видов топлива, изучение влияния больших и длительных ускорений на человека и «еще целый ряд неразрешенных вопросов об управлении ракетой в пути, навигации ее, мерах против охлаждения в мировом пространстве, спуске на землю и пр. и пр.» [149, с. VIII]. Мы знаем, что человечеству понадобиться более четверти века, чтобы решить все эти проблемы.
В вып. 2 Николай Алексеевич дает описание различных фантастических проектов космических полетов с подробным критическим анализом [150]. Он рассматривает полеты из пушек и вулканов, метательные центробежные машины, полеты при помощи «плюс» и «минус» материи, лучевого давления, с использованием солнечной и атомной энергии, электрические и радиокорабли и, наконец, ракеты. Авторы научно-фантастических романов искусно переплетали реальные технические идеи с фантазией и воображением, предоставляя возможность читателю самому разгадать, где вымысел, а где реальность, и как далеко можно отодвинуть грань человеческих возможностей. И здесь на помощь читателю приходит Рынин, который дает оценку фантастическим проектам межпланетных кораблей и космическим полетам с позиции ученого и инженера.
Он пытается в каждой фантастической и сказочной на первый взгляд идее найти реальные зерна, дать объяснения с научной точки зрения и обосновать возможность решения проблемы. Он утверждает, что «в связи с появлением ряда научно-технических работ оказалось возможным смотреть на эту проблему не только как на фантастическую, но и как на возможную к действительному решению» [150, с. 3]. В книге дана научная оценка проектов космических полетов, изложенных в фантастических романах А. Толстого, Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Дюма, М. Валье и многих других.
Особое внимание Рынин уделяет проблеме создания антигравитационных устройств («плюс» и «минус» материя) и высказывает надежду, что «изучение тяготения может открыть и способы борьбы с ним... что тяготение, как болезнь, будет иметь свое лекарство... и что рано или поздно человек пробьет два панциря, сковывающие Землю, — тяготение и сопротивление атмосферы, и унесется ввысь — в безграничное мировое пространство» [150, с. 160].
Вып. 3 автор посвящает использованию лучистой энергии в научно-фантастических романах и в проектах ученых [166]. Писатели-фантасты (Г. Уэллс, А. Толстой, Д. Лондон, А. Беляев и др.) широко использовали в своих произведениях идею применения лучистой энергии в космических полетах и как разрушительное средство (лучи тепловые, космические и действующие на психику людей и пр.). Рынин не только дает критический анализ этих фантастических идей, но и приводит научное описание свойств светового, электромагнитного, ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучения и радиоволн.
В вып. 4 Рынин излагает историю развития ракетной техники от первых фейерверочных устройств до космических ракетных кораблей и высказывает мысль о том, что наиболее перспективным двигателем для полета человека за пределами атмосферы являются ракеты: «Среди различных способов, предложенных многими изобретателями для полета в межпланетное пространство, наибольшее внимание привлек способ "ракеты", т. е. полет при помощи реактивного действия вырывающихся из аппарата газов» [154, с. 162]. Автор знакомит читателей с работами в области ракетостроения русских и зарубежных ученых: К. Э. Циолковского, Ф. А. Цандера, Г. Оберта, В. Гоманна, Р. Годдарда, Р. Эно-Пельтри, М. Валье и др.
Вып. 5 «Межпланетных сообщений» посвящен теории реактивного движения. Излагая механику ракетного полета, Рынин подчеркивает приоритет Циолковского в разработке теории космического полета: «Основы теории полета реактивного корабля были изложены в 1903 г. К. Э. Циолковским. В дальнейшем эта теория пополнялась работами Эно-Пельтри, Годдарда, Оберта, Гоманна, Лоренца, Линдеманна, Шершевского и Валье» [155, с. 5]. Этот труд Рынина был первым научным обзором всех теоретических работ в области реактивного движения, который подводил итоги научных исследований многих ученых. Особый интерес в вып. 5, безусловно, представляет раздел «Приближенные тяговые подсчеты ракеты. Уравнения и положения К. Циолковского». Здесь Рынин приводит теорию полета ракеты, основные уравнения и положения Циолковского.
В вып. 6 автор пишет об использовании реактивной техники в авиации и артиллерии, называя их суперавиацией и суперартиллерией. Он убедительно показывает, что винтомоторная авиация имеет технический предел увеличения скорости, высоты и дальности полета и «как в авиации, так и артиллерии, для того чтобы перешагнуть упомянутый предел, необходимо изыскать новые пути и решить новые задачи» [156, с. 5]. И эти новые пути Николай Алексеевич видел в применении реактивной техники: «Революционная школа утверждает, что в деле развития быстрого транспорта следует отказаться от полета в атмосфере и перейти к движению вне последней... отказываясь от винта, она предлагает вместо него реактивный двигатель» [156, с. 6].
Рынин подробно исследует конструкции всех существующих аэропланов, приводит их технические характеристики и излагает основные принципы теории реактивного летательного аппарата (суперавиации). Здесь же он дает описание различных типов артиллерийских орудий и высказывает идею использования реактивных снарядов (суперартиллерии). Предвидя полеты человека с большими скоростями вне атмосферы, в этой работе он рассматривает физиологические условия полета людей на больших высотах и анализирует первые опыты по изучению влияния ускорения на организм животных и человека.
Особое место в космической энциклопедии Рынина занимает вып. 7, который посвящен К. Э. Циолковскому, его жизни и научной деятельности, его трудам и изобретениям. Эта книга была издана в 1931 г. и приурочивалась к 75-летию великого ученого и изобретателя из Калуги. В предисловии Рынин писал: «Константин Эдуардович Циолковский, русский ученый и изобретатель, известен многим как самобытный исследователь в самых разнообразных вопросах науки и техники... Хотя современникам вообще трудно дать правильную оценку работ и описать жизнь человека, выделяющегося из общего уровня, однако нам казалось, что описание его жизни и главнейших работ было бы уже интересно и теперь» [185, с. 5].
Отмечая многогранность научной деятельности Циолковского (воздухоплавание, аэродинамика, физика, астрономия, философия), Рынин считает его главнейшими и наиболее интересными изобретениями металлический дирижабль и межпланетный корабль-ракету. «Его работы по расчету оболочек дирижаблей и проверке этого расчета методом гидростатического испытания в лаборатории (1893 г.) до сих пор являются классическими», — пишет Рынин [185, с. 7].
Характеризуя Циолковского как ученого, Николай Алексеевич особо отмечает его приоритет в космической науке, оригинальность мысли и гениальное предвидение перспективы развития межпланетных полетов: «Везде, во всех своих работах, К. Циолковский проявляет оригинальность и самобытность... он по разным вопросам опережал многих европейских ученых, а по некоторым — независимо приходил к тем же выводам, которые получались за границей» [185, с. 8].
Приступая к работе над «Межпланетными сообщениями», Рынин мечтал написать книгу о жизни и научной деятельности основоположника космонавтики и в 1926 г. обратился к Циолковскому с просьбой прислать краткую автобиографию. 11 июня 1926 г. Циолковский высылает Рынину автобиографические сведения, а в сопроводительном письме сообщает:
Глубокоуважаемый Николай Алексеевич! Посылаю Вам свои автобиографические сведения. Они, может быть, Вам не понравятся, но больше ничего не могу дать, и не спрашивайте. Против Ваших намерений я, разумеется, ничего не имею и благодарю за них. Фотографию свою высылаю. Она снята летом 1924 г. Это письмо может служить Вам и автографом к Вашей статье о моих трудах... [185, с. 8].
Пользуясь разрешением Циолковского, Рынин в вып. 7 публикует это письмо, а далее приводит сейчас всем хорошо известную биографию основоположника науки о космосе.
Рынин тщательно систематизировал и дал подробную библиографию всех печатных (88 наименований, не считая небольших журнальных статей) и рукописных работ Циолковского (55 наименований). Он приводит обзор важнейших работ Циолковского по аэродинамике, воздухоплаванию, ракетной технике и космическим полетам и дает описание его металлического дирижабля, аэростата и аэроплана.
В специальной главе рассматриваются ракеты Циолковского и проекты космических полетов. Рынин начинает ее словами: «Трудно предвидеть судьбу какой-нибудь мысли или какого-нибудь открытия: осуществится ли оно и через сколько времени — десятилетия или столетия для того нужны, как осуществится, в какой форме, к чему оно поведет, насколько изменит и улучшит жизнь человечества, не преобразует ли оно в корне наши взгляды и нашу науку» (из письма Циолковского Рынину от 14 мая 1927 г.) [185, с. 32]. Николай Алексеевич описывает конструкцию ракет, предложенных Циолковским: ракеты с прямой и кривой дюзой, портативной ракеты в виде ранца, составной пассажирской ракеты и космических реактивных поездов.
Рынин выступает не только как один из первых биографов Циолковского, но и как страстный пропагандист его трудов, сочинений и изобретений. Благодаря этой книге многие ученые, инженеры и техники нашей страны и за рубежом получили возможность ознакомиться с основными идеями Циолковского в области ракетной техники и космонавтики.
Циолковский высоко ценил эту работу Рынина и направлял ее многим своим зарубежным адресатам, которые интересовались его трудами и изобретениями. В Архиве Академии наук СССР хранятся письма на имя Циолковского от Венской Академии наук4 и Стокгольмской обсерватории,5 в которых эти научные организации благодарят его за получение книги Рынина.
4 Арх. АН СССР, ф. 555, оп. 3, д. 200, л. 6.
5 Там же, л. 8.
В вып. 8 «Межпланетных сообщений» были помещены научно-исследовательские и конструкторские работы крупнейших советских и зарубежных ученых того времени, которые трудились в области ракетной техники и космических полетов [196], причем переводы всех иностранных работ (с английского, немецкого и французского языков) были сделаны Рыниным, так же как и краткие их аннотации и биографии авторов.
О важности и широте проблем, которые были затронуты в книге, можно судить по перечню хотя бы основных работ: Р. Эно-Пельтри «Исследование высших слоев атмосферы при помощи ракеты и возможность межпланетных путешествий» (1927 г.) и «Астронавтика и теория относительности» (1928 г.), Р. Годдард «Способ достижения больших высот» (1919 г.), Г. Оберт «Ракета в межпланетном пространстве» (1923 г.), В. Гоманн «Досягаемость небесных тел» (1925 г.), Г. Лоренц «Возможность космического полета» (1927 г.), А. Б. Шершевский «Межпланетный корабль» (1927 г.), Ю. Кунц «Задачи по теории ракетного полета на Луну» (1928 г.) и др.
Большое значение для отечественной космонавтики имела и популяризация Рыниным в вып. 8 книги Ю. В. Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств», которая вышла в свет в Новосибирске в 1929 г. Ее автор был сторонником ракетного способа освоения космоса и 1 мая 1929 г. писал Н. А. Рынину: «Задавшись темой полета в межпланетные пространства, я сразу же остановился на ракетном методе... отбросив артиллерийский как явно технически чересчур громоздкий, а главное, не сулящий возвращения на Землю и потому бессмысленный» [196, с. 344].
Книга Ю. В. Кондратюка вышла в свет под редакцией В. П. Ветчинкина, который в предисловии писал, что эта работа, несомненно, представляет наиболее полное исследование по межпланетным сообщениям из всех писавшихся в русской и иностранной литературе. Николай Алексеевич отмечает, что Кондратюк впервые предложил использовать в качестве топлива горение различных металлов (лития, бора, алюминия, кремния, магния) в озоне, а не в кислороде, что повышает теплоту горения. В конце вып. 8 Рынин помещает свою работу «Эффект ускорения на животных», написанную в соавторстве с профессором медицины А. А. Лихачевым.
Вып. 9 Рынин посвящает вопросам астрономии и астронавигации. Он рассматривает движение планет Солнечной системы и строит специальные карты в ортогональных проекциях траекторий движения этих планет, которые «наглядно показывают сложность ведения (астронавигации) космического корабля среди запутанных траекторий планет и планетоидов» [197, с. 5]. Он анализирует также законы тяготения (законы Кеплера) и приводит решения некоторых баллистических задач.
Особый интерес представляет летопись и библиография по межпланетным сообщениям и ракетной технике, которые приведены в приложении. В летопись межпланетных сообщений включены важнейшие труды человечества начиная от индийских манускриптов, китайских сказаний, мексиканских легенд, арабских сказок и русских былин до теоретических исследований ученых и реальных проектов инженеров начала 30-х годов XX в. Здесь приведено более 1300 наименований основных научных открытий, технических изобретений, патентов, теорий, экспериментов и проектов. Библиография по межпланетным сообщениям насчитывает более 1200 монографий, статей, романов и кинофильмов на русском и иностранных языках.
В предисловии к вып. 9 Рынин выражает благодарность организациям и отдельным лицам, которые оказали ему помощь в написании и издании «Межпланетных сообщений». Среди них — Ленинградский институт инженеров путей сообщения, редакция бюллетеней Научно-технического комитета Артиллерийского управления РККА, а также ученые К. Э. Циолковский, В. П. Глушко, Р. Эно-Пельтри, Р. Годдард, Г. Оберт и многие, многие другие. Автор заканчивает предисловие словами:«Сделанная нами работа, конечно, не может быть совершенной, но мы сделали, что могли. Пусть могущие сделают лучше» [197, с. 4].
Оценивая значение «Межпланетных сообщений» Рынина, в первую очередь следует отметить, что в этом уникальном труде был собран почти весь известный научный материал тех лет в области ракетной техники и проблем космических полетов. Кроме того, в этой работе автор выступил как первый историк космонавтики и пропагандист идей, трудов и изобретений Циолковского.
В статье, посвященной 60-летию Н. А. Рынина, известный пропагандист реактивной техники и космических полетов, активный деятель Группы изучения реактивного движения И. П. Фортиков писал: «Его монументальный труд "Межпланетные сообщения"... является выдающейся, оригинальной, непревзойденной, исчерпывающей девятитомной энциклопедией по вопросам теории и техники реактивного движения и возможностей межпланетных полетов, послужившей основным источником этих проблем современности, и положившей начало возникновению специальной литературы в этих проблемах, открывающих необозримые перспективы для мировой науки и техники».6
6 Фортиков И. П. Рынин Н. А.//Природа. 1937. № 1. С. 119.
Николай Алексеевич был среди тех, кто верил в возможность космических полетов, верил в то, «что следующая эпоха будет эпохой ракетных снарядов, которые с огромными скоростями будут переносить в пределах стратосферы и выше инструменты, почту, грузы, а затем и пассажиров» [197, с. 2]. Он не только верил в это, но многими своими научными трудами пытался доказать реальность полетов и приблизить их осуществление. Одним из таких трудов были и его «Межпланетные сообщения».
Другой фундаментальной работой Рынина в области космических полетов была монография «Завоевание неба», которая, к сожалению, не была опубликована и в настоящее время хранится в отделе рукописей и редких книг ЛГПБ [265]. Этот капитальный труд (более 1 тыс. страниц текста) представляет собой переработанный, исправленный и дополненный в соответствии с замечаниями и новыми научными и техническими достижениями вариант «Межпланетных сообщений» (эта работа была закончена в 1936 г.).
Здесь Рынин с еще большей уверенностью говорит о возможности космических полетов, о смелых замыслах человека «разорвать оковы земного притяжения, проникнуть на небо в обитель богов... в виде грозного бунтовщика, или гордого завоевателя, или, наконец, в качестве пытливого исследователя» [265, с. 2]. Он отмечает и те причины, которые заставляют человека стремиться проникнуть в неизвестные космические дали, в первую очередь «научная любознательность, т. е. желание расширить границу человеческих знаний, открыть новые миры, сделать новые исследования, обогатить сокровищницу человеческого знания» [265, с. 1043]. Но Рынин считает, что со временем и другая причина может заставить человечество искать пути к другим планетам — исчерпываемость энергетических ресурсов Земли, что «заставит человека заняться изысканием способов межпланетных сообщений, и гений человека найдет решение этой задачи» [265, с. 1043].
Особую страницу в жизни и творчестве Николая Алексеевича составляют его научные и дружеские связи с К. Э. Циолковским. Впервые ученые встретились в апреле 1914 г. в Петербурге, на III Всероссийском воздухоплавательном съезде, который проходил в помещении Института инженеров путей сообщения.7
7 Дневник III Всероссийского воздухоплавательного съезда. СПб., 1914. № 1-3.
8 апреля 1914 г. в актовом зале института состоялось торжественное открытие съезда. Собравшихся приветствовали представитель Всероссийского аэроклуба граф И. В. Стенбок-Фермор и ректор института профессор С. Д. Карейша. Председательствовал на первом заседании заслуженный профессор Московского университета Н. Е. Жуковский, который выступил с докладом «О современном состоянии воздухоплавания». На этом же заседании были заслушаны доклады профессора Петербургского политехнического института К. П. Боклевского и начальника офицерской воздухоплавательной школы генерал-лейтенанта А. М. Кованько.
На съезде присутствовали крупные ученые в области аэродинамики и авиации С. А. Чаплыгин и А. А. Саткевич, конструкторы самолетов А. А. Пороховщиков, И. И. Сикорский и многие известные в те годы летчики — Г. В. Алеханович, Г. В. Янковский и др. 9 апреля участники съезда осмотрели завод Первого российского товарищества воздухоплавания С. С. Щетинина, 10 апреля побывали в Павловске на змейковой станции и посетили офицерскую воздухоплавательную школу. На съезде работали секции: «Аэростаты», «Аэропланы и летательные аппараты», «Двигатели», «Научные основы воздухоплавания», «Военно-морское воздухоплавание», «Спортивное воздухоплавание и общие вопросы».8
В программу секции «Аэростаты» был включен доклад Циолковского «О металлическом аэронавте».9 Модели дирижабля Циолковского демонстрировались в аэродинамической лаборатории института, созданной Рыниным. В дневнике съезда сообщалось, что «ежедневно во все дни съезда, во время перерывов между заседаниями, будет открыта для осмотра временная аэродинамическая лаборатория, где будут производиться показательные опыты и будут выставлены работы студентов по воздухоплаванию, а также металлические модели дирижабля Циолковского».10
8 Петербургские ведомости. 1914. Апрель, № 78. С. 5.
9 Дневник III Всероссийского воздухоплавательного съезда. СПб., 1914. № 2. С. 8.
10 Там же, № 1, с. 16.
К. Э. Циолковский в аэромеханической лаборатории Н. А. Рынина. Апрель 1914 г. |
Доклад К. Э. Циолковского о металлическом дирижабле был зачитан на съезде его другом и сподвижником П. П. Каннингом, но не получил одобрения и поддержки. Впоследствии Б. Н. Воробьев, биограф Циолковского, в своих воспоминаниях писал, что «выступление на этом съезде не удовлетворило Циолковского: немногочисленные оппоненты высказывались лишь о несовершенстве соединения тонких металлических листов оболочки дирижабля... о самой же конструкции не говорил никто».11
Во время посещения аэродинамической лаборатории Циолковский был сфотографирован по просьбе Воробьева, который в своих воспоминаниях писал: «На память мне осталась фотография, которую там же, в помещении съезда, сделал по моей просьбе студент-путеец Г. В. Мулюкин. Впоследствии оказалось, что она — единственный за многие годы снимок Циолковского того периода. Он пожелал сфотографироваться со всеми своими моделями, что и было исполнено».12
11 Воробьев Б. Н. Встречи с К. Э. Циолковским // Воспоминания о К. Э. Циолковском. Калуга, 1957. С. 10.
12 Воробьев Б. Н. Встречи с Константином Эдуардовичем // Циолковский в воспоминаниях современников. Тула, 1971. С. 35.
Сразу же после съезда, по возвращении в Калугу, Циолковский пишет письмо Рынину (числа нет, штемпель на конверте от 20 апреля 1914 г.):
Многоуважаемый Николай Алексеевич! Посылаю в аэродинамическую лабораторию института, согласно Вашему желанию, в память посещения института, несколько моих брошюр и три фотографии.
Благодарю, кстати, за Ваш любезный прием. Еще привет двум юношам-студентам, отнесшимся ко мне очень внимательно. Если не трудно, попросите студента-фотографа черкнуть два слова о получении посылки и о своем имени, отчестве, фамилии...
Примите уверение в моем искреннем уважении.
К. Э. Циолковский.
Желал бы получить фотографию, снятую с меня г-ном студентом.13
В результате исследований В. К. Ежовой14 удалось установить, что юношами, о которых писал Циолковский, были студенты-путейцы Г. В. Мулюкин и А. Г. Воробьев. Последний окончил в 1916 г. Институт инженеров путей сообщения, активный член воздухоплавательного кружка, автор проекта змейкового аэростата, а впоследствии — известный ученый в области воздухоплавания и авиации.15
С этого времени переписка Циолковского и Рынина продолжалась в течение двух десятилетий, до 1935 г., — года смерти Циолковского. В Архиве АН СССР хранится переписка ученых за период с 27 сентября 1924 по 3 сентября 1935 г., которая свидетельствует об их многолетней дружбе и о широте общих научных интересов.
На протяжении многих лет ученые обменивались своими научными трудами. Во многих письмах, адресованных Константину Эдуардовичу, Николай Алексеевич выражает благодарность за полученные книги и дает высокую оценку этим трудам:
Титульный лист книги К. Э. Циолковского с дарственной надписью: «Глубокоуважаемому проф. Николаю Алексеевичу Рынину от автора. 1929 г. 16 мая. К. Циолковский». |
Многоуважаемый Константин Эдуардович! Сердечно благодарю Вас за память и за присылку Вашей интересной и оригинальной брошюры «Образование солнечных систем». Приходится только удивляться разносторонности и широте Ваших работ и стремлению в каждом изучаемом Вами вопросе проложить свои оригинальные пути...16 [14 февраля 1926 г.].
Крайне рад был получить от Вас Ваше любезное письмо и интересную книгу. В ней Вы поместили много нового материала, и она будет, без сомнения, классической по разрабатываемой в ней теме. Приходится лишь удивляться, как Вы с неослабеваемой энергией продолжаете работать, давая все новые идеи и увлекающие работы17 [21 ноября 1926 г.].
Сердечно благодарю Вас за присылку нового Вашего труда «Сопротивление воздуха», в котором Вы, по обыкновению, проводите новые и интересные идеи. Приходится только удивляться Вашей неистощимой энергии...18 [10 апреля 1927 г.].
Очень благодарю Вас за «Грезы» и «На Луне». В последней книжке Вы предвосхитили идеи Уэллса, и, по-видимому, она послужила материалом для многих позднейших писателей 19 [24 июня 1927 г.].
Сердечно благодарю Вас за присылку Ваших «Избранных трудов» и рукописи на машинке об авиации. Рад был бы узнать, как и чем Вы живете и имеете ли возможность что-либо издавать по ракетам...
Я все лето жил в Сестрорецке и писал курс «Воздушные сообщения»20 [3 сентября 1935 г.].
13 ЦГВИА, ф. 236, оп. 1, д. 1, л. 2.
14 Ежова В. К. К вопросу о научных связях К. Э. Циолковского с ПИИПС//Тр. тринадцатых чтений К. Э. Циолковского. М., 1978. С. 85-91.
15 Архив ЛИИЖТа, д. 166.
16 Арх. АН СССР, ф. 555, оп. 4, ед. хр. 548, л. 3.
17 Там же, л. 9-10.
18 Там же. л. 14.
19 Там же, л. 16.
20 Там же, л. 37.
Циолковский во многих своих письмах также дает высокую оценку трудам Рынина:
Глубокоуважаемый Николай Алексеевич, благодарю Вас за Вашу книгу о ракете и любезную надпись. В ней Вы высказываете достойное Вас беспристрастие, как и в других Ваших сочинениях. Мне кажется, она составляет хороший вклад в литературу о ракете и особенно драгоценна для учащихся. Такую книгу молодежь давно ждет21 [16 мая 1929 г.].
Ваши прекрасные труды и возвышенность чувств создадут Вам бессмертное имя...22 [31 октября 1930 г.].
Еще в 1926 г., приступая к работе над «Межпланетными сообщениями», Рынин мечтал один из выпусков этого труда посвятить Циолковскому, его трудам и ракетам:
Я сейчас пишу историю развития полетов — большой труд (листов 30) и очень желал бы отдать должное Вашим работам в области межпланетных сообщений. Прочитав и изучив все доступные мне Ваши труды, я составил краткое изложение Вашей теории и Ваших результатов, сопроводив их составленными мною рисунками на основании Ваших описаний... К этому я желал бы приложить Вашу биографию и портрет. Не откажите в любезности сообщить, не встречается ли с Вашей стороны возражений к упомянутому моему намерению и не дадите ли Вы к ней краткое письмо или предисловие со своим автографом23 [6 июня 1926 г.].
21 Там же, разряд IV, оп. 14, д. 209, л. 81.
22 Там же, л. 85.
23 Там же, ф. 555, оп. 4, ед. хр. 548, л. 4-5.
7 мая 1927 г. Рынин с радостью сообщает о завершении книги, посвященной Циолковскому:
В настоящее время мною закончена в рукописи посвященная Вам и Вашим работам книга под заглавием «Ракеты К. Э. Циолковского и проекты полета на них». В этой работе будут помещены Ваши портреты, биография, список трудов, около 35 чертежей, составленных мною в пояснение описываемых Вами устройств межпланетных кораблей и излагаемой Вами теории их полета, изложение самой Вашей теории и т. д.
Прежде чем изыскивать способы издания этой книги, я считаю своим долгом обратиться к Вам с просьбой: 1) разрешите ли Вы посвятить Вам эту книгу? 2) указать условия, на которых в этой книге могли бы быть сделаны перепечатки из Ваших книг, заключающих теорию полета ракет; 3) прислать, если найдется, портреты Ваши в детстве и юности; 4) прислать небольшое предисловие к книге с изложением мыслей о будущих межпланетных сообщениях...
Следя за мировой литературой по межпланетным путешествиям, я прихожу к заключению, что вопрос этот близок к осуществлению, и приходится только удивляться тому предвиденью и классическому разрешению теории этого вопроса, которые были у Вас тогда, когда об этом были лишь фантазии. В этом, я считаю, Ваша великая заслуга.
В ответ Циолковский писал:
Глубокоуважаемый Николай Алексеевич, издавая Вашу книгу, Вы делаете очень хорошее дело. Осветить с точки зрения ученого ракетный вопрос очень важно.
1. Посвящение мне книги может быть для меня только лестью.
2. Без всяких условий Вы можете перепечатывать из моих работ все, что находите нужным. Неясности можете исправлять. Вам это можно доверить.
3. Портретов нет, кроме возраста 46, 56, 69. Могу недостающие выслать.
4. Предисловие напишу.
Теперь я основательно засел за статью «Подготовка к постройке космической ракеты» (первые опыты, или, вернее, руководство к ним).24
Впоследствии Рынин постоянно информировал Циолковского о дальнейшей работе:
Очень Вас благодарю за присылку предисловия и за разрешение сделать к[ое]-к[акие] перепечатки из Ваших трудов. Веду переговоры с издателями, а пока печатаю на машинке25 [20 мая 1927 г.].
Книга, посвященная Вашей жизни и работам, мною давно составлена. Ее рукопись под заглавием «Русский изобретатель и ученый Константин Эдуардович Циолковский. Его биография и работы» была рассмотрена Московской ассоциацией натуралистов26 [11 марта 1928 г.].
После долгих хлопот удалось, наконец, получить разрешение и сдать в типографию книгу о Вас27 [24 октября 1930 г.].
В 1931 г. Николай Алексеевич сообщает Константину Эдуардовичу:
Первые 30 экземпляров Вашей книги Вы, вероятно, уже получили. Относительно остальных, конечно, за Вами будет забронировано, сколько Вы пожелаете28 [10 сентября 1931 г.].
10 апреля 1927 г. Рынин пишет Циолковскому о том, что он дал положительный отзыв на его проект металлического дирижабля:
24 Там же, разряд IV, оп. 14, д. 209, л. 76-77.
25 Там же, ф. 555, оп. 4, ед. хр. 548, л. 18.
26 Там же, л. 20.
27 Там же, л. 28.
28 Там же, л. 30.
Недавно я получил от ВСНХ просьбу дать отзыв о Вашем металлическом дирижабле. Таковой отзыв (конечно, благоприятный), я немедленно послал...29
Создание металлического дирижабля было давней идеей Циолковского, и поэтому, выражая чувство благодарности Рынину за поддержку, он в письме от 1 мая 1927 г. делится с ним своими планами дальнейшего совершенствования конструкции дирижабля:
Еще благодарю за Ваш отзыв. Моя программа состояла в том, чтобы размеры устраиваемых металлических оболочек непрерывно увеличивать...
В апреле прошлого года была уже сделана оболочка в 2 м высоты и 10 м длины. Даже наши противники признали ее малопроницаемой. Далее я думал устроить оболочку в 3.5 и 7 м. Последняя должна держать себя на воздухе...
Я же не мог отступать от такой программы и не отступлю, т[ак] к[ак] главное мое желание — успех дела, успех же без длительной выучки невозможен30.
Николай Алексеевич во многих своих письмах, адресованных Константину Эдуардовичу, старался ободрить и поддержать ученого, сообщая всякую информацию, которая могла заинтересовать и обрадовать его:
Читали ли Вы № 1 журнала «Авиация и химия» (1927 г.), где написано о Вас?31 [30 апреля 1927 г.].
Прекрасно зная иностранные языки, Рынин систематически просматривал периодическую зарубежную печать о ракетах и космонавтике и сообщал Циолковскому об откликах на его труды:
От Шершевского я известий не имею... Он написал в № 10 журнала «Zeitsch fur Flugtech und Motorluffschiffahrt» 1926 r. отзыв о Ваших книгах «Вне земли» и «Ракета»32 [20 июня 1926 г.].
О Вашей работе «Сопротивление воздуха» был отзыв в немецком журнале «Flugsport»33 [10 апреля 1927 г.].
Большой заслугой Рынина является широкая пропаганда идей, изобретений и трудов Циолковского. О его приоритете в ракетной технике и космических полетах Рынин писал не только в вып. 7 «Межпланетных сообщений», который был посвящен жизни и научной деятельности ученого из Калуги. Творчество и идеи Циолковского популяризировались Рыниным и в других выпусках его космической энциклопедии, а также и в небольших, менее известных статьях и газетных заметках.
29 Там же, л. 14.
30 Там же, разряд IV, оп. 14, д. 209, л. 77.
31 Там же, ф. 555, оп. 4, ед. хр. 548, л. 12.
32 Там же, л. 7.
33 Там же, л. 14.
Так, например, в вып. 4 «Межпланетных сообщений» Рынин излагает идеи Циолковского «о применении ракетных двигателей и металлических дирижаблей, подъемная сила которых достигается при помощи "выкачивания" воздуха из оболочки дирижабля» и о возможности «установки ракеты Циолковского на железнодорожную платформу для движения по рельсам при помощи отдачи» [154, с. 82.]. В этой же работе он пропагандирует идею Циолковского о движении поезда на воздушной подушке и приводит подробное описание «устройства скорого поезда, движущегося без колес и смазки», и реактивных вагонов конструкции Циолковского [154, с. 83]. Здесь же автор убедительно говорит о приоритете Циолковского в теоретическом обосновании космических полетов: «В России первым, кто поверил в возможность проникновения человека в межпланетное пространство при помощи ракеты и дал теорию этого полета, был учитель физики в Калуге Константин Эдуардович Циолковский» [154, с. 165].
В вып. 5 «Межпланетных сообщений» Рынин, касаясь теории реактивного движения, пишет, что «Константин Эдуардович Циолковский является пионером в области реактивных межпланетных кораблей» [155, с. 4], и подробно рассматривает теорию полета ракеты, разработанную Циолковским [155, с. 38-43.]. В статье «Межпланетные сообщения» Рынин пишет, что Циолковский «является пионером в области межпланетных кораблей» [151, с. 77.] и автором восьми типов ракет и дает описание усовершенствованной конструкции его ракеты с прямой дюзой.
В журнале «Хочу все знать» в статье «Русский изобретатель и ученый К. Э. Циолковский» [174] Рынин по просьбе комсомольца В. Соваева дает описание жизни и деятельности ученого из Калуги. Автор ярко и образно характеризует Циолковского как ученого и человека:
К. Э. Циолковский, русский ученый и изобретатель, известен многим как самобытный и оригинальный исследователь в самых разнообразных вопросах науки и техники... Многочисленные (нам известно около 100) его печатные труды широко распространены в СССР. Некоторые из них переведены и за границей... Он принадлежит к той редкой категории людей, которые всю свою жизнь отдают любимой идее, всецело подчиняя этой идее все прочие свои интересы... Главнейшими и, по-видимому, его наиболее интересовавшими, в особенности в последнее время, работами были проблемы, относящиеся к металлическому дирижаблю и межпланетному кораблю-ракете [174, с. 313].
Эту статью Рынин заканчивает словами Циолковского:
Вся моя жизнь состояла из размышлений, вычислений, практических работ и опытов... Много остается неразрешенных вопросов, незаконченных или неизданных трудов. Самое главное еще впереди. Хватит ли сил и сумею ли я осуществить эти задуманные работы? [174, с. 313].
Другую статью, посвященную Циолковскому, которая была написана после его смерти, Николай Алексеевич начинает так:
19 сентября 1935 г. в Калуге скончался изобретатель-самоучка и ученый Константин Эдуардович Циолковский. Жизнь Циолковского — это жизнь человека, все силы и труды которого были направлены к улучшению жизни людей, развитию их знаний о природе, к прогрессу на благо всего человечества [225, с. 893].
Здесь же Н. А. Рынин приводит выдержку из последнего письма ученого. 13 сентября 1935 г., за неделю до смерти, К. Э. Циолковский писал: «Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед» [225, с. 893]. Рынин отмечает и прекрасные человеческие качества Константина Эдуардовича: «Циолковский был оригинальной, самобытной личностью. Чрезвычайно простой в общении, он был неизменно жизнерадостен, бодр, остроумен, добр к детям и родным, трудолюбив... Любимым девизом его было: "Изобретению предшествует фантазия, исполнению — точный расчет"» [225, с. 894].
Подводя итог научной деятельности основоположника космонавтики, Рынин отмечает его основные достижения в области аэродинамики, авиации, реактивной техники и межпланетных сообщений. В области аэродинамики он высоко оценивает работу Циолковского «Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный поток воздуха» (1899 г.), «в которой автор на основании произведенных им самим опытов выводит основные законы давления воздуха на тела разной формы» [225, с. 894]. Оценивая работы Циолковского в области авиации, Рынин особо отмечает его труд «Аэроплан, или птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1895 г.), в котором приведена оригинальная теория полета. Рынин пишет, что автор «особое внимание обращает на плавную обтекаемость форм аэроплана, давая схему аппарата и предвосхищая идею колес внутри кузова» [225, с. 895].
Еще в 1890 г. К. Э. Циолковский разработал проект металлического дирижабля, который, по предложению Д. И. Менделеева, обсуждался в седьмом отделе Русского технического общества. Рынин пишет, что «проект Циолковского заслуживает особого внимания... потому что в основу его Циолковский в отличие от других положил гибкую оболочку из волнистого металла. Подобная гибкость дает возможность дирижаблю сохранять постоянство подъемной силы при переменном объеме» [225, с. 896]. Рынин отмечает заслуги Циолковского в области межпланетных полетов: «Он дал расчет такого полета и описал ожидаемые условия его и ощущения пассажиров. Наиболее подробно описательная сторона этого вопроса освещена им в его повести "Вне земли"» [225, с. 898].
В 1932 г. наша страна широко отметила 75-летие со дня рождения К. Э. Циолковского. Десятки поздравительных телеграмм были направлены в Калугу на имя юбиляра от различных организаций, учреждений и выдающихся деятелей науки, техники и искусства: «С чувством глубочайшего уважения поздравляю Вас, герой труда. М. Горький».34 «Мы в ГИРДе дружной работой группы воодушевленных людей продолжим изыскания в области звездоплавания, области, в которой Вы разбили вековечный лед скептицизма и неверия. Инженер Ф. А. Цандер»35 и многие, многие другие. Среди этих поздравлений была и телеграмма: «Привет и поздравление Циолковскому, желаю здоровья и сил на пользу науки и трудящихся. Профессор Рынин».36 А за несколько дней до юбилея Рынин писал:
Многоуважаемый Константин Эдуардович! Прошу Вас принять мой горячий привет и искренние поздравления с наступающим 75-летием Вашей жизни и пожелать Вам бодрости, сил и здоровья, чтобы Вы могли увидеть практическое осуществление Ваших ценных и оригинальных идей в различных областях науки и техники».37
30 сентября 1932 г. в Ленинграде, в Институте истории науки и техники АН СССР, состоялось торжественное заседание, посвященное 75-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. Среди докладчиков был и Рынин. Он охарактеризовал Циолковского как выдающегося ученого, изобретателя, экспериментатора, писателя и философа. Рынин отметил в своем докладе, что Циолковский был первым, кто «дал полную теорию движения ракеты как в космическом пространстве, так и вблизи земли» [209, с. 267], а также указал, что «по разнообразию и полноте рассмотренных им условий полета ракет К. Э. Циолковский по справедливости может быть назван творцом теории космической ракеты и первым, предложившим и исследовавшим условия работы ракеты на жидком топливе» [209, с. 276].
34 Константин Эдуардович Циолковский: 1857-1932: Научно-юбилейный сборник. М.; Л., 1932. С. 60.
35 Там же, с. 62.
36 Там же, с. 81.
37 Там же, с. 66.
Титульный лист книги А. Н. Рынина с дарственной надписью: «Многоуважаемому Константину Эдуардовичу Циолковскому от автора. 17/IV-32». |
К. Э. Циолковский высоко оценил бескорыстную помощь и постоянную поддержку Н. А. Рынина. Во многих письмах, адресованных Николаю Алексеевичу, он выражает ему глубокую благодарность и дает высокую оценку его научным трудам и огромным усилиям в пропаганде звездоплавания: «Ваше великое сердце будет оценено потомками»38 (29 октября 1930 г.), «Вы, Перельман и Рынин, — первые поддержали мои работы, фактически больше всего я обязан Вам, Вашим трудам, жертвам и смелости»39 (12 сентября 1932 г.).
Оценивая заслуги Рынина в области реактивной техники и космонавтики, необходимо отметить и то, что он одним из первых высказал идею создания международного научно-исследовательского института по проблемам межпланетных сообщений. Понимая, что сложнейшие научно-технические и инженерные задачи освоения космического пространства могут быть разрешены только на основе концентрации усилий ученых многих стран, он еще в 1929 г. выступил в печати с предложением создать интернациональный институт, «подробно изложив структуру и задачи такого учреждения»;40 Николай Алексеевич считал, что «для всестороннего изучения проблемы межпланетных сообщений необходима объединенная, коллективная работа ряда ученых, техников и даже целых корпораций их» и что «наилучшим средством для скорейшего осуществления этой задачи было бы создание международного научно-исследовательского института межпланетных сообщений» [173, с. 144-145].
38 Арх. АН СССР, разряд IV, оп. 14, д. 209, л. 84.
39 Там же, л. 86.
40 Глушко В. П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. С. 14.
Сегодня идея Рынина о создании интернационального института межпланетных сообщений воплощена в жизнь Советом по международному сотрудничеству в области исследования и использования космического пространства при АН СССР в программе «Интеркосмос».
В своей последней, неизданной работе «Завоевание неба» Рынин писал:
Когда в 1924 г. я начал знакомиться подробно с вопросом межпланетных сообщений, меня сначала смущал иногда вопрос: не за химерой ли я гонюсь? Достижимы ли и осуществимы когда-нибудь эти сообщения? Победит ли человек в конце концов земное тяготение и унесется ли в неведомый и таинственный космос? Однако подобные сомнения и колебания скоро уступили место твердой уверенности в положительном опыте. Я осознал, что да, цель достижима... Идеи Циолковского нашли живейший интерес в моей душе... Я решил разработать их, но уже не в виде заманчивых фантазий, а на основании положительных наук, следуя примеру Циолковского. И вот теперь... вижу, что я не обманулся в своем стремлении.41
Сейчас, когда аппараты, созданные человеком, достигли других планет, а человек работает в неведомом и таинственном космосе, можно уверенно сказать, что Николай Алексеевич не обманулся в своем стремлении и многие его идеи, мечты и предложения стали реальностью. 7 октября 1959 г. советская автоматическая станция впервые сфотографировала обратную сторону Луны. На новой лунной карте появились имена выдающихся деятелей науки и техники, и тех, кто стоял у истоков космонавтики, кто прокладывал пути в звездные дали: Н. И. Кибальчича и К. Э. Циолковского, Ю. В. Кондратюка и Ф. А. Цандера, С. П. Королева и Ю. А. Гагарина и многих других. Среди них — и имя автора «Межпланетных сообщений» профессора Николая Алексеевича Рынина. За большие заслуги в развитии ракетной техники и космонавтики, за популяризацию идей звездоплавания его именем назван один из кратеров на обратной стороне Луны.42
41 Сонкин М. Так начиналось//3везда. 1960. № 9. С. 122.
42 Атлас обратной стороны Луны. М., 1967. Ч. II. С. 222-229.