Глава четвертая

Педагогическая и научная деятельность Н. А. Рынина в Институте инженеров гражданского воздушного флота
(1930-1942 гг.)

Россия представляет условия, весьма благоприятные для развития в ней аэротранспорта [100, с. 33].

Н. А. Рынин

В ноябре 1930 г. на базе факультета воздушных сообщений Института инженеров путей сообщения был создан Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИГВФ). Со временем этот институт был преобразован в Учебный комбинат гражданского воздушного флота, в состав которого входили: ЛИИГВФ, авиатехникум, курсы заочного обучения, авиаремонтная база, сеть воздушных линий Северо-Западной области и Научно-исследовательский аэроинститут (НИАИ). В 1934 г. комбинат был вновь преобразован в ЛИИГВФ, из него были выделены воздушные линии при Северном территориальном управлении и авиатехникум, последний был передан непосредственно аэрофлоту. Для института был выстроен авиагородок под Ленинградом, на 10-м километре по дороге в Пулково, в котором были размещены здания института, общежития и лабораторий.

В институте были организованы четыре факультета: 1) эксплуатационно-механический, 2) аэродромостроения, 3) специальных технических служб, 4) инженерно-экономический.

Эксплуатационно-механический факультет готовил инженеров по эксплуатации самолетов и авиационных моторов. На факультете аэродромостроения проходили обучение будущие специалисты по изысканию, устройству и эксплуатации воздушных линий, аэропортов и авиационных наземных сооружений. Факультет специальных технических служб готовил инженеров связи, аэронавигации и аэрофотосъемки, а инженерно-экономический — специалистов по технико-экономическому планированию воздушного флота.

Для большинства специальностей институт в те годы являлся единственным в стране высшим учебным заведением. Он имел летную, планерную и парашютную школы, а также специальный летный отряд для обучения учащихся авиационному делу, полетам и для прохождения летной практики. На кафедрах института работали крупные советские ученые, профессора А. А. Саткевич, Н. А. Рынин, Д. Я. Акимов-Перетц, П. А. Молчанов, А. Л. Бабошин и др. Н. А. Рынин с первых дней образования ЛИИГВФ возглавил кафедру воздушных сообщений, которая входила в состав факультета аэродромостроения. Преподаватели этой кафедры вели курсы: проектирование воздушных линий, энциклопедия гражданского воздушного флота и история авиации.

В эти годы в нашей стране усиленно развивается авиация, проектируются и создаются новые аэролинии, сооружаются аэродромы и готовятся летные кадры. Оценивая общее состояние авиации в это время и перспективы ее развития, Николай Алексеевич писал: «Дело воздушных сообщений еще не достигло своей стандартной формы, оно развивается с каждым днем, заставляет его работников все свое время следить за его развитием и искать новые пути к его разрешению. Условия, в которые поставлено это дело в Советской стране, гарантируют успешность этих изысканий» [201, с. 26].

Большой вклад в развитие авиационной науки и подготовку кадров для организации воздушных сообщений в нашей стране внесла и кафедра, созданная Рыниным. Определяя основные учебные задачи и главное научное направление кафедры, он писал: «Кафедра, которой я руковожу в высшем техническом учебном заведении, ведает циклом наук, относящихся к "воздушным сообщениям". В ней во всей широте поставлены и излагаются вопросы, относящиеся к проектированию, изысканиям, постройке и эксплуатации воздушных сообщений как на самолетах, так и на дирижаблях» [201, с. 1].

Учебную и методическую основу преподавания составили учебные планы и программы, созданные Рыниным для факультета воздушных сообщений еще в путейском институте. В качестве основных учебных курсов в первые годы кафедра использовала также ранее изданные труды Николая Алексеевича «Экономика и техника аэротранспорта» (1922 г.), «Воздушные сообщения» (1922 г.), «Воздушные сообщения: Общие вопросы и статистика» (1925 г.), «Воздушный транспорт» (1927 г.) и «Графики работы аэролиний» (1928 г.).

Организуя учебную работу, курсовое и дипломное проектирование на вновь созданной кафедре, Рынин большое внимание уделяет изданию учебников и учебных пособий по курсу воздушных сообщений. В 1935 г. под его редакцией издаются «Упражнения по курсу воздушных сообщений» [219], а в 1937 г. выходит в свет его фундаментальный учебник «Проектирование воздушных линий» [242].

В 30-е годы Николай Алексеевич, помимо большой педагогической, учебной и методической работы, продолжает вести глубокие научные исследования в области авиации и проектирования воздушных сообщений. Он разрабатывает экономические основы проектирования аэролиний [186] и создает альбомы карт воздушных сообщений в СССР [254, 255]. В период работы в ЛИИГВФе он начинает усиленно заниматься проблемами ракетной техники и космических полетов. В эти годы он заканчивает публикацию космической энциклопедии «Межпланетные сообщения» (первые шесть выпусков были опубликованы в 1928-1930 гг.).

«Межпланетные сообщения» Рынина в те годы — единственная в своем роде фундаментальная работа, в которой был собран весь известный материал по истории развития и конструированию ракетной техники, теории реактивного движения и космических полетов. Выдающийся советский ученый в области ракетно-космической техники, основоположник отечественного ракетного двигателестроения, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик В. П. Глушко писал,1 что «для своего времени этот труд был ценным пособием для всех, кто начинал работать в области ракетной техники».

1 Глушко В. П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. М., 1973. С. 15.

Н. А. Рынин. Фото 30-х годов.

В апреле 1934 г. в Ленинграде состоялась Всесоюзная конференция по изучению стратосферы, организованная Академией наук СССР. Рынин выступил с докладом «Методы освоения стратосферы», в котором дал подробное описание всех существовавших в то время технических средств для достижения стратосферы.2 На этой же конференции с докладом «Полет реактивных аппаратов в стратосфере»3 выступал и молодой конструктор ракетной техники С. П. Королев, впоследствии академик и генеральный конструктор советских космических кораблей.

2 Труды Всесоюзной конференции по изучению стратосферы. М.; Л., 1935. С. 621-686.

3 Творческое наследие Сергея Павловича Королева: Избранные труды. М., 1980. С. 61-68.

Особый интерес представило сообщение доктора медицины А. А. Лихачева об исследованиях влияния ускорения на живые организмы (насекомых, рыб, земноводных, птиц и млекопитающих). Опыты по определению эффекта ускорения на живые организмы были начаты Лихачевым совместно с Рыниным на центрифугах еще в 1930 г., в лаборатории факультета воздушных сообщений Института инженеров путей сообщения. Это были первые шаги в развитии отечественной космической биологии и медицины [190].

Понимая, что предел увеличения скорости и высоты полета обычных винтомоторных самолетов ограничен, Николай Алексеевич будущее авиации видел в развитии реактивной техники. «Дальнейшее проникновение аэроплана в стратосферу, — писал он в 1937 г., — возможно лишь при полете с большими скоростями и при применении реактивных двигателей. Точнее — это будут уже крылатые ракеты... Наконец, еще большие скорости полета дает ракета сама по себе — без крыльев. В этом отношении мы имеем увлекательные и многообещающие перспективы» [242, с. 360-361].

В 30-е годы Рынин выступает на страницах многих научных и популярных журналов и газет со статьями, пропагандирующими ракетную технику (см. библиографию его трудов). Будущее ракет он видит также в широком их применении в артиллерии и авиации.

Большой вклад в развитие отечественного ракетостроения внесли Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) и Группы изучения реактивного движения (ГИРД). ГДЛ была первой советской научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией по созданию реактивных двигателей и реактивных снарядов. Эта лаборатория была создана в Москве в 1921 г. по инициативе Н. И. Тихомирова для разработки ракетных снарядов на бездымном порохе. В 1925 г. ГДЛ полностью перебазировалась в Ленинград, и в ней стали заниматься в основном конструированием и испытанием жидкостных реактивных двигателей. На многих разработанных впоследствии Королевым ракетах устанавливались двигатели, созданные учеными и инженерами ленинградской ГДЛ.4

Группа ГДЛ помещалась сначала (до 1930 г.) в Электрофизическом институте, затем (1930-1932 гг.) на научно-испытательном полигоне (станция Ржевка под Ленинградом), а в последние годы (до 1933 г.) — в Иоанновском равелине Петропавловской крепости, где сейчас находится Музей Газодинамической лаборатории (филиал Музея истории Ленинграда).

В работе ГДЛ активное участие принимал В. П. Глушко, который в те годы был начальником II сектора, занимавшегося конструированием ракет на жидком топливе. Теоретические работы К. Э. Циолковского и Н. А. Рынина были настольными книгами сотрудников лаборатории. «В своей работе, — вспоминает В. П. Глушко, — ГДЛ широко пользовалась трудами К. Э. Циолковского, глубоко почитая его как основоположника научного ракетостроения... А энциклопедия Н. А. Рынина по ракетно-космическим вопросам была незаменимой как справочный материал».5 Группы изучения реактивного движения (ГИРД) были созданы в 1931 г. в Москве и Ленинграде (МосГИРД и ЛенГИРД) при добровольном Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). Активное участие в работе МосГИРД принимали Ф. А. Цандер, С. П. Королев, М. К. Тихонравов, Ю. А. Победоносцев, В. П. Ветчинкин и др. ЛенГИРД была создана 13 ноября 1931 г. Среди ее организаторов и активистов были Я. И. Перельман, Н. А. Рынин и В.В. Разумов (первый председатель).6 ЛенГИРД активно пропагандировала реактивную технику, организовывала показательные запуски пороховых ракет и разрабатывала ряд оригинальных проектов экспериментальных ракет (фоторакета, метеорологическая ракета и др.).7

4 Космонавтика: Маленькая энциклопедия/Под, ред. В. П. Глушко. М., 1970. С. 92-94.

5 Глушко В. П. Ракетные двигатели. М., 1975. С. 9-10.

6 Глушко В. П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. С. 18.

7 Космонавтика: Маленькая энциклопедия. С. 257.

В эти годы у Рынина сложились близкие творческие связи со многими энтузиастами ракетостроения и космической техники — сотрудниками ГДЛ и активистами ГИРД, и в первую очередь с Глушко. «В 1928 г. вышел в свет первый выпуск "Межпланетных сообщений" Н. А. Рынина, — вспоминает Глушко, — я познакомился с автором, и у нас установились дружеские отношения».8

Ученых связывали единство интересов, страстная увлеченность ракетной техникой и мечты о межпланетных полетах. «Мои встречи с Рыниным, — писал Глушко, — происходили в домашней обстановке и были взаимно полезны. Его библиотека была богата отечественными и зарубежными изданиями, содержащими информацию по ракетной космической технике, и непрерывно пополнялась. Стены кабинета украшали его дипломы воздухоплавателя и пилота, а также фотографии многих известных деятелей ракетной техники, с которыми он вел обширную корреспонденцию».9

Активный пропагандист ракетной техники и космических полетов, энтузиаст ГИРДа И. П. Фортиков высоко ценил заслуги Рынина и в статье, посвященной его шестидесятилетию, писал: «Имя Николая Алексеевича Рынина известно не только в СССР, но в Европе и Америке».10

8 Глушко В. П. Путь в ракетной технике. М., 1977. С. 465.

9 Там же, с. 478.

10 Фортиков И. П. Рынин Н. А. //Природа. 1937. № 1. С. 117.

В период работы в ЛИИГВФе Рынин ведет большую пропагандистскую деятельность, выступая популяризатором ракетной техники и авиации, космических кораблей и межпланетных сообщений. В эти годы он публикует много научно-популярных статей в журналах «Вестник знания», «Человек и природа», «Наука и техника», «Самолет», «Природа», «Техника — массам» и др. Пропагандируя отечественную авиационную и ракетную технику, многовековую мечту человечества о космических полетах, он выступает со многими публицистическими и историческими статьями на страницах газет «Известия», «Ленинградская правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «За большевистские авиакадры», «Вечерняя красная газета», «Боевая подготовка», «Авиационная газета» и др. (см. библиографию его трудов).

На протяжении всей своей жизни Николай Алексеевич сочетал большую научную и педагогическую деятельность с активной пропагандистской и лекторской работой. Он выступал с докладами и лекциями не только в научных организациях и учебных заведениях, но и на заводах и фабриках, в казармах и общежитиях.

Тематика его докладов была широка и разнообразна: история науки и техники, воздухоплавание и авиация, ракетная техника и космические полеты, популяризация научных трудов и изобретений отечественных ученых, инженеров, техников, и в первую очередь основоположника космонавтики К. Э. Циолковского, и многое, многое другое. Всего им было прочитано более 300 докладов и лекций [267, с. 41-56], причем около 250 — в советское время.

В 30-е годы во время работы в ЛИИГВФе пропагандистская и лекторская деятельность Рынина становится наиболее активной. В эти годы он делает более 200 докладов, выступает перед академиками и учеными, инженерами и техниками, работниками авиации и педагогами, рабочими и служащими, студентами и школьниками. Он читает лекции и выступает с докладами в Академии наук СССР, Институте истории науки и техники, центральном лектории, Доме техники, Доме ученых, на ленинградском радио, в университете, ЛИИЖТе, ЛИИГВФе, Учебном комбинате гражданского воздушного флота, Доме Красной Армии, Дворце пионеров и т. д.

23 января 1936 г. за плодотворную педагогическую деятельность, фундаментальные научные труды в области авиации, ракетной техники и начертательной геометрии Высшая аттестационная комиссия без защиты диссертации присваивает профессору Н. А. Рынину ученую степень доктора технических наук.

В эти же годы Николай Алексеевич Рынин ведет и большую общественную работу. 3 ноября 1932 г. он назначен членом Центральной квалификационной комиссии Аэрофлота по присвоению ученых званий, а с 23 апреля 1937 г. становится членом президиума этой комиссии. Он избирается членом секции воздушного права при ОСОАВИАХИМе, членом Комитета по развитию воздухоплавания в СССР, принимает участие в организации и работе НИИ аэрофотосъемки.

В 30-е годы в нашей стране учебные заведения уделяли большое внимание нравственному и эстетическому воспитанию молодежи. С этой целью в 1934 г. в ЛИИГВФе был создан университет культуры, в котором для преподавателей, студентов, рабочих и служащих проводились лекции и занятия, посвященные литературе, музыке, театру, изобразительному искусству, эсперанто. Первым директором университета культуры был Рынин [222].

В феврале 1941 г. в нашей стране были сформированы пять новых авиационных училищ, расширена Московская военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского и создана Ленинградская военно-воздушная академия (ныне Военный инженерный краснознаменный институт имени А. Ф. Можайского). Ленинградская военно-воздушная академия была сформирована на базе ЛИИГВФа. Выбор этого института в качестве базы для создания военно-воздушной академии был не случаен. Преподавание учебных дисциплин, программы и планы, внутренний распорядок в институте во многом были такими же, как в высших авиационных военных заведениях.

Студенты изучали воинские уставы, стрелковое оружие, проходили военные сборы в строевых частях военно-воздушных сил. Примерно треть выпускников института призывалась в ряды Красной Армии. Уже в первый день войны с Финляндией, 29 ноября 1939 г., многие слушатели добровольцами ушли на фронт.11

11 Военный инженерный краснознаменный институт им. А. Ф. Можайского: Очерк истории: 1941 -1981/Под общей ред. А. И. Хохлова. Л., 1981. С. 5.

Начальником академии был назначен генерал-майор авиации А. Р. Шарапов — участник гражданской войны, воевавший с фашистами в Испании. Заместителем начальника академии по политической части стал полковой комиссар Н. М. Федоров, по учебной и научной части — бригадный инженер А. Н. Пономарев, ученик Н. А. Рынина. Вот как вспоминает Пономарев свою первую встречу с Рыниным в период перестройки института в академию:

И снова я в Ленинграде... Институт ГВФ разыскал на окраине. Здания его новые, но ленинградские архитекторы умеют и совре­менные, строгие по своим формам постройки вписать в общий ансамбль, что они не выделяются, кажутся родными братьями ста­ринных дворцов...

Коридоры института оглушили оживленным шумом. Обычная студенческая молодежь, говорливая, голосистая. В военной акаде­мии такого на переменах не бывает. Непривычно: в академии, завидя командира с петлицами бригинженера, все встали бы по струнке. А тут никто не замечает. Зато перед каким-то седым, сутуловатым интеллигентом студенты уважительно расступаются, кланяются. Вглядываюсь. Да это же Рынин! Наш добрый профессор, еще на курсах учивший нас азам теории авиации. Вытягиваюсь перед ним, отдаю честь. «Здравствуйте, Николай Алексеевич!» Он удивленно щурится, губы под коротенькими усиками растягиваются в улыбке. Профессор хватает мою руку.«Александр Пономарев! Глядите, ка­ким стал! Генерал! — он обнял меня. — Какими судьбами?» — «Да вот вместе работать будем». — «Здесь? Но вы же военный?» — «Скоро в этом доме все военными будут, Николай Алексеевич».12

Мог ли в этот момент предположить старый про­фессор, что через несколько недель и он будет военным человеком, генералом?

При формировании академии в штат слушателей было зачислено около 40 % студентов института (797 человек), в педагогический и вспомогательный состав — 180 преподавателей, инженеров, рабочих и служащих. Первоначально в академии было три фа­культета (инженерный, специального оборудования и аэродромного строительства) и 29 кафедр. Кафедру начертательной геометрии и графики с марта 1941 г. возглавил профессор Н. А. Рынин. В связи с преобра­зованием института в военное учебное заведение ему было присвоено воинское звание бригадного инженера (соответствующее современному званию генерал-майора). Но работать в новом звании Рынину было суждено всего 4 месяца...

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Оте­чественная война. С первых дней войны академия, расположенная под Пулковскими высотами, рядом с аэродромом, стала подвергаться вражеским бомбар­дировкам. Первые вражеские бомбы были сброшены в районе академии 28 июня 1941 г.13 Продолжать занятия в этих условиях стало невозможно.

12 Пономарев А. Н. Покорители неба. М., 1980. С. 82—83.

13 Военный инженерный краснознаменный институт им. А. Ф. Мо­жайского: Очерки истории: 1941 — 1981. Л., 1981. С. 6.

В первой декаде августа 1941 г. академия пере­базировалась из Ленинграда в столицу Марийской АССР — Йошкар-Олу. Рынин не мог выехать вместе с академией, он уже был тяжело болен (рак горла). Перенеся первую, самую тяжелую блокадную зиму в Ленинграде, он весной 1942 г., в крайне тяжелом состоянии, самолетом был вывезен в Йошкар-Олу, от­куда его отправили на лечение в госпиталь, в Казань. 28 июля 1942 г. Николай Алексеевич скончался. Он был похоронен в Казани, на Арском кладбище.

Вся жизнь профессора Н. А. Рынина, выдающегося ученого и талантливого инженера, прекрасного педа­гога и лектора, страстного пропагандиста и патриота, была посвящена науке. Дело, которому он служил, осталось жить в его учениках, во многих его научных трудах и учебных курсах.

далее

назад