Перикись водорода - вещь фантастическая. При добавление марганца, как катализатора (или серебро), начинается бурная реакция разложения на водяной пар и кислород с поднятием температуры до нескольких сот градусов. Из одного литра перекиси водорода можно получить примерно 200-250 литров чистого кислорода. Это идеально - кислород для дыхания и как окислитель, перегретый пар - вращать турбину или создавать тягу. Не нужен воздух! Крайне важно там, где его нет (под водой и в космосе). Мало этого - это однокомпонентный ЖРД, не требующий раздельных баков и системы смешивания в определённых пропорциях! Однако не все согласились с титулом "однокомпонентный". Дескать, катализатор - второй компонент. А позже изобретатель этого двигателя Хельмут Вальтер двинулся дальше и решил, что дело кислорода - поддерживать горение. И создал двухкомпонентное топливо, состоящее из T-stoff и C-stoff (30% гидразина, 57% метанола и 13% воды). Другие варианты смесей содержали метанол, нефть, декалин и другие горючие вещества.
И параметры работы в этом ЖРД оказались лучше, чем в тех, где использовалась азотная кислота. Особенно привлекателен был такой двигатель на подлодках. Кислород - свой, воды вокруг много, но лучше пар просто охлаждать и использовать повторно, небольшое количество углекислого газа удаляли избавлялись путём барботирования. Заодно пар через редуктор крутиа вал электрогенератора.
Но нас интересуют ЖРД. Вот в 1936-м и появились первые контуры ЖРД Walter HWK 109-509.
Во время гражданской войны в Испании обе стороны использовали небольшие ракеты для распространения пропагандистских листовок над территорией противника. Листовки находились в отсеке в передней части ракеты, за ними находился заряд взрывчатого вещества, за которым был порох. Впервые о них написала республиканская газета Popular Militia в сентябре 1936 года: "На расстояния до 800 метров листовки могут быть отправлены с помощью ракет, которые при взрыве выбрасывают листовки в воздух подобно ливню".
В 1938 году уже обе стороны стреляли друг по другу агитационными ракетами. Порой по 20-50 ракет в одном месте, каждая несла от 400 до 1000 листовок. Газета поучала, что листовки должны быть напечатаны на папиросной бумаге и быть разного цвета. Вот республиканская листовка:
А это уже франкистская. После взятия Барселоны франкисты выаустили около 11 тысяч ракет с листовками такого содержания:
Ракеты были с дымным порохом простой конструкции, но довольно больших размеров
В феврале 1936 года в Соединенных Штатах состоялся первый запуск почтовых ракет, вернее, ракетопланов. Причём сразу, якобы, на международном уровне - в Канаду (см. об этом выше). Предприимчивые американцы возбудились. Сразу несколько групп начали клепать самодельные ракеты. Но об одном проекте надо сказать особо. На левом (американском) берегу Рио Гранде жил юноша, сын почтового служащего, который хорошо знал, сколько трудностей ожидает почту на границе Мексики и США. Звали юношу Кейт Э.Рамбел, он родился в техасском городке Мак-Аллен и было ему 16 лет. Школьник. Планировал поступить в университет (и поступил), но тогда просто нужны были деньги (и он их заработал)
Великая депрессия пошла на спад, но положение в провинции было плохим. Почтовое отделение Мак-Аллена, где работал отец Рамбела, было в плохом состоянии и уже не подлежало ремонту – требовалось строительство нового здания. Но организация не могла позволить себе такую роскошь, и потому была вынуждена работать в аварийной постройке. И отец и сын Рамбелы нашли выход из сложившейся ситуации, причем самый оригинальный. Продажа марок и конвертов для отправки писем ракетной почтой позволяла собрать деньги для строительства нового здания. Кроме того, почтовая ракета могла резко ускорить пересылку международных отправлений.
В 1926 году был построен новый мост через р. Рио-Гранде, по которому теперь проходила дорога из американского Мак-Аллена в мексиканский г. Рейноса (шт. Тамаулипас). Но из-за бюрократических проволочек письма шли по ней несколько дней.
Отец и его коллеги вызвались помогать.
Ракета Рамбела отличалась крайней простотой конструкции и была выполнена исключительно из доступных материалов. Простейший металлический корпус цилиндрической формы с коническим головным обтекателем. На хвосте разместили несколько плоскостей оперения. Головной отсек корпуса - для груза. И второй отсек - перед двигателем (для балансировки). В задней части ракеты находился пороховой двигатель с собственным металлическим корпусом. Ракета не имела никаких средств управления и должна была лететь по баллистической траектории в соответствии с углами наведения при старте. Парашюта, я так понимаю, не было. Пусковая установка тоже простейшей конструкции. Были наклонные направляющие для вывода ракеты на расчетную траекторию. Запал поджигался вручную.
Ракета К. Рамбела имела длину порядка 2,1 м и диаметр 0,3 м. Масса изделия – несколько килограммов. В головном отсеке можно было разместить до 300 писем или открыток – в зависимости от размеров и массы. Ширина Рио-Гранде в месте предполагаемого запуска не превышала 300 м, и это определяло дальность.
22 июня 1936 года на одной из площадок вблизи своего города К. Рамбел и его коллеги произвели три тестовых запуска почтовых ракет. Изделия несли разную нагрузку – от 82 до 202 писем общей массой от 85 до 290 г. Испытания завершились успешно.
В самом начале июля 1936 года на берег Рио-Гранде с американской стороны доставили пусковую установку и несколько ракет. Договорившись с мексиканской стороной, энтузиасты-ракетчики отправили набор необходимых изделий и в г. Рейноса. Предполагалось, что в день пусков несколько почтовых ракет отправятся из США в Мексику, а затем проведут полеты в обратном направлении. На борту ракет должны были находиться реальные письма, отправленные из двух стран в соседние государства.
Для будущих запусков были напечатаны два варианта марки «международной ракетной почты». Оба почтовых знака имели схожее оформление, но отличались цветами, соответствовавшими государственным флагам стран отправления. Так, «американская» марка имела треугольную форму и печаталась на белой бумаге красной и синей красками, а «мексиканская» имела зеленую и красную печать. В остальном марки не отличались друг от друга. На них имелись изображения летящей ракеты и поясняющие надписи. Номинал марки – 50 американских центов.
Неофициальные марки-виньетки были выпущены в виде блоков, которые при необходимости можно было разрезать на отдельные знаки оплаты. При этом за блок из четырех марок организаторы просили 3 доллара.
Такие марки не являлись официальными и с точки зрения почтового законодательства являлись всего лишь сувенирной продукцией. В связи с этим письма также франкировались официальными марками авиапочты Соединенных Штатов и Мексики. Письма из Мак-Аллена имели марку стоимостью 16 центов, из Рейносы – 40 сентаво.
Запуски ракет с почтой, необходимые для сбора денег на строительство, были назначены на 2 июля 1936 года. В этот день на обоих берегах Рио-Гранде собрались зрители. Кроме того, на мероприятии присутствовали представители местных властей двух стран. После речей, посвященных развитию средств сообщения и современным технологиям, состоялся первый старт.
Первая ракета отправилась в сторону другого берега реки. Однако примерно в 30 м от старта, уже над рекой, произошел взрыв. Ракета разбросала над водой горящие письма, а кроме того, некоторые осколки полетели в сторону зрителей. Один из представителей таможни был ранен в руку. Уцелевшие при взрыве отправления позже переслали в Мексику сухопутным транспортом.
2 июля состоялся и второй старт. Новая ракета показала себя гораздо лучше первой. Траектория полета оказалась слишком высокой, из-за чего ракета перелетела Рио-Гранде, а затем направилась к Рейносе. Изделие упало почти в центре города, где его и подобрали сотрудники мексиканской почты. Говорят, что она попала прямо в бар, где пили пиво и текилу. К счастью, при падении ракеты никто не пострадал, и все свидетели отделались лишь легким испугом (бросив пиво и текилу, бежали, предполагая войну или зелетрясение).
Третий запуск ракеты завершился с похожими результатами. Перелетев через реку, ракета упала на жилой дом на окраине города. Жилище получило повреждения, но никто не пострадал. Полезная нагрузка ракеты не получила особых повреждений.
Затем энтузиасты и их покровители пересекли реку по мосту, чтобы выполнить новые пуски в обратном направлении. По разным данным, из Рейносы в Мак-Аллен отправили пять или шесть ракет с почтой. Почти все запуски прошли удовлетворительно. Ракеты перелетали через реку и падали в безлюдном районе, где никому не могли навредить. Но последняя из запущенных ракет приземлилась на кукурузном поле и подожгла растительность. Авторам и покровителям проекта пришлось срочно возвращаться в Соединенные Штаты и принимать участие в тушении пожара.
В итоге, 2 июля 1936 года Кит И. Рамбел, его коллеги и представители государственных структур двух стран провели семь или восемь запусков почтовой ракеты, причем сразу на «международной линии». Полеты и падения, а также взрывы и пожары пережило около 2 тыс. конвертов с уникальными марками. После завершения запусков все собранные письма были переданы соответствующим почтовым отделениями Мексики и США, после чего отправились к своим адресатам.
Продажа собственных виньеток позволила Рамбелу и его товарищам собрать достаточно денег для начала строительства нового здания почтового отделения. Но энтузиасты из Мак-Аллена не собирались развивать интересные идеи. К тому же осенью 1936 года проект остался без своего создателя. 16-летний Кит Рамбел после окончания школы поступил в Университет Райса. Примерно через год университет отправил его учиться в Массачусетский технологический институт. Студент проявлял большой интерес к ракетной технике и неоднократно проводил различные эксперименты, однако больше не собирался запускать почтовые ракеты через Рио-Гранде. Спустя 30 лет он разрабатывал военную ракету Terrier.
В 1961-м и 1966-м отметили юбилеи запуском там же почтовых ракет
Ракета оснащена кластером из четырех камер сгорания, каждая диаметром 5,75 дюйма; длина 13 футов 6,5 дюйма; взлетела на высоту 60 метров, упала около стартовой башни. Серия L включала четыре стендовых испытания и три попытки летных испытаний, все из которых были успешными
|