11 мая 1913 года в дождливую погоду под Питербургом изобретатель болгарин Будевский демонстрирует свои противоградовые ракеты. Они взрываются на высоте 1000 метров

Родился в Нижнем Новгороде, стал военным, в 22 года летал на аэростатах, в мае 1913 (в 25 лет) получил звание военного лётчика. Начал модифицировать самолёты, меняя их оперение и математически вычисляя их возможности для виражей. И 27-го августа 1913 г. в 6 час. 15 мин. вечера на самолёте «Ньюпор-4» с двигателем «Гном Gamma» в 70 л. с. он сделал классическую мёртвую петлю в Киеве на Сырецком военном аэродроме. Это удостоверено в протоколе спортивного комиссара.



В описании катастрофы нет ни слова о ракетах, но вряд ли художник мог придумать. 9 октября 1913 года в девятибальный шторм в середине Северной Атлантики загорелся британский грузовой пароход «Волтурно» с 564 пассажирами (эмигрантами). 136 из них, в основном женщины и дети, погибли. 102 человека спасли моряки русского судна «Царь» (всего в спасении принимало участие 9 судов)

Граве был офицером-артиллеристом Российской императорской армии. В 1892 г. он окончил Симбирский кадетский корпус, в 1895 г. — артиллерийское училище, в 1904 г. — Михайловскую артиллерийскую академию. В 1904 г. защитил диссертацию по внутренней баллистике на тему «Опыт теоретического исследования закона развития давлений при горении пороха в неизменяемом пространстве». С января 1912 г. штатный преподаватель в Михайловской артакадемии. В конце 1915 г. Граве подал в ГАУ заявку на изобретение, которое назвал так: «Боевые ракеты с новым форсовым составом на основе бездымного пироксилинового пороха и переносные станки (в виде желобов на катках с подъемным механизмом) для стрельбы этими ракетами». Калибр - 76,2 мм (3 дюйма), проектная дальность полета — до 1000 метров. Огонь можно было вести как с одиночных станков, так и батарейно. По сути, это был реактивный миномет. ГАУ отклонило проект. Вместо этого в траншейной войне стали использовать разного вида бомбомёты.

Они так и не были изготовлены

Однако, одновременно с неудачным проектом он предложил важную вещь: делать желатинизированный бездымный порох на другой основе — на летучем растворителе. Его можно формовать при помощи прессов в цилиндрические шашки с толстыми стенками и центральным глухим каналом. И это тоже отклонили - обычный порох был дешевле, он вполне годился для сигнальных и осветительных ракет. К лету 1916 г. Граве изготовил методом прессования цилиндрические шашки диаметром 70 мм из смеси двух порохов. Такие шашки делал Нобель лет 20 назад, но Граве, похоже, об этом не знал. Однако летучий растворитель провоцировал трещины при хранении, тогда Граве 14 июля 1916 г. подал в ГАУ заявку на новый вариант бездымного пороха, на нелетучем растворителе. Осенью 1916 г. Граве получил заявочное свидетельство на этот вариант. Дело с места не сдвинулось - начались революции и гражданская.
Остался только сам принцип применения коллоидных порохов в ракетах, предложенный Граве.
В Красную Армию И. П. Граве вступил в феврале 1918 г. вместе с большинством преподавателей академии (переименована в Артиллерийскую академию РККА). Граве арестовали в конце мая 1919 г. во время кампании "красного террора". Он провел 4 месяца в Петроградской «чрезвычайке». Но его освободили.
В 1919–1924 гг. он был членом Комиссии особых артиллерийских опытов (КОСАРТОП). В 1924 г. Артакадемию включили в состав Военно-технической академии РККА. Граве в августе 1924 г. назначили исполняющим должность начальника её баллистического факультета.
С июня 1929 г. Граве был старшим руководителем кафедры артиллерии в Военно-технической академии имени Дзержинского. В феврале 1931 г. его уволили в запас, в апреле арестовали. Отсидел он полгода, в кадрах РККА восстановили только в 1933-м. В марте 1933 г. его назначили начальником кафедры внутренней баллистики, а в марте 1935 г. перевели на должность начальника специального технического цикла академии. В 1927–1932 гг. Военно-техническая академия опубликовала фундаментальный научный труд Граве «Внутренняя баллистика» в пяти книгах. В 1936 г. Граве написал капитальный труд «Баллистика полузамкнутого пространства», полностью посвященный баллистике реактивного движения. 28 июня 1938 его арестовали по обвинению в участии в «контрреволюционной офицерской монархической организации» и в шпионаже в пользу Германии. Восемь месяцев в тюрьме под следствием. И снова повезло - на приёме в Кремле 23 февраля 1939 г. в честь дня Красной Армии, Сталин обратил внимание на то, что артспециалистов-то нет. И назвал их пофамильно, включая Граве. Приказал освободить.
В 1939 г. Граве получил ученую степень доктора технических наук, присвоенную ему по совокупности опубликованных работ. В 1942 г. ему присвоили звание генерал-майора инженерно- технической службы. В том же году он стал лауреатом Сталинской премии 1-й степени за «Баллистику полузамкнутого пространства» (1936 г.), изданную в 1940 г. С мая 1947 г. по 1953 г. он был действительным членом Академии артиллерийских наук СССР. В 1952 г. Граве арестовали в четвертый раз, как участника «заговора» в Главном артиллерийском управлении. Освободили только после смерти Сталина, в 1953-м. И Граве дожил до первых спутников. Историки считают именно Граве инициатором создания реактивной артиллерии в СССР

С начала войны Нестеров выполнил 28 боевых вылетов. Самолёты вели резведку, иногда сбрасывали бомбы, пилоты стреляли друг в друга из револьверов. Пулемётов на самолётах не было. Нестеров разработал способ таранить самолёт врага. 26 августа 1914 года он применил (впервые в мире) таранный удар против австрийского двухместного самолёта. Погибать Нестеров не собирался, но удар получился не туда, как рассчитывал. Оба самолёта разбились, все трое погибли. Обидно, что героя свои же российские солдаты прсле смерти ограбили, сняв даже сапоги

Дмитрий Рябушинский в собственном институте в Кучино создавал оригинальные ракетные конструкции. Этот блин, раскручивался ракетами (для устойчивости) - торпеда. Планировалось выстреливать под углом 25 градусов. Он рикошетил от воды

На полигоне под Питербургом в июне 1917-го испытывалась вот такая безоткатка Рябушинского. Но скоро стало не до неё

Зимой 1916/1917 французы передали ракеты, которые уже «выходили из моды», России. На фото Ньюпор-21 Гренадерского авиаотряда. Первый аэростат они сбили 1 июня 1917 года

вернёмся на старт?

Статьи в журналах 1911-1920 гг.


Внимание! Чтобы читать дореволюционные тексты на языке оригинала, надо иметь на компе шрифт Palatino Linotype.
  1. Грахам Уайт: Аэроплан, как средство всеобщего мира «Синий журнал» 1911 г. №3 (8.01.1911) в djvu - 115 кб
    Авиация столь ужасное оружие, что войне положен конец. Перед тем как разбиться, хвастался, что мог бы легко потопить любой дредноут. Вот уж действительно
    Свод неба пустынен и свеж еще,
    Достигнут лишь первый рубеж еще
    Не завтра ли бомбоубежище
    Отроют у вас во дворе?

  2. Что было... Исповедь изобретателя летательного аппарата В.В.Татаринова «Синий журнал» 1911 г. №4 (15.01.1911) в djvu - 730 кб
    Изобретатель, увидев самолёт Райтов в Германии, сумел взять у военного министерства 50 тыс. рублей и начал создавать "аэромобиль" в 1909 году. Но это был не самолёт, а платформа с 4-мя горизонтальными пропеллерами. Сначала как бы вертолёт, но скорее "судно на воздушной подушке". В срок он не уложился, ныне подсчитали, что взлететь он не мог - Татаринов наделал кучу ошибок, особенно в профилях винтов - мощности хватило бы лишь на четверть веса конструкции. В августе 1909 военный министр осмотрел мастерскую и расторг договор. За растрату посадить его не смогли - деньги он тратил правильно, но пресса вовсю его травила. 4 ноября 1910 года он в психическом расстройстве сжёг мастерскую с аппаратом и едва не погиб сам. Неплохо воевал в 1-ю мировую и ушёл из армии в первый же день революции. Дальнейшая судьба его мне неизвестна
  3. О.Грузон. Физиологические явления на больших высотах «Вестник воздухоплавания» 1911 г. №2 (январь) в djvu - 213 кб
  4. Первый завоеватель воздуха Варфоломей Гюсмао «Вестник воздухоплавания» 1911 г. №№2-3 (январь-февраль) в djvu - 642 кб
  5. Воздушная торпеда «Вестник воздухоплавания» 1911 г. №2 (январь) в djvu - 231 кб
    Завод Круппа купил у Унге патент на ракету воздух-воздух
  6. Л.Рузер. Вопрос о первом механическом полёте «Вестник воздухоплавания» 1911 г. №№2-3 (январь-февраль) в djvu - 548 кб
    самолёт Адера
  7. Ю.Елец. Аэроплан - птица «Синий журнал» 1911 г. №5 (22?.01.1911) в djvu - 316 кб
    чего только на заре авиации не придумывали. Жуткая конструкция аэроплана
  8. Карта могил авиаторов «Синий журнал» 1911 г. №6 (29.01.1911) в djvu — 327 кб
    В 1910-м погибло 33 авиатора (каждый десятый). Карта - кто где разбился
  9. Будущность человечества «Синий журнал» 1911 г. №8 (12.02.1911) в djvu — 44 кб
    В наши дни обсуждается, как человека изменит невесомость. Ну, никак не ожидал, что подобные изыскания были и 100 лет назад — как человека изменит авиация!
  10. В.Шипчинский. Обзор литературы «Метеорологический вестник» 1911 г. №2 в djvu - 185 кб
    Разгромная статья на книгу Н.Рынина "Курс воздухоплавания" Часть I.
    Сканировал Юрий Дружинин.
  11. Аэросани сист. Коанда «Вестник воздухоплавания» 1911 г. №4 (февраль) в djvu - 22 кб
    Он, оказывается, не только самолёт реактивный делал, но и аэросани!
  12. Фотографирование на лету «Огонёк» 1911 г. №9 [26.02 (11.03).1911] в djvu - 53 кб
    Фотографирование с ракеты. Но это, вероятно, не имеет отношение к Маулю
  13. Радий и авиация. Новая беседа с Эдисоном «Синий журнал» 1911 г. №14 (26.03.1911) в djvu — 86 кб
    Эдисон регулярно выражал скепсис относительно авиации
  14. Злынский. Рекорд высоты «Воздухоплаватель» 1911 г. №4 (современный шрифт) 4 кб текста + 26 кб графики
    Душещипательный этюд о разбившемся авиаторе
  15. Среди воздухоплавателей «Синий журнал» 1911 г. №17 (16.04.1911) в djvu - 55 кб
    Из Ниццы в Тунис на аэроплане
    Аэроплан на полюсе
    Памятник Шавезу
  16. Н-н. Эмбрионы летательных аппаратов «Синий журнал» 1911 г. №18 (23.04.1911) в djvu - 798 кб
    Проекты прошлых веков
  17. Excelsior! «Синий журнал» 1911 г. №19 (30.04.1911) в djvu - 633 кб
    Луи Блерио приехал в Петербург, его приезд совпал с гибелью А.А. Матыевич-Мацеевича
    Епископ Михаил. Ещё один
  18. Среди воздухоплавателей. Что испытывают авиаторы в воздухе? «Синий журнал» 1911 г. №21 (14.05.1911) в djvu - 68 кб
  19. Ник Зотов. Парижская катастрофа «Синий журнал» 1911 г. №22 (21.05.1911) в djvu - 539 кб
    Воздушная гонка 1911 года от Парижа до Мадрида. Аэроплан Трэйна с отказавшим мотором врезался в толпу зрителей, причём из 300 тысяч в самых высокопоставленных. Эрнест Монис, премьер-министр Франции потерял сознание и сломал ногу. Сын Мониса, магнат и покровитель авиации Анри Дойч де ла Мерт были ранены. Военный министр Франции Анри Морис Берто погиб
  20. [аэроновости] «Синий журнал» 1911 г. №22 (21.05.1911) в djvu - 318 кб
    Дети-«аэронавты» (парижский клуб "Стелла")
    Вербицкий. "Наш музей" (аэросамоделки)
  21. Изумительный подвиг авиации «Синий журнал» 1911 г. №30 (15.07.1911) в djvu - 59 кб
    28 июня Линкольн Бичи на самолёте пролетел под Ниагарским мостом
  22. Счастливого воздушного пути! «Синий журнал» 1911 г. №30 (15.07.1911) в djvu - 520 кб
    начался знаменитые гонки аэропланов Петербург - Москва
  23. [Петербург - Москва] «Синий журнал» 1911 г. №31 (22.07.1911) в djvu - 3,24 Мб
    Почти весь номер посвящён перелёту Петербург - Москва и прочим авиационным темам
  24. -й. Возможен ли полёт без крыльев? «Воздухоплаватель» 1911 г. №8 в djvu - 88 кб
    О проекте француза P. Colliard. Простенький подсчёт необходимой тяги, чтобы поднять в воздух корпус самолёта без крыльев
    Сканировал Юрий Дружинин.
  25. А.Шершевский. Письмо в редакцию «Вестник воздухоплавателя» 1911 г. №18 (сентябрь) в djvu — 89 кб
    Речь про самолёты. Если это "тот" Шершевский, который работал с Обертом, то в 1910 году ему было 16 лет
    Сканировал Юрий Дружинин
  26. К.Циолковский. Исследование мировых пространств реактивными приборами «Вестник воздухоплавателя» 1911 г. №№19-21/22 (октябрь - ноябрь), 1912 г. №№2-3, 5-7, 9 (январь - апрель) в djvu - 3,22 Мб
    очень мало вспоминают про эту публикацию. А ведь она первая с рисунками, в отличие от статьи в "Научном обозрении" 1903 года
  27. [фото с выставки] «Вестник воздухоплавателя» 1911 г. №20 (октябрь) в djvu - 35 кб
    в предыдущих намерах было написано, что Коанда бросил заниматься глупостями реактивным самолётом, а сконструировал нормальный винтовой самолёт. Но, как видим, совсем реактивный принцип он не оставил - предъявил на выставке модель пневматической воздушной ракеты и устройств для стрельбы ей
  28. Воздушная турбина Кановетти «Вестник воздухоплавателя» 1911 г. №№20-21/22 (октябрь - ноябрь) в djvu — 691 кб
    попытки применить реактивный принцип в авиации
  29. Цандер на I Всероссийском Воздухоплавательном Съезде (3 странички из дневника съезда — в jpg) 1911 г. 1 кб текста + 340 кб графики
  30. перевод статьи C.Canovetti. Воздушная турбина «Воздухоплаватель» 1912 г. №1 в djvu — 307 кб
    Замена пропеллера воздушной турбиной
    Прислал Ю.Дружинин
  31. Жизнь на Марсе «Волны» 1912 г. №2 в djvu — 82 кб
    пересказ книги Эдмонда Перье "Жизнь на планетах"
  32. Фотографированием солнечного затмения... «Фотографические новости» 1912 г. №5 в djvu — 87 кб
  33. Смерть изобретателя парашюта «Вокруг света» 1912 г. №11 в djvu — 156 кб
    Я много раз читал о прыжке портного-парашютиста с Эйфелевой башни (это засняли на киноплёнку), но подробности прочитал впервые.
  34. [новости] «Природа» 1912 г. №2 в djvu — 15 кб
    Фотографирование Венеры (На Венере разглядели пятна)
    Кольца Сатурна
  35. Камилл Фламмарион. К 50-летию научной деятельности «Нива» 1912 г. №10 (10.03.1912) в djvu — 229 кб
  36. Н.Морозов. Прошедшее и будущее миров с современной геофизической и астрофизической точки зрения «Природа» 1912 г. №3 в djvu — 693 кб
  37. Солнечное затмение в Петербурге и его окрестностях «Огонёк» 1912 г. №16 [14 (27).04.1912] в djvu — 468 кб
    Знакомые лица — Н.Морозов, Тихов, Святский
  38. Терминология в области воздухоплавания «Воздухоплаватель» 1912 г. №5 (дореволюционный шрифт) 20 кб текста + 8 кб графики
    Терминология в области воздухоплавания «Воздухоплаватель» 1912 г. №5 (современный шрифт) 17 кб текста + 8 кб графики
  39. Авиационная неделя в Петербурге «Синий журнал» 1911 г. №23 (28.05.1911) в djvu - 530 кб
  40. М.Н.Ефимов. О полётах «Синий журнал» 1911 г. №23 (28.05.1911) в djvu - 550 кб
    В придачу ко всему - богатырь
  41. Г.А.Тихов. Новые исследования планет Марса и Сатурна «Природа» 1912 г. №6 в djvu — 274 кб
  42. О земной атмосфере «Природа» 1912 г. №6 в djvu — 40 кб
    До 500 вёрст разглядели!
  43. астрономические новости «Природа» 1912 г. №6 в djvu - 27 кб
    Планета 1911МГ
    Вращение Урана
    Сжатие луны
  44. управляемая воздушная торпеда «Инженерный журнал» 1912 г. №6/7 в djvu — 45 кб
    Проект американского адмирала Твининга. Это просто управляемый авиабеспилотник
    Сканировал Юрий Дружинин.
  45. Б.Воробьёв. Воздухоплавание в наше время (отрывок) «Современный мир» 1912 г. №7 (дореволюционный шрифт) 2 кб текста
    то же Б.Воробьёв. Воздухоплавание в наше время (отрывок) «Современный мир» 1912 г. №7 (современный шрифт) 2 кб текста
    Возможно, впервые цитируется знаменитая фраза Циолковского, полученная автором из его письма:
    «Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
  46. В.В.Рюмин. На ракете в мировое пространство «Природа и люди» 1912 г. №36 (июль?) (дореволюционный шрифт) 15 кб текста + 1 кб графики
    то же В.В.Рюмин. На ракете в мировое пространство «Природа и люди» 1912 г. №36 (июль?) (современный шрифт) 14 кб текста + 1 кб графики
    одна из первых восторженных и обстоятельных статей об идее Циолковского
  47. Сжатие и масса Урана «Природа» 1912 г. №7/8 в djvu - 17 кб
  48. Атмосфера на больших высотах «Природа» 1912 г. №9 в djvu — 17 кб
    Высота атмосферы - до 500 км, и уж не менее 200
  49. Л.Ранов. Жизнь на планетах «Задушевное слово» 1912 г., том LIII, №2, 11 ноября в pdf — 530 кб
    На Венере - доисторические ящеры, порхание стрекоз, рёв крокодилов...
  50. А.Ф. Лунные кратеры «Природа» 1912 г. №11 в djvu — 17 кб
    моделирование происхождения
  51. Жертвы авиации «Природа» 1912 г. №11 в djvu — 19 кб
    Не по теме, но весьма познавательная статистика
  52. Порох XV-го века «Природа» 1913 г. №1 в djvu — 15 кб
    Абрагам Маммингем — создатель пороха на основе азотной органики
  53. Реактивные двигатели «Электричество и жизнь» 1913 г. №1 (дореволюционный шрифт) 6 кб текста + 26 кб графики
    то же Реактивные двигатели «Электричество и жизнь» 1913 г. №1 (современный шрифт) 5 кб текста + 26 кб графики
    о последователях Сегнера, использующих реактивный принцип с упоминанием Циолковского
  54. [очерки по геохимии] «Природа» 1913 г. №3 в djvu - 34 кб
    отрывок из статьи, имеющий отношение в границе космоса/атмосферы. Целые десятилетия считали границей высоту, где загораются метеоры. Тут определили эту высоту аж в 780 км!
  55. Марс (по новейшим исследованиям) «Астрономическое обозрение» 1913 г. №4 в djvu - 927 кб
    Сканировал Юрий Дружинин.
  56. Фотографирование с ракеты «Природа» 1913 г. №4 в djvu — 25 кб
    Мауль
  57. Градотушитель — испытание в Петербурге нового аппарата для рассеивания градоносных туч «Огонёк» 1913 г. №21 [26.05. (8.06).1913] в djvu — 95 кб
    противоградовые ракеты болгарина Будевского
  58. Исследование высоких слоев атмосферы и работы L.Teisserenc de Bort'a «Природа» 1913 г. №7/8 в djvu — 391 кб
    высотные зонды. Есть рекорд высоты! - 37700 метров
  59. Путешествие на луну «Электричество и жизнь» 1913 г. №7/8 (дореволюционный шрифт) 2 кб текста
    то же Путешествие на луну «Электричество и жизнь» 1913 г. №7/8 (современный шрифт) 1 кб текста
    Теоретически возможно. Подсчитано, что для доставки на Луну 1 кг массы надо 6 371 000 килограммо-метров энергии (Это расчёты Эсно-Пельтри)
  60. Н.Сапожников. Светящие ракеты «Вестник офицерской артиллерийской школы» 1913 г. №9 в djvu — 482 кб
    Осветительные ракеты фирмы Алоиса Мюллера из Емильгофена
  61. Взрыв ракет на пароходе "Вольтурно" «Огонёк» 1913 г. №41 [13 (26).10.1913] в djvu — 189 кб
    Гибель парохода "Вольтурно", крупнейшая катастрофа после "Титаника" (в том же примерно районе и на том же маршруте) описана многократно и подробно. Погибло 136 человек, в основном женщин и детей. Было много пострадавших. Было много героизма и чудесных спасений. Спасали пароход ночью в девятибалльный шторм 11 судов, в том числе и русский "Царь". Подробно перечислены загоревшиеся грузы — пароход вёз эммигрантов и кучу огнеопасных материалов. Но про ракеты нигде ни слова! Между тем сомнений нет — художника поразило несочетаемое — фейерверк над гибнущим кораблём. Сам корабль, несмотря на взрыв котла и полное выгорание не утонул и был случайно встречен и затоплен через неделю.
  62. Журнал Общего Собрания Русского Астрономического Общества «Известия Русского астрономического общества» 1914 г. Вып. XIX №8 январь в djvu - 112 кб
    Г.А.Тихов - О фотографировании в астрономии
    Сканировал Юрий Дружинин.
  63. К.Е.Вейгелин. Как можно долететь до луны «Природа и люди» 1914 г. №4 (28.11.1913) в djvu - 453 кб
    то же К.Е.Вейгелин. Как можно долететь до луны «Природа и люди» 1914 г. №4 (28.11.1913) (дореволюционный шрифт) 13 кб текста + 131 кб графики
    то же К.Е.Вейгелин. Как можно долететь до луны «Природа и люди» 1914 г. №4 (28.11.1913) (современный шрифт) 12 кб текста + 131 кб графики
    Разбор проектов Циолковского и Эсно-Пельтри
  64. Воздушное фотографирование в германской армии «Огонёк» 1914 г. №32 (10 (23).08.1914) в djvu — 236 кб
    Ракеты Мауля
  65. Путешествие на планеты возможно! «Заря» 1914 г. №26 (6.07.1914) в pdf — 123 кб
  66. ссылки на работу Циолковского «Астрономическое обозрение» 1914 г. №3/4, 3-4 стр.обложки в djvu - 155 кб
    В библиографии - ссылки на работы Циолковского
  67. В.Рюмин. С земли на луну и дальше!... «Электричество и жизнь» 1914 г. №6 (дореволюционный шрифт) 7 кб текста
    то же В.Рюмин. С земли на луну и дальше!... «Электричество и жизнь» 1914 г. №6 (современный шрифт) 6 кб текста
  68. П.Д. Наибольшие высоты, достигнутые человеком «Природа» 1914 г. №6 в djvu — 45 кб
    О полёте стратостата "Икар"
  69. И.Фёдоров. Давно ли человечество знакомо с порохом «Природа и люди» 1914 г. №43 (28.08.1914) в djvu — 949 кб
    Исторический обзор с Древнего Китая
  70. I. П. Девятый спутник Юпитера «Природа» 1914 г. №12 в djvu - 22 кб
  71. С.С.Г. Э.Перрье. Жизнь на планетах «Известия Русского астрономического общества», выпуск XXI, 1915 г. №1 в djvu - 87 кб
    разгромная рецензия на брошюру
  72. письмо читателя «Астрономическое обозрение» 1915 г. №1 в djvu - 130 кб
    Восторженное письмо читателя, получившего брошюру Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами"
    Сканировал Юрий Дружинин.
  73. [фоторакеты Мауля] «Природа» 1915 г. №3 в djvu — 103 кб
    отрывок из статьи "Нападение и защита в военных действиях"
  74. Обзор печати «Электричество и жизнь» 1915 г. №10 (дореволюционный шрифт) 4 кб текста
    то же Обзор печати «Электричество и жизнь» 1915 г. №10 (современный шрифт) 4 кб текста
    Книги Циолковского, Перельмана
  75. Воздушная торпеда Тюрпэна «Нива» 1915 г. №11 (14.03.1915) в djvu — 25 кб
    Очередное "абсолютное оружие". По современному — активный снаряд, выстреливаемый из пушки, летящий как ракета да ещё при этом производит супермощную взрывчатку ("тюрпенит") прямо в полёте. Вероятно, остался в области экспериментов.
  76. Русские пускают ракету «Огонёк» 1915 г. №21 [24.05 (6.06).1915] в pdf — 166 кб
    Осветительные ракеты на войне. Впервые война продолжалась и ночью, ракеты стали очень востребованы, хотя были изобретены почти на сотню лет раньше
  77. Германцы пускают ракету «Огонёк» 1915 г. №22 [31.05 (13.06).1915] в pdf — 138 кб
    Осветительную
  78. Французское ружьё для выбрасывания освещающих ракет «Огонёк» 1915 г. №27 [5 (18).07.1915] в pdf — 67 кб
    большая ракетница
  79. Австрийские ручные гранаты «Огонёк» 1915 г. №31 [2 (15).08.1915] в pdf — 252 кб
    в т.ч и осветительные ракеты (схемы боеприпасов)
  80. Ночная атака русского отряда под Варшавой «Огонёк» 1915 г. №32 [9 (22).08.1915] в pdf — 192 кб
  81. фото «Огонёк» 1915 г. №35 [30.08 (12.09).1915] в djvu - 50 кб
    погиб в бою авиатор Пегу. И он тут назван изобретателем мёртвой петли, несмотря на то, что Нестеров сделал петлю "его имени" больше года назад, а год назад и погиб.
  82. Освещающия ракеты «Огонёк» 1915 г. №39 [27.09 (10.10).1915] в pdf - 49 кб
    Их сбрасывают с самолётов
  83. Е.П.Тарханова. Памяти Пегу «Нива» 1915 г. №11 (17.10.1915) в djvu - 250 кб
    О сопернике Нестерова, Адольфе Пегу, погибшем в бою 31 августа 1915 года
  84. Батарея пехотинцев «Огонёк» 1915 г. №42 [18 (31).10.1915] в pdf — 260 кб
    Хотя тут нет слова "ракета", это самые настоящие самодельные ракеты. Жаль не написали, что за взрывчатое вещество засыпают в пустые снаряды. И где они набрали пустых оболочек (гильзы?)
  85. К.Б.* Существует-ли планета за Нептуном? «Известия Русского астрономического общества» 1916 г. Вып. XXI №9 январь в djvu - 52 кб
    *Константин Львович Баев. Сетует на трудности обнаружения, но верит
    сканировал Юрий Дружинин
  86. Новые осветительные ракеты и снаряды для воздухоплавательных целей «Воздухоплаватель» 1916 г. №2 в djvu — 237 кб
    в том числе турецкая ракета, испытанная под Константинополем ракета Хира-Клинкоша с самолёта
  87. Вращение Нептуна «Природа» 1916 г. №2 в djvu - 28 кб
    напомню, сутки на Нептуне - 15 часов 58 минут
  88. Новое грозное воздушное чудовище «Весь мир» 1916 г. №20 (май) в djvu — 135 кб
    Проект американца Гасмана. Не по теме, но как пройти мимо очередной попытки установить мир с помощью сверхоружия? Особенно когда и Тесла руку приложил.
  89. Анри Графиньи. Возможны ли путешествия на планеты? «Природа и люди» 1916 г. №13 (май?) в djvu — 707 кб
    то же Анри Графиньи. Возможны ли путешествия на планеты? «Природа и люди» 1916 г. №13 (май?) (дореволюционный шрифт) 17 кб текста + 29 кб графики
    то же Анри Графиньи. Возможны ли путешествия на планеты? «Природа и люди» 1916 г. №13 (май?) (современный шрифт) 16 кб текста + 29 кб графики
    Автор смело говорит - да! Однако перечисляет массу проблем и склоняется к центрифуге. О ракетах - ни слова
  90. Видение будущего. Война через несколько десятков лет «Огонёк» 1916 г. №41 (9 (22).10.1916) в djvu — 171 кб
    Ужос. Но автор не угадал совершенно
  91. Аэро-кенгуру «Огонёк» 1917 г. №21 (4 (17).06.1917) в djvu — 523 кб
    дедушка "воздушного старта"
  92. Волшебные лунные пейзажи (3 рисунка) «Вокруг света» 1917 г. №4 (29.01.1917) в djvu — 776 кб
  93. Отец марсиан «Вокруг света» 1917 г. №7 (19.02.1917) в djvu — 278 кб
    памяти Персиваля Лоуэлля
  94. Под звёздным небом (рисунок) «Бич» 1917 г. №23 (июнь 1917) в djvu — 155 кб
    Полит.карикатура — девица жалеет марсиан, у которых, наверное, уже "социалистический строй".
  95. Н.Рынин. Воздушная война 1917 г. (отрывок) (дореволюционный шрифт) 7 кб текста + 292 кб графики
    то же Н.Рынин. Воздушная война 1917 г. (отрывок) (современный шрифт) 6 кб текста + 292 кб графики
    В основном газведка, фотосъёмка. Голуби с фотоаппаратами, ракеты Мауля, воздушные змеи, аэростаты
  96. Взрыв и пожар на Малой Охте, в Петрограде «Огонёк» 1917 г. №33 [27.08 (9.09).1917] в djvu — 183 кб
    Очередной пожар на Охтинском ракетном заводе Лианозова
  97. инфа «Природа» 1917 г. №11/12 в djvu - 81 кб
    Метеориты и образование лунных кратеров (до сих пор не определились, как возникли)
    Солнечные пятна и явления на поверхности Марса
    Параллакс "летящей звезды" Барнарда
  98. Н.Рынин. Проект воздухоплавательного аппарата Н. И. Кибальчича «Былое» 1918 г. №4-5 (дореволюционный шрифт) 28 кб текста + 6 кб графики
    то же Н.Рынин. Проект воздухоплавательного аппарата Н. И. Кибальчича «Былое» 1918 г. №4-5 (современный шрифт) 26 кб текста + 6 кб графики
    то же Н.Рынин. Проект воздухоплавательного аппарата Н. И. Кибальчича «Былое» 1918 г. №4-5 в pdf — 7,84 Мб
  99. Я.П. (без сомнения — Я.Перельман). Строение земной атмосферы «В мастерской природы» 1919 г. №1 (январь) в djvu — 119 кб
    Занятное представление о составе атмосферы тех лет. На высоте 100 км — 29% геокорония и 4% гелия.
  100. Я.И.Перельман. За пределы атмосферы «В мастерской природы» 1919 г. №5/6 (?) в djvu — 589 кб
    О проектах Кибальчича и Циолковского
  101. В.Витковский. Затмения на разных планетах «Военно-топографический журнал» 1920 г. №4/6 (апрель-июнь) в djvu — 796 кб
    Как выглядят с Земли затмения на разных планетах, как солнечные, так и спутников
    Нашёл и прислал Юрий Дружинин
Статьи в журналах 1921 - 1925 гг.

Статьи в журналах 1901 - 1910 гг.