![]() Ниломер времён фараонов. Уровень поднимался в среднем на 6 метров |
| Вспомнилось бессмертное: Как назло, на острове нет календаря, Ребятня и взрослые пропадают зря. Ребятня и взрослые пропадают зря, На проклятом острове нет календаря. По такому случаю с ночи до зари Плачут невезучие люди-дикари И рыдают, бедные, и клянут судьбу В день какой неведомо в никаком году. Дербенёв/Зацепин/Миронов/Козлодоев |

![]() ![]() Древнеегипетские календари |



Интересно и вот что — мы (весь мир практически) начало суток отсчитываем с полуночи, древние афиняне сверялись с гномоном и отсчитывали с полудня, в Вавилоне начало суток — вечер, в Египте начало суток — восход. И ночь и день у них были по 12 часов. Но, естественно, продолжительность дневного и ночного часа были разные. У египтян немало религиозных действ происходило ночью. Тут тоже надо было потрудиться — знать продолжительность ночи и дня, уметь отмерять время и ночью. На открытом пространстве время довольно точно узнавали по звёздам, но церемонии происходили и в закрытых помещениях. Тогда применялись клепсидры (так называли их греки) — водяные часы (самые древние найдены в Карнаке, ок.1500 г до н.э.). Проблема была ещё в том, что скорость истечения зависит от уровня воды. Лишь сосуд с параболическими стенками обеспечит постоянное истечение. Египтяне парабол не знали, но в первом приближении компенсировали несоответствие — делали клепсидры расширяющимися кверху. Внутри на клепсидрах находилась шкала времени. Поскольку ночи в разные месяцы разной продолжительности, то шкал на клепсидре было 12 штук, с обозначением месяца на каждой.

| Was it a temple? An ancient god's house? Was it a compass for friends from the stars? They built it five thousand years ago, But why did they do it? We'll never know. Возможно, те камни — пристанище мудрого Бога, А может быть даже для лунных пришельцев дорога. Уж пять тысяч лет смотрят камни открыто ветрам. Но только зачем? Не дано узнать нам. Евгения Дубровина |





![]() Современник и соперник Стоухэнджа Эйвбери-хендж |

![]() Реконструкция |
![]() Есть и такая версия ![]() |
Профессор Хокинс рассчитал положения Луны с 2001 г. до н. э. по 1000 г. н. э., устанавливая, когда именно Луна должна была восходить над Пяточным камнем. Поскольку 18,61 — число не целое, интервалы между восходами в каждой данной точке не совсем одинаковы. Через 56 лет циклы повторяются более точно, и точки восхода Луны в каждом данном году почти полностью совпадают с точками ее восхода в соответствующие дни за 56 лет до этого. Хокинс установил также, где восходит полная Луна в момент, наиболее близкий к зимнему солнцестоянию, и пришел к заключению, что в тех случаях, когда полная Луна восходила над Пяточным камнем, имело место солнечное или лунное затмение (хотя далеко не все они были видны из Стоунхенджа). Он сделал отсюда вывод, что через каждые 56 лет затмения происходят в тот же самый день года, и предположил, что лунки Обри, возможно, использовались как приспособление для точного счета лет в 56-летнем лунном цикле. Для этого в ночь, когда происходило зимнее лунное затмение, нужно было поместить маркировочный камень в лунку № 56 (лежащую в том же направлении от центра, что и Пяточный камень), а затем каждый год перекладывать его по часовой стрелке в соседнюю лунку. Через 56 лет он должен был вновь предсказать зимнее лунное затмение.

Этана, в отличие от прочих мифических и полумифических персонажей был вполне исторической личностью. Правда, сведения о нём до нас дошли в записях, которые были сделаны спустя тысячелетие. Однако, в кратком списке безликих царей ("ниппурский, царский список") он стоит первым и про него есть краткие сведения, что именно он навёл порядок ("стабилизировал") на незначительной (по нашим понятиям) территории между Тигром и Евфратом. Надо сказать, что это был действительно великий подвиг — в тех краях порядок до сегодняшних дней вещь редкая и недолговечная. Жил он (или правил) 1560 лет (есть варианты в 635 лет). Это нормально, если понимать, что Шумер был процветающей торговой державой, где применялись 12-ти и 60-тиричные системы счёта, а менее культурные, но воинственные скотоводы окрестных степей пользовались нашей родной десятиричной. Случались казусы при переводе. Адам с Ноем тоже жили немало. Домыслы, надо ли сразу делить на 60 или неправильные переводы наслоялись друг на друга, оставляю специалистам. Между прочим, с какой стати шумеры использовали именно 12-ти и 60-тиричные системы, выяснили недавно и довольно случайно. Тем не менее благодаря им мы делим час, минуту и многое иное именно на 60 частей, что страшно неудобно, но очень привычно. А ведь не исключено, что этот Этана был отвественным и за эту инновацию! Но я отвлёкся.![]() Собственно, вот и документ о полёте Этаны ![]() Полёт протекал примерно так. |
![]() Гозекский круг. Реконструкция. Вид изнутри. |
В 1996 году один из волонтёров, занимающихся сохранением археологических памятников, обнаружил на берегу речки Толлензе в Померании, недалеко от Балтийского моря, человеческую плечевую кость с застрявшим в ней кремнёвым наконечником стрелы. В том же году там начали копать и неспешно копают до сих пор. Считают, что не раскопано и 10% интересного места, но уже ясно, что примерно в 1230 г до н.э. здесь произошла большая битва. Найдено останки не менее 138 человек и 5 лошадей, оружие из бронзы, две золотые спирали (ими, очевидно, собирали в пучок волосы). Потенциальное количество погибших в битве оценивается в 750 человек. Сражались тут не менее 4000 человек, причём часть была на лошадях. Это ясно не только по остаткам лошадей (возможно, павших лошадей было больше, но их просто съели), но и по положению наконечников стрел, застрявших в костях — из луков стреляли в упор и часто — сверху вниз или снизу вверх. А черепа пробивали дубинками из твёрдых пород деревьев. Хотя победители, надо думать, собрали всё ценное и похоронили, как минимум, своих, но часть погибших просто утонули в мелких озёрах-болотах. Вполне возможно, что бой произошёл на торговом пути близ переправы. Невдалеке обнаружили гать поперёк болотистой долины, столбы, песчаные насыпи, возможно даже укрепления. Их возраст — на 400 лет старше битвы, тем не менее ясно, что тут проходил торговый путь.
![]() ![]() Гозекский круг. Реконструкция ![]() Угол, образуемый накладками, и его астрономическое значение ![]() Использование диска для наблюдений за Солнцем (журнал "National Geographic"). ![]() Астрономическая "расшифровка" диска А. Каулинем и М. Хейфецом. |

Это уникальный тип конусообразного изделия из бронзы и золота, характерный исключительно для протокельтской культуры полей погребальных урн. В настоящее время известно всего четыре таких предмета, датируемых периодом с 1400 до 800 г. до н. э. Три «шляпы» были найдены в Германии — в Шифферштадте в 1835 г., в Бургтанне в 1953 г. и, вероятно, в Швабии в начале 1990-х гг. Самая высокая шляпа происходит из Бургтанна — в реконструированном виде её высота составляет 88 см. Конус ещё одной «шляпы» был найден в 1844 году гораздо западнее — в местечке Авантон близ Пуатье (Франция). Относительно предназначения предметов идут споры. Наиболее распространено мнение, что шляпы как предмет солнечного культа (наряду с солнечными крестами) носили на голове жрецы. На это указывает изображение человека в подобном головном уборе, сохранившееся в «королевской могиле» в Сконе, Швеция. Некоторые исследователи убеждены, что шляпы могли использоваться жрецами как примитивный календарь (подробности не рискну комментировать)