Вэнь-ди
(личное имя — Лю Хэн*, посмертное — Сяовэнь-хуанди, Сяовэнь-ди, храмовое — Тай-цзун)
Лю Хэн был сыном императора Лю Бана (Гао-цзу) от наложницы Бо, известной своей добропорядочностью. Родился в 202 до н. э. Сяо-вэнь был четвертым сыном Гао-цзу. В 196 г. до н.э., весной, когда армия Чэнь Си была уже разбита и земли владения Дай умиротворены, Сяо-вэня поставили Дай-ваном с резиденцией в Чжунду (на территории совр. уезда Пинъяо пров. Шаньдун). Ему было 6 лет. Сяо-вэнь правил этим владением семнадцать лет, и вот в 180 г. до н.э. императрица Гао-хоу скончалась. В девятой луне род Люй был уничтожен, дети — фиктивный император и фальшивые наследники, были убиты. Надо было выбрать нового императора. Выбрали Дай-вана (Лю Хэна).
* Ещё одна странность китайцев — иероглиф хэн как входящий в имя императора был табуирован, в связи с чем поменялось немало географических названий (например, гора Хэншань стала горой Чаншань), и в именах тоже заменялся знаком Чан. Однако в “Исторических записках” у Сыма Сяна это табу не всегда соблюдалось, в них семь раз встречается хэн и четыре раза чан. По этим неувязкам определяют позднейшие вставки.
Первый советник Чэнь Пин, глава военного ведомства Чжоу Бо и другие послали гонца призвать Дай-вана в столицу. Без излишней радости Дай-ван обратился за советом к своим приближенным, в том числе к Чжан У — начальнику охраны дворцовых ворот. Чжан У и другие сановники, обсудив положение, не советовали соглашаться на лесть вернувших власть родственников: "Приглашая вас, Великий ван, они используют это как предлог, на самом деле им верить нельзя. Просим вас, Великий ван, сказаться больным и не ездить, чтобы понаблюдать, как пойдут события".
Но чжунвэй (главный полководец) Сун Чан, обрисовав верно обстановку, указал, что не только сановники, но и воины оголяли левую руку ("за Лю!"). "Из 8-ми сыновей императора Гао-ди остались только Хуайнань-ван и вы, Великий ван. К тому же вы — старший..."
Дай-ван рассказал о словах Сун Чана вдовствующей императрице (матери), чтобы обсудить с ней положение, но оба они колебались и к решению не пришли. Тогда они стали гадать на панцире черепахи, на котором появилась большая поперечная трещина. Толкование гласило:
Большая поперечина означает перемены,
Я стану небесным ваном.
И, как сяский Ци, править буду со славой.
(Пророчество написано рифмованным стихом: ган, ван, гуан. Три строки по 4 иероглифа. Это как приказ Неба!)
Дай-ван сказал: “Я ведь уже ван, как же я еще могу стать ваном?”. Гадатель ответил: “Это небесный ван — Сын Неба”. Гадатель был высшей квалификации и не подвёл спонсоров.
Дай-ван приказал Бо Чжао — младшему брату вдовствующей императрицы съездить и встретиться с Цзян-хоу (Чжоу Бо). Вернувшись, тот доложил: “Верьте им, сомнений никаких нет!” Дай-ван решился занять престол империи (за который его отец бился 7 лет). Затем он, Сун Чан, Чжан У и ещё 6 человек на двух колесницах отправились в Чанъань. И опять весь в сомнениях — доехав до Гаолина, Дай-ван остановился на отдых, послав Сун Чана вперед в Чанъань выяснить обстановку.
Но всё прошло прекрасно — встретили, упали на колени, поднесли императорскую печать и регалии власти.
И в полном соответствии с китайскими церемониями Дай-ван признал себя недостойным служить в этом храме предков. "Прошу обратиться к Чу-вану с просьбой найти достойного. Я принять престол не смею”. (Чу-ван по имени Лю Цзяо — младший брат Гао-цзу и дядя Лю Хэна). Все сановники падали ниц и настойчиво просили его согласиться. Дай-ван, обратившись лицом к западу, отказался три раза, обернувшись лицом к югу, отказался еще дважды*. После чего изъявил согласие стать императором.
*Когда хозяин принимал гостя, ему полагалось садиться лицом к западу, когда правитель принимал подданных или вассалов, ему полагалось садиться лицом к югу. Дай-ван, для вида несколько раз отказываясь от трона, вел себя сначала как хозяин дома с гостями, а потом уже как будущий сюзерен с вассалами. Когда он повернулся к югу — в этом уже выражалось его согласие занять трон.
После этого он, уже император Вэнь-ди, объявил амнистию, даровал главам семей по одному рангу знатности, а женам на каждые сто семей быков и вина, "пусть все пируют и гуляют пять дней”.
— 15 ноября император пожаловал Лю Цзэ, прежде носившему титул Ланъе-вана, титул Янь-вана. 16 ноября император поднялся по парадной лестнице к трону. Все земли, ранее входившие во владения Ци и Чу и захваченные членами рода Люй, были возвращены этим владениям.
Потом последовали награды "переворотчикам": "жалую главе военного ведомства Бо десять тысяч дворов и пять тысяч цзиней золотом. Первому советнику Чэнь Пину и военачальнику Гуань Ину жалую каждому по три тысячи дворов и по две тысячи цзиней золотом. Чжусюй-хоу Лю Чжану, Сянпин-хоу Туну и Дунму-хоу Лю Син-цзюю каждому по две тысячи дворов и по тысяче цзиней золотом. Начальнику посольского приказа Лю Цзэ жалуют титул Янсинь-хоу и тысячу цзиней золотом” (цифры пожалований золотом, исчисляемые тоннами, вызывают, как и ранее, сомнения, а каждый двор платил по 200 монет в год).
Правление Вэнь-ди отличается политической стабильностью, он прославился исключительной гуманностью. Постепенно ослаблял строгие законы и отменял тяжёлые наказания, снижал налоги или освобождал от налогов большие категории лиц. Во время его правления происходил расцвет земледения и страна находилась в довольствии и богатстве.
В 165 до н. э. император ввёл экзамены для чиновников.
Его правление было высоко оценено историками, считалось также образцовым конфуцианским правлением. Император под влиянием своей жены Доу увлекался даосизмом, однако во время его правления процветало также конфуцианство.
Праздник фонарей — согласно легенде берёт своё начало с дня коронации Вэнь-ди. В день коронации он приказал зажечь красочные уличные фонари и вообще веселиться. Это переросло в традицию. В 104 году до н. э. праздник фонарей становится государственным. В этот день едят «юаньсяо» (суп со сладкими клёцками), устраивают фольклорные представления: танец Янгэ, львиный танец и хождение на ходулях и т. д. |
Чьеу Ву-де (Намвьет)
Уже объединив Поднебесную, войска Цинь вторглись в район Янъюэ (южная часть древней области Янчжоу), там учредили области Гуйлинь, Наньхай и Сян*. Туда в качестве наказания выслали на поселение осуждённых.
*Области Гуйлинь, Наньхай и Сян были образованы в 214 г. до н.э.; располагались на территории совр. пров. Гуандун и Гуанси-Чжуанского автономного района. Это 3 из 4-х "дополнительных" областей в добавлении к 36 областям (священное число) образованным при создании империи.
Основатель династии, Чьеу Ву-де (личное имя Чьеу Да), был этническим китайцем из царства Чжао (современная провинция Хэбэй). И звали его тогда Чжао То, во времена Цинь служил лином уезда Лунчуань в области Наньхай. Когда началось правление Эр-ши (209 — 207 гг. до н. э.), Жэнь Сяо, вэй Наньхая, умирая от болезни, призвал к себе Чжао То и сказал ему: «Я узнал, что Чэнь Шэ и другие подняли мятеж, Цинь утратило праведный путь, Поднебесная страдает. Сян Юй, Лю Цзи, Чэнь Шэн, У Гуан и другие во всех округах и областях поднимают войска, собирают народ, как тигры, борются за Поднебесную. Срединные государства ввергнуты в смуту, неизвестно, когда наступит покой. Все видные деятели выступили против Цинь и сами стремятся к власти. Наньхай — далёкое захолустье, но я опасаюсь, что разбойничьи отряды, захватывая земли, доберутся и сюда. Я хотел поднять войска, перекрыть недавно проложенную дорогу, чтобы быть готовым к восстанию чжухоу. Но случилось так, что я серьёзно заболел. Конечно, Паньюй* защищён горными кручами и теснинами, протяжённостью нань-хайских земель, раскинувшихся с востока на запад на несколько тысяч ли. Кроме того, немало людей из срединных государств** поддержат нас. Став главой целого округа, можно будет создать независимое княжество. У нас нет старших чиновников, с которыми можно обсуждать эти вопросы, вот почему я призвал Вас».
* старинное название центра Гуандуна, будущий крупнейший город Южного Китая — Гуанчжоу (Кантон); был долгое время столицей Наньюэ
** в смысле — чжунгожэнь (означает собственно «китаец») — этнические китайцы-каторжники, сосланные в это захолустье.
И он вручил Чжао То документ, возлагающий на него обязанности вэя Наньхая. Когда Сяо умер, То сразу же разослал письменные предписания начальникам застав в Хэнпу, Яншане и Хуанци: «Разбойничьи отряды вот-вот появятся, срочно перекройте дороги, соберите войска и держите оборону!»*
* Застава Хэнпу располагалась на стыке совр. провинций Гуандун и Цзянси. Застава Яншань располагалась в северо-западной части совр. пров. Гуандун между совр. городами Ляньсянь и Яншань на реке Ляньцзян (истор. название Хуаншуй или Хуйшуй). Застава Хуанци — в северной части совр. пров. Гуандун на реке Бэйцзян (истор. название Чжэньшуй) ниже совр. города Индэ и чуть выше места впадения в неё реки Ляньцзян. Заставы запирали горные проходы. Как видно, от повстанцев здесь не ждали добра даже каторжники.
Чжао То постепенно устранил всех старших чиновников, поставленных Цинь, заменив их исключительно членами своего клана, а когда Цинь была уничтожена, Чжао То силой объединил области Гуйлинь и Сян и, самовольно заняв престол, объявил себя наньюэским У-ваном. Гао-ди (Лю Бан) отдавал все свои силы битве за власть и северной границе. Он простил То его независимость.
В 196 г. до н.э. император послал Лу Цзя (выходец из царства Чу, философ, прославленный оратор и дипломат) возвести То на престол в качестве вана Наньюэ, вручить ему половинку верительной бирки, установить с ним посольские отношения. Надеялись, что То объединит всех юэ (вьетов), сохранит там мир и не станет угрозой на южных границах. Так, чисто формально, Наньюэ стала вассалом Хань. Но сохраняла большую автономию. Пограничное китайское владение — Чанша.
Во время правления императрицы Гао-хоу (187 — 180 гг. до н.э) некоторые высшие чиновники предложили запретить торговлю металлическими изделиями через заставы Наньюэ. Вьетнамцы с большой охотой покупали металлические китайские сосуды. А в Хань экономическая политика была направлена на всемерный подъём сельского хозяйства, торговля же тормозилась, особенно с заграницей (императору с этого перепадало мало, а варвары на границах укреплялись). И вот в 185 г. до н.э был издан указ о запрете продаж в Наньюэ металлических изделий, а скот разрешалось продавать только самцов. Из чего видно, что Наньюэ не считали "своим" княжеством. Хотя и называли (часто) по-китайски — Наньхай.
183 г. до н.э. — Чжао То пришёл в ярость: «Это, несомненно, происки вана Чанша, который желает, опираясь на Срединное государство, напасть и уничтожить Наньюэ, стать и здесь ваном. Таковы его корыстные устремления».
После этого он присвоил себе почётный титул наньюэского У-ди (императора) и направил войска напасть на пограничные селения Чанша; они одержали победу в нескольких уездах и вернулись. В 181 г. до н.э. императрица послала военачальника Лунлюй-хоу Чжоу Цзао напасть на Наньюэ. Но из-за сильной жары и влажности солдаты начали болеть и умирать (по иной версии их покосила холера), войска были не в состоянии преодолеть горные перевалы.
В 180 г. до н.э. Гао-хоу скончалась, военные действия немедленно прекратились. Но Чжао То вошёл во вкус побед — стал угрожать войсками своим соседям. Армия Чьеу Да, созданная для битвы с ханьцами, была свободна для нападения на северовьетнамское королевство Аулак. Его завоевали в 179-180 до н. э. Чьеу Да разделил свои земли на два региона: Кыутян и Зяоти. Зяоти расположено на большей части территории современного северного Вьетнама. Каждый регион посылал своих представителей в правительство, таким образом снималось напряжение и создавалось ощущение децентрализации.
Используя деньги и товары, на востоке Чьеу Да подчинил себе Миньюэ (вьет. Манвьет — государственное образование юэ, живших на территории совр. пров. Фуцзянь). Его власть распространилась с востока на запад более чем на десять тысяч ли (5500 км!). С тех пор Чжао То стал ездить в императорском экипаже с жёлтым верхом и с прикреплённым слева бунчуком, свои приказы называл эдиктами, стремясь сравняться с правителем Срединного государства.
В 179 г. до н.э. на престол Китая взошёл Сяо Вэнь-ди. Узнав, что могилы родичей Чжао То расположены в Чжэньдине, император учредил там поселение для ухода за ними и для того, чтобы в соответствующее время года осуществлялись жертвоприношения. Он также призвал ко двору его двоюродных братьев и назначил их на почётные должности, делал им щедрые подарки, выказывал своё расположение. Призвали Лу Цзя, назначили его тайчжундафу и отправили послом, чтобы выразить осуждение Чжао То за самовольное восшествие на престол в качестве императора и за то, что он ни разу не прислал послов с докладом.
Лу Цзя прибыл и дал изрядный нагоняй самовольному императору. Чжао То встретил его сидя. Нет, разумеется императору и даже вану не пристало вскакивать с трона, как какому-нибудь европейцу. "Сидел" означает, что сидел он не на пятках, опираясь на колени, согласно ритуалу, а как варвар, на попе, да ещё и вытянув вперёд ноги, что было уже просто оскорблением (Лю Бан тоже порой этим грешил, что в подробностях зафиксировали летописцы, ужасаясь содеянному). А ещё на встрече Чьеу носил причёску народа юэ: забрал волосы в пучок.
Лу Цзя сильно стращал мощью империи, укоряя в нарушении всего, что можно нарушить:
«Ты китаец, и твои предки похоронены в Чжэньдине, стране Чжао, но ты идёшь против природы, данной тебе небесами при рождении, недевая это платье, неужели ты в своей крошечной стране Юэ решил соперничать с Сыном Неба?.. Тебе следует вернуться в пригород и кланяться мне при встрече, кланяться северу, говоря о себе как о «существе»». После того, как Лю начал угрожать атакой Хань, Чьеу встал и извинился.
Чжао То сильно извинялся за своё одичание среди варваров и за свои победы в Чанша, за титул, за разгром соседей, называя себя верноподданным и старцем*. Он оправдывался тем, что чаншаский ван сочинял на него наветы, а Гао-хоу истребила всю родню, порушила и сожгла могилы его предков. "Добавлю к этому, что мы, мань и и, расположились на бедных и влажных землях юга, а на востоке миньюэсцы, собравшись, провозгласили вана; и на западе, в этой Стране Голых, оулосцы (аулакцы) и то провозгласили вана. Я же, Ваш престарелый подданный, по неразумию стал именоваться императором, чтобы доставить себе удовольствие.". Короче, повинился, пожелав навечно стать фаньчэнем и подносить дань. Термин фаньчэнь («подданный из дальних владений», «вассал») подразумевал статус правителя самостоятельного иноземного государственного образования, лишь номинально признающего власть императора, в отличие от правителя одной из внутренних областей империи. Статус фаньчэня подтверждается и условием выплаты регулярной дани, а не обязательными подарками, которые ежегодно подносили лично — зависимые правители внутренних областей. Иными словами, То добился признания государственности, хоть и на правах вассала. В Хань шу в письме императора Вэнь-ди к Чжао То последний именуется ваном, а Наньюэ — соседней страной.
* Старец — тоже титул, непременно сопровождаемый атрибутами и ритуалами: "«Когда дафу исполняется 70 лет, он оставляет службу. Если не уходит в отставку, то ему непременно вручают чайный столик и посох. В передвижениях берёт с собой супругу, отправляясь в дальний путь, едет на удобной повозке. Себя называет "старцем". Если в своём княжестве, то называет себя по имени»
После этого Чжао То издал указ по стране об упразднении империи, об отказе от титула, особой колесницы и бончука. А всё прочее осталось.
Однако извинения не помешали Чжао То задержать посла на несколько месяцев. Чьеу наслаждался его обществом. "Во всём Юэ не с кем поговорить, — говорил царь — А с твоим приездом я слышу то, чего никогда не слышал! Дело, конечно, не в беседах. Чьеу показал послу, что он действительно хозяин государства, что всё у него под контролем, армия сильна и способна на многое. Лу Цзя признал, что Чьеу — владетель страны. Было принято соглашение о том, что торговля между Намвьетом и Хань будет отныне разрешена.
Прошло ещё 23 года, в Китае сменился император, а старец Чжао То всё правил, называл себя подданным императора, направлял людей ко двору на весенние и осенние приёмы. Однако в своём Наньюэ он незаконно именовал себя прежним титулом. Направляя к нему послов, Сын Неба именовал его ваном, а двор направлял ему повеления как к остальным чжухоу. Чжао То умер в 137 г. до н.э. Пробыл на престоле семьдесят один год, прожил 121 год (хотя называют и "всего" 100).
Он пережил своих детей и наньюэским ваном стал внук Чжао То по имени Чжао Ху.
В современном Вьетнаме Чьеу Да обычно вспоминают как персонажа «Легенды о волшебном арбалете». Согласно ей, сын Чьеу Да по имени Чьеу Чонг Тхюи женился на Ми Тяу, дочери короля Аулака Ан Зыонг-выонга. Тхюи воспользовался Ми Тяу, чтобы украсть секрет волшебного арбалета, принадлежавшего Ан Зыонг-выонгу.
Отношение к Чьеу Да среди китайских историков однозначное — временный сепаратист, в лихие дни создавший китайское государство на юге, мудро правивший и мирно вернувшийся с обновлённым владением в лоно Поднебесной. А вот у вьетнамских историков этот персонаж точно такой же, как у России Рюрик. Для одних — созидатель государства, легко принимающий местные обычаи, старающийся сгладить национальные различия, собственно и создавший Вьетнам, с которым даже Хань пришлось считаться. А для других — наглый завоеватель, погубивший истинно вьетнамское государство Аулак. Ну — абсолютно идентичный спор, какой бушевал полтора столетия назад в России — норманисты против славянофилов. То ли от Рюрика вести историю, то ли от Владимира, то ли от Кия.
Всё же я больше на стороне китайских историков. Да и вообще — по самым последним данным (сентябрь 2018 г) генетики тоже порадовали китайцев, установив, что Юго-Западная Азия заселялась людьми современного типа из Китая — 3 тысячи лет назад Бирма (не привыкну к названию Мьянма), 2 тысячи лет назад — Вьетнам, тысячу лет назад — Таиланд.
Когда Чьеу Да наводил меж Янцзы и Красной (Хонгха) китайские порядки, вьеты, не имея своей письменности, уже имели свою письменную историю. Правда небольшую, в полстолетия. А бесписьменную... ну очень большую.
Вьетнамские историки никак не уступают китайским. И ведут хронологию аж от 2879 года до нашей эры. Да, тогда было основано государство Ванланг. Напомню, что насквозь мифический первый правитель Поднебесной Фу Си правил с 2852 по 2737 год до н. э. — 115 лет. То есть годился в сыновья Хунг Лану, основавшему Ванланг. И чтоб окончательно устранить из конкурентов даже фараонов, было установлено, что это ТРЕТИЙ выонг (правитель). А правили выонги, естественно, еще дольше чем китайский Фу Си (за 25 веков — 18 поколений). Я бы сказал так: вьетнамская мифо-история ещё занятнее, чем китайская. Ибо создана, чтобы её переплюнуть. Удалось. Теперь даже во вьетнамских школьных учебниках написано, что Киньзыонг-выонг, правитель вьетов, первый из хунгвыонгов, основатель династии Хонг-банг на земле, был царём у вьетов, когда ещё и дед Хеопса не родился. Это настойчиво вбивается в головы молодому поколению, хотя по опросам, 40% молодёжи даже не знают, кто такой хунгвыонг.
Личное имя Киньзыонг-выонга — Лок Тук. Тронное имя Киньзыонг-выонга явно происходит от названия местности Киньзыонг, находящейся (вот досада!) на территории современного Китая. И вообще Киньзыонг впервые упомянут в легенде о дочери повелителя драконов в китайском сборнике «Танские новеллы» (средние века).
И был он правителем страны Ситькуи («красный демон»). Слово «Ситькуи» однократно упомянуто в Полном собрании исторических записок Дайвьета (XV век). Никто так и не смог определить, что это и где.
Разумеется, у него тоже был отец — император Де Минь, прадед — бог земледелия и медицины Шэнь-нун, мать — богиня Ву Тьен Ну, дочь Донгдинь-куана. Тут уже начинается нестыковка, ибо прадед Шэнь-нун (он же Второй император китайской мифологии Яньди) правил после Первого китайского императора — Фу Си (тоже мифического), а значит был старше на пару веков, якобы, самого древнего из мифоправителей — Киньзыонг-выонга.
Киньзыонг-выонг — отец Лак Лонг Куана («Государь-Дракон лаков»). Его титульное имя — Хунг Хьен-выонг — культурный герой вьетнамских мифов, сын и единственный наследник мифического Киньзыонг-выонга, правителя Ситькуи. Предполагаемая дата начала его правления — 2839 до н. э. (современник Фу Си, Первого императора)
Лак Лонг Куан — полудракон по матери, его дед — дракон озера Дунтин; отцом тому приходился огненный владыка Шэнь-нун (Яньди). Лак Лонг Куан был женат на своей двоюродной сестре, горной фее Ау Ко, дочери короля птиц Де Лая. Ау Ко в браке с Лак Лонг Куаном породила мешок, он лопнул, и в нём оказалось сто яиц, из каждого яйца вышло по сыну — прародителю ста легендарных вьетских родов.
Лак Лонг Куан обучил народы ста родов возделывать рис и разводить шелковичных червей, а также явился основоположником законов. Лак Лонг Куан борется с врагами, превращаясь в разных чудовищ. Естественно, он победил, но почему-то пришлось бежать. И состоялся едва ли не первый мифологический развод! Да, Лак Лонг Куан и Ау Ко не ужились (она в небе, он в воде), разошлись, дракон взял 50 сыновей и увёл к морю, а фея с остальными 50 ушла в горы. Первый из 50 сыновей дракона Хунг Лан, став третьим правителем хунгвыонгом, наследовал Лак Лонг Куану и создал из 15 лаквьетских племен государство Ванланг.
Мифология, конечно, интересна, но всё же следует учесть, что имена и события без письменности стираются в памяти довольно быстро. И, если китайская письменность появилась в XIII в до н.э (а то и лет на 300 раньше), то вьетнамская — в XIII в н.э. До этого писали на китайском. Но — не очень много и не столь давно. Более реальна история Вьетнама такая:
Когда на территории Китая уже процветали земледельческие государства, племена вьетов, пришедшие с запада, из Шу (Сычуани), обосновались в низовьях Янцзы. Откуда начали экспансию на юг. Вьеты — австроазиатский народ, на который сильно влияла китайская культура. Но весь Индокитай тогда принадлежал племенам тямов (чамов), австронезийскому народу, пришедшему с моря, испытавшего влияние индийской цивилизации. Прекрасные мореходы. Их изделия находят на Тайване и Филиппинах. В отличие от вьетов, которые были спецы по бронзе, тямы делали железо и стекло (для бус). Во II веке у них уже была своя письменность (у вьетнамцев — в 1258 году, кажется, самая древняя). Битва этих двух культур длилась почти 2 тысячелетия. Вьетнамцы победили. Сейчас тямов во Вьетнаме — 0,1% населения. А в VIII веке это была империя...
Историки утверждают, что история "развода" Лак Лонг Куана и Ау Ко основана на народной памяти разделения лаквьетов и мыонгов. Одни стали жителями побережья и в устье Хонгхи стали выращивать рис, горные вьеты больше занимались охотой и иными зерновыми.
Прообразом дракона были крокодилы, населявшие низовья Красной реки, они были тотемом местных жителей.
Ванланг, якобы, первое государство вьетов на территории современного Вьетнама, легендарная дата основания которого относится к 2524 году до н. э. Дата, конечно, весьма смешная. Более реально — это большая деревня со своим управляющим, VII в. до н.э. Ничего более древнего тут не обнаружили. Даже приличных строений. Жители зачастую жили в пещерах и дуплах деревьев. В порядке вещей был матриархат. В отличие от более продвинутых тямов, тут даже религии практически не было. Китайцы вообще ничего не знали ни о каких государствах вокруг и Поднебесную считали единственной цивилизацией в мире. Возможно, что ок. 600 г. до н.э появился и город — Фонгтяу, столица, собственно место, где Ау Ко произвела на свет свои 100 яиц. Сейчас там развалины, причём очень ничтожные. Государства без письменности не бывает. Поэтому этот Ванланг был, я думаю, союзом племён, не более. Откуда появились имена 18 правителей-хунгвыонгов (начиная с первого — дракона, неизвестно). Жителей Ванланга называли лаквьетами.
Но ок. 300 г. до н.э. племена вьетов на севере начали объединяться и наступать на юг. В 258 г. до н.э. один из вождей горных племён аувьетов, Тхук Фан, взял столицу Ванланга, основал государство Аулак и стал правителем. Он взял храмовое имя Ан Зыонг-выонг. Спустившиеся с гор аувьеты и лаквьеты объединились и смешались.
Столицей государства стала крепость Колоа, основанная на берегу реки Хоангзянг, притоке Хонгхи. Фундамент крепости укреплён камнями. У подножия Колоа обнаружены более древние укрепления, на которых она была построена. Она имела девятиярусный извилистый крепостной вал, сохранившаяся его часть имеет длину более 16 км, между концентрическими валами были прорыты судоходные рвы.
Экономика основана на земледелии. Аулакцы исповедовали культ Солнца, поклонялись духам гор, рек, духам плодородия и силам природы. Территория страны была разделена на несколько частей, управлявшихся знатью. Кроме этого, в Аулаке существовал класс домашних рабов, попавших в долговую зависимость или ставших рабами за совершённое преступление.
Храм Ан Зыонг-выонга в Колоа близ Ханоя
Согласно легендам, правление Тхук Фана продолжалось с 258 по 208 год до н. э. В этот период племена горных жителей аувьетов и равнинных лаквьетов объединились, получившийся народ стал именоваться вьетами. Существование Ан Зыонг-выонга как исторической личности оспаривается некоторыми историками. Согласно Полному собранию исторических записок Дайвьета, Ан Зыонг-выонг был князем из царства Тхук, т. е.княжества Шу, т.е. из Сычуаньской котловины, завоёванной китайцами на западе.
Победа Тхук Фана над последним хунгвыонгом Хунг Зуэ овеяна преданиями. Имеется как минимум три версии произошедшего.
1) Многократные нападения Хунг Зуэ отбивал легко. Расслабившись, Хунг Зуэ стал пьянствовать, и один раз, напившись, не смог проснуться и пропустил начало нападения. Когда его смогли разбудить, он испугался и прыгнул в колодец, где и погиб. Белая горячка, не иначе. И Ванланг сразу капитулировал.
2) Тхук Фан просто победил Хунг Зуэ, убил его и всех его родственников
3) Хунг Зуэ ударился в религию (неизвестно какую) и некое божество приказало отдать бразды правления Тхук Фану, что Хунг Зуэ и сделал.
И был при власти Тхук Фан в Аулаке полсотни лет пока его не сверг Чжао То, присоединив Аулак к Наньюэ без особых трудов. При этом он в разговоре с ханьским послом называл Аулак довольно презрительно: в этой Стране Голых, оулосцы (аулакцы) и то провозгласили вана. Не следует, конечно, понимать про голых буквально. Вероятно, там порой ходили с непокрытой головой (ужасно неприлично).
Имеется интересная легенда о волшебном арбалете. Якобы человек по имени Као Ло изготовил волшебный арбалет, который поражал одним выстрелом 300 человек, и передал его Ан Зыонг-выонгу. А властитель Намвьета Чжао То попросил руки Ми Тяу, дочери Ан Зыонг-выонга, якобы для заключения брака со своим сыном Чонгом Тхюи. Этот жених-шпион, попав в царские покои, заменил волшебный спусковой крючок арбалета на копию, после чего Чжао То напал на Колоа и разгромил вьетов. В пылу битвы Ан Зыонг-выонгу явилась Золотая Черепаха, сказавшая ему, что спасёт его, если он убьёт свою дочь, виновницу случившегося. Ан Зыонг-выонг, конечно, так и поступил, после чего Черепаха утащила его на дно. Китайские источники не упоминают волшебный спусковой крючок, сообщая, что Чонг Тхюи просто поломал арбалет. В действительности сын Чьеу Да женился на Ми Тяу и жил в Аулаке несколько лет, до вторжения армии Намвьета. Аулак завоевали в 179-180 до н. э.
Даже для Ан Зыонг-выонга 78 лет правления многовато. Есть версии, что китайцы завоевали Аулак ещё в 207 г. до н.э., а в 180 г. до н.э дособирали лишь земли сепаратистов.
Пара слов об тоже, якобы, вьетнамском государстве — Миньюэ.
Это небольшое (по азиатским меркам, с Германию величиной) государство было создано членами королевской династии царства Юэ, бежавшими после разорения Юэ царствами Чу и Ци в 334 году до н. э. на побережье, к северо-востоку от Намвьета. Тоже — народ в основном вьеты и южные китайцы, правители — варвары, принявшие китайскую культуру и китайцы, принявшие местные обычаи. Миньюэ было частично завоёвано династией Хань в конце II века до н. э., однако расположение за горным хребтом так и провоцировало автономию и сепаратизм. Позже Миньюэ завоевал Чьеу Да (со 183 по 135 год присоединено к Намвьету), снова отделилось, а в 110 году до н. э. Хань присоединила Миньюэ. И стала та китайской.
— Намвьет завоевал Аулак, поломав "волшебный арбалет".
Был такой. На военное дело повлиял, как пулемёт "Максим" в Европе. Страшное оружие. Вьетнамцы утверждают, что изобрели его во Вьетнаме и даже называют имя создателя. А уж потом арбалет попал к китайцам. Многочисленные рассказчики обогатили легенду яркими подробностями — промышленный шпионаж, диверсии, внедрение жениха-агента, смазывание бронзовых наконечников стрел смертельным ядом, подмена волшебного курка арбалета неволшебным...
Для утверждения о вьетнамском происхождении арбалета нет никаких фактов. Однако первый арбалет раскопали на юге Китая, в 50-х годах прошлого века, в бывшем Чу. Но в гробнице Шу Хуанди нашли десятка два набора бронзовых комплектующих (дерево сгнило). Разброс дат создания — весьма обширен. Называют V-IV-III в.до н.э. Многозарядные приписываются китайскому полководцу Чжугэ Ляну (181-234). Считается, что он по крайней мере его усовершенствовал, сделав не только самозарядным, а прямо залповым — на 2-3 стрелы разом. Есть и отрицающие давность, дескать, не раньше XII-XIII веков.
Но я думаю, что многозарядки были уже IV в. до н. э. Они не умерли даже когда заговорили пушки. И даже пулемёты. Последнее массовое применение этих стрелялок (чо-ко-ну) было зафиксировано во время военных действий японо-китайской войны (1894-1895). А на вооружении и в XX веке имелись.
чо-ко-ну, применявшийся ещё в IV веке до н.э. Благодаря магазинной конструкции он мог выпускать до 10 стрел за 15 секунд
магазин был прост:
стрелы под своим весом опускались до ложа
Арбалет стрелял в 5 раз быстрее самого умелого лучника! Не столь давно устроили соревнование реплики древнекитайского арбалета и самозарядной винтовки — и арбалет не уступил в скорострельности. Были, конечно и недостатки — пришлось отказаться от оперения стрел, снизилась точность. Но не скорострельность была главным козырем арбалета! Стрелять из лука -большое искусство — этому учатся с детства — многие годы. Археологи безошибочно определяют лучников — у них даже кости деформированы. Арбалет не требует вообще никакой учёбы. Можно было брать в армию любого, кто способен сделать рукой усилие в 20 кг и взвести рычаг. Вероятно, обучение могло проходить так:
Курс молодого бойца. "Наставляешь эту штуку на неприятеля и дёргаешь за этот крючок!"
В конце II века правители запретили изготавливать арбалеты частным мастерам. Арбалет даже был внесен в список товаров, которые вообще запрещалось производить. Арбалеты той эпохи были произведением искусства. Китайские мастера делали ложи арбалетов из дерева и покрывали их узорами и лаком. Дерево выбирали настолько твердое, чтобы оно не деформировалось под давлением дуги. Дуга же была не цельная, а составная. В состав входили рог, дерево, сухожилия. И без металла не обойтись. Существовали довольно сложные конструкции, куда входило до 19 бронзовых деталей. Определили, что было там и клеймение деталей и изготавливались детали в разных местах.
Конструкций было создано множество. От лёгких, способных только ранить (стрелы смазывали ядом), до супертяжёлых, стационарных, пробивающих всадника с конём. И способов натяжения тетивы было немало. И рукой и ногой и лёжа на спине, двумя ногами, даже вдвоём, втроём:
Войско тогда наступало плотной толпой и промахнуться было сложно. Арбалетчики в этой толпе есть, но арбалеты тут однозарядные.
В XII веке в Европе на некоторое время арбалеты запрещали продавать, по той причине, что Папа Римский арбалет предал проклятию, сообщив, что арбалеты являются «богопротивным оружием».
Пожалуй, это второе в истории запрещение ОМП (после греков, запретивших лук). В Китае же часто запрещали иметь оружие простолюдинам, на войне же все средства были хороши. Уже в то время применили химическое оружие.
|