Каракатица | Сальпа |
Летающий кальмар | |
Бешеный огурец обыкновенный | Ролик с "бешеным огурцом" (1,12 Мб): |
Не все знают, что Платон — это псевдоним. Настоящее имя — Аристокл. Жил 427-347 гг до н.э. Ученик Сократа, учитель Аристотеля. Подробнее о нём |
Песня моего любимого барда — А.Городницкого |
Орёл Гаруда. На таком летал бог Вишну и другие |
Иисус Навин (Иисус сын Навин, Иехошуа бин-Нун; в исламе Йуша бин Нун или Юша ибн Нун) — согласно Ветхому Завету (Танаху), предводитель еврейского народа в период завоевания Ханаана, преемник Моисея. Его деятельность подробно изложена в Книге Иисуса Навина. Лично я, считая Ветхий завет сборником древней фантастики с крупицами реальности, встроенными для правдоподобия, так же отношусь и к его персонажам. Но - пусть они нереальны, но правдоподобны! (в отличие от реальных, но неправдоподобных типа А.Невского) Возможно, кто-то не знает, что Иисус Навин - не родственник Иисуса Христа, не однофамилец и даже не тёзка. Если в русской и православной традиции имена персонажей одинаковы, то в латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Иисуса Навина передаётся иначе, чем имя Иисуса Христа — Iosue вместо Iesus, да и в исламской традиции Юша вместо Иса. Именно поэтому у нас добавляют "Навин", чтоб не путать, а во всех прочих местах он просто Iosue. Потомок Ефрема, сына Иосифа. Навин он по имени отца — Навин, или Нон (Нун). Носил первоначально имя Осия (Хошеа), но был переименован Моисеем в Иисуса (Йехошуа на древнееврейском), когда был послан шпионом (разведчиком) на задание (разведчик должен иметь "легенду"). Руководил воиннским отрядом, был одним из главных помощников Моисея, когда тот умер, стал вождём и главным священником. После смерти Моисея к Иисусу явился Бог (не уточняется как) и сказал ему: «…встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь твёрд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им.» Вообще-то бог много-много раз являлся разным людям и в разные века и сообщал примерно то же самое. После чего воодушевлённый народ шёл отбирать подаренную богом землю, считая её своею. Однако жители подаренной земли не были извещены о процессе дарения и порой упорно сопротивлялись. Вплоть до полного уничтожения богоизбранного народа. Что поделать, у богов тоже бывают ошибки. Но в данном случае писалось уже постфактум и тут, как правило, пророчество совпадало полностью. Ну, до Евфрата евреи дошли гораздо позднее и в виде пленников, а пока, в самом начале "тёмных веков", когда рушилась держава хеттов, задачка была попроще - взять городок Иерихон. О, это была сверхзадача (для кочевников-скотоводов) - город к этому времени имел истории не меньше, чем 70 веков, до сих пор считается одним из древнейших на планете, вероятно, имел двойные стены (типично хеттская архитектура). Перед взятием Иерихона Иисусу Навину является «вождь воинства Господня» (множество трактовок - и сам бог и кто-то из его подручных), да ещё и с обнажённым мечём. По нормальному толкованию явился незнакомец, подозреваемый в шпионаже, Иисус обнажил меч и тут незнакомец дал дельные советы, как городок взять. Хорошо описано, что в городок проникли и еврейские шпионы, которые укрылись у проститутки Раав, которая своих клиентов не выдала. Затем евреи маршировали вокруг города, производя шум, пока сапёры копали под стенами из простых сырцовых кирпичей, которые рухнули. После этого Иисус приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и даже домашний скот. Пощадили только Раав и её родню. Сам Иерихон был полностью сожжён. Такой геноцид делает Иисуса первым великим преступником, безусловно достойным быть проклятым навечно. Тем не менее ему покланялись как святому. Даже антисемиты. Часто "для удачи" вышивали его изображение на знамёнах. Например, Ермак. Далее, вступив в Землю обетованную, Иисус в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён. Потом Иисус захватил город Гай, а население его истребил полностью, включая детей, как и в Иерихоне. Пять царей — иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский — объединились против израильтян. Однако Иисус победил и каолицию. Бог, вероятно, одобрявший поголовное истребление многобожников, бросал с неба камни во врагов (солнце останавливать мог, а вот оружия в стиле ОМП, пока не изобрёл): «Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом». Вот во время этого сражения Иисус Навин и остановил на небе Солнце и Луну (конечно, не сам, только попросил бога). Пять царей, потерпев поражение, спрятались в одной из пещер. Они были найдены, убиты и повешены на деревьях. Затем еврейское войско захватило города Макед, Ливна и Лахис. Все жители этих городов были также поголовно истреблены. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и тоже истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон: «И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и всё дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона» Вообще-то не стоит думать, что этот Иисус, поддержанный самим богом, был непобедим. При первой попытке взять Гай, израильтяне потеряли 36 человек, потерпев поражение. Расследование поражения показало, что виноват Ахан, утаивший слиток золота, захваченный в Иерихоне. Вот бог и гневается. Ахана забили камнями ("и детей его и скот его - за недоносительство"), затем бог объяснил, как делаются ложные отступления и победа пришла! После побед и раздела ощищенной от иноверцев земли Иисус мирно скончался и погребён на горе Ефремовой. Но пророк Мухаммед создал свою версию биографии Иисуса (и, общаясь с мединскими евреями, вполне мог знать такое, что не дошло до нас ни через христиан, ни через евреев) В исламе Иисус Навин отождествляется с пророком Юшой ибн Нуном, который был послан к сынам Израиля после пророка Мусы (Моисея). Юша был сыном сестры Мусы и продолжателем его дела. Судил на основании законов Таурата (Торы). Юша родился в Египте, был учеником Мусы и его помощником. Вместе с Мусой и народом Израиля ушёл из Египта. Юша был в составе разведывательной группы, которая собирала сведения о амаликитянах. В отличие от своих спутников, Юша и Калиб ибн Юкна (Халев) не испугались амаликитян и выступили за начало войны с ними. Толкователи Корана считают, что под упомянутыми в аяте 5:23 «двумя благочестивыми людьми» имеются в виду Юша и Калиб: «Двое богобоязненных мужчин, которым Аллах оказал милость, сказали: „Входите к ним через ворота. Когда вы войдёте туда, вы непременно одержите победу. Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими“». Израильтяне отказались воевать и даже попытались убить Юшу и Калиба, забрасывая их камнями. В наказание Аллах запретил израильтянам в течение сорока лет вступать на территорию Ханаана. Накануне своей смерти Муса назначил Юшу руководителем израильтян. Юша в течение 6 месяцев (! а не 7 дней) осаждал город Ериху (Иерихон). После показанных чудес, ему удалось захватить город. После захвата Ерихи израильтяне под руководством Юши двинулись на завоевание других городов Ханаана, и в течение семи лет покорили все города и селения этого региона. Среди чудес Юши упоминается то, что когда израильтяне, которые шли в направлении Ерихи, подошли к реке Иордан, воды реки раздвинулись и они сумели пересечь реку и подойти к городу. Во время осады одного из городов Юша стал молить Аллаха о помощи, и в это время произошло землетрясение, и стены этой крепости рухнули. Перед своей смертью он назначил вместо себя лидером израильтян Калиба ибн Юкну. Похоронен предположительно в Наблусе или Алеппо. |
Никола Пуссен. 17-й век. «Победа Иисуса Навина над аморитянами». Солнце заходит за горизонт, но никак не зайдёт. Внизу: Карло Маратт (начало XVIII века, наверно) А тут как раз наоборот! Есть иное толкование - он затмил солнце, чтобы наступила ночь! Предводитель скотоводов прямо римлянин-арестократ, чего быть не может, но красавчик, конечно |
И Солнце стояло на месте, и Луна стояла, пока люди не отомстили своим врагам. Разве это не написано в Сефер а-Яшар? |
Огненное вознесение Илья Пророка. Тот, что остался - Елисей, т.с., ученик |
Икона XVI века в Ладоге. Пишут, что чудо с огнём произошло далеко за полдень. Как он успел управиться с 450 жрецами? Может, было какое-то самообслуживание? |
Примерно так:
Если уж пошла такая... Можно составить списочек вознёсшихся на небо, чтобы никого не обидеть (Рынин явно не знал многих). Например, вавилонские легенды рассказывают о Ксисуфре (аналоге библейского Ноя у халдеев), что он был взят на небо, потому что обрёл милость y Бога, и об Этанаи Гильгамеше. Были и другие, например, Варух. Потом пошла библейская литература - Енох, Илия, Элиезер, слуга Авраама (Элиезер из Дамаска); Авдемелех, эфиоп-раб Седекии, освободивший от смерти Иеремию; Хирам из Тира, строитель Соломонова храма; Явис, Серах, дочь Ашера; Бифья, дочь фараона и приёмная мать Моисея; аморай Иошуа бен-Леви и внук Иегуды Ганаси, имя которого не упоминается. Упёртые талмудисты частично или полностью отвергают всякие вознесения, но что мне до них, я интересуюсь фантастикой и литературными героями. В том же Талмуде рассказывается о четырёх мудрецах, находившихся в раю. Это - Элиша бен-Абуя (I—II вв.), рабби Акива (умер в 137 году), Шимон бен Аззай (первая треть II века) и Бен-Зома (начало II века). Однако, трактовка может быть разной, ибо "войти в рай", "быть в раю" многие истолковывают просто как получение откровений. Да и рай у всех разный: "Меня выпьет Грэй, когда будет в раю!" Как понять? Выпьет, когда умрет, что ли? Странно. Следовательно, он святой, следовательно, он не пьет ни вина, ни простой водки. Допустим, что "рай" означает счастье. Но раз так поставлен вопрос, всякое счастье утратит половину своих блестящих перышек, когда счастливец искренно спросит себя: рай ли оно? Вот то-то и штука. Чтобы с легким сердцем напиться из такой бочки и смеяться, мой мальчик, хорошо смеяться, нужно одной ногой стоять на земле, другой – на небе. Есть еще третье предположение: что когда-нибудь Грэй допьется до блаженно-райского состояния и дерзко опустошит бочечку. Но это, мальчик, было бы не исполнение предсказания, а трактирный дебош. (А.Грин. "Алые паруса") Или вот - Исмаил бен-Элиш, один из десяти мучеников в период Адриановых гонений. Он, рабби Акива и его учитель Нехунья бен-Гакана были известны среди мистиков гаонейского периода под именем «Триумвирата» (едущих на небесной колеснице). Основатель хасидизма, Израиль Баал Шем-Тов, тоже говорил о своём вознесении. Да ещё многие, доведя себя молитвами до экстаза, ловили та-а-кие глюки и рассказывали (с большой фантазией) о своём вознесении. Отдельно можно вспомнить древних греков. Они часто путали вершину Олимпа, небеса и прочие высоты, их смертные герои в мифах бывали там нередко - Геракл немало прочих. римляне тоже - Эней, Ромул... Потом христианство - Христос, дева Мария. Потом мусульманство - пророк Мухаммед, перечисливший встретившихся на небесах вознёсшихся до него (на первенство не претендовал) Потом началась настоящая фантастика, потом реальная фантастика, Монгольфье, Райты, Гагарин... |
Между прочим, Хара Березайти — это гора Березань русских мифов, дарующая молодость. |
Полет царя Кэй-Кауса |
Кагуя-химэ возвращается на Луну. Рисунок ок.1600 г. Если хорошо пофантазировать, то можно углядеть на рисунке ракетный корабль |
Прощание с Кагуей |
о пчеле Поднялась на воздух пчелка, Поднялась на крыльях с дерна; Опахалом нежным машет, Вверх летит на быстрых крыльях. Над двором луны взлетает, Край затронула у солнца И Медведицы лопатку, Семи звезд задела спину, Полетела в погреб к богу, К всемогущему в чуланы. Там, готовилося средство, Там вываривались мази, Там в серебряных кувшинах, В золотых котлах богатых Посредине мед варился, По бокам помягче мази; Мед готовился на солнце, По ночам варились мази. Пчелка, воздуха летунья, Много меду набирает, Также сот как можно больше. Мало времени проходит: Уж жужжит она обратно, Уж назад слетает с шумом; Сто рожков приносит в лапках, Тысячу сосудов разных, Полных медом и водою, Полных мазей чудодейных. | о медведе "Как медведь на свет родился, Как он рос с прекрасным мехом? На соломе ль он родился, В бане ль он, косматый, вырос?" Молвил старый Вяйнямёйнен, Сам сказал слова такие: "Он рожден не на соломе, Не в овине на мякине. Вот где он, медведь, родился, Где рожден с медовой лапой: Возле месяца и солнца И Медведицы небесной, Около воздушной девы, Возле дочери творенья. Шла по воздуху, по краю, Посредине неба дева, На краю какой-то тучки, Шла по самой грани неба, Шла она в чулочках синих, В башмачках гуляла пестрых, И в руке был ящик с шерстью, Короб, полный волосами. Шерсть бросает дева в воду, Волосы бросает в волны. Их укачивают ветры, По воде их движет воздух, Их качает там теченье, Гонят их к прибрежью волны, К мысу сладкому на берег, Там к медвяному лесочку. Миэликки, хозяйка леса, Леса мудрая супруга, На воде клочки сбирает, Шерсть мягчайшую на волнах. Быстро шерсть в комок скатала, Спеленала, положила В короб из коры кленовой, В прехорошенькую люльку, И цепями золотыми Прикрепила эту люльку К веткам, зеленью покрытым, К сучьям прочным, очень крепким. Там качался этот милый, Там баюкали младенца, Под цветущею сосною, Под развесистою елью. Так медведя и взрастила: Вырос он с прекрасной шерстью Посреди лесов медовых, Посреди медовой рощи. | о похищении Солнца и Луны Из избы тут вышел месяц, На кривую влез березу, Вышло солнышко из замка, На сосновой ветке село, Чтобы кантеле послушать И, ликуя, восторгаться. Лоухи, Похъёлы хозяйка, Редкозубая старуха, Тут же солнышко схватила И взяла руками месяц, Унесла с березы месяц И с сосны стащила солнце. Унесла домой с собою, В Похъёлу, страну тумана. Дома прячет светлый месяц В недра пестрого утеса, Солнце,— чтобы не светило,- В глубь горы, железом полной. Говорит слова такие: "Никогда светить не выйдет Из горы на волю месяц, Никогда не выйдет солнце, Коли я не отпущу их, Коль сама не дам свободы, Жеребят доставя девять, От одной рожденных матки!" Если Вы не читали "Калевалу", надо б это сделать. Можно прочитать тут |
Тит Лукреций Кар |
Вознесение Иисуса Христа. Разные художники разных веков. |
Немцы сделали фоторобот Павла. |
Так изображали вознесение Богородицы разные художники. Что характерно — все они игнорировали тот факт, что было ей уже далеко за 60 и нигде не сказано, что она внезапно помолодела |
Падение Симона Волхва в интерпретации разных художников |
Борак | Магомет полетел | Магомет на пятом небе | Магомет на седьмом небе. Встреча с Аллахом |
Пророк Мухаммад видит забавы гурий в райском саду | Магомет инспектирует жилищные условия женщин лёгкого поведения | Пророк Мухаммад в аду видит муки женщин, изменявших мужьям |
Современный вид на место события. 1.11.2013 (фотографировал я). Храмовая гора. Сразу за полицейским патрулём Стена Плача, а а за ней башня — это мечеть Ак-Акса, откуда стартовал пророк. Мечеть была построена в 636 году, неоднократно разрушалась людьми и землетрясением и окончательный вид приняла в 1035 году. |
«Миссионер средневековья рассказывает, что нашёл точку, где небо касается Земли» Гравюра из книги Камилла Фламмариона, раскрашенная Хуго Хайкенвельдером Картина неизвестного художника якобы средних веков, впервые появившаяся в книге Камилла Фламмариона в 1888 году. Хорошо иллюстрирует абсурдность теории плоской земли. А также прекрасный символ путешествий, фантастики и вообще достижения фронтира. Хочется особо подчеркнуть, что, хотя рисунок известен не меньше самого Фламмариона, но никто никогда не нашёл ничего похожего ранее 1888 года. Как минимум лет 40 назад возобладало мнение, что эта всемирно известная гравюра нарисована самим Фламмарионом. На это указывают приёмы и детали, характерные именно для XIX века. А Фламмарион был хорошим художником... |
«Сквозь полымем охваченный простор До новой тверди кони их домчали И понесли к Луне во весь опор Пространством гладким, наподобье стали, Лишенной даже неприметных пор. Уступит по величине едва ли Луна последнему из прочих мест - Земле, включая океан окрест...» |
Лудовико Ариосто кисти Тициана |