Для чего ты пришел в этот мир, человек, Если горек твой хлеб и недолог твой век Между дел ежедневных и тягот? Бесконечна колючками крытая степь. Пересечь её всю — никому не успеть: Ни за день, ни за месяц, ни за год. А.Городницкий |
Небольшое субъективное мнение. Я думаю, что человека создал не труд, как написано в школьных учебниках. А секс. Ничего подобного у прочих видов — от насекомых до супермногоклеточных млекопитающих — просто нет. Вот всякие половые инстинкты у прочих видов порой зашкаливают и даже побивают инстинкт самосохранения. Без этого вид просто не может выжить. Тут человек весьма рядовой субъект, уступит любому кролику. Но это очень краткий период, когда инстикт требует — размножайся или умри, если неспособен. А вот способность и желание увлекаться этим в любое время года и дня в течение всей взрослой жизни и даже идти на немалые материальные жертвы — на это способны только люди. Как тонко заметил Игорь Иртеньев: Не ради жизни продолженья А ради счастья на земле Впрочем, не будем углублять тему. |
Чатал-Гуюк. Реконструкция |
Изобразительное искусство из Гёбекли-Тепе. 12 тысяч лет назад... |
Колесница аккадцев |
Низовья Междуречья, V тысячелетие до н.э. |
Урук. 3400 г до н.э. Что тут написано, расшифровать не удалось Реконструкция храма в Тепе-Гавра близ Мосула. Убейдский период. IV тыс. до н. э. Из раскопок Телль-эль-Убейда, по которому получила название дошумерская культура. Найдены в захоронениях вот такие фигурки (много) изображающие людей обоего пола, но очень худые и с ящероподобной головой. Учёные пока не смогли однозначно определить назначение. В связи с чем кое-кто видит в них изображение пришельцев-прогрессоров Классическая клинопись Карта Междуречья III тысячелетия до н.э. Статуэтка из Ниппура. Примерно XXI век до н.э. Вероятно, шумер с женой. Очень трогательно |
Возможно, царица Пуаби в том наряде выглядела так |
Этот шлем из электра (золото с серебром) некогда украшал голову Мескаламдуга (по шумерски «Герой доброй страны») — одного из первых лугалей шумерского города Ур, XXVI век до н. э. В «Шумерском царском списке» не упоминается, поскольку, очевидно, владел лишь Уром, а не всем Шумером. Шлем был похищен во время грабежа Багдадского музея в апреле 2003 года. В Британском музее хранится его гальванопластическая копия Гильгамеш. Древнейшее изображение стела Коршунов (осколок) Рельеф с изображением Ур-Нанше. Корзина с кирпичами на голове царя много веков спустя превратилась в корону Надпись означает: Богиня Бау никогда не откажется от своей любви к Урукагине Вот на таких конусах написана история реформ Урукагины Иллюстрация 1914 года |
Умма — город-государство в южной части Древней Месопотамии, на территории современного Ирака. Название города то ли шумерское, то ли аккадское, это не установлено. Общинный бог — Шара, воскресающий и умирающий бог плодородия. Непрерывно воевала с городом Лагаш. Первым известным энси (правителем) Уммы был Уш. В его правление вспыхнул конфликт с Лагашем из-за плодородной полосы Гуэден, которая проходила между границами Уммы и Лагаша. В сражение с лагашцами, Уш был разбит, а Умма вынуждена подчиниться Лагашу. Следующий энси, Энкале возможно был ставленником лагашского царя Эанатума и выплачивал тому дань. После смерти Энкале, когда царская власть перешла в руки Ур-Лумы, Умма смогла вернуть себе самостоятельность. Ур-Лума отложился от Лагаша и перестал платить дань. Он также совершил поход против правящего там царя Энанатума I. Однако уммийцы не смогли взять город и отступили. После смерти Ур-Лумы, власть перешла к Илю, который вероятно был жрецом. Около 2350 до н. э. Иль совершил военный поход против Лагаша. Опять из-за контроля над полосой Гуэден. Иль также не смог взять Лагаш, был побеждён и вынужден опять выплачивать дань Лагашу. Умма попала в зависимость к Лагашу, но вероятно всё-таки продолжала сохранять большую долю самостоятельности. В 2336 до н. э. власть в Умме перешла к Лугальзагеси, который считается самым величайшем энси Уммы. Именно в его правление Умма достигла вершины могущества в Месопотамии. Лугальзагеси смог покорить города Урук и Ниппур (священный город шумеров) и остальные города Междуречья. Однако уммийцы не могли считать себя гегемонами страны пока оставался давний враг Уммы — город Лагаш. В 2313 до н. э. Лугальзагеси начал войну против правящего там царя реформатора Урукагины. Война была тяжёлая и кровопролитная, уммийцы разрушили и разорили многие общинные храмы между Уммой и Лагашем. Однако и в этот раз Лугальзагеси не смог добиться успеха — столица Лагаша, город Нгирсу не был взят. А затем на территорию Уммы вторглась армия аккадского царя Шаррумкена (Саргона Великого). Лугальзагеси выступил против аккадцев, но в решающей битве его армия была разгромлена. Сам он попал в плен и был казнён. Могущество Уммы было сломлено, город утратил значимость, и больше никогда не представлял значимую политическую силу в Месопотамии. |
Маска Саргона Древнего из Ниневии |
Нелюдей, несметные орды, Гутиев, что не знают запретов, Поведением — люди, да разуменьем — собаки, Обликом — сущие обезьяны, Их Энлиль из гор вывел! Словно полчища саранчи покрыли землю. Руки, словно сети-ловушки, по приказу его Над полями простерли. Из-под руки их ничто не уходит. Их руки никто не избегнет. Гонцы по дорогам больше не ходят. Перевозчики через реку не перевозят. Коз прекрасных Энлилевых из загонов угнали, Подпасков с ними вместе погнали. Коров из хлевов они угнали, Пастухов вместе с ним погнали. Колодники ныне несут стражу, Разбойники засели на дорогах. Створки всех городских ворот Страны брошены в грязь |
— О, град! Твои головы да наполнят колодцы! Пусть никто в том граде да не выберет друга! Братья друг друга пусть не узнают! Его девы в женском своем покое воистину да будут зверски убиты! Пусть старик рыдает в своем собственном доме над убитой супругой! Пусть, словно голуби, вопят в своих гнездах! ...Пусть твой скотобоец убьет супругу, Тот, кто режет овец, пусть зарежет сына! Пусть толпа ребенка, для святости избранного, в реку бросит! Пусть блудница твоя в воротах постоялого дома повесится! Пусть жрицы-матери от детей своих отвернутся! ...Пусть дитя лелеемое, к тонким яствам привыкшее, на траве валяется! Пусть благороднейший житель твой Покрытие крыши пожирает! Петлю ременную, что в доме отца его, Пусть разгрызает своими зубами! Во дворце, что на радость построен, пусть поселится унынье! Пусть вопит злой дух степей безмолвных! /Плач гибели Аккада/ |
Гудеа. Статуя находится в Лувре |
Цилиндрическая печать периода III династии Ура изображающая сидящего царя Ур-Намму, которому божество представляет одного из его вельмож. Надпись гласит: «Ур-Намму, могучий герой, царь Ура, Хашхамер, энси города Ишкур-Син, его слуга». |
Считают, что амореи выглядели так |
Эшнунна — древний город в бассейне реки Диялы, левого притока реки Тигра. Современное городище Телль-Асмар («Бурый холм») на территории Ирака, северо-восточнее Багдада. Столица ближневосточной области Варум, расположенной в плодородном районе между Диялой и горами на востоке. Династия независимых царей появляется там ок.2025 г. до н.э. и три столетия город играет важную роль в Междуречье. Пока Хаммурапи не покончил с её независимостью. |
Остатки дворца Зимри-Лима в Мари |
Стела Хаммурапи в Лувре законы высечены в базальте навечно |
Митанни (Ханигальбат в ассирийских текстах, Нахарин(а) в египетских и семитских) — древнее государство (XVII—XIII вв. до н. э.) на территории Северной Месопотамии и прилегающих областей. Население Митанни состояло из хурритов и семитов, официальными языками были хурритский и аккадский. Столица Митанни — Вашшуканни (Хошкани) располагалась на источнике реки Хабур. Предполагается, что этот город стоял на месте современного города Серекани в Сирии. |
Ассирийцы сажают на кол пленных. Барельеф из Ниневии А тут сдирают кожу |
Царь Израиля на коленях перед Салманасаром III |