вернёмся на старт?

History of Rocketry and Astronautics - 1986 г.


  1. Эли Карафоли, Михай Нита. Румынское ракетостроение в 16 веке (Elie Carafoli, Mihai Nita, Romanian Rocketry in the 16th Century) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 3-8) в pdf - 1,83 Мб
    "Было обнаружено, что средневековый манускрипт, недавно обнаруженный в Сибиу, городе в центральной Румынии, содержит важную новую информацию о разработке и изготовлении пороховых ракет. Рукопись из Сибиу, написанная от руки на старонемецком языке, представляет собой "колигатум" (лат.: связка) с текстами трех авторов. Последний из этих авторов, Конрад Хаас, служил начальником артиллерийского арсенала в Сибиу с 1529 по 1569 год; его часть рукописи, посвященная ракетной технике, является предметом данной статьи. (...) Глава "О ракетах", написанная Хаасом где-то между 1529 и 1569 годами, в этой рукописи описывает деятельность автора по изготовлению ракет в Сибиу совместно с местными пиротехниками. (...) Исследования, проведенные за последние несколько лет, подтвердили тот факт, что рукопись из Сибиу была написана в 1569 году. это старейший из известных до настоящего времени документов, содержащий ссылки и конкретные данные, касающиеся конструкции многоступенчатых ракет. На рисунке 1 Хаас приводит эскиз двойной ракеты, которую в наши дни назвали бы "двухступенчатой ракетой". Принцип действия этой ракеты довольно схож с тем, по которому в наши дни разрабатывается двухступенчатая ракета. (...) Интересно отметить, что на этом рисунке отделение первой ступени не требуется. Компания Haas предусмотрела полное потребление энергии первым двигателем во время сгорания топлива. (...) Успешные эксперименты, проведенные с такими ракетами, привели компанию Haas к созданию трехступенчатой ракеты (рис. 2). (...) Помимо увеличения дальности полета за счет использования ракетной системы с последовательным зажиганием, следует отметить интересные решения для обеспечения наведения и стабильности полета. Нетрудно заметить, что решения, принятые Хаасом, были несколько более совершенными, чем древнекитайская "огненная стрела". (...) Страницы рукописи также отражают наличие ценного опыта в области пиротехники, перенятого у местных ремесленников, как в области производства пороха, так и его ингредиентов. Таким образом, Хаас описал методы, используемые румынскими аборигенами в Трансильвании для получения селитры и производства угля, который мог бы обеспечить контролируемое сгорание пороха. (...) Помимо данных, указанных выше, он также содержит многочисленные подробности, касающиеся конструкции каждого составного элемента корпуса, испытаний и различные эксперименты с реактивной техникой, разумное распределение топлива в ступенях ракеты и т.д. Деятельность Хааса и влияние, которое он оказал, нашли мощный отклик у других авторов, как современников, так и продолжателей. (...) С учетом этого, Сибиу 1529 года представляет собой отправную точку в истории современной ракеты. (...) Рисунок на рисунке 4 представляет собой (...) изображение маленького летающего домика на вершине ракеты и может быть истолкован как наивное представление Хааса о будущем пилотируемом полёте. Хаас завершил свою рукопись фразой: "Но мой совет - больше мира, а не войны". Это чувство, передававшееся веками, возможно, найдет свое воплощение в современном обществе и, таким образом, оправдает надежды всего человечества".
  2. Ингмар Скуг. Шведский ракетный корпус, 1833-1845 (Åke Ingemar Skoog, The Swedish Rocket Corps, 1833-1845) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 9-22 в pdf - 3,54 Мб
    Через несколько лет после английской бомбардировки Копенгагена в 1807 году шведские ученые получили возможность изучить некоторые ракеты, которыми пользовались англичане. В 1810-х и 1820-х годах проводились испытания боевых ракет типа Конгрива, например, 3-дюймовой [7,6 см] боевой ракеты с 3-фунтовым [1,4 кг] снарядом. Наиболее интересным типом ракеты была 2-дюймовая (5,1 см) ракета с треугольным крылом конструкции Vailliant вместо направляющей рукоятки. Шведские ракетные войска состояли из 74 человек, обслуживавших 8 пусковых установок, которые были доставлены на ракетных тележках. Организация была такова, что ее можно было легко удвоить до 16 станков для ракет, что, как считалось, соответствовало количеству, необходимому на войне. Однако в 1845 году ракетный корпус был расформирован, но был отдан приказ сохранить по два пусковых станка с ракетами в каждом артиллерийском полку до середины 1860-х годов.
  3. Фрэнк Х. Винтер. Барон Винценц фон Августин и его ракетные батареи: история австрийского ракетостроения в 19 веке (Frank H. Winter, Baron Vincenz von Augustin and His Raketenbatterien: A History of Austrian Rocketry in the 19th Century) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 23-41 в pdf - 3,83 Мб
    Из многих военных ракетных предприятий XIX века австрийское было крупнейшим и наиболее совершенным. Превосходство Австрии привело к развитию других ракетных систем, как непосредственно по военным или политическим каналам, так и косвенно, путем имитации. Таким образом, австрийский пример является квинтэссенцией современного состояния в Европе в период после Конгрива и позднего Конгрива. Именно выдающиеся заслуги английских ракетных войск в битве при Лейпциге ("Битве наций") в 1813 году непосредственно привели к созданию австрийской системы. Австрийский адъютант, майор артиллерии Винценц фон Аугустин, был свидетелем действий ракетных войск, и их странное, новое оружие вдохновило его на создание аналогичных войск для своей страны. Августин начал проводить эксперименты самостоятельно. К 1815 году он убедил власти разместить австрийские ракетные войска в полевых условиях, используя ракеты его собственной конструкции, и к 1817 году были официально сформированы первые из великих ракетных батарей (Raketenbatterien). В период своего расцвета, в 1850-х годах, австрийский истеблишмент разросся до огромного батальона численностью 600 человек, а их ракетное вооружение считалось лучшим в Европе. Они также были одними из самых активных ракетных войск на континенте, особенно активно участвуя в подавлении мятежей итальянцев и венгров во время кровавых революций в Австро-Венгрии 1848-49 годов. Поскольку после 1860 года обычная артиллерия австрийцев заметно повысила точность стрельбы, их реактивные снаряды не могли за ней угнаться. Вскоре они были объявлены устаревшими. С постепенным роспуском Ракетной батареи в начале 1860 года и ее окончательным упразднением в 1867 году большинство европейских стран последовали примеру этой ведущей страны в области ракетостроения и аналогичным образом отказались от своих некогда "грозных ракетчиков". Столетие пережили только спасательные и сигнальные ракеты.
  4. Иштван Гюрги Надь. Венгерское ракетостроение в 19 веке (István György Nagy, Hungarian Rocketry in the 19th Century) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 42-50 в pdf - 476 кб
    Развитие венгерской ракетной техники в прошлом [19-м] веке было тесно связано с памятными историческими событиями, происходившими в этой стране в 1848-1849 годах. Во время войны за независимость недавно сформированная венгерская армия остро нуждалась в большом количестве различного современного оружия, в том числе и боевых ракет. Правительство приступило к решению этой задачи, с одной стороны, закупая оружие за рубежом, а с другой - налаживая его производство в стране. Также велись переговоры с британским изобретателем Уильямом Хейлом о поставке его бесконтактных ракет со стабилизацией вращения для венгерской армии. Эти переговоры не принесли удовлетворительного результата. Шандор Мозер, бывший унтер-офицер ракетного корпуса "Августин", появился в октябре 1848 года со своим проектом ракеты. Вместе со своими товарищами он несколько упростил ракеты типа "Августин". Получив положительные результаты с этими ракетами весом 3 и 6 фунтов [от 1,4 до 2,8 кг], национальный оружейный завод приступил к их производству. Помимо упомянутых типов ракет, на заводе также производились ракеты весом 4 и 7 фунтов [от 1,8 до 3,2 кг]. (...) Венгерский ученый Лайош Мартин в 1856 году разработал конструкцию ракеты со стабилизацией вращения. Приоритет Уильяма Хейла как изобретателя ракеты со стабилизированным вращением не подлежит сомнению. Тем не менее, все указывает на то, что Мартин был первым, кто разработал математический метод определения напряжений для ракет указанного типа. Таким образом, Мартин был одним из пионеров в области теории ракетной техники.
  5. Митчелл Р. Шарп. Невоенное применение ракет в 17-20 веках (Mitchell R. Sharpe, Non-military Applications of the Rocket Between the 17th and 20th Century) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 51-72 в pdf - 1,09 Мб
    В хронологическом порядке разработки и использования описаны ракеты гражданского назначения с 17-го по 20-й века. В обсуждении не рассматривается использование ракет для фейерверков, поскольку это достаточно подробно описано в стандартных исторических источниках, которые цитируются. Она начинается с использования голландцами ракеты для приведения в действие китобойных гарпунов в 17 веке. История китобойной ракеты прослеживается до ее упадка в конце 19 века и приводятся причины, по которым она, вероятно, не получила широкого распространения. Далее речь пойдет о спасательной ракете, которая появилась в конце 18-го века. В нее входит дополнительное использование ракеты для распыления масла. Также к 19 веку относится начало создания зондирующих ракет, благодаря работе Альфреда Мауля, которая предвосхитила работу Годдарда. В 20 веке ракеты гражданского назначения были разнообразными и их было несколько. В этом контексте обсуждаются ракеты, используемые для приведения в движение автомобилей и планеров. Также рассказывается об использовании ракет для доставки почты.
  6. Педро Матеу Санчо. Использование военных ракет типа "Конгрив" испанцами в 19 веке: хронология (Pedro Mateu Sancho, The Use of Congreve-Type War Rockets by the Spanish in the 19th Century: A Chronology) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 73-77 в pdf - 216 кб
    В статье описывается развитие ракетной техники в Испании. Луис Колладо в своем "Руководстве по стрельбе из лука" (1592) говорит об использовании ракет испанцами в первой половине XV века. Следующие упоминания, на которые стоит обратить внимание, относятся к войне за независимость (19 век), начавшейся в Севилье с производства ракет в Севилье, их применения французами в Кадисе (1810-1811), а затем англичанами и испанцами в Бадахосе (1812). В 1815 году они были использованы против французов при осаде Барселоны. Запуски на море происходили в Гаване и Латинской Америке, а позже (в 1835 году) во время Первой карлистской войны, как описано в статье "Cohetes a la Congreve" в Артиллерийском мемориале (1844), где есть подробное описание. В 1859 году королевским указом были организованы флотилии и отправлены на войну в Африку.
  7. Хуан Малукер. Обзор ракетной техники и астронавтики в Испании (Juan J. Maluquer, A Survey of Rocketry and Astronautics in Spain) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 78-101 в pdf - 1,37 Мб
    Эта статья основана на работе автора "Данные по истории астронавтики в Испании до 1939 года", дополненной некоторыми новыми данными, недавно полученными в ходе исследований. Это исследование представлено в систематизированном виде; автор считает, что это первая публикация, охватывающая всю область астронавтики в Испании до 1951 года. Данные, использованные в этом исследовании, можно найти в ряде документов, брошюр, книг и обзоров, хранящихся в государственных и частных библиотеках Испании, а также в государственных архивах. Статья состоит из четырех частей: [1] Ракеты; [2] Исследования и реализации; [3] Распространение идеи; [4] Космическая научная фантастика.
  8. Владислав Гейслер. "История развития ракетной техники и астронавтики в Польше" (Wladislaw Geisler, History of the Development of Rocket Technology and Astronautics in Poland) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 102-111 в pdf - 3,46 Мб
    Ракеты использовались в Польше на протяжении нескольких сотен лет. Татары использовали ракетное оружие на польской территории, вероятно, еще в 13 веке. Ян Длугош, польский историк XV века, описывая битву при Легнице (1241), упоминал, что татары несли высоко над своими войсками головы драконов, изрыгавших огонь и дым на польских рыцарей, которые после этого были уже не в состоянии сражаться. Архитектор Валенти Себиш (1577-1657), живший во Вроцлаве, был также известен как конструктор ракет. Он оставил множество чертежей и описаний ракет. Наибольшая заслуга в развитии ракетной техники в Польше - и в значительной степени в Европе - принадлежит Казимежу Семеновичу, который служил заместителем начальника королевской артиллерии при короле Польши Владиславе IV. Семенович был автором книги "Artis Magnae Artilleriae - Pars Prima" (лат.: Искусство великой артиллерии, часть первая), написанной на латыни и напечатанной в 1650 году. На протяжении более чем 100 лет книга Семеновича была известна как лучшее руководство для обучения европейских артиллеристов. Семенович очень систематично описал новейшие ракеты, их конструкцию и виды топлива, а также описал свои собственные ракеты; например, трехступенчатую и двухступенчатую конструкцию, первой ступенью которой, по сути, была ракетная батарея. Во время битвы при Грохове 25 февраля 1831 года начальник штаба Ноябрьского восстания генерал Прадзинский успешно применил "ракеты Конгрива" против русской кавалерии. Теоретические возможности использования ракет для полета за пределы земной атмосферы были представлены в 1895 году молодым Мечиславом Вольфке, впоследствии профессором Варшавского технического университета. Францишек Абдан Улински начал изучать проблемы полетов ракет в 1913 году. В 1920 году он опубликовал в венском журнале "Der Flug" статью об использовании электрических частиц, выбрасываемых ракетой с "катодом", для приведения ее в движение. В 1932-33 годах Ари Штернфельд, родившийся в Серадзе (недалеко от Лодзи), написал свое "Введение в космонавтику". 6 декабря 1933 года он представил свое достижение в астрономической обсерватории Варшавского университета. Как мы знаем, траектории, рассчитанные Штернфельдом для "космических путешествий" в 1933 году, были реализованы 25 или 30 годами позже при запуске многих искусственных советских и американских спутников Земли. В 1935 году Ари Штернфельд эмигрировал в СССР, а в 1937 году опубликовал свою первую книгу на русском языке.
  9. Аркадий А. Космодемьянский. Первые работы К. Э. Циолковского и И. В. Мещерского по ракетодинамике (Arkady A. Kosmodemiansky, First Works of K. E. Tsiolkovsky and I. V. Meschersky on Rocket Dynamics) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 115-124 в pdf - 346 кб
    Изучение архива К.Э. Циолковского, хранящегося в Академии наук СССР, подтверждает, что он начал систематическое изучение теории движения ракет в 1896 году. В 1898 году он разработал строго математические решения.
  10. В. Н. Сокольский. О работах С. С. Неждановского в области полетов, основанных на реактивных принципах, 1880-1895 гг. (V. N. Sokolsky, On the Works of S. S. Nezhdanovsky in the Field of Flight Based on Reactive Principles, 1880-1895) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 125-139 в pdf - 6,84 Мб
    Сергей Сергеевич Неждановский (1850-1940) - советский ученый и изобретатель, сравнительно хорошо известный своими работами в области авиационной науки и техники. Однако до недавнего времени в научно-технической и исторической литературе практически не упоминались его исследования в области реактивных полетов. Интерес Неждановского к теоретическим возможностям реактивного движения возник в конце XIX века. В его рукописных заметках содержится ряд чрезвычайно оригинальных идей, некоторые из которых имеют фундаментальное значение и представляют значительный интерес для историков техники. Неждановский предложил использовать для ракетных двигателей жидкие топлива, в том числе азотную кислоту или оксид азота; он изучал такие вопросы, как подача топлива в камеру сгорания с помощью насосов и использование одного из компонентов топлива для охлаждения стенок камеры сгорания; он обратился к проблеме определения количества энергии, необходимого для полетов на реактивных двигателях, и предложил использование воздушно-реактивных двигателей для одновинтовых и двухвинтовых вертолетов.
  11. Фриц Сикора. Гвидо фон Пирке. Австрийский пионер астронавтики (Fritz Sykora, Guido von Pirquet. Austrian Pioneer of Astronautics) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 140-155 в pdf - 1,30 Мб
    В Британской энциклопедии вы найдете, что треть пионеров астронавтики происходили из Австро-Венгерской монархии. Одним из них является Гвидо фон Пирке (1889-1966). В этой статье представлена краткая биография и подробно рассмотрен его вклад в развитие астронавтики. - Пирке пришел к выводу, что запуск пилотируемого межпланетного корабля с Земли невозможен, поскольку космический корабль стал бы настолько тяжелым, что общее поперечное сечение реактивных двигателей было бы слишком большим, чтобы его можно было разместить даже в самой большой из мыслимых базовых площадей космического корабля. Но в то же время Пирке, рассчитав ситуацию для старта с космической станции, доказал возможность межпланетного полета. Эти два вывода лежат в основе его работы и показывают важность космической станции как необходимого условия для пилотируемого межпланетного полета. В этом контексте следует упомянуть, что космическая станция, вращающаяся вокруг Луны, уже была реализована во время полетов "Аполлона" на Луну. Благодаря этому методу требования к посадке на Луну были существенно снижены. Пирке в свое время резюмировал свои результаты следующим образом: "Таким образом, вся проблема сводится к теоретической осуществимости, к вопросу о том, является ли строительство космической станции конструктивно осуществимым..." Следовательно: "Для того, чтобы осуществить космический полет, достаточно будет реализовать космическую станцию". Даже сегодня величина ракеты, необходимой для взлета с Земли на соседние планеты с пилотируемыми космическими аппаратами, представляет проблему, в то время как ракеты, необходимые для строительства космической станции и для полета с нее к планетам, уже существуют. Пирке был первым, кто спроектировал космическую станцию, и он продолжал вносить интересные предложения в этой связи, которые часто были настолько прогрессивными, что даже эксперты выступали против него. - Справедливость заявлений Пирке остается неоспоримой. Особый интерес представляет космическая станция - ценная конструкция, продемонстрированная Пирке, которая, вероятно, будет реализована в самом ближайшем будущем.
  12. Роберт Э. Роберсон. Эволюция концепций управления ориентацией космических аппаратов до 1952 года (Robert E. Roberson, Evolution of Spacecraft Attitude Control Concepts before 1952) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 156-169 в pdf - 620 кб
    Те, кто разрабатывал первые концепции космических полетов, пионеры авиации, были, вполне естественно, озабочены проблемами тяги. Без тяги аппарат не оторвался бы от земли, а вопросы вспомогательных функций, какими бы важными они в конечном счете ни были, были чисто академическими. Тем не менее, удивительно, что проблема управления ориентацией космического аппарата (или стабилизации) в периоды полета без двигателя была настолько незначительной, что ее можно было признать потенциально играющей решающую роль в эксплуатационной полезности аппарата. Первые систематические исследования этой проблемы как области, относящейся к отдельной подсистеме, начались только в 1952 году. Тем не менее, в предшествующие полвека эта тема не полностью отсутствовала в литературе по астронавтике. В этой статье рассматривается эволюция концепций управления ориентацией в астронавтической литературе до 1951 года. Кратко рассматривается сущность проблемы управления ориентацией, определяются ее составляющие - датчики и приведение в действие, а также проводится тщательное различие между управлением во время полета с включенным двигателем и без него. В рамках этого обзора рассматриваются работы Циолковского, Гоманна, Оберта, Эсно-Пелтери и Годдарда, хотя цитаты приводятся не только этими авторами. Материалы конца 1940-х и начала 1950-х годов первоначально были представлены в виде отчетов компаний, распространение которых было строго ограничено. Только недавно они стали доступны для общего ознакомления. Хотя их влияние на развитие событий того времени является спорным [только с научной точки зрения], они рассматриваются здесь, поскольку представляют собой своего рода сводку существующих точек зрения на ориентацию космического аппарата и управление им на удобную дату.
  13. И. А. Кольченко, И. В. Стражева. Идеи К. Э. Циолковского об орбитальных космических станциях (I. A. Kol'chenko, I. V. Strazheva, The Ideas of K. E. Tsiolkovsky on Orbital Space Stations) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 170-175 в pdf - 308 кб
    Уже в своих самых ранних работах по астронавтике К. Э. Циолковский предложил использовать орбитальные станции для сборки и запуска межзвездных космических аппаратов. В более поздних публикациях он обсуждал использование орбитальных станций в качестве лабораторий для астрономических, биомедицинских, промышленных и технических исследований в космосе. Он считал наиболее важным аспектом этих исследований возможность обеспечения жизни человека в космосе в течение как можно более длительного периода времени. В ряде своих работ Циолковский развивал идею о том, что покорение других планет Солнечной системы должно начинаться с создания системы орбитальных станций вокруг этих планет. Человечество создаст огромные населенные кольца "городов в эфире" на орбитах вокруг планет и звезд. Он предложил построить полноценную орбитальную станцию из секций, которые должны быть отправлены отдельно от земли, и обеспечить систему орбитальной станции солнечной энергией; он предложил создать искусственную гравитацию в некоторых отсеках орбитальной станции и создать замкнутую систему жизнеобеспечения, использующую солнечную энергию, предназначенную для обеспечения экипажа продовольствием и кислородом.
  14. Рамон Каррерас. Проект ракетного транспортного средства Ф. Г. Меца Ариаса (Ramón Carreras, F. Gómez Arias' Rocket Vehicle Project) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 176-185 в pdf - 2,45 Мб
    Идея использования ракет в качестве потенциальной авиационной двигательной установки возникла в Испании в 19 веке. Работа Ф. Гомеса Ариаса (1828-1900) заслуживает упоминания в "Истории астронавтики" наряду с работами русского Кибальчича и немца Гансвиндта. Ф. Гомес Ариас - первый автор, представивший подробный проект пилотируемого самолета с ракетным двигателем (1872). Его "Воспоминания об аэродинамических движителях" (Memoria sobre la propulsi´n aereo-dyn´mica) были представлены на "Первой выставке в марте-октябре 1872 года", которая проходила в Барселоне (сентябрь-октябрь 1872 года). В первой части, озаглавленной "Подъем и направление полета аппаратов тяжелее атмосферы", Гомес Ариас описал конструкцию ракетного самолета почти за десять лет до Кибальчича. Он дает подробное описание летательного аппарата, на котором пилот-оператор находился в маленькой лодке. Хотя проект Гомеса Ариаса представлял собой бескрылый серийный ракетный аппарат вертикального взлета, он не рассматривал возможность полета за пределы земной атмосферы, и единственной специальной защитой, которую он предложил для воздухоплавателя, была защита от ветра. В более поздней работе Гомес Ариас использовал специальный скафандр для подъема на воздушном шаре в атмосферные области, недоступные для дыхания, и описал несколько систем запаса и восстановления воздуха. Это, вероятно, первая конструкция скафандра.
  15. Т. М. Мелькумов. О принципиально новых источниках энергии для ракет в ранних работах пионеров астронавтики (T. M. Mel'kumov, On Fundamentally New Sources of Energy for Rockets in the Early Works of the Pioneers of Astronautics) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 186-194 в pdf - 467 кб
    Первые усилия пионеров ракетостроения и техники, естественно, были связаны с использованием химической энергии топлива. Однако все создатели теории ракет ясно понимали огромное значение скорости истечения газов из струи ракетного двигателя и поэтому теоретически искали новые источники энергии, которые могли бы обеспечить более высокие скорости космических аппаратов и более дальние управляемые полеты.
  16. Ирен Зингер-Бредт. "История серебряной птицы: мемуары" (Irene Sänger-Bredt, The Silver Bird Story: A Memoir) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 195-228 в pdf - 7,93 Мб
    "Между этими двумя датами [1935 и 1964], упомянутыми выше и представляющими собой почти 30 лет работы человека в течение всей его жизни, произошла история технического проекта под названием "Silbervogel" (по-немецки "серебряная птица") в мечтах его создателя [Эйгена Зенгера (1905-1964)], и известен также под несколькими другими названиями (...) Все эти названия относятся к пилотируемому восстанавливаемому летательному аппарату, который эксплуатируется как в воздухе, так и в космосе, особенно для использования в качестве первой ступени ракет-носителей или, соответственно, для транспортировки, снабжения и комплектации спасательного оборудования для пилотируемых космических станций. В зависимости от региона своего полета и типа миссии аппарат сможет двигаться по баллистической или аэродинамической траектории и будет сочетать в себе свойства ракеты-носителя с приводом от двигателя и аэродинамического планера. Создание такого аэрокосмического транспортного средства позволило бы устранить существовавший до сих пор странный пробел в развитии астронавтики, исторический фон которого будет кратко рассмотрен в первую очередь. (...) На самом деле Зенгера, как и многих других инженеров-космонавтов второго поколения, к делу всей его жизни привело влияние Германа Оберта. Однако с самого начала он держался независимо от конкретной программы Оберта по ее реализации. (...) Эйген Зангер прожил недостаточно долго, чтобы увидеть воплощение своей мечты о "Серебряной птице". Однако за 3 года до своей смерти, 12 апреля 1961 года, он узнал, что россиянину Юрию Гагарину впервые удалось совершить пилотируемый орбитальный полет вокруг Земли. Более чем через 5 лет после его смерти, 21 июля 1969 года, американец Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. С этого события началась "межпланетная фаза пилотируемых космических полетов", предсказанная Зенгером в 1959 году на некоторое время в начале 1970-х годов. С появлением американского "Спейс шаттла" был сделан первый шаг к созданию аэрокосмического транспортера Зенгера. Пусть воплотится в жизнь дерзкий девиз юности Ойгена Зенгера: "Тем не менее, мои серебряные птицы будут летать!""
  17. Игорь А. Меркулов. Основные этапы развития теории прямоточных реактивных двигателей (Igor' A. Merkulov, Basic Stages in the Development of the Theory of Ram-Jet Engines) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part I, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 229-238 в pdf - 474 кб
    В истории развития теории прямоточных воздушно-реактивных двигателей можно выделить следующие основные периоды: [1] разработка фундаментальных положений теории прямоточных воздушно-реактивных двигателей (1929-1939); [2] первые экспериментальные исследования прямоточных воздушно-реактивных двигателей на стендах и в полете (1932-1941); [3] исследование процессов, происходящих в прямоточных воздушно-реактивных двигателях (1939-1940); [4] разработка теории гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей; [5] теоретическая разработка проблем космических прямоточных воздушно-реактивных двигателей.
  18. Виктор Н. Сокольский. Сравнительный анализ конструкций и внедрения транспортных средств, основанных на реактивных двигателях, предложенных в девятнадцатом и начале двадцатого веков (Victor N. Sokolsky, Comparative Analysis of the Designs and Implementation of Vehicles Based on Reactive Propulsion Proposed During the Nineteenth and Beginning of the Twentieth Centuries) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 3-24 в pdf - 1,02 Мб
    В этой статье приводятся результаты сравнительного анализа проектов реактивных самолетов и реально построенных реактивных самолетов, основанных на применении реактивного принципа, в 19-м и первой половине 20-го веков. На основе обзора существующих научных и исторических материалов, относящихся к проблеме реактивных полетов, автор показывает, что все спроектированные и построенные в этот период самолеты можно разделить на следующие группы: [1] Проекты реактивных самолетов, предназначенных для полетов по воздуху (19 век). [2] Проекты космических летательных аппаратов, предназначенных для полетов в межпланетном пространстве (конец 19-го - начало 20-го века). [3] Летательные аппараты с реактивным двигателем (принцип ракетной динамики для определения подъемной силы), летные испытания которых проводились в 1920-х и 1930-х годах. [4] Реактивные летательные аппараты (принцип аэродинамики для определения подъемной силы), летные испытания, проведенные в 1930-х и 1940-х годах. - Кроме того, в статье различные типы летательных аппаратов разделены на подгруппы в соответствии со структурой, типами используемого топлива и другими факторами, связанными с для строительства и использования электроэнергии. На основе проведенных исследований в докладе делается попытка установить определенные закономерности и тенденции, характеризующие развитие реактивной и космической ракетной техники в рассматриваемый период.
  19. Фредерик И. Ордуэй III. "Предполагаемый вклад Педро Э. Паулета в ракетную технику на жидком топливе" (Frederick I. Ordway III, The Alleged Contributions of Pedro E. Paulet to Liquid-Propellant Rocketry) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 25-41 в pdf - 2,13 Мб
    В исторических трудах, посвященных истории жидкостной ракетной техники, часто упоминается имя Педро Э. Паулета. Столь же часто информация, представленная о его вкладах, носит отрывочный характер, что неизбежно вызывает сомнения в ее достоверности. Даже беглое исследование показывает, что с начала 1930-х годов использовались только вторичные источники, что объясняется тем фактом, что оригинальная документация скудна, неясна и ее чрезвычайно трудно получить. Паулет, перуанский инженер-химик, ставший дипломатом, провел большую часть своей профессиональной дипломатической карьеры в Европе. Исследования показывают, что его заявление о том, что он является предшественником жидкостной ракетной техники, основано на письме, которое он написал из Рима 23 августа 1927 года и которое было опубликовано в номере газеты "El Comercio" от 7 октября в Лиме, Перу. В нем он описывает эксперименты с жидкостными ракетными двигателями, которые он проводил в Париже тридцатью годами ранее, будучи студентом. Каким-то образом это письмо или, по крайней мере, отчет о его содержании попал в поле зрения пишущего по-немецки энтузиаста ракетостроения русского происхождения Бориса А. Щершевского, который описал его в своей книге "Ракета для полета" (1929). Опираясь на этот источник и его производные, многие последующие авторы отводили Паулету, возможно, незаслуженное место в истории ракетостроения. В этой статье сначала рассматривается предполагаемый вклад Паулета, представленный Щершевским (и более поздними авторами, основывающими свой анализ на его книге), а затем сравнивается с несколькими оригинальными источниками, доступными в Перу. Делается вывод, что нет убедительных доказательств того, что Паулет действительно проводил эксперименты с ракетами на жидком топливе в последнем десятилетии 19-го века; однако опровергнуть его утверждения по-прежнему невозможно. Статья сопровождается иллюстрациями и обширными цитатами из перуанских документов, включая перевод на английский всего текста письма Паулета от 23 августа 1927 года.
    - Педро Э. Паулет, "Ракетный корабль" (Pedro E. Paulet, El "buque cohete"[The "rocket ship"]) (на испанском) «El Comercio», 07.10.1927 в jpg - 635 кб
  20. Евгений Сергеевич Щетинков. Основные направления научно-технических исследований в Научно-исследовательском институте реактивного движения (РНИИ), 1933-1942 (Yevgeny S. Shchetinkov, Main Lines of Scientific and Technical Research at the Jet Propulsion Research Institute (RNII), 1933-1942) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 43-57 в pdf - 5,57 Мб
    Ракетный научно-исследовательский институт (РНИИ) был создан в Москве в октябре 1933 года на базе двух организаций, ранее занимавшихся ракетными исследованиями: Лаборатории газовой динамики (ГДЛ) и Государственной группы реактивного движения (ГИРД). РНИИ был коллективом энтузиастов-специалистов в области ракетостроения, которые верили в великое будущее ракетной техники и, несмотря на нехватку средств, занимались интенсивными теоретическими и практическими исследованиями. НИИ был настоящей научно-исследовательской организацией, имевшей в своем распоряжении испытательную базу, научные лаборатории, мастерские, летно-испытательную станцию и стартовый комплекс. За 10 лет было опубликовано более 120 научных работ в 19 изданиях и монографиях. Проекты, выполненные в РНИИ, были разного типа. Целью некоторых из них было практическое применение ракет в интересах обороны страны. Многие другие проекты касались возможности пилотируемых космических полетов. Также изучались различные разделы теоретических и прикладных наук в ракетостроении (например, проблемы газовой динамики, тепло- и массообмена и т.д.). Ниже кратко рассматриваются направления деятельности РНИИ.
  21. Юрий А. Победоносцев. Об истории развития твердотопливных ракет в Советском Союзе (Yuri A. Pobedonostsev, On the History of the Development of Solid-Propellant Rockets in the Soviet Union) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 59-63 в pdf - 265 кб
    В отчете описывалась работа первой советской организации по созданию ракеты, работающей на твердом топливе, которая начала свою работу в 1921 году и впоследствии получила название газодинамической лаборатории (ГДЛ). Первые ракеты, приводимые в движение бездымным порохом, были испытаны там 3 марта 1928 года, и в них уже были представлены все основные части, из которых состоят современные твердотопливные ракеты. В период с 1928 по 1933 год ГДЛ произвела и испытала множество различных типов пороховых ракет различного веса и габаритов, но проблема заключалась в том, как добиться стабильности их различных характеристик и точности полета по заданной траектории. Эти ракеты были дополнительно усовершенствованы в РНИИ (Ракетно-исследовательском институте), где в результате серии тщательных исследовательских работ, описанных в отчете, был создан ряд усовершенствованных типов пороховых ракет в комплекте с пусковой платформой, предназначенных для широкого применения. Успех этих ракет во многом обусловил концентрацию на развитии ракетной техники в СССР после 1945 года, что привело к такому выдающемуся прогрессу в области космонавтики.
  22. Михаил К. Тихонравов, В. П. Зайцев. Об истории стратосферного ракетного зонда в СССР, 1933-1946 (Mikhail K. Tikhonravov, V. P. Zaytsev, On the History of the Stratospheric Rocket Sonde in the USSR, 1933-1946) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 65-78 в pdf - 2,02 Мб
    Стратосферные ракеты используются для исследования верхних слоев атмосферы, под которыми в данном случае понимается вся атмосфера, за исключением тропосферы. Ракеты, которые исследуют тропосферу, называются "метеорологическими". В этой статье приведены краткие описания нескольких ракет, построенных в СССР в период с 1934 по 1946 год.
  23. Леонид Сергеевич Душкин. Экспериментальные исследования и планирование проектирования в области жидкостных ракетных двигателей, проводившиеся в 1934-1944 годах последователями Ф. А. Цандера (Leonid S. Dushkin, Experimental Research and Design Planning in the Field of Liquid-Propellant Rocket Engines Conducted Between 1934-1944 by the Followers of F. A. Tsander) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 79-97 в pdf - 5,37 Мб
    На основе своих теоретических и практических работ Ф.А. Цандер основал свою школу по теории и конструированию реактивных двигателей. Имеющиеся записи за период 1934-44 годов свидетельствуют о влиянии школы Ф.А. Цандера на часть работ, выполненных в СССР в этот период его учеником и последователями. В отчете перечислены некоторые исследования и работы по жидкостным ракетным двигателям, выполненные при непосредственном участии автора.
  24. Леонид С. Душкин, Евгений К. Мошкин. Анализ жидкостных ракетных двигателей, разработанных Ф. А. Цандером (Leonid S. Dushkin, Yevgeny K. Moshkin, Analysis of Liquid-Propellant Rocket Engines Designed by F. A. Tsander) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 99-105 в pdf - 372 кб
    Выдающийся ученый, занимавшийся исследованием широкого круга проблем теории реактивного движения и межпланетных полетов, Ф. А. Цандер значительную часть своих усилий уделял практическим инженерным и конструкторским задачам, направленным на создание экспериментальных жидкостных ракетных двигателей, пригодных для использования в летательных аппаратах различных типов. В настоящем отчете предпринята попытка рассмотреть практические работы Цандера по жидкостным ракетным двигателям более подробно, чем в предыдущих исследованиях, на основе сохранившихся архивных материалов, а также на основе личных воспоминаний авторов отчета, поскольку им посчастливилось быть его учениками и работал под его руководством в ГИРДЕ над жидкостными ракетными двигателями в 1932-1933 годах.
  25. Фридрих Шмидль. Ранние почтовые ракеты в Австрии: мемуары (Friedrich Schmiedl, Early Postal Rockets in Austria: A Memoir) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 107-112 в pdf - 1,43 Мб
    В этой статье описываются испытания, проведенные автором в период с 1918 по 1935 год, с использованием почтовых ракет, управляемых ракет с дистанционным и автоматическим управлением, а также ракет, оснащенных камерами. Далее рассматриваются подводные стрельбы ракетами, ракетными группами и многоступенчатыми ракетами. Описаны запуск ракеты с воздушного шара, а также с модели самолета с реактивным двигателем. В этом отчете представлены некоторые технические подробности и дается интерпретация явлений, наблюдаемых в ходе технических разработок.
  26. Рудольф Небель. Ракетный полет на Луну - от идеи к реальности: мемуары (Rudolf Nebel, Rocket Flight to the Moon - From Idea to Reality: A Memoir) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 113-121 в pdf - 3,65 Мб
    Автор описывает эволюцию своего интереса к авиации и ракетостроению, которая началась в 1908 году, когда в возрасте 14 лет он построил планер, а затем фотоаппарат, с помощью которого делал снимки со своего планера. В 1932 году он работал над схемой международной ракеты с радиусом действия 1000 км, которая легла в основу ракеты "Фау-2", а также написал книгу под названием "Ракетенфлюг" с проектом будущей пилотируемой космической станции. В 1937 году Германский рейх конфисковал патенты и выплатил лицензионный сбор в размере 75 000 реалов (рейхсмарок).
    [Эти утверждения не могут быть подтверждены.]
  27. Альфред Валдис. "Истоки астронавтики в Швейцарии" (Alfred Waldis, Origins of Astronautics in Switzerland) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 123-133 в pdf - 426 кб
    Швейцария не претендует на роль первопроходца в астронавтике, и сегодня наша страна не входит в число ведущих государств в этой области. Кроме того, вклад Швейцарии не может быть оценен в масштабах более крупных стран. Однако при более внимательном рассмотрении можно обнаружить некоторые смелые и новаторские идеи и эксперименты, созданные швейцарскими учеными и исследователями. Одним из первопроходцев был физик-экспериментатор, профессор Огюст Пикар. Его исторический полет на воздушном шаре на большой высоте 27 мая 1931 года с целью научных исследований привлек внимание всего мира. Вместе с инженером Полом Кипфером Пикар поднялся почти на 16 000 метров для проведения измерений радиации. В области аэродинамики высоких скоростей, применяемой в ракетной технике, профессор Дж. Аккерет был ведущим ученым Швейцарии. Аккерет был убежден, что будущее пилотируемых полетов связано с аэродинамикой самых высоких скоростей. Именно он ввел термин "Число Маха" в честь знаменитого физика Эрнста Маха. Аккерет оказал решающее влияние на развитие аэродинамики высоких скоростей своими публикациями по газовой динамике, аэродинамическим силам на крыльях, пограничным слоям в сжимаемом потоке и теории ракет. Он начал читать лекции о ракетной технике в 1941-1942 годах. Его статья "Комментарии к ракетной теории" окончательно обозначила интерес швейцарцев к вопросам космоса. Строительство первой большой трансзвуковой аэродинамической трубы замкнутого типа на кафедре аэродинамики Федерального технологического института в Цюрихе под руководством профессора Аккерета в 1933-1934 годах произвело сенсацию в научных кругах и открыло путь для гораздо больших работ в области ракетной аэродинамики. Другим дальновидным швейцарским пионером в области ракетных двигателей был инженер Йозеф Штеммер. После множества небольших экспериментов, начавшихся в 1925 году, в 1934 году ему удалось создать то, что он назвал "достаточно удачной формой" испытательного стенда для реактивного двигателя. В период с 1934 по 1945 год компания Stemmer создавала различные ракетные двигатели и испытательные стенды. Учитывая ограниченные финансовые средства, эксперименты Йозефа Штеммера пришлось проводить в очень скромных масштабах. Штеммер продолжал свои эксперименты с летающими моделями и испытательными стендами вплоть до 1945 года. Альфред Стеттбакер занимался химией ракетного топлива и производством взрывчатых веществ, в том числе самого опасного из них - "Пентринит". В своей книге о взрывчатых веществах, опубликованной в 1933 году, он четко предсказал использование ракет в качестве оружия дальнего действия "в следующей войне". Другая работа, опубликованная в 1948 году, включала главу, озаглавленную "Ракета, или выстрел на большую дальность", в которой описывались различные виды ракетного топлива и добавлялись комментарии к ракетному оружию. баллистическая экспертиза. Разработка швейцарской ракеты с дистанционным управлением началась в 1946 году. В результате аэродинамических испытаний на этой ракете были добавлены поверхности хвостового оперения для управления наведением после завершения сгорания и продольно перемещаемые крылья для управления изменением центра давления. Вопрос о том, какой вклад Швейцария может внести в решение аэрокосмических проблем в будущем, остается вопросом государственной поддержки. Сегодня (в 1972 году) у Швейцарии нет национальной космической программы. Несмотря на частые разочарования, дух первопроходца не покинул швейцарских инженеров и ученых. Но до тех пор, пока отсутствуют средства для реализации даже скромных проектов, их деятельность остается ограниченной.
  28. Мечислав Суботович. Развитие ракетной техники и космических исследований в Польше (Mieczyslaw Subotowicz, The Development of Rocket Technology and Space Research in Poland) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 135-151 в pdf - 5,24 Мб
    В истории развития ракетной техники в Польше можно выделить три периода: (1) с начала и до последних десятилетий XIX века: создание и практическое применение примитивных пороховых ракет, используемых для фейерверков и военных целей; (2) последние годы XIX века вплоть до настоящего времени, начало Второй мировой войны: основные экспериментальные работы по реактивному движению и ранние теории ракетной техники и космических полетов; (3) после Второй мировой войны: современные исследования и стремительное развитие ракетной техники, ее мирное и военное применение, проблемы космических исследований и пути их решения; человеческий фактор в космических исследованиях.
  29. Малина. Исследовательский проект реактивного движения Корпуса ввс США, Проект GALCIT №1, 1939-1946: Мемуары (F. J. Malina, The U.S. Army Air Corps Jet Propulsion Research Project, GALCIT Project No. 1, 1939-1946: A Memoir) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 153-201 в pdf - 12,4 Мб
    Автор рассказывает о том, как в 1939 году в Калифорнийском технологическом институте при поддержке правительства США был начат первый исследовательский проект по созданию ракетных двигателей для летательных аппаратов. Сначала она проводилась под эгидой Национальной академии наук, а затем Корпуса армейской авиации. Проект был начат Теодором фон Карманом и тремя участниками исследовательского проекта Galcit, автором Джоном У. Парсонсом и Эдвардом С. Форманом.
  30. Эрнст А. Штайнхофф. Разработка немецкой системы наведения и контроля A-4, 1939-1945: мемуары (Ernst A. Steinhoff, Development of the German A-4 Guidance and Control System 1939-1945: A Memoir) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 203-215 в pdf - 693 кб
    Когда в Пенемюнде в Померании разрабатывались первые баллистические ракеты, инерциальные системы наведения были недостаточно развиты, чтобы взять на себя задачу наведения ракет А-4. Однако траектория полета этих ракет длилась всего шестьдесят семь секунд, в отличие от ракет-носителей, предназначенных для доставки спутников или космических аппаратов, что делало использование инерциальных компонентов наведения менее проблематичным. Участки полета с включенным двигателем были подвержены высоким ускорениям, что усугубляло проблему системных ошибок, но короткое время полета с включенным двигателем с точки зрения накопления ошибок при первом и втором интегралах ускорения делало эти эффекты менее серьезными. Поэтому оказалось возможным использовать акселерометры в инерциальной системе отсчета, что позволило баллистическим ракетам стать независимыми от стационарных станций радионаведения. Мы стремились провести ракету по заранее рассчитанной оптимальной траектории без ошибок наведения и управления, что позволило бы нанести удар на желаемой дальности и в нужном направлении (баллистическая траектория). Точность компонентов аппаратуры наведения и разброс тяги силовой установки, включая погодные аномалии, привели к тому, что разброс в три сигмы составил менее одной десятой процента от диапазона для различных рассматриваемых методов наведения и отключения тяги. На практике ошибки действительно существуют, и график движения не соблюдается идеально. Не существовало действующих акселерометров, обладающих требуемой точностью для достижения целей допуска A-4. Для решения этой задачи использовались другие методы радиотехнического сопровождения и наведения по радио. Они позволяли непрерывно измерять и обновлять скорость и направление полета. - Осенью 1939 года мы решили начать разработку нескольких методов определения траектории полета А-4 и мониторинга, основанных на использовании гироскопических и инерциальных систем отсчета, а также электронного оборудования определения дальности и слежения, используя одновременное однократное и многократное интегрирование ускорений на траектории полета для вычисления мгновенных векторов скорости и дальности. Мы выбрали этот подход, поскольку было неочевидно, какой из рассмотренных методов или комбинаций методов будет успешным, особенно с учетом того, что преднамеренные электронные контрмеры могут сильно повлиять на точность методов радиосвязи. - Современный технологический прогресс, связанный с первыми разработками баллистических ракет в Пенемюнде, должен занять видное место в истории стремительного технологического прогресса двадцатого века.
  31. С. Старк Дрейпер. Эволюция технологии аэрокосмического наведения в Массачусетском технологическом институте, 1935-1951: мемуары (C. Stark Draper, The Evolution of Aerospace Guidance Technology at the Massachusetts Institute of Technology 1935-1951: A Memoir) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 219-252 в pdf - 3,28 Мб
    Начиная с 1930-х годов и продолжая до настоящего времени, автор и лаборатория приборостроения (позднее - подразделение лаборатории Чарльза Старка Дрейпера Массачусетского технологического института - организация, с которой он был связан около 35 лет) прилагали неустанные усилия для разработки технологии аэрокосмического наведения. В 1930-х годах, работая преподавателем на факультете авиационной техники Массачусетского технологического института, автор разрабатывал теорию, проектировал приборы, создавал аппаратуру наведения и проводил летные испытания самолетов. Результаты экспериментов были интерпретированы, теория сопоставлена с наблюдениями, и результаты были представлены в качестве учебного материала для его занятий. В своем преподавании автор занимался теорией создания более точных приборов, включая средства указания вертикали, и в конце 1930-х годов его ученики выполнили ряд диссертаций по этим темам. Первая инерциальная система, которая была спроектирована и сконструирована, получила название Febe ( Феба Аполлона, бога солнца). Она была спроектирована, сконструирована и впоследствии испытана в полете между Бостоном и Райт Филд в 1948 году. Хотя производительность по-прежнему была незначительной, Febe продемонстрировала большой потенциал инерциальных систем, и элементы этой системы стали частью более сложной инерциальной системы наведения, разработанной, сконструированной и испытанной в 1950-х годах.
  32. Р. Каргилл Холл, Спутники Земли, первый взгляд военно-морских сил Соединенных Штатов (R. Cargill Hall, Earth Satellites, a First Look by the United States Navy) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 253-277 в pdf - 1,82 Мб
    Исследования Земли со спутников, проведенные Военно-морским бюро аэронавтики на поздних этапах Второй мировой войны, были вызваны (1) стремительным развитием ракетной техники в стране и за рубежом в военное время, (2) встречей между членами группы технической разведки союзников и немецкими специалистами по ракетостроению с ракетной базы Пенемюнде, а также (3) сведения о баллистической ракете "Фау-2" и ее потенциальном применении, опубликованные в открытой литературе и в современных разведывательных отчетах. Эти исследования проводились до изобретения транзистора, разработки твердотельных схем и распространения цифровых компьютеров; они были дополнительно осложнены вопросами использования спутников, военной юрисдикции, техническими трудностями, связанными с одноступенчатой водородно-кислородной ракетой-носителем, а также прогнозируемыми затратами и экономией на данный момент. Разумно предположить, что одно из этих условий или их сочетание могло бы помешать осуществлению проекта в последующие годы. Контр-адмирал Стивенс, человек твердых убеждений, предположил, что третья фаза военной программы в 1947-1948 годах будет включать в себя техническое предприятие колоссальных масштабов, без особых перспектив на скорое возвращение инвестиций. Без широкого внутреннего интереса или совместного спонсорства спутниковой программы он решил не продолжать. Если в течение всего этого периода среди сотрудников исследовательских бюро оставался заметен живой энтузиазм, то влиятельные представители оперативного подразделения Военно-морского флота, как правило, не знали об этих исследованиях потенциального применения спутника или, по крайней мере, не были в восторге от них. С другой стороны, Военно-воздушные силы - относительно новая служба, в основном занимающаяся полетами в воздухе за пределами атмосферы, - активно занялись исследованиями спутников. Вдохновленные работой военно-морского флота, военно-воздушные силы вскоре отдали приказы об активной институциональной поддержке программы создания спутника Земли на самых высоких уровнях командования. Этот интерес поддерживался, он зависел от развития необходимых технологий и достиг кульминации в полетах спутников Thor-Agena и Atlas-Agena, которые начались одиннадцать лет спустя, в 1959 году. Хотя чаяниям Хэвиленда, Холла и их коллег из Военно-морского флота суждено было осуществиться не так быстро, как им хотелось, в конце 1940-х годов для астронавтики была пройдена историческая веха. Техническая осуществимость космических полетов - в отличие от теоретической осуществимости этой деятельности, разработанной Годдардом, Циолковским, Обертом и другими в начале этого столетия, - была окончательно установлена и официально признана. Задаваемые вопросы и ответы на них будут больше касаться не теории астронавтики, а практических аспектов того, когда и как использовать спутники, а также их полезности. Ответы на эти вопросы появятся в течение следующего десятилетия.
  33. Джордж Х. Осборн и др. Разработка жидкостно-водородных ракетных двигателей в компании Aerojet, 1944-1950 (George H. Osborn et al., Liquid-Hydrogen Rocket Engine Development at Aerojet, 1944-1950) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 279-324 в pdf - 5,55 Мб
    Многие из первых пионеров ракетостроения изучали возможность использования жидкого водорода в качестве топлива, но серьезные проблемы с обращением, связанные с его экстремальными физическими свойствами, несколько обескураживали. Интерес к методам и устройствам, используемым для сжижения газообразного водорода, значительно возрос в середине 1940-х годов, когда стало ясно, что методы обработки могут быть разработаны в соответствии с этой проблемой, чтобы удовлетворить постоянно растущие потребности в жидком водороде в области фундаментальных исследований. В ходе программы ракетных исследований и разработок, проводимой компанией Aerojet, было необходимо спроектировать, построить и эксплуатировать установку по сжижению водорода производительностью более 12 фунтов [5,4 кг] в час. Эта установка была крупнейшей из известных в то время установок по сжижению водорода и была рассчитана на непрерывную 24-часовую работу. Большой опыт в обращении с низкотемпературными жидкостями был накоплен в результате производства и переработки примерно 7400 фунтов [3360 кг] жидкого водорода в течение примерно шести месяцев. В рамках основной цели, ради которой была построена установка, была разработана высокоэффективная форсунка для использования с топливной смесью из жидкого водорода и жидкого кислорода, рассчитанная на тягу в 400 фунтов [180 кг]. Затем была разработана тяговая камера весом 3000 фунтов [1360 кг], которая работала при удельном импульсе в диапазоне от 93 до 99 процентов от теоретического. Было продемонстрировано, что перекачка жидкого водорода в ракетном двигателе с турбонаддувом вполне осуществима и может быть осуществлена с помощью одноступенчатого центробежного насоса.
  34. Ф. Цвикки. В двух шагах от Вселенной: мемуары (F. Zwicky, A Stone's Throw into the Universe: A Memoir) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 325-337 в pdf - 604 кб
    Мальчишкой в Швейцарских Альпах я бросал камни через реки и снежки в церковь, забираясь так высоко, как только мог, не думая ни о чем конкретном, кроме как о том, чтобы стать лучшим. Однако моя попытка сбросить камни (искусственные метеориты) с Земли должна была стать лишь первым шагом в более целенаправленной цепи событий. То, что я на самом деле намеревался сделать во внеземном пространстве, относится, по сути, к 1928 году, когда Джордж Эллери Хейл, в честь которого назван весь комплекс обсерваторий Калифорнийского технологического института и Института Карнеги в Вашингтоне, получил грант в размере шести миллионов долларов на строительство 200-дюймового телескопа Хейла и необходимые вспомогательные устройства. В то время трое из нас, которые были физиками в Калифорнийском технологическом институте (Синклер Смит, Джон Стронг и я), переключили нашу основную научную деятельность с физики на астрофизику, а также на наблюдательную и экспериментальную астрономию, которая в конечном итоге включала использование как оптических, так и радиотелескопов, а также воздушных шаров, ракеты, вращающиеся вокруг земли искусственные спутники и космические корабли. Все эти приборы, позволяющие подниматься на большие высоты и в отдаленные внеземные пространства, стали доступны благодаря техническим разработкам во время Второй мировой войны, в которых я принимал участие в качестве директора по исследованиям инженерной корпорации Aerojet (позже Aerojet General Corporation). Наша практическая деятельность в области ракетостроения во время Второй мировой войны и в последующее десятилетие завершилась запуском (16 октября 1957 года) с ракеты "Аэроби" первого рукотворного объекта в межпланетное пространство, а также изобретением, конструкцией и производством как крупномасштабных ракет, так и новых видов топлива, различные новые силовые установки, такие как авиационные, аэрорезонатор (двигатель buzz bomb), гидроимпульсные, гидротурбореактивные и терраджетные двигатели.
    [Вопрос о том, действительно ли Цвикки удалось запустить "искусственный метеор" в межпланетное пространство, вызывает сомнения.]
  35. Фрэнк Дж. Малина. Первая американская программа создания ракет дальнего радиуса действия и освоения космоса: проект ORDCIT Лаборатории реактивного движения, 1943-1946: мемуары (Frank J. Malina, America's First Long-Range-Missile and Space Exploration Program: The ORDCIT Project of the Jet Propulsion Laboratory, 1943-1946: A Memoir,) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 339-383 в pdf - 8,56 Мб
    Автор рассказывает о событиях, начавшихся в 1943-м, которые привели к началу в Калифорнийском технологическом институте Америки первой исследовательской программы по разработке ракетных двигателей для ракет дальнего радиуса действия и освоения космоса. Программа была спонсирована Министерством боеприпасов США в январе 1944 года и получила название ORDCIT (аббревиатура от ORDnance, Калифорнийский технологический институт). Основой для прогресса был анализ производительности и дизайна дальнобойных реактивных снарядов, сделанных Цянь Сюэсэнь и автор, и сопроводительную записку фон Кармана приготовленные 20 ноября 1943-го. Описывается работа, начатая над созданием ракеты "КАПРАЛ" с автоматической системой наведения. Автор рассказывает о своем опыте во время командировок в Англию и Францию в 1944 и 1946 гг. Наконец, обсуждаются исследования, проводимые по проблеме полета за пределы Земли с помощью ракет и запуска спутников Земли, включая возможность использования ядерной энергии для приведения в движение ракет.
  36. Вильгельм Х. Пикеринг, Джеймс Х. Уилсон. Обратный отсчет до освоения космоса: мемуары Лаборатории реактивного движения, 1944-1958 (Wilhelm H. Pickering, James H. Wilson, Countdown to Space Exploration: A Memoir of the Jet Propulsion Laboratory, 1944-1958) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 385-421 в pdf - 7,44 Мб
    Весной 1944 года я принял приглашение Теодора фон Кармана, директора авиационной лаборатории Гуггенхайма Калифорнийского технологического института (GALCIT), присоединиться к новому исследовательскому проекту военного времени. Этому способствовало открытие союзниками крупных и энергичных разработок в области ракетостроения, которые немцы вскоре представили миру под названием "Фау-2". В то время в нашей стране не существовало разработок или исследований в области ракетных аппаратов и ракет большой дальности, которые могли бы соответствовать задаче, стоящей перед "Фау-2". Фон Карман предложил запустить такую программу, а Army Ordnance предложила спонсировать исследования в лаборатории реактивного движения Калифорнийского технологического института. Этот двухмерный процесс смешения ракетных технологий и прикладных наук, с одной стороны, и Калифорнийского технологического института и правительства - с другой, дает возможность увидеть перспективу развития лаборатории от разработки V-2 до запуска Explorer 1, а также является ключом к пониманию того, как развивается лаборатория. результаты. Моя цель в этих мемуарах - рассмотреть этапы этого роста и отразить процесс микширования как часть подготовки к исследованию космоса.
  37. Джозеф Каплан, "История аэрономии: мемуары" (Joseph Kaplan, The Aeronomy Story: A Memoir) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 423-427 в pdf - 251 кб
    В кратких мемуарах не будет предпринята попытка дать полную картину того, как исследования ионосферы в конечном итоге привели к исследованиям в космосе, но вместо этого этот отчет будет по сути автобиографическим. Такой подход основан на том, что относительно немногие ученые были ответственны за признание важности физики и химии верхних слоев земной атмосферы, а также от дополнительных тем, что некоторые из них были в первую очередь ответственны за значительное воздействие, что в верхних слоях атмосферы по международному сотрудничеству в области науки.
  38. Милтон У. Розен. Ракета "Викинг" (Milton W. Rosen, The Viking Rocket: A Memoir) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 429-443 в pdf - 1,71 Мб
    Ракета "Викинг" была задумана в 1946 году научно-исследовательской лабораторией ВМС США как средство для исследования верхних слоев атмосферы. "Викинг" была первой крупной американской ракетой, разработанной для этих целей. Она должна была заменить ракету "Фау-2", когда запасы трофейных "Фау-2" были исчерпаны. В общей сложности 12 "Викингов" занимались исследованиями верхних слоев атмосферы; из них семь были успешными в том смысле, что они достигли высот более 150 км и провели значительные измерения в верхних слоях атмосферы. Среди них - самые высокие на тот момент измерения плотности воздуха и ветров, первые измерения состава положительных ионов на больших высотах, самые высокие экспозиции эмульсий космических лучей и фотографии Земли на самых высоких высотах за те ранние годы. Однако историю Викингов лучше всего рассказывать через истории их появления на свет, и я выбрал четыре из них, чтобы рассказать о них более подробно. Сводные данные о деятельности двенадцати викингов представлены в таблицах в конце этой статьи.
  39. Роберт Р. Гилрут. От острова Уоллопс до проекта "Меркурий", 1945-1958: мемуары (Robert R. Gilruth, From Wallops Island to Project Mercury 1945-1958: A Memoir) (на англ.) in: R. Cargill Hall (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Third through the Sixth History Symposia of the International Academy of Astronautics, Part II, San Diego, California, 1986 г. (reprint of a NASA conference publication of 1977), стр. 445-476 в pdf - 4,74 Мб
    Группа, разработавшая концепцию Mercury, в значительной степени вышла из состава бывшего Национального консультативного комитета по аэронавтике (NACA). Ракетный полигон на островах Уоллопс, которым управляет NACA, был важным фактором в развитии этой группы. Концепция капсулы "Меркурий" и, по сути, весь план по отправке человека в космос были замечательны своей элегантной простотой, но в то же время это был смелый и нетрадиционный подход, вызвавший серьезные споры. Однако он продемонстрировал принципы, которые были настолько обоснованными, что их предполагалось применять также при разработке и эксплуатации программ полетов "Джемини" и "Аполлон". Период, охватываемый этими мемуарами, простирается от основания острова Уоллопс в качестве ракетного полигона в мае 1945 года до создания проекта "Меркурий" в 1958 году. С наступлением космической эры прежнее NACA исчезло и стало называться NASA. Многие из тех, кто работал над исследовательскими проектами на острове Уоллопс и развивал их, помогали в создании ядра Космической целевой группы, группы, которая должна была руководить проектом "Меркурий". К ним присоединились другие сотрудники НАСА, а также специалисты из армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил, а также из промышленности. Большая часть работ на острове Уоллопс и в НАКА в годы, предшествовавшие началу космической эры, проводилась в поддержку программы создания баллистических ракет в Соединенных Штатах. Если бы не усилия по разработке баллистических ракет, у нас не было бы знаний о спускаемых устройствах, системах наведения или других факторах, таких как сами ракеты-носители, которые должны были сделать возможным пилотируемый полет в космос за столь короткий промежуток времени после наступления космической эры. Первый американский астронавт облетел вокруг Земли всего через три с небольшим года после создания НАСА, и все же Советский Союз был первым, кто отправил человека в космос. Юрий Гагарин совершил полет в апреле 1961 года, почти на год раньше, чем Джон Гленн в капсуле "Дружба-7".
Статьи в иностраных журналах, газетах 1987 г.

Статьи в иностраных журналах, газетах 1986 г.