Рейнджер-1 был первым в серии стандартизированных космических аппаратов, предназначенных для фотографирования поверхности Луны во время их падения на Луну и доставки простых капсул на поверхность. Космический аппарат состоял из трубчатого центрального корпуса, соединенного с шестиугольной основой, содержащей основное оборудование, необходимое для управления и связи. Питание осуществлялось от солнечных батарей и серебряно-цинковой батареи. Конкретная миссия Ranger I состояла в том, чтобы проверить производительность новых технологий, предназначенных для оперативных миссий Ranger, а также изучить природу частиц и полей в межпланетном пространстве. Его предполагаемая орбита составляла 60 000 х 1,1. миллион километров. Рейнджер 1 был первым американским космическим аппаратом, использовавшим опорную орбиту вокруг Земли до своего полета в дальний космос. Но верхняя ступень Agena B отключилась почти сразу после ее зажигания для транс-лунного перелёта (вместо работы в течение 90 секунд). Зонд оставался на низкой околоземной орбите (501 х 168 километров), и телеметрия прекратилась к 27 августа, когда основная батарея разрядилась. КА сгорел в атмосфере Земли три дня спустя. Причина сбоя Agena была связана с неисправным выключателем, который преждевременно перекрыл поток красной дымящей азотной кислоты в ракетный двигатель.

Как и его предшественник, Ranger II был разработан для работы на высокоэллиптической орбите Земли, которая вывела бы его в глубокий космос за пределы Луны. Планировщики миссий ожидали, что в течение пяти месяцев эксплуатации они смогут проверить как КА, так и провести ключевые научные эксперименты для изучения космической среды в течение длительного периода. Поскольку КА Block I (Ranger I и II) не имели ракетного двигателя, они не могли изменять свои траектории. При этой попытке Ranger II, как и его предшественник, не смог покинуть низкую околоземную орбиту, а Agena B не смогла включить РД. На низкой орбите Ranger II потерял ориентацию на Солнце, а затем, в конечном счете, потерял энергию и вошел в атмосферу 19 ноября 1961 года. Наиболее вероятной причиной сбоя была неисправность гироскопа с управлением по крену в системе наведения Agena B. В результате ступень использовала всё топливо системы ориентации для своего первого включения. Во время второго включения, ДУ не включился (нет топлива в ориентации!)

вернёмся на старт?

Статьи в иностранных журналах, газетах 1961 г. (май - декабрь)


  1. *Один полетит завтра в космической капсуле (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «Beaver County Times», 1.05.1961 в jpg - 72 кб
    Алан Шепард, Вирджил Гриссом, Джон Гленн.
  2. *Ракета готова (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «Beaver County Times», 1.05.1961
    «Ме[ркурий]-Ре[дстоун]-3», башня обслуживания и кран «сборщика фруктов» [стояли сегодня готовые к первой пытке Америки] отправить человека в космос (текст утрачен –П.)
  3. *Эксперты дают пилоту большие шансы на полет (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «Reading Eagle», 1.05.1961
    Мыс Канаверал, штат Флорида. Отлично подготовленный американец попытается уснуть сегодня ночью, зная, что утром он может полететь в космос.
    Шансы 100 к 1, что он благополучно пройдет через это – оценка эксперта.
    Где-то после рассвета его могут пристегнуть в космической капсуле наверху сравнительно маленькой ракеты.
    Спустя, вероятно, 100 минут ракета «Редстоун» швырнет его на 115 миль вверх и на 290 миль на юг над Атлантикой.
    И все-же, его «Редстоун» меньше чем на одну десятую часть настолько мощен, как та чудовищная ракета, что в прошлом месяце запустила Юрия Гагарина в космический полет вокруг Земли длительностью 108 минут.
    Все равно, это первый сравнительно безопасный шаг в программе, которая до конца этого года даст американцу такой-же захватывающий полет вокруг планеты.
    Даже сам космический пилот знает, что существует некоторый риск – говорит источник, близкий к астронавтам. Но это привычный риск для человека с опытом испытания мощного самолета.
    Невиданные меры предприняты, чтобы гарантировать безопасность космического пилота. Все, что может отказать в космической капсуле, сделано с дубликатом, так что один экземпляр всегда будет готов к работе.
    Над ракетой уже начался обратный отсчет и люди готовят ее к полету.
    Два возможных космических пилота, чьи имена даже сейчас все еще остаются в секрете, готовятся к полету. Один из них отправится, а второй будет находиться в готовности, если что-то – даже легкая простуда – заменит первого.
    Эти двое выбраны из трех известных имен: Джон Хершель Гленн-младший, подполковник морской пехоты из Конкорда, штат Огайо; Алан Бартлетт Шепард-младший, коммандер ВМС из Ист-Дерри, штат Нью-Гемпшир, и Вирджил Айвен Гриссом, капитан ВВС из Митчелла, штат Индиана.
    В день запуска эти двое поднимутся в 2:30 ночи, примут душ и побреются в своих изолированных жилых помещениях ангара S, на расстоянии 15 минут пути от ждущей ракеты.
    Это будет напряженное утро – с медицинским осмотром и сложным процессом надевания космического скафандра.
    На теле космического пилота вытатуированы четыре специальные отметки. Это места для расположения специальных датчиков, которые дадут докторам на Земле постоянный медицинский отчет о человеке в космосе.
    Сам скафандр – пример стандартов двойной безопасности, принятых для астронавтов. Этот скафандр будет наполнен чистым кислородом и, если космическая капсула повреждена и не сможет держать воздух, то скафандр станет маленьким миром для астронавта. Этот мир обеспечит его кислородом для дыхания и заберет использованный воздух с выдыхаемой влагой.
  4. *Подполковник Джон Х. Гленн-младший (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «Daytona Beach Morning Journal», 1.05.1961 в jpg - 90 кб
    … многие говорят, что он станет первым человеком, отправившимся в космос.
  5. *… или Шепард? (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «Spokane Daily Chronicle», 1.05.1961 в jpg - 57 кб
    Алан Б. Шепард, 37 лет, - большая вероятность стать первым американцем в космосе. На фотографии он проходит тест на реакцию организма во время этапа подготовки на центрифуге в рамках программы проекта «Меркурий». Американский запуск должен доставить человека на расстояние 290 миль и высоту 115 миль. Капсулу выловят из моря.
  6. *Идет игра по угадыванию астронавта (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «St. Petersburg Times», 1.05.1961
    Мыс Канаверал. Астронавт Икс – его имя скрывается от внешнего мира – отправился вчера в изоляцию, менее чем за 48 часов перед тем, как войти в историю в качестве первого американца, попытавшегося проникнуть в космос.
    Ожидание и возбуждение охватило расположенный поблизости курортный городок Кока-Бич, где порядка 450 корреспондентов из США и заграницы собрались для пилотируемого запуска, запланированного на вторник, вскоре после рассвета.
    Почти у каждого имеются свои собственные догадки о том, который из трех «финалистов» среди астронавтов США выйдет во вторник из ангара «S», раскрыв личность первого янки, который отправится в ракетной капсуле в ближний космос и назад.
    Выбор будет сделан между подполковником Джоном Х. Гленном-младшим, 39-летним морским пехотинцем из Нью-Конкорд, штат Огайо, 37-летникм коммандером ВМС Аланом Б. Шепардом-младшим из Ист-Дерри, штат Нью-Гемпшир, и 35-летним капитаном ВВС Вирджилом Л. Гриссомом из Митчелла, штат Индиана.
    На плоских, практически лишенных деревьев просторах этого испытательного ракетного центра, баллистическая ракета «Редстоун» и 3’000-фунтовая колоколообразная космическая капсула стоят запертые в стальную красную башню обслуживания, которая будет откачена в сторону вскоре перед запуском.
    Над капсулой, скрытой позади зеленых панелей из стекловолокна, ведется финальная работа.
  7. *Космический корабль США - внутри и снаружи (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «Sarasota Journal», 1.05.1961 в jpg - 109 кб
    […] Вид глазами астронавта на частично собранную панель демонстрирует две важные группы приборов. Три шкалы наверху – это индикаторы тангажа, крена и рыскания, которые скажут, кувыркается ли капсула. Настраиваемое устройство – это индикатор движения Земли. Его вращающийся глобус показывает астронавту местоположение над Землей, а также то, где он приземлится, если сойдет с орбиты. Электронный мозг примет большинство решений во время полета капсулы, но, если потребуется, пилот может управлять ею вручную.
  8. *Может совершить космический полет (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «The Telegraph», 1.05.1961 в jpg - 37 кб
    Алан Шепард из Дерри, один из трех астронавтов, выбранных для совершения первого космического полета США, показан в космическом облачении на этой фотографии, опубликованной национальным космическим агентством. Полет запланирован на 2 мая с мыса Канаверал, штат Флорида.
  9. *Космический полет США подготовлен на вторник (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «Middlesboro Daily News», 1.05.1961
    Мыс Канаверал. Америка менее чем в 24 часах от запланированной попытки запустить в космос своего первого человека – полет, который может вывести Соединенные Штаты на один научный шаг позади СССР в изучении способности человека передвигаться во вселенной.
    Ученый сказали сегодня, что астронавту Америки дадут ограниченный контроль над его космическим кораблем во время запланированного на вторник путешествия.
    Советский майор Юрий Гагарин отправился выше и дальше, чем этот запланированный «суборбитальный» вояж, но его космический корабль «Восток» все время находился под контролем с Земли.
    Американский космонавт готов. Кандидат №1, коммандер Алан Бартлетт Шепард-младший, отец двух девочек, а также его «запасной» астронавт, ушли в воскресенье в научное заточение, чтобы пройти финальные физические и психические проверки, которые подтвердят их роль в истории.
    Машинерия готова. Источники сообщили, что модифицированная ракета «Редстоун» и наполненная приборами капсула «Меркурий» у нее в головной части снова и снова проверялись на недостатки и ничего не было найдено.
    Поддерживающие операции – наземные команды, чья задачи отправить человека живым вверх и вниз, - готовы. На мысе Канаверал шли финальные настройки приборов стоимостью миллионы долларов, а корабли находились в пути к целевому району для спасения человека после его полета.
    Теперь осталось мучительное ожидание, пока часы отсчитывают минуты через сотни ежечасных проверок, предназначенных для плавного хода вещей до 8 утра вторника.
    В это время, если все прошло идеально, «Редстоун» - развивая достаточно лошадиных сил, чтобы привести в движение 4’000 мощных автомобилей – стартует в небо со своим пассажиром-человеком, тщательно упрятанном в капсуле среди приборов, указателей и кнопок.
    Однако, в любой момент обратного отсчета Роберт Гилрут, директор проекта «Меркурий», и его ученые могут объявить задержку на минуты, часы или дни, в зависимости от того, каковы будут шансы на жизнь астронавта.
    Целью этого полета станет отправка космонавта на 115 миль вверх и на расстояние в 290 миль над Атлантическим океаном за 16 минут. Полет будет значительно короче и более низким, чем путешествие на орбиту Гагарина, но для свободного мира он станет началом пилотируемого космического полета.
    Имена астронавта №1 и его «запасного» товарища – человека, который займет его место, если в последние часы произойдет что-то неожиданное, - сегодня рано утром официально оставались секретом.
    Источники говорят, что Шепард назван «№ 1».
    Жены Шепарда и Вирджила А. Гриссома, еще одного из «отобранной тройки» отдыхали в воскресенье у бассейна расположенной поблизости гостиницы. Жены третьего человека, подполковника морской пехоты Джона Х. Гленна-младшего, не было здесь в ожидании.
  10. *Спасательному персоналу приказано не разговаривать с первым космонавтом США (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «The Dispatch», 1.05.1961
    На борту судна ВМС США «Лейк Чэмплейн». Семь кораблей ВМС направились сегодня в Атлантику, чтобы выловить из волн первого космонавта Америки. Экипажам приказано не разговаривать с ним, если он не скажем что-нибудь первым.
    Психологи и доктора хотят, чтобы астронавт своими словами рассказал свою историю, не раскрашивая ее словами и мыслями, полученными после возвращения из полета.
    Так что всем, начиная от первых спасателей, которыми вероятно станут пилоты вертолета морской пехоты, до всех остальных 5’000 человек на борту флотилии, которые могут войти в контакт с ним, приказано: сразу после спасения не обращаться словами к астронавту, если только он не задаст вопрос.
    Этот 40’000-тонный авианосец и шесть эсминцев направились к позициям на атлантическом ракетном полигоне мыса Канаверал, штат Флорида, рассчитанных так, чтобы они оказались прямо на месте для вылавливания астронавта как можно скорее после падения в воду.
    Все корабли с двух часов ночи вторника перейдут в состоянии «боевой готовности» к запуску с мыса, ожидаемому спустя несколько часов.
    Контр-адмирал Дж. П. Кох, командир оперативной группы, рассказал о своей уверенности в том, что его группа быстро выловит астронавта из воды, при условии, что запуск пойдет по плану. Капсула будет нацелена в круг радиусом восемь миль с центром вокруг авианосца.
    Первым человеком, который увидит астронавта, может стать Уэйн Кунс, 29-летний лейтенант морской пехоты из Лайнса, штат Канзас. Кунс руководит подготовкой вертолетного экипажа, который месяцами тренировался для извлечения астронавта и его капсулы из воды.
    Спасательные вертолетные экипажи – часть 26-й авиагруппы морской пехоты, базирующейся на авианосце.
  11. *Проект «Меркурий» (сайт со сканами не открывается**) (на англ.) «Daytona Beach Morning Journal», 1.05.1961 в jpg - 158 кб
    … первая попытка Соединенных Штатов отправить человека в космос запланирована на -
    ВТОРНИК – 2 МАЯ

    Для эксклюзивного радиоотчета прямо с МЫСА КАНАВЕРАЛ перед, во время и после исторического запуска, оставайтесь настроенными на -
    радиостанцию WMFJ 1450 килогерц

    Эксклюзивный спонсор -
    Первый Атлантический национальный банк

    Дайтона-Бич,
    Строение 542, бульвар Сибриз. «Банк для всей семьи». Член федеральной системы страхования вкладов.
    П.С. В холле нашего банка будет установлен телевизор, чтобы принести это историческое событие многим нашим клиентам и друзьям.
  12. Полёт Гагарина. Его встреча. О космонавте (Wostok-1) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №13 (май?), 1961 г., стр. 1, 3-15, 21-22, 24 в pdf — 16,2 Мб
    Коллекция статей прессы, комментарии и другие документы о Гагарине, полете в космос 12 апреля 1961 года и приветствии его в Москве 14 апреля 1961 года.
  13. Двигатели для космических кораблей (P. Kasandshan, Triebwerke für Weltraumschiffe) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №14 (май?), 1961 г., стр. 9 в pdf — 111 кб
    В статье говорится о необходимости создать более мощные двигатели, чтобы уменьшить время полета к планетам. Автор предлагает электрореактивные двигатели, ионные двигатели, плазменные двигатели с ускорением плазмы термодинамическим расширением и плазменные двигатели с ускорением плазмы магнитным полем. Все это потребует много электроэнергии. Поэтому электростанция должна находиться на борту такого космического аппарата (ядерный реактор или использование солнечной энергии). Автор полагает, что такого рода системы будут играть чрезвычайно важную роль в будущем освоении космического пространства.
  14. Рекорд дезинформации (Ein Rekord unverzeihlicher Unwahrheiten) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №15 (май?), 1961 г., стр. 21 в pdf — 63 кб
    Летчик-испытатель Владимир Ильюшин смеется над французской прессой, которая распространяет слухи, что он совершил космическое путешествие за несколько дней до Гагарина. Эти утверждения названы "бредом и сумасшедшими фантазиями". Пекинский корреспондент ТАСС посетил Ильюшина в санатории в Шеньчжоу.
  15. Геофизика и космос — О чем будут космонавты мечтать? — Новые советские марки (Boris Mirtow, Geophysik und Weltall -— Pawel Baraschew, Wovon träumen Kosmonauten? -— M. Milkin, Neue sowjetische Briefmarken) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №21 (июль?), 1961 г., стр. 10-11, 22 в pdf — 913 кб
    Миртов доказывает опасность пилотируемой космонавтики: радиационные пояса, метеоры, извержения хромосферы Солнца, орбиты между 300 и 170 км будут безопаснее. Полет на ближайшие звезды продлится более 100 000 лет. Поэтому необходимы более высокие скорости. При скорости, близкой к скорости света метеоры и пыль будут очень опасны... Решение этих проблем лежит в — будем надеяться — не слишком отдаленном будущем. — По данным интервью американские астронавты мечтают о покупке жилых домов, складов и заводов после их полетов в космосе. Барашев спрашивает советских космонавтов о их мечтах. Они мечтают о полетах в космос, а космонавт-2 (безымянный) мечтает о полете по орбите Земли 10 часов — или даже 24 часа, другой хочет лететь на Луну и проверить фотографии ее обратной стороны лично. А еще один космонавт мечтает о полете к Венере. Никто не думает о дополнительной заработной плате.... — Две марки были выпущены в честь полетов Кораблей-спутников IV и V.
  16. Гагарин среди детей (Gagarin bei den Kindern) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №22 (август?), 1961 г., стр. 12-13 в pdf — 2,51 Мб
    Гагарин посетил детей в пионерлагере "Энергетика".
  17. "Восток-2" (Wostok-2) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, Beilage zu №23 (август?), 1961 г., стр. 14-16 в pdf — 410 кб
    Сборник объявлений ТАСС, комментарии и другие документов о полете Титова в космос 6-7 августа 1961 года.
  18. "Восток-2" (Wostok-2) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №24 (август?), 1961 г., стр. 1, 6-15, 24 в pdf — 14,1 Мб
    Коллекция статей, комментариев и других документов о полет Титова в космос 6-7 августа 1961 года и приветствие его москвичами 9 августа 1961 года.
  19. Героический полет Юрия Гагарина в космос изменил школьные учебные программы — новые марки СССР в честь космонавта Г. Титова (Juri Gagarins mutiger Flug in den Weltraum änderte die Schulprogramme -— Neue Postwertzeichen der UdSSR zu Ehren des Kosmonauten G. Titows) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №25 (сентябрь?), 1961 г., стр. 14-15, 22 в pdf — 2,68 Мб
    Интервью с Ю. Дворниковым (АПН) и Н. П. Суворовом (ученый секретарь Президиума Академии педагогических наук РСФСР) о педагогических последствиях полета Гагарина. Новые учебные программы должны быть утверждены по астрономии, физике, биологии, анатомии и другим предметам. Эти изменения особенно значительны для астрономии и физики: полет ракеты в космос, недавние открытия советской науки в этих областях, первый пилотируемый космический полета, а также перспективы развития космонавтики. Издаются новые учебники. — Две новых марки в честь полета Титова были выпущены, одна уже 7 августа 1961 года, в день возвращения Титова на Землю.
  20. Фотоснимки Г.Титова из космоса (Die Erde im Objektiv German Titows aus einer Höhe von 250 km) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №26 (сентябрь?), 1961 г., стр. 2, 24 в pdf — 2,59 Мб
  21. Телесъёмка Титова во время полёта (P. Fjodorow, Fernsehkameras stenographierten die Geschichte des Raumfluges) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №27 (сентябрь?), 1961 г., стр. 11 в pdf — 1,55 Мб
    Репортаж о наблюдениях по ТВ Титова во время полёта.
  22. Человечество приветствует (Людство витає) (на украинском) «Всесвiт» 1961 г. №5 в djvu - 89 кб
    о полёте Гагарина
    восторги знаменитостей (включая Станислава Лема)
    Ян Пiларж. (Икар нового времени) Iкар нової доби (стихи)
  23. СССР в космосе (СРСР у космосi) (на украинском) «Всесвiт» 1961 г. №5 в djvu - 187 кб
    массы советских космических аппаратов в рисунках
  24. Природа - вдохновитель науки (Природа - натхненник науки) (на украинском) «Всесвiт» 1961 г. №5 в djvu - 193 кб
    4 примера того, что наука надеется взять у природы. 3 из них применимы в космонавтике
  25. Кирилл Юров. Мечта, воплощенная в металле... (Kyrill Jurow, Ein Traum — in Metall verkörpert ...) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №28 (октябрь?), 1961 г., стр. 10-11 в pdf — 211 кб
    Автор рассматривает проблемы энергоснабжения и автоматизации космического аппарата.
  26. В.Сифоров. Проблемы радиосвязи на очень больших расстояниях — В Пулково слышат голоса из космоса (W. Siforow, Probleme des Funkverkehrs auf übergroßen Entfernungen -— In Pulkowo hört man Stimmen aus dem Weltall) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №29 (октябрь?), 1961 г., стр. 10-13 в pdf — 2,85 Мб
    Сифоров предлагает систему реле, которые используют высокие частоты для связи на очень больших расстояниях в космосе. Он объясняет преимущества геостационарных спутников для наземных коммуникаций. пассивные спутники могут быть также полезны, хотя они только отражают радиоволны. — На фото — большой радиотелескоп в Пулково.
  27. К.Леонидов. О запуске лунных ракет (K. Leonidow, Am Startplatz der Mondraketen) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №30 (октябрь?), 1961 г., стр. 10-11 в pdf — 1,42 Мб
    Леонидов рассказывает о подготовке и запуску второй и третий лунных ракет. Далее он размышляет о перспективах лунных полетов: "Придет день, когда советские космонавты покинут новые мощные советские космические аппараты и выйдут на Луне, чтобы раскрыть тайны естественного спутника Земли для человечества. Сегодня слова К.Э.Циолковского сбываются: «Я убежден в одном: приоритет будет принадлежать Советскому Союзу ".
  28. Снова к звездам (Wieder zu den Sternen) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №31-32 (ноябрь?), 1961 г., стр. 28-29 в pdf — 1,86 Мб
    Сообщение о документальном фильме, который показывает полет Титова от подготовки перед стартом до приветствия советского народа.
  29. Советская наука сегодня и завтра — марки и штемпели в честь 22-го Съезда КПСС (Jewgeni Fjodorow, Sowjetische Wissenschaft heute und morgen -— M. Milkin, Briefmarken und Stempel zu Ehren des XXII. Parteitages der KPdSU) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №34 (декабрь?), 1961 г., стр. 15-16, 22 в pdf — 2,75 Мб
    Федоров ответил на вопросы о результатах советских ученых в этом году (1961), о практическом использовании в освоении космоса, о задачах советских ученых на последующие годы и перспективы сотрудничества между учеными разных стран. — Новый штемпель в честь открытия 22-го съезда КПСС. На нём космический мотив, почтовый штемпель показывает орбиты космических аппаратов.
  30. Награждение Гагарина медалью ФАИ (Verleihung einer Medaille der FAI an Gagarin) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №35 (декабрь?), 1961 г., стр. 2 в pdf — 1,43 Мб
  31. Лунный глобус (Mondglobus) (на немецком) «Die Sowjetunion heute», том 6, №36 (декабрь?), 1961 г., стр. 2 в pdf — 420 кб
    Первый глобус, который показывает видимую и скрытую ранее часть Луны. В настоящее время производятся в большом количестве.
  32. Х. и. Б. фон Ремер. Испытания почтовой ракеты Герхарда Цукера и Альберта Пёлленберга (H. u. B. von Römer, Die Postraketenversuche von Gerhard Zucker und Albert Püllenberg) (на немецком) «Flugkörper», том 3, №6, 1961 г., стр. 210-211 в pdf — 2,41 Мб
    Герхард Цукер разработал почтовую ракету в 1933 году, которую он назвал "Герта". Она выглядела как торпеда и приводилась в движение пороховыми зарядами (фотография на стр 211 внизу слева). Она должна была быть запущена с полигона вблизи Куксхафена на остров Нойверк. Письма были помещены в металлический корпус ракеты. Большая толпа собралась смотреть на первый полет. Тем не менее, запуск не удался. Ракета достигла высоты только около 50 м, перевернулась и врезалась в почву (фотография запуска на странице 211 сверху). Почтовые конверты уцелели и были доставлены обычной почтой. Цукер не сдался. Более поздние испытания в горном регионе Гарц в 1933 и 1934 годах были успешными. Цукер отправился в Англию, чтобы посетить авиационную выставку; все говорили о немецких испытаниях почтовой ракеты. Первые испытания в Англии состоялись 6 июня 1934 года в присутствии представителей английской почты. Первая ракета потерпела неудачу, но вторая пролетела полмили и несла 1200 писем. Ракетные испытания с полигона недалеко от Саутгемптона до острова Уайт потерпели неудачу, так как ракеты не смогли преодолеть дистанцию в три мили. Так как Цукер потратил все деньги, он вернулся в Германию. Другой сторонник почтовых ракет был Альберт Пёлленберг, он основал общество ракетных исследований в 1931 году, которое было закрыто государством в 1935 году и возродил его вновь в 1951 году. Пёлленберг запустил первую жидкотопливную почтовую ракету "VR 5" с 30 открытками 19 сентября 1934 года близ Ганновера. После войны Пёлленберг представил заново интересную почтовую ракету с поворотными крыльями (рисунок на стр 211 внизу справа). Он также думал о международной системе ракетно-почтовых перевозок и его экономических предпосылках. В статье указывается на сообщения о подобных экспериментах в других странах и делается вывод, что такое развитие событий не может быть остановлено.
  33. Спутники помогут геологам (Sputniki pomoga geologom) (на польском) «Młody technik» 1961 г. №8 в djvu - 68 кб
  34. Анджей Молденхавер. Топливо - жидкое - или твёрдое? (Andrzej Moldenhawer. Paliwo - płynne - czy stałe?) (на польском) «Młody technik» 1961 г. №8 в djvu - 664 кб
  35. Лунный скафандр (Skafander księżykowy) (на польском) «Młody technik» 1961 г. №8 в djvu - 52 кб
  36. Взлёты и падения американской космической программы (на англ.) «LIFE» 5.05.1961 в djvu — 395 кб
  37. Жизнь в космосе? (следы жизни в метеоритах) (на англ.) «LIFE» 5.05.1961 в djvu — 812 кб
  38. Шепард и США — всё о'кей (полёт "Меркурия-3") (на англ.) «LIFE» 12.05.1961 в djvu — 3,24 Мб
  39. Свежий взгляд на зрение (в рамках какого-то эксперимента по космической медицине мучают котят) (на англ.) «LIFE» 12.05.1961, с.81-84 в djvu — 504 кб
  40. Американские ракеты (нечто вроде рекламы фирмы "Крайслер") (на англ.) «LIFE» 12.05.1961, с.115 в djvu — 270 кб
  41. Скафандр (реклама фирмы B.F.Goodrich) (на англ.) «LIFE» 12.05.1961, с. 120 в djvu — 386 кб
  42. Юрий Алексеевич Гагарин (Juri Alexejewitscb Gagarin) (на немецком) «Das Magazin» 1961 г. №5 в djvu - 341 кб
    Письмецо к фото:
    Наша мама живет в Западном Берлине. Она хорошая бабушка для детей, знает много прекрасных историй и никогда не теряет терпения. Только в социализме ей не совсем комфортно. Она часто посещает нас, и неизбежно у нас расходятся взгляды на некоторые вещи. Например, мы изо всех сил пытались дать ей понять, что больше нельзя говорить о России, только о Советском Союзе. Ей было очень трудно это понять и она придерживалась старого названия.
    Когда мы вернулись домой вечером того незабываемого дня, услышав о запуске и счастливой посадке первого космического путешественника, наша мать приветствовала нас взволнованно улыбаясь. Она целый день сидела у радио с детьми и смотрела все новости о полете. Мы не говорили ни о чем другом. Бабушка с энтузиазмом относилась к этому молодому, смелому майору авиации, его фотографии вырезали из газеты и прикрепили к стене в детской. За обедом она неожиданно сказала нашему 6-летнему сыну: «Вы знаете, как теперь называют товарища Гагарина? Герой Советского Союза!!!"
    Марго Франкенштейн
  43. Анна Павликовская. Первые космонавты (Hanna Pawlikowska. Pierwsi astronauci) (на польском) «Horyzonty Techniki dla Dzieci» 1961 г. №5 в djvu - 769 кб
    В основном про Белку и Стрелку
  44. Английская антенна отслеживания спутников (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №5 в djvu — 98 кб
  45. Посмотрим на фиаско наших ракет? (подробно о катастрофах и неудачах американских РН) (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №5 в djvu — 2,38 Мб
  46. Лёгкая антенна на Уоллопсе для слежения за спутниками (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №5 в djvu — 171 кб
  47. Ионный двигатель для космического корабля (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №5 в djvu — 135 кб
  48. Щит для космического корабля (электростатический генератор для отталкивания заряженных частиц) (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №5 в djvu — 38 кб
  49. Алан Шепард после полёта (на англ.) «LIFE» 19.05.1961, с. 24-33 в djvu — 3,01 Мб
  50. Информация (Карл Саган о Венере, космическая филателия) (на англ.) «LIFE» 9.06.1961, с. 50-51 в djvu — 129 кб
  51. Только 17-летний конструктор Яцек Блекман...... (Zaledwie 17-letni konstruytor Jacek Bleckman...) (на польском) «Horyzonty Techniki dla Dzieci» 1961 г. №6 в djvu - 70 кб
    ... сделал управляемую ракету. Американские власти (надо думать, дело было в США) запретили запуск, но потом дали 1 тыс. долларов и разрешили старт под наблюдением учёных.
  52. Контракт на разработку крыла для возвращения ступени "Сатурн" после пуска (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №6 в djvu — 111 кб
  53. Трёхместная квартира для космоса (отработка систем СЖО) (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №6 в djvu — 121 кб
  54. Спасательная базука (ракета несёт самонадувающийся спасательный круг для утопающих) (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №6 в djvu — 210 кб
  55. X-1 (одна картинка из коллекции рисунков самолётов от самых первых) (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №6 в djvu — 132 кб
  56. Отрывок из статьи о истории авиации — выложил только из-за фото X-15 (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №6 в djvu — 761 кб
  57. Раведывательный беспилотник (вообще-то не ракетный, а турбореактивный, но интересна система приземления) (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №6 в djvu — 242 кб
  58. Дорогостоящая поездка к Луне (редакционная колонка о знаменитой речи Кеннеди, провозгласившего высадку на Луне задачей десятилетия для США) (на англ.) «LIFE» 16.06.1961, с. 64 в djvu — 403 кб
  59. Полёт на ракетном ранце (на англ.) «LIFE» 16.06.1961, с. 46-47 в djvu — 197 кб
  60. Космический представитель (Леонид Седов вошёл в замечательную подборку журнала — "Великие люди России", где есть Туполев, Плесецкая, Капица и т.д, а вот вместо засекреченных ракетчиков — он, представлявший СССР на международных конференциях, но мало разбирающийся в технике) (на англ.) «LIFE» 16.06.1961, с. 71 в djvu — 48 кб
  61. Письмо читателя по поводу статьи "Посмотрим на фиаско наших ракет?" (если не проснуться некоторые мечтатели нашей ракетной программы, их однажды разбудит русский солдат) (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №7 в djvu — 214 кб
  62. Экран центра управления проектом "Меркурий" — отражение орбитального движения КК (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №7 в djvu — 198 кб
  63. Для тренировок работы с ракетами армия применяет телефонные столбы (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №7 в djvu — 113 кб
  64. Гагарин и йомен (стражник дворца) возле Тауэра (на англ.) «LIFE» 21.07.1961 в djvu — 66 кб
  65. Это был хороший полёт и большой поплавок (полёт Вирджила Гриссома) (на англ.) «LIFE» 28.07-4.08.1961 2 кб текста + 76 кб графики + в djvu — 1,87 Мб
  66. Гагарин и Фидель Кастро (на англ.) «LIFE» 4.08.1961 в djvu — 187 кб
  67. Частные спутники — дело на подъёме (на англ.) «LIFE» 4.08.1961 в djvu — 85 кб
  68. Юмор (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №8 в djvu — 128 кб
  69. M55 — ракеты химической войны (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №8 в djvu — 172 кб
  70. Поиски признаков жизни в метеоритах (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №8 в djvu — 2,08 Мб
  71. Бак Роджерс (был такой супермен 25-го века) на 5 столетий раньше (ракетный ранец) (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №8 в djvu — 141 кб
  72. 17 триумфальных витков Титова (на англ.) «LIFE» 18.08.1961 в djvu — 469 кб
  73. У моря и... между звезд (Ladem morzem i ... meędzy gwiazdami) (на польском) «Horyzonty Techniki dla Dzieci» 1961 г. №7 в djvu - 317 кб
    о полёте Гагарина
  74. Необычный школьный год 1961/1962 (Niezwykły rok szkolny 1961/1962) (на польском) «Horyzonty Techniki dla Dzieci» 1961 г. №9 в djvu - 178 кб
    Начался школьный год. О визите Юрия Гагарина в Польшу 20-22.07.1961
  75. Лунный костюм (Księżycowy kombinezon) (на польском) «Horyzonty Techniki dla Dzieci» 1961 г. №9 в djvu - 65 кб
  76. Будем учиться у астронавтов (итоги первых космических полётов) (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №9 в djvu — 2,35 Мб
  77. В башне невесомости исследуется поведение жидкости в космосе (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №9 в djvu — 146 кб
  78. Вверх, вверх и предприятия в космосе (ИСЗ связи развиваются) (на англ.) «LIFE» 29.09.1961 в djvu — 1,10 Мб
  79. Рост юного ракетчика (на англ.) «LIFE» 15.09.1961 в djvu — 365 кб
  80. Алан Шепард в зале управлением РН "Атлас" (на англ.) «LIFE» 22.09.1961 в djvu — 171 кб
  81. Почему русские при том же топливе лидируют в ракетной гонке? Мнение экспертов (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №10 в djvu — 3,21 Мб
  82. Водяная камера — имитатор невесомости; игрушка-ракета (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №10 в djvu — 306 кб
  83. Следы на потолке (испытание обуви для невесомости — на липучке) (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №10 в djvu — 93 кб
  84. Оборудование 17-ти станций для обеспечения орбитального полёта КК "Меркурий" завершается (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №10 в djvu — 74 кб
  85. Снаряжение солдата — ракетный ранец (на англ.) «LIFE» 20.10.1961 в djvu — 370 кб
  86. Космическое шоу (симуляторы и др. Присутствует Г.Оберт) (на англ.) «LIFE» 20.10.1961 в djvu — 661 кб
  87. Альберт Д. Уэлон, Сидни Н. Грейбл. Разведка для космической гонки (Albert D. Wheelon, Sidney N. Graybeal, Intelligence for the Space Race) (на англ.) «Studies in Intelligence», том 5, Осень 1961 г., стр. 1-13 в pdf — 477 кб
    Авторы этого внутреннего отчета ЦРУ сравнивают космическую гонку с футбольным матчем. "Мы должны знать, где проигрываем, а также выигрывать матчи в серии, наше правительство должно полагаться на его разведывательные службы с надежным предвидением возможностей советских космических попыток и прогнозами вероятных попыток (...)" После достаточно общих соображений на эту тему, обсуждаются советские возможности по полезной нагрузке в качестве примера. В статье признается, что у ЦРУ не было "ни одного факта" для оценки массы полезной нагрузки советских миссий в течение года. С начала 1959 телеметрические сигналы перехватывались, "но этого было еще не достаточно, не было надежной оценки веса всех транспортных средств или их полезных нагрузок." Но "счастливый случай" произошел: "Тайно, мы смогли приобрести подробные данные о ракетном двигателе верхней ступени (...) серии Лунник (...)". Чертеж двигателя Лунника прилагается. Методы для расчета кривых полезной нагрузки объясняются. Приблизительно 3000 фунтов (около 1400 кг) могут быть выведены на низкую орбиту (как для третьего спутника), что "согласуется с тем, что Советы утверждали, для третьего спутника и имеет тенденцию к укреплению нашей уверенности в правдивости таких заявлений." Были определены параметры серии Лунник. "Расчет согласуется с объявленными полезными нагрузками каждого из трех запущенных Лунников с хорошей точностью (...)" Это знание используется для оценки максимальных масс полезной нагрузки для возможных будущих советских миссий для мягкой посадки на Луну, лунного спутника, к Марсу или спутника Венеры и т.д. Авторы приходят к выводу: "(...) есть много возможностей модернизации существующей советской МБР в качестве основного носителя для различных комбинаций верхних ступеней." Эта статья была рассекречена только в 2005. — Секретная операция ЦРУ по добыче подробных данных серии Лунник была описана позже в другом внутреннем отчете:
    http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/inostr-yazyki/Studies-in-Intelligence/1967/Finer_The_Kidnapping.pdf
  88. Фото из большой статьи "Коммунизм". Гагарин и Титов — орудия коммунистической пропаганды (на англ.) «LIFE» 27.10.1961 в djvu — 35 кб
  89. Первый успешный запуск новой модификации "Сатурна" (на англ.) «LIFE» 3.11.1961 в djvu — 276 кб
  90. Четвере реальных космонавта (Шепард, Гриссом, Боб Хоуп и Бинг Кросби) (на англ.) «LIFE» 10.11.1961 в djvu — 191 кб
  91. [польские марки темы "Космос"] (на польском) «Horyzonty Techniki dla Dzieci» 1961 г. №11 в djvu - 315 кб
  92. Заметка о плазменных двигателях (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №11 в djvu — 76 кб
  93. отрывок из статьи о дельтапланах (спуск отработавшей ступени РН) (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №11 в djvu — 267 кб
  94. Заметка — почему первая ракета Израиля называется "Шавит-2", а не "Шавит-1" (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №11 в djvu — 45 кб
  95. Так собирают фрагменты взорвавшихся ракет у мыса Канаверал (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №11 в djvu — 120 кб
  96. Система спутниковой связи "Адвент" (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №11 в djvu — 121 кб
  97. Устройство для космоса — не требует смазки (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №11 в djvu — 113 кб
  98. Стерильный человек на Луне (о проблеме возможного загрязнения Луны земными микроорганизмами) (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №11 в djvu — 78 кб
  99. Продукты сгорания РД могут быть антенной космического корабля (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №11 в djvu — 41 кб
  100. Капсула на продажу (Макет КК "Меркурий для детей в продаже) (на англ.) «LIFE» 17.11.1961 в djvu — 191 кб
  101. Космические скафандры на иной работе (в медицине и микробиологии) (на англ.) «LIFE» 17.11.1961 в djvu — 203 кб
  102. Стартует "Титан" — будущий носитель "Дайна Сор" и проч. аппаратов. (реклама фирмы "Olin") (на англ.) «LIFE» 17.11.1961 в djvu — 319 кб
  103. Шимпанзе Энос вернулся с орбиты (на англ.) «LIFE» 8.12.1961 в djvu — 363 кб
  104. Джон Гленн: "Я должен буду попасть в замочную скважину неба" (он назначен в 1-й американский орбитальный полёт) (на англ.) «LIFE» 8.12.1961 в djvu — 465 кб
  105. Юмор (на англ.) «Popular mechanics» 1961 г. №12 в djvu — 51 кб
  106. Вудфорд А. Хефлин «Астронавтика» (Woodford A. Heflin, «Astronautics» (на англ.) «American Speech», том 36, 1961 г., стр. 169-174 в pdf — 405 кб
    О происхождении слова "Астронавтика". Он был введен Дж. Рони (Старший) 26 декабря 1927 года. Слово "астронавт" использовалось как название корабля у Перси Грега, "Через Зодиак", 1880.
* Статьи и перевод с блога http://andreyplumer.livejournal.com/
Также там больше и более подробно
**Сайт со сканами газет в этом году стал открываться после нескольких попыток. И только из моего дома. Из других мест и других городов не открывался вообще, несмотря на оптику с хорошими параметрами. Неделю назад наступила немыслимая благодать - из дома стал открываться мгновенно (из других домов не открывался по-прежнему). А сегодня (март) отказался и у меня. Но в начале мая 2023 я был в Камышине, там при том же ноутбуке и том же операторе (Ростелеком) открывался прекрасно. В Ростове - полный отказ. Будет возможность - добавлю сканы
Статьи в иностраных журналах, газетах 1962 г.

Статьи в иностраных журналах, газетах (17-30.04.1961)