В январе 1951 г 23-я бригада, вооруженная Р-1, была развернута в г. Камышин Волгоградской области. Каждая бригада имела на вооружении шесть ракет.
Вот что значит - советская секретность! Я прожил в Камышине 18 лет, потом ещё год, потом раз сто приезжал. И всё время интересовался ракетами и историей ракет. А то, что родной Камышин был родоначальником ракетных войск, узнал из НК только в XXI веке!
В дальнейшем бригады с Р-1 разворачивались на Украине в Житомире; Коломые; в Медведе (Новгородской области); Шяуляе, Литовской ССР; Джамбуле, Казахской ССР; в Орджоникидзе, а также на Дальнем Востоке.
И ещё - моя жена родилась в Волгограде, когда её папа был то ли в КапЯре, то ли в Камышине по ракетным делам, а потом они жили в ракетных частях в Коломые, где родилась её сестра. Очень ракетной страной становился СССР.
Но в 1951-м Р-1 ещё не была отработана. И тестовые пуски продолжались.
29 января 1951 года на полигоне Капустин Яр произведен пуск ракеты Р-1. Пуск проводился в рамках контрольных испытаний. Ракета собрана на Заводе артиллерийских вооружений №88 (опытное производство НИИ-88, Калининград, Московская область). Заводской номер ракеты - №1. Обозначение пуска IIIА-1. Успешный пуск. Прицельная дальность ракеты по заданию составила 270 км. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 2,4 км, по направлению вправо 2,55 км.
30 января пуск Р-1. Заводской номер ракеты - №5. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 1,9 км, по направлению влево 2,97 км.
31 января пуск Р-1. Заводской номер ракеты - №2. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 1,53 км, по направлению влево 0,25 км.
1 февраля пуск Р-1. Заводской номер ракеты - №6. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 2,8 км, по направлению вправо 1,808 км.
2 февраля пуск Р-1. Заводской номер ракеты - №3. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 1,83 км, по направлению вправо 1,3 км.
13 июня пуск Р-1. Обозначение пуска IIIВ-11. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 5,08 км, по направлению влево 1,13 км.
14 июня пуск Р-1. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 2,44 км, по направлению влево 0,67 км.
18 июня пуск Р-1. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 1,82 км, по направленю влево 2,5 км.
19 июня пуск Р-1. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 0,08 км, по направлению вправо 2,39 км.
20 июня пуск Р-1. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 3,16 км, по направлению вправо 2,1
22 июня пуск Р-1. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 1,36 км, по направлению влево 1,16 км.
23 июня пуск Р-1. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 1,82 км, по направлению влево 0,56 км.
24 июня пуск Р-1. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 3,27 км, по направлению влево 0,24 км.
25 июня пуск Р-1. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 2,2 км, по направлению вправо 1,2 км.
26 июня пуск Р-1. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 1,5 км, по направлению вправо 2,41 км.
27 июня пуск Р-1. Успешный пуск. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 3,02 км, по направлению вправо 1,89 км.
Итого - в 1951-м пуск 16 ракет Р-1. В двух сериях (5 - январь - февраль, 11 - в июне). Все - на дальность 270 км, все из КапЯра. Все пуски успешные, отклонения в пределах нормы. Индекс 8А11, присвоен 25 ноября 1951 года.
astronaut.ru: К концу 1940-х годов медики уже были знакомы с реакцией организма человека и животных на перегрузки, вибрации, шум и другие факторы полетов на самолетах. Однако экспериментальных данных о биологическом действии невесомости не было. По рекомендации А.Н.Туполева осенью 1947 года С.П.Королев предложил возглавить исследования в этой области В.И. Яздовскому, в то время заведующему лабораторией скафандров и герметических кабин в Научно-исследовательском институте авиационной медицины (НИИАМ) ВВС МО СССР. НИИАМ разработал программу исследований медико-биологических проблем полетов на ракетах в верхних слоях атмосферы. На В.И. Яздовского и сотрудников его лаборатории возложили также обоснование возможности полета человека на ракетных летательных аппаратах и выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих безопасность человека в таком полете.
Для проведения работ в виварии Института авиационной медицины недалеко от стадиона «Динамо» собрали 32 дворняги. Выбор в качестве подопытных животных собак объяснялся просто: отечественные физиологи издавна использовали их для опытов, знали, как они себя ведут, понимали особенности строения собачьего организма. Набирали их в московских подворотнях, так как считалось, что беспородные собаки лучше приспособлены к стрессам. "По породе" прошедшие естественный отбор дворняги наследовали крепкое здоровье, смекалку, неприхотливость в еде, подчинение человеку. Кандидатов отбирали по строго заданным параметрам: не тяжелее 6 килограмм весом и ростом не выше 35 сантиметров, что определялось размерами кабины. Еще одно из требований: шерсть должна быть короткой, поскольку требовалось немало датчиков закреплять.
Для первых, еще наземных опытов, брали преимущественно сучек. Для них было проще всего сделать костюм с «туалетом». Но к самому запуску готовили уже представителей мужской половины собачьего племени. Осенью 1950-го отобранные дворняжки приступили к интенсивным тренировкам. После нескольких месяцев тренировок, как писали потом советские газеты, «... собаки прошли все виды испытаний. Они могут длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются звуков, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.». К лету 1951 года в НИИАМ были подготовлены первые 14 собак.
В июле-августе 1951 года коллектив научных сотрудников и инженеров, возглавляемый В.И.Яздовским, и коллектив конструкторов, инженеров и рабочих, возглавляемый С.П.Королёвым, сосредоточились на полигоне Капустин Яр. Начавшиеся в июле 1951 года эксперименты продолжались (с перерывами) до июня 1960 года. Во время полетов геофизических ракет были проведены три серии экспериментов.
Первая серия экспериментов (июль - сентябрь 1951 года) предусматривала:
выбор наиболее удобного биологического объекта для проведения исследований;
разработку методов исследований физиологических функций животного, пригодных для применения в условиях полета на ракете;
создание системы жизнеобеспечения животных в герметичной кабине малого объема для полета до высоты 100 км;
изучение характера и степени влияния полета в верхние слои атмосферы на состояние физиологических функций организма и поведение животных;
выяснение возможности использования отделяющейся кабины с целью спасения животных и аппаратуры при приземлении;
испытание работы контрольно-регистрирующей аппаратуры в необычных условиях.
Животные в ходе этой первой серии полетов запускались в герметической кабине на высоту 100 км и более. На 177 - 183-й секунде полета (на высоте около 100 км) происходило отделение головной части ракеты от ее корпуса. Затем на высоте 6 - 8 км раскрывался парашют и животные в герметической кабине спускались на Землю. Общее время пребывания животных в полете составляло 15 - 20 минут.
В герметичный отсек объемом 0,28 м3 помещали двух собак, укрепленных привязными ремнями на специальных лотках. Над ними висела пленочная кинокамера, снимавшая животных на протяжении всего полета. Для поддержания необходимого газового состава атмосферы в кабине использовалась инжекторная система регенерации воздуха. Барометрическое давление в необходимых пределах в кабине поддерживалось регулятором давления. Перегрузки в полетах ракет этой серии не превышали 5,5g. Исследования показали, что температура воздуха в кабине в период полета не превышала расчетные величины, барометрическое давление не опускалось ниже 680 мм рт. ст., содержание О2 в воздухе кабины составляло 21,5%, количество СО2 не превышало 1,5%, относительная влажность - около 70%. Учащение пульса и дыхания наблюдались только в период вибрации на нисходящем участке траектории при вхождении кабины в плотные слои атмосферы. У животных, летавших дважды, не обнаруживалось каких-либо изменений. После проведения серии экспериментов пришли к выводу, что герметичная кабина с системой регенерации воздуха обеспечивает необходимые условия для двух собак в течение трех часов. Воздействие перегрузок, космического излучения, частичной невесомости и других факторов полета не повлияли на состояние ряда физиологических функций и поведение животных. Регистрирующая аппаратура давала возможность получать научную информацию в полете.
Полёты проводились на ракетах Р-1Б и Р-1В. В головной части ракеты Р-1Б (геофизическая ракета, являющаяся модификацией ракеты Р-1) монтировались отсеки, удлиняющие ее на 3 метра по сравнению с Р-1. Непосредственно к приборному примыкал отсек ФИАН (Физический институт Академии Наук) с аппаратурой, предназначенной для изучения состава первичного космического излучения и его взаимодействия с веществом. Перед отсеком ФИАН располагались герметичный отсек, в котором обеспечивались условия для жизнедеятельности подопытных собак, и система спасения головной части вместе с герметичной кабиной, предусмотренная впервые. Для этой цели между герметичной кабиной и отсеком ФИАН была смонтирована парашютная система. Ракета Р-1В отличалась от ракеты Р-1Б только тем, что вместо аппаратуры ФИАН монтировалась парашютная система спасения всего корпуса ракеты.
В соответствии с задачами исследований состоялась шесть полетов с девятью собаками (из них три летали дважды). Два полёта закончились гибелью животных из-за конструктивных недоработок отдельных элементов ракетной системы.
Ракета Р-1В (1РВ, В-1В) — советская геофизическая ракета. Создана на базе одноступенчатой тактической баллистической ракеты Р-1 и геофизической ракеты Р-1А в НИИ-88 под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королева.
Ракета Р-1В предназначалась для проведения геофизических исследований на высотах до 100 км, проверки жизнедеятельности живых организмов, в том числе собак, в условиях высотных полётов, испытаний специальных герметических отсеков для подопытных животных и систем жизнеобеспечения, отработки механизма спасения с помощью парашюта контнйнеров с животными и научной аппаратерой, а также корпуса ракеты.
Стартовая масса - 14320 кг
Вес незаправленной ракеты - 5050 кг
Двигатель - ЖРД РД-100
Тяга двигателя - 27 тс
Удельный импульс - 204 с
Время работы - 65 с
Компоненты топлива - этиловый спирт-жидкий кислород
Масса топлива - 9440 кг
Масса полезного груза - 1160 кг
Масса спасаемой головной части - 590 кг
Масса спасаемого контейнера ГеоФИАН - 85 кг
Масса спасаемого корпуса ракеты - 4160 кг
Длина (полная) - 17552 мм
Диаметр корпуса - 1650 мм
Максимальный диаметр - 2562 мм
Размах стабилизаторов - 3564 мм
Скорость в момент выключения двигателя - 1185 м/с
Высота подъёма - 90-100 км
22 июля 1951-го на полигоне Капустин Яр произведен пуск ракеты Р-1В.
Цель пуска:
изучение состава первичного космического излучения и его взаимодействия с веществом;
исследование физических и химических характеристик воздуха;
исследование спектрального состава излучения Солнца;
проверка поглощающей способности озона;
проверка жизнедеятельности живых организмов в специальном герметичном отсеке в условиях больших высот и нарастающей перегрузки при подъеме на ракете, их поведение в условиях невесомости и возможности спасения после подъема с помощью парашютных систем;
аэродинамические исследования при больших скоростях и больших высотах полета;
экспериментальная проверка возможности спасения ракеты с помощью парашютов с целью многократного использования ракет при экспериментальных пусках.
Ракета собрана на Заводе артиллерийских вооружений №88 (опытное производство НИИ-88, Калининград, Московская область).
Вертикальный пуск. На борту ракеты находились собаки Дезик и Цыган. Первый в СССР полёт собак на высотной ракете. Дымовой контейнер не устанавливался.
Пуск ракеты должен был быть осуществлен на рассвете перед восходом солнца с тем, чтобы белоснежный корпус ракеты был хорошо виден в лучах восходящего солнца и зафиксирован кинотеодолитом. Ракета поднялась на высоту 100,8 км. Через несколько минут наблюдающие увидели падающую ракету. Километрах в 5-ти от старта она врезалась в землю и взорвалась. Затем в небе появилась белая точка: это раскрылся парашют, несущий головную часть ракеты, в которой находились, помимо научно-исследовательской аппаратуры, и подопытные животные. Через пятнадцать минут отделяемая головная часть на парашюте совершила мягкую посадку неподалеку от места старта. Обе собаки спокойно перенесли полет – никаких сдвигов в их физиологическом состоянии специалисты не обнаружили. Только Цыган немного пострадал: при ударе во время приземления погнулся край лотка и слегка повредил ему кожу на брюхе.
19 августа 1951 года на полигоне Капустин Яр произведен 2-й пуск ракеты Р-1В.
Цель пуска и параметры - те же
Вертикальный пуск. На борту ракеты находились собаки Смелый и Рыжик. Отработал дымовой контейнер.
(по воспоминаниям В.И.Яздовского). Кандидатами для четвертого полета стали Смелый и Рыжик, прошедшие полный курс подготовки в лаборатории в Москве. Здесь предстояло приучить их к герметической кабине, чтобы снять возможные напряжения, возникающие в необычной обстановке. Как правило, кандидатов в полет содержат отдельно и выводят на прогулку с осторожностью, чтобы другие животные их не травмировали. Точно так обстояло дело с Рыжиком и Смелым.
И вот 17 августа днем Смелый во время прогулки сорвался с поводка и убежал в степь. Что встретится ему в степи? Не потеряем ли мы оттренированное животное? Опасения росли, потому что найти Смелого не удавалось. Стемнело. Мы приуныли: не ожидали такого сюрприза. Ведь собаки подбираются по парам, у них тоже есть психологическая совместимость, важно, чтобы они дружили. Кем заменить Смелого? Хорошо, что Рыжик был спокойный, со всеми уживался. Кого дать ему в пару?
Решили на следующий день, 18 августа, подобрать пару Рыжику, а про побег Смелого пока никому ничего не говорить. Велико же было наше изумление, когда утром мы увидели Смелого, который с виноватым видом стал ласкаться к экспериментаторам. Сразу же поместили обеих собак в герметическую кабину. Надо было определить, не растерял ли Смелый за время путешествия в степи необходимые навыки. Обследование показало, что физиологическое состояние собаки не изменилось, рефлексы сохранились.
Четвертый старт состоялся 19 августа 1951 года. Утро снова было как по заказу: тихое, солнечное. Но оно стало еще прекраснее, когда мы увидели парашют. На месте приземления было все нормально. Смелый, чувствуя свою вину, вел себя дисциплинированно и больше не убегал в степь. При самом тщательном обследовании нарушений в поведении и состоянии здоровья «космонавтов» не обнаружили.
Ракета Р-1Б (1РБ, В-1Б, 1ВБ) — советская геофизическая ракета. Создана на базе одноступенчатой тактической баллистической ракеты Р-1 и геофизической ракеты Р-1А в НИИ-88 под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королева.
Предназначалась для проведения геофизических исследований на высотах до 100 км, проверки жизнедеятельности живых организмов, в том числе собак, в условиях высотных полётов, испытаний специальных герметических отсеков для подопытных животных и систем жизнеобеспечения, отработки механизма спасения с помощью парашюта контнйнеров с животными и научной аппаратерой.
Мортиры для установки аппаратуры ФИАР-1 монтировались на средней части корауса ракеты, чтобы удалить аппаратуру от работающего двигателя. Такая мера была необходима из-за оплавления отдельных контактов в научной аппаратуре. В головной части ракеты Р-1Б монтировались отсеки, удлиняющие ее на 3 м. Непосредственно к приборному примыкал отсек ФИАН с аппаратурой, предназначенной для изучения состава первичного космического излучения и его взаимодействия с веществом. Перед отсеком ФИАН располагались герметичный отсек, в котором обеспечивались условия для жизнедеятельности подопытных собак, и система спасения головной части, предусмотренная впервые. Для этой цели между герметичной кабиной и отсеком ФИАН была смонтирована парашютная система. Носовая часть ракеты Р-1Б, спасаемая вместе с герметичной кабиной, была выполнена в двух вариантах — с крылатой моделью ЛИИ или со спектрографом ГОИ.
Животные поднимались на высоту до 100 км, причем скорость полета достигала 1170 м/сек, ускорения не превышали 5,5 g. В вершине траектории кабина с животными отделялась от ракеты и свободно падала до высоты 3—4 км, затем автоматически вводилась в действие парашютная система, обеспечивавшая надежный спуск и безопасное приземление.
29 июля 1951 года на полигоне Капустин Яр произведен пуск ракеты Р-1Б. Цель пуска:
изучение состава первичного космического излучения и его взаимодействия с веществом
исследование физических и химических характеристик воздуха;
исследование спектрального состава излучения Солнца;
проверка поглощающей способности озона;
проверка жизнедеятельности живых организмов в специальном герметичном отсеке в условиях больших высот и нарастающей перегрузки при подъеме на ракете, их поведение в условиях невесомости и возможности спасения после подъема с помощью парашютных систем;
аэродинамические исследования при больших скоростях и больших высотах полета;
экспериментальная проверка возможности спасения ракеты с помощью парашютов с целью многократного использования ракет при экспериментальных пусках.
Ракета собрана на Заводе артиллерийских вооружений №88 (опытное производство НИИ-88, Калининград, Московская область). Обозначение пуска 1.
Пуск завершился неудачей. На борту находились собаки Дезик и Лиса. Дезика отправили в полёт ещё раз, чтобы проверить, как собака поведёт себя при повторной подготовке и старту. Ракета стартовала благополучно, но в назначенное время парашют, который должен был быть раскрыться высоко в небе, не появился. Авиаотряду полигона была дана команда: искать где-то приземлившуюся кабину с собаками. Через некоторое время она была обнаружена разбившейся о землю. Проведённое расследование показало, что сильная вибрация вывела из строя барореле. Парашют не раскрылся и, головная часть ракеты на огромной скорости врезалась в землю. Дезик и Лиса погибли, став первыми жертвами космической программы.
15 августа 1951 года на полигоне Капустин Яр произведен 2-й пуск ракеты Р-1Б.
Цель пуска те же.
Успешный вертикальный пуск. На борту ракеты находились собаки Мишка и Чижик. Спасение головной части, приборных контейнеров и животных. Дымовой контейнер не устанавливался.
28 августа 1951 года на полигоне Капустин Яр произведен 3-й пуск ракеты Р-1Б.
Цель пуска те же.
Пуск завершился неудачей. На борту ракеты находились собаки Мишка и Чижик. Это был их второй полёт. Повторное пребывание в герметической кабине не вызвало у них никаких отрицательных реакций. Из новинок для поддержания давления в кабине был установлен пружинный автоматический регулятор. Механизм регулятора работал так: при повышении давления в кабине игла отжимается и открывает отверстие в стенке, избыток газовой смеси выходит в открытое космическое пространство, при нормализации давления игла перекрывает отверстие в стенке кабины. В лабораторных условиях регулятор работал идеально, но как он поведет себя в космосе? Старт и приземление прошли, как обычно, но, вскрыв люк, ученые обнаружили, что собаки мертвы. Анализ показал, что игла-регулятор давления не перекрыла отверстие в стенке кабины, произошла разгерметизация, и животные погибли от недостатка кислорода. Спасение приборных контейнеров, работа дымового контейнера. Головную часть спасти не удалось.
3 сентября 1951 года на полигоне Капустин Яр произведен 4-й пуск ракеты Р-1Б.
Цель пуска те же.
Успешный вертикальный пуск. На борту ракеты находились собаки Непутевый и ЗИБ – «запасной исчезнувшего бобика». Спасение головной части, приборных контейнеров и животных. Дымовой контейнер не устанавливался.
(по воспоминаниям В.И.Яздовского и А.Д.Серяпина)
Завершающий пуск на первом этапе ракетных полетов - 3 сентября 1951 года. «Космонавтами» назначены Непутевый и Рожок. Накануне была проведена последняя тренировка животных, сняты фоновые показатели физиологических функций. Перед самым выездом на стартовую площадку выяснилось, что Рожок исчез! Клетка закрыта, Непутевый на месте, а Рожка нет. Времени для поисков тоже нет: пора отправляться на полигон. Службы уже готовят ракету к пуску. Через 2 часа необходимо поместить собак в кабину, задраить люк, доложить о готовности.
В этот момент у кого-то возникла мысль взять неподготовленного пса от солдатской столовой. Подыскали среди них собаку, подходящую по массе, спокойную, светлой масти. Сообща придумали ей имя ЗИБ - «запасной исчезнувшего Бобика» (по другим воспоминаниям кличка была ЗИП - «запасной испытательный пёс»). В суматохе даже не разобрались, что ЗИБ, в сущности, щенок - это выяснилось уже после полета.
Докладывая Сергею Павловичу о готовности, руководитель медицинской части программы не упомянул о замене Рожка ЗИБом, чтобы избежать лишних разговоров и нервотрепки. Приземления кабины ждали с большим с нетерпением и беспокойством. Как оказалось - ЗИБ перенес путешествие замечательно! То, что в космос слетала неподготовленная собака, щенок, и хорошо перенесла все факторы полета, представляло значительный интерес для науки. Потом, когда Сергею Павловичу стало известно о «подтасовке», он совсем не рассердился, а сказал с теплотой в голосе: «Да на наших кораблях в космос скоро будут летать по профсоюзным путевкам — на отдых!» После полёта пса подарили академику Благонравову, к которого он прожил много лет.
Ракеты второй партии Р-2 были переработаны с целью улучшения конструкции и успешно прошли летные испытания (13 пусков, 1 неудачный по причине производственного дефекта)
2 июля 1951 года на полигоне Капустин Яр произведен пуск ракеты Р-2.
Пуск проводился в рамках второго этапа совместных (МВ и ГАУ) экспериментально-доводочных испытаний ракеты Р-2 и наземного оборудования.
Ракета собрана на Заводе артиллерийских вооружений № 88 (опытное производство НИИ-88, Калининград, Московская область). Обозначение пуска II-4.
Успешный пуск. Прицельная дальность полета головной части ракеты по заданию составила 553,7 км. Головная часть ракеты снаряжена дымсмесью. Старт и полёт ракеты был нормальным. Головная часть ракеты достигла запланированной дальности. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности плюс 3700 м по направлению влево 950 м. Головная часть долетела до земли нормально, разрушение стабилизирующего устройства произошло в плотных слоях атмосферы.
Далее параметры пусков аналогичные.
4 июля 2-й пуск Р-2. Успешный пуск. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности плюс 1400 м по направлению влево 570 м. Головная часть долетела до земли нормально.
7 июля 3-й пуск Р-2. Успешный пуск. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности плюс 3167 м по направлению влево 693 м. Головная часть долетела до земли нормально.
9 июля 4-й пуск Р-2. Успешный пуск. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности минус 8074 м по направлению влево 984 м. Головная часть долетела до земли нормально.
10 июля 5-й пуск Р-2. Успешный пуск. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности плюс 1932 м по направлению влево 1697 м. Головная часть долетела до земли нормально
11 июля 6-й пуск Р-2. Успешный пуск. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности плюс 7219 м по направлению влево 1816 м. Головная часть долетела до земли нормально
12 июля 7-й пуск Р-2. Пуск завершился неудачей.
14 июля 8-й пуск Р-2. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности минус 4838 м по направлению влево 1987 м. Головная часть долетела до земли нормально
16 июля 9-й пуск Р-2. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности минус 9423 м по направлению влево 1335 м. Головная часть долетела до земли нормально
20 июля 10-й пуск Р-2. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности минус 3428 м по направлению влево 2386 м. Головная часть долетела до земли нормально
23 июля 11-й пуск Р-2. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности плюс 12768 м по направлению влево 986 м. Головная часть долетела до земли нормально
25 июля 12-й пуск Р-2. Головная часть долетела до земли нормально
27 июля 13-й пуск Р-2. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности плюс 2789 м по направлению влево 378 м. Головная часть долетела до земли нормально
индекс 8Ж38, присвоен в ноябре 1951-го. Мой тесть, который учил китайцев работать с этой ракетой в 1959-м, в старости ослеп и много забыл, но и спустя полвека индекс ракеты помнил твёрдо - 8Ж38!
Третья серия ракет Р-2 предназначалась для войсковых испытаний (16 ракет в т.ч. 2 для обучения армейских стартовых команд). Испытывалась в Капустином Яру в августе-сентябре 1952 года (14 пусков, в т.ч. 2 неудачных).
8 августа 1952-го на полигоне Капустин Яр (район села Владимировка, Астраханская область, СССР) произведен пуск советской баллистической ракеты дальнего действия Р-2 (индекс 8Ж38).
Пуск проводился в рамках контрольных испытаний ракеты Р-2 и наземного оборудования (третий этап испытаний).
Ракета собрана на Заводе артиллерийских вооружений № 88 (опытное производство НИИ-88, Калининград, Московская область). Обозначение пуска КТ-1.
Успешный пуск. Прицельная дальность полета головной части ракеты по заданию составила 553,7 км. Головная часть ракеты достигла запланированной дальности. Отклонение места падения головной части ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 1,615 км, по направленю влево 0,13 км.
|