В 1949-м были организованы новые статические и динамические испытания ракет Р-1. С учетом их результатов было решено изменить существующий проект для повышения некоторых характеристик.
Для второй серии ракет в целях повышения её надёжности, пришлось практически заново создать наземную кабельную сеть и внести много изменений в бортовые приборы системы управления. Вторая серия ракет оснащалась вновь созданной телеметрической ТМ - системой «Дон» разработки НИИ-885 (Е.Я. Богуславский).
Для второго этапа лётных испытаний (сентябрь - октябрь 1949 года, Капустин Яр) было подготовлено 20 ракет, из них 10 пристрелочных и 10 зачётных. В ходе испытаний из 20 ракет 17 выполнили свою задачу. Потребовались дополнительные экспериментальные работы, чтобы обеспечить безаварийные пуски ракеты Р-1.
10 сентября 1949 года на полигоне Капустин Яр произведен пуск ракеты Р-1. Пуск проводился в рамках второй серии совместных заводских испытаний. Ракета собрана на Заводе артиллерийских вооружений №88 (опытное производство НИИ-88, Калининград, Московская область). Заводской номер ракеты - №1. Обозначение пуска II-1. Ракета оснащена отечественной телеметрической системой «Дон».
Прицельная дальность ракеты по заданию составила 270 км. Тактико-техническими требованиями предполагалось попадание ракеты в прямоугольник размером 16 на 8 км. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 1,36 км по направлению и вправо 6,89 км. Ракета не попала в заданный прямоугольник.
11 сентября 1949 года пуск Р-1. Заводской номер ракеты - №2. Обозначение пуска II-2. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 7,89 км по направлению влево 6,75 км. Ракета не попала в заданный прямоугольник.
13 сентября пуск Р-1 №11. Обозначение пуска II-11. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 0,35 км по направлению влево 4,93 км. Ракета не попала в заданный прямоугольник.
14 сентября пуск Р-1 №4. Обозначение пуска II-4. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 1,62 км по направлению влево 7,02 км. Ракета не попала в заданный прямоугольник.
17 сентября пуск Р-1 №8. Обозначение пуска II-8. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 13,9 км по направлению вправо 1,17 км. Ракета не попала в заданный прямоугольник.
19 сентября пуск Р-1 №5. Обозначение пуска II-5. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 2,57 км по направлению вправо 1,07 км. Ракета попала в заданный прямоугольник.
20 сентября пуск Р-1 №9. Обозначение пуска II-9. Пуск завершился неудачей. Ракета упала у стартового стола.
23 сентября пуск Р-1 № 15. Обозначение пуска II-15. Пуск завершился неудачей.
28 сентября пуск Р-1 №10. Обозначение пуска II-10. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 1,11 км по направленю вправо 4,97 км. Ракета не попала в заданный прямоугольник.
3 октября пуск Р-1 №14. Обозначение пуска II-14. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 3,12 км по направлению вправо 2,87 км. Ракета попала в заданный прямоугольник.
8 октября пуск Р-1 №16. Обозначение пуска II-16. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 1,13 км по направлению вправо 3,06 км. Ракета попала в заданный прямоугольник.
10 октября пуск Р-1 №12. Обозначение пуска II-12. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 0,42 км по направлению вправо 0,5 км. Ракета попала в заданный прямоугольник.
12 октября пуск Р-1 №7. Обозначение пуска II-7. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 1,16 км по направлению вправо 5,42 км. Ракета не попала в заданный прямоугольник.
13 октября пуски двух ракет Р-1 №17, обозначение пуска II-17 и № 13, обозначение пуска II-13.
Обе достигли запланированной дальности. Отклонение первой - плюс 2,67 км по направлению вправо 5,15 км. Ракета не попала в заданный прямоугольник. Отклонение второй плюс 0,04 км по направлению вправо 1,05 км. Ракета попала в заданный прямоугольник.
14 октября пуск Р-1 №18. Пуск завершился неудачей. Разрыв кислородного бака при заправке.
15 октября пуск Р-1 №19. Обозначение пуска II-19. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 4,67 км по направлению вправо 0,04 км. Ракета попала в заданный прямоугольник.
18 октября пуск Р-1 №23. Обозначение пуска II-23. Прицельная дальность ракеты по заданию составила 155,5 км. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 3,28 км по направлению вправо 2,28 км. Ракета попала в заданный прямоугольник.
19 октября пуск Р-1 №22. Обозначение пуска II-22. Прицельная дальность ракеты по заданию составила 270 км. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 36,5 км по направлению вправо 13,3 км. Ракета не попала в заданный прямоугольник.
22 октября пуск Р-1 №20. Обозначение пуска II-20. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 2,87 км по направлению влево 3,14 км. Ракета попала в заданный прямоугольник.
23 октября 1949 года пуск Р-1 №3. Обозначение пуска II-3. Ракета достигла запланированной дальности. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 3,19 км по направлению влево 3,18 км. Ракета попала в заданный прямоугольник.
В 1950-м пуски не производились
После всех проведенных испытаний постановлением Совета Министров СССР от 25 ноября 1950-го ракета Р-1 была принята на вооружение Советской Армии с комплексом наземного оборудования (войсковой индекс 8А11, классификация НАТО - SS-1 "Scunner", присвоен 25 ноября 1951 года), а в 1952-м запущена в производство небольшой серией на заводе №88. С июня 1952-го начался серийный выпуск ракеты Р-1 на заводе №586 (директор завода Л.В.Смирнов) в г. Днепропетровске.
Серийные ракеты первой партии попали на полигон примерно через год после запуска производства. К этому времени было решено, что Р-1 поступят на вооружение ракетных бригад особого назначения РВГК.
Задачей девяти новых БОН РВГК являлось развертывание ракетных комплексов на позициях и поражение стационарных объектов противника, имеющих оперативное или стратегическое значение. Предполагалось, что бригада сможет осуществлять до 32-36 запусков в сутки. Каждый из трех ее дивизионов мог ежесуточно отправлять к целям до 10-12 ракет. В условиях мирного времени бригады особого назначения регулярно участвовали в учениях и использовали свое вооружение на полигонах.
Серийное производство ракет Р-1 и компонентов ракетного комплекса продолжалось до 1955-го. Вскоре после этого начался процесс замены устаревающего оружия новыми образцами. БОН РВГК списывали ракеты Р-1 и получали вместо них более совершенные Р-2. Последние ракеты «Победа», насколько известно, были запущены на полигонах в 1957-м. С момента начала испытаний и до завершения эксплуатации было проведено 79 запусков ракет. Также состоялось почти 300 тестовых запусков двигателей. К началу шестидесятых годов армия лишилась последних ракет Р-1 и освоила новые ракетные комплексы.


Ракета Р-1А — первая из модификаций ракеты Р-1 — была специально разработана для проверки в натурных условиях ряда новых узлов, а главным образом для отработки механизма отделения в конце активного участка траектории головной части, что предполагалось использовать в конструктивной схеме ракеты Р-2.
В связи с тем что многие организации заинтересовались возможностью использования новой ракеты для своих целей, программа экспериментов вышла далеко за рамки первоначального замысла.
Для проведения работ было выделено 8 трофейных ракет А-4, которые полностью перебрали и произвели необходимые замены, в частности установили хвостовые отсеки собственной конструкции, а также механизм для отделения головной части.
Непосредственная подготовка ракеты Р-1А к летным испытаниям началась в январе 1949 г. на временной испытательной площадке НИИ-88 в близлежащем лесу и закончилась 11 февраля. Летные испытания ракеты проводились на полигоне Капустин Яр и закончились 28 мая с положительными итогами.
Основной этап эксперимента по отработке механизма отделения головной части проводился при пусках по баллистическим траекториям, был обеспечен специальными гироскопическими приборами и сопровождался телеметрическими измерениями. Чтобы гарантировать получение информации, было предусмотрено использование радиолокаторов с активным сопровождением. Для этого на корпусе ракеты устанавливался специальный передатчик. После отделения головной части сигнал передавался телеметрической системой ФИАР.
В случае положительных результатов при полетах по баллистическим траекториям планировались вертикальные пуски двух ракет с оптическими визуальными средствами наблюдения за поведением головной части на пассивном участке. Эти же ракеты предполагалось использовать для исследования верхних слоев атмосферы с помощью прибора ФИАР-1. Прибор помещался в специальный контейнер в виде цилиндра, соединенного со спасательным устройством типа "летающая бомба". Контейнер закладывался в мортиру, установленную на хвостовом отсеке, и на заданной высоте выбрасывался с помощью сжатого воздуха. Через 4 секунды начинался забор проб атмосферы. Для облегчения поисков после приземления контейнер снабжался радиопередатчиком. На каждой из двух ракет, предназначенных для вертикальных пусков, устанавливались по две мортиры и по два прибора ФИАР-1.
На ракете Р-1А также предусматривалось исследование влияния газовой струи двигателя на прохождение радиоволн. Эти эксперименты имели непосредственное отношение к разработке систем радиоуправления для ракет Р-2 и Р-3. Предполагалось настраивать двигатель на меньшую тягу, чтобы отношение начального веса к тяге примерно равнялось принятому для ракеты Р-2.
Первые две установки с приборами ФИАР-1 были подняты 24 мая. Из-за неисправности парашютной системы контейнеры при приземлении разрушились. Второй подобный эксперимент после доработки парашютной системы дал положительные результаты, которые позволили сделать вывод о возможности и целесообразности расширения масштабов геофизических экспериментов при вертикальных пусках ракет и послужили основанием для принятия соответствующих решений.
Стартовая масса - 13910 кг
Двигатель - ЖРД РД-100
Тяга двигателя у Земли - 27 тс
Удельный импульс у Земли - 204 с
Время работы - 65 с
Компоненты топлива - 75 % этиловый спирт-жидкий кислород
Масса топлива - 9440 кг
Масса полезного груза - 800 кг
Длина (полная) - 14960 мм
Диаметр корпуса - 1650 мм
Размах стабилизаторов - 3564 мм
Характеристическая скорость - 1700 м/с
Высота подъёма - 100 км
Эта же ракета как бы отделённая от военных, именовалась В-1А (В - вертикальная)
7 мая 1949-го на полигоне Капустин Яр произведен пуск Р-1А.
Ракета собрана на Заводе артиллерийских вооружений №88 (опытное производство НИИ-88, Калининград, Московская область). Ракета оснащена телеметрической системой Физического института Академии наук СССР (ФИАН) и радиомаяком.
Испытание разделяемой боеголовки. Расчетная дальность полёта отделяющейся головной части ракеты 210 км. Пуск по баллистической траектории. Фактическая дальность полёта головной части 200 км.
Проводилось радиолокационное наблюдение за корпусом и отделяющейся головной частью, при этом проверялись условия радиосвязи с ракетой, исследовалось прохождение радиоволн через высокие слои атмосферы и через газовую струю реактивного двигателя ракеты.
Для радиолокационного наблюдения применялись три радиолокационные станции тира scr-584 и пять станций scr-268.
Осуществлялась съемка на пленку с помощью специально приспособленных для этой цели телескопов по программе, разработанной НИИ-88 совместно с Государственным оптическим институтом министерства вооружения.
10 мая 1949-го - второй пуск. Фактическая дальность полёта головной части 279,6 км. Всё остальное - как в пуске-1
15 мая 1949-го - третий пуск. Фактическая дальность полёта головной части 210 км. Всё остальное - как в пуске-1
16 мая 1949-го - четвёртый пуск. Фактическая дальность полёта головной части 320 км. Всё остальное - как в пуске-1
24 мая 1949-го - пятый пуск. Испытание разделяемой боеголовки и отбор проб состава верхних слоев атмосферы с помощью прибора ФИАР-1. Расчетная дальность полёта отделяющейся головной части ракеты 22 км. Вертикальный пуск. Фактическая дальность полёта головной части 32,9 км. Высота полёта составила около 100 км. Парашюты открылись сразу и при входе в отмосферу были изорваны, контейнеры с образцами атмосферы разбились.
28 мая 1949-го - шестой пуск. Испытание разделяемой боеголовки и отбор проб состава верхних слоев атмосферы с помощью прибора ФИАР-1. Расчетная дальность полёта отделяющейся головной части ракеты 22 км. Вертикальный пуск. Фактическая дальность полёта головной части 31,9 км. Высота полёта составила около 102 км. Два контейнера по 85 кг с образцами атмосферы были значительно повреждены и частично востановлены.

Ракета Р-2Э
Опытно-экспериментальная одноступенчатая жидкостная ракета.
«Фау-2» была запущена немцами в серийное производство в явно недоработанном виде. В ней имелось немало скрытых, неиспользованных резервов. Немцам не хватало времени, они создавали совершенно небывалое и вынуждены были закладывать в разработку избыточные запасы.
В частности, это касалось двигателя, тягу которого можно было увеличить почти в 1,5 раза (с 27 до 37 т) путем форсирования по давлению с 16,2 до 21,6 кг/см2, что потребовало поднять мощность турбонасосмного агрегата с 470 до 1066 л.с. Даже с учетом больших затрат на преодоление аэродинамического сопротивления конечная скорость увеличивалась на 10-15%, а дальность - почти на треть. Более глубокая проработка показала и возможность увеличения удельного импульса двигателя на 10% за счет повышения концентрации спирта с 75% до предельных 92%.
Другое направление совершенствования было связано с облегчением конструкции, прежде всего с переходом на несущую схему баков с изготовлением их из алюминия.
По предварительным прикидкам, сделанным еще в Германии, совокупная реализация этих мероприятий обеспечивала как минимум двукратное увеличение дальности при неизменных габаритах и стартовом весе ракеты. В качестве резервного был также рассмотрен утяжеленный вариант ракеты с удлиненной на 1,9 м цилиндрической частью. Далее за работу в конструкторском бюро в Подлипках взялась группа инженеров во главе с Константином Давыдовичем Бушуевым.
Создание ракеты, получившей наименование Р-2 (изделие 8Ж38), предусматривалось осуществить в два этапа. На первом из них предполагалось усовершенствовать двигатель и немного увеличить емкость топливных баков ракеты, а на втором - реализовать новшества в полном объеме.
При защите эскизного проекта Р-2 на техническом совете НИИ-88, состоявшемся в апреле 1947 г. в присутствии Д.Ф. Устинова, были высказаны сомнения в реализуемости ряда основных технических решений. Больше всего опасений вызвал несущий бак жидкого кислорода. Вместе с двойной стенкой исключался и слой теплоизоляции - стекловаты. Высказывались предположения о недопустимо высоких потерях окислителя в ходе заправки и предстартовой подготовки. Попытка решить вопрос, введя предстартовую подпитку кислородом, встретила сопротивление военных. Ради снижения степени технического риска пришлось отказаться от несущего бака жидкого кислорода, вернувшись к подвесной конструкции, аналогичной «Фау-2».
Первоначально считалось, что такая компромиссная схема найдет место только на экспериментальном образце ракеты - Р-2Э. Но она сохранилась и на серийных изделиях после того, как ракеты с подвесным баком в ходе летных испытаний обеспечили достижение заданной дальности.
При конструировании отделяемой головной части возник целый ряд проблем, которые требовали проведения натурных экспериментов. Для этого на базе ракеты Р-1 была создана экспериментальная ракета Р-1А. Полученные при испытании этой ракеты данные позволили развернуть по ракете Р-2Э полномасштабные работы.
Корпус ракеты сделали из алюминиевых сплавов. Он был всего на 350 кг больше, чем у ракеты Р-1, при двойной разнице в дальности.
В связи с увеличением дальности полета ракету оснастили системой аварийного отключения двигателя, поскольку, потеряв управление, она могла оказаться за пределами полигона.
Разработали новую телеметрическую систему "Дон". Она имела 12 непрерывных и 12 дискретных каналов. В дополнение к этой системе предусматривались система дистанциометрии, которая использовалась как источник для локаторов, и система измерения скорости ракеты.
Совершенствовалось и наземное оборудование, всё, вместе взятое, стало называться ракетным комплексом. При испытаниях ракеты Р-2Э намечалось определение нового метода заправки путем вытеснения кислорода сжатым воздухом.
Основные характеристики ракеты Р-2Э:
Дальность - 576 км
Точность попадания при стрельбе на максимальную дальность по дальности - 30 км
Точность попадания при стрельбе на максимальную дальность по боку - 20 км
Скорость в момент выключения двигателя - 2120 м/с
Длина ракеты - 16,95 м
Наибольший диаметр - 1,65 м
Вес отделяющейся головки - 1350 кг
Доводочные испытания ракеты Р-2Э были проведены на временной площадке в лесу вблизи ст. Подлипки (Московская область) с 23 по 31 июля 1949 г. (программа испытаний предусматривала практически все предстартовые операции, вплоть до запуска двигателя на предварительную ступень).
Лётные испытания ракеты Р-2Э были проведены в сентябре — октябре 1949 года на полигоне Капустин Яр. Из 5 пусков 2 были аварийными.
25 сентября 1949 года в 11:16 GMT (14:16 по местному времени) на полигоне Капустин Яр произведен пуск советской опытно-экспериментальной ракеты Р-2Э. Пуск проводился в рамках заводских испытаний. Ракета собрана на Заводе артиллерийских вооружений №88 (опытное производство НИИ-88, Калининград, Московская область). Хронологический номер пуска 1. Ракета оснащена телеметрической системой «Дон» и радиомаяком.
Успешный пуск. Испытание разделяемой боеголовки. Расчетная дальность полёта отделяющейся головной части ракеты 553,7 км. Пуск по баллистической траектории. Фактическая дальность полёта головной части 541,3 км. Отклонение места падения головной части ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 12,4 км, по направлению вправо 0,2 км.
(далее параметры прежние)
30 сентября пуск Р-2Э. Фактическая дальность полёта головной части 562,2 км. Отклонение места падения головной части ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 8,5 км, по направлению влево 9,3 км.
2 октября пуск Р-2Э. Пуск завершился аварией. Фактическая дальность полёта головной части 324,1 км. Отклонение места падения головной части ракеты от точки прицеливания составили по дальности минус 129,6 км, по направлению влево 11,4 км.
8 октября пуск Р-2Э. Успешный пуск. Фактическая дальность полёта головной части 569,8 км. Отклонение места падения ракеты от точки прицеливания составили по дальности плюс 16,1 км по направлению вправо 0,8 км. Воздушный разрыв головной части.
11 октября пуск Р-2Э. Пуск завершился аварией. Пожар в хвостовом отсеке. ракета упала в 9 км от старта.


Ракета Р-2 создана на базе отечественных ракет, баллистической ракеты дальнего действия Р-1 и опытно-экспериментальных ракет Р-1А и Р-2Э коллективом НИИ-88 под руководством Сергея Павловича Королёва. Ведущий конструктор - Михаил Янгель. Начало разработки ракеты - 1946 год. В процессе предварительного проектирования разработано 5 вариантов проекта. К концу 1947 года подготовлен второй вариант проекта - Р-2Э - с несущим баком горючего и со стабилизаторами. По результатам испытаний Р-2Э было принято решение о доработке и выпуске двух серий ракет Р-2 (по 15 шт в серии) для продолжения испытаний, доработок системы управления и достижения заданной точности.
Но при этом потребовалось скомпенсировать утяжеление конструкции, и разработчики пошли на увеличение запаса топлива на 70% - с 9,4 до 15,84 т. Длина ракеты выросла с 14,275 до 17,65 м, стартовый вес - с 13,43 до 20,3 т. Вскоре выявилась и еще одна проблема, грозящая перечеркнуть все новации в конструктивной схеме Р-2, - стендовая отработка показала недостаточную прочность нового алюминиевого несущего бака горючего при больших нагрузках и интенсивном нагреве на участке входа в атмосферу при подходе к цели. Проектная проработка дала неутешительный результат: в случае возвращения к тяжелой подвесной схеме для обоих топливных баков даже удлиненная ракета не достигла бы заявленной дальности. Не от хорошей жизни, а перед угрозой основательного недобора требуемой дальности конструкторы пошли на схему с отделением головной части от ракеты в полете. Но вместе с корпусом ракеты терялась и значительная часть поражающего эффекта. «Фау-2» даже без головной части и топлива весила 3,5 т. Вся эта масса обрушивалась на цель со скоростью, вдвое превышающей звуковую. Да и топливо расходовалось не полностью и взрывалось вместе с наполнением боевой части, повышая эффект взрыва в 1,2-2 раза. Все эти факторы и создавали впечатляющий поражающий эффект.
Испытания первой серии ракет Р-2 проходили на полигоне Капустин Яр. Произведено 12 пусков, все запуски неудачные (5 пусков закончились авариями на активном участке траектории из-за отказов системы управления и двигательной установки, негерметичности трубопроводов, 7 пусков - разрушение боевой части из-за перегрева на участке спуска).
Система управления - инерциальная. Управляющие элементы - аэродинамические рули и газоструйные графитовые рули. Приборный отсек расположен в нижней части корпуса. Приборный отсек выполнен герметичным. Кроме инерциального управления добавлена система боковой радиокоррекции БРК-1. Для ракеты использована телеметрическая система Дон с 12 непрерывными и 12 дискретными каналами передачи данных, система измерения скорости ракеты и система измерения дистанции с источниками сигналов для наземных радио-локационных станций.
Силовая установка ракеты Р-2 представлена ЖРД РД-101/8Д52 с тягой 36700-37000 кг у земли и 41200-41300 кг в пустоте. Двигатель создан на базе двигателя РД-100 ракеты Р-1.
На ракетах Р-2 первых опытных серий (после испытаний Р-2Э) введена система двухступенчатой остановки ЖРД, что позволяло снизить влияние импульса последствия при выключении двигателя. Подача топлива в камеру сгорания осуществлялась с помощью ТНА, работающего на перекиси водорода.
Топливом для ЖРД служит 92% этиловый спирт, окислителем - жидкий кислород. Вспомогательное топливо ТНА - 80%-ный раствор перекиси водорода, жидкий катализатор не использовался (заменен твердым). Перекись водорода хранилась в торообразном баллоне. Масса двигателя - 930 кг. Удельный импульс - 210-214 с у земли и 242 с в пустоте. Время работы двигателя - 85 секунд.
3. Основные тактико-технические характеристики серийной ракеты Р-2
Длина . . . . . . . . . 17,5 м
Диаметр корпуса . . . . 1,65 м
Размах стабилизаторов . 3,56 м
Масса стартовая . . . . 20416 кг
Масса конструкции . . . 4528 кг
Масса топлива и др.компонентов . 15548 кг
Масса окислителя . . . 9105 кг
Масса горючего . . . . 6443 кг
Масса боевой части . . 1500 кг
Масса взрывчатого вещества . 1008 кг
Дальность действия . . 590-600 км
Круговое вероятное отклонение (КВО) . 1250 м
Отклонение по дальности макс. . +- 5 км
Отклонение по курсу макс. . . . +- 4 км
Время подготовки ракеты к старту — 6 часов, а время нахождения ракеты в заправленном состоянии ограничивалось 15-ю минутами, после чего топливо надо было либо сливать, либо запускать ракету.
21 октября 1950 года на полигоне Капустин Яр произведен пуск Р-2. Пуск проводился в рамках первого этапа экспериментально-доводочных испытаний ракеты Р-2 и наземного оборудования.
Ракета собрана на Заводе артиллерийских вооружений №88 (опытное производство НИИ-88, Калининград, Московская область).
Пуск завершился неудачей. Прицельная дальность полета головной части ракеты по заданию была 553,7 км. Авария на активном участке траектории. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности минус 208,9 км по направлению вправо 29,6 км.
26 октября пуск Р-2. Пуск завершился неудачей. Головная часть ракеты достигла запланированной дальности, однако, из-за перегрева произошло разрушение боевой части. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности плюс 2,2 км по направлению вправо 1,05 км.
27 октября пуск Р-2. Пуск завершился неудачей. Головная часть ракеты достигла запланированной дальности, однако из-за перегрева произошло рарушение боевой части. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности минус 1,0 км по направлению вправо 4,4 км. Разрушение стабилизационной юбки головной части.
30 октября пуск Р-2. Пуск завершился неудачей. Головная часть ракеты достигла запланированной дальности, однако из-за перегрева произошло рарушение боевой части.Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности минус 0,7 км по направлению вправо 6,7 км. Разрушение стабилизационной юбки головной части.
Разрушение стабилизационной юбки головной части.
8 ноября пуск Р-2. Пуск завершился неудачей. Авария на активном участке траектории. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности минус 396,2 км по направлению влево 36,64 км.
14 ноября пуск Р-2. Пуск завершился неудачей. Головная часть ракеты достигла запланированной дальности, однако из-за перегрева произошло рарушение боевой части. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности плюс 10 км по направлению 0 км. Разрушение стабилизационной юбки головной части.
18 ноября пуск Р-2. Пуск завершился неудачей. Авария на активном участке траектории. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности минус 201,6 км по направлению вправо 34,3 км.
26 ноября пуск Р-2. Пуск завершился неудачей. Ракета взорвалась в воздухе сразу после старта.
11 декабря пуск Р-2. Пуск завершился неудачей. Головная часть ракеты достигла запланированной дальности, однако из-за перегрева произошло рарушение боевой части. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности плюс 3,0 км по направлению вправо 0,67 км. Разрушение стабилизационной юбки головной части.
12 декабря пуск Р-2. Пуск завершился неудачей. Головная часть ракеты достигла запланированной дальности, однако из-за перегрева произошло рарушение боевой части.. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности плюс 0,2 км по направлению влево 1,6 км.
года 16 декабря пуск Р-2. Пуск завершился неудачей. Головная часть ракеты достигла запланированной дальности, однако из-за перегрева произошло рарушение боевой части. Отклонение от места падения головной части от точки прицеливания составили по дальности минус 0,6 км по направлению влево 0,8 км. Разрушение стабилизационной юбки головной части.
20 декабря пуск Р-2. Пуск завершился неудачей. Ракета взорвалась в воздухе сразу после старта.

вернёмся на старт?

Статьи в журналах 1949 - 1950 гг.

  1. Б.Н.Гиммельфарб. Рецензия на книгу Ф.Уиппла «Природа» 1949 г. №1 в djvu - 69 кб
  2. Российское первенство в военной технике + Н.Черемных. А.Ф.Можайский - создатель самолёта «Техника - молодежи» 1949 г. №1 в djvu - 1,32 Мб
    классическая статья на тему, что вся военная техника изобретена именно в России. Особо впечатляют "боевые ракеты XVI века" - внушительные, со штоками. Зафиксирован лишь 1 (один) эпизод XVI века, когда запорожские казаки на службе у Польши на территории Украины пугали татарских коней чем-то вроде детских хлопушек.
    С Можайским тоже нелады - указаны источники, писавшие про модели Можайского и начавшееся строительство самолёта, и ни одной ссылки на некие публикации о единственном полёте. Никаких свидетелей (а свидетели, что самолёт был недостроен, были). Лишь через 22 года вспомнили - летал! И пошло...
  3. фото «Техника - молодежи» 1949 г. №1 в djvu - 48 кб
    детские соревнования по авиамоделизму. Фото модели с ракетным двигателем
  4. Б.М.Рубашев. Интенсивность полос Юпитера и солнечная активность «Природа» 1949 г. №2 в djvu - 74 кб
    Интересно суждение не о Юпитере, а о Венере - отсутствие на ней полос предполагает её крайне медленное суточное вращение, "сравнимое с годом"
  5. А.И.Берг. Победа радиолокации «Техника - молодежи» 1949 г. №2 в djvu - 564 кб
    упомянута радиолокация Луны, дан прогноз на радиолокацию Венеры, радиолокация ракет в космосе
  6. К.Непомнящий. Правда о великом подвиге «Огонёк» 1949 г. №8(1133) (20.02.1949) в djvu - 596 кб
    неубедительное повествование о полёте самолёта Можайского
  7. Н.Каманин. Герои Советского Союза «Смена» 1949 г. №8 (апрель) в djvu — 341 кб
    будущий наставник космонавтов вспоминает о челюскинской эпопее
  8. Николай Грибачёв. Из книги «Дорогие земляки» (стихи) «Огонёк» 1949 г. №18(1143) (1.05.1949) в djvu - 17 кб
    отрывок из поэмы
  9. Космическая станция «Техника - молодежи» 1949 г. №5 в djvu - 38 кб
    то же Космическая станция «Техника - молодежи» 1949 г. №5 2 кб текста + 9 кб графики
    ответ читателю на вопрос" Нельзя ли уже сейчас послать ракету за пределы притяжения Земли, в безвоздушное пространство?"
  10. И.С.Астапович. Высота телескопических метеоров «Природа» 1949 г. №6 в djvu - 149 кб
    к вопросу о границе космоса
  11. Л.Топунов. А.Д.Засядко - конструктор боевых ракет «Техника - молодежи» 1949 г. №6 в djvu - 501 кб
    то же Л.Топунов. А.Д.Засядко - конструктор боевых ракет «Техника - молодежи» 1949 г. №6 15 кб текста + 115 кб графики
  12. Б.Ляпунов. Ракета - оружие науки «Техника - молодежи» 1949 г. №6 в djvu - 728 кб
    то же Б.Ляпунов. Ракета - оружие науки «Техника - молодежи» 1949 г. №6 16 кб текста + 156 кб графики
  13. М.Арлазоров. Машины больших скоростей «Знание-сила» 1949 г. №7 в djvu — 1,14 Мб
  14. Г.А.Гурьев. Нет границ познания «Знание-сила» 1949 г. №7 в djvu - 1,61 Мб
    Не совсем про космонавтику, но заголовок хорош
  15. Лена Шиенкова. На Луну + Мои мечты (стихи) «Пионер» 1949 г. №7 в djvu - 63 кб
    ученица 6-го класса сочинила стихи после лекции в планетарии
  16. Г.А.Тихов. Существует ли растительность на планете Марс? «Природа» 1949 г. №7 в djvu - 407 кб
  17. Как советские астрономы узнали, какая растительность есть на Марсе? «Техника - молодежи» 1949 г. №8 в djvu - 64 кб
    то же Как советские астрономы узнали, какая растительность есть на Марсе? «Техника - молодежи» 1949 г. №8 3 кб текста + 10 кб графики
    ответ читателю. Тихов рассказал
  18. Г.А.Гурьев. Планеты вокруг звёзд «Знание-сила» 1949 г. №8 в djvu - 1,20 Мб
  19. А.Светов. В домике Циолковского «Знание-сила» 1949 г. №8 в djvu - 191 кб
  20. А.Лурия, А.Леонтьев, В.Колбановский. Об опытах «передачи мыслей» «Наука и жизнь» 1949 г. №8 в djvu - 391 кб
    не по теме
    Последнее время часто появляются материалы о чудодейственных способностях Мессинга, особенно про телепатию и внушение. И особенно во времена, якобы, Сталина.
    В связи с чем хотелось бы отметить эту статью, а также пересказать рассказ нашего Вити Елисеева, главного туриста-водника Ростова, главного в турклубе Роствертола, с которым я ходил немало в интересные походы.
    А профессор, успехом изнеженный,
    Вдруг кивнул мне: "Вы, видно, желающий?"
    Я промыслил в ответ ему сдержанно
    И учёный отстал понимающе
    ...Телепатия, ух, телепатия,
    У меня к тебе антипатия.
    (песня А.Дулова)

    А Витя был как раз "желающий". Да, никаких чтений масли, чистая моторика, психология и изрядная артистическая наглость. Витя загадал ему поставить автограф в блокноте, что в сумке у одной девушки. Мессинг взял его за руку и, непрерывно бормоча что-то типа "Ох, ноги болят... Идём, идём... Старость - не радость... туда?.. идём-идём, думайте, думайте" и т.д. точно вывел его на девушку. Мгновенно оценив, как она сжимает сумку, отобрал её (не выпуская руки). Дальше он не смог (или не захотел), выхватил расчёску и так победно затрубил на весь зал, что Витя просто не решился указать на неточность исполнения, тем более Мессинг мгновенно о нём забыл, потрясая расчёской под овации зала, давая комплементы девушки и громко восторгаясь собою.
  21. Ник.Асеев. Летчики (стихи) «Огонёк» 1949 г. №34(1159) (21.08.1949) в djvu - 55 кб
  22. Ф.Бублейников. Заоблачные высоты «Вокруг света» 1949 г. №9 в pdf - 668 кб
    Стратостаты
  23. И.Марков. Как был изобретён самолёт «Мурзилка» 1949 г. №10 в djvu - 512 кб
    Компания "Россия - родина слонов" добралась и до "Мурзилки". Не летал Можайский на змеях. И не изобретён ещё был коробчатый змей. И самолёт не летал тоже.
  24. Т.Б.Кожевникова. Наша страна - родина воздухоплавания и авиации «Наука и жизнь» 1949 г. №10 в djvu - 1,74 Мб
    Идеологическая статья о том, что авиация родилась именно в России. То, что Крякутному приписано первенство в изобретении монгольфьера, ещё не показатель - о том, что вся рукопись фальшивка и вместо Крякутного написано "крещёный немец Фурцель" разобрались лишь через несколько лет. Но статья совершенно некритичная. Хорошо упомянут и Циолковский, но в таком ключе, что именно он двинул вперёд всё дирижаблестроение и ракетное дело.
  25. Первый воздушный штопор «Техника - молодежи» 1949 г. №10 в djvu - 320 кб
    Совершил Константин Арцеулов, который иллюстрировал этот журнал и, вероятно, рассказ написал тоже он. Надо уточнить - это был первый Преднамеренный штопор, из случайного штопора самолёт вывел первым Уилфред Парк на 4 года раньше.
  26. Отклик читателя «Техника - молодежи» 1949 г. №10 в djvu - 35 кб
    И.Н.Шухов вспоминает, как на 1-й мировой из осветительных ракет делал боевые, привязывая к ним гранату. Сомнительно, хоть и возможно.
  27. Право на Луну «Знание-сила» 1949 г. №11 в djvu - 200 кб
    то же Право на Луну «Знание-сила» 1949 г. №11 3 кб текста + 100 кб графики
  28. Б.Ляпунов. Пятый океан «Пионер» 1949 г. №11 в djvu - 1,10 Мб
  29. И.И.Путилин. Миранда - новый спутник Урана «Природа» 1949 г. №11 в djvu - 44 кб
  30. Б.Н.Гиммельфарб. Ближайшие звёзды «Природа» 1949 г. №12 в djvu - 101 кб
  31. М.Буханов. Иван Голубев — первый летчик в мире «Огонёк» 1949 г. №52(1177) (25.12.1949) в djvu - 185 кб
    то же М.Буханов. Иван Голубев — первый летчик в мире «Огонёк» 1949 г. №52(1177) (25.12.1949) 9 кб текста + 56 кб графики
    совершенно вымышленная история про самолёт Можайского
  32. У страха глаза велики «Техника - молодежи» 1950 г. №1 в djvu - 22 кб
    В США поймали сообщение с угрозами от марсиан.
    Я думаю - это фейк
  33. Металл - топливо для ракеты «Техника - молодежи» 1950 г. №1 в djvu - 96 кб
    то же Металл — топливо для ракеты «Техника — молодежи» 1950 г. №1 4 кб текста + 16 кб графики
    ответ на вопрос читателя. Тот явно начитался Цандера
  34. М.Астров. Смерть и бессмертие Джордано Бруно «Знание-сила» 1950 г. №2 в djvu — 1,94 Мб
  35. новости «Природа» 1950 г. №2 в djvu - 86 кб
    Открытие второго спутника Нептуна (открыта Нереида)
    Новые данные о пятом спутнике Урана (Миранда)
  36. новости «Природа» 1950 г. №3 в djvu - 202 кб
    Новый астероид с наименьшим известным средним расстоянием до Солнца (это Икар)
    Б.М.Рубашев. О круговороте воды на Марсе
  37. рисунок «Техника - молодежи» 1950 г. №3 в djvu - 17 кб
    о возможностях телевидения в исследовании планет (из статьи о телевидении)
  38. письма «Техника - молодежи» 1950 г. №3 в djvu - 79 кб
    из статьи о том, какой Сталин отец родной для учёных СССР. Письмо Циолковского Сталину и Сталина Циолковскому в дни перед смертью Циолковского в больнице после операции. Дочь Циолковского, бывшая при нём, вспоминала, что писем Циолковский не писал и не диктовал и вообще не был в состоянии это сделать.
  39. Предки "Катюши" «Техника - молодежи» 1950 г. №3 в djvu - 69 кб
    рецензия на книгу М.Сонкина "Русская ракетная артиллерия"
    то же Письмо Сталина Циолковскому; предки "Катюши" «Техника - молодежи» 1950 г. №3 5 кб текста + 98 кб графики
  40. В.Борисов. Дорога к звёздам «Знание-сила» 1950 г. №4 в djvu — 1,16 Мб
  41. Космические лучи «Огонёк» 1950 г. №16(1193) (16.04.1950) в djvu - 577 кб
    беседа с Д.В.Скобельницыным
  42. Н.И.Леонов. Геологи изучают Луну «Огонёк» 1950 г. №17(1194) (23.04.1950) в djvu - 197 кб
  43. Знатоки «русского вопроса» «Огонёк» 1950 г. №21(1198) (21.05.1950) в djvu - 29 кб
    отрывок из статьи, обличающих тупость американцев. В данном случае господин думает, что Циолковский ещё жив
  44. Николай Корнеев. Баллада о двух астрономах (стихи) «Огонёк» 1950 г. №24(1201) (11.06.1950) в djvu - 132 кб
  45. Г.С.Смуров. Быстрее звука «Наука и жизнь» 1950 г. №6 в djvu — 392 кб
    о самолётах, в т.ч. ракетных
  46. Растительность на Марсе «Пионер» 1950 г. №7 в djvu - 55 кб
    "... существует", отвечает редакция на письмо школьника
  47. Жизненный путь и творчество Г.А.Тихова «Природа» 1950 г. №8 в djvu - 285 кб
    к 75-летию со дня рождения
  48. Новости науки «Природа» 1950 г. №9 в djvu - 87 кб
    Новое измерение диаметра Нептуна
    Новые астероиды Юпитеровой группы
  49. Знаешь ли ты физику? «Техника - молодежи» 1950 г. №7 в djvu - 100 кб
    вопросы читателю - все про космический полёт
  50. А.А.Архнгельский. Обгоняя мечту! «Огонёк» 1950 г. №29(1206) (16.07.1950) в djvu - 416 кб
    О реактивной авиации, с упоминанием Циолковского и Цандера
  51. А.А.Космодемьянский. Знаменитый деятель науки «Смена» 1950 г. №17 (сентябрь) в djvu — 352 кб
    о Циолковском
  52. Б.Н.Юрьев, Б.Н.Воробьёв. Знаменитый деятель науки К.Э.Циолковский (к 15-летию со дня смерти) «Наука и жизнь» 1950 г. №9 в djvu - 394 кб
    то же Б.Н.Юрьев, Б.Н.Воробьёв. Знаменитый деятель науки К.Э.Циолковский (к 15-летию со дня смерти) «Наука и жизнь» 1950 г. №9 16 кб текста + 406 кб графики
  53. Б.Ляпунов. Покорение Вселенной «Пионер» 1950 г. №9 в djvu - 1,04 Мб
  54. Николай Бобров. Великий русский учёный «Советский Союз» 1950 г. №7 (сентябрь) в djvu - 235 кб
    о К.Э.Циолковском
  55. Дата «Техника - молодежи» 1950 г. №9 в djvu - 43 кб
    15 лет со дня смерти Циолковского.
  56. Георгий Блок. Звездоплаватель «Огонёк» 1950 г. №38(1215) (17.09.1950) в djvu - 690 кб
    то же Георгий Блок. Звездоплаватель «Огонёк» 1950 г. №38(1215) (17.09.1950) 18 кб текста + 47 кб графики
  57. Памяти Циолковского «Вестник АН СССР» 1950 г. №11 10 кб текста
  58. Г.А.Тихов. 50 лет у телескопа «Знание-сила» 1950 г. №11 в djvu - 895 кб
    Создатель астроботаники рассказывает
  59. Б.Н.Гиммельфарб. Малая планета Икар «Природа» 1950 г. №10 в djvu - 110 кб
  60. Б.М.Рубашев. Новые данные о физических условиях на Венере «Природа» 1950 г. №11 в djvu - 61 кб
    1. Советская астрофизика занимает ведущее место в мире
    2. Теория Лебедева. Сутки на Венере короткие и явные подтверждения обширных водных пространств
    3. Автор статьи считает выводы интересными, но несколько преждевременными
  61. С.В.Обручев. Фантастика вместо науки (ещё раз о «живых мамонтах») «Природа» 1950 г. №11 в djvu - 61 кб
    критика журнала Science et vie о современных мамонтах в Сибири
  62. М.С.Эйгенсон. Космология джордано Бруно «Природа» 1950 г. №12 в djvu - 490 кб
  63. отрывок из статьи о металлах «Техника - молодежи» 1950 г. №12 в djvu - 32 кб
    разные материалы хвастаются своими достоинствами. Бериллий позиционирует себя, как лучший металл для межпланетных полётов. Увы, пока он не замечен в космонавтике
Статьи в журналах 1951-1954 гг.

Статьи в журналах 1946 - 1948 гг.