вернёмся на старт?

Статьи в иностранных журналах, декабрь 2021, часть 2


  1. Лина Сингх, Сурендра П. Шарма. НАСА летит на Марс; Уэбб приближается к запуску (Leena Singh, Surendra P. Sharma, NASA flies to Mars; Webb nears launch) (на англ.) «Aerospace America», том 59, №10 (декабрь), 2021 г., стр. 76 в pdf - 200 кб
    Обзор 2021 года, по мнению Комитета по интеграции космических исследований Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA): «Марсоход НАСА Perseverance приземлился на поверхности Марса в феврале [2021 года] во время двухлетней миссии к кратеру Джезеро, большому ударному бассейну к северу от экватора Марса. (...) Perseverance вооружена множеством научных экспериментов в поддержку этой и будущих миссий, включая Марсианский эксперимент по использованию ресурсов кислорода на месте, или MOXIE, инструмент для производства кислорода из атмосферы Марса, в основном из двуокиси углерода. MOXIE провела свой первый тестовый запуск в апреле, когда он извлек 5 граммов кислорода, или около 10 минут воздуха для астронавта. (...) В апреле взлетел вертолет Ingenuity Mars Helicopter и совершил внепланетный управляемый полет в атмосфере с двигателем, взлет и зависание на высоте 3 метров в течение 30 секунд перед безопасным контролируемым спуском, проводимым его автономным наведением, навигационным и управляющим автопилотом. (...) НАСА продолжило продвижение к запланированной в 2025 году посадке на Луну в рамках своей программы Artemis с ракетой Space Launch System. Ступень основной ракеты стыкуется с двумя твердотопливными ракетными ускорителями, а затем к июню [2021] присоединяется к адаптеру ступени запуска. (...) В июле [2021 года] зонд Parker Solar Probe провел облет Венеры в рамках подготовки к приближению к Солнцу. Паркер погрузился в ионосферу Венеры, собирая измерения окружающих атмосферных радиосигналов. Данные подтвердили наземные наблюдения о том, что ионосфера Венеры в одни солнечные фазы намного тоньше, чем в другие, что свидетельствует о том, что атмосфера Венеры, когда-то похожая на Землю, превратилась в облако горячего токсичного газа из-за утечки ионосферы, потенциально влияя на ее атмосферу. (...) Solar Orbiter, совместная миссия [ЕКА] и НАСА, направляется к Солнцу, а BepiColombo, совместный проект [ЕКА] с Японским агентством аэрокосмических исследований, направляется на орбиту Меркурия; оба использовали облет Венеры, чтобы сформировать орбитальные переходы к месту встречи с телами своих хозяев. BepiColombo осуществил телеметрические изображения с ближайшего сближения на высоте 552 км над поверхностью, а также измерения с помощью своего чрезвычайно чувствительного итальянского акселерометра. В августе [2021 года] космический телескоп Джеймса Уэбба завершил свои последние предполетные испытания в рамках подготовки к запуску в декабре [2021 года]. (...) Также в этом году 266 общих программ наблюдений были отобраны из 1000 заявок на научные исследования по всему миру, при этом время первого цикла наблюдений было записано на Webb».
  2. Амир С. Гохардани. Год космических туристических полетов, освоения планет и ограниченных авиаперелетов (Amir S. Gohardani, A year of space tourism flights, planetary exploration and limited air travel) (на англ.) «Aerospace America», том 59, №10 (декабрь), 2021 г., стр. 80 в pdf - 235 кб
    Обзор 2021 года по мнению Комитета по работе с обществом и аэрокосмическими технологиями Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA): «Этот год [2021] ознаменовал знаменательную эру для космического туризма и новых планетных исследований. В феврале [2021 года] на Марс прибыли три аппарата. Китайский орбитальный аппарат Tianwen-1 и вездеходZhurong прибыли на Марс, в результате чего Китай стал единственной страной, кроме США, которая приземлила и управляла космический аппарат на Красной планете. Орбитальный аппарат Объединенных Арабских Эмиратов Hope также приступил к изучению марсианской атмосферы. Одним из основных моментов освоения космоса, который привлек внимание публики и внимание мировых СМИ, был марсоход НАСА Perseverance, миссия которого заключается в поиске прошлых жизней и сборе образцов для последующего возврата на Землю. Затем, в апреле [2021 года], 1,8-килограммовый марсианский вертолет Ingenuity продемонстрировал первый полет на другой планете с двигателем (...) в коммерческом космосе впервые появились туристы. В июле [2021 года] Unity 22 Virgin Galactic достигла апогея в 86 километров с двумя пилотами и четырьмя пассажирами, включая Ричарда Брэнсона, основателя Virgin Group. Девять дней спустя NS-16 Blue Origin перевез четырех космических пассажиров, включая основателя компании Джеффа Безоса, на 107 км над уровнем моря примерно за 10 минут полета. В сентябре [2021 года] космический корабль SpaceX Crew Dragon Resilience доставил четырех частных лиц, в том числе генерального директора Shift4Payments [главного исполнительного директора] Джареда Айзекмана, на высоту 590 км. Через три дня космический корабль приводнился в Атлантическом океане. Айзекман заключил контракт со SpaceX на миссию Inspiration4, которая принесла деньги Детской исследовательской больнице Св. Джуда в Теннесси".
  3. Крушение галактики. NGC 5953 и NGC 5954 (Galaxy smash-up. NGC 5953 & NGC 5954) (на англ.) «BBC Science Focus», №371 (декабрь), 2021 г., стр. 6-7 в pdf - 1,33 Мб
    "Эти две галактики, замеченные космическим телескопом Хаббла, вовлечены в опасный танец, который завершится - в какой-то момент в очень-очень далеком будущем - их слиянием. Они, вероятно, танцевали последние миллиард лет и может пройти еще миллиард, прежде чем они станут одним. (...) Мы знаем, что наш Млечный Путь испытает подобное столкновение примерно через пять миллиардов лет с нашей соседней галактикой Андромедой».
  4. Запуск в 3, 2, 1 ... (Launch in 3, 2, 1 ...) (на англ.) «BBC Science Focus», №371 (декабрь), 2021 г., стр. 10-11 в pdf - 3,59 Мб
    «Лунная ракета и космический корабль НАСА почти готовы к запуску. Ракета представляет собой новую РН (SLS), самую мощную ракету-носитель НАСА, предназначенную для доставки людей, грузов и роботизированного оборудования на Луну и за ее пределы. Космический корабль Орион. Орион был построен для исследования дальнего космоса, он способен доставить четырех астронавтов на далекие планеты и обеспечить их безопасность во время миссий и при возвращении в атмосферу. (...) Первый запуск - вероятно, состоится в феврале 2022 года - ознаменует начало многих миссий в рамках программы НАСА Artemis, созданной для того, чтобы вернуть нас на Луну. В «новую эру освоения космоса» НАСА планирует разбить базовый лагерь на поверхности Луны, а также построить «Врата, Gateway», форпост на лунной орбите".
  5. Стюарт Кларк. Starbase, Техас: планы Илона Маска построить город будущего (Stuart Clark, Starbase, Texas: Elon Musk’s plans to build the city of the future) (на англ.) «BBC Science Focus», №371 (декабрь), 2021 г., стр. 18-19 в pdf - 1,43 Мб
    Илон Маск не скрывал своего намерения основать поселение на Марсе, но его последнее предприятие - основать город на Земле. Идея Маска, относительно стартовой площадки SpaceX в Бока-Чика, в округе Кэмерон, на юге Техаса, заключается в том, чтобы построить город «Звездная база в Техасе». В нем разместятся все, кто работает на стартовой площадке, и те, кто намеревается с нее стартовать, она станет туристическим направлением для людей, желающих стать свидетелями потрясающей силы запуска. В конечном итоге, Маск надеется, что город станет отправной точкой для людей, путешествующих на Марс, где каждый могучий космический корабль способен перевозить около 100 человек одновременно на Красную планету. (...) Маск начал процесс создания своего города в конце февраля/начале марта 2021 года, когда он официально обратился к администрации округа Кэмерон. (...) SpaceX объявила о своем намерении построить в 2014 году стартовую площадку в деревне Бока-Чика на побережье Мексиканского залива США. (...) Бока-Чика - это дом самого смелого космического корабля Маска, Starship, вместе с с гигантской ракетой под названием Super Heavy, которая запустит его в космос. Это не похоже на что-либо, что когда-либо предпринималось до и после завершения будет самой мощной ракетой из когда-либо запущенных. (...) Starship - это дизайн нового поколения. Его высота составляет 50 метров, а диаметр - 9 метров, и большая часть его внутреннего пространства будет отведена под жилые помещения или переоборудована для перевозки грузов. Ракета Super Heavy имеет высоту 70 метров и первоначально будет оснащена 29 двигателями Raptor, которые также производятся компанией SpaceX в Техасе. (...) Он будет способен генерировать почти вдвое большую тягу, чем лунная ракета НАСА. В отличие от Saturn V, который был одноразовым космическим кораблем, все в Starship и Super Heavy можно использовать повторно. Обе части приземляются вертикально обратно на стартовую площадку в конце миссии. (...) Первый крупный испытательный полет в Бока-Чика состоялся в декабре 2020 года, когда в воздух был запущен корабль для проверки системы вертикальной посадки. Несмотря на хорошее начало, он взорвался, когда снова вошел в контакт с грунтом. Потребовалось еще четыре испытательных полета, прежде чем Starship успешно приземлился 5 мая 2021 года. (...) SpaceX (...) теперь готовится к запуску своего первого орбитального испытательного полета комбинации Starship и Super Heavy. (...) Независимо от того, получат ли одобрение планы Маска по созданию города рядом с местом запуска, Starbase, несомненно, станет одной из самых важных площадок для запуска на Земле. Это связано с тем, что НАСА выбрало Starship в качестве лунного посадочного модуля в своей программе Artemis, поэтому именно отсюда будет запускаться космический корабль, который вернет астронавтов на Луну. Хотя астронавтов будут запускать с мыса Канаверал, Флорида, капсула экипажа Orion, в которой они будут находиться, не будет оборудована для приземления на поверхность Луны. Вместо этого корабль без экипажа будет заранее запущен из Бока-Чика и выведен на парковочную орбиту вокруг Луны. Он будет ждать прибытия капсулы Orion, стыковаться с ней и позволить астронавтам перейти на него. Затем они направят корабль к поверхности Луны и вернутся обратно, когда миссия будет выполнена. Это будет своего рода генеральная репетиция конечной цели Маска - исследования Марса".
  6. Космический аппарат НАСА Juno исследует глубины Большого красного пятна Юпитера (NASA’s Juno spacecraft probes the depths of Jupiter’s Great Red Spot) (на англ.) «BBC Science Focus», №371 (декабрь), 2021 г., стр. 20 в pdf - 881 кб
    «С момента выхода на орбиту Юпитера в 2016 году космический аппарат НАСА Juno совершил 37 облетов планеты-гиганта, проливая свет на невидимые процессы, бушующие под её облаками с каждым проходом. Сейчас ученые изучают данные, полученные с помощью микроволнового радиометра космического корабля (MWR) и НАСА. Антенна слежения за Земной сетью дальнего космоса позволила по-новому взглянуть на структуру одного из самых знаковых объектов Юпитера, Большого Красного Пятна. (...) Данные MWR показывают, что циклоны - крупномасштабные воздушные массы, вращающиеся против часовой стрелки вокруг центра низкого атмосферного давления - в атмосфере гигантской планеты в северном полушарии теплее вверху и холоднее внизу. В то время как антициклоны, такие как Большое красное пятно, вращаются в противоположном направлении и холоднее вверху, но теплее внизу. Результаты также указывают на то, что эти штормы намного выше, чем ожидалось: одни простираются на 100 километров ниже вершины облаков, а другие, включая Большое красное пятно, достигают более 350 километров. (...) Вторая группа исследователей затем использовала данные о гравитационном поле Юпитера, записанные с помощью антенны слежения Земной космической сетью НАСА, чтобы произвести вторую оценку глубины Большого Красного Пятна. (...) Измеряя крошечные изменения скорости Юноны всего на 0,01 миллиметра в секунду из-за изменений гравитационного притяжения, команда произвела оценку глубины Большого Красного Пятна примерно в 500 километров. В сочетании с данными MWR это говорит о том, что глубина антициклона составляет от 350 до 500 километров».
  7. Что мы обнаружили на Марсе в этом году? (What have we found at Mars this year?) (на англ.) «BBC Science Focus», №371 (декабрь), 2021 г., стр. 28-29 в pdf - 1,60 Мб
    «2021 год был напряженным для Красной планеты. Три миссии прибыли в феврале [2021 года] (...) Первой миссией, прибывшей 9 февраля, стал орбитальный аппарат Объединенных Арабских Эмиратов «Hope», первая национальная планетарная миссия. (...) Следующее прибытие - Tianwen-1, принадлежащее Китайскому национальному космическому агентству (CNSA), - достигла Марса днем позже, 10 февраля. (...) CNSA в конечном итоге выбрало место в большой Utopia Planitia и он успешно приземлился 22 мая. (...) 18 февраля (...) последняя и самая крупная из трех миссий прибыла на Марс в виде посадочного модуля НАСА Perseverance. (...) по конструкции своего предшественника Curiosity, но имеет одно важное дополнение - набор инструментов, предназначенных для бурения и хранения образцов горных пород с поверхности Марса. (...) Следующие несколько лет он проведет, путешествуя по кратеру Джезеро, собирая до 43 образцов горных пород, которые он затем оставит в тайниках для будущей миссии (в настоящее время планируется НАСА, в сотрудничество с европейскими и японскими космическими агентствами) для сбора и возвращения на Землю. 5 августа Perseverance попыталась забрать свой первый образец, но на следующий день обнаружила, что сосуд для образца пуст, поскольку камень, похоже, рассыпался, когда Perseverance вытащил его из земли. Марсоход переместился к более солидной на вид скале (...) и успешно сохранил свой первый образец 7 сентября. На момент написания статьи марсоход проехал более 2,6 км - довольно быстрый темп для марсианского марсохода. Его прогрессу в значительной степени способствовал космический аппарат, который с упорством совершил перелет на Марс: вертолет Ingenuity. Небольшой вертолет, похожий на дрон, представляет собой миссию по демонстрации технологий, предназначенную для проверки возможности полета в разреженной марсианской атмосфере, ответ на которую - полное «да». (...) Итак, что мы узнали на Марсе в этом году? ОАЭ научились вращаться по орбите, Китай научился приземляться, а НАСА научилось летать».
  8. Arianespace, VA256. Космический телескоп Уэбба (Arianespace, VA256. Webb Space Telescope) (на англ.) Press Kit, English version, декабрь 2021 г. в pdf - 1,24 Мб
    «Четырнадцатый запуск Arianespace в 2021 году с третьей в этом году Ariane 5 выведет космический телескоп Уэбба на переходную орбиту к точке Лагранжа 2. Общая полезная нагрузка ракеты-носителя составит не более 6 173 кг. Запуск будет осуществлен в Куру, Франция. Гвиана. Старт запланирован на 25 декабря 2021 года (...) Номинальная продолжительность миссии (от взлета до отделения спутника) составляет: 27 минут 11 секунд. (...) После 29-дневного путешествия, самый мощный из когда-либо построенных космических телескопов будет выведен на орбиту вокруг точки Лагранжа 2, чтобы он мог наблюдать галактики, планеты, звезды и даже туманности и помогать нам разгадывать секреты Вселенной. Путешествие телескопа в деталях: [1] На третий день начнет разворачиваться тепловой экран. На одиннадцатый день начнется позиционирование вторичного зеркала. [2] Между 13 и 14 днями главное зеркало, состоящее из 18 шестиугольных сегментов и размером 6,5 метра в диаметр, будет собрано. [3] Телескоп должен прибыть в пункт назначения, расположенный в 1,5 миллиона километров от Земли, примерно через 29 дней после запуска. - Уэбб станет 62-й миссией (85-й спутник), запущенной Arianespace для ЕКА, Уэбб станет 28-й научной миссией, запущенной Arianespace (35-й спутник)». - Дается дополнительная информация о РН Ariane 5, кампании запуска и последовательностях полета.
  9. Уильям Шиэн. Облака Венеры (William Sheehan, Unveiling the Clouds of Venus) (на англ.) «Astronomy», том 49, №12, 2021 г., стр. 48-53 в pdf - 2,73 Мб
    Венера «причисляется к одному из величайших телескопических разочарований астрономии. (...) случайный наблюдатель может увидеть очень мало деталей. (...) большинство терпеливых наблюдателей различит несколько расплывчатых, туманных оттенков. Их изображают в рисунках и вряд ли кажутся заслуживающими пристального внимания. Но примечательно, что даже в эпоху космических аппаратов их природа остается необъясненной. (...) Первое заслуживающее внимания исследование особенностей облаков Венеры было сделано преподобным Франческо Бьянкини (...) в 1726 г. он провел исследование Венеры как «вечерней звезды». (...) Начиная примерно через полчаса после захода солнца и продолжая так долго, как только мог, Бьянкини обнаружил серию темных пятен на Венере, по внешнему виду сравнимых с морями на Луне, если смотреть невооруженным глазом, хотя и менее отчетливо. (...) Хотя сравнение Бьянкини деталей с лунными морями и его вывод о периоде вращения в 24,3 дня оказались ложными, кажется, что его пятна были подлинными. (...) в конце 19-го века американский астроном Персиваль Лоуэлл вызвал огненную бурю (...) он воспринял отметины Венеры как спицы колеса. (...) Он рассматривал их как элементы поверхности, видимые сквозь прозрачную завесу атмосферы Венеры, и полагал, что их движение однозначно поддерживает 224,7 -дневного периода вращения для нашего родственного мира. (...) остальной астрономический мир был единодушен в своей критике. (...) В целом, как и в случае с его наблюдениями за каналами Марса, работа Лоуэлла поставила под сомнение ценность визуальных исследований планет. (...) Поначалу фотография Венеры давала не больше информации, чем визуальные наблюдения. (...) Во время исключительно благоприятной элонгации Венеры в июне 1927 года [Фрэнк Элмор] Росс [из обсерватории Йеркса] фотографировал мир с помощью 60- и 100-дюймовых рефлекторов Маунт-Вилсон в течение 25 ночей, почти непрерывной серией. Изображения в видимом свете были безликими. (...) Но Росс действительно добился ошеломляющих результатов, используя только что выпущенный УФ-фильтр Eastman Kodak Wratten 18A UV (ультрафиолетовый). Они выявили множество деталей, показывая темные отметины, как правило, в виде полос, идущих параллельно предполагаемому экватору планеты и соединяющихся примерно под прямым углом к терминатору. (...) Основываясь на своей наилучшей оценке своих данных, он предположил, что период вращения планеты составляет 30 дней. (...) Прошло 30 лет, прежде чем кто-либо добавил что-либо существенное к выводам Росса (...) В августе и сентябре 1957 года [Чарльз] Буайе [астроном-любитель] приступил к работе. Не имея подходящего УФ-фильтра, он обходился сине-фиолетовым фильтром Wratten 34. Изображения были маленькими и эстетически непривлекательными, но они зафиксировали то, что казалось темной областью в атмосфере Венеры, которая возвращалась к терминатору с интервалом примерно в четыре дня. (...) результат по-прежнему был встречен скептически (...) Только в 1974 году четырехдневное вращение верхних слоев атмосферы Венеры было подтверждено, когда «Маринер-10» выполнил УФ-изображение облаков во время пролета мимо Земли на пути к Меркурию. К тому времени астрономы с помощью радара обнаружили, что вращение твердого тела планеты было медленным и обратным, с периодом 243 дня. Это означало, что атмосфера Венеры испытывала «супервращение», вращаясь примерно в 60 раз быстрее, чем ее поверхность. Но как атмосфера Венеры смогла преодолеть поверхностное трение и приобрести такой большой угловой момент, чтобы вращаться так быстро? Долгое время это было полной загадкой. Но недавние наблюдения космических аппаратов предполагают, что тепловые приливы, создаваемые периодическим нагревом Солнцем атмосферы Венеры, могут быть источником избыточного углового момента. (...) что отвечает за темные отметины, которые быстро окружают тот другой мир? Удивительно, но мы до сих пор не знаем. (...) Есть и другая, более экзотическая возможность: какие-то микробы, живущие и плавающие в облаках Венеры. (...) Однако существует ряд трудностей, связанных с теориями микроорганизмов, обитающих в облаках Венеры, которые еще предстоит преодолеть. Чтобы такая жизнь развилась на Венере, как на Земле когда-то должны были быть океаны или, по крайней мере, поверхностные озера и лужи. Но за последние несколько сотен миллионов лет вся поверхность Венеры была преобразована в результате одновременных вулканических извержений крупных магматических провинций, стерших раннюю поверхность. Таким образом, изучать её историю достаточно сложно. (...) давайте предположим, что микробная жизнь действительно сформировалась в мире в какой-то момент в прошлом. Могла ли эта жизнь переместиться в тепловом потоке, как это делают микроорганизмы на Земле, и эволюционировать, чтобы выжить на экстремальных высотах? (...) Крайняя кислотность атмосферы Венеры - еще одна проблема для жизни (...) Есть также недавние заявления об обнаружении фосфина в облаках Венеры, что вызвало серьезные споры в научном сообществе. (...) чтобы такой газ, как фосфин, находился в облаках Венеры, необходимо, чтобы он как-то пополняться. Но как именно, еще предстоит определить. (...) На данный момент мы просто не знаем точно, что происходит в облаках Венеры. Но в любом случае их потенциальная обитаемость больше не является безумной идеей. Действительно, это было одним из соображений, побудивших планировщиков НАСА недавно утвердить два космических аппарата для полета к родственной планете Земли [VERITAS и DAVINCI]. (...) Кроме того, российское космическое агентство «Роскосмос» планирует запустить (в сотрудничестве с НАСА) «Венеру-Д» в 2028 или 2029 году. За этим последуют еще три миссии в 2030-х годах, кульминацией которых станет возвращение образца поверхности с Венеры. Между тем, Европейское космическое агентство одобрило EnVision, миссию, аналогичную VERITAS, поскольку она будет отображать топографию и состав поверхности планеты. (...) Кажется вероятным, что - в конце концов - эти миссии позволят безошибочно идентифицировать таинственные поглотители УФ-излучения, находящиеся в облаках Венеры».
  10. Ханнес Майер, Соглашение о спасении астронавтов через пятьдесят лет (Hannes Mayer, The Astronaut Rescue Agreement at Fifty Years) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 3-9 в pdf - 272 кб
    "В 1967 году произошли первые две крупные аварии в ходе полетов человека в космос. Командный модуль космического корабля "Аполлон-1" загорелся во время репетиции запуска, а "Союз-1" разбился при посадке из-за неполадки с парашютами. В обоих случаях экипажи погибли. Год спустя было принято Соглашение о спасении астронавтов, возвращении астронавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, также называемое Соглашением о спасении. История этого соглашения восходит к 1959 году, когда в отчете UNCOPUOS упоминались те самые проблемы, которые намеревается решить соглашение о спасении. В 1962 году сверхдержавы решили подвергнуть эти вопросы правовой кодификации, тем самым проложив путь к принятию Соглашения о спасении в 1968 году. Неудачи 1967 года, возможно, способствовали или не способствовали принятию Соглашения о спасении. Однако за последние 50 лет Соглашение получило широкое признание во всем мире. Хотя Соглашение о спасении, к счастью, практически не применялось, оно остается важным правовым инструментом, и будет видно, как его роль будет развиваться и/или сохраняться в ближайшем будущем".
  11. Филипп Варното, Андре Луи-Хирш (1899-1962) - спонсор ранней астронавтики во Франции (Philippe Varnoteaux, André Louis-Hirsch (1899-1962) - A Sponsor for Early Astronautics in France) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 11-28 в pdf - 3,56 Мб
    "Андре Луи-Хирш (первоначально Андре Хирш), сын крупного парижского банкира Луи Хирша, проявлял интерес к науке с раннего возраста (в 13 лет он вступил в Societe Astronomique de France - французское астрономическое общество). Во время Первой мировой войны, в январе 1918 года, будучи 19-летним юношей, он подал заявку на патент на секретный метод дальней телеграфии с использованием инфракрасного излучения. Научная репутация Хирша сделала его близким другом французского инженера Роберта Эсно-Пельтри. Андре Луи-Хирш хорошо известен тем, что 26 декабря 1927 года совместно с Эсно-Пелтери организовал ужин для нескольких выдающихся французов, чтобы обсудить будущее зарождающейся науки о космических полетах. Гости приняли решение об учреждении ежегодной премии в области астронавтики: Международной премии по астронавтике имени РЭПА-Хирша, или Prix REP-Hirsch. Хирш и Эсно-Пельтри выделяли средства в размере 5.000 франков ежегодно в течение трех лет Французскому астрономическому обществу. Гости также обсудили название, которое следует дать новой науке о космических полетах: было принято слово astronautique (астронавтика), предложенное писателем-фантастом Ж.-А. Рони-старшим. Премия REP-Hirsch присуждалась в течение многих лет, и компания Hirsch оставалась сильным спонсором астронавтики. Он был мудрым советчиком для другого французского пионера, Александра Ананоффа, когда тот начал продвигать астронавтику в 30-х годах. Он участвовал в первом Международном астронавтическом конгрессе Ананоффа, организованном в Париже с 30 сентября по 2 октября 1950 года. Цель нашей статьи - представить полную биографию Андре Луи-Хирша (вероятно, впервые) и, в частности, его вклад в развитие ранней астронавтики во Франции, начиная с 1926 года и до его смерти в 1962 году."
  12. Марша Фриман. Краффт Эрике через 100 лет: Моральный императив освоения космоса (Marsha Freeman, Krafft Ehricke at 100 Years: The Moral Imperative of Space Exploration) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 29-43 в pdf - 676 кб
    "Космический обозреватель Краффт Эрике, которому в прошлом году [2017] исполнилось бы 100 лет, известен своей концепцией "внеземного императива". Он верил, что исследование космоса - это не просто последовательность отдельных миссий, а необходимое долгосрочное путешествие для открытия новых научных принципов и создания новой цивилизации для человечества. Он объяснил, что космос является "императивом", потому что в пределах "закрытой" Земли человечество достигнет точки конкуренции за истощающиеся ресурсы. Это привело бы к конфликтам и могло бы привести к войне. Исследование Солнечной системы предоставляет человечеству "открытый" мир без ограничений. Но в дополнение к практическим соображениям и преимуществам космических полетов Краффта Эрике больше всего волновал философский и моральный императив, примером которого является исследование космоса. Краффт Эрике верил, что человечество будет вести в будущее "моральный закон внутри него" и его "сила разума". Он страстно боролся за этот философский взгляд, когда понятие пределов роста и антинаучные движения становились "популярными". Это стремление бросить вызов тому, что было популярным и борьба за светлое будущее отличали Краффта Эрике от подавляющего большинства профессионалов и энтузиастов космонавтики".
  13. Владимир Судаков. Академик Валентин Глушко - выдающийся российский ученый и конструктор ракетной техники. К 110-летию со дня рождения (Vladimir Sudakov, Academician Valentin Glushko - Outstanding Russian Scientist and Designer of Rocket Engineering. To 110 Anniversary of Birthday) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 73-84 в pdf - 2,81 Мб
    "Валентин Глушко был основоположником российской (советской) ракетно-космической техники, пионером и создателем отечественной ракетно-космической техники. Он разработал первый в мире электротермический ракетный двигатель (1928-1933), первый советский жидкостный ракетный двигатель - ОРМ (1930-1931), семейство ракет RLA, работающих на жидкостных компонентах топлива (1932-1933), мощные жидкостные ракетные двигатели, установленные на первых ракетах-носителях и практически на всех отечественных космических ракетах, запущенных в космос до настоящего времени. Двигатели Глушко вывели на космическую орбиту первый спутник Земли, а также последующие космические аппараты с Юрием Гагариным и другими космонавтами на борту. Эти двигатели также поддерживали полеты на Луну и другие планеты. По его идеям и под его руководством была спроектирована, развита и успешно запущена уникальная многоразовая ракетно-космическая система "Энергия-Буран", создан базовый модуль орбитальной станции длительного пользования "Мир" и т.д. Глушко, как главный и генеральный конструктор ракетных двигателей и ракетных систем, прославился своей деятельностью в практической космонавтике, а также внес ценный личный вклад в мировую науку. Его многолетние работы, фундаментальные справочники по тепловым константам, термодинамике и теплофизическим свойствам различных веществ (1956-1982, всего 40 книг), получили высокое признание во всем мире. Его справочники были переведены за рубежом, и многие ученые и инженеры в настоящее время используют их в качестве справочников. В течение нескольких десятилетий В.Глушко вел активную работу в качестве руководителя Научного совета при Президиуме Академии наук Союза Советских Социалистических Республик (СССР) по вопросам "жидкого ракетного топлива". Он также привлек к этим работам многочисленные научные и образовательные учреждения по всей стране. Он был действительным членом Международной академии астронавтики (IAA) и председателем или членом многих научных советов. Он был главным редактором трех изданий энциклопедии "Космонавтика" (1968, 1970, 1985) в нашей стране. Валентин Глушко был дважды Героем Социалистического Труда (1956, 1961), лауреатом Ленинской (1957) и Государственной премий (1967, 1984). Он был награжден пятью орденами Ленина и другими государственными орденами и медалями, в том числе Золотой медалью №2 имени К. Циолковского Академии наук СССР (1958). Он был почетным гражданином городов Казани, Калуги, Байконура, Одессы, Приморска, Химок и Элисты, депутатом Парламента СССР, членом Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза (1976-1989)."
  14. Аке Ингемар Скуг. Спасательные ракеты в Швеции. Столетие эксплуатации (Åke Ingemar Skoog, Lifesaving Rockets in Sweden. A Century of Operation) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 105-136 в pdf - 8,76 Мб
    "Индустриализация в начале 19 века привела к значительному росту морских перевозок в европейских водах. Прямым результатом этого стал стремительный рост числа морских катастроф, особенно в прибрежных районах. Соединенное Королевство было первой страной, внедрившей спасательные службы у своих берегов, и было протестировано несколько дополнительных систем - в дополнение к традиционным спасательным лодкам, - таких как ракеты, минометы и пушки. К середине 1840-х годов "ракетный аппарат" стал стандартом на многих британских спасательных станциях. Первым использованным типом ракеты была ракета Деннетта, конструкция которой была аналогична ракетам Конгрива. Позже ракетные системы были также разработаны в ряде других европейских стран, нуждавшихся в эффективных системах спасения на море. В 1855 году была введена в эксплуатацию первая спасательная станция в Швеции, оборудованная спасательной лодкой и ракетным аппаратом производства Деннетта. В течение следующего столетия около 40 спасательных станций по всему побережью Швеции были оснащены ракетными установками. В последующие годы был испытан ряд различных новых ракетных систем, а некоторые из них были внедрены. Некоторые из шведских спасательных станций сохранились и сегодня являются музеями, и оказывается, что в общей сложности на этих музейных станциях сохранилось около 40 ракет разных типов и давности. Также были сохранены официальные отчеты обо всех мероприятиях, проведенных за более чем столетие. Существующие на сегодняшний день ракеты прошли детальное техническое исследование с точки зрения их конструкции, характеристик и эксплуатации. Были проанализированы этапы усовершенствований и потенциальное влияние общих достижений твердотопливной ракетной техники за более чем столетие, начиная с ракет типа Конгрива и заканчивая ракетами, находившимися на вооружении в середине прошлого века. По сути, любые улучшения были сделаны небольшими шагами, чтобы улучшить управление простой, но надежной системой и в меньшей степени для внедрения последних достижений в ракетной технике. Подобно новейшим сохранившимся ракетам, изготовленным в 1950 и 1952 годах, основная масса ракет, использовавшихся до середины 20-го века, была аналогичной конструкции Конгрива с концепцией ручного наведения. Простота и консервативность эволюции для увеличения дальности полета также отражены в использовании "составной" ступени для двух- и трехступенчатых ракет".
  15. Дэвид Вильянуэва, Педро Паулет: архитектор первой в мире ракеты на жидком топливе (David Villanueva, Pedro Paulet: The Architect of the World's First Liquid-Fueled Rocket) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 137-150 в pdf - 1,24 Мб
    "Первый практически работающий жидкостный ракетный двигатель и космический аппарат был изобретен и спроектирован Педро Э. Паулетом, перуанским эрудитом, в результате более чем восемнадцатилетних исследований и практики в Перу, Германии, Франции, Великобритании и Бельгии (1884-1902). Он начал экспериментировать с ракетами с детства в Арекипе и развивал свои научные исследования в школе Сан-Висенте-де-Поль под руководством своего учителя французского, священника Иполито Дюамеля. Затем, в шестнадцать лет, он поступил в Университет Сан-Агустин (1890-1893) и изучал науку и искусство. В те годы он любил химию и подготовил множество экспериментов. В то же время он занимался скульптурой, рисунком и живописью в "Художественном центре" (1891-1894), культурном центре, где он был казначеем (1892-1893) и библиотекарем (1893-1894). В 1894 году он попытался поступить в Университет Сан-Маркос для изучения медицины, но не смог продолжить обучение из-за административных проблем. В том же году умерла его мать (27.06.1894), и ему пришлось вернуться в Арекипу. В январе 1895 года он получил степень бакалавра естественных наук (14.01.1895) и в конце года решил в одиночку отправиться во Францию для продолжения дальнейшего обучения. Он не получал никакой стипендии от правительства Перу, как утверждали многие авторы. В 1896 году он посетил промышленные выставки в Германии (Berlin Gewerbe Ausstellung), чтобы расширить свои знания о двигателях. В 1897 году в Париже он работал журналистом и стал членом Французского общества по распространению иностранных языков. В том же году он подал заявление в Астрономическое общество Франции. Одной из его самых важных статей была статья 1895 года, в которой он описал сенсационное изобретение автомобиля. Это новое изобретение привлекло внимание юного Пауле и послужило толчком к поступлению на учебу в Институт прикладной химии факультета естественных наук Парижского университета. Там он проанализировал паровую машину, электродвигатель и другие устройства. На занятиях своего учителя Марселина Бертло он узнал о свойствах взрывчатых материалов. В те годы целью того времени было найти легкий двигатель с большой мощностью. Пауле считал, что решение заключается в ракетах с постоянным впрыском взрывчатых веществ (пропеллентов). Он спроектировал и построил первый жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) (перекись азота: окислитель + петролейный эфир: топливо) примерно в 1898 году, в соответствии с третьим законом Ньютона. Бертло порекомендовал ему использовать панкластит Терпена, мощный взрывчатый материал. В 1899 году он опубликовал статью, в которой объяснил свои идеи."
  16. Джон Беклейк, Мали Перера. Ракета в Британии, 1900-1939 (John Becklake, Mali Perera, The Rocket in Britain, 1900-1939) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 151-175 в pdf - 5,71 Мб
    "После ста лет развития ракет в 19 веке, названных Фрэнком Уинтером Первым золотым веком ракетной техники, в котором Британия сыграла главную роль, в первые четыре десятилетия 20-го века в Британии было относительно мало оригинальной ракетной деятельности. Конечно, по сравнению с разработкой ракет в Германии, Соединенных Штатах и Советском Союзе вклад Великобритании в рассматриваемый период был незначительным, но там были очаги активности, и в определенных областях действительно проводился удивительный объем работ. В этой главе будет рассмотрено использование ракет в спасательных и почтовых ракетах в Великобритании, а также работа Цукера из Германии, которая вызвала гнев британских чиновников. Также будет освещена работа небольшого числа экспериментаторов-любителей, некоторые из них связаны с Британским межпланетным обществом, которое было создано в 1933 году, - а также крупномасштабная разработка твердотопливных ракет на кордите под кодовым названием Ups [невращающиеся снаряды], которые широко использовались в качестве зенитных и массовых бомбардировочных ракет во время Второй мировой войны."
  17. Вольфганг Боз и др., Переписка между пионерами ракетостроения Йоханнесом Винклером и Хуго Хюккелем (Wolfgang Both et al., The Correspondence between the Rocket Pioneers Johannes Winkler and Hugo Hückel) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 207-234 в pdf - 5,18 Мб
    "В ходе многолетней работы все письма между пионером ракетостроения Йоханнесом Винклером и бизнесменом Хуго Хюккелем были расшифрованы и сохранены в цифровом виде для дальнейших исследований. Файл содержит 240 писем и открыток. Йоханнес Винклер запустил первую европейскую ракету на жидком топливе в марте 1931 года, Хуго Хюккель был примерно на два года старше своего спонсора. Их переписка является единственным документом, дающим представление о разработке и модификациях ракеты Хюккеля-Винклера №1 (HWl), проблемах и решениях для проектирования, механических и химических проблем модели №2. Ракета №2 и первые идеи (не реализованной) "Модели №3". Некоторые аспекты их технической и коммерческой переписки будут освещены, чтобы вернуться к истокам астронавтики".
  18. Майкл Тилгнер, Развитие идей Германа Гансвиндта о космических полетах (Michael Tilgner, The Development of Hermann Ganswindt's Spaceflight Ideas) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 235-257 в pdf - 3,16 Мб
    "Герман Гансвиндт (1856-1934) был одним из первых людей в конце XIX века, публично предложивших полет в космос и к планетам на основе принципа реакции. Поэтому в его честь был назван кратер на обратной стороне Луны. Однако до сих пор широко не известно, что именно он предложил, поскольку преобладающие версии основаны на вторичных источниках. Будет прослежено развитие идей Германа Гансвиндта от "Космического аппарата" до "мест отдыха" на околоземной орбите как трамплина к планетам, частично используя доселе неизвестные архивные материалы. (...) Был ли Гансвиндт гением, намного опередившим свое время, как можно прочитать здесь и там? Все его изобретения теперь забыты. Если мы помним Гансвиндта сегодня, то это из-за его идей о космических полетах. Как показано в этой статье, они не образуют единую концепцию, но развиваются в два этапа. (...) Давайте подведем итог достижениям Гансвиндта: он основывал свои концепции на законах движения Ньютона, интуитивно применяя физические принципы к проблеме космических полетов. Он воздерживался от использования спекулятивной физики, такой как экранирование гравитации. Однако никаких подробных математических расчетов не сохранилось, и можно предположить, что их и не было. Его представления о космических полетах были довольно наивными, о чем свидетельствует его концепция экспедиции на Марс по прямой траектории. За исключением некоторых общих соображений о конструкции космического аппарата, никаких инженерных деталей разработано не было. Гансвиндт был, пожалуй, первым человеком, который обратился к проблеме космических полетов как к "научному вопросу", на который должна ответить ньютоновская физика. Он был первым, кто преодолел разрыв между художественной литературой и реальностью".
  19. Филипп Варното. Когда исследования немецких пионеров астронавтики поощрялись их французскими коллегами (1927 - середина 1930-х годов) (Philippe Varnoteaux, When the Studies of German Astronautics Pioneers Were Encouraged by their French Counterparts (1927-Mid 1930s)) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 259-274 в pdf - 3,09 Мб
    "В то же время [в 1920-х годах] во Франции были организованы исследования по ракетам под руководством Роберта Эсно-Пелтери. В конце 1927 года Робер Эсно-Пелтери способствовал созданию во Французском астрономическом обществе (SAF) "Комитета по астронавтике", организации, отвечающей, во-первых, за исследования ракет по всему миру и, во-вторых, за присуждение Международной премии по астронавтике (также называемой "REP-Hirsch" в честь ее президента Эсно-Пелтери и его покровитель-секретарь Луи-Хирш). Затем Комитет по астронавтике с большим интересом следил за исследованиями, проведенными в Германии, которые стали популярными и были освещены средствами массовой информации. Неудивительно, что первая международная премия по астронавтике была присуждена в 1929 году Герману Оберту за его книгу "Пути к космическим полетам". Чуть позже автор с удивлением напишет: "Я, честно говоря, не верил, что во Франции кто-то согласится заплатить такую цену немцу", это было действительно дерзко спустя одиннадцать лет после войны 1914-1918 годов. Таким образом, между немецкими и французскими пионерами установились связи и дружба. Несколько раз Комитет по астронавтике посылал одного из своих членов в Германию для наблюдения за немецкими исследованиями, особенно теми, которые касаются динамичного Verein fur Raumschiffahrt [Общества космических полетов] (VfR). Покоренные достижениями немецкой космонавтики, SAF были представителем VfR во Франции, способствуя франко-германскому сближению. К сожалению, приход Гитлера к власти в 1933 году быстро положил конец научным обменам. Ракетные исследования стали конфиденциальными, и Комитет по астронавтике не пережил событий Второй мировой войны."
  20. Керри Догерти и др., "Лисетт, единственная космическая кошка" (Kerrie Dougherty et al., Félicette, the Only Space Cat) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 287-312 в pdf - 5,73 Мб
    "22 февраля 1961 года Франция стала третьей страной, запустившей в космос животное, крысу Гектора, на Веронике AGI V24. Это был довольно сложный эксперимент, поскольку под динамичным руководством профессора Роберта Грандпьера, основателя CERMA (Центр управления и исследований в области авиационной медицины), электрическая активность головного мозга была изучена и были измерены мышцы Гектора. Но в разгар космической гонки Грандпьер также быстро переключился на более крупных животных, совершив успешный полет кошки Фелисетт 18 октября 1963 года на Веронике AGI V47. В этой главе впервые рассказывается полная история этого полета, благодаря самим актерам, включая главного врача Жерара Шателье. Эта глава особенно уместна, поскольку впечатляющая краудфандинговая кампания была весьма успешно завершена британцем Мэтью Гаем в течение нескольких недель, что позволило создать памятник, посвященный тому, кто оказался единственным космическим котом! Глава завершится забавным кошачьим совпадением."
  21. Лорен Нейпир и др. Президенты как рациональные действующие лица: НАСА и гонка на Луну (J. Lauren Napier et al., Presidents as Rational Actors: NASA and the Race to the Moon) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 331-361 в pdf - 1,40 Мб
    "Много было написано о лунных миссиях Соединенных Штатов "Аполлон" и президентах, которые определили лунную эру НАСА. Цель этой главы - донести до обсуждения поведение или логическое обоснование того, почему Эйзенхауэр, Кеннеди, Джонсон и Никсон решили, что Соединенным Штатам крайне важно попытаться долететь до Луны и приземлиться на ней. В политологии теория рационального выбора объясняет, почему субъекты ведут себя определенным образом на индивидуальной и общественной основе. В этой главе мы будем использовать эти политологические теории, чтобы лучше объяснить, почему президенты Соединенных Штатов Дуайт Д. Эйзенхауэр (1953-1961), Джон Ф. Кеннеди (1961-1963), Линдон Б. Джонсон (1963-1969) и Ричард Никсон (1969-1974) решили создать и поддерживать космическую политику, которая включала программу, направленную на отправку американских астронавтов на Луну. Проводил ли Эйзенхауэр политику в отношении космоса только из-за запуска и выведения на орбиту Спутника? Известно, что вначале Кеннеди не интересовался освоением космоса. Чем же тогда объяснялись его речи в мае 1961 года и в Райс в 1962 году? Продолжал ли Джонсон космическую программу только для того, чтобы продолжить наследие Кеннеди? Почему Никсон решил продолжить программу "Аполлон" в 1970-х годах, хотя к тому времени полет на Луну считался "старой новостью"? В этой главе хотелось бы рассмотреть участие каждого из этих президентов в программе "Аполлон" и их интерес к Луне и ответить, в свою очередь, на эти вопросы о том, каково было их конкретное обоснование американской лунной программы, рассчитанной более чем на десятилетие. Наконец, эта глава завершится кратким сравнением будущих лунных миссий/ политики, которые могут возникнуть в Соединенных Штатах, и обоснованием возвращения президента Трампа на Луну более сорока лет спустя."
  22. Альфредас Буйко. Почему некоторые люди просто не хотят в это верить? Социокультурные истоки теорий заговора о высадке на Луну (Alfredas Buiko, Why Some People Just Won't Believe It? Sociocultural Origins of Moon Landing Conspiracy Theories) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 363-375 в pdf - 608 кб
    "Аполлон-11 и последующие высадки на Луну были одними из величайших, если не сказать величайшими достижениями в истории астронавтики - по словам Нила Армстронга, они действительно были "одним гигантским скачком для человечества". Однако, несмотря на неопровержимые доказательства обратного, сохраняется значительное количество людей, которые не верят, что высадка на Луну действительно имела место, и подписывается под так называемыми "теориями заговора о высадке на Луну". Существует несколько различных типов таких теорий заговора - от самой распространенной, в которой просто утверждается, что ни один человек никогда не бывал на Луне и что высадка на Луну была снята в Голливуде, до других, более сложных версий, в которых утверждается, что астронавты высадились на Луну, но увидели "нечто", что, в свою очередь, вынудило правительство США скрывать архив доказательств и создать мистификацию. Цель этой главы - обсудить возможные социальные и культурные причины, способствующие рождению, распространению и популярности этих теорий заговора. Анализируется структура и использование нарративов теории заговора о высадке на Луну. Кроме того, обсуждаются несколько групп, члены которых часто придерживаются теорий заговора о высадке на Луну (таких как коммунисты, либертарианские маргиналы, энтузиасты НЛО и другие)."
  23. Керри Догерти. "Тарелка" - это еще не вся история: роль Австралии в телевизионной программе "Аполлон-11" с поверхности Луны (Kerrie Dougherty, The Dish Was Not the Whole Story: Australia's Role in Apollo 11 Television from the Lunar Surface) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 377-400 в pdf - 6,75 Мб
    "Австралийский фильм "Тарелка" (2000) привлек внимание общественности, как в Австралии, так и на международном уровне, к решающей роли, которую сыграл радиотелескоп Паркса в обеспечении прямой телевизионной трансляции высадки "Аполлона-11" на Луну всему миру. Несмотря на то, что фильм основан на фактах, сосредоточение внимания на Парксе представило лишь один фрагмент важной роли, которую сыграли средства космического слежения и спутниковой связи в Австралии в приеме и трансляции телевидения с поверхности Луны с "Аполлона-11" и более поздних посадочных миссий. В этой главе будет рассказано о роли, сыгранной в телевизионных передачах "Аполлона-11" и более поздних телевизионных передачах с поверхности Луны станциями сети пилотируемых космических полетов НАСА в Австралии при поддержке станции слежения за дальним космосом НАСА в Тидбинбилле (недалеко от Канберры), радиотелескопа Паркса и средств спутниковой связи Комиссии по зарубежной электросвязи, которая управляла всеми международными коммуникациями в Австралию и из нее. В нем будут обсуждаться некоторые технические проблемы, с которыми сталкиваются австралийские станции при работе с различными телевизионными системами США, и подчеркиваться роль, которую сыграла программа "Аполлон" в ускорении появления спутниковой связи в Австралии".
  24. Мария Джулия Андретта, Марко Чиарди, Высадка на Луну как всемирный пример популярной науки (Maria Giulia Andretta, Marco Ciardi, The Moon Landing as a Worldwide Case of Pop Science) (на англ.) in: Hannes Mayer (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Fifty-Second History Symposium of the International Academy of Astronautics, Bremen, Germany, 2018, San Diego, California, 2021 г., стр. 401-422 в pdf - 4,44 Мб
    "20 июля 1969 года в 15:17 в Хьюстоне, штат Техас, модуль Eagle, на борту которого находились Нил Армстронг и Базз Олдрин, приземлился на Маре Спокойствия. После столетий фантастических, дальновидных и сюрреалистических путешествий человечество покорило спутник Земли, стартовую площадку для освоения космоса. Высадка на Луну вошла в коллективное воображение и вызвала новый интерес к науке, который включал литературу, проходит через кино, музыку и моду, а также пересмотрел стандарты коммуникации, научного раскрытия и распространения информации. Посещаемость началась с 78 телевизионных станций, подключенных в прямом эфире из 40 разных стран, и завершилась одним миллиардом зрителей по всему миру после мероприятия. Та долгая ночь стала одним из самых влиятельных медийных событий 20-го века с аудиторией, которую никогда раньше не видели и, возможно, даже не предполагали. За всю историю науки ни одно событие или открытие не имело такого социального и культурного воздействия, как высадка на Луну. Цель этой работы - продемонстрировать, как эта научная цель создала связь между онейрическим [сказочным] и научно-фантастическим представлением о спутнике и технологической ценностью его завоевания. В этой главе рассматривается влияние "покорения Луны" на итальянскую прессу в период с июля 1968 по июль 1970 года. Рассмотренная выборка состоит из двух еженедельников и двух наиболее распространенных периодических изданий 1960-х годов. В те годы потребность в профессиональных научных журналистах стала конкретной, и многие газеты поняли, что им необходимо охватывать все большую аудиторию сквозными темами. Итальянская пресса начала много сотрудничать с международными периодическими изданиями, и эти партнерские отношения будут очень важны для реализации журналистских запросов и войдут в историю итальянской журналистики. Проанализированные документы подтвердили, что покорение Луны по-прежнему следует рассматривать как одно из величайших научных и технологических достижений в истории человечества. Растущий во всем мире интерес к Луне, который затрагивает различные аспекты знаний, может быть определен и изучен как один из наиболее важных случаев "Популярной науки", и это определило бы реальный феномен "Лунной мании"."
Статьи в иностраных журналах, газетах 2022 г. (январь)

Статьи в иностранных журналах, декабрь 2021, часть 1