Безусловно, многие из наших читателей примут участие в постройке будущего межпланетного корабля, пошлют на Луну изделия своих рук. Желаем вам успеха в работе, передовики будущих десятилетий, надеемся, что вы приложите все усилия, чтобы подлинный, а не фантастический корабль отправился как можно скорее на Луну, а мы со своей стороны могли бы выпустить не фантастический, а подлинный отчет о первом межпланетном перелете".
Не знаю, что чувствовал Юра Гагарин, читая о фантастическом полете на Луну и обращение редакции журнала к читателям, но убежден, что он не остался безразличным к этому, потому что фантастика была уже на грани реальности космического полета.
...Гагарин успешно закончил третий курс. Теперь он имел среднее образование и мог поступить в аэроклуб. Юра Гагарин, Виктор Порохня и Женя Стешин решили, что на четвертом курсе они обязательно осуществят свою мечту: будут учиться на летчиков.
Преподаватель аэроклуба В.П. Каштанов вспоминает: "Обыкновенно мы перед набором сами ходили по заводам, техникумам, школам, рассказывали о профессии летчика, о задачах аэроклуба. Правда, как раз тогдашний директор индустриального техникума Сергей Иванович Родионов был против того, чтобы у него выпускников переманивали, путь нам был туда затруднен".
6 сентября 1954 года С.И. Родионов ушел в отпуск. Исполнять обязанности директора стал его заместитель по учебной части В.Г. Филиппов. Гагарин, Порохня и Стешин попросили Вадима Георгиевича, чтобы он разрешил им одновременно заниматься в техникуме и аэроклубе. Он разрешил, но предупредил:
- Учтите, если появятся тройки в учебе, вам придется забыть аэроклуб. Сергей Иванович этого не потерпит.
Анна Павловна Акулова, узнав о намерениях ребят, спросила их:
- А родители ваши знают об этом? Обязательно напишите.
Юра написал письмо родителям и попросил у них разрешения учиться в аэроклубе, при этом он сообщил, что техникум окончит обязательно. Они разрешили.
"Сынок, смотри не разбейся", - предупредила мать - Анна Тимофеевна.
Друзья написали заявление в аэроклуб с просьбой зачислить их курсантами на летное отделение, прошли медицинскую комиссию. Председатель комиссии, врач Паршина Таисия Афанасьевна рассказывала мне:
- Я обратила внимание на тот факт, что Гагарин был в оккупации. Попросила доктора Тамару Яковлевну Зайдель проверить еще раз нервную систему Гагарина. Все было в порядке. Потом ребят вращали на центрифуге. После этого испытания Гагарин вышел на столько бодрым, что удивил медиков. У него был отличный вестибулярный аппарат.
Теперь на очереди была мандатная комиссия. И вдруг над ними нависла опасность: С.И. Родионов вышел на работу досрочно, так как в литейном цехе произошел сильный взрыв, пострадали люди, техника.
Докладывая директору о случившейся беде, о других новостях в техникуме, В.Г. Филиппов сказал, что разрешил нескольким учащимся совмещать учебу в техникуме и аэроклубе.
Сергей Иванович возразил:
- Зачем разрешил?
- Вы же сами бывший авиатор...
- Вот поэтому и возражаю. Я знаю этих фанатиков. Вот увидите, потеряем мы их как специалистов.
При этом разговоре присутствовал секретарь комитета комсомола, он поддержал Филиппова, сказал, что райком ВЛКСМ дал задание направлять ребят в аэроклуб. Родионов помолчал, потом буркнул:
- Сманивают у нас кадры.
Гроза пронеслась мимо ребят. Но на их пути к воплощению мечты было еще немало преград.
После мандатной комиссии 26 октября 1954 года их зачислили в аэроклуб.
Интересное совпадение, каких немало было в жизни Ю.А. Гагарина: в тот же день, 26 октября, в областной газете "Коммунист" была опубликована статья "Космический полет". В ней сообщалось, в частности: "Недавно Академией наук СССР была учреждена золотая медаль имени Константина Эдуардовича Циолковского, которая будет присуждаться за выдающиеся работы советских ученых в области межпланетных сообщений. Этот факт - одно из свидетельств большого значения, которое придается в нашей стране разработке проблем астронавтики. То, что еще в столь недалеком прошлом рассматривалось как чистая фантазия, становится все прочнее и прочнее на почву реального. В этом - большая заслуга выдающегося деятеля науки К.Э. Циолковского.
...Научная разработка вопросов межпланетных путешествий все больше привлекает к себе внимание нашей общественности. Созданная при Центральном аэроклубе СССР имени В.П. Чкалова секция астронавтики объединяет много энтузиастов - ученых и студентов, людей самых различных профессий и возрастов. Задача секции - содействовать осуществлению межпланетных полетов в мирных целях.
...Принципиально нет никаких физиологических препятствий для вылета человека в межпланетное пространство".
Начались занятия в аэроклубе. Программа оказалась насыщенной: за короткий период - один год надо было не только изучить самолет и все прикладные науки, но и научиться летать, Юрий Алексеевич позже писал: "Приходилось работать в две тяги..."
В.С. Порохня вспоминает: "Потянулись трудные дни. С утра мы занимались в техникуме, потом бежали на спортивные тренировки, а вечером в аэроклуб. В это же время нам предстояло выполнить курсовые проекты. Над их чертежами мы иногда засиживались до трех-четырех часов утра. Что и говорить, нагрузка у нас тогда была большая".
Н.И. Тезиков, товарищ Юры по группе, рассказывал: "Бывало, придет усталый, но радостный.
- Подождите, - говорит, - я вас еще повезу на Луну".
...Вскоре после начала занятий состоялась встреча с начальником аэроклуба Героем Советского Союза Г.К. Денисенко, молодым боевым летчиком. Во время войны он совершил около 200 боевых вылетов.
О чем он говорил притихшим курсантам, с восхищением глядевшим на его боевые награды? Конечно, об авиации, летчиках, о прекрасной и сложной профессии.
- Оценки "тройка" в авиации не существует, - сказал начальник. - Учиться летать будем на новой учебной машине Як-18. Мы только что ее получили.
Согласно учебному плану курсанты зимой изучают теорию, а практику по самолетовождению - летом. Занятия будут проводиться три раза в неделю.
Из воспоминаний Б.В. Монастырского: "Я знакомил курсантов с устройством самолета Як-18, на котором им предстояло подняться в воздух. Встречались курсанты, относившиеся к моему предмету пренебрежительно. Наше, мол, дело управлять машиной, а что касается материальной части - на то есть техник. Гагарина, и здесь я ни на йоту не погрешу против истины, отличали исключительная добросовестность и обстоятельность. Когда я перечислял марки стали и других материалов, из которых изготовлен самолет, Юрий непременно интересовался запасом их прочности. Он не оставлял невыясненным ни одного вопроса и аккуратно вел конспект".
Другой преподаватель аэроклуба В.П. Каштанов вспоминает: "Я не помню случая, чтобы Гагарин пропустил занятие. Правда, иногда мне казалось, что он меня не слушает. Смотрит отстраненно, вроде бы думая о своем. Но ни разу я не застал его врасплох. Какую бы сложную тему по аэродинамике мы ни изучали, курсант Гагарин неизменно был готов к ответу. И обычно он не просто повторял то, что услышал на предыдущем занятии: чувствовалось, что Юрий поработал и над дополнительной литературой. И когда только он успевал это делать?"
Занятия шли своим чередом. Мечта стать летчиком воплощалась. Но...
Гагарин, Порохня и Стешин должны были покинуть Саратов на три с лишним месяца для прохождения преддипломной и педагогической практики. В Саратове ее пройти нельзя, так как отсутствовало ремесленное училище с обучением литейному делу.
Как быть?
Ведь они пропускают больше половины теоретических занятий в аэроклубе.
21 декабря 1954 года Юра Гагарин и Женя Стешин выехали в Москву, а Виктор Порохня - в Днепропетровск, на родину. У Юры в Москве были родственники - брат отца, Савелий Иванович, который работал на заводе имени Войкова. Он и устроил туда племянника.
Уезжая в Москву, Юра Гагарин взял с собой "Пособие летчику по эксплуатации и технике пилотирования самолета Як-18 с двигателем М-11ФР". Он не хотел отставать от курсантов аэроклуба и решил самостоятельно освоить этот предмет.
Педагогическую практику ребята проходили в Ленинграде, в ремесленных училищах и на заводах. В город на Неве приехали Гагарин, Порохня, Петрунин, Стешин, Шикин, Ермолаев и другие учащиеся из их группы. Ленинград был колыбелью литейного дела. За период практики они должны были в качестве мастеров производственного обучения проводить практические занятия с учащимися групп формовщиков-литейщиков ремесленного училища на базовом заводе "Вулкан", который изготовлял чесальные машины и славился передовыми методами литья, позволяющими значительно экономить металл.
Педпрактику они прошли на "хорошо" и "отлично", Юра Гагарин, как вспоминают старший мастер А.Д. Макаров и преподаватель физкультуры И.П. Григорьев, сразу нашел подход к ребятам, даже "трудным", вовлек их в игру баскетбол. Библиотекарю С.М. Фиш помог провести читательскую конференцию и прочитал доклад о Циолковском.
- Из Саратова привез, - сообщила мне Софья Матвеевна.
В конце марта 1955 года Юрий Гагарин возвратился в Саратов. Ребята с горечью узнали, что их отчислили из аэроклуба за неявку на занятия в течение трех месяцев. Печально, но ничего не поделаешь.
Гагарин решил не сдаваться. Он стал, что называется, обивать пороги аэроклуба, ходить по пятам начальства. Однажды он встретился с Героем Советского Союза С.И. Сафроновым - работником аэроклуба и попросил у него помощи в восстановлении на учебу.
- Я говорю ему, - рассказывал Сергей Иванович, - сынок, принеси-ка мне свою зачетную книжку из техникума. Приносит. Я листаю ее, а там все пятерки. Иду к начальнику клуба Григорию Кириловичу Денисенко. Говорю ему: "Давай восстановим этого парня. Из него толковый летчик выйдет". И он восстановил Гагарина курсантом аэроклуба.
В техникуме Юрию выдали тему дипломной работы: "Проект литейного цеха серого чугуна с разработкой конвейера с годовым выпуском восемь тысяч тонн литья, разработка технологического процесса изготовления детали "Каретка" по чертежам А27-61-12 и урока производственного обучения учащихся РУ 2-го года обучения по теме "Формовка в 2-х опоках".
Дипломнику Гагарину надо было определить режим работы литейного цеха серого чугуна, рассчитать фонд времени, дать анализ программного задания, разработать технологический процесс изготовления детали "Каретка" и техническую документацию. Произвести расчет плавильного, формовочного и стержневого отделений, заливки и выбивки, сушки для форм и стержней, землеприготовительного отделения, очистки и обрубки литья, склада шихты и земли, вспомогательных отделений... Даже этот неполный перечень свидетельствует о сложности дипломной работы.
Дипломник должен был показать не только теоретические, но и практические знания, ориентироваться в новейших достижениях литейного дела. Практика, которую прошел Юра Гагарин, оказала ему большую помощь в работе над дипломным проектом.
Тем не менее Гагарину было очень трудно в то время. Он значительно отставал от графика выполнения дипломного проекта. По свидетельству А.П. Акуловой и В.Г. Филиппова, с Гагариным произошел тогда серьезный разговор. Вадим Георгиевич сказал ему:
- Если не войдешь в график, то отзовем тебя из аэроклуба.
Пришлось подналечь. А в аэроклубе началась усиленная подготовка к зачетному прыжку с парашютом.
Юра заметно похудел, осунулся. Некоторые подшучивали над ним: "И гагары тоже стонут..."
Главные черты Ю.А. Гагарина - упорство и настойчивость - проявились в тот момент с особой силой: надо было одновременно закончить два учебных заведения, и оба на "отлично". Так он решил.
В.С. Порохня вспоминает: "Этот трехжильный человек и здесь показал недюжинную силу своего характера. В самое трудное и ответственное для студента время его, как и прежде, можно было видеть и на баскетбольной площадке, и на заседании комитета комсомола, и готовившего за кульманом чертежи проекта, и бегущего вечером на занятия в аэроклуб. И, как прежде, Юра при необходимости приходил в трудную минуту на помощь товарищу".
Виктор Сидорович рассказывает, что ему трудно давалось выполнение дипломного проекта из-за частых выездных игр по футболу, из-за чего и аэроклуб забросил. Юра помог Виктору с выполнением дипломной работы.
"Работая над дипломом, я старался не пропустить занятий в аэроклубе, - писал Ю.А. Гагарин. - Там мы уже заканчивали изучение теории, сдавали экзамены. Уставали смертельно и, едва добравшись до коек, засыпали моментально, без сновидений. Очень хотелось поскорее начать учебные полеты".
назад в начало вперед