Первыми практическими шагами в этом направлении было создание двухступенчатых и трехступенчатых составных ракет. Создание этого типа ракет потребовало практического разрешения целого ряда сложных проблем, из которых, пожалуй, наиболее сложной являлась проблема своевременного зажигания ракетного двигателя в условиях разреженной атмосферы.

В настоящее время для переброски боевого груза на очень большие расстояния наряду с крылатыми ракетами, или, как их часто называют, самолетами-снарядами, применяются многоступенчатые баллистические ракеты. Их называют также еще и межконтинентальными ракетами, потому что благодаря своей исключительно большой дальности полета, они могут перебрасывать грузы с одного континента земного шара на другой. Внутри корпуса, спереди обычно размещается боевой заряд, который, как правило, теперь представляет собой атомное или термоядерное взрывчатое вещество, затем следует аппаратура системы управления, баки с горючим и окислителем и мощные ракетные двигатели. Чем больше дальность ее полета, тем больше приходится делать габариты и стартовый вес такой ракеты.

Межконтинентальная баллистическая ракета запускается так же, как и одноступенчатая баллистическая ракета, с небольшой стартовой площадки. В течение нескольких первых: секунд ракета двигается строго вертикально вверх, а затем система управления плавно поворачивает ее в вертикальной плоскости в сторону цели. После выгорания всего топлива в первой ступени ракеты эта ступень отделяется от основного корпуса ракеты вместе с размещенными на ней двигателями, органами управления и аппаратурой и начинается работа двигателей следующей ступени и так далее. Достигнув заданной скорости полета, выключаются двигатели последней ступени, и ракета, описав на тысячекилометровой высоте эллиптическую траекторию, с огромной скоростью устремляется вниз к цели. При этом скорость полета ее может достигнуть 20—25 тыс. км/час.

Следует подчеркнуть, что основная часть траектории полета ракеты проходит в безвоздушном пространстве на очень больших высотах порядка тысячи километров и выше над Землей, где сопротивление воздуха почти неощутимо. С приближением к цели и снижением ракеты воздушная оболочка Земли начинает резко тормозить ее движение. В результате трения о воздух наружной поверхности корпус ракеты сильно нагревается. Поэтому внешняя оболочка ракеты, главным образом ее передняя часть, изготовляется из особых жаростойких материалов или покрывается огнеупорами с плохой теплопроводностью, для того чтобы предохранить разогрев основных силовых узлов ее конструкции.

Вследствие высокой скорости полета нанесение удара межконтинентальной баллистической ракетой производится внезапно.

15


назад оглавление вперед