Мусанна. Кадр из фильма "Халид ибн аль Валид" 30 серия |
Хормуз в фильме "Халид ибн аль Валид" 31 серия, самоуверен и туп до тошноты |
Он же Дхираар бин аль Азвар, иногда называют Абу Билал Год рождения неизвестен, самое начало VII века. Он сын одного из вождей племени бани асада, Малика бин Авса. Дирар был богатый человек. Говорили, что у него была тысяча верблюдов и много чего ещё. Он оставил все это, с энтузиазмом принял ислам и занялся военным делом. Его семья была в числе первых обращенных в ислам. После Битвы у рва его отправили вместе с Тулайхой б. Хувейлидом к их родственникам, в племя бани асаду, чтобы убедить их принять ислам. В начальный период Ридды Дирар был простым сборщиком налогов, но позже он участвовал во многих битвах Ридды как рядовой воин. Позже стал разведчиком у командующего войском Халида бин аль-Валида. А затем возглавил и самую элитную и мобильную часть в исламском войске. Подавлял восстание в родном племени, которое поднял его друг Тулайха, затем расправился с Маликом ибн Нувайра, вождём клана бану тамим, лично его казнив. Собственно, при Валиде служил палачём, рубил головы по одному его слову. Завоёвывал Хиру, затем участвовал в знаменитом переходе Халида через пустыню. В Сирии он прославился окончательно. В крупных сражениях неизменно участвовал в поединках и поубивал порядка 30 военачальников, причём снимал с себя доспехи и заслужил прозвище Нагой Воин. В битве при Ярмуке Дирар был координатором битвы (поле боя было более 10 км). Когда мусульмане дрогнули и побежали, Икрима собрал отряд смертников в 400 человек, нацепивших на острия копий листки корана. Среди них был и Дирар. Многие погибли (и Икрима и его сын), все остальные были изранены, но натиск византийцев удалось остановить. Якобы изранены были абсолютно все, что не помешало Дирару в последний день битвы выйти в тыл византийцам, захватить переправу и завершить разгром врага в такой решающей (для всей мировой истории) битве. Затем, якобы, он снова переброшен в Ирак, а оттуда вновь в Сирию. Под Дамаском он попал в плен, но был отбит. Он умер от чумы в 640 г. в Сирии. Однако есть ещё несколько версий его гибели! Якобы, он погиб в битве при Аджнадайне, а аль-Вакиди сообщает, что он погиб в битве при Ямаме. А Ибн Хаджар сообщил, что после того, как Дирар убил Малика ибн Нувейру, он совершил прелюбодеяние с рабыней, а халиф приказал Халиду казнить его за его преступления (м.б. как раз за убийство Малика?). Однако Халид не успел казнить Дирара, тот был уже мертв. Историки давно сообразили, что подвигов для одного Дирара многовато и было 2 Дирара (а м.б. и три): Дирар бин аль-Азвар из племени асад, а другого звали Дирар бин аль-Хаттаб. Но исламские историки слепили образ одного Дирара. В северной части долины реки Иордан, рядом с мавзолеем Абу Убейды ибн аль-Джарра построена мечеть Дирар бин аль-Азвар в его честь. Пакистанский танк Al-Zarrar MBT тоже назван в честь него. |
Есть повод рассказать, как ислам относится к рабству. Ещё в древнегреческие времена было немало борцов с рабством, немало рабовладельцев-гуманистов рыдало над участью (чужих) рабов. Аристотеля впрямую спросили - когда же кончится это гнусное явление? На что мудрый Аристотель сказал: "Когда корабли будут плавать без гребцов". В том смысле, что свободный человек тяжёлым трудом заниматься не должен, а должен думать, как тяжёлый труд сделать легче. Во времена Пророка тяжёлого труда было хоть отбавляй и рабство было экономически выгодным. Но - как утверждал аллах, достоинство человека пропорционально вере в него, аллаха. И рабство унизительно лишь тем, что раба могут заставить вместо молитвы, скажем, собирать верблюжий навоз. Вот если хозяин и раб молятся совместно - полный порядок. Поэтому рабство в исламе процветало. Особенно после того, как начались победные войны, дававшие множество дешёвых рабов. А особенно - рабынь, оставшихся без мужей и женихов. В связи с чем Пророк количество наложниц не ограничил. Количество жён он также не ограничил, но я об этом уже писал раньше. Пророк большое внимание уделял демографии. На рабынях можно было и жениться. При этом они, хоть и получали какие-то послабления, но оставались в статусе рабынь. Занятно, что прав у них было вдвое меньше, чем у свободных, однако и наказаний, например, за прелюбодеяние, они получали вдвое меньше! Аллах справедлив! А вот их дети однозначно признавались свободными. Причём большинство аббасидских халифов как раз и были детьми от рабынь. Раб мог даже занимать какие-то посты в администрации (кроме независимых, судей, например). Из рабов составлялось порой целое войско (гулямы). Раб мог жениться на рабыне, мог самовыкупиться, мог получить от хозяина на разрешение торговли, но всё его имущество - собственность хозяина. По Корану освобождение рабов считается похвальным поступком. Освобождение раба и помощь «тем, у кого сердца привлечены, на выкуп рабов» считается богоугодным делом. Оно может применяться в качестве искупления за совершение таких тяжких преступлений, как непреднамеренное убийство. Коран защищает жизнь раба по закону возмездия (кисас), но по формуле «свободный за свободного, раб за раба» - принцип неравенства в уголовных делах сохраняется. Пророк учёл и то, что богоугодные дела обычно норовят успеть совершить за полчаса до смерти, которая уже занесла свою клюку над обречённым. Почувствовав уход из этой жизни, количеством богоугодных дел добывают себе лучшее местечко в жизни загробной! А наследники останутся ни с чем? Непорядок! И вот закон: хозяин мог освободить раба по завещанию перед смертью (тадбир), но при этом закон не разрешал освобождать по завещанию более 1/3 числа рабов, защищая интересы наследников. Вольноотпущенник (маула) продолжал сохранять особые отношения с бывшим хозяином или его наследником, короче, был зависимым и навечно благодарным. По исламскому законодательству, все мусульмане изначально свободны. Невозможно обратить мусульманина в рабство в мусульманских владениях, в том числе и за долги. Правоведы всех школ признали недопустимость обращения мусульман в рабство. На практике это положение часто нарушалось - сложно доказать, что ты правоверный мусульманин, а не тайный иноверец. В некоторых странах практиковалось и обращение в рабство за долги. А уж всяких сектантов и иноверцев забирать в рабство не только можно, но и нужно. Но с женщинами - ещё интересней. Как правило, рабынь было минимум вдвое больше, чем рабов. И использовались они почти всегда как служанки (обязанности наложницы входили число услуг). До Пророка многие занимались и проституцией, зарабатывая деньги хозяину. Пророк резко запретил такой бизнес. Не по аморальным причинам, а как недостойный способ обогащения (наряду с запрещением брать проценты с кредита). Однако арабы легко обошли запрет. Считается, что за 14 веков было продано до 40 млн рабов только работорговцами (не считая множество перепродаж). Характерно, что работорговец и торговец скотом назывались одинаково - наххас, да ребёнок рабыни назывался чисто по скотски - приплод. Отто Пилни. "Невольничий рынок". 1910 г Жан-Леон Жером. "Арабский рынок наложниц" 1866 г. 14 веков спустя большинство исламских стран запретили рабсто. Но в некоторых странах оно не отменено и сейчас. В Мавритании его торжественно отменяли аж трижды (2 раза в XX веке и в 2007 году), но оно там как бы и не сократилось. |