Икрима ибн Абу Джахль
Икрима был сыном Абу Джахля - непримиримого противника пророка Мухаммеда. В первые годы пророчества Мухаммеда Икрима вместе с отцом оскорблял и издевался над Пророком и мусульманами Мекки. После смерти Абу Джахля в битве при Бадре Икрима стал мстить и прилагать все усилия, чтобы навредить Мухаммеду и его последователям. Его имя возглавляло "расстрельный список" Пророка.
В день завоевания Мекки Икрима собрал группу мекканцев и вступил в бой против войска Халида ибн аль-Валида (он был другом детства), но был разбит. Он направился в Йемен. Вслед за ним отправилась в путь его жена, Умму Хаким, которая хотела уговорить его вернуться в Мекку. После долгих поисков, она застала Икриму на берегу моря в области Тихама, договаривающегося с моряком, чтобы тот переправил его на другой берег, в Африку. Подойдя к мужу, Умму Хаким сообщила, что Пророк пообещал ему безопасность. После долгих расспросов и уточнений он всё же согласился вернуться в Мекку.
Пророк публично попросил у аллаха прощения для Икримы, а тот заплакал и воскликнул: «О Посланник Аллаха, клянусь Всевышним, сколько сил и имущества я потратил во вред исламу - так теперь в два раза больше я потрачу на пути его распространения!».
Он сдержал слово. Сначала сражался в Йаммаме против Мусайлимы, покорил Оман, Хадрамаут, потом воевал за пределами Аравии.
В битве при Ярмуке мусульманам противостояли войска византийского императора Ираклия, возглавляемые Маханом. Бои были очень тяжёлые, несколько раз под натиском врага мусульмане бежали.
Тогда Икрима слез с коня и, невзирая на попытки Халида ибн аль-Валида его остановить, собрал отряд смертников, примерно 400 воинов, воззвав совершенно конкретно: «Кто даст присягу на смерть?» Отряд ворвался в ряды византийцев. Смертельно раненного Икриму принесли в шатёр и сдали на руки его жене Умму Хаким. Она заплакала, на что Икрима промолвил: «Не плачь. Не увидев победы, я не умру». Через некоторое время стало известно о победе мусульман и тогда он умер. 636 год. |
Халид ибн аль-Валид
кадр из фильма. Битва при Бузаке. "Аллах акбар!"
Напомню о строении имён у арабов.
Халид (это его личное имя), Ибн ал-Валйд (то есть сын ал-Валйда) и Абу Сулейман (то есть отец Сулеймана). Большинство людей обращалось к нему как к Абу Сулейману. Причём сам Сулейман никак не замечен в истории (может и умер младенцем), а второй сын, Абд ар-Рахман, впоследствии прославился как военачальник в Сирии.
Халид ибн аль-Валид родом из Мекки, из племени Курейш. Он принадлежал к бану махзум, ведущему клану племени курайшитов. Год его рождения приблизителен - 592. Был он ровесником Умара (будущего второго халифа), в детстве часто с ним дрался и однажды сломал ему ногу. Мать Умара была двоюродной сестрой Валида. Валида в детстве тоже (как и Пророка) отправляли на несколько лет в пустыню, к бедуинам. Как и Пророк, он знал свою родословную от Адама (известно и его полное имя (48 раз "ибн"). Естественно, был родственником Пророка (в седьмом поколении)
Бану махзум отвечал также за мекканскую торговлю на зарубежных рынках, в частности, в Йемена и Эфиопии, и приобрел репутацию среди курайшитов за их благородство и богатство. Их известность была обязана деду Халида по отцовской линии аль-Мугире ибн Абд Аллаху. Дядя Халида по отцу, Хишам, был известен как «властелин Мекки», и дата его смерти использовалась курайшитами в качестве начала их календаря. Его отец, ал-Валид, был одним из вождей племени курайшитов из рода бану махзум. Бану махзум отвечали за военные вопросы. Этот клан разводил и объезжал лошадей, на которых курайшиты отправлялись на войну; он отвечал за подготовку и снабжение воинов; также часто из его рядов выдвигались военачальники, которые вели за собой в бой курайшитов.
Мать Халида - аль-Асма бинт аль-Харит ибн Хазн, широко известная как Лубаба аль-Сугра («Лубаба Младшая», чтобы отличить ее от своей старшей сводной сестры Лубаба аль-Кубры) из кочевого племени бану Хилал. Лубаба аль-Сугра приняла ислам около ок. 622 а её сводная сестра по отцовской линии Маймуна стала женой Мухаммеда
Отец Халида был последовательным врагом Пророка. Дошло до того, что он предложил аль-Талибу обмен - предлагал своего сына Уммару (лучшего из молодёжи племени) на Мухаммеда, чтоб того убить. Аль-Талиб отказался.
Сначала и Халид был противником пророка Мухаммеда, именно он лихой кавалерийской атакой в 625 году разгромил мусульман в битве при Ухуде. До заключения Худайбийского мира он был одним из командиров военных отрядов мекканцев. Но в 629 году он принял ислам и стал важным полководцем Пророка Мухаммеда, получив прозвище «Меч Аллаха».
В 630 г. Халид впервые в составе мусульманской армии участвовал в битве при Муте с византийцами. В этой битве после гибели трёх командиров он взял командование на себя. Благодаря ему мусульманам удалось избежать разгрома и организованно отступить.
(продолжение следует)
|
Аиша бинт Абу Бакр
(продолжение)
По её, собственно, указу казнили 600 участников преступления против Усмана. 4 декабря 656 году состоялась Верблюжья битва (названная так в честь верблюда, на котором в центре сражения сидела Аиша), она стала первым сражением, в котором мусульмане убивали друг друга в открытом бою. Сторонники Аиши потерпели поражение, она попала в плен и была отправлена в Мекку вместе с братом Мухаммедом и сорока почтенными женщинами, переодетыми в мужчин. По поводу резни, где пали тысячи и победителем оказался "Меч ислама" Али, Аиша сказала: «Дети мои! Между мной и Али нет вражды. Это была простая семейная ссора! Я почитаю Али за доброго человека». На что Али ибн Абу Талиб добавил: «Мать правоверных права. Она досточтимая жена Пророка, как в этом мире, так и в другом».
Но "семейная ссора" не прошла без следа.
Две главные ветви ислама оценивают её по-разному. Сунниты считают, что критиковать любимую жену пророка - всё равно, что критиковать его самого. Шииты же ссылаются на жён других пророков - Лута (Лота) и Нуха (Ноя), которые были неверующими и совершали грехи и которым не помог пророческий статус их мужей. Шииты обвиняют Аишу, что именно она разжигала фитну (гражданскую войну). Они верят, что Аиша была ключевым игроком в восстании против Усмана, третьего халифа. Они приводят её слова о том, что он должен быть убит. В качестве мотива Аиши шииты называют желание возвести на престол Тальху ибн Убайдуллаха в качестве его наследника. Они также считают, что когда халифом стал Али, Аиша решила повернуть свои планы уже против него, требуя кисас за смерть Усмана.
Шииты считают, что Аиша не была любимой женой Мухаммеда и утверждают, что он не отдавал предпочтения ни одной из них. При этом они ссылаются на текст Корана и изречение Мухаммеда.
Другие считают, что любимой женой была Умм Салама бинт Абу Умайя. Её противопоставляют Аише, как сохранявшую верность семье Мухаммеда и после его смерти. В отличие от Аиши, которая повела на Али армию, Умм Салама пыталась сгладить противоречия. Она предупредила Али и пыталась отговорить Аишу от идеи восстания. При этом и сунниты, и шииты согласны, что при жизни Хадиджи любимой (и единственной) женой Мухаммеда была именно она.
Мало этого, есть теологи, которые доказывают, что она и Хафса бин Умар отравили Пророка.
Шииты отвергают мнение, что Аиша была лучшей из женщин своего времени, предпочитая Фатиму, дочь Мухаммеда и жену Али. Они обвиняют Аишу в прегрешениях личных и политических. Фатима описывается как примерная дочь, мать и жена и единственная женщина в числе «четырнадцати идеальных и чистых» в шиитской традиции.
Хотя сунниты считают Аишу передатчицей множества хадисов, шииты считают её откровенной... ну, не лгуньей, а так, привиральницей. Особо в упрёк ей ставят ревность к другим жёнам, особенно к его первой жене Хадидже (она её даже не видела, но называла беззубой старухой).
Аиша передала со слов Мухаммеда 2210 хадисов, в том числе касающихся семейной жизни Мухаммеда и его быта. Она была одной из трёх жён Мухаммеда, помнивших наизусть весь Коран (другими были Хафса и Умм Салам). У Аиши была рукопись Корана. Среди сподвижников Мухаммеда Аиша считается самым выдающимся специалистом в исламском правоведении. Она была хорошим оратором. После смерти Мухаммеда Аиша занималась наставничеством. Ученики Аиши превосходили своих друзей образованием и развитием. Детей-сирот, обучавшихся у неё, она брала на содержание. Многие из её учеников впоследствии стали известными учеными, собирателями хадисов, знатоками Корана. Она достигла высокого мастерства в стихосложении, многие поэты стремились обучиться у неё.
Она умерла вечером 17-го числа месяца Рамадана в возрасте 66 лет. Согласно её воле, она была похоронена ночью на кладбище Джаннат аль-Баки в Медине. В могилу её опускали племянники. Детей у неё не было. |
Салама
Вождь племени бану фазара. Попала в плен к мусульманам, была слугой у жены Пророка Аиши, потом сражалась с мусульманами, погибла в битве с Халидом ибн Валидом в 632 году.
Был также поход Зайда ибн Харисы в Вади аль-Кура, где он встретился с Бану Фазара. Там были убиты люди из его окружения, и Зайда, еле живого, нашли среди убитых.
Вернувшись, Зайд ибн Хариса поклялся, что он не приблизится к своей жене, пока не побьет Бану Фазара. Когда он оправился от своих ран, Пророк послал его к Бану Фазара с войском. Зайд побил их в Вади аль-Кура, убил их людей. Были пленены Умм Кирфа Фатима бинт Рабиа Малика ибн Хузайфа ибн Бадр, а также ее дочь и Абдаллах ибн Масада. Зайд ибн Хариса приказал Кайсу ибн аль-Мусаххару убить Умм Кирфу, и он убил ее с большой жестокостью. Потом привезли Пророку дочь Умм Кирфы и Абдаллаха ибн Масады. Дочь Умм Кирфы принадлежала Саламе ибн Амру ибн аль-Аква, – именно он взял ее в плен. Она пользовалась большим уважением в своем народе. Арабы говорили: «Дороже, чем Умм Кирфа...»
Салама попросил Пророка отдать ее ему, и он подарил ее. А Салама подарил ее своему дяде со стороны матери Хазну ибн Абу Вахбу. Она родила ему Абд ар-Рахмана ибн Хазна. |
Саджах бинт аль-Харис
кадр их фильма.
Скакунов готовьте к бою
и стремительной волною
нападите на Рабаб,
перед ним уж нет преград!
говорить прозой не умела, оттого инструкции были нечёткими
Саджах была дочерью ал-Хариса. Родившаяся в семье вождей, она обладала лидерскими качествами, характером и высоким интеллектом. Она была ясновидящей, могла предсказывать грядущее и была столь искусной поэтессой, что практически всегда говорила стихами. Если люди заговаривали с ней, она тут же отвечала им стихами.
Известная впоследствии как Умм Садйра, по отцовской линии Саджах также принадлежала к бану йарбу и таким образом приходилась родственницей Малику ибн Нувайре.
Однако по материнской линии она принадлежала к таглибитам, одному из племен в большой группе, проживавшей в Ираке и известной как рабиа. Саджах жила преимущественно среди таглибитов, исповедовавших христианство, и под влиянием матери тоже стала христианкой, хотя ее христианская вера была не слишком глубока, как и у многих других представителей таглибитов.
Когда началась волна отступничества, Саджах узнала, что Тулайха и Мусайлима объявили себя пророками. Её пылкое воображение было захвачено теми возможностями, которые открывали подобные лживые претензии. Почему пророками должны быть одни лишь мужчины? Почему бы и женщине не ступить в священную область пророчества? Авантюристка по натуре, она в конце концов не устояла перед таким искушением. «Я — пророчица!» — заявила она и развила эту мысль в соответствующих стихах.
Как ни странно, большая часть клана матери Саджах признала ее пророчицей и поклялась повиноваться ей. А ведь ранее они были христианами! Она привлекла к себе множество вооруженных последователей и явилась на Аравийский полуостров, где под ее знамя встало и племя ее отца. Нет сомнения в том, что многими из последовавших за ней старейшинами и членами клана руководило желание добыть трофеи и поквитаться с некоторыми из племен северо-восточной части Аравийского полуострова, с которыми у них была старая междоусобная вражда.
Во времена пророка Мухаммеда Саджах вещала в трансах от имени бога, которого она называла «господином облаков». Она произносила «откровения» со специального возвышения (минбар) и имела муэдзина, который кричал: «Я свидетельствую, поистине, Саджах - пророчица Аллаха». Её «откровения» тоже имели форму рифмованной прозы. Саджах вместе с группой приверженцев переселилась на территорию своего родного племени бану Тамим из Ирака. Она сумела стать политическим вождём и повести своё племя в военные набеги. После нескольких неудач в 633 году Саджах во главе своей армии вторглась в Йаммаму, где в то время действовал другой лжепророк Мусайлима. Главе племени бану Ханифа. Мусайлиме, который боролся с наступлением мусульман, пришлось откупиться от тамимитов половиной двух урожаев Йаммамы. Согласно исламскому преданию Саджах и Мусайлима поженились, но жили вместе только три дня. Помимо Мусайлимы Саджах заключала союз с Тулайхой ибн Хувайлид и Маликом ибн Нуйвара. После того, как мусульмане нанесли поражение Тулайхе, Саджах вернулась в Ирак, покончила с политикой и пророчеством. Саджах поселилась с племенем ее матери и до конца жизни жила тихо и незаметно. Впоследствии она приняла ислам и, как считается, стала богобоязненной и добродетельной мусульманкой. Во время халифата Муавии Саджах перебралась в Куфу, где умерла в преклонном возрасте. |
Тулайха ибн Хувайлид аль-Асади
Кадр из фильма. Где он просто низкосортный колдун дряхлого сложения
Тулайха был одним из военных вождей племени бану асад. Он участвовал в сражениях с мусульманами. После битвы при Ухуде подошёл к Медине, но Пророк послал 150 всадников, которые его отогнали. В 627 году был союзником мекканцев во время битвы у рва. В 628 с отрядом участвовал в стычках с мусульманами, когда Пророк шёл на Хайбар. В 630-м племя прислало делегацию в Медину и приняло ислам. Славился проницательностью и умением предсказывать будущее, декламировал стихи. В 632 году, возможно, ещё при жизни Пророка, Тулайха объявил себя пророком, пророчествовал о будущих победах арабов, в частности о завоевании ими Сирии и Ирака. Похоже, просто копировал Пророка, причём удачно, менял лишь ритуалы. Он отменил земной поклон. «Аллах не желает, чтобы мы опускались лицом вниз или уродливо горбили спины, — заявил он. — Молитесь стоя!»
Абу Бекр означает «Отец верблюжонка», поэтому Тулайхе дали прозвище «Абу ль-Фазиль», т.е. «Отец жеребенка» - из-за его странного одеяния из шерсти.
После смерти пророка Мухаммеда он активизировал свою деятельность, увлёк часть племён асад, фазара и тайй к отпадению от ислама.
Против него были посланы войска во главе с Дарраром ибн аль-Азваром, и вероотступники отступили в Сухайру. Но асадиты и гатафанцы заключили союз, Даррар ибн аль-Азвар не сумев удержать ситуацию под контролем, бежал в Медину.
В 632 году в битве при Бузаке потерпел поражение от мусульман, бежал к сирийской границе, где поселился у бану калб.
Тулайха, позднее раскаялся и принял ислам. Он попросил прощения у халифа Абу Бакра, который простил его, но запретил воевать, не было доверия. Тулайха вернулся к своему племени. Во времена Абу Бакра он даже совершил паломничество в Мекку, однако несмотря на то что халифу было известно о его прибытии, он не удостоил его вниманием.
Еще года через два Тулайха посетил Медину и пришел повидаться с Умаром. Умар сказал ему: «Ты убил двух благородных мусульман, в том числе Уккашу ибн Михсана. Именем аллаха, ты никогда не удостоишься моей любви».
Тулайха обладал чувством юмора и за словом в карман не лез, ответил: «Благодаря моей руке они в раю, а мне нет такой радости». Умар: : «О обманщик! Что осталось от твоего ясновидения?» - «Ничего, кроме пшика! (воздух, выходящий из кузнечных мехов)»
Тулайха жил в своём племени до третьего вторжения в Ирак. Затем вызвался отправиться в Ирак в качестве воина и полководца. Тулейха служил с большим отличием в персидской кампании, особенно в битве при Кадисии. В битве при Нихаване он пал как шахид. 645 год. |
Малик бин Нувайра
кадр из фильма. В фильме Малик не столь великолепен, как в истории, а его "прекрасная Лайла" - просто сварливая баба
Он был вождем бану йарбу, крупной части могущественного племени бану тамйм, жившего в северо-восточной области Аравийского полуострова, над Бахрейном. Находясь поблизости от Персии, некоторые представители баку тамим приняли зороастризм, однако до прихода на Аравийский полуостров ислама племя в основном было языческим. Столицей клана Малика был Бутах (ныне крохотное бедуинское селение в 14 милях к югу - юго-западу от совр. Расса). В прежние времена это был большой посёлок.
Малик был вождем благородного происхождения. Славился своей щедростью и гостеприимством, он всю ночь поддерживал огонь у своего дома, чтобы всякий проходящий мимо путник знал, что тут можно получить кров и еду. Он вставал по ночам, чтобы поддерживать огонь. Он был красив лицом, по словам современников, он был «прекрасен, как луна», искусно обращался с оружием и выделялся отвагой и учтивостью. А еще он был выдающимся поэтом. Его жена Лайла была дочерью ал-Минхала. Позднее её стали называть Умм Тамйм. Ослепительная красавица, она считалась едва ли не главной красавицей Аравии. Многие хотели взять её в жёны, но она вышла замуж за Малика.
Малик принял ислам, исправно отправлял в Медину налог, сборщиком которого его назначил сам Пророк.
Затем Пророк умер. Когда известие о его смерти достигло Буты, Малик как раз закончил сборы солидной части налогов, намереваясь отправить её в Медину. Он немедленно раскрыл хурджуны и вернул деньги налогоплательщикам. «О бану ханзала! - сказал он, - теперь ваше богатство принадлежит вам»
Когда карательная армия Халида пришла и в его земли, он запретил сражаться с мусульманами и распустил войско, вновь собрал и передал Халиду причитавшийся налог. Это его не спасло. Он был казнён по приказу Халида. По одной версии - за дело, по другой - по недоразумению, по третьей - чтобы завладеть его красавицей женой. 632 год. |
Абу Сумама Маслама ибн Хабиб аль-Ханафи (более известный как Мусайлима аль-Казаб)
кадр из фильма. Вполне приятная внешность.
Мусайлима происходил из племени Бану Ханифа, которое проживало в Йаммаме - земледельческой области Восточной Аравии. Из зависти к пророку Мухаммеду, Мусайлима объявил себя пророком и посланником божества Рахмана, от имени которого вещал в трансах и призвал арабов признать его. Свою деятельность он начал ещё при жизни пророка Мухаммеда, а однажды даже написал Мухаммеду дерзкое письмо, в котором он призвал признать его пророком и разделить с ним сферы влияния на Аравийском полуострове. Мусайлима запрещал пить вино и рожать более одного мальчика, требовал от своих последователей молиться трижды в день.
Около 620 года Мусайлима, после противостояния принявшему ислам царю Сумаме ибн Усалу, был призван жителями главного города Йаммамы - Хаджара в качестве политического вождя.
После смерти Пророка Мухаммеда активность Мусайлимы и его сторонников возросла. Около 630 года в Йаммаме обострилась внутренняя борьба, происходили стычки между сторонниками Мусайлимы и пришлыми мусульманами, а часть знати активно выступила против него. В 633 году на Йаммаму совершили набег Бану Тамим. Во главе тамимитов была лжепророчица Саджах. Набег завершился тем, что Мусайлиме пришлось от них откупиться, отдав часть урожая.
В 634 году праведный халиф Абу Бакр отправил против Мусайлимы армию под командованием Халида ибн аль-Валида. В сражении при Аркабе мусульмане нанесли поражение войскам Мусайлимы, сам он и его ближайшие сподвижники ар-Раххал и Мухакким ибн ат-Туфайл тоже были убиты. Мусайлима был убит сподвижником пророка Мухаммеда Вахшей ибн Харбом. |