Е. Сашенков
МАРКА - КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

© Е. Сашенков, 1969
Сашенков Е. Почтовые сувениры космической эры. - М.: Связь, 1969. - С. 249-270.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007

Назад   В начало   Вперёд

          Космос. В это понятие входит и услужливый спутник связи, сблизивший континенты, И смелые разведчики Луны, и, наконец, мир бесконечно большого, макромир, в котором маленьким островком плавает наша Галактика с едва различимым светилом – Солнцем...

          Как, с помощью каких средств рассказать на почтовой марке о космосе и донести до сознания те понятия, которые появились за десятилетие в связи с космическими полетами? Видимо, тут нужны рядом с марками-схемами, марками-чертежами и настоящие произведения искусства в миниатюре. Нужны изображения, отмеченные подлинным волнением художника, ибо только творческое воображение может наглядно передать крупицы современных представлений о космосе.

          Возводя космическую марку в ранг объекта исследования, иногда думают, что, раскрывая свои познавательные и мемориальные способности, марка на этом исчерпывает себя. А между тем ее функциональные возможности несравненно шире. Чтобы стать проводником научной информации, располагая при этом ограниченной площадью, марка должна выступить в ранге специфического произведения искусства.

          К космической марке полностью применима точка зрения на почтовую марку вообще, высказанная в интересной и содержательной статье Эд. Вальдмана «Почтовая марка как предмет изобразительного искусства» на страницах журнала «Филателия СССР» № 3, 1966 г.: «Только почтовая марка соединяет, концентрирует в себе существующие порознь, в различных функциональных жанрах, информационные, художественные мемориальные качества: изящный и лаконичный графический язык экслибриса, первоклассную «государственную» печать банкнот, массовость и монументальность тематики и тиражей этикеток и медалей, пропаганду большого искусства открыткой. Поэтому та радость, восхищение, которые испытывает настоящий филателист, рассматривая хрупкую и драгоценную почтовую марку, вполне идентичны по своей эстетической природе тому счастью, художественному и познавательному, которое переживает зритель, рассматривая на выставках и в музеях произведения большой графики и шедевры мировой живописи».

          К перечисленным качествам – информационным, художественным, мемориальным – следует прибавить и другое немаловажное ее свойство. Ведь, как правило, самыми оперативными массовыми произведениями изобразительного искусства, которыми люди отдали поклон небопроходцам, становились именно космические почтовые марки.

          За десятилетие, прошедшее с того октябрьского дня, как московский график впервые задумался над листком белой бумаги, чтобы воплотить в знаке почтовой оплаты свое художественное видение космической темы, прикладная почтовая графика накопила большой опыт. С годами почтовой графике стала вполне по плечу задача найти образное композиционное решение «театра космических действий», как бы со стороны взглянуть на происходящее в ближайших окрестностях Земли или где-то на замысловатой межпланетной трассе.

          У почтовой марки, объективно говоря, несколько больше возможностей выдвинуться в ряды шедевров прикладной промышленной графики, чем у других жанров прикладного искусства. Марка достигает этого не только художественным исполнением – формами, линиями, орнаментом, красками, шрифтами, – другими словами, не одной лишь «картинкой». Возможности жанра таковы, что решающую роль может неожиданно сыграть и композиционное решение серии, ее групповое сочетание в листе.

          Чем выиграли, например, две марки Болгарии, посвященные первому групповому полету «Востока–3» и «Востока–4»? Эти миниатюры признаны лучшими болгарскими выпусками 1962 г. благодаря оригинальному композиционному замыслу. Рисунки, как бы служат продолжением один другого, создавая единую панораму земного шара, опоясанного траекторией полета космических кораблей. Конечно, сыграло роль и удачное сочетание красок, радующее глаз. Но все-таки в первую очередь обращала на себя внимание продуманность композиционной подачи.

          Художественная функция выступает на космической марке, как и на почтовой марке вообще, в двух планах. Во-первых, в плане репродукции с портретами или изображениями скульптурного памятника. Во-вторых, в плане самостоятельного решения, задуманного и исполненного вполне оригинально.

          Наибольшая удача сопутствовала космической марке, как правило, в тех случаях, когда в ее решении художник смело отходит от классических канонов. По-видимому, специфика научной темы вообще, а космической в особенности, в том и состоит, что здесь в большой мере допустимо сочетание реального и, условного, хотя бы аллегоризма, оставляющего зрителю простор для размышлений.

          Надо признать, что изобразительная «формула» космической тематики предлагает известную отвлеченность, определенный отказ от описательной реальности. К такому выводу пришел в свое время и писатель Вас. Захарченко, заметивший на страницах «Советской культуры» от 26 мая 1960 г., что такал «формула» – дело неизбежное: «Бесспорно, когда из огромного количества признаков выбираются основные, главные, и обостряются именно для того, чтобы передать суть явлений, неизбежна некая отвлеченность в обобщении».

          А что такое почтовая марка, как не обобщение? Видимо, потому-то нередко и отдает художник предпочтение символу, воплощенному в скульптуре или монументе. Филателист уже может совершать прогулку по галерее аллегорических монументов и скульптурных памятников, перекочевавших на почтовые марки космической тематики.

          В СССР с 1957 г. по 1966 г. выпущено 13 марок, на которых идея стремления человека к звездам выражена с помощью репродукции скульптур, монументов, обелисков. В 1957–1958 гг. «марочный патриарх» В. Завьялов использовал скульптуру Е. Вучетича «К звездам» в качестве исходного материала для своей серии «Второй советский искусственный спутник Земли». В 1961 г. В. Пименов перенес на марку «Международная выставка труда в Турине» скульптуру Г. Постникова «К звездам». В 1963 г. второй скульптурный монумент Г. Постникова «В космос» послужил основой для серии марок Н. Круглова «Слава покорителям космоса». В 1963 г. И. Левин использовал фрагмент скульптурной композиции В. Мухиной «Рабочий и колхозница» для одной из марок своей серии «Групповой космический полет В. Быковского и В. Терешковой» («Восток–5» и «Восток–6»). В 1964 г. появилась марка П. Бенделя «Памяти погибших героев-стратонавтов» (из серии «День космонавтики»), в основу которой взят памятник в г. Саранске, сооруженный по проекту скульптора А. Письменного и архитектора А. Душкина. В 1965 г. сразу три марки серии «День космонавтики» выполнены по скульптурам: Ю. Лукьянов воспроизвел на марке памятник К. Э. Циолковскому в Калуге, авторами которого являются скульптор А. Файдыш-Крандиевский и архитекторы М. Барщ и А. Колчин; В. Ермаков использовал для марки скульптурную композицию С. Ковнера «Спутник» (первый спутник – в руке человека-создателя); В. Ермаков показал также на другой марке обелиск в Москве в честь побед советского народа в освоении космоса, сооруженный по проекту скульптора А. Файдыша-Крандиевского и архитекторов М. Барща и А. Колчина.

          Как и следовало ожидать, художественная выразительность этих марок тесно связана с популярностью символических скульптурных образов.

          Из сказанного, разумеется, не следует вывод, что на марках только тогда появляется яркий образ, когда заимствован сюжет, прошедший проверку «на зрителе». В «филателистическом репертуаре» многих стран оригинальные космические марки стали его гордостью и украшением. Жаль только, что по поводу новых космических марок чрезвычайно редко пишутся обстоятельные рецензии, хотя иные «премьеры» вызывают не только «оживление в зале», собравшем сотни тысяч любителей филателии всего мира, но и «бурные продолжительные аплодисменты»... Впрочем, не всегда уместны восторги в адрес маленьких боевых плакатов и не всегда нужны им панегирики.

          Достойно сожаления и другое. Всегда известно имя творца станковой картины или книжной иллюстрации. Известно и имя автора скромного газетного рисунка, хотя газета живет всего один день. А вот создатель бережно хранимого почтового сувенира – графической миниатюры, век которой может поспорить по долгожитию с веком многих произведений изобразительного искусства, – нередко пребывает в неизвестности.

          С выходом большого количества марок у коллекционера появилась возможность сравнивать различные решения и пути, по которым пошли художники, создавая свою картину овладения космосом. В орбиту космической миниатюры втягивались все новые и новые графики. Наметанный глаз коллекционера стал по почерку узнавать руку того или иного графика, периодически возвращающегося к космической тематике.

          За десять лет в нашей стране обращались к космической теме пятнадцать художников. Особой верностью теме отличался И. Левин, выполнивший с 1959 г. по 1964 г. четырнадцать серий космических марок. Автор работал преимущественно методом фотомонтажа. В 1964–1966 гг. наиболее активно работали в области космических марок Е. Анискин и содружество художников Лесегри.

 

Алексей Леонов за мольбертом

 

          Ко Дню космонавтики 1967 г. вышли три советские марки, отпечатанные по эскизам летчика-космонавта А. А. Леонова, художника-фантаста А. К. Соколова. Впервые в мире филателисты получили серию, на которой космос изображен с натуры. Правда, самая первая марка по рисунку А. Леонова выпускалась в Гвинейской Республике. Эта марка с парящим космонавтом выполнена по рисунку космонавта, сделанному для «Комсомольской правды».

«Автопортрет», засвидетельствованный автографом художника-космонавта

          История советских марок Алексея Леонова такова. В конце 1965 г. в Москве состоялась небольшая выставка «Космос глазами ученого, художника, космонавта». Авторами живописных работ, посвященных космическим полетам сегодняшнего дня и дня завтрашнего, были доктор технических наук профессор Г. И. Покровский, художник-фантаст А. К. Соколов, космонавт А. А. Леонов. В репортаже с выставки журнал «Авиация и космонавтика» отмечал: «Посетители подолгу рассматривали каждую работу. Картины воспринимались ими не только как художественные произведения. Зрители словно разглядывали мир в иллюминаторы фантастического звездолета, сквозь которые как бы просматривались не только космические окрестности нашей планеты, но и архитектура далеких внеземных цивилизаций». Разумеется, особый интерес вызвали тогда пока еще немногочисленные картины Леонова. Ведь еще ни один художник в истории не писал свои произведения, под впечатлением, полученным в открытом космосе! Кстати, четыре картины Леонова были среди экспонатов выставки, открывшейся в Париже в апреле 1966 г. в память о Жюле Верне. На выставке побывал и космонавт, к приезду которого выпустили филателистический сувенир.

          К счастью для многих тысяч любителей «космических сувениров» некоторые работы А. Леонова были в СССР репродукцированы и размножены в виде почтовых открыток. В 1965 г. московское издательство «Советский художник» выпустило набор открыток «Человек в космосе», отпечатанных тиражом 200 тыс. экземпляров. Один из рисунков, напоминающий об особенно волнующих впечатлениях автора и названный им «Автопортретом», запечатлел точно отмеченный в бортовом журнале «Восхода–2» момент: 18 марта 1965 г. 11 час. 34 мин. В этот момент космонавт Алексей Леонов стал первым «пешеходом космоса», ему первому из землян посчастливилось увидеть родную планету не из иллюминатора космического корабля. Все, что он тогда увидел за несколько минут полета над планетой – и ослепительно сиявшее солнце на фоне черного неба, и яркие немерцающие звезды, и голубеющую поверхность Земли, – все это воплощено в набросках, сделанных по возвращении из космоса! На земле космонавт при первом удобном случае поспешил передать свои впечатления в красках. Так родился космический «Автопортрет», глядя на который нельзя не вспомнить слова К. Э. Циолковского: «Страшно в этой бездне, ничем не ограниченной и без родных предметов кругом. Нет под ногами земли, нет и земного неба».

          И вот – почтовые марки по эскизам А. Леонова. Берешь их в руки и с волнением всматриваешься. Они несут непередаваемое ощущение космического пространства, «дыхание» космоса. Самое главное в этих марках, если воспользоваться критериями оценки произведения искусства, – это неповторимый колорит космических «пейзажей», воссозданный живописной палитрой художника. Ни один художник пока не может похвастать такой натурой, которую наблюдал А. Леонов. В марках передана документальность наблюдений «звездного очевидца». Одна из них воссоздает удивительно красочное явление – рассвет над нашей планетой... На Земле еще видны пятна, «костры городов», как называл их Леонов. Необычная трехцветная радуга опоясывает земной горизонт. Звезды сквозь мягкую дымку кажутся красными.

          Что, собственно, прежде всего поражает каждого, кто всматривается в леоновскую почтовую миниатюру? Это – интенсивность цветовой гаммы раскрывшейся перед глазами перспективы. Краски как будто бы земные. Только там они несравнимо ярче и сочнее. Особенно сильное впечатление произвел на космонавта ореол Земли. Поразивший его ореол – трехцветный, очень яркий пояс, как бы отделяющий Землю от черноты космоса. В те минуты, когда «Восход–2» пролетал над ночной стороной Земли, отчетливо обозначились на горизонте слои яркости. А над ними – чернота космического пространства и яркие немигающие звезды...

          Вспоминаются слова летчика-космонавта и художника Алексея Леонова, что только средствами искусства можно передать то необычайное ощущение, которое охватывает человека в космическом полете.

          Марки серии «День космонавтики» 1967 г. следует рассматривать как вклад в космическую филателию. Вобравшие в себя «космический опыт» творца, художественно-документальные работы А. Леонова и А. Соколова, размноженные в миллионах экземпляров, получили «прописку» в альбомах филателистов всего мира.

          Свои школы космической почтовой графики сложились в таких странах, как Венгрия и Чехословакия.

          Космические марки Венгрии отличаются четким и ясным рисунком. Художественное оформление их и полиграфическое исполнение никогда не вызывали недовольства самых взыскательных филателистов. Особенно запомнились коллекционерам марки по эскизам И. Вертеля. Его неуемной творческой фантазии они обязаны многими минутами радости свидания с настоящим искусством. Непревзойденной по мастерству композиции и графики осталась серия марок И. Вертеля в ознаменование полета АМС «Венера–1». Эту серию нельзя не признать большой находкой даже спустя годы после ее выпуска (1961 г.). Художнику удалось блестяще передать значительное событие в истории космических полетов.

 

ВНР. 1964. Серия «Исследование космоса».

 

          Шедеврами «малой» графики стали известные космические блоки венгерской почты. Два из них – посвященный Гагарину, Титову и Гленну и отметивший полет Быковского и Терешковой – великолепные образцы в этой области изобразительного искусства.

 

Серия «Герои космоса» – очередная удача венгерской почты

 

          К числу венгерских удач следует отнести и космическую серию, выпущенную в мае 1963 г. Собственно, все ее 12 марок не дают новой графической картины полетов в космос. По известному принципу – показ марки на марке – серия возвращает филателиста к пройденным страницам альбома. На всех марках воспроизводятся в цвете оригинала наиболее удачные космические выпуски социалистических стран. А вместе они составили своего рода «зал в картинной галерее», где собраны произведения мастеров разных стран, объединенные единым содержанием при разнообразии стилей.

          Отдельного разговора заслуживает творчество мастеров почтовой графики Чехословакии.

Штриховая иллюстрация, украшающая конверт первого дня, выдержана в типичной манере чешской графики

          Творцы космических марок Чехословакии опираются на глубокие национальные традиции, на разработанный талантливыми графиками оригинальный стиль. Мастерам чехословацкой марки свойственна высокая культура рисунка, лапидарность концепции, ориентация рисунка на гравировальную штриховку, которая станет затем делом искусного гравера. Один из элементов своеобразия космической марки Чехословакии и составляет способ ее печати – гравюра на стали, комбинированная с глубокой печатью, при сознательном пренебрежении игрой красок, часто нарушающей графичность марки.

          Положительной стороной чехословацкого искусства космической марки является и то, что оно абсолютно оригинально. Большинство работ продемонстрировало, как окрыляет авторов, космических сюжетов возможность показать на марке то, что, казалось бы, порой недоступно для изображения.

          В отличие от поколения старых мастеров молодые графики демонстрируют целый калейдоскоп художественных стилей, которым, тем не менее, свойственно то общее, о чем шла речь вначале и что отличает их работы от произведений, скажем, графиков ГДР.

          Стихия этих чешских мастеров – технические мотивы. Любопытно, что именно среди них можно встретить графиков, которые пронесли верность космической теме на всем протяжении десятилетия. Созданные ими эскизы – это уже целая галерея блестящих миниатюр, выполненных в сотрудничестве с граверами.

          Однажды вдохновившись техническими мотивами, ряд чешских мастеров по-настоящему нашел себя именно в раскрытии космической темы. Всем ходом история этой темы в марках Чехословакии и были подготовлены такие незаурядные экспериментальные миниатюры, как марка, еще до полета Ю. Гагарина символически показавшая выход человека за порог Земли. Этот почтовый выпуск хорош тем, что впервые мечта человечества о звездоплавании искусно воплощена не в образе нашего современника. К этой цели – символически раскрыть заветную мечту – направлены и творческая фантазия, и вкус, и мастерство чешских художников поколения 50–60-х годов.

          Поиски лаконичной графики в изображении человека в безбрежьи космоса продолжали и другие мастера. Необычный символический образ космонавта появился на марках Чехословакии, выпущенных в честь Всемирной выставки почтовых марок «Прага–1962». Центральный символ – космонавт в условном «космическом корабле», проникающем во Вселенную. Образ Вселенной раскрыт на втором плане языком условных атрибутов и орнаментальной символики. Летящая внизу ласточка по-своему олицетворяет мысль: все стремления передового человечества подчинены мирному сосуществованию. И, наконец, третий символ – известная эмблема Всемирной выставки «Прага–1962».

          Эта марка вступила в силу в день открытия выставки – 18 августа 1962 г. Она выпущена как в обычном варианте – листочках по 10 штук, так и в особом оформлении – на листе отпечатаны четыре марки вместе с четырьмя марками другого содержания, а в центре, на свободных купонах, отпечатана эмблема выставки. Основное же отличие этого оформления, предназначавшегося для посетителей выставки, состоит в неприметной, на первый взгляд, детали – на рисунке «выставочного» варианта нет зеленого цвета.

          В чехословацком каталоге Всемирной выставки есть характеристика одной из серий в честь выставки, которая полностью применима и к описываемым маркам. Объясняя символический язык некоторых марок, каталог указывает: «Сущность художественного творчества состоит не в простом лишь копировании действительности, но в ее художественном преобразовании и упрощении. Абстрактное художественное проявление избавляет сюжеты от описательной реальности и своей целью имеет графическую уравновешенность и ясную композиционную концепцию».

          Многолетние наблюдения показывают, что на национальных конкурсах на лучшую почтовую марку, проводимых филателистической прессой разных стран, нередко одерживают верх марки с космическими мотивами.

          Самый, пожалуй, красноречивый пример – это результаты подобных конкурсов в Болгарии. С 1962 по 1965 год журнал «Филателен преглед» провел среди своих читателей 4 конкурса, и каждый раз лучшими признавались марки на космические темы: в 1962 г. – «Первый групповой космический полет Николаева и Поповича»; 1963 г. – «Совместный космический полет Быковского и Терешковой»; в 1964 г. – «Космический корабль «Восход»; в 1965 г. – «Филателистическая выставка «Балканфила» в Варне». Любопытно, что в каждом случае авторами эскизов были разные графики.

          Можно ли, говоря о почтовой марке как объекте искусства, отрывать ее от конверта? Художественный конверт – конверт первого дня, каше и прочее – все это разновидности материала, с которым, собственно, у миллионов людей, пользующихся почтовыми услугами, связан процесс, неизбежно предшествующий отправке корреспонденции, – франкирование. Образно говоря, конверт – это дом, в котором марка живет. Без конверта (или открытки) немыслимо функционирование марки как знака почтовой оплаты, т. е. невозможна операция, ради которой она появилась на свет. Вполне естественно поэтому, что в создании рисунков конвертов очень часто участвуют те же мастера графики, которые работают над эскизами почтовых марок. И это обстоятельство имеет важное значение, ибо от художественного облика конверта во многом зависит впечатление от марки.

          Вместе с тем художественный конверт – менее всего изученный вид почтовой графики. Такое «забвение» несправедливо. Основные виды в космической филателии – триединство марки, конверта и спецштемпеля.

          Правда, вопреки распространенному мнению, марка, конверт и штемпель совсем необязательно должны повторять синхронно один и тот же рисунок (повторяя задачу карт-максимума). Не лучше ли, если марка, конверт и штемпель не копируют, а дополняют друг друга? Посвященные одному событию, они могут освещать его с разных сторон.

          Можно отметить, что в космической филателии известны два главных вида конвертов: «ради марки», известный под названием конверта первого дня (его непосредственная цель – зафиксировать факт появления почтовой марки), и «ради события». Особенно высоким качеством отличаются космические конверты первого дня Франции (к серии марок «Телстар» – 1962 г.), Швейцарии (к серии марок Организации Объединенных Наций «Мирное исследование космического пространства» – 1962 г.) и Чехословакии.

          Чехословацкая космическая марка – близкая родственница имеющей славные традиции книжной графики. Стоит лишь сопоставить с ней рисунки марок и конвертов первого дня, на которых органически продолжается поднятая в марках тема, и сразу получаешь представление о необычайно близком родстве этих рисунков. В приводимой на 259 странице иллюстрации, взятой с конверта первого дня Чехословакии, звучит изящный и лаконичный графический язык экслибриса или книжной заставки.

          Советский конверт первого дня за десятилетие космической темы не получил развития. Правда, это не нанесло большого ущерба космофилателии, так как отсутствие конверта «ради марки» сплошь и рядом компенсировалось конвертом «ради события». А если иметь в виду научное, исследовательное значение конвертов, то последние имеют определенное преимущество перед первыми, особенно в тематических коллекциях.

          В некоторых странах получили большое распространение конверты, выпускаемые к очередному космическому событию, например, к запуску какого-нибудь опытного, «промежуточного» спутника (не отображенного на специальной почтовой марке). Такие конверты в какой-то мере компенсируют отсутствие марок к данному событию. В США они буквально заполняют зияющие бреши.

          ...В мае 1964 г. по инициативе американского филателистического журнала «Спэйс крафт эксплорер» был проведен локальный конкурс на лучшую космическую почтовую марку. Жюри отобрало лучшие эскизы. Редакция журнала послала их руководству почтового ведомства США. Но ликвидировать бреши не удалось: вся затея разбилась о лед равнодушия. Поэтому американским филателистам осталось пробавляться разными каше, выпущенными как правило, газетными фирмами. На безрыбье и рак рыба.

          Отмечая место и дату запуска космического летательного аппарата, конверт-каше дает некоторое представление об облике «виновника» события. Чаще всего каше показывает спутник в полете в двух – или трехцветном изображении, реже – в черном.

          Процесс работы над каше напоминает на первой стадии труд автора эскиза почтовой марки. Рисунок, который должен в будущем украсить конверт, создается тоже в трехкратном увеличении. Вот как описывает эту работу американский художник Карл Свансон – иллюстратор фирмы «Спэйс крафт», которая специализируется на выпуске конвертов космической тематики:

          «...Художник, создающий каше, работает чернилами и пером, чтобы схватить малейшие детали. Специальный материал, именуемый «Зип-а-тон», употребляется для нанесения теней и закругленных краев и острых углов, иначе говоря, – характерных черт спутников. Должен быть новым подход к фону. Шрифты в подписях и заголовках должны быть разнообразными. Обращается большое внимание на сочетание цветов, ибо, в конечном счете, от них зависит внешний вид всего каше.

          После того, как художник закончит работу, делается снимок, чтобы уменьшить рисунок до требуемых размеров. На этом этапе, кстати, чрезвычайно важно не утерять никаких деталей. Для каждого цвета изготавливается отдельная пластинка. Все конверты должны отвечать необходимым стандартам в смысле качества отпечатка. Из сказанного видно, насколько сложен процесс изготовления цветного каше. Художники, изготавливающие каше, вероятно, тратят не меньше усилий, оставаясь при этом в неизвестности, чем при создании почтовых марок» 1.

          В тесной связи с графикой почтовых марок находится и полиграфия. Своим появлением на свет каждая новая космическая марка обязана творческим усилиям целой художественной индустрии.

          Полиграфическое исполнение марок иногда может свести на нет усилия авторов эскизов. Многое зависит от способа печатания тиража и от красителей. Наиболее ходовой способ – глубокая печать, которой свойственна богатая градация полутонов. На втором месте – офсетная печать. До начала 1967 г. все космические блоки СССР печатались офсетом. К этому способу прибегали преимущественно в тех случаях, когда появлялась необходимость ускоренного прохождения марки в производстве. Офсетный способ печати – самый быстрый и дешевый и позволяет выпускать большие тиражи марок в короткие сроки. Этим способом были, например, отпечатаны вышедшие вскоре после полета Ю. Гагарина две марки номиналами 6 коп. и 10 коп., портретная же марка печаталась способом глубокой печати и вышла несколько позже.

          Космические марки СССР, выпущенные с 1957 г. до начала 1967 г., – это почти исключительно марки глубокой (60%) и офсетной (30%) печати. Достойно сожаления, что наши полиграфисты лишь в исключительных случаях при изготовлении космических марок пользовались способами фототипии и металлографии. Известно, что марки, отпечатанные металлографией, великолепно выглядят, размеры оригинала и оттиска совпадают, и это гарантирует от искажений, которые во всех остальных случаях могут иметь место при уменьшении.

          Наивысшими достижениями советской полиграфии явились – среди марок на космические темы – четыре металлографские марки на алюминиевой фольге.

          Первой экспериментальной почтовой миниатюрой стала марка 1961 г. – «К звездам», получившая название «серебристого сувенира». Автор марки В. Завьялов считает ее одной из самых удачных своих работ, хотя и потребовавших больших усилий. Помимо сложностей, вызванных специфическими требованиями к размерам оригинала, трудность состояла в передаче специфики рисунка: искусство гравюры на металле требует многопланового эскиза. Убедиться в этом нетрудно – стоит только поворачивать марку, меняя освещение. На миниатюре появляются новые детали, создается зрительный эффект – космический корабль устремляется в просторы Галактики на фоне мерцающих звезд. Художественные достоинства миниатюры несомненны. Ей свойственны строгость линий и классическая композиция. Штриховые рисунки далеких звезд выполнены образцово.

          Оттиски с формы делались на тонкой металлической фольге, а затем наклеивались на бумагу.

          Какие способы печати космических марок являются наиболее излюбленными в других странах? По данным на начало 1968 г. Болгария и Венгрия печатали все марки только глубокой печатью, Албания – только офсетом, Чехословакия – почти исключительно металлографией в сочетании с глубокой, Франция – металлографией. Около 150 металлографских марок, созданных за годы космической филателии во всем мире, – это маленькие сокровища полиграфической культуры.

          Всеобщий интерес вызвала серия из двенадцати марок, выпущенная в Бутане 30 октября 1967 г., – «Космические исследования». Марки выполнены новым способом печати, создающим полную иллюзию объемности изображения. Если смотреть на марки со стороны, то складывается впечатление, будто наблюдаешь за космонавтами даже «из-за спины»... Все фотографии, репродуцируемые на марках серии Бутана, выполнены специальной тяжелой камерой.

          ...Марка – объект искусства. Оказывается, у марки есть не только почтовая, но и художественная судьба.

          Филателия все больше приближается к науке. Почтовая марка – к искусству. Графика помогает «высказываться» науке: раскрывая завтрашний день космонавтики, марка предстает перед нами и как научная гипотеза в красках.

          Необходимость классификации, лежащая в основе всякой коллекции, исподволь приучала филателистов к исследовательской работе. В тематическом коллекционировании исследовательская работа имеет два направления. С одной стороны – это изучение почтовой природы марки, т. е. ее типичных особенностей, видовых признаков и разновидностей. Это – нахождение множества малозаметных, но многозначащих для филателиста деталей, касающихся разновидностей в способах печати, размерах и характере перфорации, в рисунке, орнаменте, шрифте и т. д. В данном случае целью исследовательской работы является установление «родословной» марки, условий ее выпуска, сроков ее почтового обращения.

          Второе направление, по которому ведется исследовательская работа с тематической коллекцией, нацелено на познавательскую сторону дела. Собранные в коллекцию марки становятся вдохновителями творческих поисков и раздумий, источником подлинной радости. За миниатюрными изображениями коллекционеру видится большой мир.

          На страницах других разделов было уделено немало внимания почтовой природе космической марки, исследованию ее «родословной». Прежде чем теперь касаться второго направления исследовательской работы – познавания сути рисунка, т. е. «исследования космоса с лупой и пинцетом в руках», – необходимо глубже рассмотреть вопросы систематизации.

          Систематизация материала космической тематики – самый сложный и самый спорный вопрос. То, что более подвластно коллекционеру – филателистическая разработка материала, т. е. его классификация и описание разновидностей, – не может заменить научной систематизации. Вот почему сплошь и рядом» хорошие коллекции, вобравшие практически весь основной материал – марки, цельные вещи, штемпеля, – остаются неосмысленными с точки зрения тематического коллекционирования. К сожалению, не приходится ждать помощи и от известных каталогов по космофилателии. Дальше задачи-минимум, т. е. дальше помощи в элементарном распределении материала по странам, почти все каталоги, выпущенные в первом десятилетии, не идут. Конечно, каталогизировать марки по странам легче, чем систематизировать их, опираясь на научные предпосылки.

          Предлагаемая ниже система десяти групп – схема классификации запусков в СССР – может служить ориентиром построения генеральной коллекции сувениров космической эры и, разумеется, не претендует на роль единственного эталона классификации:

          1. Теоретическая разработка космических летательных аппаратов в СССР: Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк, Королев и др.

          2. Исследовательские спутники: Первый спутник, Второй спутник, Третий спутник, Четвертый (тяжелый) спутник.

          3. Космические зонды: «Луна–1», Луна–2», «Луна–3», «Луна–4», «Луна–5», «Луна–6», «Луна–7», «Луна–8», «Луна–9», «Луна–10», «Луна–11», «Луна–12», «Луна–13», «Луна–14»; «Венера–1», «Венера–2», «Венера–3», «Венера–4»; «Зонд–1», «Зонд–2», «Зонд–3», «Зонд–4», «Зонд–5», «Зонд–6»; «Марс–1».

          4. Космические корабли-спутники: Первый корабль-спутник, Второй корабль-спутник, Третий корабль-спутник, Четвертый корабль-спутник, Пятый корабль-спутник; «Союз–2».

          5. Пилотируемые корабли спутники: «Восток», «Восток–2», «Восток–3», «Восток–4», «Восток–5», «Восток–6», «Восход», «Восход–2», «Союз–1», «Союз–3».

          6. Спутники серии «Космос».

          7. Маневрирующие космические аппараты: «Полет–1»,. «Полет–2».

          8. Космические системы: «Электрон–1», «Электрон–2», «Электрон–3», «Электрон–4».

          9. Космические научные станции: «Протон–1», «Протон–2», «Протон–3», «Протон–4».

          10. Спутники связи «Молния–1».

          Предлагаемая схема вовсе не ориентирует на догматическое следование этой системе. Указанный принцип построения берет лишь за основу научные предпосылки космонавтики, но не исключает перегруппирования, если оно не противоречит объективной картине развития космонавтики. Так, допустимо объединение 4-й и 5-й групп в соответствии с законом логической взаимосвязи; допустимо выделение объектов группы 6-й и группы 10-й в видоизмененную группу «Спутники прикладного назначения». Возможны и другие варианты.

          Данная система классификации полностью соответствует определению космической филателии как коллекционирования не материалов об изучении космоса вообще, а материалов о космических полетах.

          Представляются заслуживающими внимания появившиеся в филателистической литературе рекомендации приведения системы коллекционирования в соответствие с научной классификацией астронавтики. В своем обширном исследовании «Космос и филателия», опубликованном на страницах западногерманского филателистического обозрения «Михель-рундшау» (1961 г.), Герд Приве справедливо критикует атмосферу дезориентации, в которой долго развивалась космическая филателия. Проанализировав разные системы построения тематической коллекции на космическую тему, он находит недостатки во всех построениях, не учитывающих научных и технических основ космической науки. По его мнению уже примелькавшиеся системы, принятые на вооружение филателистами, по существу, не научны. В разной мере это касается, указывает Приве, почти всех систем.

          Эта критика не лишена оснований. Нельзя не согласиться с Приве в том, что хронологической коллекции марок об исследовании космоса всегда будет недоставать выразительности серьезного документа; коллекции, построенной по типам космических летательных аппаратов («спутники», «лунники» и т д.) – научной глубины; коллекции же по странам выпуска – элементарной тематической разработки.

          Что же предлагает автор исследования «Космос и филателия»?

          Он выдвигает идею приспособления филателии к так называемой «десятичной классификации астронавтики». «Наиболее целесообразным решением вопроса о разработке систематизации коллекции, – пишет Приве, – представляется приведение ее в соответствие с рекомендованной Международной астронавтической федерацией «десятичной классификацией астронавтики (ДКА)». Методика, положенная в основу этой системы нумерованной группировки, дает возможность для разработки различных вариантов и комбинаций, а с другой стороны, предлагает строгие директивы и ограничения в отдельных областях».

          Посмотрим, на какие главные группы делится «десятичная классификация астронавтики»:

          0. Общие основы астронавтики.

          1. Научные основы астронавтики.

          2. Физические основы астронавтики.

          3. Химические основы астронавтики.

          4. Технологические основы астронавтики.

          5. Техника расчета и управления в астронавтике.

          6. Летная механика и навигация в астронавтике.

          7. Ракетные двигатели.

          8. Воздушные и космические корабли.

          9. Наземные устройства и оборудование.

          Думается, что ориентация на предложенную классификацию дает простор для филателистического творчества. Филателистам знаком благодарный материал для разработки групп 7, 8, 9.

          Однако нужна существенная оговорка. Не все главные группы ДКА поддаются разработке средствами филателии, да и не во всех случаях это целесообразно; конкретная тема при переводе на язык филателии может завязнуть в материале, раствориться в частностях. Этой опасности, по-видимому, не чувствует автор идеи. Увлеченный ею, он готов беспредельно насыщать избранную группу филателистическим материалом. Следуя его замыслу, коллекционер должен был бы включить в группу 2 (физические основы астронавтики) не только знаменитых физиков, запечатленных на почтовых марках, но и практически всех исследователей, изобретателей и философов, которые еще с античных времен развивали науку, подготавливая прыжок в космос 50-х годов двадцатого века. Герд Приве так и пишет: «... они ни в коем случае не должны оставаться неучтенными».

          Принимая рациональное зерно идеи приспособить космическую филателию к «десятичной классификации астронавтики», следует помнить: успех будет зависеть от исполнения. Достоинства предлагаемой системы более наглядно демонстрирует разработанная Приве схема построения коллекции в духе группы 8 «Воздушные и космические корабли», в основе которой лежит строгий учет научных и технических достижений.

          Филателистический материал не является и не может являться, по объективным причинам, равноценным объектом исследования. Например, маркам редко удается раскрыть сложную конструкцию космических летательных аппаратов. Нелегко им передать и технику расчета и управления в астронавтике, т. е. показать движущие силы технического эксперимента. В то же время открывает заманчивые перспективы для филателиста-исследователя тема «Летная механика и навигация в астронавтике».

          Филателии вполне по силам показ всевозможных орбит и космических скоростей. Разумеется, с известной долей условности.

          Космические орбиты, которые показаны на марках, интересны тем, что созданы не природой, а разумом человека и могут сказать пытливому филателисту больше, чем что-либо другое. «В природе нет орбит такого типа, – писала «Правда» от 4 ноября 1962 г. – Планеты обращаются вокруг Солнца по орбитам примерно круговой формы, кометы и метеориты пересекают эти орбиты, двигаясь по кривым линиям, называемым эллипсами, параболами, гиперболами. Но ни одно естественное космическое тело не совершает рейсов от одной планеты к другой. Поэтому здесь пришлось разрабатывать и осуществлять на практике такое движение, примеров которому в природе мы не видим».

          В зависимости от орбит кораблей-спутников полеты существенно различаются между собой с точки зрения радиационной опасности. Это, безусловно, далеко не всегда отражается почтовыми марками, однако любая марка с изображением орбиты должна привлечь внимание. Для филателиста, творчески разрабатывающего тему, какой бы классификации он не придерживался, бесспорный познавательный интерес представляют марки-схемы, т. е. те марки его коллекции, которые иллюстрируют особенности космических скоростей и траекторий космических полетов, которые раскрывают сложные орбиты автоматических межпланетных станций. Одним словом, все эти марки-схемы – благодарный материал для построения космических коллекций. Иллюстрируя орбиты полетов, такие марки больше, чем во многих других случаях, оправдывают надежды на познавательное значение филателии.

          Уже первая почтовая марка космической эры дала филателистам представление о том, что такое орбита. Графическая картина траектории движения первого советского искусственного спутника Земли на этой марке – № 2133 – перекликается с научной формулировкой.

          Чем внимательнее изучаешь марку «Первый в мире советский искусственный спутник Земли», тем отчетливее вредишь ее яркую документальность. Она зафиксировала не только эллиисообразный «почерк» спутника, но и направление его полета. Как и последующие советские спутники, он запускался в восточном направлении, т. е. в направлении обращения Земли, которое позволяет использовать скорость вращения Земли.

          С каждым годом у филателии появляется все больше возможностей для того, чтобы, пусть с известной долей условности, раскрыть сущность трех видов космического полета – суборбитального, орбитального и трансорбитального. Ей все легче справиться с функцией марки-чертежа, и не удивительно, что космическую филателию иногда называют «филателией орбит» – эллиптических, круговых, гиперболических, параболических...

          С 1957 г. по октябрь 1959 г. марки показывали только суборбитальные и орбитальные полеты. Первые имели место, как известно, в период баллистических запусков космических ракет. Вторые стали классической кривой вращения космических летательных аппаратов, не выходящих из зоны земного притяжения. Элементы орбитальных полетов вокруг Земли были отмечены на марках 23 стран. Эти марки, можно сказать, составили «золотой фонд» научной космофилателии. Наибольший вклад внесли почтовые ведомства СССР, Болгарии и Польши. Почтовые ведомства Парагвая и Панамы – и это чрезвычайно характерно – не выпустили пока ни одной марки с изображением орбиты.

          Суборбитальные траектории мы встречаем, в частности, на марке Румынии («Липсия» № 1861), изображающей баллистическую кривую. Орбитальные траектории – на марках Монголии («Липсия» №№ 239, 240, 242), показывающих отдельные траектории вращения спутников вокруг Земли; на марках Польши («Липсия» № 1273) и СССР (№ 2133). Трансорбитальные траектории – на марках Румынии («Липсия» № 1863) и СССР (№ 2045), показывающих траекторию полета «Луны–3» от Земли к Луне и обратно. Сюда же относится марка СССР (№ 2598) с изображением сложной траектории полета советской межпланетной станции к Венере.

          12 октября 1959 г. выпущена первая в мире марка с трансорбитальной траекторией. Она издана Министерством связи СССР в ознаменование «Луны–3», совершившей сложный маневр и сфотографировавшей обратную сторону Луны. Трансорбитальный полет предстал на марке в виде сложной кривой.

          Особенно много интересных марок с изображением трансорбитальных траекторий посвящено полетам межпланетных зондов к Венере и Марсу. Наиболее характерные примеры таких замысловатых марок-схем – марки СССР, Венгрии, ГДР, отметившие полет АМС «Венера–1», марки Польши, запечатлевшие полет «Маринера–2» и «Марса–1». Конечно, многого эти марки не досказывают. За каждым трансорбитальным полетом, интерпретируемым космической филателией, стоит поистине титаническая работа.

          Отдавая должное этим документальным маркам, не следует, однако, их переоценивать. Как и большинство марок-схем, известных до сих пор, они дали лишь упрощенную, приблизительную картину полета. Картину, предназначенную для общей ориентации. Траектория полета к Луне в действительности проявляется в трех измерениях, тогда как на марках она подается в виде кривой, равнозначной двум измерениям.

          Коллекция марок-схем, марок-чертежей со всевозможными геометрическими «построениями», вытянутыми эллипсами вращения спутников «Молния–1», траекториями зондов, разведывающих «дальний» космос, насчитывала до начала 1967 г. около 140 единиц. Но есть в ней не только марки. Длительность пребывания исследовательских спутников на орбите вокруг Земли, имевшая немаловажное значение для науки, фиксировалась специальными штемпелями. Каждая новая тысяча оборотов спутника по околоземной орбите была праздником и для науки, и для филателии. Спецштемпеля стали любопытной документацией долговечности, хорошим подспорьем исследовательской коллекции.

          Почтовый материал, превращаясь в материал коллекционный, не всегда может стать объектом познания, объектом тематического исследования. Под видом космических марок на почтовую орбиту и в альбомы филателистов попадают марки, тематическая правомочность которых весьма сомнительна. Вот почему, завершая разговор об изобразительном решении космических марок, представляется важным еще раз коснуться темы ограничения, затронутой на первых страницах книги.

          В альбомах филателистов появились в последние годы марки с космической атрибутикой, но посвящавшиеся не «космическим» событиям. Много таких марок выходило в СССР. Они посвящались таким темам, как 100-летие журнала «Вокруг света», как Неделя письма, Всемирный форум молодежи. Появились они в Чехословакии, Югославии и других странах. Однако слишком усердно эксплуатируя символы, авторы марок превращают их в дежурный орнамент. В тематической коллекций подобные марки – лишний балласт, ибо они ничего не добавляют к повествованию о покорении космоса человеком.

          Так у космической филателии появился свой попутчик. С первых ее шагов он неотступно следует за ней, как хвост за кометой. Есть у этого хвоста и свой термин: «космическая символика». Однако он не соответствует содержанию этих марок. Символические марки принадлежат к разряду марок о космических полетах. Такие марки, раскрывающие тему с помощью символов, часто имеют свой конкретный «адрес» – посвящаются определенному полету в космос. Но эти марки не имеют ничего общего с многочисленными марками-попутчиками. Поэтому последние правильнее следовало бы называть марками «околокосмической символики».

          Не указывая на конкретный факт с помощью изображения или текста, не показывая один из этапов истории освоения космоса или технические средства, используемые в космонавтике, такие марки привлекают внимание чисто формальным сходством с действительно космическими. Декоративно-оформительскую функцию нередко выполняют «космические» элементы и на спецштемпелях, не имеющих прямого отношения к космофилателии. Вписанная в «интерьер» марки или штемпеля ракета в таком случае не больше, чем одна из деталей оформления. Такого рода материал не документирует историю космических полетов, он ничем не обогащает исследовательскую тематическую коллекцию. Поэтому использование его допустимо лишь в рамках мотивной коллекции, а не тематической. Нелегко ответить на вопрос, в каком качестве космическая марка дороже филателисту: как предмет искусства или как почтовый документ, помогающий хранить воспоминание о событии? Ясно только, что марка действительно «оживает» по-настоящему тогда, когда ее начинают изучать, исследовать, классифицировать, систематизировать...

 

 

          1. Журнал «Ферст дейс», январь – февраль 1965 г.

Назад   В начало   Вперёд