вернёмся в начало?
к) Реактивные самолеты, дирижабли и вагоны.

Модель русского ракетного самолета.

В 1924 году на Тифлисских состязаниях летающих моделей самолетов одна из них, постройки Туркестанова, была с ракетным двигателем. Модель поднялась очень плавно и неслась правильно в воздухе. Однако, крылья вскоре подломились и она упала, пройдя 32 метра.

Реактивный самолет.

В журнале „Самолет" появилась заметка, что во французских лабораториях при финансовой поддержке военного ведомства, в строгом секрете разрабатывается проект самолета нового типа, без пропеллера. Движение самолета основывается на принципе реактивного двигателя (ракета). Нагнетаемая в специальную камеру горючая смесь по сжигании будет давать газы, которые, выходя последовательно через ряд отверстий в хвостовой части аппарата, сообщат последнему необходимое поступательное движение. Скорость аппарата предполагается в 600 км/час.

Черт.103. Турбина Гуссали.
Дирижабль-ракета будущего „Циолковский 20"

Идеи Циолковского о применении ракетных двигателей и металлических дирижаблей, подъемная сила которых достигается при помощи „выкачивания" воздуха из оболочки дирижабля, отразилась на фантастическом рассказе Б. Лобач-Жученко, который в своей книге „Воздушные сообщения и перелеты через моря и океаны" описывает полет на корабле будущего—ракетном дирижабле и предполагаемое его устройство.

Предоставим слово самому автору:

„На горизонте показался длинный, серебристый, сигарообразный корпус воздушного корабля „Циолковский 20". На нем летело 500 пассажиров со скоростью 500 километров в час. Еще несколько минут корабль над головами замер в воздухе, тихо и плавно спускается вниз... Каково же его устройство.

Идея ракеты воплощена в нем в виде нескольких реактивных двигателей, причем, для изменения направления полета, при помощи поворота двигателей, можно изменять направление реакции. Последняя, будучи, в общем случае, направлена наклонно, дает и поддерживающую силу и движущую вперед; будучи же направлено вертикально дает вертикальный подъем.

Реактивные двигатели установлены в нескольких местах: в корме, по бортам и в дне корабля; даже на носу установлено два аппарату для давания заднего хода при маневрировании...

Нечего и говорить, что оборудование корабля устроено по последнему слову техники: громкоговорители, радио-телефон, радио-кинематограф и пр.—все это применено для удобства пассажиров.

Ракета Циолковского в применении к движению по железной дороге.

Инженер Фентеклюз в журнале „Наука и Техника" указывает на возможность установки ракеты Циолковского на железнодорожную платформу для движения по рельсам при помощи отдачи (черт. 104b).


Черт. 104. Реактивные вагоны.
Применение реактивных двигателей к движению по железным дорогам.

Инженер Фентеклюз в том-же журнале предлагает следующий проект применения реактивных двигателей к движению железнодорожных поездов (черт. 104а).

В голове поезда ставится вагон, в котором помещается спереди машинист, затем топливо и, наконец, сзади—реактивный мотор. Топливо может подаваться в вагон уже распыленным в виде угля или распыляться во время работы (нефть). Двигатель содержит в себе несколько взрывных камер-цилиндров (4—5), каждая из которых работает самостоятельно. Порция автоматически вводимой топливной пыли, соединяясь в цилиндре (2) соответственным количеством воздуха, взрывается электрической свечей, получающей ток от магнето. Для обратного хода поезда мотор поворачивается на месте по кругу, причем выходные отверста цилиндров устанавливаются против направления движения. На черт. 104а цифры обозначают следующие части: 1—взрывная камера, 2—охлаждающая вода, 3—радиатор с водой, 4—глушитель звука, 5—место для горючего.

Реактивный вагон Циолковского.

К. Циолковский в 1927 году дает идею устройства скорого поезда, двигающегося без колес и смазки. На черт. 105 изобрежены разрез и план одного из вагонов такого поезда. В днище вагона В устроены полутрубы Т и Т. Полотно пути П составляет одну плоскость с рельсами Р,Р. В полутрубы Т и Т независимыми друг от друга моторами


Черт. 105. Реактивные вагоны Циолковского.
накачивается воздух, который распространяется в узкой щели—между вагоном и дорогой. Он поднимает поезд на несколько миллиметров и вырывается по краям основания вагона. Последний уже не трется о полотно, а висит на тонком слое воздуха и испытывает только совершенно незначительное воздушное трение, как летящий предмет. Благодаря закраинам, вагон не может сойти с рельсов. Это уменьшает и утечку воздуха, так как поток его тут делаетрезкое изменение в своем направлении. В днище вагона устроено мелкое рифление (0,0), которое замедляет утечку воздуха. Последний поступает через переднее жерло вагона и отчасти выходит через щели кругом его, отчасти вырывается через заднее отверстие (От), где через реакцию дает давление на поезд, заставляющее его двигаться. Спереди и сзади вагону приданы очертания, уменьшающие сопротивление воздуха. Мотор, накачивающий воздух в заднее отверстие, может быть независим от других моторов.

На чертеже справа показано сечение другого вагона с выпуклым цилиндрическим полом и без закраин. Такое устройство дает больше устойчивости, но путь сделать будет труднее.

далее

назад