вернёмся в начало?
j) Турбина Гуссали с двойной реакцией.

Итальянский инженер Л. Гуссали (1923) предложил реактивный двигатель, который он назвал „Тюрбиной с двойной реакцией". Идея этого двигателя заключается в следующем.


Черт. 102.Схема реактивной турбины Гуссали.

Пусть в камере А (черт. а) происходит взрыв горючего. Если камера сверху закрыта крышкой В плотно свинченной с А, то результатом взрыва будет давление газа на стенки, пол и потолок камер А и В с некоторой силой R. Отодвинем теперь немного камеру А от В, оставляя между ними где-то жесткую связь (черт. Ь). Тогда, при взрыве, газы, отразившись от впадины крышки В, вырвутся из нее с некоторой скоростью (v), и вся система, под влиянием реакции R1, получит движение в сторону этой реакции. Теперь предположим, что в двигателе, в котором находится камера А, крышка В (черт, с) может двигаться навстречу камеры А с некоторой скоростью v0 Тогда вырывающиеся из-под крышки В газы будут иметь скорость V большую той, которая была в случае (b). И, благодаря этой скорости крышка В, а затем и весь мотор, в котором она находится, получит реакцию R2, большую той, которая была в случае (Ь). Реакцию R2 Гуссали и называет двойной реакцией и предлагает осуществить ее следующим образом (черт. 102 внизу слева).

Взрыв происходит в камере сгорания G, из которой, через сопло А газы устремляются на лопатки тюрбинного колеса В. Последнее вращается навстречу струе газа, благодаря вращению вала, идущего к мотору М и мультипликатору скоростей N. Благодаря сложению скоростей выходящего из лопаток газа и линейной скорости обода колеса, скорость выходящего газа будет увеличенной по сравнению со скоростью газа, идущего из сопла А и весь мотор получит реакцию R2.

На черт. 102 внизу справа показано это сложение скоростей: v1 скорость газа, подходящего к лопатке, v0—скорость лопатки, v—скорость газа, выходящего из лопатки, если бы она была неподвижна, V—окончательная скорость газа. Например, если v1=1500 m/sec, то V можно получить равной 2100 m/sec. Угол выхода Р, струи будет тем меньше, чем больше скорость вращения V0, и тем больше будет угол расхождения струй газа.

Гуссали полагает, что колесу можно сообщить вращение с линейною скоростью v0 обода = 500 m/sec.

Сила реакции, действующей на каждую лопатку тюрбины, выражается формулой:

где m—масса, вырывающейся из лопатки газа, v—скорость этого газа и г — радиус кривизны лопатки. Из формулы следует, что реакция будет тем больше, чем больше v и чем меньше (г).

Гуссали произвел опыты со своим прибором, при чем им была применена тюрбина Лаваля в 50 HP и генератор Серполле.

Тюрбина делала 16000 оборотов в минуту, и он утверждает, что сила тяги, полученная при его опытах с тюрбиной двойной реакцией значительно больше той, которая получается при обычном реактивном аппарате (прямой реакции). Общий вид турбины изображен на черт. 103.

Следует заметить, что идею использовать двойную реакцию для движения предложил также Дидело (Didelot), который применил ее для полета аппаратов в воздухе. Идея эта заключается в следующем:

Аппарат катится по земле под влиянием тяги винта с горизонтальной осью. Встречный поток воздуха давит на лопатки тюрбинного колеса, давая ему подъемную силу; последняя еще более увеличится, если тюрбину вращать в обратную сторону, что и предполагал делать Дидело. Следует заметить, что подобная же идея положена в основу автожиров Де-Сиерва—что же касается до идеи Гуссали, то она не даст желаемых результатов, если мотор М будет соединен с турбиной на одной станине.

далее

назад