Спутникостроители
с берегов Енисея



40 лет НПО прикладной механики имени академика М.Ф.Решетнева


С.Голотюк. «Новости космонавтики»

Продолжение. Начало в НК №№ 7, 8, 1999

В опубликованный по случаю юбилея фирмы «перечень основных разработок НПО ПМ в области РКТ» [34, с. 36, 38] включены, помимо ракет 11К65 и 11К65М, 37 образцов летавших КА. Эти КА используют четыре класса орбит: низкие околокруговые (высота от 700 до 1500 км, наклонение около 74° или 83°), высокоэллиптические (апогей около 40 000 км, перигей 400-700 км, наклонение около 63° или около 65°); средневысокие круговые (высота около 20000 км, наклонение около 65°) и, наконец, геостационарные. Точнее, окологеостационарные: поскольку до последнего времени средствами коррекции орбиты по широте подобные КА не снабжались, их выводили на орбиту, наклоненную относительно плоскости экватора на 1.5-2.5°; под совокупным влиянием Солнца, Луны и несферичности Земли такое отклонение через год-другой сходит на нет и затем постепенно растет «в обратную сторону» [31].

КАУР-1. В 70-х годах, когда были обобщены сведения о переходивших из образца в образец конструктивных элементах и подсистемах, в НПО ПМ сформировалась концепция «унифицированных рядов КА». При этом КА 11Ф617 был признан родоначальником первого из таких рядов — КАУР-1. Характерные черты аппаратов этого ряда — неориентированные СБ, совмещение конструкции термостатированного каркаса СБ и радиатора системы терморегулирования, отсутствие двигательной установки, одноосная магнито-гравитационная система ориентации (или, как у КА 11Ф621, отсутствие системы ориентации [36, с. 85]). Масса КА семейства «Циклон» — 800-1000 кг. Кроме навигационно-связных КА семейства «Циклон» и КА «Сфера», к КАУР-1 относят исследовательский спутник «Ионосферная станция» и суборбитальный аппарат «Высотный зонд» [37, с. 123; 38, с. 103; 31].

На орбитах каждого из классов применяется «свой» набор конструктивно-силовых схем, размеров, служебных систем; исключений на более 1000 «летающих» КА не наберется и десятка.

КА на низких орбитах

На базе испытывавшихся в 1964-1965 гг. экспериментальных спутников «Стрела-1» и «Стрела-2» (11Ф610, 11Ф611) к концу 60-х годов были разработаны ведомственные системы космической связи «Стрела-1М» и «Стрела-2М» с КА 11Ф625 и 11Ф626 (летные испытания с 1970 г., приняты на вооружение в 1973-1974 гг.) [34, с. 16, 34; 4, с. 127-128; 35, с. 289], эксплуатировавшиеся до середины 1990-х годов. Спутники выводились на орбиту (причем «Стрелы-1М» — по восемь штук разом) носителем 11К65М («Космос-3М»). Впоследствии на конструктивной базе КА «Стрела-1М» были созданы спутники для связи радиолюбителей (начиная с «Радио-3») и экспериментальный спутник «Зея».

В 1963-1964 гг. началось проектирование навигационно-связного комплекса «Циклон» с КА 11Ф617 и геодезического комплекса «Сфера» с КА 11Ф621 [26]. Именно в процессе их разработки сложился облик низкоорбитальных спутников, надолго ставший «визитной карточкой» НПО ПМ.

Внешние контуры спутника определяет цилиндрический каркас диаметром 2050 мм, на котором размещается солнечная батарея (СБ). Этот каркас одновременно является радиатором системы терморегулирования, с помощью которой попутно осуществляется термостатирование СБ. Большая часть бортовой радиоаппаратуры, а также аппаратура управления спутником, буферная химическая батарея и т.д. размещены на стойке крестообразного сечения внутри гермоконтейнера [31].

Летные испытания экспериментальной навигационно-связной системы «Циклон» начались 23 ноября 1967 г. В 1972 г. система была принята в опытную эксплуатацию. 26 декабря 1974 г. начались летные испытания навигационно-связной системы с повышенными техническими и эксплуатационными характеристиками «Циклон-Б» («Парус») с КА 11Ф627, в 1976 г. она была принята на вооружение. Впоследствии эта система была дополнена принятой на вооружение в 1979 г. (летные испытания начались 15 декабря 1976 г.) и доступной военным и гражданским пользователям навигационной системой «Цикада» с КА 11Ф643 [34, с. 17, 34; 4, с. 126-127, 196, 215; 35, с. 20, 289; 39; 40, с. 206; 41].

Спутник связи «Молния-3»

С 1982 г. на некоторые из спутников системы «Цикада» (КА «Надежда») устанавливается аппаратура международной системы спасения аварийных судов и самолетов КОС-ПАС/SARSAT [29], а с 1995 — системы «Курс» для слежения за местоположением воздушных, водных и сухопутных транспортных средств, а также сбора (и передачи в центр системы «Курс») информации с установленных на этих и других объектах датчиков (КА «Надежда-М»). Головным разработчиком этих систем является КБ ПО «Полет», которому в 70-х годах КБПМ передало права на авторское сопровождение КА семейства «Циклон» в производстве и эксплуатации.

Летные испытания геодезического КА «Сфера» начались 20 февраля 1968 г. и были завершены в 1972 г. В 1973-1980 гг. комплекс находился на вооружении [34, с. 34; 4, с. 130]. В 1986 г. был принят на вооружение геодезический КА следующего поколения «Муссон» («Гео-ИК»), создававшийся с середины 1970-х и проходивший летные испытания с 1981 г. [34, с. 34; 42; 4, с. 204; 35, с. 22, 133]. Унаследовав от КАУР-1 «обернутый» панелью СБ гермоотсек и магнито-гравитационную систему ориентации, «Муссон» был заметно сложнее (автономная система ориентации антенны радиовысотомера, дополнительные панели СБ и т.д. [36, с. 85]) и тяжелее (1600 кг [43]) своих предшественников. Для запусков этого КА использовался более мощный носитель — выпускаемая в Днепропетровске РН 11К68 «Циклон-3».

Та же ракета выводит на орбиту (по шесть кряду) пришедшие на смену «Стреле-1М» и «Стреле-2М» спутники ведомственной связи нового поколения 17Ф13 (летные испытания с 1985 г., принятие на вооружение в 1990 г. [34, с. 34; 35, с. 228]).

КА семейства «Молния»

Получив из Подлипок документацию и некоторые уникальные комплектующие для производства КА «Молния-1» (11Ф67), КБПМ тут же взялось за его доработку. Дело в том, что для организации круглосуточной связи необходима была система из как минимум трех спутников. Но при использовании 11Ф67 в составе такой системы (а не в режиме одиночных пусков, как в 1964-1966 гг.) нельзя было, как прежде, «подгадывать» стартовое окно к оптимальным условиям освещенности КА после вывода на орбиту и т.д. Переделке были подвергнуты, в частности, передающие антенны, системы энергопитания и терморегулирования спутника [14, л. 13; 42].

Два модернизированных подобным образом спутника вместе с последним из КА подмосковного производства образовали к концу 1967 г. первую отечественную систему спутниковой связи, принятую в 1968 г. в опытную эксплуатацию [29; 4, с. 128]. Система позволяла осуществлять телеграфно-телефонную связь на территории СССР, а также передавать программы Центрального телевидения на сеть специально созданных земных станций с 12-метровыми антеннами-«блюдцами» (система «Орбита»). К концу 1967 г. в СССР было построено 20 таких станций, что позволило увеличить аудиторию первой программы всесоюзного ТВ на 20 млн человек (!) — прежде всего в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока, где не было развитой наземной инфраструктуры [50].

КАУР-2. Спутники семейства «Молния», относящиеся к унифицированному ряду №2, снабжены трехосной системой ориентации и жестко связанными с корпусом панелями солнечных батарей, причем продольная ось корпуса и панели солнечных батарей постоянно обращены к Солнцу (т.н. постоянная солнечная ориентация), активной (газожидкостной) системой терморегулирования, двигательной установкой на базе жидкостных ракетных двигателей [45; 31]. Масса спутников этого класса — 1500-1700 кг [43]. В частности, масса КА «Молния-3» — 1700 кг, габаритные размеры на орбите — 4.4х8.2х8.2 м, мощность системы электропитания — 1300 Вт [33, с. 36].

По результатам проведенных в 1965-1967 гг. испытаний КА «Молния-1» были приняты правительственные решения о создании на базе этого КА системы связи и боевого управления «Корунд», а также о создании КА «Молния-2» для ретрансляции телевизионных программ на сеть «Орбита». Головным исполнителем по ракетно-космическому комплексу было определено КБПМ МОМ [4, с. 128-129; 35, с. 289].

Система «Корунд» на базе модернизированного КА «Молния-1» с бортовым ретранслятором «Бета» была принята на вооружение в 1975 г.; в дальнейшем количество спутников в составе системы было увеличено с четырех до восьми. В рамках системы «Корунд», по-видимому, функционировали (на правах подсистем) средства связи начальника связи Вооруженных Сил (комплекс «Ручей»), радиолинии наземного автоматизированного комплекса управления космическими средствами Минобороны, радиолиния мобильной правительственной связи «Сургут» [35, с. 289; 4, с. 129, 252-253]. В настоящее время эксплуатируется система связи и боевого управления «Корунд-М», в состав которой входят восемь КА «Молния-1Т» (летные испытания КА «Молния-1Т» начались в 1983 г., на вооружение он принят в 1987 г.) [34, с. 36; 35, с. 186, 228; 44, с. 4].

КА «Молния-2» проходили летные испытания с ноября 1971 г. и в 1974-1977 гг. находились в опытной эксплуатации. Всего за это время было запущено 17 таких КА [4, с. 211-212; 34, с. 34].

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 24 октября 1968 г. предусматривало создание спутниковой системы стратегической связи «Кристалл». Позднее был сделан вывод о том, что Государственную систему спутниковой связи (работы по созданию которой велись с 1965 г.) и систему «Кристалл» следует организационно объединить в Единую систему спутниковой связи (ЕССС), а используемые в них КА максимально унифицировать. 5 апреля 1972 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР, предусматривавшее использование в ЕССС спутников «Молния» второго поколения на высокоэллиптических орбитах и спутников «Грань» на геостационарной орбите. К началу 80-х годов ЕССС, в составе которой находился КА «Молния-3» (11Ф637), была принята на вооружение. В 1983-1985 гг. к исходной четырехспутниковой орбитальной группировке КА «Молния-3» была добавлена дополнительная подсистема из четырех КА «Молния-3» [4, с. 209-210, 236; 35, с. 21, 132; 44, с. 3-4].

Спутник непосредственного телевещания «Экран». Фото автора

Геостационарные КА

Впервые запущенный в 1975 г. КА «Грань» («Радуга») стал геостационарным «первенцем» КБПМ (имеются в виду штатные КА; выведенный на геостационарную орбиту в 1974 г. экспериментальный спутник «Молния-1С» не в счет). Этот КА, основным назначением которого была телефонно-телеграфная связь, создавался как спутник двойного применения: из двух трехствольных бортовых ретрансляторов один («Дельта-1») работал в интересах Вооруженных сил СССР, другой («Дельта-2») — в интересах народного хозяйства и международного сотрудничества, вплоть до сдачи каналов в аренду международной организации «Интерспутник», которая была создана в 1971 г. по инициативе СССР в качестве «социалистического противовеса» консорциуму Intelsat. Единая система спутниковой связи (ЕССС), в состав которой вошли КА «Грань», была принята на вооружение в 1979 г. [4, с. 213-214; 35, с. 21].

Однако разработка отечественных геостационарных КА началась не с «Грани», а со спутников непосредственного телевещания (СНТВ). Главная особенность СНТВ состоит в том, что из космоса передается телевизионный сигнал большой мощности, для приема которого нужна относительно простая, компактная и дешевая земная станция (ЗС). Понятно, что для России с ее размерами и населенностью подобная схема более актуальна, чем для какой бы то ни было другой страны.

Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании геостационарного СНТВ вышло в 1967 г. К 1970 г. была готова конструкторская документация на СНТВ «Экран» (11Ф648), оснащенный ретранслятором с амплитудной модуляцией (АМ). Режим АМ обусловил использование передатчика высокой мощности (1500 Вт), что вынудило проектировщиков снабдить СНТВ ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) мощностью 5 кВт. Однако в 1971 г. очередная Всемирная административная конференция по радиочастотам (ВАКР-71) запретила космическое телевещание в режиме АМ, и до запуска КА, уже существовавшего «в металле» (в виде макетов: конструкторского, теплового и энергетического — ЯЭУ), дело не дошло. Позднее эта разработка была использована при создании (в соответствии с решением ВПК от 8 января 1982 г.) спутника «Эстафета» для работы в радио— и лазерном диапазонах [31; 34, с. 20; 46, с. 551-553].

Тем не менее первым в мировой практике спутником НТВ стал отечественный КА. Он также носил название «Экран» (первоначально — «Экран-ЧМ»), но, в отличие от своего попавшего под запрет предшественника, работал в «разрешенном» режиме частотной модуляции (ЧМ). «Экран-ЧМ» (11Ф647) работал, однако, не в диапазоне 14/11 ГГц, который был отведен для СНТВ, а в диапазоне 0.7 ГГц (на вторичной основе — т.е. вместе с другими, главными «владельцами» этого диапазона). Это позволило максимально упростить и удешевить приемное оборудование — не потребовалось даже антенны-«блюдца» (использовались антенны-решетки с полотнами типа «волновой канал»); цена комплекта «антенна-приемник-ЧМ/АМ-конвертор» была при этом сравнимой с ценой телевизора. Как правило, прием велся на коллективную ЗС, а дальше с помощью маломощного (10 Вт или 1 Вт) ретранслятора принятая программа транслировалась — в режиме АМ — на ближайшие окрестности, где ее принимали уже владельцы обычных телевизоров с обычными советскими антеннами.

(Для сравнения: ЗС системы «Орбита» размещались в специальных зданиях и оснащались 12-метровыми приемными антеннами. Число таких станций к середине 80-х перевалило за 90, однако к этому моменту основным их назначением была работа по приему-передаче сигнала в магистральных линиях связи. С телевизионными программами в середине 80-х годов работали ЗС систем «Экран» и «Москва» — о последних чуть ниже, — которых в то время в СССР было соответственно 3000 и 500. Теперь в России насчитывается около 5000 ЗС «Экран» и 7000 ЗС «Москва» [50]. В ценах 1970-х годов ЗС системы «Орбита» стоила 2 млн руб, ЗС системы «Экран» — 16 тыс руб [31].)

КА «Экран» был впервые запущен 26 октября 1976 г. Его летные испытания, однако, затянулись из-за необъяснимой серии сбоев в работе 1-й и 2-й ступеней РН УР-500К («Протон»): три подряд запуска КА «Экран» (изделия №№13, 14 и 15) завершились авариями, хотя в промежутках между «Экранами» благополучно стартовали на той же ракете другие КА. После третьего полета «за бугор» черная полоса закончилась, и в 1980 г. система непосредственного телевещания «Экран» была принята в эксплуатацию и в модернизированном виде работает до сих пор.

Кроме самого СНТВ, в КБПМ разрабатывали фтор-аммиачный разгонный блок для доставки подобных КА на геостационарную орбиту. К 1973 г. работа была доведена до стадии «холодных» проливок в Приморском филиале КБ «Энергомаш»; до стендовых испытаний РБ с двигателем дело так и не дошло [34, с. 15; 46, с. 551-553].

Появление КА «Горизонт» было объективной необходимостью: «гражданские» стволы КА «Радуга» не удовлетворяли Министерство связи СССР ни по пропускной способности, ни по набору диапазонов (требовался Ku-диапазон — 14/11 ГГц, позволяющий работать с земными антеннами малого размера) [50]. Тем не менее в воспоминаниях ветеранов НПО ПМ «Горизонт» фигурирует как «олимпийский заказ»: из-за настоятельного желания руководителей страны иметь новую национальную систему спутниковой связи к моменту проведения Олимпиады-80 в Москве этот КА был создан в небывало короткий срок — 4 года. Заданная в конце 1975 г. разработка увенчалась запуском в 1978-1980 гг. четырех КА [26], последний из которых был введен в эксплуатацию буквально за несколько дней до открытия Олимпиады.

«Горизонты» в сочетании с «Экранами» позволили Минсвязи СССР реализовать действующую до сих пор схему «пятизонового вещания»: территория страны была разделена на пять зон (по два часовых пояса в каждой), и на каждую зону передавался специально для нее предназначенный (с учетом местного времени) вариант программы Центрального телевидения [50].

У базирующейся на КА «Горизонт» системы спутникового телевидения «Москва» мощность излучаемого сигнала значительно ниже, чем у системы «Экран» — 40 Вт против 200 Вт. Это позволило «провести» систему «Москва» через международные координирующие органы по разряду распределительного (а не непосредственного) телевещания — и, ничего не нарушая, пользоваться диапазоном 4 ГГц. При этом для приема телепрограмм применяются ЗС хотя и более сложные, чем в системе «Экран» (ЗС «Москва» представляет собой антенну-«тарелку» диаметром 2.5 или 1.5 м, плюс оборудование, размещаемое в любом здании или в специальном контейнере), но не идущие ни в какое сравнение со станциями-монстрами системы «Орбита».

В 1988 г. введена в эксплуатацию работающая через дополнительный ствол КА «Горизонт» система «Океан» для связи в диапазоне 1.5/1.6 ГГц с подвижными средствами (изначально — судами Министерства морского флота СССР) [47, с. 482, 484; 42].

КА «Грань», «Экран» и «Горизонт», созданные на единой конструктивной основе (хоть и слегка различающиеся по компоновке), образовали очередной унифицированный ряд изделий НПО ПМ — КАУР-3.

КАУР-3. Спутники унифицированного ряда №3 снабжены трехосной системой ориентации (продольная ось корпуса ориентирована на центр Земли с точностью до 0.25°) и подвижными относительно корпуса панелями солнечных батарей, активной (газожидкостной) системой терморегулирования, двигательной установкой коррекции на базе микро-ЖРД. Площадь солнечных батарей — до 25 м2. КАУР-3 представлен спутниками «Грань» («Радуга»), «Экран», «Горизонт», «Радуга-1». Масса КА «Горизонт» — 2200 кг, КА «Экран» — 2000 кг. Мощность системы электропитания КА «Горизонт» — 1280 Вт. Точность ориентации КА «Горизонт» — ±0.5° [45; 33, с. 830; 36, с. 81].

На двух следующих спутниках — «Гейзер» («Поток») и «Альтаир» («Луч») — впервые в практике НПО ПМ — использовались бортовые компьютеры, управлявшие работой всех подсистем КА, что существенно изменило и облик самих этих подсистем. Спутники предназначались для передачи мощных потоков цифровой (в двоичном коде) информации — например, оцифрованных изображений земной поверхности с КА оперативной видовой разведки. Характер целевой задачи обусловил использование бортовых антенн с узкими диаграммами направленности (до 0.5°) и повышение (до плюс-минус 0.1°) точности ориентации орбитальной платформы.

КА «Гейзер» и «Альтаир» разрабатывались на основании постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 17 февраля 1976 г. как составные части Глобальной космической командно-ретрансляционной системы (ГККРС) [35, с. 21]. Различия между ними были обусловлены разницей в схеме применения: «Гейзер» передавал информацию в фиксированный пункт; «Альтаир» позволял, кроме этого, устанавливать двустороннюю широкополосную связь с подвижным абонентом — космическим (например, ОК «Буран», станцией «Мир») либо земным, — при этом наведение его антенн производилось по радиолучу станции-адресата.

КАУР-4. «Гейзер» и «Альтаир» — спутники унифицированного ряда №4 — снабжены трехосной системой ориентации и подвижными относительно корпуса панелями солнечных батарей. Основные отличия от КАУР-3: применение бортового комплекса управления на базе БЦВМ, двигательная установка со стационарными плазменными двигателями коррекции и термокаталитическими гидразиновыми двигателями ориентации, наличие крупногабаритных трансформируемых антенных систем с узкими (до 0.5°) диаграммами направленности, повышенная (до плюс-минус 0.1°) точность пространственной ориентации КА. Площадь солнечных батарей — 40 м2 [45].

Работы по созданию Единой системы спутниковой связи 2-го этапа (ЕССС-2) были начаты в 1980-х годах. Эта система предназначается для обеспечения организации глобальной засекреченной, помехозащищенной телефонной, телеграфной связи и передачи команд управления в интересах различных ведомств. С помощью ЕССС-2 осуществляется сверхидея современной «науки побеждать» — каналы спутниковой связи доводятся до оперативно-тактического звена управления (в т.ч. отдельных самолетов, кораблей и подводных лодок) [35, с. 78, 185-186; 48, с. 10].

После запуска трех спутников «Радуга-1», судя по упоминанию в [48, с. 10], ЕССС-2 первого этапа была принята на вооружение или в опытную эксплуатацию. Разрабатывавшийся с 1985 г. КА «Радуга-1» в конструктивном плане относится к КАУР-3, однако отличается от прежних КА этого ряда значительно расширенным частотным диапазоном бортового ретранслятора и возможностью работы не только со стационарными, но и с мобильными и даже «носимыми» земными станциями [45; 34, с. 28; 26]. В точках геостационарной орбиты, где до сих пор размещались КА «Радуга-1», СССР в свое время зарегистрировал, помимо привычных ретрансляторов С-диапазона, ретрансляторы «Тор» с частотой «вниз» 20, 42, 44 ГГц (последние две цифры относятся как раз к упомянутому в [35, с. 186] диапазону миллиметровых длин волн, позволяющему повысить пропускную способность и помехозащищенность радиолинии).

По-видимому, в ЕССС-2 второго этапа примерно ту же целевую аппаратуру предстоит «пересадить» на орбитальную платформу нового поколения.

Находящиеся на высоких орбитах космические аппараты НПО ПМ сохранят свое движение вокруг Земли в течение многих тысяч лет и останутся, может быть, самыми длительно сохранившимися материальными объектами нашей эпохи, по которым будут судить будущие поколения о нашем времени.

(Из обращения администрации НПО ПМ к работникам и ветеранам предприятия // Газета НПО ПМ, май 1999 г., № 2, с. 2)

КА на средневысоких круговых орбитах (19100 км)

«В конце 1960-х годов возникла проблема расширения возможностей спутниковой радионавигационной системы (СРНС) для навигационного обеспечения высокодинамичных объектов, повышения ее оперативности и точности» [49] — проще говоря, потребовались навигационные спутники, с помощью которых баллистические ракеты нового поколения могли бы автономно корректировать свой полет. Навигационная система «Циклон» для этого принципиально не годилась: ее пользователям приходилось ждать появления спутника (иногда полчаса-час), да и сам сеанс определения координат длился несколько минут.

В 1968-1969 гг. силами институтов АН СССР, ВМФ и промышленности были проведены НИР, обосновывающие возможность и целесообразность создания единой СРНС для воздушных, морских, сухопутных и космических объектов. В 1970 г. были сформулированы тактико-технические требования к такой системе [49].

В 1976 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О развертывании Единой космической навигационной системы ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система)». Летные испытания КА системы ГЛОНАСС («Ураган») начались в 1982 г. (она обстоятельно рассматривалась в НК №2, 1999, с.18-24, №3, с.38-39).

Кроме «Ураганов», по 19100-километровым орбитам обращаются два геодезических спутника типа «Эталон». Проводимые с их помощью измерения (на этих пассивных КА установлены отражатели, позволяющие с применением лазера определять расстояние между наблюдателем и КА), в первую очередь, нужны для адекватного использования соседствующих с ними навигационных спутников: «Эталоны» позволяют, образно говоря, «дотянуть» модель гравитационного поля Земли до высоты орбиты «Ураганов» [36, с. 85] и за счет этого серьезно улучшить точность определения координат.

(Окончание следует)

Источники сведений (начало списка в НК №7, 8):

34. Государственное предприятие «Научно-производственное объединение прикладной механики имени академика М.Ф.Решетнева» / Ответственный за выпуск К.Г.Смирнов-Васильев. — Железногорск: НПО ПМ — ООО «Прикладные технологии», 1999. — 43 с. — (NB! Это не сама книга по истории НПО ПМ, о подготовке которой к изданию упоминалось в НК №8, но лишь ее сокращенный вариант. — С.Г.).
35. Военно-космические силы. Кн. II. — М., 1998.
36. 50 лет впереди своего века (1946-1996 гг.). — М.: РКА, 1998.
37. N.Johnson, D.Rodvold. 1991-1992 Europe & Asia in Space. — Colorado Springs (Colorado): Kaman Sciences Corp.; Kirtland AFB (NM): USAF Phillips Laboratory. — S.a. — (DC-TR-2191.103-1).
38. Международная космическая радиотехническая система обнаружения терпящих бедствие. — М.: Радио и связь, 1987. 39. А.Н.Золотов и др. Основные проблемы создания современного флота. — Страничка в Интернете (http://www.navy.ru/science/sf1.htm). — Просмотрена 1999.07.03.
40. В.Ф.Черемисин и др. Многоцелевая космическая система «Цикада-М-УТТХ» // ICSC'94: Международная Конференция: Спутниковая Связь: 18-21 октября, 1994, Москва, Россия: Доклады. — Т. II., с. 204-207.
41. М.В.Тарасенко. «Надежда» — мой компас земной, а Astrid — награда за смелость // НК №1, 1999, с.47-48.
42. Л.С.Пчеляков в беседе с автором. Июль 1999 г.
43. В интересах России /по материалам, предоставленным Е.Ашурковым // Газета НПО ПМ, 1994, август, № 7 (37), с. 2.
44. На заседании Государственной комиссии по электросвязи [25 августа 1993 г.] // Информкурьер (Информ. бюл. пресс-центра Мин-ва связи РФ), 1993, №8, с. 2-4.
45. М.Ф.Решетнев, Е.А.Ашурков, Е.Н.Корчагин. Развитие космических информационных систем связи, телевещания и геодезии. Доклад на Научной конференции, посвященной Международному году космоса. — Москва, 3 апреля 1992 г.
46. Однажды и навсегда...: Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике В.П.Глушко. — М.: Машиностроение, 1998.
47. Спутниковая связь и вещание: Справочник / Под ред. Л.Я.Кантора. — 3-е изд. — М.: Радио и связь, 1997.
48. 40 лет в космосе // Российский космос, №3. — М.: РКА, 1997. — С.10-11.
49. А.В.Федотов. Системы навигации. — Страничка в Интернете (http://www.navy.ru/sn1.htm). — Просмотрена 1999.07.03.
50. В.Ф.Голиков в беседе с автором. Август 1999 г.

Бюджет NASA подвергнут секвестру

Будет полезно привести дословную формулировку позиции комитета по ассигнованиям относительно «Мира» и российского участия в программе МКС — в сообщениях российских средств массовой информации Конгрессу зачастую приписываются самые невероятные требования. «Комитет по-прежнему обеспокоен тем, что постоянный прогресс [МКС] может быть нарушен, если российские ресурсы будут и далее отвлекаться на космическую станцию «Мир». Совершенно необходимо, чтобы на «Мир» не отвлекались ограниченные финансовые ресурсы России. Также жизненно важно, чтобы инфраструктура в Центральной Азии (Байконур. — И.Л.), а также российские корабли «Союз» и «Прогресс» оставались выделенными для приоритетного обеспечения сборки и эксплуатации МКС. NASA предписывается принять все необходимые меры, чтобы станция «Мир» не стала помехой для программы МКС и чтобы Россия выполняла свои ранее принятые обязательства помочь в сборке и эксплуатации МКС.»
И.Лисов. «Новости космонавтики»

Один маленький подкомитет американского Конгресса 26 июля 1999 г. нанес по бюджету NASA удар, который может привести к отмене нескольких десятков уникальных научных космических проектов.

Законодатели приняли решение сократить бюджет NASA на 2000 финансовый год с 13578.4 до 12253.8 млн $, т.е. на 10%. Основной жертвой стало финансирование космической науки, потерпевшее сокращение почти на треть.

Что особенно дико – это решение никак не связано с успехами или неудачами NASA, с вечно являющейся объектом критики Космической станцией, с недавними авариями созданных NASA КА, а является результатом «священной войны» республиканцев (которые в условиях профицита бюджета хотят сократить налоги на 792 миллиарда за 10 лет) против демократов (которые хотели бы увеличить расходы при более умеренном снижении налогов). По существу «бомба» была заложена еще в принятом в 1997 г. законе о сбалансировании бюджета, но сработала сейчас.

Деньги для NASA выделяются законом, который пока существует в виде проекта под номером H.R.2684 в Палате представителей. Этот билль финансирует 21 ведомство, самыми крупными из которых являются Управление жилищного и городского развития (HUD) и Администрация по делам ветеранов (VA), недавно повышенная в статусе до министерства. Соответственно в комитете по ассигнованиям (Appropriations Committee) Палаты представителей есть подкомитет по VA, HUD и независимым агентствам, который и отвечает за проект H.R.2684 – восемь депутатов-республиканцев во главе с председателем Джеймсом Уолшем и пять демократов.

Именно он 26 июля «разбросал» общую сумму 93.79 млрд $ по 21 организации. Подкомитет сократил суммарный запрос правительства по независимым агентствам на 1.44 млрд $, одновременно добавив 3 млрд на здравоохранение ветеранов. Следовательно, четыре с лишним миллиарда надо было у кого-то отобрать. Вот тут-то и подвернулось NASA.

Для российского читателя, привыкшего к куда более страшным решениям, сокращение на 10% не кажется очень серьезным. Но для NASA это нокаут, в сравнении с которым описанные в прошлом номере НК майские проблемы – просто комариный укус. Положите перед собой проект бюджета (НК №4, 1999, с.54-55; №5, 1999, с.60-61) и следите.

Раздел «Наука, авиация и технология» сокращен с 5424.7 до 4575.7 млн $, то есть на 849 млн. При этом статья «космическая наука» теряет 640.8 млн, а «науки о Земле» – 285 млн. Подкомитет принял решение отменить финансирование и закрыть проекты космического ИК-телескопа SIRTF (экономия 100.8 млн), станции для исследования комет Contour (50 млн), аппаратов Triana, LightSAR, GRACE, PICASSO, VCL, CloudSat (вместе 100 млн).

Но это еще не все. Из средств для разработки новых проектов научных КА серии Explorer срезано 60 млн (осталось 47.7), от новых проектов по программе Discovery – 60 млн (18.5), от будущих проектов исследования Марса – 75 млн (114.8), от программы «Система наблюдения Земли» – 150 млн. В этих программах NASA придется отменять по крайней мере часть утвержденных и уже разрабатываемых и изготавливаемых КА. На выбор: только что утвержденные АМС Deep Impact и Messenger, проект доставки марсианского грунта, спутники HESSI, GALEX, TWINS, CHIPS, IMEX…

Далее, невинная на первый взгляд статья «обеспечивающие исследования и технологии» теряет 320 млн – а это космический телескоп NGST и целый ряд крупных перспективных проектов, а также АМС к Европе, Плутону и Солнцу.

По возможным последствиям для американской научной космической программы случившееся можно сравнить с ударом, нанесенным зимой 1981 г. только что пришедшей к власти администрацией Рейгана (отмена станции для исследования кометы Галлея, американской станции по проекту ISPM и т.д.). По инициативе же Конгресса подобные сокращения не предпринимались ни разу.

На фоне разгрома реальной, в чертежах и в металле, космической науки особенно цинично выглядят суммы, дополнительно выделяемые на некоторые перспективные разработки (фундаментальные исследования, космическая солнечная энергетика, ультраэффективные двигатели и т.п.) и на различные мелкие проекты, близкие сердцу того или иного конгрессмена.
ü 20 августа акционеры американской корпорации Comsat Corp. проголосовали за объединение с корпорацией Lockheed Martin Corp. Приблизительно 99% акционеров, обладающих 74% акций Comsat, высказались за это объединение. После получения необходимых регулирующих документов и законодательного оформления, Comsat станет неотъемлемой частью фирмы Lockheed Martin Global Telecommunications (LMGT). LMGT является дочерней компанией Lockheed Martin и предоставляет спутниковые и наземные сети для частных и правительственных заказчиков во всем мире. В первой фазе сделки Lockheed Martin согласилась приобрести до 49% акций Comsat по цене 45.50 $. Сделка соответствует ряду условий, выдвинутых Федеральной комиссией по связи (FCC). Министерство юстиции США также должно дать заключение по сделке в том, что она не противоречит антимонопольному законодательству. На втором этапе сделки акции Comsat будут заменены у акционеров акциями Lockheed Martin. — Ю.Ж.

Не пытаясь перечислить все, добавим, что раздел «Пилотируемые полеты» отделался малой кровью. Постоянно проклинаемая законодателями МКС потеряла 100 млн из почти 2.5 миллиардов, а статья «эксплуатация шаттлов» – 150 млн.

Администратор NASA Дэниел Голдин имел все основания назвать решение подкомитета «разрушительным». Напомнив в специальном заявлении о том, что бюджет NASA сокращается в течение семи лет подряд и с учетом инфляции уже уменьшился на треть, а агентство тем не менее ищет и находит пути делать больше меньшими средствами и добивается замечательных результатов, он сказал: «До сих пор NASA всегда принимало бюджетные ограничения. На этот раз коллектив NASA намерен сражаться. Они могут вынудить нас к закрытию от одного до трех космических центров, а за этим почти наверняка последуют массовые увольнения… Это сокращение разрушает созданную NASA технологическую базу… Быть может, самое печальное, что мы потеряем возможность вдохновить новое поколение детей. Я не успокоюсь до тех пор, пока нам не вернут все до последнего цента.»

Безответственное решение подкомитета, к счастью, не стало окончательным. Уже 29 июля комитет по ассигнованиям, собравшись в полном составе, вернул NASA 400 млн $ на космическую науку: на телескоп SIRTF, на марсианскую программу и 225 млн на перспективные проекты. Тем не менее NASA все еще недосчитывается 935 млн $, и основная борьба впереди.

В начале августа законопроект H.R.2684 будет проголосован на пленарном заседании Палаты, где возможно принятие новых поправок. Затем Сенат независимо подготовит свой вариант закона (а в верхней палате заседают в среднем более опытные и разумные политики). После этого две палаты попытаются согласовать оба варианта. Наконец, президент рассмотрит принятый закон и может наложить на него вето.

По сообщениям NASA, Конгресса США, Планетарного общества, AP, Reuters

Письма читателей

Уважаемая редакция!

В НК №21/22 за 1998 г. опубликована статья С.Шамсутдинова «До катастрофы оставались две секунды» с интервью летчика-космонавта Стрекалова Г.М. об аварии ракеты-носителя «Союз» 26 сентября 1983 г. Хотелось бы дополнить материалы, публикуемые по этой теме.

При проведении запусков пилотируемых космических кораблей «Союз» в состав боевого расчета измерительного пункта «Сатурн» включаются операторы системы КРЛ-САС (командная радиолиния системы аварийного спасения). Именно

Один из символов Байконура – антенны П-200. Справа внизу «шарик» антенна КТНА – дубля КРЛ системы аварийного спасения

на них ложится обязанность по включению системы аварийного спасения в случае аварийного запуска. При этом команду на включение САС один оператор получает от «стреляющего», другой – от технического руководителя. Нажать на кнопку, выдающую на ракету команду на включение двигателей системы аварийного спасения, они могут с интервалом, не превышающим пяти секунд. Операторы на «Сатурне» находятся в разных помещениях и не имеют возможности координировать свои действия иначе, чем по связи. Становится понятно, с каким напряжением дежурят на «Сатурне» операторы командной радиолинии при каждом пилотируемом пуске.

В тот день (точнее – ночь) операторами системы аварийного спасения были старший лейтенант М.Г.Шевченко и лейтенант А.В.Мочалов. При возникновении аварийной ситуации «стреляющий» генерал-майор А.А.Шумилин и технический руководитель А.М.Солдатенков передали пароль – команду на задействование САС (на том запуске паролем было слово «Днестр») на «Сатурн», расположенный почти в 30 км от первого стартового комплекса космодрома. Первым команду получил М.Шевченко, он держал нажатой кнопку САС до тех пор, пока А.Мочалов также не получил по своему радиоканалу команду и не выполнил операцию по задействованию САС. Аппаратура КРЛ-САС «Сатурна» сформировала единый сигнал и передала на ракету-носитель «Союз» команду на включение двигателей САС. Система аварийного спасения сработала, буквально «выдернув» бытовой отсек и спускаемый аппарат «Союза» из уже накренившейся и охваченной пламенем ракеты. Произошло разделение бытового отсека и спускаемого аппарата, раскрылись парашюты – и СА мягко приземлился в нескольких километрах от полыхающего старта. Жизни космонавтов были спасены.

На «Сатурне» и в целом на космодроме хорошо помнят о высочайшем профессионализме М.Шевченко и А.Мочалова, спасших жизни космонавтов. При этом не забывают упомянуть и фамилию лейтенанта А.Г.Судакова, который занимался подготовкой аппаратуры КРЛ-САС к работе.

Станция «Квант», по радиолиниям которой подается команда на задействование САС

И сейчас «Сатурн» продолжает исправно работать на космонавтику. Ни один пуск с Байконура не обходится без участия боевых расчетов «Сатурна». На каждом пилотируемом пуске на системе КРЛ-САС дежурят операторы. Часть проводила телеметрические измерения при стыковке «Зари» и «Единства», участвовала в запуске ракеты «Космос» с Капустиного Яра, регулярно работает «по виткам» со станцией «Мир».

Естественно, как и весь Байконур, «Сатурн» живет и работает в экстремальных условиях. Командиру «Сатурна» полковнику Г.В.Трисееву на протяжении многих лет приходилось решать задачи, которые раньше в функции командира не входили. Повседневно

А.МочаловМ.Шевченко

приходится думать о том, чем накормить солдат, кому из офицеров в первую очередь выплатить денежное довольствие, где взять топливо для котельной, как отправить офицеров в отпуск, а солдат – домой после службы. И с работой по основному предназначению, и с другими задачами «Сатурн» справляется отлично и в течение нескольких лет признается одной из лучших частей измерительного комплекса. Недавно полковник Г.Трисеев был назначен на должность заместителя начальника центра, и теперь вместе с начальником центра полковником Н.И.Аблялимовым ему предстоит руководить самым большим испытательным центром космодрома – его измерительным комплексом. Новым командиром «Сатурна» назначен подполковник А.А.Кушнарев.

Несмотря на все сложности, можно быть уверенным в том, что задачи по измерениям «Сатурн» и впредь будет решать с высоким качеством, «по-сатурновски»!

О.Урусов

Новости из Космического командования ВВС США

В.Агапов. «Новости космонавтики»

Введена в эксплуатацию новая наземная станция

23 июня на Станции ВВС США Онизука (Саннивейл, шт. Калифорния) состоялась торжественная церемония по случаю ввода в эксплуатацию новой наземной станции APRAS (A-Side Precision Radiometric Antenna System). Станция расположена в т.н. Коммуникационной зоне Кэмп-Паркс (Camp Parks Communications Annex) на вершине холма, возвышающегося над тренировочным полигоном «M» Армии США (Army Training Area M).

Эксплуатацию APRAS осуществляет 21-я эскадрилья космических операций 50-го Космического крыла Космического командования ВВС США. Новая станция, построенная за 18 месяцев усилиями Aerospace Corporation (Эль-Сегундо, шт. Калифорния), Lockheed Martin, AlliedSignal (Колорадо-Спрингс, шт. Колорадо) и других организаций, предназначена для проведения проверок бортовой аппаратуры навигационных (GPS), связных (DSCS, Milstar) и ряда других космических аппаратов и их группировок. Станция APRAS позволяет работать в частотных диапазонах от UHF до SHF, она заменила списанную в мае 1997 г. старую антенную систему. Командир 21-й эскадрильи космических операций подполковник Эдвард Ричардсон подчеркнул особую значимость быстрого ввода в эксплуатацию новой станции в связи с предстоящим в конце лета запуском КА DSCS.

Всего в зоне Кэмп-Паркс расположено шесть антенн, используемых преимущественно при проведении юстировки и тестовых проверок бортовой аппаратуры, а также для работы в нештатных ситуациях и оценки состояния находящихся на орбите КА. Подобные работы проводятся в Кэмп-Паркс с 1970 г. Одно время командование ВВС планировало закрыть объект в Кэмп-Паркс. Однако под давлением заказчиков КА это решение было пересмотрено и вместо закрытия была начата модернизация существующих систем.

Что касается наименования новой системы, то в соответствии с существующей практикой каждую антенну на пунктах сети AFSCN или комплект оборудования станции слежения принято разделять по «группам» («side»). К группе «A» относят антенны для сопровождения высокоорбитальных КА, к группе «B» – для низкоорбитальных объектов, а к группе «C» – отдельные специальные антенны.

Расформирована 750-я Космическая группа

25 июня на Станции ВВС США Онизука (АС Онизука) прошла церемония, приуроченная к расформированию базового подразделения Станции – 750-й Космической группы. Группа была расформирована на основании решения Комиссии по передислокации и расформированию баз от 1995 г., в котором предписывалось передать все функции подразделения 21-й эскадрилье космических операций.

Фактическое расформирование подразделения ознаменовало завершение более чем трехлетнего периода передачи функций в процессе непрерывавшегося выполнения целевых задач, а также обеспечения жизнедеятельности всех подразделений в Онизуке.

750-я Космическая группа (до 30 января 1992 г. – 2-я группа слежения за спутниками, 2nd Satellite Tracking Group) обеспечивала функционирование сети станций управления (AFSCN, Air Force Satellite Control Network) спутниками орбитальной группировки МО США и другими космическими аппаратами. Группа отвечала за планирование, задействование, оперативное сопряжение и разрешение конфликтных ситуаций при использовании различных технических средств сети AFSCN. Решением этих задач занимались 21-я эскадрилья космических операций на АС Онизука и 22-я эскадрилья космических операций на авиабазе Шрайвер. 750-я Космическая группа также осуществляла взаимодействие с пользователями космических аппаратов и специалистами центров и групп управления в части оперативного доведения до них сведений о текущих ограничениях и готовности технических средств сети AFSCN.

750-я эскадрилья связи, входившая в состав группы, отвечает за поддержание сети связи между станциями сети AFSCN и АС Онизука, а также за организацию и поддержание связи на АС Онизука, включая две антенны спутниковой связи диаметром ~18 м.

ВВС США. 40 лет эксплуатации Сети управления спутниками

В этом году ВВС США празднуют 40-ю годовщину с начала эксплуатации Сети управления спутниками (Air Force Satellite Control Network, AFSCN). Эта сеть представляет собой совокупность узлов управления, спутников связи и восьми удаленных районов дислокации наземных станций слежения (Remote Tracking Stations, RTS). Так что она является по своей сути аналогом сети российских Отдельных командно-измерительных комплексов, находящихся в подчинении 153 ГИЦИУ РВСН в г. Краснознаменске и предназначенных для управления отечественной орбитальной группировкой.

А с учетом центров управления КА 50-е космическое крыло, эксплуатирующее AFSCN, и 153-й ГИЦИУ являются функциональными аналогами.

Компоненты сети обеспечивают сопровождение РН и КА на участке выведения, а также тестирование бортовой аппаратуры, прием и анализ телеметрии, проведение траекторных измерений и передачу командно-программной информации на борт КА на начальном этапе полета. При этом охватываются КА четырех основных направлений применения – навигации, разведки, метеообеспечения и связи, а также разгонные блоки, используемые при выведении этих КА. Кроме того, с привлечением средств AFSCN осуществляется управление многоразовых кораблей NASA, сопровождение РН на активном участке траектории в «гражданских» запусках, а также обеспечиваются испытательные пуски баллистических ракет.

НОВОСТИ

ü В ответ на эмбарго Казахстана на российские запуски РН с космодрома Байконур ряд потенциальных зарубежных заказчиков ГКНПЦ имени М.В.Хруничева выразил озабоченность этой проблемой. В связи с этим генеральный директор Космического центра Хруничева Анатолий Киселев 30 июля на заседании российско-казахстанской комиссии по проблеме Байконура заявил, что Центр отказался от планов реконструкции шахтной пусковой установки на 175-й площадке Байконура. Ранее из этой ШПУ планировалось проводить коммерческие запуски РН «Рокот». Теперь «Рокот» будет стартовать только с космодрома Плесецк. Среди потенциальных заказчиков стартов «Рокота» из Байконура прежде называлась американская компания LEO One Co. Ее одноименная низкоорбитальная спутниковая система связи должна была развертываться на орбитах с наклонением 50°. Запуски на эту орбиту КА на «Рокоте» из Плесецка невозможны, так как используемый в качестве третьей ступени РН разгонный блок «Бриз-КМ» способен менять наклонения орбиты КА лишь на ±10°. — Ю.Ж.

І І І

ü 7 июля 1999 г. генеральный директор Национального центра космических исследований Франции Жерар Браше (Gerard Brachet) и командующий ПВО и воздушными операциями ВВС Франции Жан-Даниэль Брево (Jean-Daniel Brevot) подписали соглашение об установлении прямых отношений между двумя организациями с целью исследования концепций, методов и средств контроля космического пространства. — С.Г

І І І

ü 16 июля NASA и Национальное управление по океанам и атмосфере США (NOAA) объявили, что запуск очередного КА серии GOES (Geostationary Operational Environmental Satellite), первоначально планировавшийся на середину мая, отложен до октября. Спутник GOES-L еще 16 июня отстыкован от РН Atlas IIA № AC-137 и возвращен со стартовой площадки 36-A на мысе Канаверал на расположенный в штате Флорида завод-производитель. — И.К.

І І І

ü Космическому центру им. Кеннеди NASA и 45-му космическому крылу ВВС США 16 июля была вручена необычная награда — памятный молоток. Награда учреждена вице-президентом Гором для организаций, добившихся значительной экономии бюджетных средств. Молоток стоимостью 6 долларов является напоминанием об алчности подрядчиков, как-то пытавшихся продать аналогичные изделия правительству по 400 баксов за штуку. KSC и 45-е крыло получили свой молоток за то, что создали объединенную комиссию для выбора подрядчиков по управлению и обеспечению. С ее помощью был выдан контракт, обещающий в течение 10 лет экономию в 557 млн $. Конечно, логичнее награждать по окончании 10-летнего срока — но вдруг Гора не выберут президентом? — С.Г.

Поправка


В статье «Четверть века "Алмазу"» (НК №8, 1999) на с.67 указан неверный заводской номер станции ОПС-2. Первый запущенный «Алмаз» имел номер 10101, второй — 10102. Номер 10201 был присвоен комплексному стенду.

Датой образования AFSCN считается 6 апреля 1959 г., когда Командование исследований и разработок ВВС США приняло решение об образовании специального подразделения для обеспечения управления космическими аппаратами. Таким подразделением стало 6549-е испытательное крыло (6549th Test Wing), объединившее станции в трех районах дислокации: АБ Эдвардс в Калифорнии, Чиниак на Аляске и о. Аннетты у побережья Аляски. Новое крыло разместилось в Центре управления в Пало-Альто. В конце 1959 г. ему были подчинены станции на АБ Ванденберг, в Каэна-Пойнт на Гавайях и на АС Нью-Бостон в Нью-Гемпшире.

История развития AFSCN неразрывно связана с историей создания подразделений по управлению КА. В июне 1960 г. 6549-е крыло, переименованное в 6594-е испытательное крыло по спутникам (6594th Test Wing (Satellite)), было переведено в г.Саннивейл. Здесь оно было размещено в новом Центре испытаний, построенном на приобретенной ВВС США территории в юго-западной части комплекса компании Lockheed. 7 июля 1960 г. эта территория получила официальное наименование – Зона испытаний спутников (Satellite Test Annex). В 1965 г. Центр испытаний был переименован в Центр управления спутниками ВВС (Air Force Satellite Control Facility, AF SCF), командование которым было возложено на заместителя командира Дивизии космических систем (Space Systems Division, SSD). В 1971 г. Зона испытаний спутников была преобразована в Станцию ВВС Саннивейл (переименована 25.07.1986 в Станцию ВВС Онизука, а в августе 1987 г. преобразована в АБ Онизука).

В 1978 г. в состав сети наземных станций, находящихся под управлением AFSCF, вошла командно-телеметрическая станция Оукхэнер (Oakhanger, что в переводе означает «дубовый лес на крутом склоне горы») в Борден-Хотс, Англия. Эта станция находилась под управлением R.A.E. (организации, ныне известной как DERA) и была включена в AFSCN на правах совместно используемого ресурса.

В 1979 г. Центр SCF был передан в состав вновь образованной Организации по испытаниям спутников и ракет (SAMTO). К 1982 г. в SCF осуществлялось управление восьмью космическими комплексами в составе примерно 40 КА, при этом планировалось, что в 1985 г. количество КА возрастет до 65. Кроме того, отсюда осуществлялось управление полезными грузами МО, выводимыми шаттлами.

29 сентября 1981 г. Министр обороны США одобрил решение о создании нового центра управления КА. 17 марта 1983 г. был объявлен район дислокации, выбранный для размещения этого центра, и в мае того же года в 18 км к востоку от АБ Питерсон началось строительство АС Фолкон и Объединенного центра космических операций (CSOC, Consolidated Space Operations Center). Создание нового комплекса было обусловлено необходимостью глубокой модернизации существующего Центра SCF и требованиями повышения надежности управления орбитальной группировкой за счет дублирования наиболее важных операций. Кроме того, АС Онизука размещается в сейсмоопасной зоне трех разломов, что существенно снижает живучесть SCF.

С образованием 1 сентября 1982 г. Космического командования ВВС начинается постепенная передача ему функций по управлению и эксплуатации космических аппаратов военного назначения США.

1 октября 1985 г. ВВС приняли АС Фолкон в эксплуатацию (13 июня 1988 г. преобразована в АБ Фолкон). Официальное открытие Объединенного центра космических операций состоялось 26 сентября 1985 г. Тогда же CSOC был передан из подчинения Командования систем ВВС Космическому командованию ВВС.

Для управления CSOC 8 июля 1985 г. было образовано 2-е космическое крыло (2nd Space Wing). Планировалось, что CSOC будет в приведен в начальную готовность в 1986 г., приняв управление четырьмя из шести космических комплексов, и вступит в строй в 1987 г. Однако не все продвигалось столь быстро, как хотелось бы командованию.

К 16 января 1986 г. из SCF (находившегося все еще в подчинении Командования систем ВВС) в CSOC были переданы функции основного центра управления КА GPS. 1 апреля 1987 г. CSOC взял на себя управление КА DMSP. Передача управления связными спутниками DSCS-2, DSCS-3, FltSatCom, NATO-3 и NATO-4 заняла более длительный промежуток времени. В сентябре 1988 г. по этим КА был проведен первый сеанс связи с участием боевого расчета Центра, в ноябре – первый сеанс управления с выдачей команд, а в феврале 1989 г. – первый сеанс управления, проведенный совершенно самостоятельно расчетом CSOC. Однако только 11 июля 1991 г. Командование систем ВВС полностью передало все функции управления по 20 КА связи, работавших в то время на орбите.

1 октября 1987 г. Командование систем ВВС передало 2-му космическому крылу функции планирования работы и эксплуатации общепользовательских ресурсов сети AFSCN. Здесь необходимо отметить, что все технические средства (ресурсы) cети AFSCN подразделяются на общепользовательские (common user) и специализированные (dedicated). К последним относятся специальные наземные станции, предназначенные для работы только с аппаратами какой-либо конкретной системы, например DMSP или GPS (впоследствии и все специализированные наземные технические средства были переданы Космическому командованию ВВС). При передаче Центр SCF был расформирован, а на его базе на АС Онизука образованы 2-я группа слежения за спутниками (2nd Satellite Tracking Group), подчиненная Космическому командованию ВВС, и Объединенный космический испытательный центр (Consolidated Space Test Center), оставшийся в составе Командования систем ВВС.

30 января 1992 г. 2-е космическое крыло было преобразовано в 50-е космическое крыло, а 2-я группа слежения за спутниками – в 750-ю космическую группу (750th Space Group). 19 июля 1996 г. управление КА FltSatCom было передано от 3-й эскадрильи космических операций 50-го космического крыла Центру космических операций ВМС.

25 июня 1999 г. после расформирования 750-й космической группы все функции по эксплуатации и применению средств сети AFSCN перешли 50-й оперативной группе (50th Operations Group) в составе 50-го космического крыла.

В настоящее время в состав AFSCN входит 15 антенных систем, размещенных в восьми пунктах дислокации: на АБ Ванденберг, АС Нью-Бостон, АБ Туле, АБ Андерсен на о-ве Гуам, АС Каэна-Пойнт, АБ Шрайвер на о-ве Диего-Гарсия в составе Британской территории в Индийском океане и в Оукхэнер в Англии.

Использование этих станций позволяет ежедневно проводить 425–500 сеансов управления по более чем 120 КА, включая военные и гражданские КА США и ряд аппаратов дружественных государств.

Повседневную деятельность по эксплуатации и применению средств AFSCN осуществляют 21-я эскадрилья космических операций (21st Space Operations Squadron, SOPS) на АС Онизука, 22-я эскадрилья космических операций (22nd SOPS) на АБ Шрайвер и 23-я эскадрилья космических операций (23rd SOPS) на АС Нью-Бостон.

Дальнейшее совершенствование AFSCN включает создание нового связного интерфейса (Wide Area Network Interface Unit), который заменит существующие интерфейсы между станциями RTS, центрами управления на АБ Шрайвер и АС Онизука и пользователями ресурсов сети. Это позволит обеспечить более быструю и надежную связь между всеми элементами и конечными пользователями.

По материалам Пресс-службы Космического командования ВВС США

Биографии членов экипажа полета STS-93


(подготовлены С.Шамсутдиновым по материалам NASA)

Командир экипажа



Айлин Мэри Коллинз
(Eileen Marie Collins)

Полковник ВВС США
321-й астронавт мира
203-й астронавт США
Айлин Коллинз родилась 19 ноября 1956 г. в г.Элмайра, шт.Нью-Йорк. Имеет степени бакалавра искусств по математике и экономике (1978), магистра наук по операционным исследованиям (1986) и магистра искусств по управлению космическими системами (1989).

Служба Айлин Коллинз в ВВС США началась в 1978 г. Она была одной из первых женщин, приступивших к подготовке в качестве военного летчика на авиабазе Вэнс в Оклахоме. Там же проходили парашютную подготовку 35 кандидатов в астронавты, отобранные NASA в 1978 г., в т. ч. первые женщины-астронавтки. Именно тогда у лейтенанта Коллинз появилось намерение полететь в космос, но только в качестве пилота.

В 1979 г. Коллинз закончила летную подготовку, а в 1980 г. в возрасте 23 лет стала первой женщиной в США, получившей должность летчика-инструктора ВВС. К настоящему времени она имеет налет более 5000 часов более чем на 30 различных типах самолетов. Десятки раз она с Джеффри Эшби сажала имитатор шаттла Gulfstream II на Уайт-Сэндз и в Центре Кеннеди, выполнила более 1000 тренировок на компьютерном тренажере.

NASA отобрало Коллинз кандидатом в астронавты в январе 1990 г. После подготовки в составе 13-й группы, продолжавшейся до июля 1991 г., Айлин совершила первый полет в качестве пилота «Дискавери» (STS-63) с 3 по 11 февраля 1995 г. Она стала первой американкой – пилотом шаттла. Второй полет она выполнила с 15 по 24 мая 1997 г. на борту «Атлантиса» (STS-84) и станции «Мир», также в должности пилота.

5 марта 1998 г. NASA назначило Коллинз командиром экипажа STS-93. Звание полковника Айлин Коллинз получила в апреле 1999 г. До этого пилот Джеффри Эшби был старше ее по званию.

Выполнив свой третий полет на «Колумбии» (STS-93), Айлин Коллинз стала первой в истории США женщиной – командиром космического корабля.

Айлин Коллинз замужем за Пэтом Янгсом, пилотом гражданской авиации. Их дочь Бриджит Мэри Янгс родилась 17 ноября 1995 г., через 9 месяцев и 7 дней после окончания первого полета Айлин.

Подробная биография А.Коллинз опубликована в НК №14, 1997, стр.65.

Пилот
Джеффри Шиэрс Эшби
(Jeffrey Shears Ashby)

Капитан 1-го ранга ВМС США
389-й астронавт мира
243-й астронавт США
Ранее опыта космических полетов не имел


Джеффри Эшби родился 16 июня 1954 г. в Далласе, шт.Техас, и вырос в горах штата Колорадо. «Вечером 20 июля 1969 г. я мыл посуду в колорадском ресторане за 1.15 доллара в час. Я увидел, как Нейл Армстронг спускался по лестнице лунного модуля Eagle, и подумал тогда, что эта работа подошла бы мне больше», – вспоминает он. В 1972 г. Эшби окончил среднюю школу в г.Эвергрин, Колорадо, а в 1976 г. получил степень бакалавра наук по механике после окончания Университета Айдахо. В 1993 г. в Университете Теннесси ему была присвоена степень магистра наук по авиационным системам.

За шестнадцать лет карьеры пилота ВМС Эшби налетал свыше 6000 часов и выполнил более 1000 палубных посадок. Он летал на палубных штурмовиках A-7E и F/A-18 в составе истребительно-штурмовых эскадрилий, базировавшихся на авианосцах Constellation, Coral Sea, Midway и Abraham Lincoln.

В 1986 г. Эшби окончил Школу боевой подготовки летчиков-истребителей ВМС Top Gun, а в 1988 г. – Школу летчиков-испытателей ВМС.

Джеффри Эшби принимал участие в операциях Вооруженных Сил США «Щит пустыни», «Буря в пустыне» и «Южный дозор» в Ираке, а также в операции по гуманитарной помощи в Сомали. Во время операции «Буря в пустыне» он выполнил 33 боевых вылета на F/A-18.

В качестве летчика-испытателя ВМС Эшби принимал участие в совершенствовании самолета F/A-18. В частности, он испытывал системы управляемого вооружения и радиоэлектронное оборудование. Эшби выполнял полеты в рамках более чем 80 программ, включая палубные испытания, а также – по применению вооружения и по летным характеристикам ночной ударной и разведывательной модификаций F/A-18 Hornet. Перед зачислением в отряд астронавтов NASA Джеффри Эшби служил в должности командира 94-й истребительно-штурмовой эскадрильи.

8 декабря 1994 г. Дж.Эшби был отобран кандидатом в астронавты NASA. В марте 1995 г. он прибыл в Космический центр им. Джонсона и приступил к ОКП в составе 15-го набора, которую закончил в июне 1996 г. с квалификацией пилота шаттла. После этого он работал помощником директора Директората по операциям летных экипажей Центра им. Джонсона.

12 сентября 1996 г. NASA назначило Эшби пилотом в экипаж STS-85, но 18 марта 1997 г. он был выведен из экипажа по личной просьбе в связи с семейными обстоятельствами.

5 марта 1998 г. Эшби был назначен пилотом STS-93. Он стал 200-м американским астронавтом, совершившим свой первый полет на борту шаттла.

Джеффри Эшби награжден крестом «Выдающийся летчик», медалью «За особые заслуги», четырьмя авиационными медалями ВМС, двумя благодарственными медалями ВМС и медалью «За отличную службу в ВМС». Он был признан лучшим летчиком-штурмовиком ВМС США 1991 г.

Эшби разведен, детей нет. Он увлекается лыжами, горными походами и кастингом (забрасывание спиннинга на точность).

Специалист полета-1



Катерина Грейс «Кэди» Коулман
(Catherine Grace «Cady» Coleman)

Подполковник ВВС США
333-й астронавт мира
211-й астронавт США
Катерина родилась 14 декабря 1960 г. в Чарлстоне, штат Южная Каролина. Имеет степени бакалавра наук по химии (1983) и доктора наук в области науки и техники полимеров (1991).

После окончания в 1983 г. Массачусеттского технологического института Коулман поступила на службу в ВВС США. В Университете Массачусеттса она занималась исследованиями по синтезу полимеров. В 1988 г. Коулман была направлена на авиабазу Райт-Паттерсон в качестве химика-исследователя.

Помимо своих непосредственных обязанностей, Катерина была добровольцем-испытателем на центрифуге в Авиационно-медицинской лаборатории им. Армстронга. Она установила несколько рекордов переносимости и выносливости во время исследований по физиологии и оценке нового оборудования.

Катерина Коулман была отобрана кандидатом в астронавты NASA в марте 1992 г. (14-я группа). В 1993 г. она окончила курс ОКП и получила квалификацию специалиста полета. Первый полет она выполнила с 20 октября по 5 ноября 1995 г. на борту «Колумбии» (STS-73) с микрогравитационной лабораторией USML-2. 5 марта 1998 г. Коулман получила назначение в экипаж STS-93. Это ее второй космический полет.

Коулман замужем, детей пока нет.

Подробная биография К.Коулман опубликована в НК №22, 1995, стр.51.

Специалист полета-2



Стивен Алан Хаули
(Steven Alan Hawley)

146-й астронавт мира
76-й астронавт США
Стивен Хаули родился 12 декабря 1951 г. в Оттаве, шт.Канзас, США. Он имеет степени бакалавра искусств по физике и астрономии (1973) и доктора философии по астрономии и астрофизике (1977). С 1972 г. Хаули занимался физикой и астрономией в различных обсерваториях США.

Д-р Стивен Хаули был отобран в отряд астронавтов NASA в январе 1978 г. в составе 8-го набора. Окончив курс ОКП, он получил квалификацию специалиста полета.

Первый космический полет он совершил на «Дискавери» (STS-41D) с 30 августа по 5 сентября 1984 г. Второй полет – с 12 по 18 января 1986 г. на «Колумбии» (STS-61C) с лабораторией MSL-2. Третий полет Хаули совершил на «Дискавери» с 24 по 29 апреля 1990 г. по программе STS-31, во время которого был выведен на орбиту Космический телескоп имени Хаббла.

В июне 1990 г. д-р Хаули был назначен заместителем директора Космического центра Эймса (NASA) в Калифорнии и выбыл из отряда астронавтов. В августе 1992 г. Хаули вернулся в Космический центр им. Джонсона и занял должность заместителя директора по операциям летных экипажей. В феврале 1996 г. Хаули вновь получил летный статус и был назначен в экипаж STS-82.

Четвертый космический полет Стивен Хаули выполнил с 11 по 21 февраля 1997 г. на борту «Дискавери» (STS-82), в ходе которого был произведен ремонт телескопа Хаббла. После полета Хаули вернулся на должность заместителя директора по операциям летных экипажей. 5 марта 1998 г. он получил назначение в экипаж STS-93.

Хаули женат, детей нет.

Подробная биография С.Хаули опубликована в НК №5, 1997, стр.76.

Специалист полета-3



Мишель Тонини
(Michel Tognini)

Полковник ВВС Франции
Космонавт CNES
275-й космонавт мира
3-й космонавт Франции
Мишель Тонини родился 30 сентября 1949 г. в г.Венсенн, Франция. Он учился в лицее Кашан в Париже, а в 1970 г. окончил военно-воздушную школу в г.Гренобль и поступил в Военно-воздушную академию в г.Салон-де-Прованс, которую окончил в 1973 г. с дипломом инженера.

После окончания академии в течение года Тонини служил в истребительной эскадре «Нормандия-Неман», проходя дополнительный курс подготовки. В 1974 – 1981 гг. проходил службу в качестве летчика-истребителя 12-й эскадры (полка) ВВС Франции на авиабазе Камбрэ. Летал на самолетах Super Mystere B2 и Mirage F1. В 1979 г. он стал командиром эскадрильи «Тигр», входящей в состав этой эскадры.

В 1982 г. Мишель Тонини прошел подготовку в Имперской школе летчиков-испытателей в Боском-Дауне (Англия) и получил соответствующий диплом. После этого его направили в Летно-испытательный центр в г.Казо (Франция), где он служил в должности летчика-испытателя, а затем в качестве главного летчика-испытателя. Принимал участие в испытаниях самолетов Mirage 2000C, Mirage 2000N и Jaguar и их систем вооружений.

Тонини налетал свыше 4000 часов на 80 типах самолетов, в т.ч. на советских МиГ-25 и Ту-154, английских Meteor, Lightning и американском F-104. Имеет квалификации летчика-истребителя, летчика-испытателя и гражданского летчика.

18 сентября 1985 г. Мишель Тонини был зачислен в отряд космонавтов Национального центра космических исследований (CNES) Франции, а в августе 1986 г. объявлен дублером Ж.-Л.Кретьена для полета по программе Aragatz (2-й советско-французский полет). С сентября 1986 г. он был прикомандирован к CNES.

С ноября 1986 по ноябрь 1988 гг. Тонини проходил подготовку в ЦПК им. Ю.А.Гагарина в качестве космонавта-исследователя дублирующего экипажа корабля «Союз ТМ-7» (вместе с А.Викторенко и А.Серебровым) для полета на станцию «Мир» по программе Aragatz.

В 1989-1990 гг. Мишель Тонини участвовал в разработке французского многоразового корабля Hermes в Тулузе. В августе 1990 г. CNES отобрал Тонини для подготовки к третьему советско-французскому полету по программе Antares.

С января 1991 по июль 1992 гг. Тонини вновь готовился в ЦПК им. Ю.А.Гагарина, теперь уже в составе основного экипажа, вместе с А.Соловьевым и С.Авдеевым. Кроме того, в ЛИИ им. Громова он прошел подготовку по отработке ручной посадки на самолетах-лабораториях Ту-154 и МиГ-25, созданных по программе «Буран».

Первый космический полет М.Тонини совершил с 27 июля по 10 августа 1992 г. в качестве космонавта-исследователя на борту «Союза ТМ-15» (старт вместе с А.Соловьевым и С.Авдеевым), станции «Мир» и «Союзе ТМ-14» (посадка вместе с А.Викторенко и А.Калери). После возвращения во Францию, в 1993-1994 гг. Тонини занимался в Институте высших исследований по национальной обороне IHEDN.

В 1995 г. М.Тонини и Ж.-Л.Кретьен были откомандированы в США и вместе с кандидатами в астронавты NASA 15-го набора прошли курс ОКП в Космическом центре им. Джонсона. По окончании ОКП в июле 1996 г. Мишелю Тонини была присвоена квалификация специалиста полета. После этого он получил назначение в Отделение оперативного планирования Отдела астронавтов NASA, где занимался техническими вопросами по МКС.

12 ноября 1997 г. М.Тонини был назначен в экипаж STS-93. Это его второй космический полет.

Мишель Тонини является офицером ордена Почетного легиона и кавалером национального ордена «За заслуги». Он также награжден орденом Национальной обороны, французской медалью «Аэронавтика», советским орденом Дружбы народов и российским орденом Дружбы.

От первого брака у него двое детей: сын Николя (род. 11 сентября 1975) и дочь Бенедикт (28 октября 1978). 26 апреля 1988 г. Мишель Тонини женился на Елене Васильевне Чечиной (1966 г.р.), которая в то время была инструктором по физподготовке ЦПК им. Ю.А.Гагарина. У них дочь и сын: Татьяна (17 января 1990) и Александр (14 января 1993).

Мишель увлекается парашютным спортом, теннисом, виндсерфингом, катанием на обычных и водных лыжах, бегом, микрокомпьютерами. Он хорошо владеет английским и русским языками.

в начало

назад