ПРЕДПРИЯТИЯ. УЧРЕЖДЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ |
«Техномаш» как зеркало ракетно-космической промышленности России
Генеральный директор НПО Техномаш В.Булавкин |
30 мая.
И.Афанасьев. Фото Н.Галкиной. НК.
В эти дни головному отечественному предприятию авиационно-космической технологии – Научно-производственному объединению технологии машиностроения – исполняется 60 лет.
История «Техномаша» началась с Приказа 12-го Главного управления (ГУ) Наркомата Обороны от 28 мая 1938 г. об организации центрального конструкторского бюро №40 (ЦСКБ-40) с задачей освоения производства крупнокалиберных патронов и оснащения патронных заводов высокопроизводительным инструментом и оснасткой. В 1939 г. для комплексного проектирования заводов 3-го ГУ Наркомата Оборонной промышленности был организован Государственный союзный проектный институт № 3 (ГСПИ-3). В связи со значительным ростом объема работ по этому направлению, постановлением Совнаркома в 1940 г. на базе ЦСКБ-40, ГСПИ-3 и технологической части существовавшего ранее ГСПИ-7 организован Союзный проектно-конструкторский институт №40 (ГСПКИ-40) для оказания технической помощи заводам Наркомата Вооружений при запуске в серийное производство новых типов оружия и боеприпасов.
К началу Великой Отечественной войны, по указанию наркома вооружений Д.Ф.Устинова, все силы работников Института были брошены на внедрение новых процессов производства оружия и боеприпасов на заводах, эвакуированных из центральных районов на территорию Урала и Сибири.
С августа 1946 г. Институт подключился к созданию ракетной техники. Тогда на базе ГСПКИ-40 был организован Научно-исследовательский технологический институт №40 (НИТИ-40), привлеченный к отработке технологии ракеты А-4 (V-2). В 1951 г. Институту поручена работа по проектированию оснастки для производства первой советской ракеты Р-1.
В 1967 г. предприятие поменяло название на НИИ Технологии машиностроения Министерства общего машиностроения, с которым просуществовало до 1990 г. К этому году предприятие принимало участие во всех отечественных проектах создания ракетно-космической техники, имело около десятка филиалов в Омске, Томске, Красноярске, Куйбышеве, Ленинграде, Оренбурге, Воронеже, Златоусте, Харькове, Днепропетровске, собственное опытное производство и планировало открыть экспериментальный завод на территории г. Лобня. В 1990 г. в МОМ были переданы предприятия министерства легкой и пищевой промышленности, заводы-изготовители медицинского оборудования и т.д. В связи с этим на базе Института было создано Научно-производственное объединение (НПО) Техномаш.
К сожалению, в 1991 г. начались необратимые процессы, связанные с распадом Советского Союза. Филиалы, оказавшиеся в независимых республиках и в разных концах России, стали самостоятельными институтами. Несколько позже расформировали и МОМ – был создан Департамент общего машиностроения в составе Министерства промышленности РФ. В 1992 г. Объединение получило статус Государственного предприятия НПО Техномаш.
Несмотря на неизбежные потери, Объединение по-прежнему остается головной фирмой по технологии производства ракетно-космической техники в России. В мире, пожалуй, не найти организаций, которые, подобно НПО Техномаш, охватывают все тех. процессы при выпуске образцов высокотехнологичной продукции – от заготовительного производства до сборки и испытаний. Такая деятельность имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, распыление сил и средств на многие направления работ. С другой – возможность комплексно решать вопрос о создании т.н. «совмещенных технологий», когда, например, операция, связанная со сборкой крупногабаритного изделия, совмещается с его испытаниями или подготовительной механообработкой. Это приводит к значительной экономии технологической оснастки, людских ресурсов, площадей и т.п.
НПО Техномаш совместно работает более чем с 70 научно-исследовательскими и промышленными предприятиями России и бывшего СССР, поддерживая в новых непростых условиях «горизонтальные» научные, а зачастую и производственные связи. Несмотря на то что эти усилия не носят больше характера общегосударственной политики, ученые и специалисты Объединения сохраняют со своими коллегами из ближнего зарубежья тесные творческие и дружеские контакты.
Средний возраст сотрудников НПО Техномаш в настоящее время составляет 52 года. С одной стороны, это плохо – нет притока свежих кадров, наблюдается (как и повсеместно) уход с предприятия молодежи. С другой стороны, оставшиеся кадры закалены в решении проблем и задач, связанных с постановкой на производство изделий ракетно-космической техники. Это люди, глубоко преданные делу, имеющие большой опыт.
Учитывая, что ракетно-космическая промышленность во все время своего существования, еще при министре МОМ С.А.Афанасьеве, примерно половину мощностей предприятий тратила на производство товаров народного потребления*), НПО Техномаш пытается решить собственные экономические проблемы, предлагая свои разработки другим отраслям экономики и народного хозяйства – агропромышленному комплексу, энергетике, газо– и нефтедобыче, автомобильной и деревообрабатывающей промышленности, медицине, городскому хозяйству, станкостроению и т.п. К этому подталкивает и то, что госзаказ по профильной продукции составляет менее 15% от потребного оборота предприятия.
*) С начала перестройки и гласности в СМИ было особенно модно ругать «оборонного монстра». При этом журналисты забывали (или не знали?) о том, что практически все виды оптической, видео– и аудиотехники, телевизоры и велосипеды, холодильники и фотоаппараты, мед-техника и стиральные машины, дачные домики и детские санки, палатки и скороварки – выпускались предприятиями оборонной промышленности СССР. Один только каталог ТНП отрасли включал более 300 наименований продукции и услуг!
В своей области НПО Техномаш старается идти в ногу со временем, участвуя в международных встречах и выставках. По словам Генерального директора объединения, доктора технических наук профессора Вячеслава Булавкина, ни одна работа, показанная предприятием на выставках, не осталась без награды и международного признания. Новизна и приоритет разработок подтверждены 72 отечественными и 49 зарубежными патентами. Объединение зарегистрировало 2312 изобретений; только за последние 7 лет получено более 200 наград за участие в международных выставках (в том числе 50 золотых и серебряных медалей).
Сейчас предприятие имеет международные контракты в области создания ракетно-космической техники и продукции в интересах народного хозяйства с предприятиями и компаниями Китая, Индии, Германии, Франции, Италии и других стран.
За последние 5-6 лет НПО Техномаш разработало около 15-20 перспективных проектов, которые старается внедрить за счет внутренних резервов или получая инвестиции из-за рубежа. Среди них программа создания специальных фрезерных станков для обработки обечаек ракетных конструкций диаметрами до 4 м. Кроме того, разработана принципиально новая технология дуговой сварки конструкций толщиной до 100 мм неподвижным плавящимся электродом за счет самоорганизующегося процесса горения и сканирования электрической дугой. И самое новое, с точки зрения специалистов объединения, направление, имеющее большую перспективу – разработана технология пайки колес турбины из керамики с металлическими валами для работы при температурах свыше 1000-1100°С.
Одним из примеров сотрудничества НПО Техномаш с Центром экологических технологий являются работы по нанесению конструкционной керамики на лопатки турбин ГТД. Сегодня, для того чтобы лопатка выдерживала температуру в пределах
Оболочки камеры и сопла двигателя 11Д122 (РД-0120) дают представления о его размерах и сложности работы |
Финансовое положение НПО Техномаш сегодня чрезвычайно тяжелое. Основная причина экономических трудностей – непомерно большие налоги, платежи и пени по коммунальным услугам, а также задержки по оплате выполненных работ со стороны основных заказчиков – РКА, Минобороны и Минэкономики. Можно вспомнить также дебиторскую задолжность предприятий народного хозяйства, использующих «конверсионные» разработки НПО Техномаш. Здесь та же цепочка – неплатежи государства и задержка передачи денег объединению, где в связи с этим труднейшая ситуация с выплатой зарплаты: последний раз она была выдана массовым порядком в феврале 1998 г. за сентябрь 1997 г. Как и на других предприятиях отрасли, зарплату в срок получают лишь отдельные категории служащих – охрана, транспортники, энергетики, уборщицы, лифтеры. Основной же категории – специалистам – приходится «потуже затянуть пояса». Но ученые и инженеры не бастуют, как шахтеры и учителя...
В результате, сейчас предприятие, по технологиям которого создавались ракеты, спутники и корабли от «Востока» до «Бурана» и орбитального комплекса «Мир», а теперь и международная космическая станция, ставит вопрос о полном свертывании перспективнейших разработок технологий будущего.
Отвечая на вопросы НК, главный технолог НПО Техномаш Владимир Постаногов рассказал только об одном эпизоде деятельности объединения, связанном с разработкой и внедрением в производство мощнейшего отечественного кислородно-водородного двигателя РД-0120 (11Д122) для центрального блока тяжелой ракетно-космической системы «Энергия – Буран»: – Наш министр, Сергей Александрович Афанасьев, в 1976 г. дал команду консультантам с нашего предприятия, а в том числе и мне, выехать в Воронеж для организации серийного выпуска этого двигателя. На всех этапах производства на Воронежском механическом заводе закладывались наши новейшие технологические разработки, в том числе экспериментальные. Под 11Д122 в начале 1980-х годов было создано и закуплено специальное оборудование, организовывались производственные участки и внедрялись новые технологии. С тех пор, по-видимому, ВМЗ относится к числу заводов отрасли, оснащенным самым передовым технологическим оборудованием. В отличие от предыдущих, двигатель 11Д122 был сложен в производстве и благодаря своим новым материалам, так как работал на жидком водороде, и из-за существенно большей размерности. Камера сгорания и сопло изготавливались методом ротационного выдавливания. В Воронеже установили специальный стан, раскатывающий оболочки. Основную трудность представляло изготовление крупногабаритного (свыше 2.5 м в длину) колоколообразного сопла с необходимой точностью (допуск осей образующих 0.1 мм, а после раскатки разность толщины оболочки доходила до 3.5 мм). Для выравнивая толщины применялась электрохимическая обработка обечайки сопла на специальном двухместном стенде, одновременно проходящем начальный участок сопла и насадок. Обечайка вращается в ванне с электролитом, а ультразвуковой прецизионный датчик определяет толщину оболочки, подавая размеры на ЭВМ. Внутри ванны по образующей сопла установлены секционные электроды, на которые подается напряжение. В зависимости от значения «разнотолщинности», ЭВМ включает секции электрода, который производит снятие металла в месте, где заданная толщина отличается от номинала. Вторая технология – это вакуумная пайка оболочек камер сгорания. Третья – сварка тугоплавких металлов. Камера сгорания 11Д122 имеет кольцевой шов; все трубопроводы привариваются. Был разработан параметрический ряд головок сварки неповоротных стыков, который позволял варить (как снаружи, так и внутри) разнотолщинные разнородные материалы, например, алюминий с титановыми или жаропрочными сплавами. Вся сварка автоматическая. Если говорить о взаимодействии с институтом сварки Б.Патона, то на 70% бюджет этого НИИ был обеспечен нами. С украинскими ребятами мы работали очень плотно до последнего времени. А сейчас совместных работ практически нет, остались лишь личные связи. Нам известно, что НПО «Энергомаш» имеет заказ на изготовление двигателей для американцев. Здесь, по нашему мнению, их ждут большие трудности, связанные с соблюдением сроков поставок. Объем финансирования явно недостаточен для покупки нового высокопроизводительного оборудования, а имеющееся морально устарело. Те станки, которые необходимы для выполнения столь серьезного заказа, наша страна сейчас не выпускает: заводы по его выпуску встали, развалились. Если выполнять заказ, ориентируясь на имеющееся оборудование, то сроки могут быть сорваны. Новые же станки и оснастку купить можно, но за рубежом и за валюту. Объем финансирования всех без исключения предприятий отрасли значительно снижен. Для работы в условиях появления коммерческих заказов необходим переход на новую базу. Если положение не изменится, лет через пять мы можем вообще встать. А тогда уже нас ничто не спасет – даже если Запад в очередной раз нам поможет. Такие предпосылки видны уже сейчас... |
Новостройке – полвека. Пора стать городом
Е.Девятьяров. НК.
С началом развития ракетно-космической техники (РКТ) со всей остротой встала проблема необходимости проведения экспериментальной отработки создаваемых изделий. Возникшие сложности, связанные с обеспечением имитации окружающей среды и условий функционирования РКТ на этапах старта, орбитального или межпланетного полета, оказались достаточно серьезными в техническом плане и потребовали значительных материально-энергетических затрат. На определенном этапе потребовалось кардинально поставить вопрос о привлечении к этой задаче высококвалифицированных специалистов и создании специализированного испытательного центра.
11 июня 1948 г. Правительство СССР приняло Постановление №2018-791, согласно которому Министерству Вооружения предписывалось «осуществить строительство заводской станции... для проведения стендовых огневых испытаний ракет дальнего действия и двигателей». Место строительства поселка и промышленной зоны выбирали лично Д.Ф.Устинов (тогда нарком вооружения) и С.П.Королев. В итоге уже 7 июля 1948 г. Министром вооружения был подписан приказ №256 о создании филиала №2 НИИ-88. Именно этот период времени и можно считать началом истории организации, известной в настоящее время как НИИ химического машиностроения.
В труднейших бытовых условиях трудом многих людей и порой даже при отсутствии необходимой техники к концу 1949 г. строительство основных сооружений первой испытательной станции было уже завершено. А в ноябре 1949 г. для испытаний было доставлено первое изделие – баллистическая ракета Р-1 (компоненты топлива – спирт и жидкий кислород). 18 декабря в 20:32 на ИС-1 состоялось ее первое огневое испытание. С этого момента судьба НИИхиммаш стала неразрывно связана с испытательными работами отрасли.
Сотрудники предприятия принимали самое непосредственное участие в осуществлении первого полета человека в космос. На стендовой базе НИИхиммаш были испытаны ракета-носитель и ее двигатели, а также двигательная установка корабля «Восток».
С начала космической эры и на протяжении многих лет институт по праву считается головным центром по комплексной наземной отработке ракетно-космической техники в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным. На основной (п. Новостройка, вблизи г. Сергиев Посад, в 100 км к северу от Москвы) и южной (на космодроме Байконур) испытательных площадках сосредоточено более 50 испытательных сооружений, большинство из которых являются уникальными по своим техническим характеристикам.
Предприятие занимается наземной отработкой и сертификацией ракетно-космической техники, исследованием, отработкой и внедрением новых наукоемких технологий и технических средств, производством товаров народного потребления и технического назначения, оказанием специализированных услуг.
Институт располагает целым рядом стендов, на которых проводятся испытания ЖРД и их агрегатов на различных компонентах топлива, включая кислород/водород, кислород/углеводород. Комплекс водородных стендов полностью обеспечивает решение всех вопросов, связанных с экспериментальной отработкой кислородно-водородных двигателей тягой до 200 т и ступеней ракет тягой до 50 т.
Стенды для испытаний двигателей малых тяг, устанавливаемых на космических аппаратах, включают в себя термобарокамеры непрерывного действия объемом 0.3; 1.0; 1.5; 3.0; 10.0; 100.0 м3. Они позволяют проводить испытания двигателей тягой от 0.5 г до 600 кг. Длительность испытаний может достигать 9 месяцев и насчитывать десятки тысяч включений. Для оценки поведения материалов и систем при имитации эксплуатационных условий имеются камеры искусственного климата.
Для испытаний ступеней ракет служат несколько вертикальных стендов. Для огневых испытаний ступеней ракет с тягой до 1200 т предназначен стенд 102. Габариты устанавливаемой на этот стенд ступени могут достигать 40 м по высоте и до 9 м в диаметре; компоненты топлива – кислород/углеводород. В составе стенда имеется около 20 рабочих мест, необходимых для отработки различных процессов в системах ракеты.
Для стендовых и технологических испытаний ракеты «Энергия», огневых и послеполетных испытаний ее боковых блоков в составе технологического пакета, стендовых испытаний РН «Энергия» с макетом орбитального корабля «Буран» и для запуска МТКС «Буран» построен специальный стенд на космодроме Байконур – универсальный комплекс стенд-старт (УКСС). Он занимает две площадки. На одной из них находятся испытательный стенд и хранилища компонентов и сжатых газов, а на другой – бункер управления и сооружения тепло– и энергоснабжения. С испытательного стенда 15 мая 1987 года после комплексной полномасштабной наземной отработки впервые стартовала РН «Энергия» с модулем «Скиф-ДМ» («Полюс») в качестве полезной нагрузки.
Для обеспечения криогенными продуктами потребностей космодрома Байконур специалисты НИИхиммаш занимаются обслуживанием Кислородно-азотного завода (КАЗ).
Стенд для отработки узлов и средств разделения ступеней ракет позволяет проводить исследования траекторий полета частей летательных аппаратов после разделения, а также значений ударных нагрузок и вибраций, возникающих в момент разделения. Стенд оснащен системой уравновешивания гравитационных сил и имитации ускорений. Испытываемые образцы могут иметь диаметр до 8 м, длину до 30 м, а массу до 100 т.
Если по первоначальному замыслу институт создавался только для испытаний ЖРД и ЖРДУ, то с появлением космических аппаратов длительного использования экспериментальная база отрасли пополнилась термобарокамерами. В институте имеется 2 барокамеры для тепловакуумных испытаний космических аппаратов и элементов их отдельных систем в условиях, максимально приближенных к космическим. Барокамеры оснащены имитаторами солнечного и инфракрасного излучения, «холодного и черного космоса», устройствами ориентации космических аппаратов, многофункциональными информационно-управляющими системами.
В этих установках, начиная с 1968 г., прошли тепловакуумную отработку все советские космические аппараты и пилотируемые корабли, в том числе долговременные орбитальные станции «Салют», «Мир», космические аппараты серий «Луна», «Марс», «Венера», «Фобос», спутники «Экран», «Радуга», «Молния», корабль «Буран» и т.д. В общей сложности было проведено около 140 испытаний КА, а это – 4800 суток непрерывной работы установки.
Научно-исследовательские работы в институте ведутся по нескольким направлениям. Все они в той или иной мере связаны с потребностями РКТ. Проводятся исследования по оценке достаточности приближения стендовых условий испытаний изделий РКТ к натурным условиям. Изучаются вопросы высокочастотной (акустической) неустойчивости горения в ЖРД, разрабатываются методы количественной оценки запасов устойчивости. Выполняются исследования характеристик распыления различными форсунками, методов транспирационного охлаждения камер сгорания (КС), способов интенсификации процессов смешения и горения в КС ЖРД, методов организации эффективного горения в прямоточных воздушно-реактивных двигателях (ПВРД) и т.д. Изменившиеся экономические условия заставили предприятия космической отрасли интенсивно внедрять имеющиеся у них передовые технологии в народное хозяйство. В НИИхиммаше налажено конверсионное производство медицинского инструмента, трубчатых электронагревателей, продуктов лесобиохимии, ингаляторов и др.
В настоящее время НИИхиммашу, как основному центру наземной отработки ракетно-космической техники (РКТ), поручена роль головного исполнителя работ по двум разделам Федеральной космической программы: создание наземных объектов космической инфраструктуры и поддержание научно-технического потенциала и работоспособности экспериментальной базы для отработки РКТ. Кроме того, НИИхиммаш является соисполнителем по ряду других разделов ФКП…
Депутат Государственной Думы Михаил Мень, представляющий в законодательном органе интересы области, на территории которой находится НИИхиммаш, в беседе с корреспондентом НК заявил следующее:
– Мы сейчас стремимся придать поселку Новостройка статус муниципального образования. Если у нас это получится, он сможет претендовать на звание наукограда. В этом случае удастся серьезно изменить ситуацию на предприятии в лучшую сторону. Как наукоград, Новостройка сможет получить льготные послабления. Кроме того, как отдельный субъект на территории Московской области, город сможет претворять в жизнь и свою программу развития, и мне, как депутату, будет гораздо проще помогать предприятию НИИхиммаш. У меня будет больше оснований для того, чтобы выходить на Правительство РФ и задействовать какие-то депутатские рычаги. Однако, для того чтобы поселок вошел в братскую семью городов-наукоградов, ему нужно будет сперва принять свой устав муниципального образования. В этом уставе, по моему мнению, обязательно должно быть записано, что НИИхиммаш с одной стороны, и город, с другой, обязуются сотрудничать друг с другом. Наличие такого положения в дальнейшем позволит избежать появления возможного противостояния между руководителями предприятия и города.
«Торий» борется за выживание
Е.Девятьяров. НК.
Сегодня статус России как великой державы в глазах мирового сообщества сохраняется в основном благодаря наличию у нее «ядерного зонтика» и радиолокационного поля. Разведка, наблюдение и сопровождение космических, воздушных, морских и наземных объектов возможного противника, а также управление отечественными средствами отражения нападения осуществляется с помощью систем противоракетной обороны (ПРО), противовоздушной обороны (ПВО), космической разведки, систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН), систем спутниковой и тропосферной связи. В основе всех перечисленных систем находятся СВЧ изделия, разработанные на Государственном научно-производственном предприятии «Торий».
ГНПП «Торий» по основным задачам, своей производственно-технологической и инженерной инфраструктуре было создано исключительно для решения оборонных задач. Второго подобного предприятия в России нет. Приобретение аналогичных СВЧ изделий и систем на их основе за рубежом сегодня практически невозможно.
История этого уникального предприятия берет свое начало в 1959 г., когда с целью обеспечения российского радиолокационного поля мощными и сверхмощными источниками СВЧ-энергии был создан НИИ «Титан». Для обеспечения высокоэнергоемкого производства СВЧ приборов была построена специальная мощная инфраструктура, которая позволяла выпускать до 5000 изделий в год.
На протяжении последних 20-и лет институт разрабатывает и поставляет для Минобороны России мощные и сверхмощные вакуумные СВЧ-изделия, превосходящие по научно-техническому уровню имеющиеся зарубежные образцы. Даже в сегодняшнее сложное время предприятию пока удается поддерживать научный потенциал на уровне, обеспечивающем приоритет России в области мощных СВЧ-источников. Этот факт тем более важен, если учесть, что приобретение подобной техники за рубежом невозможно.
Свое современное название предприятие получило в декабре 1993 г., когда по распоряжению Правительства РФ на базе НИИ «Титан» и завода «Титан» было создано ГНПП «Торий».
Финансовое положение «Тория» – тяжелое. Связано оно во многом в связи с хроническими неплатежами государства за выполненные работы. На момент образования предприятия ГНПП «Торий» уже имело кредиторскую задолженность по обязательным платежам и за потребляемые энергоресурсы в размере 0.8 млн руб. С каждым следующим годом эта сумма все больше возрастала, особенно за счет пени и штрафов.
Положение усугубляется еще и необходимостью сохранения и поддержания производственных мощностей, превышающих сегодняшний реальный заказ в 12 раз. Минимальный обеспечиваемый объем выпуска составляет 3600 изделий. Однако, несмотря на то, что потребность войск и разработчиков новых систем вооружения и военной техники сегодня примерно в 3.5-4 раза превосходит этот объем выпуска, из-за бюджетных ограничений заказ поступает только на 300 изделий. Средства по линии конверсии и реструктуризации производства для предприятия недоступны.
Чтобы хоть как-то оставаться на плаву и не допустить банкротства с последующей распродажей предприятия, «Торий» выработал ряд стратегических направлений своей деятельности на ближайшие годы. Во-первых, предприятие планирует по согласованию с руководством Минобороны увеличить объем заказа в интересах министерства с 12.3 млн руб в 1998 г. до 28.4 млн руб в 2001 г. В настоящее время по указанию замминистра обороны уже подготовлена программа по СВЧ-электронике. В числе следующих планов – увеличение объема экспортных поставок по зарубежным контрактам (США, Китай и др.) с 0.8 млн $ в 1998 г. до 2.5 млн $ в 2001 г.
ГНПП «Торий» разрабатывает программу работ в интересах Москвы и Московской области. В ее основу положены научно-технические достижения коллектива предприятия. Эта программа включает в себя: промышленные установки, использующие преимущества СВЧ нагрева в области сушки, термообработки и стерилизации продуктов питания; медицинские приборы и технологии получения лекарств; решение проблем связи и телевидения, а также и широкое сотрудничество в ряде других областей. Реализация этой программы позволит увеличить объем работ для Москвы с 1.2 млн руб в 1998 г. до 10.5 млн руб в 2001 г. Кроме того, на предприятии разработан новый класс акустических систем, освоение и выпуск которых позволит получить дополнительно 35-40 млн руб в 2001 г.
Таким образом, «Торий» планирует уже в течение 3.5 лет достичь общего объема производства 150-180 млн руб (против 46 млн руб в 1998 г.). Это позволит полностью оздоровить финансовую деятельность предприятия, сделать его высокорентабельным, создать новые рабочие места.
Однако, чтобы планы воплотились в реальные результаты, «Торий» нуждается в проведении реструктуризации его имеющихся нынешних долгов. При этом, если бы предприятию была оказана еще и финансовая поддержка в 1998-99 гг. по статье федерального бюджета «Реструктуризация промышленности», то сроки оздоровления финансовой деятельности «Тория» могли бы сократиться до 2.5 лет.
В таких вопросах предприятию может оказать существенную помощь, пожалуй, только Государственная Дума. Депутаты И.И.Никитчук и В.М.Ивер из Комитета по конверсии и наукоемким технологиям при обсуждении на специально созванном заседании комитета тех трудностей, которые имеются у предприятия, подчеркнули чрезвычайную важность сохранения и рачительного использования уникального научно-технического потенциала «Тория». Они полностью поддержали проекты реструктуризации предприятия, а также и идею создания государственного центра-холдинга с участием ведущих предприятий радиоэлектронной промышленности. Особое внимание было обращено на необходимость сохранения кадрового потенциала «Тория». В итоге была достигнута договоренность о плодотворном сотрудничестве комитета Госдумы с предприятием в области подготовки законопроектов и поправок к действующим законам с целью создания благоприятных условий для деятельности «Тория» и подобных ему организаций…
6 июня. «ПРАЙМ-ТАСС». Сегодня состоялось годовое собрание акционеров ОАО «Пермские моторы» по итогам 1997 г. Приводим некоторые цифры, прозвучавшие на нем. Чистый убыток 1997 г. составил 41866 млн руб. против чистого убытка 1996 г. в размере 29076 млн руб. Выручка от реализации продукции «Пермских моторов» составила в 1997 г. 374374 млн руб. против 375919 млн руб. в 1996 г. Производство продукции по космической тематике составило 175522 млн руб. Экспортировано продукции в 1997 г. было на 3338 млн $.
ОАО «Пермские моторы» зарегистрировано 16 октября 1992 г. Уставный капитал – 158326020 руб. Он разделен на 395815050 обыкновенных акций номинальной стоимостью 0.4 руб. Основные акционеры: работники ОАО – 18 %, ОАО «Пермский моторный завод» – 31,3 %, Мингосимущества России – 14,3 %, ЗАО «Авиатехнология» – 6 %, иностранные юридические лица – 10 %, РАО «Газпром» – 2,9 %. – Е.Д. |
В США открылся новый центр космических технологий
10 июня.
А.Полянский по сообщению JPL.
Новый центр развития космической микроэлектроники и авионики был открыт 5 июня на территории Лаборатории реактивного движения JPL. Центр расположен в помещении площадью 465 м2. Бюджет NASA, утвержденный в феврале, предполагает выделение Центру 10 млн $ на текущий, и по 15 млн $ на последующие финансовые годы.
«Центр будет идти по пути создания «думающих» микрокосмических систем будущего, – заявил руководитель Центра д-р Леон Алкалаи (Leon Alkalai), – работа Центра будет в самом сердце освоения космоса в 21 веке».
Задачей Центра является создание автономных интегрированных микросистем, средств космической авионики и компьютерных технологий для будущих полетов в дальний космос и автономных полетов на орбите. Будут разрабатываться технологии «систем на одном чипе», передовые наноустройства и наноструктуры, переконфигурируемая и самонастраиваемая аппаратура, модульное программное обеспечение и новейшие компьютерные технологии управления КА.
Выпуск первого микроустройства, объединяющего компьютер, систему управления питанием, телекоммуникационные и навигационные системы, планируется к 2006 году. Кроме того, Центр будет заниматься конструкторской проработкой и отработкой надежности и других систем перспективных КА.
Разработки Центра будут использованы в перспективной программе NASA по исследованию далекого космоса, известной как X2000 и включающей в себя программы New Millenium, Euripa Orbiter, Pluto-Kuiper Express и Solar Probe.
СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ. ВЫСТАВКИ |
Выставка «Природа без границ»
П.Косых. НК.
В рамках проведения Всемирного дня защиты окружающей среды в Москве Государственный институт управления совместно с Научно-методическим центром «Менеджмент промышленной и экологической безопасности» со 2 по 5 июня организовал выставку «Природа без границ».
Сотрудниками библиотеки кафедры экологической безопасности была развернута экспозиция, где было представлено множество стендов Университетов, Академий, предприятий и организаций.
Особым вниманием пользовался стенд МА «Совинформспутник» «Взгляд из космоса», где были показаны отдельные фрагменты земной поверхности, неблагополучные с экологической точки зрения. Изюминкой стенда была космическая фотография зданий и сооружений комплекса, где была развернута вставка.
На выставке были представлены и издания «Экология и промышленность России», «Федеральный вестник экологии права», «Известия Академии промышленной экологии» и многие другие.
4 июня состоялся круглый стол, который открыл профессор Александр Сиротин. С приветственным словом от имени Комитета Госдумы Ирина Кудрина. От Министерства науки и технологии выступил Евгений Грацианский. Интересное выступление о неблагоприятном состоянии береговой линии Рыбинского водохранилища рассказал Виктор Новиков – представитель местной администрации. Свое видение преподавания экологических дисциплин в высшей школе высказал член-корреспондент Академии промышленной экологии Павел Косых. Краткое пояснение дал стенду «Взгляд из космоса» представитель «Совинформ-спутника» Вадим Баранов.
Участники круглого стола выразили пожелание о функционировании подобной выставки на территории Университета, как постоянно действующие экспозиции «Экология без границ».
Вел круглый стол заведующий кафедрой экологической безопасности Университета, член экологического совета при парламентском собрании союза Белоруссии и России, директор НМЦ «МПЭБ» Яков Вишняков.
ЛЮДИ И СУДЬБЫ |
К 70-и летию Георгия Добровольского
Б.Есин. Специально для НК.
Фото из архива автора
1 июня сего года исполнилось 70 лет со дня рождения летчика-космонавта СССР Г.Т.Добровольского.
Родился Георгий Тимофеевич в г. Одессе. Его биографию можно считать типичной для детей военных и послевоенных лет.
В Одессе он пережил все невзгоды фашистской оккупации. За связь с подпольем и хранение оружия попал в застенки гестапо. Ему грозила пожизненная каторга. Жизнь Георгию спасли одесские подпольщики, которые сумели организовать побег группе заключенных. Среди них был и юный арестант.
Добровольский возобновил учебу уже после освобождения Одессы, но закончил не обычную общеобразовательную школу, а спецшколу ВВС. Были такие после войны. В них подростки кроме изучения общих предметов приобщались к авиации. И, как правило, дальнейший их путь лежал в авиационные училища. Не исключением был и Георгий. В 1950 г. заканчивает он Чугуевское военное авиационное училище летчиков.
Дальнейшая биография летчика-истребителя Добровольского также во многом типична для летчиков 50-х годов. Служба в строевых частях Одесского и Прибалтийского военных округов, в Группе советских оккупационных войск в Германии. В должностях от летчика да начальника политотдела авиационного полка.
Вот только что постоянно отличало Георгия Тимофеевича, так это его неуемная страсть летать. Только за 1959 г. налет у капитана Добровольского составил более 133 часов при плане 60 часов.
Богатая летная практика позволила в полной мере раскрыться его летному таланту. Есть такое выражение: «летчик от бога». Именно таким был по воспоминаниям сослуживцев и свидетельствам многочисленных характеристик и аттестаций Георгий Тимофеевич.
И еще одна грань таланта этого удивительного человека раскрылась за время военной службы – таланта воспитателя-политработника. На должность заместителя командира авиационной эскадрильи по политической части его назначают всего через пять лет после окончания училища с должности старшего летчика. А ведь в то время в авиационных частях служило еще немало фронтовиков, с которыми молодому политработнику надо было непосредственно работать.
Георгий Тимофеевич любил людей, старался помочь решить их проблемы и заботы. Очень переживал, если не имел возможности этого сделать. И люди отвечали ему взаимностью. Замполит был поистине любимцем полка.
Прыжок выполнен успешно. 1966 г. |
В 1961 году, в год полета Гагарина, Георгий Тимофеевич заканчивает Военно-воздушную академию (ныне ВВА им.Ю.А. Гагарина). Космосом тогда бредили все. Не обошло это увлечение и Добровольского.
«Если ребята моложе меня, с уровнем летной подготовки не выше моего, – рассуждал он, – смогли стать космонавтами и выполнить полет, почему бы и мне не попробовать?» И подал по команде рапорт о своем желании стать космонавтом. Как ни жаль было терять в полку опытного летчика, командование дает рапорту ход.
И пошли традиционные долгие медицинские «хождения по мукам», которые, тем не менее, благополучно закончились в начале 1963 г. Георгий Тимофеевич был зачислен в отряд космонавтов.
Это был период звездного часа советской космонавтики. Триумфальные полеты первых советских космонавтов вызывали всеобщий восторг в стране и в мире. Но надо было идти дальше. Еще шла реализация программы «Восток», когда С.П. Королев разворачивает работы по программе «Восход». Она должна была стать своеобразным «космическим полигоном» для проверки перспективных научно-технических решений. Одновременно начинаются работы по проекту «Союз».
Георгий Тимофеевич принимает участие в подготовке к полету по всем перечисленным программам. Но судьба уготовила ему войти в историю как командиру первой в мире орбитальной станции «Салют» (ДОС-7К№1).
Полеты на орбитальной станции не выглядели в то время столь впечатляющими, как американские лунные экспедиции. Однако, как в последующем показала практика, именно орбитальные станции являются магистральным направлением развития мировой пилотируемой космонавтики.
Но до своего старта Георгию Тимофеевичу предстояло пройти традиционный тернистый путь подготовки первопроходцев космоса. Требования к физической подготовке, морально-психологической устойчивости в те времена были весьма жесткими. А по сему летная, парашютная и физическая подготовка, постоянные медицинские тесты, баро-, сурдокамеры, центрифуга занимали весьма большой объем в подготовке космонавтов. Одних парашютных прыжков за семь лет подготовки Добровольским выполнено 111.
Профессионально Георгий Тимофеевич на фоне своих коллег выглядел весьма достойно. Средний балл сдачи экзаменов по космическим дисциплинам у него 4.7.
Экипаж «Союза-11» за несколько суток до старта. (слева направо В.Пацаев, Г.Добровольский, В.Волков) 1971 г. |
Добровольский был оценен в Центре подготовки космонавтов по достоинству как талантливый «инженер человеческих душ». В лучшем смысле этого слова. Его врожденная интеллигентность, открытость души, обаятельность улыбки, сравнимой разве что с гагаринской, искрометный одесский юмор сделали его, как и в полку, всеобщим любимцем Центра подготовки. И в январе 1970 г. Георгия Тимофеевича назначают заместителем командира отряда космонавтов по политической части. Еще не слетавшего (!) космонавта. С этой должности он и ушел в бессмертие.
Сообщение Ю.Левитана 6 июня 1971 г. об очередном старте космического корабля «Союз-11» с экипажем Г.Добровольского, В.Волкова и В.Пацаева, а также о последующей стыковке с орбитальной станцией «Салют» в стране было встречено с большим энтузиазмом. Время было тогда такое хорошее. Радовались мы тогда достижениям своей страны и гордились ее героями.
Но не знали мы тогда, нам об этом не говорили, что экипаж Добровольского в космос пошел в самый последний момент с дублером. И почему это произошло, мы узнали много лет спустя.
В данном случае, кстати впервые, проявилась на практике эффективность советской системы подготовки космонавтов в составе двух экипажей. Когда подготовленные в полном объеме дублеры в любой момент могут заменить основной экипаж.
Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков и Виктор Иванович Пацаев в течение более чем трех недель выполнили уникальную по тем временам программу научных исследований и экспериментов. Но продолжать эту программу последующим поколениям космонавтов предстояло уже без экипажа первой орбитальной станции. При возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата экипаж «Союза-11» погиб.
Эта трагедия убедительно подтвердила непреложную истину: с космосом надо обращаться весьма обходительно, он не прощает даже мелочей.
Именем Добровольского назван кратер на Луне, одна из малых планет Солнечной системы. В Одессе его именем названы школа №10, где учился будущий космонавт, и один из красивейших проспектов.
1 июня на родине Георгия Тимофеевича прошли основные мероприятия, посвященные его 70-летию. К сожалению, ни ведущие космические организации, ни средства массовой информации практически никак не отреагировали на юбилей героя. Одесситы же к памяти своего знаменитого земляка относятся бережно.
На проспекте Добровольского состоялся митинг его памяти. Народу пришло столько, сколько могли вместить прилегающие площадь и улицы. На самом популярном телевизионном канале дочери космонавта Марина и Наташа около часа в прямом эфире отвечали на вопросы одесситов.
Г.Добровольский и П.Климук на аэродроме Чкаловский. 1966 г. |
Через 27 лет после принятия постановления об увековечении памяти Добровольского на доме №5 по переулку Герцена, где родился и жил космонавт, открыта памятная доска. Произошло это благодаря стараниям дочерей Георгия Тимофеевича, жильцов дома и проживающих в Одессе ветеранов Байконура.
В музее космонавтики Звездного городка экспонируется удивительный документ.
РАПОРТ: «Прошу зачислить меня в школу космонавтов. Готов отдать этому делу все свои силы и знания, а если потребуется, и жизнь майор Добровольский начальник 43 АПИБ». |
И он выполнил свое обещание, отдал жизнь за освоение космического пространства.
Однополчане свято чтят память своего замполита. Приказом министра обороны СССР подполковник Добровольский навечно зачислен в списке личного состава полка. И по сей день на каждой вечерней поверке дежурный по 1-й авиационной эскадрилье первым по списку вызывает: «подполковник Добровольский». На что правофланговый сержант неизменно отвечает: «Подполковник Добровольский погиб при освоении космического пространства».
Георгий Добровольский ушел в бессмертие. Но он навсегда остался в сердцах своих однополчан, космонавтов всех поколений.
Встреча ветеранов Байконура
А.Шинкарева. НК.
7 июня, в первое воскресенье месяца, по традиции ветераны Байконура собрались в восемнадцатый раз.
Слово «ветеран» в сознании наших соотечественников ассоциируется в первую очередь с героями Великой Отечественной или с воинами-афганцами и теми, кто участвовал в чеченской войне. Но что мы знаем о ветеранах космоса? А между тем именно им – конструкторам и строителям, инженерам и рабочим, испытателям и пилотам, военным и гражданским – обязана Россия славой первой космической гавани планеты.
Ветераны живут и работают в Москве и регионах России, ближнем и дальнем зарубежье. Самые способные пишут статьи и книги о Байконуре, о своих друзьях и соратниках, стремятся сотрудничать с телевидением и радио, активно общаются с молодежью, сотрудничают с музеями, пополняя их запасники новыми экспонатами и материалами, искренне веря в то, что внуки и правнуки захотят как можно больше узнать о космосе. К себе относятся строго. Никаких поблажек: работа по освещению российских достижений в области космоса – не на высшем уровне, молодежь заражена «космическим вирусом» не повсеместно, средства массовой информации до обидного мало внимания уделяют насущным проблемам космонавтики, не удовлетворены сотрудничеством с РВСН и другими космическими организациями…
Они жали друг другу руки, обнимались, радовались встрече, как дети, и вспоминали тех, кто ушел из жизни.
А тем, кто приехал на сегодняшнюю встречу, вручали награды Федерации Космонавтики – медали Гагарина, Королева, Келдыша, Бармина, Кузнецова, Решетнева и других (всего 33 медали) и дипломы Гагарина за выдающиеся заслуги и за вклад в развитие отечественной ракетно-космической техники.
По словам первого председателя Совета Ветеранов Байконура Василия Васильевича Савинского, а теперь – Первого секретаря Совета, 15 ноября 1975 г. состоялась первая встреча ветеранов на самом Байконуре.
«В честь торжеств по поводу празднования 20-летия Байконура никому в голову не пришло привлечь к сотрудничеству ветеранов,» – вспоминает Василий Васильевич: «А я, как человек инициативный, возьми да и брось клич! Собралось свыше 150-и человек и создали Совет Ветеранов Байконура!
А потом, когда приехал в Москву, вижу – 5 начальников Байконура разных лет живет здесь, а никто друг друга даже не знает: ни телефонов, ни адресов. Непорядок! И тогда я провел встречу ветеранов 11 апреля 1981 г. на Красной площади. Собралось около 50-и человек, и председателем избрали Анатолия Ивановича Нестеренко – первого начальника космодрома Байконур. Следующая встреча состоялась около метро ВДНХ у Монумента Покорителям Космоса. А еще через четыре встречи мы обосновались на нашем нынешнем месте (в Культурном Центре им. Фрунзе), где встречаемся в 11 часов дня ежегодно.
На сегодняшний день мы поддерживаем связь с тридцатью тремя городами бывшего Советского Союза, в которых проживает свыше 25-и тысяч ветеранов Байконура. В крупных городах созданы советы ветеранов. Там же, где их нет, работа ведется индивидуально. Поддерживается связь и с теми, кто эмигрировал за океан.
В Академии Циолковского создан Совет старейших ветеранов, в основном ученых и конструкторов. Движение, которое началось 23 года назад, развивается, постепенно перекинувшись на Плесецк и Капустин Яр.
«И теперь, – широко улыбается неугомонный Василий Васильевич, – новая задача – поднять Свободный. А сегодня, пользуясь случаем, я хочу поприветствовать всех ветеранов Байконура и ветеранов космонавтики! Приходите к нам на встречи! А мы, в свою очередь, с удовольствием будем приходить на все встречи других ветеранских организаций! С уважением! Здоровья, счастья всем ветеранам!»
Что можно добавить к этим замечательным словам? Только присоединиться с самыми теплыми пожеланиями от имени нашей редакции.
Биографии членов экипажа полета STS-91
Подготовлены С.Шамсутдиновым и И.Марининым по архивным материалам компании «Видеокосмос»
Командир экипажа
Чарлз Джозеф ПРЕКУРТ (Charles Joseph Precourt)
Полковник ВВС США
289-й астронавт мира 181-й астронавт США
Чарлз Прекурт родился 29 июня 1955 г. в г. Уолтэм, шт. Массачусеттс. Он имеет степени бакалавра по авиационной технике (1977), магистра наук по техническому менеджменту (1988) и магистра искусств по проблемам национальной безопасности и стратегическим исследованиям (1990).
В 1978 г. Прекурт прошел летную подготовку на авиабазе ВВС Риз в Техасе и остался служить там – сначала летчиком-инструктором, а затем летчиком-испытателем. В 1982-1984 гг. он проходил службу в Битбурге (ФРГ). Вернувшись в США, он поступил в Школу летчиков-испытателей ВВС, которую окончил в 1985 г. После этого до 1989 г. он служил сначала летчиком-испытателем, а затем летчиком-инструктором на авиабазе Эдвардс.
С середины 1989 г. Прекурт учился в Военно-морском командно-штабном колледже США в Ньюпорте (Род-Айлэнд), который окончил с отличием в декабре 1990 г.
Он имеет налет свыше 6500 часов на более чем 50 типах самолетов.
17 января 1990 г. NASA отобрало майора Чарлза Прекурта кандидатом в астронавты в составе 13-го набора. В июле 1991 г. Прекурт окончил общекосмическую подготовку и получил квалификацию пилота шаттла. До назначения в экипаж он работал в Отделе астронавтов и занимался техническими вопросами запуска шаттла.
Ранее Чарлз Прекурт совершил три космических полета: специалистом полета экипажа «Колумбии» с лабораторией Spacelab-D2 (STS-55) с 26 апреля по 6 мая 1993 г., пилотом «Атлантиса» (STS-71, первая стыковка шаттла с ОК «Мир») с 27 июня по 7 июля 1995 г., командиром «Атлантиса» (STS-84, шестая стыковка шаттла с ОК «Мир») с 15 по 24 мая 1997 г.
С октября 1995 по апрель 1996 гг. Прекурт являлся координатором NASA в ЦПК имени Ю.А.Гагарина. Он практически свободно владеет русским языком. В 1997 г. Чарлз Прекурт занимал должность помощника (по техническим вопросам) директора Космического центра имени Джонсона.
23 октября 1997 г. NASA объявило, что Прекурт назначен командиром экипажа STS-91. Этот полет стал для него четвертым. Примечательно, что Прекурт оказался единственным американским астронавтом трижды побывавшим на «Мире».
Более подробная биография Ч.Прекурта опубликована в НК №14, 1997, стр.64.
Пилот
Доминик Ли Падвилл ГОРИ (Dominic Lee Pudwill Gorie)
Коммандер (капитан 2-го ранга) ВМФ США
Ранее опыта космических полетов не имел 379-м астронавт мира 239-м астронавт США
Доминик Падвилл (Гори – фамилия отчима) родился 2 мая 1957 г. в городе Лейк-Чарлз, шт.Луизиана. В 1975 г. окончил среднюю школу Майами Палметто в г. Майами, шт.Флорида. Затем Гори поступил и в 1979 г. окончил Военно-морскую академию США, получив степень бакалавра наук по морской технике. В 1990 г. в Университете Теннесси он защитил диссертацию магистра наук по авиационным системам.
Окончив Военно-морскую академию и получив звание энсайна (младший лейтенант), Гори в 1979-1981 гг. прошел летную подготовку в ВМФ США. После этого он был направлен в 46-ю штурмовую эскадрилью, базирующуюся на авианосце «Америка», где с 1981 по 1983 гг. летал на штурмовике A-7E «Корсар». Затем, с 1983 по 1986 гг. он служил в составе 132-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи на борту авианосца «Корал-Си», летал на F/A-18 «Хорнет».
В 1987 г. Доминик Гори прошел обучение в Школе летчиков-испытателей ВМФ, и в 1988-1990 гг. служил летчиком-испытателем в Летно-испытательном центре ВМФ США. С 1990 по 1992 гг. проходил службу в 87-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье на борту авианосца «Рузвельт», летая на F/A-18. Участвовал в операции «Буря в пустыне» в Ираке, выполнив 38 боевых вылетов.
В 1992-1994 гг. служил в Космическом командовании США (г. Колорадо-Спрингс). В 1994 г. был направлен в 106-ю бомбардировочно-истребительную эскадрилью для восстановления навыков пилотирования F/A-18. В момент отбора в отряд астронавтов NASA получил назначение в 37-ю бомбардировочно-истребительную эскадрилью.
Гори имеет налет свыше 3500 часов на более чем 30 типах самолетов, он выполнил также свыше 600 палубных посадок.
Гори подавал документы на отбор в отряд астронавтов NASA в 1991 г. и приглашался на обследование и собеседование в январе 1992 г., но отобран не был.
8 декабря 1994 г. Доминик Гори был отобран кандидатом в 15-ю группу астронавтов NASA. В марте 1995 г. он прибыл в Космический центр имени Джонсона и приступил к общекосмической подготовке, которую окончил в июне 1996 г., получив квалификацию пилота шаттла. После этого он работал в Отделе астронавтов NASA по вопросам безопасности и являлся оператором связи (капкомом) во время нескольких полетов шаттла.
23 октября 1997 г. NASA назначило Доминика Гори пилотом «Дискавери» по программе STS-91. Для него это был первый космический полет.
Гори награжден летным крестом «За отличие» с боевым «V», медалью «За особые заслуги», двумя «Авиационными медалями», двумя Благодарственными медалями ВМФ с боевым «V» и медалью ВМФ «За достижения».
Доминик Гори женат на урожденной Венди Лу Уилльямс. В их семье двое детей: дочь Кимберли Лаура (род. 25 июня 1987) и сын Эндрю Пол (20 ноября 1989). Его мать, Ширли Падвилл, проживает в г. Касселбёри, шт.Флорида, отец – Пол Падвилл умер. Отчим – Уилльям Гори живет в Палм-Сити (шт. Флорида).
Доминик – зеленоглазый шатен, рост 178 см, вес 80 кг. Он увлекается лыжами, пешим туризмом, катанием на велосипеде и гольфом.
Руководитель работ с полезной нагрузкой
Специалист полета-1
Фрэнклин Рамон ЧАНГ-ДИАС (Franklin Ramon Chang-Diaz)
197-й астронавт мира 118-й астронавт США
Фрэнклин Чанг-Диас (внук китайского иммигранта) родился 5 апреля 1950 г. в городе Сан-Хосе, Республика Коста-Рика. В 1967 г. Фрэнклин переехал в США и в 1969 г. окончил среднюю школу в Хартфорде, шт.Коннектикут. В мае 1973 г. он окончил Университет Коннектикута со степенью бакалавра наук по механике. После этого он продолжил свое образование в Массачусеттском технологическом институте, и в 1977 г. защитил докторскую диссертацию в области прикладной физики плазмы и технологии синтеза.
В том же году Фрэнклин Чанг-Диас поступил в Лабораторию имени Чарлза Старка Дрейпера в Кембридже. Там он занимался разработкой систем управления для перспективных термоядерных реакторов и экспериментальных установок с удержанием плазмы.
В мае 1980 г. д-р Чанг-Диас был принят кандидатом в 9-ю группу астронавтов NASA. В августе 1981 г. он окончил общекосмическую подготовку и получил квалификацию специалиста полета.
Фрэнклин Чанг-Диас в настоящее время является одним из самых опытных астронавтов NASA. Он стал третьим астронавтом в мире, совершившим шесть космических полетов (после Дж.Янга и С.Масгрейва соответственно). Учитывая его опыт и возраст (ему всего лишь 48 лет), можно говорить о том, что он имеет вполне реальные шансы слетать в космос в седьмой раз, а может быть, и больше.
1-й космический полет Фрэнклин Чанг-Диас совершил 12-18 января 1986 г. в качестве специалиста полета «Колумбии» (STS-61С).
2-й полет Чанг-Диас совершил в качестве специалиста полета по программе STS-34. В этом полете (18-23 октября 1989 г.) с борта «Атлантиса» была выведена АМС «Галилео».
3-й полет он выполнил опять на борту «Атлантиса» (STS-46) с привязным спутником TSS с 31 июля по 8 августа 1992.
4-й полет – на борту «Дискавери» (STS-60) с 3 по 11 февраля 1994.
5-й полет он совершил в качестве руководителя работ с полезной нагрузкой на борту «Колумбии» (STS-75) с привязным спутником TSS-1R и американской микрогравитационной ПН USMP-3 (с 22 февраля по 9 марта 1996).
6-й полет – на борту «Дискавери» (STS-91).
Кроме того, в декабре 1993 г. д-р Чанг-Диас был назначен директором Лаборатории перспективных космических двигательных установок в Космическом центре имени Джонсона. Он также является адъюнкт-профессором физики в Университете Хьюстона. В 1996-1997 гг. Чанг-Диас был руководителем Отделения оперативного планирования Отдела астронавтов NASA.
Подробная биография Ф.Чанг-Диаса опубликована в НК №5, 1996, стр.61.
Специалист полета-2
Венди Берриен ЛОРЕНС (Wendy Berrien Lawrence)
Коммандер (капитан 2-го ранга) ВМФ США
323-й астронавт мира 206-й астронавт США
Венди Лоренс родилась 2 июля 1959 г. в городе Джексонвилл, шт. Флорида. Она имеет степени бакалавра наук (1981) и магистра наук (1988) по морскому машиностроению.
После окончания в 1981 г. Военно-морской академии США Лоренс с отличием прошла курс летной подготовки и стала морским авиатором в 1982 г. Затем она служила в 6-й эскадрилье вертолетов боевой поддержки ВМФ США. Участвовала в походах авианосной группы кораблей в Индийский океан. В 1988 г. она получила назначение в отряд «Альфа» 30-й эскадрильи легких противолодочных вертолетов. В октябре 1990 г. Венди Лоренс была направлена в Военно-морскую академию США, где была наставницей женщин-новобранцев.
Лоренс имеет налет более 1500 часов на шести типах вертолетов и более 800 посадок на палубу корабля.
В марте 1992 г. NASA отобрало Лоренс кандидатом в 14-ю группу отряда астронавтов. В 1993 г. она завершила курс общекосмической подготовки, получив квалификацию специалиста полета.
Свой первый космический полет Венди Лоренс совершила на борту «Индевора» (STS-67) с обсерваторией ASTRO-2 со 2 по 18 марта 1995 г.
С марта по сентябрь 1996 г. Венди Лоренс являлась координатором NASA в ЦПК имени Ю.А.Гагарина.
С сентября 1996 по июль 1997 гг. Лоренс проходила подготовку в ЦПК имени Ю.А.Гагарина для длительного полета на ОК «Мир» по программе NASA-6. Она полностью прошла курс подготовки к полету, но 30 июля 1997 г. было принято решение о ее замене дублером Д.Вулфом (по антропометрическим параметрам Лоренс не может работать в скафандре «Орлан-ДМ»). Несмотря на это обстоятельство NASA оставило ее в экипаже STS-86, но уже в качестве специалиста полета. В августе Лоренс возвратилась в США и продолжила подготовку в составе экипажа STS-86.
Полет на борту «Атлантиса» (STS-86, седьмая стыковка шаттла с ОК «Мир») она совершила с 25 сентября по 6 октября 1997.
Практически сразу после этого полета она вновь получила назначение в экипаж. 23 октября 1997 г. NASA объявило Лоренс специалистом полета экипажа STS-91. Этот полет стал для нее третьим, и она во второй раз побывала на станции «Мир».
Биография В.Лоренс была также опубликована в НК №5, 1995, стр.53 и НК №21, 1997, стр.74.
Специалист полета-3
Дженет Линн КАВАНДИ (Janet Lynn Kavandi)
Ранее опыта космических полетов не имела
380-м астронавт мира 240-м астронавт США
Дженет родилась 17 июля 1959 г. в Спрингфилде, шт. Миссури. В 1977 г. окончила среднюю школу в г. Картейдж, шт. Миссури. В 1980 г. она окончила Южный колледж штата Миссури в г. Джоплин и получила степень бакалавра наук по химии. В 1982 г. в Университете Миссури в г. Ролла ей была присвоена степень магистра наук по химии, а в 1990 г. в Университете Вашингтона в г. Сиэтл – доктора по аналитической химии.
В 1982-1984 гг. Каванди работала в компании Eagle-Picher Industries в г. Джоплин в качестве инженера по разработке новых химических источников тока для оборонных целей. С 1984 г. она стала работать инженером Отделения технологий энергетических систем в компании Boeing Aerospace (ныне – Boeing Defense & Space Group).
В течение более 10-летней карьеры в компании Boeing Каванди участвовала в нескольких программах, разрабатывавшихся этой компанией. В частности, она была ведущим инженером по вспомогательной силовой установке ракеты SRAM-2 и представителем технического персонала по конструированию и разработке термо-химических источников тока для ракет Sea Lance и LEAP (Lightweight ExoAtmospheric Projectile). Кроме того, она участвовала в работах по проектам космической орбитальной станции, лунной и марсианской баз, разгонного блока IUS, буксира AOTV, крылатой ракеты ALCM и баллистических ракет Minuteman и Peacekeeper (MX).
Д-р Каванди имеет два патента на изобретения, а также несколько публикаций в научных журналах.
8 декабря 1994 г. д-р Дженет Каванди была отобрана кандидатом в 15-ю группу астронавтов NASA. В марте 1995 г. она прибыла в Космический центр имени Джонсона и приступила к общекосмической подготовке, которую окончила в июне 1996 года, получив квалификацию специалиста полета. До назначения в экипаж она работала в Отделении полезных нагрузок и обитаемых модулей Отдела астронавтов NASA, где занималась обеспечением интеграции ПН для МКС.
23 октября 1997 г. NASA назначило Дженет Каванди специалистом полета в экипаж «Дискавери» (STS-91). Это ее первый космический полет.
Дженет Каванди замужем за Фархадом Джоном Каванди. У них двое детей – Уилльям Арман (род.2 февраля 1991) и Ариана Николь (10 декабря 1993). Ее родители, Уилльям и Рут Селлерс, умерли. До совершеннолетия она воспитывалась попечителями: тетей и дядей – Мэри и Эдвард Инглэнд, которые живут в Картейдже (шт.Миссури).
Дженет – шатенка с зелеными глазами, рост – 170 см, вес – 55 кг. Она увлекается катанием на лыжах, пешими походами, игрой на пианино, полетами и подводным плаванием.
Специалист полета – 4
Валерий Викторович РЮМИН
84 астронавт мира, 41 космонавт СССР/России
Родился 16 августа 1939 г. в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край, РСФСР, СССР) в семье учителя, русский. С 1946 г. учился в Загорянской школе (Щелковский район, Московской области), восьмой класс которой окончил в 1954 г. В том же году он стал учащимся Калининградского механического техникума. По его окончании в 1958 г. четыре месяца работал стажером-револьверщиком на заводе №88 Госкомитета оборонной техники – производственной базе ОКБ-1 – (с 1966 г. – Завод экспериментального машиностроения), где в это время шло опытное производство первых лунных станций, ракет Р-7, готовилось производство пилотируемых кораблей 3КА и многого другого. Оттуда в ноябре 1958 г. Валера Рюмин был призван в армию. Три года он служил командиром танка в одной из танковых дивизий на территории Азербайджана и закончил службу сержантом.
По возвращении на родину он поступил на вечернее отделение Московского лесотехнического института, факультет счетно-решающей техники, который закончил в июне 1966 г. с дипломом инженера-электрика. Но еще до окончания учебы, в ноябре 1965 г. Валерий Рюмин пришел работать в ОКБ-1, которым руководил С.П.Королев, на должность механика-стажера 39-го отдела.
После окончания института он был переведен на должность инженера 721-го отдела ЦКБ ЭМ (бывшее ОКБ-1), а в ноябре 1969 г. он стал старшим инженером. В это время Валерий Рюмин участвовал в разработке документации для электрических испытаний лунного облетного корабля 11Ф91 («Зонд»). Кроме того, он участвовал в подготовке изделий 11Ф91 к запуску на комплексной испытательной станции, на технической позиции и стартовой площадке космодрома Байконур. За это время он назначался руководителем испытаний и техническим руководителем. Несмотря на ряд крупных неудач с полетами 11Ф91 и закрытие программы облета Луны, Рюмин в январе 1970 г. был назначен заместителем ведущего конструктора по новым перспективным изделиям 27К (комплекса ДОС-7К-Т), которые после запуска стали называться орбитальными станциями «Салют». (Главным конструктором направления в это время был нынешний Президент РКК «Энергия» Ю.П.Семенов). Будучи в этой должности, он направил заявление на имя главного конструктора ЦКБ ЭМ В.П.Мишина с просьбой о зачислении в отряд космонавтов.
После преодоления медицинской комиссии он 21 марта 1973 г. был зачислен в отряд космонавтов ЦКБЭМ на должность космонавта-испытателя 731-го отдела. Вместе с ним в отряд были зачислены ныне известные всему миру космонавты В.Аксенов, А.Иванченков и Г.Стрекалов. Началась общекосмическая подготовка на базе предприятия. Во время подготовки он не раз выполнял функции сменного руководителя полетом в ЦУПе и на плавучих НИПах – судах «Космонавт Юрий Гагарин», «Космонавт Владимир Комаров», «Академик Сергей Королев». В середине 1975 г. он вместе с другими бортинженерами был включен в группу подготовки к полетам на станцию «Салют-6» и с сентября начал подготовку в качестве бортинженера основного экипажа по программе первой основной экспедиции на эту станцию вместе с Владимиром Коваленком. Им предстояло впервые открыть «дверь» в новую станцию с двумя стыковочными узлами и проработать на ней 100 суток, отняв мировое первенство длительности полета у американцев. На эту станцию впервые должны были полететь иностранные космонавты, которые готовились в ЦПК. Но благие намерения не оправдались.
В октябре 1977 г. Коваленку и Рюмину не удалось состыковать норовистый космический корабль «Союз-25» со станцией и 11 октября пришлось возвратиться на Землю ни с чем. И хотя космонавтов в неудаче никто не обвинял (во всяком случае в прессе), тем не менее они первыми из советских космонавтов не стали Героями Советского Союза. Кроме того, их развели по разным экипажам. Более того, развели и других нелетавших космонавтов, которые входили в один экипаж, из-за чего впоследствии была сломана не одна судьба.
Отдохнув после двухсуточного полета, Валерий Рюмин вновь начал подготовку к полету, но теперь вместе с Владимиром Ляховым в дублирующем экипаже 2-й основной экспедиции.
Отдублировав Александра Иванченкова («Союз-29»), Рюмин продолжил подготовку к своему полету.
Второй космический полет, на сей раз успешный, Валерий Рюмин совершил с 25 февраля по 19 августа 1979 года в качестве бортинженера КК «Союз-32» (посадка «Союз-34») по программе 3-й основной экспедиции на орбитальной станции «Салют-6»(ДОС-5-1) вместе с Владимиром Ляховым. Во время полета не обошлось без происшествий.
Во первых, ни одна из двух запланированных экспедиций посещения к ним не прибыла. «Союз-33» с Н.Рукавишниковым и Г.Ивановым (НРБ) на борту не долетел до станции из-за аварии двигательной установки. Полет В.Кубасова и Б.Фаркаша (ВНР) отложили из-за необходимости проверок двигателя.
Во вторых, во время одного из тестовых включений маршевого двигателя «Союза-32», не открыли теплозащитную крышку, в результате она прогорела и пришлось поддерживать постоянную ориентацию комплекса относительно Солнца, чтобы топливо в корабле не замерзло.
Елена провожает мужа в космос (слева Ч.Прекурт) |
В третьих, после стыковки «Прогресса-6» в мае 1979 г. в течение двух суток космонавтам не удавалось добиться герметичности переходного люка.
А в конце полета возникла самая серьезная нештатная ситуация: десятиметровая конструкция радиоантенны КРТ-10 не отделилась от станции, а зацепившись за внешние конструкции, загородила стыковочный узел. Под вопросом оказалась дальнейшая эксплуатация станции. Рюмин и Ляхов в конце почти полугодового полета совершили внеплановый выход в открытый космос и отделили антенну. Такого до них не делал никто.
И Земля встретила космонавтов жестко. Двигатели мягкой посадки сработали, но из-за сильного ветра спускаемый аппарат раскачался на парашюте и дважды ударился о поверхность. Затем СА покатился и его тащило до тех пор, пока космонавты не отстрелили стропы парашюта. Стресс был настолько силен, что командир еще до прибытия спасателей выбрался из аппарата и несмотря на слабость, ходил вокруг, приговаривая «Родненькая, за что же ты нас так?...». За такой уникальный полет Валерий Рюмин, как и Владимир Ляхов, не только получили звание Героя Советского Союза, но и получил внеочередную квалификацию «Инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса».
Через полгода вновь случилось неординарное событие, заставившее заговорить о Рюмине всю страну. Дело в том, что в феврале 1980 г., когда до старта следующей, четвертой экспедиции на «Мир» оставалось около двух месяцев, серьезно повредил колено на батуте бортинженер основного экипажа Валентин Лебедев. Основным экипажем автоматически стал дублирующий – Вячеслав Зудов и Борис Андреев, а Валерию Рюмину предложили вместе с командиром бывшего первого экипажа Леонидом Поповым их продублировать. Во всем отряде гражданских космонавтов только он, с еще незабытыми навыками полета и эксплуатации станции, мог «вскочить на подножку уходящего поезда» за два месяца до старта. Рюмин согласился и «впрягся» в новую подготовку. В конце марта, после заключительных комплексных тренировок, преимущество второго экипажа по уровню подготовки стало неоспоримым, и госкомиссия назначила основным экипажем Леонида Попова и Валерия Рюмина. Они и стартовали в космос 9 апреля 1980 г. на КК «Союз-35». Причем для Рюмина даже не сшили новый скафандр «Сокол», и он полетел в своем старом, конечно после соответствующей проверки. Полет был более напряженным, но с меньшим количеством нештатных ситуаций. Завершился третий полет В.Рюмина 11 октября 1980 г. посадкой на КК «Союз-37». За 185 суток полета ему пришлось работать с четырьмя экспедициями посещения, причем три из них – международные.
Два полугодовых полета с полугодовым промежутком между ними до сих пор не совершил ни один космонавт мира.
И звание Дважды Герой Советского Союза и третий высший орден СССР – орден Ленина – достойная награда герою-космонавту.
По возвращении из отпуска, в феврале 1981 г., Валерия Рюмина назначили заместителем руководителя комплекса натурных испытаний космических аппаратов, в январе 1982 г. – начальником этого комплекса и одновременно руководителем полета ОС «Салют-7». В июне 1986 г. он поднялся еще на несколько ступенек служебной лестницы и стал заместителем Генерального конструктора НПО «Энергия», оставаясь руководителем полета и инструктором-космонавтом-испытателем 1-го класса.
Только 28 октября 1987 г., после четырнадцати лет службы в отряде космонавтов, Валерий Рюмин ушел на пенсию, но до сих пор остается заместителем генерального конструктора НПО «Энергия» (ныне – РКК «Энергия»). Когда были подписаны документы о совместных космических полетах на ОК «Мир» российских космонавтов и американских астронавтов «Мир/Шаттл» и «Мир/ NASA», он был назначен одновременно и руководителем этих программ с российской стороны. Именно поэтому не стало удивительным предложение астронавта Фрэнка Калбертсона – руководителя этих программ с американской стороны – завершить программу ударным полетом двух руководителей на шаттле и на «Мире». Но Калбертсона не пустило в полет свое начальство (хочешь летать – возвращайся в отряд астронавтов, а кресло руководителя освободи). А Валерий Рюмин в мае-июне 1997 г. успешно прошел медкомиссию в ИМБП. В июле решением МВК под председательством Ю.Коптева был направлен для подготовки к полету по программе STS-91 в NASA. 5 сентября 1997 г. он приступил к подготовке, но только 21 января 1998 г. NASA официально объявило его в составе экипажа. Причем и тут Рюмин оказался первым. В официальном релизе NASA было указано, что Валерий Рюмин назначен в состав экипажа решением Российского космического агентства. Таким образом NASA признало, что РКА впервые назначило члена экипажа американского космического корабля.
Полет на шаттле по программе STS-91 с посещением ОК «Мир» стал для пятидесятидевятилетнего Валерия Рюмина четвертым космическим полетом.
В предыдущих трех он провел 361 сутки 21 час 31 минуту 57 секунд, о которых написал в книге «Год вне Земли».
За свою космическую деятельность Валерий Рюмин был удостоен почетных званий: Дважды Герой Советского Союза и «Летчик-космонавт СССР», Герой Венгерской Народной Республики, Герой Труда СРВ, Герой Республики Куба. Он награжден двумя медалями «Золотая Звезда», тремя орденами Ленина, медалью «Золотая Звезда» Героя ВНР, медалью «Золотая Звезда» Героя Труда СРВ, орденом Хо-Ши-Мина (СРВ), медалью «Золотая Звезда» Героя Республики Куба и ордена Плая-Хирон (Куба). Рюмин также удостоен Государственной премии Украинской ССР (1982), Государственной премии СССР (1984) и Золотой медалью им.К.Э.Циолковского (АН СССР).
Валерий Рюмин – кандидат технических наук, имеет около десятка зарегистрированных изобретений. Он является почетным членом Международной академии астронавтики (1980).
Ко всему вышесказанному можно добавить, что Валерий Рюмин, как и большинство советских космонавтов, был членом КПСС, возглавлял Федерацию альпинизма СССР, с 1989 по 1991 гг. входил в Верховный Совет СССР, куда был избран от КПСС.
Валерий Викторович Рюмин женат на Елене Владимировне Кондаковой, действующем инструкторе-космонавте-испытателе отряда космонавтов РКК «Энергия». В их семье растет дочь Евгения, которой двенадцать лет. У Валерия Рюмина взрослые сын и дочь от первого брака.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ |
35 лет полету «Восток-6»
И.Б.Соловьева специально для НК.
(Продолжение)
Большое внимание при подготовке любого полета уделяется формированию готовности человека к нештатным ситуациям, то есть к выполнению действий в особых случаях полета, при отказах техники. В космическом корабле, как и в любой другой сложной человеко-машинной системе управления, человек дублирует технику. С точки зрения безопасности наиболее ответственным этапом полета является сход с орбиты и посадка корабля. В случае отказа автоматики космонавт должен был сориентировать корабль «по-посадочному», определить место посадки и в нужный момент включить тормозной двигатель. Выполнению этих операций на тренажере уделялось особое внимание при подготовке.
Мы быстро втянулись в работу, в режим тренировок, вскоре все стало привычным, но будущее мы себе еще не представляли, хотя перед нами были примеры – Юрий Гагарин и Герман Титов – легендарные люди, которые редко бывали и дома и на службе, и которых «закрутили» встречи и поездки по городам и странам. Социального звучания и личного значения полета для себя мы еще не осознавали. В отношении окружающих к нам чувствовались и забота, и внимание, и доброжелательность, но также и интерес, и любопытство. Мы были как бы поставлены на «пьедестальчик» – небольшое такое, но уже возвышение.
Была памятная встреча с Сергеем Павловичем Королевым, который, знакомясь с нами, казалось, многое «ставил» на свое первое впечатление. Общение с ним давало чувство спокойствия и уверенности. Мы часто выезжали в КБ и институты, разрабатывающие системы космической техники, знакомились с настоящим и будущим пилотируемой космонавтики. Например, в Институте авиационной и космической медицины начальник управления В.И.Яздовский показывал нам экспериментальные установки и увлеченно рассказывал об экологически замкнутой системе жизнеобеспечения будущих космических кораблей. Нас знакомили с проектом будущего многоместного пилотируемого корабля, при полете которого экипаж будет приземляться в спускаемом аппарате. Мы видели целый ряд строящихся кораблей, среди которых были автоматические станции для полетов на Марс и Венеру. Это было время начала активного освоения космического пространства.
Основная задача нашего полета состояла в изучении психофизиологических и профессиональных возможностей человека, в частности, женщины. Как и у мужчин, программа нашего полета предусматривала выполнение различных тестов по управлению кораблем (ориентации), по наблюдению земной поверхности, фото– киносъемке, медицинским исследованиям. В плане психологической подготовки перед нами стояла одна задача – выдержать все нагрузки, показать, что советская женщина способна успешно выполнить даже такую фантастическую по тому времени задачу, как космический полет. К маю 1963 г. мы прошли полный курс подготовки, сдали все зачеты и экзамены, мы все были готовы к полету.
Всегда вызывает живой интерес вопрос, почему на полет была выбрана Валентина Терешкова? Конечно, это вопрос не к нам, а к людям, принимающим решение, но тем не менее... По каким критериям шел отбор Первой женщины – космонавта? Сказать, что по социальному положению, как это звучит сейчас в прессе, не совсем убедительно. Самое простое списать все на время... В мужской группе до последнего момента стоял выбор: Юрий Гагарин или Герман Титов. Юрий из рабочей семьи, а Герман из семьи служащего. В отряде был также более опытный кандидат на полет летчик-инженер Владимир Комаров. Как сказал в беседе с нами Начальник Центра Е.А.Карпов, в выборе кандидатуры Юрия Гагарина важными оказались его личные качества – обаяние, общительность, открытый характер, способность найти общий язык с любой аудиторией. Представляется, что высокий авторитет Первого космонавта планеты Юрия Гагарина в стране и в мире, его общественный и политический вес предопределили будущее положение и занятие Первой женщины космонавта. И по своим качествам к этой миссии более всего была подготовлена Валентина Терешкова. Она была общительна, дисциплинированна и мотивирована на выполнение государственной службы. Вероятно, эти соображения тоже играли роль на фоне общей подготовленности к полету всего состава женской группы. Командиром корабля «Восток-6» была назначена Валентина Терешкова, дублерами И.Соловьева и В.Пономарева. В июне 1963 года мы все вылетели на космодром.
НОВОСТИ ИЗ РКА |
У РКА нет денег даже на затопление «Мира»?
8 июня.
«Интерфакс».
Очередная экспедиция на станцию «Мир», старт которой назначен на 2 августа, может не состояться, поскольку у Российского космического агентства нет средств ни на ее оснащение, ни даже на грузовые корабли «Прогресс», которые, помимо обслуживания нынешней экспедиции, должны будут дать санкционированный импульс на торможение станции «Мир» и ее постепенное сведение с орбиты.
Сообщивший об этом «Интерфаксу» заместитель руководителя РКА Борис Остроумов подчеркнул, что, если денег не будет в ближайшие дни, РКА будет вынуждено прекратить работу орбитального комплекса в пилотируемом режиме. Командир экипажа Талгат Мусабаев и бортинженер Николай Бударин в этом случае возвратятся на Землю на «Союзе ТМ-27», дежурящем на станции, и на «Мире» никого не останется.
По словам Б.Остроумова, это чревато непредсказуемыми последствиями – в частности, тем, что контролируемый свод орбитального комплекса с орбиты окажется невозможным. А это грозит падением его остатков в самом неожиданном регионе планеты. Достаточно вспомнить, что произошло, когда станция «Салют» вышла из-под контроля. Хорошо, что ее остатки упали на безлюдные районы Аргентины и Чили, а не на города, сказал Б.Остроумов. К тому же «Салют» весил всего 40 тонн, а станция «Мир» – около 140 тонн. Причем она летает над большими городами, где есть и атомные станции, поэтому последствия ее бесконтрольного схода с орбиты могут привести к большой беде.
Он сообщил, что предложение некоторых специалистов попросту взорвать орбитальный комплекс также не может быть принято, поскольку это означает значительное засорение космического пространства.
Отсутствие финансирования заставило РКА разослать своим подведомственным предприятиям протокол совещания от 29 мая 1998 года с рекомендацией приостановить работы по всем федеральным космическим программам.
По словам Б.Остроумова, это вынужденная мера, поскольку только самарскому ЦСКБ «Прогресс» государство должно за 4 ракеты-носителя «Союз». «Заставлять людей работать бесплатно и далее мы не имеем права,» – подчеркнул замруководителя РКА.
НОВОСТИ ИЗ NASA |
Российский отдел NASA
1 июня.
С.Головков. НК.
NASA образовало Российский отдел программ пилотируемых космических полетов (Office of Human Space Flight Programs, Russia) с целью обеспечения перехода от успешно завершаемой программы «Мир/Шаттл» к сборке и эксплуатации Международной космической станции.
Российский отдел возглавил астронавт NASA кэптен (капитан 1-го ранга) ВМФ США Майкл Бейкер. Недавно он также был назначен помощником директора Космического центра им. Джонсона с задачей контролировать переход к этой совместной пилотируемой программе. Том Креминс (Tom Cremins) назначен заместителем Бейкера по Российскому отделу с дислокацией в Хьюстоне.
Тем самым создан единый координирующий центр NASA в России по пилотируемым полетам и инициативам, в компетенцию которого входят работы NASA в российском ЦУПе, подготовка экипажей в ЦПК, снабжение и технические связи с российскими организациями. Бейкер будет главным представителем NASA при Российском космическом агентстве и его подрядчиках по оперативным вопросам, относящимся к направлению NASA «Пилотируемое исследование и освоение космоса».
Майкл Бейкер выполнил четыре полета на шаттлах, последний – к станции «Мир» в январе 1997 г. (STS-81). В промежутке между третьим и четвертым полетом, с марта по октябрь 1995 г., он был директором операций NASA в Центре подготовки космонавтов. Сейчас занимает эту должность и контролирует подготовку американских астронавтов в ЦПК астронавт NASA подполковник ВВС США Джеймс Хэлселл.
Новым космическим телескопом будут управлять из Балтимора
С.Головков. НК.
8 июня Администратор NASA Дэниел Голдин объявил, что управление научной работой Космического телескопа следующего поколения NGST будет возложено на существующий Научный институт Космического телескопа.
В настоящее время в NASA ведутся исследовательские работы, направленные на создание нового большого космического телескопа NGST (New Generation Space Telescope). Он предназначен для наблюдения самых первых звезд и галактик нашей Вселенной в видимом и инфракрасном диапазонах. Телескоп NGST должен иметь характеристики, превосходящие возможности существующих наземных и космических телескопов, включая Космический телескоп им. Хаббла.
NASA планирует начать полномасштабную разработку NGST в 2003 г. и запустить его в 2007 г. Расчетный срок эксплуатации NGST – 10 лет при годовом финансировании в пределах 15-25 млн $. Это на порядок меньше, чем требует Hubble. В 2007– 2010 гг. Космический телескоп им.Хаббла и Космический телескоп нового поколения будут эксплуатироваться параллельно.
Еще в 1983 г. для составления и осуществления программы научных наблюдений на Hubble в г.Балтимор, на территории Университета Джона Гопкинса, был организован Научный институт космического телескопа STScI (Space Telecope Science Institute). Последнее решение означает, что STScI будет выполнять аналогичные функции и для телескопа NGST.
В настоящее время в штате STScI – около 470 человек, в том числе 143 исследователя из США и Европы с докторскими степенями. Институтом управляет по контракту NASA Ассоциация университетов по астрономическим исследованиям AURA (Association of Universities for Research in Astronomy). Возможно, в связи с выбором STScI организацией, эксплуатирующей NGST, в контракт будут внесены дополнения.
По утверждениям руководства NASA, при выборе организации для работы с Космическим телескопом нового поколения учитывалось, «у кого есть необходимые технические средства, у кого необходимый опыт, кто лучше всех». Однако формальный конкурс не объявлялся ввиду предрешенности результата: «Очевидным выбором был балтиморский Научный институт Космического телескопа».
По сообщению NASA.