Статьи в журнале «Astronomy» 2022 г.
- Уильям Шиэн. В поисках Нептуна (William Sheehan, Finding Neptune) (на англ.) , том 50, №2, 2022 г., стр. 26-31 в pdf - 2,51 Мб
«Открытие Нептуна было вдохновляющим свидетельством научного метода: таинственное несоответствие между наблюдением и теорией привело к предсказанию, которое подтвердилось драматическим, сокрушительным образом. По крайней мере, так обычно рассказывается. Но открытие Нептуна было менее прямолинейно, чем предполагает история. (...) все тела Солнечной системы двигались аккуратно и предсказуемо в соответствии с законом всемирного тяготения Ньютона [таково было представление астрономов в 18 веке]. Но эта древняя, элегантная картина была разрушена случайным открытием Урана в марте 1781 г. И это было только начало, когда дело дошло до потрясения Солнечной системы: орбита новой планеты упрямо отказывалась следовать по пути, на котором настаивали математики, указывая на другую скрытую планету, скрывающуюся за ней. (...) С годами непреодолимая трудность объяснения будущего пути Урана только усугублялась. В конце концов, два астронома-математика начали расследование. Adams, уроженец Корнуолла. (...) Другим был Урбен Жан Жозеф Леверье из Франции (...) Мало кто знаком с тонкостями классической небесной механики. И вряд ли кто-то берется за невероятно долгие расчеты карандашом и бумагой, которые когда-то требовались. (...) Используя данные о наблюдаемом движении Урана, полученные из Королевской обсерватории в Гринвиче, Адамс попытался использовать гипотезу неизвестной планеты, чтобы согласовать наблюдения с теорией. В итоге Адамс провел шесть расчетов, используя разные гипотезы. (...) Свои наиболее точные расчеты он закончил в сентябре 1845 г. (...) Как выяснилось, они отличались всего на 2° по обе стороны от того места, где на самом деле находился Нептун в то время. Тем не менее, никто не искал новый мир. (...) Инициатива объяснения орбиты Урана выпала на Леверье и французов. (...) 1 июня 1846 года Леверье объявил свои результаты на данный момент и включил положение планеты, которое, как сразу же понял [Джордж Бидделл] Эйри [Королевский астроном в то время], было близко к месту, которое Адамс сделал предложение прошлой осенью. (...) Тем временем во Франции Леверье не встретил ничего, кроме апатии. Наконец, после того как он опубликовал новые расчеты, согласно которым планета оказалась чуть больше, чем на градус от того места, где она находилась на самом деле, и предложил астрономам новую возможность ее поиска, Леверье нашел своего человека. Вернее, людей. Это были Иоганн Галле, астроном из Берлинской обсерватории, и студент по имени Генрих Луи д'Аррест, которые предложили использовать звездную карту, только что опубликованную в Берлине, которая еще не была распространена среди других астрономов, чтобы помочь в их поисках. После часовой работы у телескопа 23 сентября 1846 г., когда Галле называл положение звезд на поле, а д'Аррест проверял их на карте, в конце концов раздался восклицание: «Этой звезде нет на карте!» При внимательном рассмотрении был обнаружен диск аквамаринового мира, о котором Галле сказал: «Боже мой на небесах, это большой парень!» Так оно и было - планета почти такого же размера, как Уран, и последний гигант, добавленный в нашу Солнечную систему. (...) Вскоре после открытия Нептуна американский математик Бенджамин Пирс предположил, что Адамсу и Леверье в некоторых из их предположений повезло. В частности, те, которые касаются орбитального резонанса 2:1 между Ураном и Нептуном. (...) Адамс и Леверье предположили, что Нептун находится сразу за пределами резонанса, что позволяет его орбите оставаться стабильной. Но были ранние намеки на то, что это неверное предположение. (...) На самом деле, после его открытия было быстро установлено, что Нептун находится как раз внутри резонанса 2:1. В результате Пирс утверждал, что кажущаяся точность расчетов Леверье и Адамса была «счастливой случайностью». (...) Пирс был прав. Резонанс 2:1 между ледяными гигантами оказывается чрезвычайно важным для понимания того, как гравитационное притяжение планет влияет на орбиты друг друга. (...) Причина, по которой орбитальные возмущения были намного сильнее, чем думали Леверье и Адамс, связана с тем фактом, что резонанс 2: 1 не является точным. (Период Нептуна в два раза отличается от периода Урана на 2 процента.) Хотя Леверье и Адамс беспокоились о резонансе 2:1, дестабилизирующем их расчеты, они не могли предвидеть побочный эффект фактического почти резонанса. (...) В свете этого анализа оказывается, что неполное понимание Леверье и Адамсом теории возмущений привело их к двум ошибкам. Во-первых, они сделали отклонения симметричными относительно соединения Урана и Нептуна 1822 года, что было неверным. (...) Во-вторых, они полностью упустили другое возможное местоположение Нептуна, сдвинутое по фазе на 180 градусов от первого, на противоположной стороне Солнца! То, что они выбрали именно ту позицию, которая в то время находилась рядом с планетой, было действительно счастливой случайностью. (...) Итак, исполнители своего предсказания в восклицании д'Арреста: «Этой звезде нет на карте!» оказывается, что он не был, как ожидали более поздние исследователи, моделью для будущих планетарных открытий. Вместо этого это было странное [чисто случайное] событие, которое вряд ли повторится снова в истории астрономии».
- Фред Надис. Когда атомный век встретился с космическим (Fred Nadis, When the Atomic Age Met the Space Age) (на англ.) , том 50, №3, 2022 г., стр. 40-45 в pdf - 3,14 Мб
«Космос никогда не был благоприятной средой - и не только из-за монстров с выпученными глазами, придуманных ранними писателями-фантастами. В то время как роботы-марсоходы на Марсе символизируют нашу жажду научных знаний, а Международная космическая станция - пример международного сотрудничества, мирных и чисто научных занятий в космическое пространство всегда боролось с милитаристскими амбициями. И никто лучше не воплощал напряженность между милитаризмом и высокими идеалами космических полетов, чем Вернер фон Браун. Подростком в 1920-х годах фон Браун был вдохновлен описанием немецко-румынского космонавта Германа Оберта. Люди покидают планету, чтобы исследовать Солнечную систему. Преследуя эту цель, в 1930-х и 1940-х годах фон Браун руководил разработкой нацистских ракет Фау-2, первых в мире управляемых ракет большой дальности. Эти ракеты, однако, не помогли нацистам исследовать космос, они взорвали Лондон и Антверпен в последние месяцы Второй мировой войны, убив около 5000 человек. Проектирование ракет было прелюдией; ожидалось освоение космоса. (...) Новой основной работой фон Брауна [в послевоенной Америке] стала разработка ракет для армии США. Но в свободное время он стремился изменить общественное мнение. (...) С 1952 по 1954 год с помощью ярких цветных иллюстраций он и группа других экспертов давали представление о надвигающейся космической эре в журнале Collier's, представленном в виде сериала в 8 частях под названием «Человек скоро покорит космос». (...) В серии статей Collier's фон Браун настаивал на том, что орбитальная космическая станция является важным первым шагом в освоении космоса. (...) Хотя фон Браун отметил, что станция, оценочная стоимость которой составляет 4 миллиарда долларов США, может в конечном итоге «объединить человечество», его план не был благоприятным. Чтобы оправдать эти дорогостоящие усилия, фон Браун настоял на том, чтобы строители снабдили космическую станцию не только научным оборудованием, но и ядерным оружием. (...) фон Браун сказал военным: «Если мы сможем… установить наш искусственный спутник с его ракетами класса «космос-земля», готовыми к действию, мы сможем остановить любого противника в его попытке бросить вызов нашей космической крепости!» (...) Редакторы Collier's поддержали этот план, отметив, что «Беспощадный враг, обосновавшийся на космической станции, может фактически покорить народы мира. … Другими словами: тот, кто первым построит станцию в космосе, может помешать любой другой нации сделать то же самое». Президент Дуайт Д. Эйзенхауэр (...) предложил Конгрессу создать НАСА под гражданским контролем (...) Но Эйзенхауэр также возложил на Министерство обороны ответственность за «космическую деятельность, присущую или в первую очередь связанную с военными системами вооружения или военными операциями». (...) Эйзенхауэр (...) поставил под сомнение стратегическую ценность любого ядерного оружия в космосе. (...) Даже с ракетой, дающей ей необходимый импульс, ракета, запущенная с движущейся платформы в космосе, хотя ее и труднее обнаружить, будет гораздо менее точной, чем ракета земного базирования. Действительно, [Научно-консультативный] комитет счел эту идею «неуклюжей и неэффективной». [в 1958 году] Давая показания перед Конгрессом в том же году, фон Браун признал, что его более раннее видение «космической платформы» с ядерным оружием было ошибочным. (...) Он неохотно согласился с военными планировщиками, которые предпочли более маневренные космические корабли меньшего размера, которые могли бы несколько раз облететь Землю с «разведывательными или даже бомбардировочными возможностями». В начале 1960-х годов Советы начали разработку именно такого оружия - фракционной орбитальной бомбардировочной системы (FOBS). (...) Такие орбитальные бомбардировщики предположительно могли позволить Советам нанести первый удар. Советский Союз испытал 24 из этих (невооруженных) ракет в период с 1965 по 1971 год и не списывал боевые ракеты до тех пор, пока в 1979 году их не запретил Договор Salt-2. (...) Договор Организации Объединенных Наций по космосу, который и Соединенные Штаты, и Советский Союз подписали в 1967 году, запретил любое оружие массового уничтожения в космосе и настаивал на том, чтобы «Луна и другие небесные тела использовались всеми государствами-участниками Договора исключительно в мирных целях». Однако Договор по космосу не запрещал использование обычных вооружений в космосе. (...) В 1983 году президент Рональд Рейган предложил свою Стратегическую оборонную инициативу (СОИ), которая финансировала исследования по созданию непробиваемого противоракетного щита, который сделал бы ядерные ракеты устаревшими. Миллиарды были потрачены на исследования лазерных и ракетных систем, в том числе одного космического оружия, которое окружило бы взрывающееся ядерное устройство с помощью рентгеновских лазеров - явное нарушение Договора о космосе. (...) СОИ была упразднена в 1993 году и заменена сокращенным агентством, специализирующимся на ракетах наземного базирования. Хотя в настоящее время в космосе нет ядерного оружия, в нем есть спутники, которые следят за системами вооружений на Земле и наводят их. Эти спутники, в свою очередь, уже давно считаются стратегическими целями. Соединенные Штаты, Россия, Китай и Индия испытали противоспутниковые ракеты. (...) правительство США еще не поддержало различные международные предложения, и дипломатической резолюции о сокращении противоспутникового оружия не предвидится. (...) Между тем, Космические силы никуда не делись, освоение космоса и коммерческое развитие процветают, а «платформа» фон Брауна возвращается. (...) Gateway Foundation [американская компания] планирует построить на орбите отель и космодром в форме «кольца фон Брауна», готовые к 2027 году. (...) В нем не будет размещаться ядерное оружие».
- Марк Застров. Аполлон-16 бродит по лунным нагорьям (Mark Zastrow, Apollo 16 roves the lunar highlands) (на англ.) , том 50, №4, 2022 г., стр. 24-31 в pdf - 16,4 Мб
Местом посадки «Аполлона-16» был Декарт, область примерно на 7400 футов (2250 метров) выше Моря Спокойствия, где приземлился «Аполлон-11». Эти скалы - старше морей, где приземлились Аполлоны 11 и 12. (...) Аполлон 16 стартовал неудачно, с рядом мелких сбоев (...), когда [Джон] Янг и [Чарли] Дьюк наконец забрался в [Лунный модуль (LM)] Orion и отделился от командного модуля (CM) Casper, настроение было приподнятым. Казалось, миссия вернулась в нужное русло. (...) Именно тогда возникла самая серьезная проблема Аполлона-16: перед прожигом двигателей [Кен] Маттингли должен был провести автоматизированное тестирование всех четырех систем двигателя служебного модуля, двух в основной системе и двух в системе дублирования. (...) На борту Casper Маттингли понял, что у него проблема, двигатель сильно вибрировал, заставляя весь космический корабль трястись. (...) Если проблема не будет решена, согласно правилам миссии, посадка не может быть продолжена. (...) Экипаж провел еще один виток вокруг Луны в ожидании решения. Когда они обогнули обратную сторону Луны на своем 15-м лунном витке и восстановили радиосвязь с Хьюстоном, они получили хорошие новости: посадка возобновилась. (...) Оттуда посадка прошла гладко. Это место находилось на равнине Кейли, расположенной между двумя вершинами Декартского нагорья - Смоки-Маунтин на севере и Каменной горой на юге. (...) Геологи надеялись, что эти кратеры послужат естественными буровыми скважинами, где команда сможет найти образцы нижележащей породы. Янг и Дюк посадили Орион примерно в 906 футов (276 м) от своей цели, рядом с двумя кратерами, названными Двойное пятно. (...) Из-за большой задержки экипаж решил поспать и перенести свой первый запланированный выход в открытый космос (EVA) на следующий день. (...) Прежде чем они начали свою экскурсию, пара установила комплект приборов на поверхности Луны (ALSEP), набор стационарных научных инструментов. Одним из ярких моментов стал эксперимент, разработанный Маркусом Лангсетом из Колумбийского университета для измерения теплового потока внутри Луны. (...) Но когда Янг работал на центральной станции ALSEP, с запутавшимися под ногами проводами, он случайно зацепился ногой за кабель и споткнулся. (...) Янг тяжело пережил неудачу - он знал, как усердно Лангсет и другие ученые миссии работали над экспериментом. Но ничего не оставалось делать, как продолжать. После развертывания остальной части ALSEP пара отправилась на ровере в свой первый поход: короткую экскурсию примерно на 0,9 мили (1,5 км) на запад к кратеру Флаг, кратеру шириной почти 800 футов (240 м). Там они надеялись собрать образцы формации Кэли. Один камень привлек внимание ученых в задней комнате Центра управления полетами во главе с геологом Уильямом Мюльбергером. (...) На самом деле, этот камень, получивший название «Большой Мулей» в честь Мюльбергера, весил почти 26 фунтов (11,7 кг), установив рекорд веса лунного образца, который еще предстоит побить. Когда экипаж завершал свой первый выход в открытый космос, ученые из Центра управления полетами подвергали сомнению некоторые из своих основных предположений о месте посадки Аполлона-16. Возможно, ландшафт был не таким вулканическим, как они думали: почти все породы, которые нашла команда, были брекчией - сцементированными грудами более мелких обломков горных пород невулканического происхождения. (...) На следующий день Янг и Дьюк отправились к нижним склонам Каменной горы, в 2,4 мили (3,8 км) к югу. Подняв ровер на 20 процентов, они достигли группы из пяти кратеров, называемых Синкос, на высоте 500 футов (150 м) над равнинами Кэли. Их цель состояла в том, чтобы найти куски скалы горы - настоящие образцы высокогорья Декарта. Однако это было осложнено присутствием поблизости кратера Южного луча на равнинах внизу: экипаж понял, что многие из кратеров, которые они видели, были вторичными кратерами, образованными летящими обломками в результате удара Южного луча. (...) Третий и последний выход в открытый космос на следующий день изначально планировалось отменить из-за задержки приземления, но он был сохранен по настоянию научной группы. Они утверждали, что основная цель EVA 3, кратер Норт-Рэй, давала последний и лучший шанс миссии найти коренные породы Декарта. Действительно, кратер Норт-Рэй был жемчужиной этого района. При диаметре примерно 3600 футов (1,1 км) он был почти таким же большим, как метеоритный кратер в Аризоне, и, как выяснила пара, с еще более крутыми склонами. (...) Хотя казалось, что коренная порода недоступна для взятия проб, команда воспользовалась возможностью, чтобы разведать и опробовать огромный валун на расстоянии в нескольких сотнях футов. (...) Этот валун, получивший название «Дом-скала» из-за своего размера, был одним из самых впечатляющих, виденных во время любой миссии «Аполлон». Его вид дал ученым один из лучших снимков лунного нагорья. Когда Янг и Дьюк вернулись на LM, они планировали устроить для телекамер беззаботные «Лунные Олимпийские игры». (...) Янг говорил, он решил продемонстрировать свои способности к прыжкам в высоту, неоднократно прыгая вверх и вниз перед камерой ровера. (...) Камера переместилась на Дюка, который тоже начал прыгать. (...) Затем Дюка постигла катастрофа. Потеряв равновесие, он опрокинулся навзничь, его ноги болтались, а критически важные системы жизнеобеспечения в его рюкзаке вот-вот столкнутся с поверхностью. «Это был момент паники», - сказал он в 1999 году. (…) «Вы знаете, рюкзак очень хрупкий. Я думал, что костюм выдержит, но рюкзак с сантехникой, соединениями и всем остальным - если он сломается, это будет все равно, что проколоть костюм». (...) Вернувшись на LM и забрав свои образцы, Янг и Дьюк немедленно приготовились покинуть Луну. После удачного рандеву с Каспером команда могла подумать о том, что это было, несмотря на всех гремлинов [демонов, которые могут вызвать бедствие], успешной полевой экспедицией. За 20 часов 14 минут выхода в открытый космос ровер преодолел 16,6 миль (26,7 км), а Янг и Дьюк собрали примерно 209 фунтов (95 кг) образцов. Отсутствие магматических пород предполагало, что место посадки Аполлона-16 было сформировано не столько вулканами, сколько ударами и образовавшимися массивными каменными потоками. Она преподала геологам важный урок - лунный рельеф сложнее, чем может показаться с орбиты».
- Уильям Шиэн. Странная история пятен Меркурия (William Sheehan, The strange history of Mercury's spots) (на англ.) , том 50, №4, 2022 г., стр. 52-57 в pdf - 4,80 Мб
«долгое время мы очень мало знали о планете [Меркурий]. И то немногое, что мы знали, было в основном неверным. Около 140 лет назад итальянский астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли начал исследование Меркурия, которое до сих пор считается одним из самых героических усилий эпохи визуальных телескопов (...) В начале 1880-х годов (...) Скиапарелли начал свои исследования Меркурия (...) В то время первые результаты немецкого астронома 19-го века Й.Х. Шретера, который использовал большой рефлектор, все еще были лучшими. Заметив область южного выступа Меркурия в течение нескольких ночей, Шретер вывел удовлетворительный земной период вращения около 24 часов. (...) Скиапарелли (...) решил попробовать наблюдать планету средь бела дня. Поскольку Меркурий тогда был выше в небе, это было бы вознаграждением за постоянные наблюдения. (...) В течение семи лет Скиапарелли сделал сотни наблюдений Меркурия, а также 150 рисунков (...) При своем обычном увеличении в 200 раз Скиапарелли увидел бледно-розовый шар, который показался в его телескоп немного меньше, чем Луна, видимая невооруженным глазом. Отметины на Меркурии присутствовали почти всегда в виде «чрезвычайно тонких полос». Но они были настолько слабоконтрастными, что исчезали всякий раз, когда вмешивался туман или слой перистых облаков. (...) В этот день [6 февраля 1882 г.] ему удалось разглядеть «большую систему пятен» на почти дихотомическом диске. Он отметил, что эти пятна причудливым образом сочетаются, образуя форму цифры 5. (...) Эта цифра 5 произвела глубокое впечатление на Скиапарелли, и она преследовала его всякий раз, когда Меркурий уходил к востоку от Солнца (...) В сентябре [1882 г.], когда Меркурий в следующий раз уходил к востоку от Солнца, он еще раз обнаружил 5. Идеи Скиапарелли теперь начали приобретать форму, и он в конечном итоге поверил, что своевременное появление наблюдаемых отметин подтверждает орбиту Меркурия, год и сутки были одинаковыми: 88 земных суток. (...) одно полушарие Меркурия всегда обращено к Солнцу, а другое всегда обращено в сторону - точно так же, как Луна по отношению к Земле. Однако, как и в случае с Луной, Меркурий будет колебаться (или либрировать) вокруг фиксированной линии между ним и Солнцем. Этот эффект должен был быть довольно значительным, учитывая эксцентриситет орбиты Меркурия (...) даже либрация не могла объяснить все наблюдаемое изменение. В конце концов, Скиапарелли был вынужден ссылаться на существование плотной атмосферы вокруг крошечной планеты, а иногда даже на блестящие белые облака. (...) Скиапарелли все еще воздерживался от публикации, пока не смог подтвердить свои результаты с помощью большего телескопа. (...) наблюдения с этим большим телескопом [в 1886 г.] не оказались решительно лучше, чем наблюдения с меньшим (...) Наконец, в конце 1889 г., Скиапарелли опубликовал мемуары, в которых он обобщил свои наблюдения и опубликовал свою знаменитую планисферу [см. стр. 55]. (...) Скиапарелли провокационно предположил, что жидкая вода - и сама жизнь - могут процветать в «сумеречной зоне» между постоянно освещенной солнцем и вечно затененной стороной Меркурия. (...) Множество более поздних наблюдателей также выстроились в очередь, чтобы подтвердить его результаты. (...) Исследователи пришли к выводу, что 88-дневный период вращения Меркурия является одним из наиболее достоверно установленных фактов во всей планетарной науке. И все же это была иллюзия. К большому удивлению и даже ужасу астрономов, в 1965 году радиоастрономы установили, что период вращения Меркурия на самом деле составляет 58,65 дня, или две трети периода его обращения. Сразу же возник вопрос, как Скиапарелли и его последователи могли так ошибиться. Один фактор, выявленный в то время астрономами Дейлом П. Круикшенком и Кларком Р. Чепменом, включал в себя любопытный «стробоскопический эффект». Именно здесь в течение нескольких лет подряд одна и та же сторона Меркурия имеет тенденцию проявляться во время наиболее благоприятных элонгаций планеты (...) Этот эффект приводит к тому, что черты поверхности Меркурия кажутся довольно статичными, что затрудняет наблюдателям распознать, как маркировка меняется из-за вращения. (...) кажется, что из-за того, что отметины Меркурия такие тонкие и нечеткие по очертанию, в игру вступили субъективные, то есть основанные на восприятии, факторы. Как только наблюдатель устанавливает определенное ожидание, он становится предрасположенным увидеть ожидаемый результат. Это укрепляет и уточняет их ожидания, пока, наконец, они не увидят точную и подробную, но в конечном счете фиктивную картину. (...) Ментальная ловушка, которая заманила в ловушку Скиапарелли, была расставлена с его первым рисунком цифры 5 6 февраля 1882 года. (...) Во время благоприятного вечернего явления в апреле этого года 23 числа Меркурий покажет почти точно такое же лицо в условиях, почти идентичных тем, в которых Скиапарелли находился 6 февраля 1882 года. Обязательно посмотрите. Что ты видишь?"
- Марк Застроу, Чанъэ 5 переписывает лунную историю (Mark Zastrow, Chang'e 5 rewrites lunar history) (на англ.) , том 50, №4, 2022 г., стр. 40-45 в pdf - 4,28 Мб
«В декабре 2020 года китайская миссия «Чанъэ-5» приземлилась к северо-востоку от образования древнего вулкана Монс Рюмкер в северной части Океана Процелларум - области Луны, которая когда-то была обширной равниной расплавленной лавы. (...) Определение ее возраста было один из главных приоритетов миссии. В целом посадочный модуль «Чанъэ 5» зачерпнул и пробурил 3,8 фунта (1,7 кг) лунного материала, который его возвратная ступень доставила на луга Внутренней Монголии 16 декабря 2020 года. Это первые камни, которые вернулись на Землю после советской роботизированной миссии «Луна-24» в 1976 г. Образцы «Чанъэ-5» были собраны и распределены между несколькими исследовательскими группами по всему миру. Научная статья [октябрь 2021 г.] обнаружила, что образцы подтверждают относительную молодость вулканических базальтовых пород места посадки: 1,96 миллиарда лет, плюс-минус несколько десятков миллионов лет. Согласно одной из публикаций в Nature [октябрь 2021 г.] все команды независимо друг от друга получили почти такой же результат: 2,03 миллиарда лет, плюс-минус 4 миллиона лет. Это примерно на миллиард лет моложе любого из вулканических лунных образцов, доставленных миссиями «Аполлон» и «Луна». Эти результаты показывают, что всего 2 миллиарда лет назад на Луне извергались вулканы, что бросает вызов нашему пониманию того, как формируются такие тела, как планеты и луны. (...) Измерения возраста образцов проводились в двух лабораториях в Пекине. (...) Обе группы использовали схожие методы: анализ различных изотопов свинца, образующихся при распаде радиоактивных урана и тория. (...) Для некоторых исследователей самой захватывающей частью анализа является не только изучение возраста места посадки «Чанъэ-5», но и то, что эти измерения также помогут определить возраст многих других областей поверхности Луны. Это потому, что возраст Oceanus Procellarum является ключом к совершенствованию совершенно другого метода понимания истории Луны: подсчета ударных кратеров. Как правило, чем больше ударных кратеров в данной области, тем старше эта область, поскольку у нее было больше времени для накопления ударов. (...) самые точные из существующих возрастов были связаны с образцами горных пород возрастом 3 миллиарда лет или старше, полученными миссиями «Аполлон» и «Луна». (...) С помощью подсчета кратеров ученые оценивают возраст поверхностей таких тел, как Марс и Меркурий. (...) В то время как результаты помогают прояснить технику подсчета кратеров, наше понимание того, как магма могла извергаться с Луны всего 2 миллиарда лет назад, является более туманным. Это потому, что нет явного источника тепла. Самое простое объяснение состоит в том, что в глубине Луны захоронено больше радиоактивных минералов, чем предсказывают модели. Но анализы, опубликованные в Science и одной из других статей Nature китайской группы, не дают никаких указаний на то, что образцы Chang'e 5 изначально содержали больше урана или тория, чем образцы из регионов, которые посетили Аполлон и Луна. (...) Но есть и альтернативные гипотезы - вроде приливного нагрева. Возможно, когда Луна была моложе и вращалась ближе к Земле, приливная сила гравитации нашей планеты растягивала и деформировала Луну, нагревая ее достаточно, чтобы она оставалась расплавленной. Для проверки любого сценария потребуется дополнительный анализ образцов и детальное моделирование. Третья статья Nature открыла еще одно направление исследования лунной добычи «Чанъэ 5» путем измерения содержания воды в образцах базальта. Анализ зерен апатита, фосфатного минерала, показал, что они содержат не более 0,03% воды, что указывает на то, что мантия Луны очень сухая. (...) Ученые надеются получить гораздо больше информации из образцов Чанъэ 5 и в конечном итоге подробно восстановить их историю. (...) Эти анализы часто требуют до некоторой степени уничтожить образцы, например, расплавить их в кислоте или нагреть их лазерами и измерить выделяемые ими инертные газы. Итак, поскольку количество материала Chang'e 5 настолько ограничено - пекинскому центру SHRIMP было предоставлено всего 0,07 унции (2 грамма) почвы - исследователи тщательно планируют свои анализы, чтобы получить максимальную отдачу от материала, сохраняя самые разрушительные техники напоследок. (...) «Чанъэ-6», который был построен в качестве резервной копии «Чанъэ-5», планируется запустить в 2024 году. Затем, возможно, уже в 2025 году, НАСА намеревается вернуть астронавтов на Луну с помощью программы «Артемида», которая сможет вернуть гораздо больше образцов, чем роботизированная миссия. Эта грядущая вторая эра возвращения лунных образцов может помочь ученым определить даты многих крупнейших и старейших ударных кратеров Луны, известных как ударные бассейны. Только в одном бассейне были взяты образцы и измерен его возраст: Имбриум на ближней стороне Луны, возраст 3,9 миллиарда лет. Получение образцов от других может помочь прояснить раннюю историю не только Луны, но и всей Солнечной системы. (...) Одно можно сказать наверняка: образцы Chang'e 5, скорее всего, вызовут новую волну интереса к ранней истории Луны для объяснения ее позднего вулканизма».
- Кристофер Кокинос. Космический пузырь шириной 1000 световых лет, окружающий Землю (Christopher Cokinos, A 1,000-Light-Year-Wide Cosmic Bubble Surrounds Earth) (на англ.) , том 50, №5, 2022 г., стр. 8 в pdf - 705 кб
«Солнце находилось внутри Местного Пузыря - полой области пространства, заполненной тонкой горячей плазмой внутри оболочки из холодного газа и пыли. В течение десятилетий история и истинный размер Местного Пузыря оставались неопределенными. Теперь нет. В статье, опубликованной 12 января [2022 г.] в журнале Nature, группа под руководством Кэтрин Цукер из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики изложила своего рода историю создания нашего звездного соседства: Местный пузырь является результатом серии ударных волн сверхновых, и на его расширяющейся поверхности лежат почти все области звездообразования вблизи нашей Солнечной системы.(...) Так называемый сверхпузырь, который на самом деле больше похож на кусок трубы, прорезающий плоскость Млечного Пути - кажется, образовался 14 миллионов лет назад, будучи выброшенной наружу примерно 15 сверхновыми. Согласно работе, последняя такая сверхновая вспыхнула около 2 миллионов лет назад. Цукер говорит, что хотя внутри Местного Пузыря находятся десятки миллионов звезд, предшествующих его образованию, на его поверхности есть тысячи молодых звезд, рожденных сверхновыми. (...) По словам команды, Солнце скатилось в Местный пузырь около 5 миллионов лет назад и, вероятно, в другое время находилось в других пузырях».
- Майкл Э. Бакич, Путеводитель наблюдателя по «Star Trek» (Michael E. Bakich, An Observer's Guide to Star Trek) (на англ.) , том 50, №5, 2022 г., стр. 40-45 в pdf - 5,76 Мб
«Телешоу, которое дало возможность больше всего любителям астрономии начать исследовать космос, было Star Trek, который начался в течение трех сезонов в 20:30 по восточному поясному времени в четверг, 8 сентября 1966 года. (... ) В течение пяти с половиной десятилетий, последовавших за первым шоу, теперь часто называемым Оригинальной серией, Enterprise [название вымышленного космического корабля] посетило сотни планет. Конечно, каждое из них возникло в воображении какого-нибудь писателя. Но мне стало интересно, сколько из этих пунктов назначения помещается в звездную систему, видимую на нашем небе. Много, оказывается. Я перестал считать на 50. (...) Помимо Земли, вероятно, самой важной планетой в Star Trek является Вулкан, родной мир мистера Спока. (...) Текущие звездные карты Trek помещают Вулкан в Омикрон2 (&omikron;2) Система Эридана. Эта тройная звезда, также известная как Кейд и 40 Эри, находится на расстоянии 16,3 световых года от Земли. ( ...) Самая яркая звезда, которую посетила съемочная группа Star Trek на телевидении или в кино, - это Канопус (Alpha [α] Carinae), которого наблюдатели могут заметить из самых южных штатов. Сияющая с величиной -0,7, это вторая по яркости звезда на нашем ночном небе. Он был показан в эпизоде The Original Series «The Ultimate Computer». (...) Третья по яркости звезда на нашем небе, Альфа Центавра, представляет собой тройную систему, известную как ближайшая к нам звездная система. Он также известен во вселенной Star Trek, где находится не менее 22 планет. (...) Наша следующая запись требует некоторого поиска, чтобы увидеть. Во вселенной Star Trek более 150 планетарных цивилизаций принадлежат демократическому обществу, известному как Объединенная федерация планет. Такой орган часто нуждается в нейтральной территории для переговоров: планета Вавилон, которая вращается вокруг звезды Wolf 424. Эта звезда, также известная как FL Virginis, представляет собой систему из двух красных карликов, находящихся на расстоянии чуть более 14 световых лет от нас, которые вместе светятся чуть ярче, чем мизерная 13-я звездная величина. (...) Звездное прозвище Менкар может быть незнакомо фанатам Star Trek. Но назовите эту звезду Альфа Кита , и она немедленно вызовет в воображении образ Хана Нуниена Сингха. Этот персонаж впервые появился в эпизоде «Космическое семя» The Original Series (...) Хотя в Star Trek он упоминается как Ceti Alpha, светило, у которого есть по крайней мере шесть планет на орбите, правильнее называть эту звезду Альфа Кита. (...) Альфа-звезда обычно является самой яркой звездой в созвездии. (...) Триада звезд, хорошо известная астрономам-любителям, - Летний треугольник: Вега (Альфа Лиры), Альтаир (Альфа Орла) и Денеб (Альфа Лебедя). В Star Trek Вега содержит как минимум девять планет, главной из которых является Вега IV с преимущественно человеческой колонией с населением почти 5,8 миллиарда человек. Эта система упоминается в эпизоде The Original Series «Зеркало, зеркало». Капитан Джеймс Т. Кирк узнает, что одним из первых действий, которые его зеркальный аналог предпринял после того, как принял на себя командование Энтерпрайзом (через убийство), была казнь 5000 колонистов на Веге IX. (...) В эпизоде Оригинального сериала «Время безумия» Энтерпрайз направляется на эту планету [Альтаир VI], чтобы присутствовать на инаугурации своего нового президента, когда он должен направиться на Вулкан для брачного ритуала Спока. В Звездном пути имя Денеб используется для обозначения «настоящего» Денеба (Альфа Лебедя) (...) Этот второй мир [Денеб IV] является местом расположения станции Фарпойнт, где экипаж в самом первом эпизоде Следующее поколение, «Встреча в дальней точке», встречается со сверхмогущественным существом, известным как Q. (...) Из его [созвездия Треугольника] трех самых ярких светил наименее очевидной является Гамма (γ) Треугольника 4-й величины. В Оригинальной серии Энтерпрайз посетил планету Гамма Триангули IV во время эпизода «Яблоко», обнаружив цивилизацию, управляемую суперкомпьютером по имени Ваал. Каждый фанат Звездного пути - и, вероятно, большинство не фанатов - слышали о Трибблах, дебютировавших в эпизоде «Проблемы с Трибблами» во втором сезоне Оригинального сериала. (...) Родным миром пушистых существ является Йота Близнецов IV, чья центральная звезда, Йота (ι) Близнецов, светится с величиной 3,8 примерно в 4,5° от Кастора и Поллукса. На другом конце спектра яркости от большинства звезд, о которых я упоминал, Wolf 359 невероятно тусклая. Хотя он находится менее чем в 8 световых годах от нас, этот красный карлик слабо светится с величиной 13,5. Wolf 359 находится в южной части Льва, почти прямо на эклиптике. В двухсерийном эпизоде Следующее поколение «Лучшее из обоих миров» в этой звездной системе происходит катастрофическая битва между Федерацией и боргами. (...) Только наблюдатель, знакомый с серией Enterprise, узнает планету Archer IV, названную в честь капитана NX-01 [регистрационный номер во вселенной вымышленного космического корабля]. Однако это важная планета: первая планета М-класса (что означает земную и пригодную для жизни) планета, открытая людьми. (...) посмотрите на самую южную часть созвездия Большой Медведицы. Там вы найдете похожую на Солнце звезду 61 Большой Медведицы, сияющую с величиной 5,3 - достаточно яркой, чтобы ее можно было разглядеть без бинокля из темного места. Enterprise также предоставила нам прекрасно названную Денобулу Триаксу, звезду, известную нам как Йота Боотис. В фантазии это тройная звезда, но в реальности она двойная. Его компоненты светятся с величиной 4,8 и 8,3. (...) В Enterprise эта система известна как родной мир главного врача доктора Флокса. Как видите, многие звезды на нашем небе - некоторые знакомые, некоторые нет - попали в историю «Звездного пути». (...) Живи долго и процветай!*"
* Благословение, произносимое при вулканском приветствии, поднятая рука с ладонью вперед и вытянутым большим пальцем, при этом пальцы разведены между средним и безымянным пальцами.
- Раймонд Шубински. Картографирование Луны (Raymond Shubinski, Mapping the Moon) (на англ.) , том 50, №6, 2022 г., стр. 40-45 в pdf - 5,77 Мб
«В Англии Томас Хэрриот был одним из первых, кто серьезно наблюдал за Луной с помощью такого инструмента [телескопа]. Он составил самую раннюю карту Луны, которую можно датировать, 26 июля 1609 года, хотя никогда ее не публиковал. (... ) Галилей ворвался на сцену в марте 1610 г., опубликовав свой Sidereus Nuncius, или Звездный вестник. Он понял, что игра света и тени на Луне указывает на неровную поверхность, которую он запечатлел на своих рисунках. Это перевернуло мудрость Аристотеля 2000 лет назад, согласно которой Луна находится в царстве совершенства и что нечего будет наносить на карту! (...) Харриота интересовало пространственная взаимосвязь лунных особенностей, отчасти для понимания колебания или либрации Луны. (...) Таким образом, карты Харриота являются двумерными и пытаются зафиксировать физические и пространственные отношения лунных особенностей. Наброски Галилея были топографическими, создание трехмерного изображения Луны, которое показало, как его черты различались по высоте. (...) Во второй половине 18 века президент Королевского общества Джозеф Бэнкс сказал, что особенности Луны могут быть «адекватно переданы только художником». Один из самых выдающихся художников-портретистов того времени, Джон Рассел, принял вызов. (...) Рассел проводил каждую ясную ночь, наблюдая за Луной в высококачественные телескопы. (...) Он тщательно изображал лунные детали в их правильных пропорциях и отношениях, используя триангуляцию и микрометры. В результате карты, которые он создал, почти фотографичны. (...) Настоящие лунные фотографии будут предоставлены Джоном Уильямом Дрейпером, химиком из того, что сейчас является Нью-Йоркским университетом. С крыши университета в Гринвич-Виллидж Дрейпер запечатлел первый подробный дагерротип полной Луны в 1840 году. (...) У ранних фотографий также были недоброжелатели, в том числе Уильям Пикеринг, директор обсерватории Гарвардского колледжа. «Наилучшая из когда-либо сделанных фотографий Луны не покажет того, что можно увидеть в шестидюймовый [15,2-сантиметровый] телескоп при благоприятных атмосферных условиях», - сказал он, как сообщал астроном Джордж Кларк в статье 1901 года в The British Journal of Photography. При фотографировании Луны, продолжал Кларк, «самое интересное на Луне - более тонкие детали и более тонкие черты… - фотография не намекает на их существование». Частично проблема заключалась в том, что длительные выдержки, которые требовались для фотографий той эпохи, означали, что любая атмосферная турбулентность размывала результирующее изображение. (...) Стремясь проиллюстрировать ценность как остроты зрения, так и фотографической точности, в 1874 году инженер Джеймс Нэсмит и астроном Джеймс Карпентер из Гринвичской обсерватории опубликовали книгу The Moon Considered as a Planet, a World, and a Satellite - Луна, рассматриваемая как планета, мир и спутник. (...) Что больше всего поразило читателей, так это невероятно подробные фотографии лунных образований, таких как кратеры и горные хребты, которые, казалось, были сделаны наблюдателями на поверхности Луны! Фотографии представляли собой гениальные спецэффекты: для их создания пара объединила наблюдения, сделанные на глаз и с помощью фотографии, а также некоторые обоснованные предположения для создания высокодетализированных гипсовых моделей. Затем они поместили модели на черный фон и сфотографировали их при ярком свете, чтобы имитировать освещенную солнцем лунную поверхность. (...) это изображение резко изменилось к середине 20-го века, когда роботизированные зонды начали интенсивное изучение лунной поверхности. (...) Россия начала с запуска Луны-1 в 1959 году с намерением столкнуться с лунной поверхностью. Он не попал в Луну, а за ним последовала Луна-2, которая передавала изображения, пока не врезалась в поверхность Луны [Луна-2 не передала изображения]. «Луна-3» облетела обратную сторону Луны и прислала на Землю фотографии местности, невиданные ранее человеческим глазом. На размытых изображениях было видно несколько больших темных областей и ландшафт с сильными кратерами. [Первая карта обратной стороны Луны была составлена на основе этих фотографий.] США ответили программой «Рейнджер» - серией миссий, начатых в 1961 году для изучения лунной поверхности - с переменным успехом. В период с 1966 по 1967 год последовало пять миссий Lunar Orbiter. Они были невероятно успешными. Их основная миссия состояла в том, чтобы нанести на карту области Луны для потенциальных мест посадки Аполлона, но после того, как это было выполнено первыми тремя миссиями, оставшиеся две нанесли на карту практически всю поверхность. Системы камер высокого разрешения миссии показали, что обратная сторона Луны сильно отличается от той стороны, которую мы всегда видим - неровной, изрытой ударными кратерами и лишенной знакомых темных морей на ближней стороне. [Это уже было видно на снимках Луны-3.] (...) В 2009 году лунный разведывательный орбитальный аппарат достиг Луны и до сих пор снимает поверхность и собирает данные. В настоящее время усилия вышли за рамки картографии и топографии и включают картографирование лунных ресурсов, таких как минералы и даже вода, в ожидании длительного присутствия человека на Луне. (...) Мы добились невероятных успехов в понимании нашего ближнего мира. Мы заполнили его обратную сторону и собрали картографическую информацию, о которой и не мечтали всего несколько десятилетий назад. От простых карт, нарисованных во время наблюдения в маломощные телескопы, до изображений с орбитальных космических аппаратов, заглядывающих глубоко в покрытую кратерами поверхность Луны, теперь мы знаем нашего небесного партнера в захватывающих дух деталях».
- Альдо Спадони. Ведя человечество к звездам (Aldo Spadoni, Taking Humanity to the Stars) (на англ.) , том 50, №7, 2022 г., стр. 6-17 в pdf - 9,71 Мб
Фоторепортаж: «Современная эра космического искусства началась после Второй мировой войны. Быстрый прогресс в авиации, ракетостроении, атомной энергетике и других технических достижениях сделал развитие космических кораблей возможными. (...) Полеты человека в космос казались не за горами, жудожники-космисты, такие как Чесли Боунстелл (1888-1986), сыграли важную роль в том, чтобы космические путешествия казались публике реальными. Картины Боунстелла демонстрировали поразительный реализм, и можно было легко поверить, что они представляют собой реальный проблеск космического будущего человечества. (...) В это захватывающее время [космической гонки] казалось, что нет предела тому, что человечество может совершить в космосе. (...) Но после высадки на Луну темпы освоения человеком космоса значительно замедлились. (...) Хотя люди не отваживались выходить за пределы НОО [низкой околоземной орбиты] после посадки Аполлона на Луну, космические визионеры упорствовали, с помощью художников-космонавтов, которые продолжали создавать убедительные образы надежных космических полетов человека. (...) Космическая живописьt охватывает широкий спектр тем, но значительная его часть сосредоточена на представлении о том, как люди путешествуют, исследуют, живут и работают в космосе. Этот вид искусства обычно содержит изображения космических кораблей, астронавтов, спутников, космических станций, мест обитания и связанного с ними оборудования, используемого в космических полетах человека. Хотя существует множество художественных стилей, которые можно использовать, многие художники, привлеченные требовательным миром освоения космоса, являются реалистами. Другими словами, их изображения репрезентативны и реалистичны. (...) Фотореализм - лишь один из способов достижения этой цели, в то время как другие художники могут выбрать гораздо более абстрактный подход. (...) Использование традиционных медиа живо и хорошо в мире космического искусства. Художники используют широкий спектр инструментов, таких как карандаши, ручки, маркеры и краски, чтобы создать свое видение. Тем не менее, значительная часть космического искусства переместилась в цифровую сферу (...) Быстрое развитие и коммерческая доступность этих мощных инструментов [3D компьютерных моделей и инструментов виртуальной реальности] открыли множество новых возможностей для космических художников. Даже при создании иллюстраций с использованием традиционных методов ручной росписи 3D-моделирование и рендеринг могут предоставить превосходные эталонные изображения, гарантирующие, что перспектива и освещение сцены будут правильными для данного вида. (...) В конце концов, лучшее космическое искусство всегда способно передать ощущение чуда и надвигающегося приключения, которое ждет человечество, когда мы отправляемся в бескрайний космический океан».
- Уильям К. Хартманн. Картина Солнечной системы (William K. Hartmann, Painting the Solar System) (на англ.) , том 50, №7, 2022 г., стр. 18-30 в pdf - 8,18 Мб
Фоторепортаж: «Художники сыграли значительную, но недооцененную роль в нашем исследовании миров в нашей Солнечной системе. Ученые склонны специализироваться на узких аспектах реальности - спектроскопии, фотографии, петрологии - все они представлены в терминах числовых измерений. Но что эти числа означают с точки зрения человеческого опыта? Именно художники синтезируют эти результаты, чтобы визуализировать, каков на самом деле каждый мир. (...) В 1944 году популярный еженедельный журнал LIFE опубликовал серию картины [Чесли] Боунстелла [(1888-1986)], на которых планета Сатурн видна с различных её спутников. Крупнейший спутник Сатурна, Титан, который больше планеты Меркурий, представляет интересную проблему. Астроном Джерард Койпер недавно подтвердил более ранние подозрения, что у Титана есть существенная атмосфера (фактически, это единственный спутник в Солнечной системе, у которого она есть), показывающая Сатурн в голубом небе над ледяным пейзажем. Но вид с Титана продолжал будоражить ученых и художников. Десятилетия научного прогресса после картины Боунстелла показали, что атмосфера Титана создает не ясное голубое небо, а облачную дымку, настолько густую, что Сатурн редко, если вообще когда-либо, виден с поверхности. Эта история - лишь один пример важности астрономического искусства. Ученые публикуют свои работы в рецензируемых журналах, но астрономические художники-реалисты переводят результаты, чтобы показать, как выглядели бы далекие миры, если бы мы могли там оказаться. (...) Каждая картина (в том числе и наземные пейзажи, ведь Земля - тоже планета) ставит перед художником задачу изобразить действительность - не такой, какой ее ожидают или хотели бы видеть художники, а такой, какая она есть на самом деле. (...) Каждая планета предлагает уникальную задачу. Марс может показаться легким для рисования из-за обилия снимков с посадочных модулей и марсоходов, а также из-за наличия похожих ландшафтов на Земле. Однако определение фактических цветов, которые человек воспринимал бы на поверхности, с самого начала было проблемой. (...) спускаемые аппараты и вездеходы предположили, что цвет марсианского неба зависит от содержания пыли в воздухе. (...) Чтобы еще больше запутать ситуацию, некоторые марсианские изображения намеренно изменены в сторону более голубых цветов, чтобы геологи могли получить представление о марсианских скальных образованиях при освещении, более похожем на земное под нашим голубым небом. Итак, в Интернете полно изображений Марса с разным цветовым балансом, в том числе с попытками получить изображения в истинном цвете. Как на самом деле выглядит Марс для посетителя-человека? Нам еще предстоит это выяснить. Один урок, который мы должны извлечь из всего этого, - не выбрасывать старые картины, потому что они могут быть ошибочными с научной точки зрения. Вместо этого они сохраняют важную запись того, что мы, люди, знали о нашей Солнечной системе в то время, когда они были нарисованы. И что мы узнали на этом пути, так это то, что когда дело доходит до исследования нашей Солнечной системы, у художников и ученых есть увлекательные и продуктивные отношения!»
Рисунок Боунстелла: вид Сатурна с Титана в «LIFE», 29 мая 1944 г.
http://epizodyspace.ru/bibl/inostr-yazyki/life/44-5-29/78.djvu
- Рон Миллер. Видения нашего Млечного Пути (Ron Miller, Visions of our Milky Way) (на англ.) , том 50, №7, 2022 г., стр. 40-51 в pdf - 7,69 Мб
Фоторепортаж: «Млечный Путь и его бесчисленные звезды, туманности и экзопланеты опоздали в космическом искусстве. Причина довольно проста: до прошлого века или около того никто толком не знал о том, что находится за пределами нашей Солнечной системы. Конечно, были изображения Млечного Пути, а звезды и Луна появляются на петроглифах, на печатях и декоративных предметах, датируемых 1600 годом до нашей эры, настолько научно точные, насколько это было возможно для того времени, но часто красиво украшенные образными иллюстрациями мифологических созвездий.(...) Одно дело точно разместить звезду в правильном положении на карте ночного неба, а другое задуматься о том, как бы выглядела эта звезда, если бы вы посетили ее или оказались на одной из ее планет.(...) Вероятно, первым художником, задавшимся вопросом, каково это - стоять под другой звездой, отличной от Солнца, был француз, художник-астроном Люсьен Рудо (1874-1947). (...) В середине 1930-х годов Рудо написал и проиллюстрировал серию статей по астрономии для журнала American Weekly. Среди них были «Другие солнца с собственными мирами, подобными нашему?» В этой истории девять цветных картин изображали сцены на планетах, вращающихся вокруг белого карлика, красного гиганта и двойных звезд; планеты внутри звездного скопления и другие. Иллюстрации размышляли не только о появлении звезд на небе, но и о том, как они повлияют на условия на окружающих планетах. Зная, что существуют двойные звезды со звездами разного цвета, Рудо задался вопросом, какие визуальные эффекты они могут производить и каково это - стоять на планете, вращающейся вокруг двойной звездной системы. В результате получилась простая картина, но первая в своем роде. На картине изображен бесплодный пейзаж, в котором преобладают большие скалы, отбрасывающие цветные тени. (...) Да, мы знаем, что такое пульсары и черные дыры, но как бы они выглядели? Именно это вдохновляет космических художников, и иногда на этот вопрос не так-то просто ответить. (...) Многие астрономы сталкиваются с двумя ограничениями в визуализации того, что они изучают. Во-первых, слишком часто все, что известно об объекте, содержится на страницах рисунков и графиков. Трудно воплотить это во что-то реальное. Другое дело специализация. Сосредоточение внимания только на одной узкой области исследования может помешать визуализации чего-либо в целом. (...) Космический художник по необходимости должен черпать из всех возможных источников при создании изображения, так же как художник-палеонтолог должен знать все о динозавре, от формы его зубов до климата, в котором он жил. (.. .) Когда существование экзопланет было подтверждено открытием первой в 1992 году, перед космическими художниками открылись совершенно новые перспективы. (...) С каждым новым открытием приходит новое вдохновение для восторженной и любопытной толпы космических художников».
Картина Рудо, упомянутая в статье: Интерпретация эффектов, которые могут проявляться в пейзажах на поверхности планет, освещенных двумя солнцами разного цвета в: «Sur les Autres Mondes», Париж, 1937 г. [О других мирах], пластина на оборотной стороне. 210 Ron Miller, Videniya nashego Mlechnogo Puti в jpg - 868 кб
- Джон Рамер. Внегалактические чудеса (Jon Ramer, Extragalactic Wonders) (на англ.) , том 50, №7, 2022 г., стр. 52-64 в pdf - 10,2 Мб
Фотоэссе: «По последним оценкам, во Вселенной существует более 200 миллиардов галактик, и более 90 процентов из них находятся на расстоянии более миллиарда световых лет от нас. Фактически, свет, который мы видим сегодня от более чем двух третей из этих галактик было испущено еще до того, как Земля сформировалась. Мы занимаем крошечную, крошечную часть огромного, огромного космоса. (...) Но человеческое любопытство и изобретательность способны справиться с этой задачей. Наш арсенал астрономических инструментов рос и совершенствовался со все возрастающей скоростью за последние пару сотен лет. Так же, как и еще один ключевой фактор в понимании Вселенной: художники, которые изображают эти огромные масштабы и захватывающие объекты. (...) воображение художника может прыгнуть через эти световые годы, чтобы нарисовать картину с более близкого или другого ракурса и принести новое понимание. (...) Теперь у нас есть фотографии миллионов галактик, сделанные оптическими телескопами как на Земле, так и за ее пределами. У всех одна и та же ограниченная точка зрения: взгляд издалека. Но художник может показать нам, как выглядело бы из глубокого космоса небо, заполненное скоплением галактик, или вид галактики с поверхности ближайшей планеты. (...) Какими бы увлекательными ни были эти богатые сокровища новых данных, мы не можем увидеть то, что видит радиотелескоп или гравитационно-волновая обсерватория. Данные - это просто цифры. (...) Но опытный художник-астроном может взять множество невидимых наблюдений из активной галактики на расстоянии 100 миллионов световых лет и создать правдоподобное изображение крупным планом, изображающее извергающееся галактическое ядро с огромными струями материал, стреляющий в пустоту, ярко иллюстрирующий физику этих чрезвычайно мощных объектов. Изображения более редких и загадочных объектов дальнего космоса еще в большей степени зависят от художественного мастерства - например, горизонты событий сверхмассивных черных дыр, протогалактик и быстрых радиовсплесков. (...) Масштабы таких [крупномасштабных] структур [галактик и скоплений галактик] почти невообразимы, но хорошо сделанное изображение может в одно мгновение передать их необъятность и сложность. Все эти открытия помогают нам понять, как зарождалась и развивалась наша Вселенная, и решающее значение для этого понимания имеют изображения, созданные художниками-астрономами».
- Бен Эванс. Как Юнона разоблачила Юпитер (Ben Evans, How Juno unmasked Jupiter) (на англ.) , том 50, №8, 2022 г., стр. 16-24 в pdf - 6,56 Мб
«Юнона» - самый совершенный космический аппарат, когда-либо посещавший Юпитер, оснащенный девятью научными приборами, включая инфракрасные и ультрафиолетовые датчики, радиометр и магнитометр, а также детекторы энергетических частиц. В качестве источника энергии он использует массивы солнечных батарей - впервые для космического аппарата на Юпитере, где интенсивность солнечного света примерно 4% от земного. (...) Запущенный на ракете Atlas V с мыса Канаверал 5 августа 2011 года, "Юнона" преодолела 1,74 миллиарда миль (2,8 миллиарда километров), чтобы достичь Юпитера.(...) 4 июля 2016 года, когда «Юнона» мчалась к своей цели, работа двигателя JOI снизила его скорость на 1200 миль в час (1950 км/ч), что позволило зонду продеть тонкую иглу между планетой и ее радиационными поясами. Затем "Юнона" вышла на эллиптическую орбиту не вокруг экватора Юпитера, а по петле от полюса к полюсу. (...) С этой уникальной точки обзора "Юнона" провела первые наблюдения за крайними северными и южными широтами планеты. Она также подлетала более 10 раз ближе к его бесшабашным облакам, бушующим бурям и диким радиационным поясам, чем любая предыдущая миссия. (...) Облетая вокруг Юпитера каждые две недели, "Юнона" должна была проработать всего 20 месяцев. Основной причиной были интенсивные радиационные пояса на Юпитере (...) Для защиты от натиска заряженных частиц, направляемых магнитным полем Юпитера, электроника Юноны была изготовлена из радиационно-стойкого тантала, ее проводка была обернута оплеткой из меди и нержавеющей стали, и его компьютеры были защищены стенами толщиной 0,4 дюйма (1 сантиметр) титанового хранилища весом 500 фунтов (200 кг). (...) 27 августа 2016 года «Юнона» впервые приблизилась к Юпитеру, или в перииов, пролетев всего 2600 миль (4200 км) над облаками Юпитера, ближе, чем любой космический аппарат в истории. Этот пролет позволил нам впервые увидеть северный полюс в высоких широтах. (...) Юнона показала, что на полюсах преобладают плотно сбитые циклоны, и все они борются за место. На севере находится центральный циклон, окруженный восемью другими, всего около 2000 миль (3200 км) в диаметре (...) Глубокий юг планеты оказался не менее бурным, укрывая пятиугольник из пяти циклонов вокруг центрального шестого. (...) Первый перииов Юноны не только высветил бурю на полюсах, но и показал, что магнитные поля планеты и полярные сияния гораздо мощнее и обширнее, чем считалось ранее. Выяснилось, что поле имеет неправильную форму, местами бугристое и - при 7,766 Гс - более чем в 10 раз мощнее магнитного поля Земли в его самом сильном состоянии. Но, несмотря на многообещающее начало, не все было хорошо. Включение PRM [Period Reduction Maneuver] в октябре 2016 года было отложено из-за опасений по поводу гелиевых клапанов в системе наддува главного двигателя. (...) В феврале 2017 года НАСА объявило, что Юнона останется на своей 53-дневной орбите до конца миссии. (...) Действительно, 53-дневная орбита означала, что Юнона фактически проведет меньше времени в областях с наиболее интенсивным излучением. (...) Бонусом 53-дневной орбиты была возможность провести больше времени в малоизученных краях магнитного поля Юпитера. Внутренний магнетизм Юпитера вырезает обширную полость в солнечном ветре, магнитную сферу влияния с полем в тысячи раз сильнее, чем у Земли. (...) Картирование магнитосферы говорит нам больше, чем просто о ее размерах. Кроме того, это один из немногих способов понять газообразную структуру Юпитера, включая его магнетизм и ядро. (...) Ученые считают, что под самыми внешними слоями молекулярного водорода Юпитера находится электропроводящая оболочка из жидкого металлического водорода. (...) Долгое время считалось, что она играет ключевую роль в создании магнитного поля Юпитера, его вращение действует как динамо. Однако бугристость магнитного поля, которую наблюдала Юнона, предполагала, что поле может быть создано динамо-эффектами ближе к видимой поверхности планеты, над границей жидкого металлического водорода. (...) Магнитное поле Юпитера также способно создавать мощные полярные сияния, во много раз более энергетические, чем земные. (...) В апреле 2021 года ультрафиолетовый спектрограф Юноны впервые связал авроральную активность на Юпитере с заряженными частицами в пограничной области между магнитосферой и солнечным ветром. (...) из всех бурь Юпитера ни одна не сильнее и не длится дольше, чем знаменитое Большое Красное Пятно. (...) Пятно, вращающееся против часовой стрелки, в настоящее время имеет диаметр 10 000 миль (16 000 км) и заметно уменьшилось за последние годы. Оно также демонстрирует резкие вариации цвета: от кирпично-красного до нынешнего лососево-розового. (...) Микроволновый радиометр зонда показал, что пятно простирается дальше в атмосферу, чем соседние облака, проникая в глубину не менее 200 миль (320 км). (...) Юнона также обнаружила сотни грозовых разрядов, которые испускали радиоволны в мегагерцовом и гигагерцовом диапазонах, гораздо более энергичные, чем земные. (...) Хотя изначально миссию Juno планировалось завершить в 2018 году, корабль остается настолько продуктивным, что его миссия продлевалась дважды: сначала до июля 2021 года, а затем до сентября 2025 года, или до тех пор, пока он не достигнет конца своего срока службы. Эти расширения миссии позволили ему нацелиться не только на Юпитер, но и на его большие спутники Ганимед, Европу и вулканический Ио. (...) Корректировки с помощью гравитации, обеспечиваемые повторными облетами этих лун в ближайшие годы, естественным образом изменят форму орбиты Юноны. (...) В результате самые замечательные открытия Юноны могут быть еще впереди. А зонд, который, как ожидается, проживет всего два года, погруженный в устрашающее излучение Юпитера, может потратить почти целое десятилетие на раскрытие секретов этого самого скрытного из миров».
- Бен Эванс. Curiosity 10 лет на Марсе (Ben Evans, Curiosity's 10 years on Mars) (на англ.) , том 50, №9, 2022 г., стр. 24-31 в pdf - 8,76 Мб
«Этим летом [2022 года] выносливый шестиколесный марсоход Curiosity отпраздновал свое 10-летие на Красной планете. Покрытый пылью и работающий на проколотых колесах, он продолжает исследовать иссохший ландшафт выточенных ветром плоскогорий, изолированных холмов и водоворотов песка - реликвий более теплого, влажного, возможно, пригодного для жизни Марса. (...) в то время как формам жизни было бы трудно процветать на этой пропитанной радиацией пустоши, младенческий Марс 3,5 миллиарда лет назад был непохож на сегодняшний седой, старый. Окруженный толстой атмосферой из углекислого газа и со свободно текущей водой на поверхности, условия того времени могли позволить зародиться жизни. Работает наземная разведка от постоянно растущего поколения роботов-исследователей. (...) В июле 2011 года НАСА выбрало кратер Гейла [в качестве места посадки] .. (...) Кратер Гейла сегодня представляет собой сухое, пустынное место к югу от марсианского экватора. (...) Кратер [был] сформирован в результате удара астероида между 3,8 миллиардами и 3,5 миллиардами лет назад. Со временем эта зияющая рана заполнилась осадком, сначала отложенным водой, затем ветром. Эпохи эрозии затем очистили отложения, оставив изолированный пик: гору Эолис высотой 18 000 футов (5 500 м), прозванную горой Шарп в честь американского геолога Роберта Шарпа (1911-2004). (...) Слоеная стратиграфия горы Шарп обещала раскрыть около 3 миллиардов лет эволюции марсианского ландшафта и, возможно, даже показать, как планета превратилась из земного рая в засушливую ржавую пустыню. (...) ракета Atlas V вонзилась в покрытое облаками небо Флориды в 10:02 утра по восточному стандартному времени [восточное стандартное время, на пять часов меньше всемирного координированного времени (UTC-05:00)] 26-го [ноября 2011 г. ] (...) Curiosity достиг Красной планеты после чуть более восьми месяцев путешествия. Его подход к посадке на Марс отличался от предыдущих миссий. (...) Curiosity использовал новую инновационную технологию: небесный кран с ракетным двигателем, который опускал вездеход колесами вниз на поверхность на 25-футовых (7,6 м) тросах. (...) полностью автономная процедура позволила Curiosity приземлиться с предварительно загруженным программным обеспечением. (...) 6 августа 2012 года в 01:32 по восточному поясному времени (UTC-04:00) «Кьюриосити» шлепнулся на чужую землю. (...) Лаборатория, как никакая другая, была готова к работе. (...) Curiosity обнаружил следы давно исчезнувших русел ручьев с округлым гравием - размером от песчинок до мячей для гольфа - что вызвало восторженные предположения, что, возможно, вода когда-то текла по этому району со скоростью, удобной для человека при ходьбе в 3 фута (90 см) в секунду, поднимаясь до уровня щиколотки или даже талии. (...) В феврале 2013 года Curiosity пробурил свою первую скалу (...) В 2,5-дюймовом (6,4 см) отверстии были обнаружены следы серы, азота, водорода, кислорода, фосфора и углерода, всех ключевых компонентов жизни. Такие находки - еще раз доказывающие, что на Марсе могла быть проточная поверхностная вода как раз в тот момент, когда на Земле появились первые признаки жизни - породили предположения о том, что жизнь на Земле и Марсе могла возникнуть примерно в одно и то же время. (...) Данные из Хидден-Вэлли на нижнем склоне горы Шарп, которые Curiosity получил в 2014 году, позволяют предположить, что там существовали долгоживущие озера от 3,8 до 3,3 миллиарда лет назад. А в 2018 году исследователи объявили, что за предыдущие три года Curiosity наблюдал древние органические молекулы в районе кратера Гейла, которые содержали углерод и водород в осадочных породах в пределах 2 дюймов (5 см) от поверхности. Curiosity также обнаружил оксиды азота и органические соли (...) Нитраты могут перерабатываться биологическими системами; таким образом, их открытие предоставило еще одно доказательство в пользу того, что на Марсе когда-то были подходящие условия для микробной жизни. Ни одна из этих находок окончательно не доказала, что жизнь существует или когда-то процветала в этом ныне разрушенном ландшафте; действительно, большинство соединений могут возникать в результате небиологических процессов. Но это подчеркивало растущее осознание того, что прошлое Марса было гораздо более гостеприимным, чем его настоящее. В июле 2013 года марсоход направился к склонам горы Шарп на юго-запад. (...) Все это [открытия, описанные ранее] подразумевало, что кратер Гейл подвергся сложной геологической обработке в далеком прошлом, включая многочисленные эпизоды таяния и, возможно, даже вулканизма. (...) С тех пор [сентябрь 2014 года] Curiosity осторожно поднимался по склонам горы Шарп, исследуя ее нижние уровни и обнаруживая присутствие оксида железа, называемого гематитом. Более поздние остановки отбора проб выявили ярозит, образующийся в кислых условиях, и минерал кремнезема кристобалит. Поскольку известно, что эти минералы образуются или изменяются во влажных условиях окружающей среды, их открытие дало важные сведения о многочисленных эпизодах движения жидкости в далеком прошлом Марса. (...) Но после десятилетия на Марсе Curiosity явно стареет. К концу 2014 г. колеса вездехода уже показывали признаки износа. Инженеры начали выбирать маршруты, чтобы избежать острых камней, и применяли методы вождения, чтобы уменьшить давление. К 2016 году проколы начали пробивать наружную обшивку колес (...) С 2017 года были реализованы программные алгоритмы для регулировки скорости колес при наборе высоты, чтобы предотвратить проскальзывание, которое может привести к дальнейшим повреждениям. (...) в середине 2018 года он пережил вращающуюся вокруг планеты пыльную бурю, которая положила конец жизни марсохода Opportunity, работающего на солнечной энергии, в результате чего Curiosity на какое-то время остался единственным функционирующим марсоходом. Через десять лет после прибытия в кратер Гейла марсоход преодолел более 17 миль (27 км), и будущее Curiosity еще неизвестно».
- Нола Тейлор Тиллман. Дюны Солнечной системы (Nola Taylor Tillman, Dunes of the Solar System) (на англ.) , том 50, №10, 2022 г., стр. 20-27 в pdf - 8,60 Мб
«Песчаные дюны переполняют Солнечную систему, образуя наносы в любом мире даже при малейшем намеке на ветерок. (…) От Марса до Плутона и крошечных комет широкое разнообразие дюн, которые видят ученые, может помочь прояснить нерешенные вопросы о том как формируются дюны на Земле, а также предоставляет информацию о прошлых и настоящих условиях в отдаленных мирах. (...) определение песка не имеет ничего общего с составом, а все, что связано с размером и тем, как он транспортируется: частицы, которые малы достаточно и достаточно легки, чтобы подняться в воздух. На Земле диаметр составляет от 0,0025 до 0,08 дюйма (от 0,06 до 2 миллиметров). В других мирах с меньшей гравитацией частицы песка могут быть больше. Итак, как вы переходите от частиц из песка в рябь дюн? Ключом к дюнам является ветер. (...) Основная идея проста: ветер переносит песок по поверхности, в конечном итоге накапливая его в дюнах. (...) Следует ли песок за гидродинамикой модели, путешествуя по воздуху так же, как плывет по воде, чтобы создать жидкие скульптуры дюн? Или он подчиняется модели ударного механизма, когда первая песчинка, поднятая ветром, подбрасывает другие песчинки, которые затем подбрасывают еще больше? (...) две модели трудно различить на Земле, потому что их предсказанные результаты очень похожи. Но изменение давления воздуха и гравитации - скажем, путем строительства дюн в другом мире - должно дать лучшее понимание того, какая модель верна. (...) [Марс] Большая часть марсианского песка имеет вулканическое происхождение. (...) сегодня ветер является наиболее распространенным источником эрозии. Однако ветер неэффективен по сравнению с водой, когда дело доходит до разрушения камня в песок. Это поднимает вопрос о том, каков возраст марсианского песка (...) В течение десятилетий ученые подозревали, что дюны, которые они видели на Марсе, были древними реликвиями прошлого с более плотной атмосферой и более сильными ветрами. Ситуация изменилась в 2019 году, когда [исследователи] использовали орбитальный аппарат NASA Mars Reconnaissance Orbiter для съемки дюн, ползущих вдоль марсианского экватора. Сравнивая изображения, сделанные с интервалом более семи лет на двух разных участках, команда определила, что эти мегаряби - самые большие из дюн высотой около 3 футов (1 метр) - движутся примерно на 4 дюйма (10 сантиметров) в год. . (...) [Венера] толстая атмосфера может значительно повысить вероятность подъема песка ветром, а атмосфера Венеры в 90 раз плотнее, чем у нашей планеты. (...) приземные ветры ползут со скоростью всего несколько миль в час. Итак, дюны на Венере кажутся редкими. Но одной из причин этого дефицита может быть отсутствие хороших изображений. (...) Если Венера скрывает дюны, вскоре они могут обнаружиться. В 2021 году НАСА объявило о двух новых миссиях на Венеру, VERITAS и DAVINCI, а Европейское космическое агентство раскрыло планы на третью, EnVision. Трио должно начать исследование планеты в 2030-х годах. [Титан] С его органической дымкой и метановыми озерами Титан, спутник Сатурна, является единственным миром в Солнечной системе, помимо Земли, на поверхности которого, как известно, есть жидкость. (...) песчаные дюны, принесенные ветром, считались маловероятными из-за наличия в мире потенциально липких отложений, состоящих из смолистых углеводородов. Поэтому в 2006 году было неожиданностью, когда миссия НАСА «Кассини» обнаружила эоловые дюны, разбросанные по средним широтам луны. (...) Толины, глыбы органического вещества, точный состав которых остается загадкой, покрывают поверхность Титана, образуя облака и дымку в лунной атмосфере. Материал может слипаться, образуя частицы размером с песок, когда он падает с неба только для того, чтобы быть унесенным ветром в дюны. (...) На многие вопросы вскоре может ответить миссия НАСА «Стрекоза», летающий винтокрылый аппарат, который должен был исследовать Титан в 2034 году. (...) [Плутон] Когда миссия НАСА «Новые горизонты» пролетела мимо Плутона в 2015 году, она обнаружила удивительно активную карликовую планету, а не мертвый мир, который многие исследователи ожидали найти на краю Солнечной системы. (...) они обнаружили, что черты имеют более чем мимолетное сходство по форме с дюнами. Дюны также хорошо совпадают с полосами ветра, обнаруженными другими исследователями (...) Атмосфера Плутона невероятно тонкая - вероятно, слишком тонкая, чтобы улавливать частицы с земли. (...) Так как же частицы совершают этот первоначальный скачок? (...) Но не все считают, что есть достаточно доказательств, чтобы объявить эти особенности дюнами. (...) скорее всего, потребуется еще одна миссия к далекому Плутону, чтобы подтвердить природу особенностей. [Кометы] (...) Когда космический аппарат Европейского космического агентства «Розетта» вышел на орбиту вокруг Чурюмова-Герасименко в 2014 году, он обнаружил дюны на перешейке и обеих полушариях, что поставило вопрос о том, как объект, почти не имеющий атмосферы, мог иметь черты, выдуваемые ветром. Ответ исходит из сердца кометы. Когда комета приближается к Солнцу, ледяной материал из ее ядра начинает превращаться в газ, продвигаясь к поверхности. По пути он несет кусочки грязи, которые высвобождаются по мере сублимации льда и создают очень тонкую оболочку вокруг ядра, называемую комой. Ветры, создаваемые изменением температуры при вращении кометы, достаточно сильны, чтобы перемещать грязь. (...) Таким образом, материал внутри ядра в конечном итоге размазывается по земле, образуя дюны (...) Но, как и в случае с кометной атмосферой, некоторые считают доказательства незначительными. (...) распространенной проблемой планетарной науки является связь между особенностью, наблюдаемой в другом мире, и земным аналогом, на который она похожа. (...) Как только миссия обнаружит предполагаемые дюны, космический корабль следующего поколения сможет провести более подробные наблюдения, чтобы изучить их характеристики и проанализировать закономерности отдельных кандидатов, чтобы подтвердить или опровергнуть их статус дюн».
- Марк Застроу. Последний танец Аполлона (Mark Zastrow, Apollo's last dance) (на англ.) , том 50, №12, 2022 г., стр. 20-27 в pdf - 8,61 Мб
"по мере угасания общественного интереса "Аполлон-17" стал последним шансом НАСА продемонстрировать ученым, политикам и налогоплательщикам, что вся программа "Аполлон" стоимостью 26 миллиардов долларов стоила того. (...) Самым выдающимся членом экипажа был не его командир, а скорее пилот лунного модуля (LMP) Харрисон "Джек" Шмитт. Геолог по образованию, Шмитт был провозглашен первым "ученым-астронавтом" Аполлона - новшество в эпоху, когда корпус астронавтов США был исключительной прерогативой военных и летчиков-испытателей. Коммандер Джин Сернан совершал свой третий космический полет и второе путешествие на Луну. (...) Пилот командного модуля Рональд Эванс возглавил экипаж; он и Сернан были бывшими морскими летчиками. (...) Местом посадки был Таурус-Литтроу, долина на юго-восточном краю Маре Серенитатис (Море Безмятежности). (...) Особенности включали оползни, выброшенные валуны, от которых были оставлены следы в лунном грунте и уступ высотой 260 футов (80 м) - остатки линии разлома, - который пересекает долину шириной 4,4 мили (7 километров). (...) Долина Таурус-Литтроу была самым амбициозным местом посадки программы "Аполлон". (...) Передав Хьюстону свои первоначальные впечатления от пейзажа и позаботившись о некоторых предметах домашнего обихода, команда сразу же приступила к подготовке к своей первой внекорабельной деятельности (EVA). Сернан первым выбрался наружу. [Сернан] Я нахожусь на подножке. И, Хьюстон, когда я выхожу на поверхность в Таурус-Литтроу, я хотел бы посвятить первый шаг "Аполлона-17" всем тем, кто сделал это возможным. (...) - Экипаж недалеко ушел от "Челленджера" во время своего первого выхода в открытый космос. Во-первых, они установили пакет экспериментов Apollo Lunar Surface Experiments Package (ASLEP), набор научных приборов, рядом с LM. Они также пробурили глубокий образец керна. (...) На следующий день Сернан и Шмитт отправились через долину на своем луноходе к Южному массиву, примерно в 5 милях (8 км) от него, по другую сторону уступа. (...) следующая остановка экипажа - кратер Шорти, 360 футов (110 м) в ширину и 46 футов (14 м) в глубину - это дало бы ему порцию адреналина и самый высокий из максимумов миссии. (...) Шмитт внезапно увидел нечто любопытное. [Шмитт] Ооо, привет!! [Пауза. Сомневающийся в себе.] Подожди минутку - [Сернан] Что? [Шмитт] - где отражения? Однажды меня уже одурачили. (Отбрасывая свои сомнения.) ТАМ ОРАНЖЕВЫЙ ГРУНТ! [Сернан] (Скептически.] Что ж, не двигай его, пока я его не увижу. [Шмитт] Все точно! Оранжевый!!! [Сернан] Не двигай его, пока я не увижу это … [Шмитт] Я перемешал это своими ногами. [Сернан] … ЭЙ, ЭТО ТАК! Я могу видеть это отсюда! [Шмитт] Это апельсин! [Сернан] Подожди минутку, дай мне поднять забрало. Он все еще оранжевый! [Шмитт] Конечно, это так! С ума сойти! [Сернан] Оранжевый! - Шмитт взял ситуацию под контроль, оценил изображения, которые им нужно было получить, и вырыл траншею для образцов. (...) [Сернан] Как может быть оранжевый грунт на Луне?! [Пауза.] Джек, это действительно апельсин. Он окислился! Скажите Рону [Рональду Эвансу], чтобы он направил лунный радар [в CM - Командном модуле] сюда. [Шмитт] Это выглядит точь-в-точь как окисленная почва пустыни, это совершенно верно. - Шмитт, Сернан и геологи сразу поняли, что существует вероятность того, что они наткнулись на молодое вулканическое жерло, где выходящий пар и газы проржавели на почве. Затем Шмитт подготовил образец керна. (...) После миссии анализ показал, что оранжевая почва не была окислена в результате извержения вулкана; скорее, она содержала стеклянные шарики, которые образовались из огненного фонтана расплавленных капель и были заключены в поток лавы около 3,5 миллиардов лет назад. (...) Пока съемочная группа готовилась к периоду отдыха, Кэпком Джо Аллен поделился некоторыми ночными философскими размышлениями. [Аллен] (...) Джин и Джек, мы все еще восхищаемся прекрасными телевизионными снимками, которые мы получаем с вашей телекамеры. На самом деле забавно наблюдать за следами, которые вы оставляете на лунном грунте, как отпечатками ног, так и следами марсохода. И некоторые из нас сейчас здесь, внизу, размышляют о том, какой след когда-нибудь потревожит следы, которые вы оставите там завтра. [Сернан] Это интересная мысль, Джо, но я думаю, мы все знаем, что где-то, когда-нибудь, кто-то будет здесь, чтобы потревожить эти следы. (...) - Последний лунный полет программы "Аполлон" привел пару через другую сторону долины к Северному массиву. (...) Затем, прежде чем в последний раз подняться по служебной лестнице, Сернан произнес последний монолог о самом отдаленном путешествии в истории человечества. [Сернан] Боб, это Джин, и я на поверхности. И когда я делаю последние шаги человека с поверхности, возвращаясь домой, на какое-то время вперед - но, мы верим, не слишком надолго в будущее - я хотел бы просто [сказать] то, что, я верю, запишет история: сегодняшний вызов Америки определил судьбу человека завтрашнего дня. И когда мы покидаем Луну и Таурус-Литтроу, мы уходим такими, какими пришли, и, даст Бог, такими и вернемся: с миром и надеждой для всего человечества. Удачи экипажу "Аполлона-17". - В 2007 году в устной истории НАСА Сернан размышлял о тех последних моментах на поверхности Луны. [Сернан] Люди продолжали говорить: "Что ты собираешься сказать, какие будут последние слова на Луне?" Я даже никогда не думал о них, пока, по сути, не начал ползти вверх по лестнице. […] Я посмотрел вниз, и там были мои последние шаги по поверхности [...] Я оглянулся через плечо, потому что Земля была на вершине гор в юго-западном небе. […] Я не собирался возвращаться. Это было оно. Я хотел, как в симуляторе нажать кнопку "стоп", остановить время, остановить мир. Я просто хотел посидеть там и подумать об этом моменте несколько мгновений и, надеюсь, впитать подсознательно больше, чем я был способен воспринять сознательно. Но я не мог, там не было кнопки "заморозить". Так что я поднялся по служебной лестнице".
2023 г.
2020 - 2021 гг.