Со времени появления в свет этого романа прошло уже около 70 лет, и все же он остается непревзойденным образцом разработки идеи межпланетного перелета в форме увлекательного научно-фантастического романа. Говорят, в мире идей, как и в мире живых существ, не бывает самопроизвольного зарождения, а есть лишь эволюция: новая мысль всегда развивается из других, высказанных ранее. Если это применимо к идеям литературных произведений вообще, то роман Жюля Верна „Из пушки на Луну", несомненно, составляет исключение. Среди предшествовавших ему произведений мы не находим ни одного, идея которого имела хотя бы отдаленное сходство с основной мыслью этого романа. Фантастические описания путешествий на Луну, написанные до Жюля Верна, составлены далеко не в том реальном, научном духе, который так выгодно отличает роман „Из пушки на Луну".
Остановимся немного на этих предшественниках Жюля Верна, чтобы убедиться, как велика разница между добросовестно-научной манерой Жюля Верна и безответственной фантазией многих других авторов.
Первое по времени произведение, трактующее подобный сюжет, восходит ко II веку нашей эры и принадлежит греческому писателю Лукиану Самосатскому. В одном из своих сатирических сочинений он рассказывает, что во время морского плавания смерч налетел на его корабль и увлек его на высоту трех тысяч стадий. С этого момента корабль несся уже по небу и после семидневного блуждания пристал к круглому блестящему острову: это и была Луна... Как видим, здесь нет и тени научного правдоподобия.
Столь же нелеп для читателя нашего времени и способ путешествия на Луну испанского писателя Доминика Гонзалеса („Мир Луны", 1648 г.), рассказывающего, что он добрался до нашего спутника (и обратно) на диких лебедях; путешествие длилось 12 дней.
Автор вышедшего незадолго до того английского „Рассуждения о новом мире и других планетах" (1640 г.), епископ Вилькинс, тоже не задумывается о способе полета на Луну. „Надо, — говорит он, — либо приделать себе крылья и подражать полету птиц, либо взобраться на спину исполинских птиц, которые, как рассказывают, водятся на Мадагаскаре (моа?), либо, наконец, соорудить летающую колесницу, наподобие того деревянного летающего голубя, который некогда был изготовлен Архитом1".
1Архит — греческий математик IV века до нашей эры.
Даровитый соотечественник Жюля Верна, знаменитый сатирик Сирано де-Бержерак, в своем „Путешествии на Луну" (1649 г.) применил следующий способ: обвязал себя множеством склянок, которые Солнце нагрело настолько сильно, что притянуло их к себе вместе с путешественником, подобно тому, как солнечные лучи притягивают к себе облака (?). Он полетел даже слишком быстро и направился не на Луну, а на Солнце; пришлось разбить несколько склянок, чтобы умерить стремительность полета...
Вот другой способ полета на Луну, описанный Сирано. „Я приказал, — пишет он, — изготовить легкую железную повозку; войдя в нее и устроившись на сиденье, я стал подбрасывать высоко над собою магнитный шар. Железная повозка тотчас же поднималась вверх. Когда же я приближался к тому месту, куда меня притягивал шар, я снова подбрасывал его вверх. После многократного бросания шара вверх и поднятий повозки я приблизился к месту, откуда началось мое падение на Луну..."
Нетрудно показать физическую несостоятельность подобного способа: подкидывая магнитный шар вверх с большим усилием (чтобы преодолеть притяжение к повозке), седок неизбежно отталкивает при этом свою повозку вниз. Когда же затем шар и повозка снова сближаются вследствие взаимного притяжения, они только возвращаются на свои первоначальные места. Ясно, что подниматься таким способом вверх немыслимо.
Как далеки эти беспочвенные грезы и выдумки от технически отчетливой идеи, лежащей в основе романа Жюля Верна!
Единственный автор, который мог действительно повлиять на Жюля Верна, был талантливый американский писатель первой половины прошлого века Эдгар По. Мы знаем, что французский романист был пламенным поклонником дарования своего американского собрата и даже посвятил ему одно из своих произведений. „Ледяной сфинкс" Жюля Верна — не что иное, как продолжение повести Э. По „Приключения Артура Пима". В тридцатых годах XIX века появился любопытный научно-фантастический рассказ Э. По „Беспримерные приключения Ганса Пфааля", в котором описывается путешествие на Луну. Но это произведение могло повлиять лишь на манеру повествования Жюля Верна, а не на самую идею его романа, которая совершенно самобытна. В самом деле, способ, придуманный американским писателем для перелета на Луну, не слишком отличается от наивных мечтаний его предшественников: это шар, наполненный газом, „плотность которого приблизительно в 37,4 раза менее плотности водорода". Сильный взрыв пороха под шаром подкинул аппарат высоко в воздух, после чего он стал стремительно подниматься все выше, так как атмосфера, хотя и разреженная, простирается, по утверждению автора, гораздо дальше в мировое пространство, чем полагают ученые. Наконец притяжение Луны взяло верх над притяжением Земли, и вскоре шар очутился на поверхности нашего спутника...
Здесь мы видим уже более осторожное отношение к научным фактам и к законам природы, чем у предшественников Э. По. Автор знает, что в пустоте аэростат подниматься не может; поэтому (вопреки утверждениям астрономов) Э. По заявляет, что мировое пространство наполнено разреженным газом, а для наполнения аэростата придумывает крайне легкий газ (в 37 раз легче водорода), которого, однако, не существует и существовать не может.
Таковы немногие предшественники Жюля Верна.
Обратимся теперь к роману Жюля Верна. Тот год, 1865-й, когда появилась первая часть романа „Из пушки на Луну", был особенно урожайным для фантастических путешествий на планеты. В феврале этого года в Париже вышел в свет роман прославленного французского писателя Александра Дюма (отца) „Путешествие на Луну", где повествуется о полете на Луну верхом на орле (!). В марте появилось в Лондоне „Путешествие на Луну" малоизвестного автора, умолчавшего о самом способе перелета. В апреле вышла в Париже еще одна книга о путешествии на Луну — на этот раз с помощью придуманного вещества, обладающего способностью „отталкиваться от Земли". В мае появился фантастический роман „Обитатель Меркурия"— произведение, в научном отношении не лучше предыдущих.
Захваченный общим литературным течением, Жюль Верн занялся той же темой и оставил потомству превосходное произведение, какого не было не только ни у кого из предшественников Жюля Верна, но и у его последователей в позднейшей литературе. Его удачные последователи — немецкий романист Курт Лассвиц и английский Герберт Уэллс — пользовались для межпланетных перелетов чисто фантастическим средством: веществом, не подверженным тяготению (Лассвиц) или защищающим от него (Уэллс). Жюль Верн создал фантастический роман, нигде не прибегая, в сущности, к фантастическим средствам, не придумывая ничего такого, чего не существует в природе или в арсенале техники. Он лишь искусно скомбинировал известные науке и технике средства. Остроумные выдумки его поражают одновременно и неожиданностью и правдоподобием. В этом коренное отличие Жюля Верна от его предшественников и подражателей, и в этом огромное образовательное значение его творчества.
Легкая, веселая манера письма Жюля Верна может породить неосновательное подозрение, будто он относился беззаботно к научной стороне своих произведений. Однако это не так. Научная основа романа „Из пушки на Луну" продумана весьма тщательно. Роман стоит вполне на уровне астрономических знаний своего времени; не вина автора, что за 70 лет наука ушла вперед и многие из рассеянных в нем сведений в настоящий момент устарели.
Идея, лежащая в основе предлагаемого романа Жюля Верна, состоит в том, что на Луну посылается исполинское пушечное ядро. До этого времени никто в литературе не высказывал подобного проекта, — по крайней мере, никаких указаний на это нам отыскать не удалось, — так что мысль о посылке на Луну пушечного снаряда является у Жюля Верна вполне самобытной. Проект этот настолько поучителен, что заслуживает более подробного рассмотрения. И прежде всего интересно выяснить, что в нем осуществимо и что совершенно несбыточно.
Можно ли бросить вещь так далеко, чтобы она никогда не вернулась обратно? На первый взгляд это кажется невозможным: мы видим постоянно, что, с какой бы силою ни бросить вещь, она рано или поздно падает назад. Однако механика учит, что так бывает только при сравнительно умеренных скоростях, достижимых нашими техническими средствами. Если начальная скорость брошенного тела достаточно велика, оно может и не возвратиться. Мы сейчас разъясним это.
Представьте себе где-нибудь на высокой горе пушку, стреляющую по горизонтальному направлению. Если ядро покинет пушку с небольшой скоростью, оно опишет более или менее крутую дугу, упирающуюся в Землю: такое ядро упадет обратно на Землю в большем или меньшем расстоянии от пушки. По мере увеличения скорости ядра путь его будет становиться все более и более пологим и, наконец, при некоторой скорости, приобретет ту же кривизну, какую имеет земная поверхность. Что тогда будет с ядром? Оно станет носиться над земной поверхностью, не приближаясь и не удаляясь, пока не опишет полного круга около земного шара и не достигнет пушки с задней стороны. Если же тем временем пушку убрать, то, закончив один круг, ядро опишет второй, потом третий и т. д. И не будь воздуха, который задерживает движение ядра (например, если бы гора поднималась выше атмосферы), такое ядро кружилось бы вечно вокруг нашей планеты, никогда на нее не падая.
Ядро, выброшенное пушкой с умеренной скоростью, летит по пути d или с и падает на Землю. При скорости 8 километров в первую секунду ядро летит по пути b параллельно земной поверхности и возвращается к пушке с другой стороны. При еще большей скорости ядро летит по пути а и навсегда удаляется от Земли. |
В механике доказывается, что это должно наступить тогда, когда ядро покинет пушку со скоростью восьми километров в секунду. Итак, ядро, выброшенное пушкой в горизонтальном направлении со скоростью восьми километров в секунду, должно, при отсутствии сопротивления воздуха, вечно кружиться около земного шара. Что же будет, если ядро покинет пушку со скоростью большею, чем восемь километров? Расчет говорит, что ядро станет тогда описывать около земного шара вместо кругов эллипсы, более или менее вытянутые, смотря по начальной скорости. Такой эллипс может сколь угодно далеко унести ядро от Земли. И, наконец, при скорости около 11 километров в первую секунду ядро будет двигаться уже по незамкнутой кривой (параболе), никогда не возвращаясь к исходной точке.
Ядро, выброшенное из пушки со скоростью 8 километров в секунду, описывает круги около земного шара. |
Как видим, забросить ядро из пушки на Луну теоретически возможно. Для этого необходимо — при отсутствии атмосферы — бросить его с начальной скоростью около 11 километров в секунду, а при наличии атмосферы — с еще большей скоростью.
Жюль Верн и воспользовался этой теоретической возможностью, которую никто до него не догадался применить к межпланетному перелету. У него очень хорошо продумана эта идея; против возможности закинуть пушечное ядро на Луну имеется лишь одно практическое возражение: начальная скорость, сообщаемая снарядам современными пушками, не достигает указанного предела -11 километров в секунду. Но это вопрос техники. Незадолго до мировой войны начальная скорость орудийных снарядов была всего 500 метров. К началу войны она уже доходила до 700 метров; к концу войны германцы обстреливали Париж на расстоянии 120 километров, сообщая ядрам начальную скорость в две тысячи метров. Правда, пороховая пушка никогда не сможет выбросить снаряд со скоростью 11 километров в секунду. Однако, если верить сообщениям печати, во Франции разработан проект электрической пушки с начальной скоростью в пять тысяч метров в секунду; из такого орудия можно будет с любого пункта земного шара взять под обстрел всю нашу планету. От пяти тысяч метров до одиннадцати или двенадцати тысяч, необходимых для переброски снаряда на Луну, дистанция не так уж велика.
Словом, поскольку речь идет о самой переброске ядра на Луну, проект Жюля Верна можно считать теоретически правильным. Даже трудный вопрос о сопротивлении воздуха, который при столь значительной скорости должен представлять сильнейшую помеху движению снаряда, задерживать его и раскалять оболочку, — даже и этот вопрос может быть, пожалуй, разрешен помещением пушки на высоту пяти тысяч метров и надлежащим увеличением начальной скорости. Однако здесь возникают затруднения особого рода, которые мы рассмотрим в следующих главах.
Мы уже указали, что мысль закинуть пушечное ядро на Луну сама по себе не заключает ничего несбыточного, ничего такого, что противоречило бы законам механики. Если такое предприятие непосильно для нас при нынешнем состоянии техники, то, весьма возможно, оно найдет свое осуществление в будущем.
Но мы намеренно оставляли пока без рассмотрения другой вопрос: мыслимо ли в пушечном снаряде перенести на Луну живых людей? Жюль Верн утверждает, что это возможно. Сейчас увидим, однако, что об осуществимости подобного проекта нечего и думать.
Затруднение, и притом непреодолимое, заключается в следующем. Вспомним, что ядро проскользнуло по каналу исполинской колумбиады чрезвычайно быстро, так как успело на этом пути довести свою скорость от 0 до 16 тысяч метров. Можно убедиться несложным расчетом, что движение в канале орудия должно было длиться всего около 1/40 секунды; за этот краткий миг скорость так чудовищно возросла. Ясно, что нарастание скорости должно быть очень стремительно. Секундное увеличение скорости — то, что в механике называется „ускорением", — легко вычислить: если в 1/40 секунды скорость увеличилась от 0 до 16 тысяч метров, то в полную секунду она возросла бы в 40 раз больше, то есть достигла бы 640 тысяч метров в секунду.
Что же должны испытывать при этом пассажиры? Стоя неподвижно, мы придавливаемся к опоре силой тяжести, которая стремится увлечь все тела в движение, сообщая им секундное „ускорение" в 10 метров в секунду. Это ускорение и обусловливает то чувство обременения нашего тела, которое мы называем его весом. Но пассажиры внутри летящего пушечного снаряда в момент выстрела придавливались бы к его полу с силой, в 64 тысячи раз большей обычной силы тяжести. Другими словами, пассажиры чувствовали бы, что сделались в 64 тысячи раз тяжелее: каждый из них весил бы 400 тонн! Конечно, такой чудовищный груз мгновенно раздавил бы его носителя.
Избежать этих последствий выстрела теми мерами предосторожности, которые описаны в романе, нельзя. Водяной буфер мог ослабить натиск не более чем на каких-нибудь полпроцента. Чтобы уменьшить быстроту нарастания скорости до безопасной степени, следовало бы удлинить пушку до нескольких сот километров: тогда скорость приобреталась бы на более длинном пути, то есть более постепенно. Но, конечно, сооружение подобной пушки несбыточно. Вот почему путешествие на другие планеты внутри пушечного снаряда совершенно неосуществимо.
Причины движения ракеты. (Налево — разрез незажженной ракеты. Направо — разрез горящей ракеты.) |
Как в наши дни отвечает наука на те вопросы, которые ставит Жюль Верн на последней странице своего романа:
„Есть ли возможность установить когда-нибудь регулярное сообщение с Луной? Возможен ли перелет с планеты на планету, с Юпитера на Меркурий, со звезды на звезду? Какой способ передвижения даст возможность посетить эти светила?"
В то время, когда был написан роман, свыше полувека назад, нельзя было дать никакого ответа на эти вопросы. Но в наши дни дело обстоит иначе. Правда, современная техника еще не в силах осуществить межпланетный перелет, но путь к разрешению этой заманчивой задачи уже найден. В настоящее время можно утвердительно сказать, что „регулярное сообщение с Луной, безусловно станет когда-нибудь возможно; средство, с помощью которого это будет достигнуто, нам также известно.
Аппарат, который перенесет когда-нибудь людей с Земли на Луну, — не пушка, а ракета исполинских размеров, надлежаще оборудованная для этой цели. Особенность движения ракеты, отличающая его от полета пушечного ядра, состоит прежде всего в том, что наивысшая скорость достигается ракетой не мгновенно, не в сотые доли секунды, а растягивается на гораздо больший промежуток времени. Вследствие несравненно большей плавности нарастания скорости „ускорение" ракеты гораздо меньше, чем „ускорение" орудийного снаряда, и этим устраняются убийственные последствия сотрясения при отправлении пассажиров в путь. Другая ценная особенность ракеты — та, что она может перемещаться, набирая скорость в абсолютной пустоте.
Чем дольше горит заряд ракеты, чем больше из нее вытекло газов, тем большую скорость она накопляет. К скорости, полученной в предыдущую секунду, прибавляется скорость, развиваемая в следующую; кроме того, по мере сгорания запаса горючего масса ракеты становится меньше, и ракета от одного и того же напора газов приобретает бóльшую скорость. Если к тому же взрывные газы вытекают весьма стремительно, то ракета к концу сгорания способна накопить значительную скорость. Можно вычислить, какое количество какого горючего должно быть сожжено в ракете данного веса, чтобы она накопила желаемую скорость. Зависимость, позволяющая делать подобные расчеты, установлена была еще 30 лет назад недавно умершим нашим соотечественником К. Э. Циолковским и называется „уравнением Циолковского". Она дает твердое основание утверждать, что при надлежащем выборе горючего требуемая для звездоплавания скорость безусловно будет достигнута.
Не надо думать, что лучше всего заряжать ракету сильно взрывчатыми веществами. Порох для звездолета прежде всего чрезвычайно опасен: при зажигании может сразу взорваться весь его запас и уничтожить межпланетный корабль.
Есть и еще причина, побуждающая отказаться от пороха и искать другие вещества для заряжения звездолета. Вопреки распространенному мнению, взрывчатые вещества освобождают при горении меньше энергии, нежели такие, например, горючие вещества, как водород, нефть, бензин, сгорающие в кислороде.
Вот почему изобретатели ракетных кораблей — звездолетов — отказываются от применения пороха и вообще веществ взрывчатых и предусматривают лишь использование таких веществ, как сжиженный водород, нефть, бензин, спирт, сжигаемых со сжиженным кислородом (водород и кислород нужно брать в жидком, а не в газообразном виде для того, чтобы не пришлось пользоваться тяжелыми толстостенными резервуарами).
К. Э. Циолковский (1857-1935). |
Такие „жидкостные" ракеты уже изготовлены работниками ракетного летания и многократно испытаны. Эти образцы новых ракет — только маленькие модели будущих ракетных кораблей. Их длина — около двух метров. Механизм разработан уже настолько хорошо, что подъем ракеты совершается безотказно. Поднявшись до высшей точки, ракета автоматически раскрывает парашют в верхней своей части, и на этом зонте опорожненная ракетная оболочка плавно опускается вниз. Спуск происходит без повреждений, так что возвратившуюся ракету можно опять зарядить и пустить в новый полет, повторяя подъем одной и той же ракеты много раз.
Как же должны мы представлять себе дальнейшее развитие ракетного летания? Можно предвидеть следующие четыре этапа.
Ближайшим этапом будет изготовление крупной ракеты для исследования (без человека) высоких слоев атмосферы, не доступных при помощи других способов. Аппарат этот будет сравнительно недорог, и такими высотными ракетами запасутся, надо думать, все метеорологические станции мира.
Освоение самых высоких слоев атмосферы, так называемой стратосферы, выше тех пределов, куда способны подниматься стратостаты, является ближайшей задачей изобретательских усилий советских работников ракетного дела. Судя по достигнутым ими результатам, надо думать, что конечный успех уже не далек.
Второй этап — почтовые ракеты дальнего следования. Переброска почты при помощи мощных жидкостных ракет может совершаться с неслыханной до сих пор скоростью. Вот данные для нескольких линий, могущих быть обслуженными такой почтой:
Третий этап — пилотная ракета дальнего следования для сверхбыстрого путешествия через океан. Скорость передвижения здесь такая же, как и для почтовых ракет, то есть круглым счетом десять тысяч километров в час. Такая невероятная скорость возможна потому, что „ракетоплан" полетит не через плотную атмосферу, а, по крайней мере, большую часть своего пути очень высоко, в необычайно разреженных слоях воздуха, не представляющих никаких помех быстрому передвижению.
Четвертый этап — облет вокруг Луны с возвращением на Землю. Это кажется слишком неожиданным переходом: от полета в Америку к полету на Луну. До Америки всего шесть-семь тысяч километров, то есть в 60 раз меньше, чем до Луны. Но если передвижение совершается в безвоздушном пространстве, то трудности пути нельзя измерять числом километров. В межзвездных пространствах в полной мере проявляется закон инерции, в силу которого тело, раз приведенное в движение, продолжает само двигаться вперед с неизменной скоростью. Никакой энергии для поддержания такого движения не требуется, — безразлично, летит ли тело на шесть тысяч, или на шесть миллионов километров. Энергия при полете на Луну будет расходоваться только на преодоление земной тяжести; но тяжесть в значительной степени должна быть преодолена также при перелете через океан со скоростью 10 тысяч километров в час. Не надо поэтому удивляться, что расход горючего для лунного перелета оказывается всего вдвое больше расхода его для полета в Америку (мы говорим о полете в один конец). Вот почему после перелета через океан очередным шагом является уже лунное путешествие.
Что последует за лунным перелетом? После облета Луны без спуска на нее надо будет, разумеется, сделать полет с высадкой на Луне. Это гораздо более сложное предприятие, чем простой облет вокруг Луны, хотя бы на очень близком расстоянии. Облетая кругом Луны, ракета почти не теряет накопленной скорости; поэтому достаточно лишь изменить направление полета такой ракеты, чтобы при весьма незначительном расходе горючего направить ее путь к Земле. Иное дело при высадке. Чтобы спуститься на лунную поверхность, ракета неизбежно должна лишиться всей накопленной скорости — иначе она разобьется вдребезги при ударе. А известно, что для остановки движущегося тела требуется затратить ровно столько же энергии, сколько израсходовано было для приведения его в движение. Это значит, что при снижении ракеты на Луну надо сжечь весьма много горючего. Следовательно, отправляясь с Земли, ракетный корабль должен нести с собой соответствующий запас горючего. Но сказанным не исчислен еще весь тот запас горючего, который ракете требуется нести с собой во время такого лунного полета. Не забудем, что понадобится еще расходовать горючее при обратном взлете с Луны. Луна ведь тоже притягивает к себе все тела, хотя и слабее, чем Земля. Наконец, в четвертый раз придется сжигать горючее, чтобы совершить безопасный спуск на Землю, не разбиться при ударе о ее поверхность. Вы видите, что полет на Луну с высадкой неизмеримо сложнее, чем перелет без высадки.
Устройство для пуска большой ракеты |
Когда будут совершены первые полеты на Луну, своевременно будет поставить вопрос о путешествии на далекие планеты, на Венеру и на Марс.
Как это будет осуществлено, рано еще обсуждать, хотя маршруты и сроки таких перелетов уже вычислены.
Остановимся еще на вопросе, без сомнения, возникшем уже в уме читателя: как скоро можно ожидать осуществления хотя бы лунного перелета? Об этом высказался искусный американский строитель ракет, проф. Годдард, придумавший и пустивший жидкостную ракету своего изобретения (к сожалению, он держит подробности устройства своих ракет в строгой тайне, так как работает по заданиям военного ведомства США). Вот его слова:
„Что касается вопроса о том, через сколько времени может состояться успешная отсылка ракеты на Луну, то я считаю это осуществимым еще для ныне живущего поколения. Сделанный мною удачный пробный пуск ракеты на небольшую высоту показал мне, как должна быть подобная (лунная) ракета устроена для успешного действия".
Если вспомним, как быстро развивались авиация и управляемое воздухоплавание, и если примем в расчет более высокую ступень развития техники в наши дни, то вправе будем разделить уверенность американского ученого, что и ракетное летание может развиться не менее быстрым темпом при благоприятной экономической обстановке.
Вот по какому пути направилось техническое развитие идеи межпланетного летания, впервые намеченной Жюлем Верном в романе „Из пушки на Луну". Потребуется еще немало усилий, прежде чем цель будет окончательно достигнута. Трудности предстоящих работ огромны, но не неодолимы. Современная техника дошла до такого состояния, что раз задача разрешена теоретически, она рано или поздно получает свое практическое осуществление.
Техника — это тот Архимедов рычаг, который нуждается лишь в точке опоры, чтобы поднять Землю.
Точка опоры найдена, и рычаг когда-нибудь обнаружит свое могучее действие.
Глава „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ | I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. XVI. XVII. XVIII. XIX. XX. XXI. XXII. XXIII. XXIV. XXV. XXVI. XXVII. |
Пушечный клуб Сообщение председателя Барбикена Как откликнулись американцы на проект Барбикена Ответ Кембриджской обсерватории О том, чего невозможно стало не знать в Соединенных штатах Гимн снаряду Пушка Вопрос о порохе Один недруг на двадцать пять миллионов друзей Флорида и Техас По всему свету Стонзхилл Шахта колумбиады Отливка колумбиады Банкет в колумбиаде Сенсационная телеграмма Пассажир „Атланты" Митинг Атака и оборона Как француз умеет уладить трудное дело Новый гражданин Соединенных штатов Снаряд-вагон Телескоп Пушечного клуба Последние приготовления Выстрел Закрытое небо Новое светило | 5 12 20 25 29 34 42 49 55 61 68 72 79 86 94 102 103 114 124 133 142 147 158 165 173 178 184 |
Глава „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ | I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. XVI. XVII. XVIII. XIX. XX. XXI. XXII. XXIII. |
От 10 часов 20 минут до 10 часов 47 минут вечера Первые полчаса Путешественники устраиваются Немножко алгебры Погребение Спутника Вопросы и ответы Минута опьянения В 78 милях 114 лье Результат уклонения Наблюдения Фантазия и реализм Горы Луны Лунные ландшафты Ночь в триста пятьдесят четыре с половиной часа Гипербола или парабола? Южное полушарие Кратер „Тихо" Важные вопросы Борьба с невозможным Промеры „Сускеганны" Мастон снова появляется Спасение Вместо конца | 187 193 204 211 217 222 230 238 248 254 257 259 266 274 281 286 288 293 297 303 307 315 320 |
Я. Перельман. Проекты путешествия на Луну........ | 324 |