вернёмся в библиотеку?


Программа
,,Восток"


Человек в космосе


Наша страна по праву считается родиной первых космических стартов. 4 октября 1957 г. все человечество стало свидетелем первого в мире полета в космос советского искусственного спутника Земли, вслед за ним на орбиту вокруг Земли были выделены очередные искусственные спутники, потом - пробные полеты космических кораблей, затем - межпланетные автоматические станции. Всего до первого полета человека в космос было запущено более 50 космических летательных аппаратов, с помощью которых упорно и скрупулезно велись необходимые исследования.

Март 1961 г. Этот месяц был самым напряженным для тех, кто готовил к полету корабль «Восток», ракету-носитель и стартовый комплекс, и особенно для тех, кто готовился к старту в космос.

25 марта 1961 г. в СССР на орбиту вокруг Земли был выведен опытный корабль-спутник весом 4695 килограммов. В его кабине находились манекен космонавта, собака Звездочка и различные биологические объекты. Корабль успешно выполнил программу и после одного оборота вокруг Земли совершил посадку. Во время полета еще раз были проверены бортовые программные устройства, аппаратура, приборы ориентации корабля, тормозные двигательные установки, системы ручного управления, спуска и приземления, радиоаппаратура, устройства контроля полетом и регистрации филологических функций человека. Запуск и полет корабля-спутника показали, что этап подготовки полета человека в космос завершен.

По специальной программе усиленно готовилась и группа космонавтов. Каждый хорошо знал, что только одному выпадет великая честь первым открыть путь в космические просторы. Их тренировкой постоянно интересовались все, кто руководил подготовкой полета. Для участия в первом космическом полете были отобраны два космонавта.

На космодроме в эти дни также шла напряженная и кропотливая работа. Инженерам, техникам, рабочим не раз приходилось отправлять со стартовых площадок космические ракеты в космос. Но теперь в полет на космическом корабле впервые отправится человек.

Готовились и мы, спортивные комиссары. Нам предстояло не только быть свидетелями полета, но и регистрировать новые в истории Международной авиационной федерации рекорды - космические. В феврале 1961 г. меня вызвал генерал Н.П.Каманин, который сообщил, что намечается запуск в космическое пространство корабля-спутника с человеком на борту. Он спросил, существуют ли правила или положения спортивного кодекса о регистрации космических рекордов. Я ответил, что в октябре 1960 г. в Барселоне 53-я Генеральная конференция ФАИ утвердила правила регистрации космических достижений, устанавливаемых человеком при полете в космическое пространство. Позже я сообщил об этом академику С.П.Королеву и членам Государственной комиссии, которым было предоставлено право принимать решение о запуске в космическое пространство первого в мире человека.

На космодром летели люди, непосредственно занимающиеся подготовкой космонавтов, технические специалисты, а также мы, спортивные комиссары. Байконур встретил нас теплой солнечной погодой. По-весеннему светило солнце, пустынная степь оживала после зимних крепких морозов и сильных метелей. Среди встречающих конструкторы, ученые, которые принимали участие в создании космического корабля, решали многие сложные теоретические проблемы по осуществлению полета и обеспечению безопасности человека.

За несколько дней до старта мы взвесили космический корабль «Восток», составили необходимые материалы, которые после завершения полета должны были войти в отчет об этом космическом путешествии.

1961 год, 12 апреля. Время старта приближается. По радио объявляется часовая готовность, затем получасовая, стартовая площадка пуста. Все, кто должен обслуживать запуск, заняли свои места. Космический корабль стоит, словно всматриваясь в небесные просторы, изучая путь, по которому ему впервые предстоит унести в космос человека.

На экране телевизора хорошо видно лицо космонавта. Он бодр и весел. «Чувствую себя хорошо, перчатки надел, гермошлем закрыл, к старту готов», - докладывает Юрий Гагарин.

- Внимание - минутная готовность!

- «Кедр»! Я «Заря-один». Внимание - минутная готовность! Минутная готовность!

Из бункера, где расположен пульт управления, слышен голос руководящего пуском:

- Ключ на старт!

- Есть ключ на старт! - отвечает оператор,

- Протяжка один!

- Есть протяжка один!

- Продувка!

- Есть продувка!

- Ключ на дренаж!

- Есть ключ на дренаж! Есть дренаж!

- Зажигание!

- «Кедр»! Я «Заря-один»! Зажигание!

Из динамика доносится голос Гагарина:

- Понял вас, дается зажигание...

- Предварительная!

- Есть предварительная!

- Промежуточная... Главная! Подъем!

Последние секунды!.. Взоры всех обращены на космический корабль. В наступившей тишине раздается голос хронометриста: «Один.., два.., три». Это секунды.

По радио слышно, как Гагарин говорит: «Поехали! Все проходят нормально!». Доносится нарастающий грохот двигателей. В пламени, выбивающемся из сопел двигателей, корпус ракеты как бы нехотя приподнимается над стартовым устройством. Словно живое существо, она в каком-то раздумье, чуть подрагивая, на секунду-другую зависает у земли и вдруг, оставляя за собой бушующий вихрь огня, исчезает. Только виден в небе яркий огненный след.

Спортивный комиссар фиксирует на секундомере время отрыва космического корабля от стартового устройства: «12 апреля 1961 года 9 часов 07 минут московского времени, космодром Байконур»1. Впервые в истории человечества начался полет человека в космос. Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле-спутнике «Восток» - в космосе!

1Здесь и далее время московское.

Район приземления. Здесь все приготовлено для встречи космонавта на родной Земле. За день до старта с утра попалил снег, но к полудню растаял, и улицы города превратились в реки. Погода была неустойчивой, и это всех волновало. Но 12 апреля с самого утра солнце засияло по-весеннему. Кажется, сама природа радовалась первому полету человека в космос.

В полной готовности все средства связи и радиотехнического контроля. Самолеты и вертолеты из группы поиска и эвакуации в воздухе. С ними поддерживает непрерывную связь командный пункт. В 9 часов 51 минуту на корабле «Восток» включилась автоматическая система ориентации. В 10 часов 15 минут на борт корабля поступают команды о подготовке к спуску. В 10 часов 25 минут по автоматическому циклу включилась тормозная двигательная установка (ТДУ).

До приземления осталось 30 минут. «Восток» начал сходить с орбиты. После отделения от корабля приборного отсека в 10 часов 35 минут спускаемый аппарат корабля «Восток» вошел в плотные слои атмосферы. Пропала невесомость. На космонавта навалились восьмикратные перегрузки. В иллюминаторе Ю.А.Гагарин видит, как бушует пламя вокруг корабля. Температура на поверхности «Востока» достигла нескольких тысяч градусов, а в кабине корабля - плюс 20°С. Космонавт чувствует, как «Восток» начало трясти. До приземления оставалось 20 минут. Скорость снижения 220 метров в секунду. Высота 7000 метров. Юрий Алексеевич почувствовал резкий толчок. Его сильно прижало к сиденью. Это раскрылся тормозной парашют. Скорости снижения уменьшилась. В это время произошел отстрел крышки люка, а через две секунды была автоматически введена парашютная система приземления.

И вот наступило долгожданное мгновение; в 10 часов 55 минут летчик-космонавт СССР. Ю.А.Гагарин, облетев земной шар на космическом корабле «Восток» к выполнив программу полета, приземлился в заданном районе, в 26 километрах юго-западнее города Энгельса Саратовской области, вблизи деревни Смеловка Терновского района.

...Юрий Гагарин увидел женщину с девочкой, которые с любопытством смотрели на него. Космонавт в ярко-оранжевом скафандре направился к ним. Сняв гермошлем, он крикнул им: «Свой, товарищи, свой!» В это время с криком: «Юрий Гагарин, Юрий Гагарин» подбежали с полевого стана механизаторы, окружили космонавта плотным кольцом. Люди обнимали героя, поздравляли его с великим подвигом. Они помогли Гагарину снять скафандр, кто-то дал ему свою фуражку, с которой он потом долго не расставался. В сопровождении местных жителей Гагарин подошел к спускаемому аппарату космического корабля и тщательно осмотрел его. В это время появился вертолет со специалистами из группы встречи, спортивным комиссаром, кинооператорами. Все бросились к космическому кораблю, у которого стоял улыбающийся первооткрыватель космические полетов, гражданин Советского Союза Юрий Гагарин. Горячие объятия, поздравления... Это были счастливые минуты.

Хотя я знал, что передо мной именно он, космонавт-один Юрий Гагарин, все же, как этого требует Спортивный кодекс, попросил его показать удостоверение, записал номер и дату выдачи, зарегистрировал в специальном бланке фамилию, имя, отчество, дату и время приземления, проверил опознавательные знаки космического корабля, на котором была надпись «Восток-СССР».

Здесь же на месте приземления были зарегистрированы три первых абсолютных мировых космических рекорда, установленные в легендарном полете Юрием Алексеевичем Гагариным: рекорд продолжительности полета (108 минут), рекорд высоты полёта (327,7 километра) и рекорд максимального груза, поднятого на эту высоту (4725 килограммов).

Кроме абсолютных мировых рекордов полета в космос, Юрий Гагарин установил два всесоюзных рекорда по радиосвязи. Они также явились и международным достижением: осуществление впервые в мире двусторонней радиосвязи «Земля - Космос», «Космос - Земля» в диапазоне коротких волн (9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца) и в диапазоне ультракоротких волн (143,625 мегагерца).

...Мы вернулись к космическому кораблю, окруженному местными жителями, забрали скафандр, бортовой журнал, некоторые приборы, вещи и возвратились на вертолет. По выражению лица космонавта было видно, что он устал. Все понимали его состояние. Ведь в первом космическом полете никто не мог дать гарантию полной безопасности. И только снова очутившись на родной Земле, он по-настоящему осознал происшедшее... Несколько минут полета - и мы на аэродроме. Цветы, крики «Ура!», «Первому космонавту мира - слава!». Гагарин поднимает руки, улыбается, сердечно прощается со всеми, заходит в самолет и вдруг останавливается и спрашивает: «А где часы, те, что были со мной в космосе, они пришиты к левому рукаву скафандра?».

Принесли скафандр, отрезали часы, Юрий бережно положил их в карман... В самолете врач В.Г.Волович снова осмотрел космонавта. Проверил пульс, давление, сердце - все в порядке, самочувствие превосходное. Здесь же мы сфотографировались с космонавтом. Самолет берет курс на город Куйбышев, где космонавта ждут члены Государственной комиссии, друзья, корреспонденты и жители большого волжского города.

В самолете Гагарин охотно съел фрукты и выпил виноградный сок. Я сказал ему, что им установлено сразу три абсолютных мировых рекорда, спросил, как он перенес невесомость.

- Невесомость - очень интересное ощущение. Руку поднял - она висит в воздухе, пока не приложишь усилие, чтобы ее опустить. Блокнот повис в воздухе и плавал, пока я его не поймал. Двухсторонняя связь с Землей была большой моральной поддержкой. Я не чувствовал себя одиноким и был совершенно уверен, что техника не подведет.

На следующий день состоялось заседание Государственной комиссии, на котором мы слушали доклад человека, который впервые побывал в космосе. Он рассказывал о работе систем корабля в полете, о всем том, что он увидел и пережил за пределами Земли, на космической орбите. Трудно забыть эти волнующие дни особенно тем, кто был непосредственным свидетелем этого выдающегося события.

На корабле не было технических неполадок, самочувствие у Юрия Алексеевича было хорошее. Этот первый полет человека в космическое пространство проведен блестяще. Я помню споры, которые велись до полета Ю. А. Гагарина, по поводу того, что именно посадка на Землю отодвигает полет человека в космос на неопределенный срок, что техника еще не в состоянии гарантировать безопасность приземления. Так было, пока с помощью кораблей-спутников не были отработаны возвращение и посадка на Землю, готовя надежную базу для полета корабля «Восток-1» с первым космонавтом мира Юрием Гагариным.

Гагарин первым испытал новую ступень скоростей, достигнутых техникой. Вспомним, сколь стремительным был скачок, В начале нашего века паровозы мчались наравне с первыми автомобилями и самолетами. Железные дороги и сейчас соперничают с автомобильным транспортом благодаря дизельным, электрическим н газотурбинным двигателям. Скорость самолетов нарастала весьма постепенно, подобралась к звуковому барьеру, с немалым трудом перевалила и через него. Прошло много лет, пока самолеты стали летать вдвое, затем втрое быстрее звука. Это уже скорость артиллерийского снаряда. Но такой самолет по сравнению с кораблем типа «Восток» - словно пешеход перед мчащимся автомобилем. Космическая борозда, проложенная советским человеком Юрием Гагариным в небесной целине, навсегда останется в памяти всего человечества.

Мне часто приходилось встречаться с Ю.А.Гагариным после его полета в космос. Всегда я видел этого замечательного человека веселым, жизнерадостным, добрым, в то же время прямым, принципиальным и требовательным.

Впервые я встретился с ним в конце февраля 1961 г., т.е. примерно за полтора месяца до его полета в космос. Случилось так, что я прибыл к генералу Каманину по вопросу предстоящего полета человека в космос. В это время в его комнате за столом сидели несколько молоденьких офицеров в авиационной форме. Поздоровавшись с летчиками, я услышал фамилии: Гагарин, Титов, Быковский, Николаев. Позже после официальной встречи у нас состоялся дружеский разговор о полетах на реактивных самолетах в сложных метеорологических условиях и дальнейшем развитии космической техники. Потом разговорились о летной работе в аэроклубах ДОСААФ. Дело в том, что Юрий Гагарин и Валерий Быковский в свое время окончили первый - Саратовский, а второй - Московский аэроклубы ДОСААФ.

Вместе с Ю.А.Гагариным мне приходилось бывать на космодроме в период подготовки к очередному полету в космос советских космонавтов. Жители Байконура всегда были рады встретиться с этим обаятельным человеком, с его незабываемой и неповторимой улыбкой. Здесь в свободные от работы часы он встречался с детьми, выступал по местному телевидению. Я наблюдал за его работой в период подготовки космонавтов и всего стартового комплекса к выполнению новой программы полета. Юрий Алексеевич доходчиво, квалифицированно, с любовью объяснял устройство и конструкцию космического корабля пли просто отвечал на любые вопросы собеседника. Юрий Гагарин отличался простотой, душевностью и человечностью. И не случайно в его адрес ежедневно поступали сотни писем, в которых люди не только просили его в чем-то помочь, но и просто советовались с ним. И он находил время, чтобы с каждым письмом ознакомиться и дать на него ответ.

Этот замечательный советский человек, проложивший путь к звездам, навсегда останется в памяти всех людей Земли.

Всем миром Ю.А.Гагарин признан первым покорителем космоса, установившим абсолютные мировые космические рекорды. Он является первым космонавтом, за свой подвиг награжденным ФАИ Большой золотой медалью. Учитывая исключительно большие заслуги летчика-космонавта СССР Ю.А.Гагарина, 61-я Генеральная конференция Международной авиационной федерации, проходившая в Лондоне с 26 по 30 ноября 1968 г.. единодушно приняла решение об утверждении Золотой медали имени первого космонавта. Ежегодно Совет ФАИ присуждает медаль имени Ю.А.Гагарина летчику-космонавту, достигшему в истекшем году наивысших результатов в области освоения человеком космического пространства в мирных целях.

61-я Генеральная конференция ФАИ, по предложению делегации Федерации авиационного спорта СССР, приняла также решение об учреждении Международного дня авиации и космонавтики, который, начиная с 1968 г. отмечается ежегодно 12 апреля - в день первого полета человека в космос, совершенного Ю.А.Гагариным.

Учреждение ФАИ медали имени Ю.А.Гагарина и Международного дня авиации и космонавтики является международным признанием выдающихся успехов советской науки в исследовании и изучении космического пространства в мирных целях.

Это означает: Гагарин катапультировался! Даже спустя 15 лет такое не могли напечатать. - Хл.
СА приземлился в 4-х км и Гагарин возле него не был - Хл.
далее
в начало
назад